В целях совершенствования государственной политики Кировской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов:
1. Утвердить Концепцию развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года.
2. Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Губернатор - Председатель Правительства Кировской области |
Н.Ю.Белых |
Концепция развития охотничьего хозяйства
Кировской области на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Кировской области
от 17.08.2010 N 295)
1. Общие положения
Концепция развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением, данным на оперативном совещании при Губернаторе области от 17.08.2009 N 25/1.7, с учётом основных положений скорректированной Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432).
Концепция направлена на сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в сфере охоты и охотничьего хозяйства области и содержит описание путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе развития охоты и охотничьего хозяйства, их модернизации и повышения эффективности.
В Концепции рассмотрены современное состояние и проблемы охотничьего хозяйства Кировской области, сформулированы принципы, цели и задачи отраслевого развития, определены основные механизмы, сроки и этапы реализации мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие охотничьего хозяйства, обеспечение его экологической безопасности, определены ожидаемые результаты реализации Концепции.
Необходимость подготовки Концепции обусловлена существующими в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов проблемами, связанными с изменением социальных, экономических, экологических и правовых условий охотпользования, реформированием государственного управления, современными природоохранными требованиями, потребностями модернизации существующего механизма пользования охотничьими ресурсами.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области об охране и использовании животного мира, об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, иных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области.
2. Современное состояние охотничьего хозяйства
Охота - традиционный для населения Кировской области вид пользования животным миром, представляющий собой деятельность по добыванию диких животных, отнесённых к охотничьим ресурсам, в естественной среде обитания. Охотничье хозяйство области - самостоятельная отрасль природопользования, сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Благодаря достаточно высокой численности ряда видов охотничьих ресурсов и их относительной доступности охота в Кировской области представляет значительный интерес как для местного населения, так и для охотников из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа.
Площадь охотничьих угодий области - 11,7 млн. гектаров, преобладают лесные и сельскохозяйственные угодья. Незначительная площадь земель водного фонда (0,6%) лимитирует один из наиболее массовых видов охоты - на водоплавающую дичь и одновременно повышает антропогенные нагрузки на имеющиеся реки и озёра. В перспективе лесистость территории области будет увеличиваться. Это положительно скажется на состоянии лесных видов охотфауны и в то же время усложнит организацию и производство охоты.
По состоянию на 01.01.2010 на территории области функционирует 181 особо охраняемая природная территория общей площадью 374,2 тыс. гектаров. Задачи сохранения и воспроизводства животного мира также решают зоны охраны охотничьих ресурсов общей площадью 168,7 тыс. гектаров.
87,7% охотничьих угодий области передано в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Общедоступные охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, составляют 10% от их общей площади, почти 70% которых находятся на территории северных районов области. В 8 муниципальных районах площадь указанных охотничьих угодий превышает 20% общей площади территории, в 27 муниципальных районах общедоступные угодья отсутствуют вовсе.
Экономическая деятельность по использованию ресурсов охотничьих животных, постоянно или временно обитающих на территории области, имеет преимущественно рекреационный характер. Валовой выпуск продукции и услуг охоты и связанных с ней отраслей составляет около 100 млн. рублей, величина сбора за пользование животным миром - 4,1 млн. рублей, затраты долгосрочных охотпользователей на охрану и воспроизводство животного мира - 7,4 млн. рублей. На условиях полной или частичной занятости в охотничьем хозяйстве области работает около 600 человек.
Объектами охоты на территории области являются 46 видов птиц и 26 видов зверей. Из них в значимый хозяйственный оборот вовлечено менее 30% видов, а в интенсивный - 13%. Основной вид пользования дикими животными - любительская и спортивная охота. Охота проводится в два периода (охотничьих сезона) весенний и летне-осенне-зимний. Среднегодовая добыча основных охотничьих видов (2005 - 2009 годы) составляет: лось - 844 особи, кабан - 575 особей, медведь - 284 особи, бобр - 1413 особей, глухарь - 1174 особи, тетерев - 3949 особей, кулики (в основном вальдшнеп) - 3617 особей, заяц - беляк - 13075 особей. Большое значение имеет и охота на водоплавающих птиц, в основном мигрирующих. Их ежегодная добыча оценивается в 30000 особей.
