7 ноября, 27 декабря 2011 г.
В соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства области от 14.03.2008 N 124/67, от 11.01.2009 N 158/558, от 20.07.2010 N 59/330), концепцией областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 05.10.2010 N 369 "О концепции областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы", Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком Программы департамент государственной собственности Кировской области (Арзамасцев К.В.).
3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать выделение денежных средств на реализацию Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на директора департамента государственной собственности Кировской области Арзамасцева К.В.
Губернатор - Председатель Правительства Кировской области |
Н.Ю. Белых |
Областная целевая программа
"Использование результатов космической деятельности в интересах
социально-экономического развития Кировской области"
на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Кировской области
от 22.12.2010 N 83/639)
7 ноября, 27 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 27 декабря 2011 г. N 134/745 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы
"Использование результатов космической деятельности в интересах
социально-экономического развития Кировской области"
на 2011 - 2013 годы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432), одной из целей инновационной политики Кировской области является создание условий для привлечения новых технологий в экономику области.
Одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность субъекта Российской Федерации в сфере новых технологий, является использование РКД, которое играет все более возрастающую роль в экономическом, научном и социальном развитии регионов и России в целом. Комплексное использование РКД способно придать региональной экономике инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения, расширить спектр оказываемых услуг.
Несмотря на значительные масштабы космической деятельности Российской Федерации и востребованность ее результатов, в стране, а тем более в Кировской области, отсутствует инфраструктура, обеспечивающая эффективное использование РКД, а также необходимая нормативно-правовая база.
В настоящее время в Кировской области отсутствуют или получили недостаточное развитие некоторые компоненты, необходимые для эффективного использования РКД.
Так, имеющиеся в области цифровые картографические материалы, снимки высокого разрешения и данные дистанционного зондирования Земли, созданные или приобретенные за счет средств федерального и областного бюджетов, имеют различные геоинформационные форматы, выполнены с использованием различных систем координат и не могут быть использованы для решения областных задач комплексного анализа и планирования регионального развития и многоаспектного мониторинга состояния природной среды и результатов деятельности субъектов экономики. Имеющиеся в органах исполнительной власти области информационные системы используются изолированно каждым исполнительным органом, дублируя данные друг друга.
Это затрудняет осуществлять:
планирование и взаимодействие органов исполнительной власти области при решении межведомственных задач;
мониторинг комплексного изменения количественных и качественных показателей объектов ведомственного учета,
эффективное планирование по рациональному использованию и охране объектов окружающей среды Кировской области.
Интеграция в рамках этих систем космической и других видов информации, увязка ее с электронными картами, структурирование в рамках геоинформационных систем, объединение с автоматизированными системами государственного управления различного уровня станет одним из эффективных механизмов обеспечения прозрачности экономики, ускорения социально-экономического развития Кировской области.
В случае если вопросы использования РКД не будут решаться комплексно, возможны следующие негативные последствия:
не будет создан базовый картографический комплект для решения задач мониторинга объектов охраны окружающей среды, управления и навигации транспортных средств;
существующие и создаваемые информационные системы области не будут совместимы с единой геоинформационной системой в части интеграции сведений о пространственных данных;
будет отсутствовать платформа для внедрения инновационных технологий и последующей их модернизации;
область будет лишена возможности системно взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года говорится, что до конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС и начнется применение спутниковых навигаторов системы. Также сказано, что модернизация создает умную экономику, но модернизация требует и умной политики, обеспечивающей условия для всестороннего обновления жизни общества.
В настоящее время на федеральном уровне идет разработка проекта федеральной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2011 - 2016 годы". В соответствии с Соглашением от 23.12.2009 N АП-17 софинансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета будет обеспечено за счет указанной федеральной целевой программы.
С учетом изложенного программно-целевой метод в сочетании с ускоренным развитием рыночных механизмов является единственно возможным для решения масштабной задачи - обеспечения эффективного использования РКД.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена ее областным значением, межотраслевым характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов исполнительной власти на федеральном и областном уровнях.
