Комментарий к Закону Кировской области от 9 ноября 2009 г. N 440-ЗО
"О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей
в общественных и иных местах на территории Кировской области"
Дети относятся к наиболее социально незащищенным слоям населения.
Некоторые их права и интересы могут быть реализованы только при непосредственном участии взрослых. Но в любом случае, государство должно предпринимать все меры для того, чтобы обезопасить детей от различных негативных влияний общества, в котором они живут. Комментируемый Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и устанавливает меры по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области. Основными целями Закона являются предупреждение причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Кировской области.
В комментируемой статье приведены основные понятия, которые применяются в настоящем Законе:
1) лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, - лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей;
2) ночное время - время в период с первого октября по тридцатое апреля - с 22 часов до 6 часов, в период с первого мая по тридцатое сентября - с 23 часов до 6 часов.
В комментируемой статье указаны места, нахождение в которых детей не допускается. Из содержания статьи видно, что запрет на нахождение в том или ином месте зависит от возраста ребенка, а также может зависеть от времени суток. Данный запрет устанавливается в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
1. Не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, перечень которых утверждается в соответствии со статьей 6 настоящего Закона. Забегая вперед, отметим, что упомянутые перечни утверждаются представительным органом муниципального района. Определение мест, нахождение в которых детей не допускается, осуществляется на основании предложений органов местного самоуправления, органов государственной власти, государственных органов, учреждений, общественных организаций, граждан. А для оценки этих предложений органами местного самоуправления муниципальных районов создаются экспертные комиссии, которые и дают соответствующие заключения. Но более подробно об этом будет сказано в ст. 6 настоящего Закона.
2. Второй запрет распространяется на детей, не достигших возраста 16 лет. Не допускается их нахождение в ночное время, (напомним, это время в период с первого октября по тридцатое апреля - с 22 часов до 6 часов, в период с первого мая по тридцатое сентября - с 23 часов до 6 часов) на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, перечень которых утверждается в соответствии со ст. 6 настоящего Закона, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Из содержания данного положения становится ясно, что речь в нем идет о так называемом "комендантском часе" для подростков.
В комментируемой статье определен круг лиц, на которых возложена обязанность по недопущению нахождения детей в местах, указанных в ст. 3 настоящего Закона. Круг лиц определяется в зависимости от возраста ребенка и категории места, в которое ему закрыт доступ. Так, в п. 1 ст. 4 установлено, что родители (лица, их заменяющие), юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, принимают меры:
1) по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 18 лет, в местах, указанных в п. 1 ст. 3 настоящего Закона;
2) по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в ночное время в местах, указанных в п. 2 ст. 3 настоящего Закона. В соответствии с п. 2 ст. 4, лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, принимают меры по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в местах, указанных в п. 2 ст. 3 настоящего Закона.
В п. 3 комментируемой статьи говорится, что юридические лица или граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в местах, указанных в ст. 3 настоящего Закона, в которые запрещен доступ детей, должны размещать предупредительные надписи при входе на такие объекты (на территории, в помещения). В этих уведомительных надписях должно быть указано о запрете нахождения в них детей.
Уведомительные меры должны предприниматься и образовательными учреждениями. В соответствии с комментируемой статьей, через такие учреждения осуществляется информирование участников образовательного процесса - обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих). Информируются участники образовательного процесса о том, до какого возраста и в какие места в соответствии со ст. 3 настоящего Закона не допускаются дети, время суток, а также перечень конкретных мест, в которые доступ детям закрыт, кто несет ответственность за нарушение положений настоящего Закона и какую и т.п.
В комментируемой статье регламентировано, что же делать, если положения настоящего Закона все же были нарушены и ребенок оказался в том месте, в то время, в которые ему нельзя там находиться. Если такое случилось, то лица, обнаружившие ребенка в таких местах, обязаны сообщить об этом в органы внутренних дел по месту обнаружения ребенка (п. 1 ст. 5).
Согласно п. 2 данной статьи на органы внутренних дел, в свою очередь, возложены следующие обязанности. Для начала они незамедлительно принимают меры для установления личности ребенка, его места жительства, местонахождения его родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. После выяснения местонахождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, органы внутренних дел должны уведомить их о факте обнаружения ребенка.
При необходимости органы внутренних дел доставляют ребенка родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей. В случае отсутствия родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств органы внутренних дел доставляют ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка, а также осуществляют иные действия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Напомним, что в ст. 3 настоящего Закона перечислены места, в которых не допускается нахождение детей. В этой же статье сказано, что помимо перечисленных мест, могут быть установлены перечни конкретных мест, нахождение в которых детей также запрещено. Такие перечни утверждаются представительным органом муниципального района (городского округа) с учетом культурных и иных местных традиций (п. 1 ст. 6).
Согласно п. 2 данной статьи определяются места, нахождение в которых детей не допускается на основании предложений, которые поступают в органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов). Такие предложения вправе направлять органы местного самоуправления, органы государственной власти, государственные органы, учреждения, общественные организации, граждане.
После поступления предложений об определении мест, нахождение в которых детей не допускается, проводится их оценка. Для этого органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) создают экспертные комиссии (п. 3 ст. 6).
Пункт 4 комментируемой статьи регламентирует состав экспертной комиссии. Согласно данному положению комиссия может состоять из представителей органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, специалистов. Количественный и персональный состав экспертной комиссии утверждается муниципальным правовым актом.
Экспертная комиссия в результате оценки предложений по определению мест, нахождение в которых детей не допускается, выносит заключение (п. 5 ст. 6).
В соответствии с п. 6 данной статьи порядок формирования и деятельности экспертной комиссии устанавливается муниципальным правовым актом.
Комментируемой статьей установлено, что родители (лица, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия с участием детей, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона в соответствии с Законом Кировской области от 4 декабря 2007 г. N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области".
Статьей 3.10. упомянутого выше Закона предусмотрено три состава правонарушений, предусматривающих ответственность за непринятие мер по недопущению нахождения детей в общественных и иных местах на территории Кировской области.
Первый состав правонарушения устанавливает ответственность за непринятие мер по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, входящих в перечень, утвержденный представительным органом муниципального района (городского округа), принадлежащих юридическим лицам или гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Второй - устанавливает ответственность за допущение просмотра несовершеннолетним (в возрасте до шестнадцати лет) кино-, видеофильмов, которые не рекомендованы для детей данной возрастной категории, организаторами просмотра.
Наконец, третий состав устанавливает ответственность за непринятие мер по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в период с первого октября по тридцатое апреля с 22 часов до 6 часов, а в период с первого мая по тридцатое сентября - с 23 часов до 6 часов на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах, перечень которых утверждается представительным органом муниципального района (городского округа).
Совершение указанных правонарушений влечет наложение на виновных лиц штрафа. Размер штрафа зависит от того, кем совершено правонарушение: гражданами (родителями или лицами их заменяющими), должностными или юридическими лицами.
Согласно комментируемой статье настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об административной ответственности в Кировской области", предусматривающего административную ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона.
Как указано в Законе Кировской области от 25 декабря 2009 г. N 490-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об административной ответственности в Кировской области", настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования. Текст Закона опубликован в газете "Вятский край" от 31 декабря 2009 г. N 240, соответственно, Закон вступает в силу 11 января 2010 года.
А.А. Авдейкина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
29 мая 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авдейкина А.А. Комментарий к Закону Кировской области от 9 ноября 2009 г. N 440-ЗО "О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области" - Система ГАРАНТ, 2010 г.