Анализ освоения мясо-дичных и пушно-меховых ресурсов показан на диаграммах (рис. 1-4).
Рис. 1. Освоение лимитов добычи копытных животных и медведя в 2009 году
Рис. 2. Освоение объёмов добычи пушных видов в 2009 году
Рис. 3. Освоение объёмов добычи пушных видов в 2009 году
Рис. 4. Освоение лимитов добычи боровой дичи в 2009 году
Охотничьи ресурсы области в целом осваиваются устойчиво. Однако, хотя фактическая добыча не выходит за границы зоны устойчивого использования, наблюдается депрессия зайцев беляка и русака, рыси, росомахи. Отмечаются также признаки ухудшения состояния популяций тетеревиных птиц. Интенсификация использования некоторых видов копытных животных необходима вследствие угрозы возникновения африканской чумы свиней. Проводимые в связи с этим мероприятия по регулированию поголовья кабана ослабляют тенденции роста их численности и создают предпосылки для противоположной динамики.
Неблагоприятные факторы пока не имеют критического характера. Вместе с тем для выработки научно-обоснованной стратегии использования "проблемных" видов требуется специальный анализ их состояния, включая оценку оптимальности существующей системы нормирования добычи, и определение параметров устойчивого существования и методов управления популяциями на перспективу.
Одновременно требуется проведение текущих мероприятий по усилению охраны боровой дичи, прежде всего глухаря и тетерева. Актуальность дополнительных мер по её сохранению и воспроизводству обусловлена усилением антропогенных нагрузок на лесные экосистемы. В отношении тетеревиных птиц - это лесозаготовки и высокоинтенсивная любительская и спортивная охота, а также сукцессионные изменения биоценозов. В числе перспективных решений - развитие сети территорий с ограниченным режимом охоты, а также усиление борьбы с браконьерами, охранных и воспроизводственных мероприятий, повышение качества внутрихозяйственного регулирования охоты, развитие системы взаимодействия охотхозяйственных субъектов с первичными земле-, лесо-, водопользователями. В каждом муниципальном районе области существует острая необходимость наличия инспектора по охране животного мира, наделённого определёнными административными правами и обеспеченного необходимым транспортом. Система охранных и воспроизводственных мероприятий должна иметь научно-обоснованный и учитывающий конкретные условия характер.
На 01.01.2010 пользование охотничьими ресурсами осуществляло 88 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 42 тыс. жителей области, зарегистрировавших своё право на охоту. По имеющимся оценкам в туристско-охотничьих целях вятские охотугодья ежегодно посещают порядка 500-600 человек из других регионов (2005-2009 годы). По количеству охотников в расчёте на 1000 человек взрослого населения область занимает одно из ведущих мест в Европейской части России. Это свидетельствует о наличии социальной базы охоты, гораздо более значимой, чем в других европейских регионах.
Характеристики долгосрочных пользователей по организационно-правовым формам приведены в таблице 1. Территориально наиболее крупные из них - общественные организации, входящие в состав Кировского областного общества охотников и рыболовов, и открытое акционерное общество "Кировохота", занимающие соответственно 48,4% и 13,4% площади охотугодий области.