2. Основная цель и задачи Программы, сроки ее реализации, показатели
эффективности, характеризующие достижение поставленной цели и решение
задач Программы
Основной целью Программы является социально-экономическое развитие Кировской области путем улучшения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности области за счет расширения масштабов использования РКД.
Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:
создание региональной инфраструктуры пространственных данных в виде территориально-распределенной системы сбора, обработки, хранения и использования пространственных данных (геоинформационной системы);
разработка механизмов наполнения инфраструктуры пространственных данных информацией об объектах, процессах и явлениях с помощью космического мониторинга и использования данных дистанционного зондирования;
создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта.
Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы. Разделение реализации Программы на этапы не предусматривается.
Показателями эффективности, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:
количество базовых тематических слоев в ГИС;
доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется мониторинг;
доля обнаруженных лесных пожаров на площади лесного фонда, охваченного мониторингом;
доля площади особо охраняемых природных территорий, в отношении которой осуществляется мониторинг;
доля областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики.
3. Перечень программных мероприятий
Реализация Программы в 2011 - 2013 годах будет осуществляться путем выполнения следующих мероприятий:
создания геоинформационной системы;
мониторинга лесного фонда;
мониторинга объектов охраны окружающей среды;
мониторинга транспорта.
Мероприятия Программы в разрезе источников финансирования приведены в приложении N 1.
Пояснения к перечню программных мероприятий:
Постановлением Правительства Кировской области от 7 ноября 2011 г. N 126/556 пункт 3.1 раздела 3 настоящей Программы изложен в новой редакции
3.1. Реализация мероприятия по созданию ГИС включает в себя разработку технического проекта системы, приобретение специального программного обеспечения для создания ГИС, разработку геопортала для обеспечения доступа к ГИС, наполнение ГИС базовым картографическим слоем и разработку технических заданий по созданию тематических подсистем, содержащих атрибутивную, семантическую, географическую и графическую информацию, в том числе:
административно-территориальное устройство Кировской области;
документы территориального планирования Кировской области;
кадастровые сведения;
лесной фонд;
водное хозяйство;
природные ресурсы;
территории с установленным особым режимом использования.
ГИС даст возможность органам исполнительной власти отраслевой компетенции и местного самоуправления на основе созданных в результате реализации мероприятий Программы базовых слоев создавать и поддерживать в актуальном состоянии дополнительные тематические слои.
3.2. Мониторинг лесного фонда предполагает:
поэтапное в зависимости от объема финансирования создание электронной карты лесов с данными фактического их состояния, использования и восстановления;
изучение по космическим снимкам негативных процессов, воздействующих на лесные массивы: влияния вредителей и болезней, иссушения или переувлажнения лесов, приводящих к их деградации и гибели;
выявление существующих вырубок и гарей, оперативный мониторинг появления новых участков, пройденных пожарами, и вырубок (в том числе несанкционированных), определение экономического и экологического ущерба.
Использование космоснимков дает возможность в полуавтоматическом режиме выявлять нарушения размеров и направления лесосек, правил примыкания делянок.
3.3. Мониторинг объектов охраны окружающей среды предполагает осуществление следующих работ:
выявление ледовых заторов и границ зон затопления по реке Вятка от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района, а также в зоне на 7 км севернее и на 10 км южнее поселка городского типа Аркуль Нолинского района;
выявление участков безлицензионной добычи полезных ископаемых, нарушения границ лицензионных участков в пойме реки Вятка добычи полезных ископаемых; локальных источников загрязнения воды, береговой зоны и участков загрязнения земель от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района.
Использование космоснимков дает возможность в полуавтоматическом режиме выявлять возникновение ледовых заторов в период весеннего половодья, проводить своевременные мероприятия по предотвращению ущерба от вредного воздействия вод; устанавливать границы нарушения лицензионных участков добычи полезных ископаемых и участков безлицензионных карьерных разработок; выявлять объекты несанкционированного размещения отходов и локальные источники загрязнения водных объектов, что позволит принять своевременные меры по пресечению нарушений законодательства в сфере природопользования.
