Решение Кировского областного суда
от 25 октября 2002 г. N 3-100/02
Судебная, коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе: председательствующего судьи Орлова A.M., при секретаре Шиховой О.В., с участием прокурора Маркова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове областном "25" октября 2002 года дело по заявлению и.о. прокурора Кировской области о проверке соответствия Федеральному законодательству ст.ст. 3, 6, 10 Закона Кировской области от 29.12.01 г. N 27-ЗО "Об Архивном фонде Кировской области и архивах", установила:
27 декабря 2001 года Кировской областной Думой принят Закон Кировской области N 27-ЗО "Об Архивном фонде Кировской области и архивах", 29.12.2001 г. он подписан Губернатором Кировской области и вступил в силу по истечении десяти дней со дня опубликования в Вестнике Кировской областной Думы и администрации Кировской области.
Согласно ст. 3 указанного нормативного правового акта законодательство об Архивном фонде Кировской области и архивах состоит из Устава Кировской области, данного закона и изданных в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, органов местного самоуправления, в соответствии же со ст. 6 Закона область реализует права владения, пользования и распоряжения архивными фондами и архивными документами, отнесенными к государственной части Архивного фонда Кировской области, через государственные и ведомственные архивы, музеи и библиотеки, которым передает архивные фонды и архивные документы в оперативное управление, ст. 10 Закона области установлено, что в случае ликвидации юридических лиц или смерти владельца при отсутствии правопреемников и законных наследников документы негосударственной части Архивного фонда Кировской области поступают в государственную собственность Кировской области или муниципальную собственность.
И.о. прокурора Кировской области, считая, что указанные положения противоречат федеральному законодательству, обратился в суд с заявлением о признании их недействующими и не подлежащими применению.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, в их обоснование пояснил, что органы местного самоуправления не наделены правом законодательного регулирования по данному вопросу, хранение, комплектование, учет, использование и решение вопросов о передаче права собственности на архивные фонды и архивные документы федеральных государственных архивов и центров хранения документации, а также архивные фонда и архивные документы, образовавшиеся и образующиеся в деятельности федеральных органов государственной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и других банков, отнесенных к федеральной собственности, отнесены к исключительному ведению Российской Федерации, Кировская областная Дума изменила установленный Федеральным законодательством порядок поступления в Архивный фонд документов негосударственной части Архивного фонда, образовавшихся в случае ликвидации юридических лиц или смерти их владельца.
Заинтересованное лицо Законодательное Собрание Кировской области заявление и.о. прокурора Кировской области не признало, его представитель в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать и пояснил, что оспариваемые прокурором положения не противоречат федеральному законодательству, которым организация и содержание муниципальных архивов, входящих в систему архивного фонда Кировской области, правовое регулирование деятельности муниципальных архивов отнесены к предметам ведения местного самоуправления, не вмешиваются в вопросы архивного дела, находящиеся в ведении Российской Федерации, а предоставляют области возможность реализовать права владения, пользования и распоряжения архивными документами, отнесенными к государственной части Архивного фонда Кировской области, через государственные и ведомственные архивы, музеи и библиотеки, которым передает Архивные фонды и архивные документы в оперативное управление, только в части осуществления полномочий, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, ст. 10 Закона области. не подменяет нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы передачи права собственности на архивные фонды и архивные документы юридических и физических лиц, применяется наряду с ними и является отсылочной к их разрешению в установленном федеральным законодательством порядке.
Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив их доводы, судебная коллегия находит заявленные и.о. прокурора Кировской области требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
при разрешении дела судебная коллегия исходит из того, что спорные правоотношения регулируются Основами законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" от 07.07.93 г. и Федеральным законом РФ от 28.08.95 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действительно, согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах состоит из настоящих Основ и соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Между тем, в соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 6, со ст. 19 принятого позднее Федерального закона от 28.08.95 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и содержание муниципальных архивов отнесены к предметам ведения местного самоуправления, которое по вопросам своего ведения принимает (издает) правовые акты, в силу ст. 12 Конституции Российской Федерации, ст. 78 Устава (Основного закона) Кировской области в пределах своих полномочий самостоятельно, не входит в систему органов государственной власти, по вопросам местного значения осуществляет собственное правовое регулирование. Согласно же ст. 6 Основ в Государственный архивный фонд Российской Федерации составляющей частью входят архивные фонды и архивные документы, являющиеся муниципальной собственностью, муниципальные архивы отнесены к системе Архивного фонда Российской Федерации.