Таблица 1
Организационно-правовые формы
и территориальные характеристики долгосрочных пользователей
животным миром
N п/п |
Организационно-правовые формы долгосрочного охотпользования |
Количество, единиц |
Общая площадь, тыс. гектаров |
Средняя площадь, тыс. гектаров |
1 |
Некоммерческие организации |
43 |
6 361,8 |
147,9 |
1.1 |
Партнёрства и фонды |
5 |
123,1 |
24,6 |
1.2 |
Общественные организации |
38 |
6 238,7 |
164,2 |
2 |
Федеральные государственные учреждения |
1 |
30,5 |
30,5 |
3 |
Государственные образовательные учреждения |
1 |
52,9 |
52,9 |
4 |
Государственные научные учреждения |
1 |
66,3 |
66,3 |
5 |
Унитарные предприятия |
2 |
590,6 |
295,3 |
6 |
Производственные кооперативы |
1 |
65,0 |
65,0 |
7 |
Акционерные общества |
9 |
1 665,0 |
185,0 |
8 |
Общества с ограниченной ответственностью |
27 |
902,6 |
33,4 |
9 |
Индивидуальные предприниматели |
3 |
44,7 |
14,9 |
|
Итого |
88 |
9 779,4 |
111,1 |
По состоянию на 01.04.2010 полномочия Кировской области и Российской Федерации в сфере охраны и использования животного мира и среды его обитания на территории Кировской области исполняли следующие специально уполномоченные государственные органы:
управление охраны и использования животного мира Кировской области и подведомственное ему Кировское областное государственное учреждение "Кировский областной центр охраны и использования животного мира";
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области. Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения и контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Кировской области полномочий Российской Федерации в сфере охраны и использования животного мира, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Рассматривая социально-экономический и экологический потенциал охотничьего хозяйства и возможности использования охотничьих ресурсов Кировской области в целом, можно сделать вывод, что рекреационная специализация охотпользования целесообразна и в перспективе. Среди возможных направлений развития любительской и спортивной охоты целесообразным представляется приоритетное развитие организованной охоты и охотничьего туризма.
Однако это не исключает развития на территории области и промысловой охоты, а также осуществления охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности и других видов охот. Одновременно требуется развитие смежных с охотой направлений деятельности: охотничьего собаководства, стрелково-охотничьего спорта, таксидермии, промышленной переработки продукции охотничьего хозяйства.
В период реализации Концепции на ситуацию в охотничьем хозяйстве значительное влияние будет оказывать Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и разработанные в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты. Создаются правовые предпосылки демонополизации охотхозяйственной деятельности, изменения существующей охотничьей активности населения, структуры охотпользования, механизмов взимания платы за пользование и оформление права пользования охотничьими ресурсами, регулирования численности охотничьих животных и других механизмов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
3. Проблемы в сфере охоты и охотничьего хозяйства
К настоящему времени в охотничьем хозяйстве области сложился и имеет тенденцию к углублению ряд проблем, а именно:
3.1. Снижение охотничьей активности населения, зарегистрировавшего право на охоту.
Проблема характеризуется тенденцией уменьшения количества охотников, ежегодно посещающих охотничьи угодья. Снижение охотничьей активности связывается с увеличением затрат на производство охоты, ухудшением доступа к охотничьим ресурсам, сокращением численности дичи, усложнением регулирования охоты и процедур оформления документов на право охоты.
3.2. Недостаточный уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков охотников по правилам производства охоты, охране труда и технике безопасности на охоте, соблюдению ветеринарно-санитарных требований.
Значительное количество охотников не в полной мере владеют знаниями биологии и экологии диких зверей и птиц, охотничьего законодательства, правилами охраны труда и техники безопасности, мало знакомы с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и т.д.
Указанные обстоятельства являются одной из причин нарушений обязательных требований законодательства, оказывают отрицательное влияние на ведение охотничьего хозяйства.
3.3. Неоптимальная структура долгосрочного охотпользования.
Существующая территориальная система пользования охотничьими ресурсами сложилась стихийно и не в полной мере учитывает современные требования в сфере охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных. Долгосрочное охотпользование имеет признаки монопольной деятельности. Общедоступные охотничьи угодья сформированы по "остаточному" принципу, часто представляя собой удалённые от населённых пунктов и, как правило, малопродуктивные участки, вследствие чего их социальная роль сведена к минимуму. Система территорий с нормативно закреплённым ограниченным режимом использования животного мира не сопряжена с соответствующими элементами (зонами покоя, воспроизводственными участками) территориальной структуры долгосрочных охотпользователей, другими объектами экологической сети Кировской области.
Указанные факторы отрицательно влияют на развитие рыночных отношений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, ограничивают возможные инвестиции, препятствуют модернизации охотхозяйственной отрасли.
3.4. Невысокая эффективность ведения охотничьего хозяйства коммерчески ориентированными охотпользователями, низкий уровень организации любительской и спортивной охоты.