Постановлением Правительства Кировской области от 7 ноября 2011 г. N 126/556 пункт 3.4 раздела 3 настоящей Программы изложен в новой редакции
3.4. Мероприятие по мониторингу транспорта включает:
создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта;
контроль местоположения транспорта в режиме online;
предоставление доступа к региональной системе логистики и мониторинга транспорта;
техническую и информационную поддержку пользователей системы логистики и мониторинга транспорта.
Создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта осуществляет организация - региональный оператор, в функции которой входит:
оказание услуг органам исполнительной власти области, а также юридическим и физическим лицам по разработке, внедрению, сервисному и информационному обслуживанию технических и программно-аппаратных средств системы логистики и мониторинга транспорта;
обеспечение взаимодействия и интеграции ведомственных, муниципальных и иных систем мониторинга транспорта на основе глобальных навигационных спутниковых систем;
обеспечение взаимодействия с федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности по вопросу создания единого навигационно-информационного пространства Кировской области;
участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, а также регламентов, стандартов, нормативно-технических документов в сфере использования глобальных навигационных спутниковых систем на территории Кировской области.
Постановлением Правительства Кировской области от 27 декабря 2011 г. N 134/745 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Планируемый объем финансирования Программы в 2011 - 2013 годах составляет 60955,3 тыс. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год), в том числе:
средства федерального бюджета - 9913,7 тыс. рублей,
средства областного бюджета - 51041,6 тыс. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год).
Софинансирование мероприятий Программы из федерального бюджета планируется в рамках разрабатываемой в настоящее время федеральной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2011 - 2016 годы".
Объем финансирования Программы по годам по основным направлениям:
(тыс. рублей)
Направления финансирования мероприятий |
Всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Капитальные вложения |
18500,0 |
7480,0 |
7720,0 |
3300,0 |
Прочие расходы |
42455,3 |
2918,8 |
23446,1 |
16090,4 |
Итого |
60955,3 |
10398,8 |
31166,1 |
19390,4 |
Объем расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета может быть уточнен в зависимости от возможности финансирования в ходе ее исполнения.
Для оценки затрат приняты следующие методы:
для приобретения оборудования и программного обеспечения - аналоговый;
для организации мониторинга - нормативный.
Планируемый объем ресурсного обеспечения Программы обосновывается следующим.
Постановлением Правительства Кировской области от 7 ноября 2011 г. N 126/556 пункт 4.1 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
4.1. Создание ГИС включает:
разработку технического проекта системы;
разработку технической документации;
установку и настройку системы в соответствии с техническим проектом;
опытную эксплуатацию;
доработку (исправление) системы;
наполнение системы базовым картографическим слоем;
сдачу системы в промышленную эксплуатацию;
разработку проектов тематических подсистем.
Общая стоимость мероприятия составит 2133 тыс. рублей.
4.2. Мониторинг лесного фонда включает:
4.2.1. Мониторинг лесопользовательской деятельности.
В Кировской области общая площадь лесов составляет 80375 кв. км, из них эксплуатируется 63618 кв. км. За три года реализации Программы планируется охватить мониторингом лесопользовательской деятельности 93,8% площади эксплуатируемых лесов. Стоимость указанной работы обусловлена площадью эксплуатируемых лесов (63618 кв. км), стоимостью трансформированного геопривязанного снимка "Ресурс-ДК" 1:25000 и его дешифровкой (289 рублей за 1 кв. км), периодичностью мониторинга (2 раза в год).
4.2.2. Мониторинг лесных пожаров.
Учитывая высокую себестоимость мониторинга и рекомендации департамента лесного хозяйства Кировской области, мониторинг лесных пожаров планируется осуществить на территории Паркового лесничества. Стоимость этой работы обусловлена площадью лесничества (250 кв. км), стоимостью трансформированного геопривязанного снимка "Ресурс-ДК" 1:25000 и его дешифровки (270 рублей за 1 кв. км) и периодичностью мониторинга (25 дней в год: с 1 по 10 мая и две недели в течение летних месяцев).
4.3. Мониторинг объектов охраны окружающей среды включает:
4.3.1. Выявление ледовых заторов и границ зон затопления по реке Вятка от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района, а также в зоне на 7 км севернее и на 10 км южнее поселка городского типа Аркуль Нолинского района.