В этой связи и поскольку деятельность муниципальных архивов напрямую затрагивает права и интересы граждан и юридических лиц, местное самоуправление вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов организации и содержания муниципальных архивов Кировская областная Дума при определении в ст. 3 Закона области источников законодательства об Архивном фонде Кировской; области и архивах правомерно включила в их число издаваемые местным самоуправлением в отношении деятельности муниципальных архивов нормативные правовые акты.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что редакция ст. 3 Закона области в части указания на возможность принятия местным самоуправлением законов не соответствует законодательству о местном самоуправлении. Согласно ст. 19 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов местного самоуправления определяются законами субъектов Российской Федерации. В соответствии же со ст.ст. 4, 17, 22 Закона Кировской области от 09.04.96 г. "О местном самоуправлении в Кировской области" (в редакции законов Кировской области от 04.06.97 г. N 3-ЗО, от 05.07.99 г. N 115-ЗО, от 31.10.2000 г. N 212-ЗО, от 04.12.2001 г. N 22-ЗО, от 02.04.2002 г. N 51-ЗО) представительные органы местного самоуправления принимают решения, а главы муниципальных образований в пределах своей компетенции издают постановления и распоряжения.
Однако, указанное обстоятельство не ставит оспариваемую прокурором ст. 3 закона области в противоречие с Основами законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах".
Не состоятельным судебная коллегия находит и утверждение прокурора о противоречии Основам ст. 6 Закона Кировской области, поскольку она истолкована им в отрыве от всего содержания этого закона.
Согласно ст. 2 Закона области данный закон, в том числе и оспариваемое прокурором положение, регулирует отношения по формированию, организации, хранению, комплектованию, учету, использованию архивов и архивных фондов и управлению ими за исключением вопросов, относящихся в ведению Российской Федерации. В соответствии же с п.п. "а" ч. 2, ч. 3 ст. 4 Основ законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" решение указанных вопросов в отношении архивных фондов и архивных документов, находящихся на территории субъектов Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В этой связи Кировская областная Дума вправе была в ст. 6 Закона области предусмотреть для области возможность реализации прав владения, пользования и распоряжения архивным фондом Кировской области в пределах, предоставленных ей Основами компетенции в вопросах ведения архивного дела.
Кроме того, по своему смыслу ст. 6 Закона области лишь устанавливает порядок реализации областью предоставленных Основами в области архивного дела прав, согласно которому область реализует права владения, пользования и распоряжения архивными фондами и архивными документами, отнесенными к государственной части Архивного фонда Кировской области, через государственные и ведомственные архивы, музеи и библиотеки.
Не подлежит удовлетворению и требование прокурора о признании противоречащей Федеральному законодательству ст. 10 Закона Кировской области.
В обоснование требования указано, что оспариваемым положением установлен иной по сравнению с федеральным законодательством порядок приобретения областью права собственности на архивные фонда и архивные документы негосударственной части Архивного фонда Кировской области, образовавшиеся в случае ликвидации юридических лиц или смерти владельца. Однако указанный вывод является ошибочным. Согласно ст. 10 Закона области в случае ликвидации юридических лиц, имеющих архивные фонды и архивные документы, не входящие в государственную часть Архивного фонда Кировской области, смерти владельца при отсутствии правопреемников и законных наследников такие архивы и документы поступают в государственную собственность Кировской области или муниципальную собственность в установленном порядке. Однако ни данной нормой ни иной другой статьей закона области этот порядок не определен. Следовательно, при разрешении вопросов о переходе права собственности на негосударственную часть архивного фонда Кировской области необходимо руководствоваться федеральным законодательством, которым этот порядок уже установлен.
В соответствии со ст. 27 Федерального Закона от 06.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" соответствующим прокурором законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации подлежат опротестованию только в том случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В этой связи и поскольку оспариваемые прокурором положения закона Кировской области "Об Архивном фонде Кировской области и архивах" федеральному законодательству не противоречат, заявленные им требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РФ, судебная коллегия решила:
заявление и.о. прокурора Кировской области о признании ст.ст. 3, 6, 10 Закона Кировской области N 27-ЗО от 29.12.01 г. "Об архивном фонде Кировской области и архивах" оставить без удовлетворения.
Решение в десятидневный срок может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Орлов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кировского областного суда от 25 октября 2002 г. N 3-100/02
Текст решения официально опубликован не был