Среднегодовая рентабельность охотхозяйственных производств составляет около 13%. Из числа видов зверей и птиц, разрешённых к добыче, в значимый хозяйственный оборот вовлечено 30%. Ресурсы промысловых видов пушных зверей недоиспользуются. Одна из причин - насыщение рынка звероводческой продукцией, низкие закупочные цены на промысловое пушно-меховое сырье, примерно соответствующие издержкам на добычу и не стимулирующие освоение ресурсов. Кроме этого, вследствие значительной разницы в доходах происходит переход квалифицированных рабочих из охоты в лесное хозяйство. Сокращение количества населённых пунктов и численности сельского населения также ведёт к уменьшению контингента охотников на пушные виды, опромышления угодий и, как следствие, к уменьшению добычи охотничьей пушнины, а также сокращению возможностей по обслуживанию организованных охотников.
Ситуация, когда приобретённая охотником путёвка (договор) на охоту не подкреплена услугами надлежащего качества, является характерной для ряда хозяйствующих субъектов. Анализ результатов охот на медведя на овсах, лося на реву, волка и рыси в осенне-зимний период, организуемых для охотников-туристов, показывает уменьшение доли успешной добычи. Принимая во внимание, что численность указанных видов стабильна или имеет тенденцию к росту, также можно говорить о снижении уровня подготовки и проведения высокорентабельных организованных охот. В числе причин обусловливающих эту ситуацию - неформальные схемы предоставления услуг по организации охоты, недостатки правового механизма защиты прав потребителей в сфере охоты, низкий уровень конкуренции.
3.5. Отставание действующей системы охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов от современных природоохранных требований и ситуации, сложившейся в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Общей проблемой является отставание социально-экономических и экологических механизмов сохранения охотничьих ресурсов, также механизмов ответственности за совершение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования от уровня современных природоохранных требований, снижение эффективности системы нормирования использования охотничьих ресурсов. Следует специально выделить недостатки законодательства об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования в части составов административных правонарушений, полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, низкоэффективную систему штрафов и исков, недостаточный объём прав и ответственности долгосрочных пользователей за исполнение законодательно возложенных обязанностей по охране и воспроизводству объектов животного мира, низкую раскрываемость уголовно-наказуемых преступлений в сфере использования охотничьих ресурсов.
3.6. Снижение эффективности государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Кировской области в части осуществления контрольно-надзорных функций и услуг по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, ведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и др.
В настоящее время отдельные функций и услуги в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и охотничьего хозяйства на уровне муниципальных районов постоянно не осуществляются. Ряд других мероприятий проводится в ограниченном объёме. Это связано с отсутствием необходимого финансирования полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения Кировской области.
Ситуация сложилась после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". С 1 января 2008 года финансирование из федерального бюджета полномочий Российской Федерации, переданных для исполнения Кировской области, стало производиться в значительно меньших размерах, чем объёмы средств, ранее направлявшиеся на их исполнение территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Ряд федеральных полномочий был передан для исполнения в Кировскую область без финансирования. Такое положение дел рассматривается Концепцией как основной негативный фактор, влияющий на состояние государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В целом проблемы охотничьего хозяйства Кировской области имеют пространственный и временный характер, взаимосвязаны между собой, затрагивают социальные, экономические и экологические направления деятельности. Ограниченные материальные и финансовые ресурсы, которые могут быть направлены на решение проблемных вопросов, необходимость сохранения, развития и формирования позитивных тенденций в сфере охоты, поддержки инновационных видов деятельности, а также уменьшения последствий неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов обуславливают целесообразность решения имеющихся проблем программно-целевым методом с привлечением как средств из внебюджетных источников, так и из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
4. Принципы Концепции
К числу основных положений, определяющих деятельность в сфере охоты, охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов, относятся:
признание охоты социально-культурной ценностью;
обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия;
осуществление пользования животным миром орудиями, соответствующими требованиям гуманности, и способами, не допускающими жестокого обращения с животными;
право всех граждан и субъектов хозяйствования Кировской области и Российской Федерации заниматься охотой и ведением охотничьего хозяйства;
гласность предоставления в пользование охотничьих ресурсов;
участие граждан и общественных объединений в подготовке решений, касающихся охотничьих ресурсов и среды их обитания;
установление дифференцированного правового режима использования охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов;
недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;
отделение права пользования охотничьими ресурсами и полномочий государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов от права пользования и полномочий государственного управления земельными, лесными, водными и иными ресурсами, компонентами, объектами окружающей среды;
платность реализации права пользования охотничьими ресурсами, предупреждение установления пресекательных финансовых и иных обременений.