В целях апробации мероприятия по мониторингу объектов охраны окружающей среды по согласованию с департаментом экологии и природопользования Кировской области, с целью выявления ледовых заторов и границ зон затопления мониторингом будет охвачена территория по реке Вятка от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района, а также в зоне на 7 км севернее и на 10 км южнее поселка городского типа Аркуль Нолинского района. Сумма, необходимая на реализацию указанной работы, складывается из площади территории (1700 кв. км), стоимости снимка (1,7 рубля за 1 кв. км) и количества дней мониторинга в год (35 дней).
4.3.2. Выявление участков безлицензионной добычи полезных ископаемых, нарушения границ лицензионных участков в пойме реки Вятка добычи полезных ископаемых; локальных источников загрязнения воды, береговой
зоны и участков загрязнения земель от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района.
В целях выявления безлицензионной добычи полезных ископаемых, нарушения границ лицензионных участков в пойме реки Вятка; выявления локальных источников загрязнения воды, береговой зоны и участков загрязнения земель будет охвачена территория от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района. Сумма, необходимая на реализацию данных направлений, складывается из площади территории (1500 кв. км), стоимости трансформированного геопривязанного снимка "Ресурс-ДК" 1:25000, его дешифровки (270 рублей за 1 кв. км) и периодичности мониторинга (в 2011 году - 2 раза в год, в 2012-2013 годах - 4 раза в год).
Постановлением Правительства Кировской области от 7 ноября 2011 г. N 126/556 пункт 4.4 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции
4.4. Мониторинг транспорта.
В реестре государственного имущества Кировской области числится около двух с половиной тысяч единиц транспорта, закрепленного за органами исполнительной власти области, областными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Всего предполагается включить в систему мониторинга и логистики 50% единиц транспорта, находящегося в областной собственности, из них за период реализации Программы планируется оснастить системой навигации ГЛОНАСС 1 тыс. единиц, что составляет 80% от количества транспорта, предполагаемого к включению в систему мониторинга и логистики.
Сумма, необходимая на реализацию мероприятия по мониторингу транспорта, складывается из стоимости программного обеспечения (200 тыс. рублей), стоимости двухдиапазонных навигаторов (по цене 15 тыс. рублей за штуку), стоимости установки (1 тыс. рублей), стоимости датчика уровня топлива (10 тыс. рублей за штуку), стоимости установки датчика уровня топлива (2 тыс. рублей), стоимости абонентской платы (300 рублей за каждую единицу транспорта в месяц), стоимости GSM трафика (90 рублей за каждую единицу транспорта в месяц), при этом в 2011 году планируется закупить 400 навигаторов и 148 датчиков уровня топлива, в 2012 году - 420 навигаторов и 142 датчика уровня топлива, в 2013 году - 180 навигаторов и 63 датчика уровня топлива.
5. Механизм реализации Программы, включающий
в себя механизм управления Программой
Государственным заказчиком Программы является департамент государственной собственности Кировской области, который в установленном порядке осуществляет управление, координацию, реализацию и контроль за ходом реализации Программы.
Исполнителем Программы является Кировское областное государственное учреждение "Центр информационных технологий".
В основу механизма реализации Программы положен комплексный подход в выполнении программных мероприятий при их финансировании в полном объеме.
В зависимости от результатов мониторинга транспорта и лесного хозяйства области, увеличения или уменьшения потребности по отдельным его элементам в Программу могут быть внесены изменения с соответствующей корректировкой объемов ее финансирования.
Отбор исполнителей (юридических и физических лиц) программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Если в процессе реализации мероприятия Программы по результатам размещения заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг будет достигнута экономия бюджетных средств, они будут направлены на дополнительную закупку товаров (работ, услуг) в рамках реализации данного мероприятия.
Государственный заказчик представляет в департамент экономического развития при Правительстве области:
ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о социально-экономической эффективности реализации Программы, финансировании и выполнении основных мероприятий Программы,
по итогам года, до 1 марта, информацию о выполнении показателей эффективности Программы для ее обобщения и представления в Правительство области и другие заинтересованные структуры.