5. Цель Концепции
Основной целью Концепции является создание правовых, организационно-экономических и экологический условий, обеспечивающих устойчивое ведение охоты и охотничьего хозяйства на территории области, основанное на непрерывном и неистощительном использовании охотничьих ресурсов, сохранении их биологического разнообразия и обеспечении прав граждан на охоту независимо от востребованности и текущей возможности реализации этого права.
6. Задачи Концепции
К числу основных задач, решаемых Концепцией относятся:
обеспечение и защита прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на охоту и доступ к охотничьим ресурсам, учёт интересов местного населения при осуществлении пользования объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты;
развитие инновационных и модернизация существующих производств, направлений и технологий охотхозяйственной деятельности;
оптимизация регионального государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов (включая вопросы системы и структуры областных органов исполнительной власти, разделения контрольно-надзорных функций, нормативно-правового регулирования и оказания государственных услуг в сфере охраны и использования животного мира);
совершенствование механизма устойчивого существования охотничьих ресурсов и существующей системы мероприятий, направленных на рациональное ведение охотничьего хозяйства (в том числе разработка научно-обоснованного охотустройства, методов и норм регулирования охоты, решение территориальных вопросов охраны охотничьих ресурсов через развитие системы территорий с ограниченным режимом охотпользования, определение, разработка и реализация пилотных проектов в сфере охраны и использования охотничьих животных и среды их обитания);
развитие организованной охоты и охотничьего туризма;
рост денежных поступлений в бюджеты всех уровней от охотхозяйственной деятельности.
7. Основные направления по решения проблем, сложившихся
в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Решение проблем в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, сложившихся на территории Кировской области, осуществляется исходя из целей и задач Концепции и предполагает реализацию системы мероприятий законодательного, контрольного, экологического и социально-экономического характера, разрабатываемых и осуществляемых правомочными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, долгосрочными охотпользователями для обеспечения устойчивого развития охотничьего хозяйства области в изменяющихся социально-экономических условиях.
Основные направления государственной политики Кировской области по решению проблем, сложившихся в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Основные направления государственной политики по решению проблем,
сложившихся в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Наименование проблемы |
Пути решения |
Снижение охотничьей активности населения |
совершенствование механизмов представления права охоты, преимущественное осуществление регистрационных и разрешительных полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в муниципальных районах по месту проживания охотничьего населения; развитие конкуренции в сфере оказания услуг по организации охоты; экологически обоснованная оптимизация перечня охотничьих ресурсов; формирование оптимальной системы охотпользования; проведение эффективных мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов; учёт интересов местного населения при осуществлении охотхозяйственной деятельности и реализация отраслевой государственной политики с допущением установления приоритетности предоставления прав на добычу охотничьих ресурсов населению соответствующих территорий; всемерное обеспечение возможности участия граждан и их объединений в управлении охотничьим хозяйством, в том числе путём обеспечения информационной открытости деятельности в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, проведения общественных слушаний, экспертиз документов отраслевого развития Общественной палатой Кировской области |
Недостаточный уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков охотников по правилам производства охоты, охраны труда и техники безопасности на охоте, соблюдению ветеринарно-санитарных требований |
инициирование изменений в действующий порядок подготовки охотников и выдачи охотничьих билетов; проведение мероприятий по экологическому образованию и повышению уровня подготовки охотников, осуществляемых во взаимодействии с гражданами, общественными объединениями, долгосрочными охотпользователями, федеральными государственными органами |
Неоптимальная структура долгосрочного охотпользования |
проведение охотхозяйственного устройства, выполненного на единой методической основе; ведение охотничьего хозяйства исходя из научно-обоснованного охотхозяйственного зонирования и устройства территории области; содействие увеличению количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих долгосрочное охотпользование, в том числе путём реализации законодательно установленного механизма ограничения максимальных размеров охотничьих участков, передаваемых в пользование одному хозяйствующему субъекту, до экономически и экологически обоснованных величин; инициирование изменений действующего законодательства в части совершенствования нормирования в сфере охоты |
Невысокая эффективность ведения охотничьего хозяйства коммерчески ориентированными охотпользователями. Низкий уровень организации любительской и спортивной охоты |
реализация мер по успешному выполнению мероприятий Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года; развитие конкуренции в сфере охотпользования; разработка правовых и социально-экономических механизмов, стимулирующих комплексное использование охотничьих, рыбных и дикорастущих ресурсов, развитие непосредственно связанных с охотой видов деятельности: охотничьего собаководства, таксидермии, охотничьих видов спорта, промышленной переработки продукции охоты; приоритетное развитие организованной охоты и охотничьего туризма; повышение эффективности мероприятий по государственному контролю в сфере охоты и защиты прав потребителей |
Отставание существующей системы охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов от современных природоохранных требований и ситуации, сложившейся в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов |
подготовка законодательных инициатив, направленных на совершенствование административного регулирования деятельности в сфере охраны и воспроизводства животного мира и среды его обитания; подготовка и предложений и инициатив по совершенствованию системы нормирования в сфере сохранения охотничьих ресурсов; формирование научно-обоснованной системы территорий с ограниченным режимом использования животного мира |
Снижение эффективности государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны окружающей среды в части осуществления контрольно-надзорных функций, услуг по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, ведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, регулирования численности охотничьих животных |
оптимизация деятельности областных спецуполномоченных органов, исполняющих полномочия в сфере охраны и использования животного мира и среды его обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологии и природопользования; взаимодействие с Правительством Российской Федерации, специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам финансирования полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления в Кировскую область; решение вопросов финансирования полномочий Кировской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов |
8. Механизмы реализации Концепции
Участниками реализации Концепции являются Правительство Кировской области, органы исполнительной власти области со своей специализацией, подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их общественные объединения. Положения Концепции реализуются во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
Реализация Концепция осуществляется путем:
непосредственного учета ее положений при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние охотничьего хозяйства области, органами исполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами;
разработки и выполнения программ развития охотничьего хозяйства;
реализации на территории области инвестиционных проектов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Формы и методы управления реализацией программ определяются при их утверждении.
Для решения задач Концепции требуется разработка и реализация отраслевых программ и инвестиционных проектов в сфере охоты и охотничьих ресурсов по следующим направлениям:
бюджетные областные и (или) ведомственные целевые программы. В рамках бюджетных программ планируется решение текущих и перспективных задач в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, задач сохранения и использования охотничьих ресурсов, требующих специальной научно-технической проработки, внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия и координации, иных вопросов государственного управления отраслевым природопользованием в краткосрочном и долгосрочном периодах. Обеспечение охраны и использования охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях;
инвестиционные проекты, финансируемые хозяйствующими субъектами. В рамках этих проектов предполагается решение задач по ведению охотничьего хозяйства и сохранению охотничьих ресурсов на территориях, предоставленных в пользование юридическим лицам, по развитию связанных с охотой направлений хозяйственной деятельности. В их числе основных направлений развития:
промысловая охота. Основная задача - рационализация использования пушных и мясо-дичных охотничьих ресурсов,
любительская и спортивная охота. Приоритетным является развитие организованной любительской охоты и охотничьего туризма,
охрана и воспроизводство охотничьих ресурсов. Основная задача - путём осуществления охранных, воспроизводственных и интенсивных биотехнических мероприятий обеспечить устойчивое существование охотничьих животных и сохранение биологического разнообразия на территориях, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям,
охотничье собаководство. Основная задача - сохранение поголовья собак охотничьих пород, увеличение количества охот с использованием охотничьих собак,
стрелково-охотничий спорт. В числе задач, решаемых путём развития стрелково-охотничьего спорта, - повышение уровня подготовки охотников (изучение правил обращения с охотничьим оружием, получение навыков стрельбы и т.д.) и общей культуры охоты. Развитие коммерческой деятельности в сфере услуг,
промышленная переработка. Основная задача в рамках данного направления - повысить объёмы переработки продукции промысловой, любительской и спортивной охоты на базе промышленных предприятий Кировской области.
9. Сроки и этапы реализации Концепции
Реализацию основных положений Концепции планируется осуществить до 2020 года. Предварительно выделяется три этапа:
первый этап - 2010 - 2012 годы,
второй этап - 2012 - 2015 годы,
третий этап - 2016 - 2020 годы.
На первом этапе производится утверждение основных положений Концепции, осуществляется подготовка целевых программ, организуется взаимодействие с участниками реализации Концепции, обеспечивается подготовка и принятие первоочередного блока нормативных правовых актов областного уровня. Принимаются меры по сохранению охотхозяйственной активности, производственного и кадрового потенциала охотничьей отрасли, поступлений денежных средств в бюджет от охотхозяйственной деятельности, оптимизации государственного управления. Осуществляется корректировка и разработка научно-обоснованных методов управления использованием и охраной охотничьих ресурсов (нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, вопросы охотустройства и т.д.).
На втором этапе осуществляется подготовка и реализация целевых программ, осуществляется подготовка документации по развитию и модернизации охотхозяйственной деятельности. Формируются основные элементы научно-обоснованного механизма охотпользования.
На третьем этапе планируется выход реализуемых программ и проектов на "полную мощность", их корректировка и доработка с учётом изменяющихся условий, увеличение доходов консолидированного бюджета от охотхозяйственной деятельности, изменение структуры охотпользования, развитие инновационных направлений и увеличение их доли в общей структуре регионального валового выпуска, решение существующих в настоящее время базовых вопросов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
10. Ожидаемые результаты Концепции
Реализация Концепции создаст необходимые правовые, социально-экономические и экологические предпосылки и условия для развития охоты и охотничьего хозяйства Кировской области и осуществления в этой сфере важнейших функций государства - развивающей и стимулирующей.
Предполагается, что её результатом станет:
совершенствование правовых условий устойчивого использования охотничьих ресурсов;
развитие существующих и формирование новых организационно-экономических механизмов обеспечения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе путём внедрения современных информационных технологий;
достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности ведения охотничьего хозяйства, рационализация его структуры, адаптация хозяйствующих субъектов, осуществляющих пользование охотничьими ресурсами, к изменившимся социально-экономическим и экологическим условиям охотхозяйственной деятельности и повышение устойчивости охотпользования в целом;
повышение качества услуг и работ в сфере любительской и спортивной охоты, преимущественное развитие организованной охоты и охотничьего туризма за счёт привлечения российских и иностранных граждан;
увеличение объёмов производства промысловой продукции, развитие охотничьего предпринимательства и смежных с охотой направлений деятельности;
формирование эффективной системы регулирования численности объектов животного мира в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания;
пользование животным миром с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных;
повышение объёмов и качества охранных, биотехнических и воспроизводственных мероприятий;
апробирование и внедрение инновационных проектов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, разработка научно-обоснованной системы мероприятий, направленных на рациональное ведение охотничьего хозяйства, обеспечение охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов (охотустройство, методы ведения учётов охотничьих ресурсов и мониторинга, осуществления государственного контроля и надзора и т.д.);
совершенствование системы охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов на территории Кировской области, повышение эффективности природоохранных мероприятий и природоохранного значения охотничьего хозяйства;
оптимизация системы государственного управления, повышение её открытости и эффективности, качества взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;
увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от деятельности в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Решение институциональных и функциональных задач, предусмотренных Концепцией, позволит обеспечить права граждан на охоту, повысить эффективность ведения охотничьего хозяйства и государственного управления в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечить устойчивое использование ресурсов животного мира, сохранение их биологического разнообразия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кировской области от 17 августа 2010 г. N 295 "Об утверждении Концепции развития охотничьего хозяйства Кировской области на период до 2020 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Вести. Киров" от 24 августа 2010 г. N 101