С целью контроля за реализацией Программы исполнители Программы ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют государственному заказчику отчет, который содержит:
перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы,
анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
По завершении срока реализации Программы департамент государственной собственности Кировской области в срок до 01.03.2014 представляет в Правительство области доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Предлагаемые мероприятия в соответствии со Стратегией позволят создать условия для успешного социально-экономического развития Кировской области.
Реализация Программы позволит обеспечить:
создание отсутствующей на сегодняшний день региональной ГИС, способной объединить различные информационные системы и базы данных для организации оперативного принятия решений по различным направлениям социально-экономического развития области органами исполнительной власти, удобного инструмента для отражения возможностей экономического потенциала области с целью привлечения инвестиций;
ведение с использованием РКД объективного и независимого мониторинга важнейших видов социально-экономической деятельности.
Показатели эффективности реализации Программы по годам приведены в приложении N 2.
Расчет значений показателей эффективности реализации Программы осуществляется следующим образом.
6.1. Количество базовых тематических слоев в ГИС.
Показатель определяется путем подсчета слоев, наполняющих ГИС, за определенный период.
Экономический эффект от использования ГИС будет находиться в прямой зависимости от степени наполнения ее фактическими данными и своевременным их обновлением.
Отличительной чертой ГИС и ее преимуществом перед другими информационными системами, обосновывающими необходимость ее создания и сопровождения, является возможность структурировать данные различных баз данных и других информационных ресурсов по конкретным объектам и экономически активным территориям внутри области на картографической основе. Наглядность, возможность отражения на электронной карте различных объектов по одним и тем же специфическим признакам в различных точках области одновременно, мгновенное получение табличных данных, характеризующих эти объекты, будут незаменимым инструментом для принятия управленческих решений.
Являясь источником оперативной информации, ГИС не может оцениваться по объему поступления средств в бюджет области.
6.2. Доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется мониторинг.
Показатель определяется по результатам мониторинга лесного фонда по формуле:
где:
- площадь лесного фонда, охваченного мониторингом;
- общая площадь эксплуатационных лесов, расположенных на территории области.
Мониторинг лесного фонда области с использованием РКД позволит исключить субъективность оценки его состояния, увеличить масштабы оперативного мониторинга при одновременном уменьшении затрат на его осуществление.
В настоящее время по ряду показателей состояния лесов наземный мониторинг осуществляется один раз в год и реже или не осуществляется вообще.
Использование результатов космической деятельности в области лесных отношений на территории Кировской области позволит в значительной степени снизить затраты на проведение ряда мероприятий и уменьшить вред, причиняемый лесам.
6.3. Доля обнаруженных лесных пожаров на площади лесного фонда, охваченного мониторингом.
Показатель определяется по результатам мониторинга леса на территории Паркового лесничества:
где:
- количество обнаруженных с помощью ДЗЗ лесных пожаров;
- общее количество обнаруженных лесных пожаров.
Невысокие значения показателя за период реализации программного мероприятия обусловлены ограниченностью возможностей оборудования спутников. Его рост будет возможен в случае запуска новых спутников.
В настоящее время способами обнаружения лесных пожаров являются:
наземное патрулирование территории лесного фонда;
авиационное патрулирование лесного фонда;
использование системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - СДМ Рослесхоза).
Применение на территории Кировской области данных методов обнаружения лесных пожаров не позволяет в достаточной степени своевременно обнаруживать лесные пожары на небольших площадях, к тому же отсутствие электронной повыдельной базы данных лесного фонда не позволяет в значительной степени использовать те координаты, которые выдаются при авиационном патрулировании или при использовании СДМ Рослесхоза.
Данные космических снимков СДМ Рослесхоза в 2010 году позволили обнаружить лишь 55 лесных пожаров из 625 официально зарегистрированных, или 8,8%. Используемая СМД Рослесхоза спутниковая информация не позволяет в достаточной степени получать данные в условиях высокой облачности или задымления, а наибольшая точность определения площади и координат лесного пожара возникает при площади пожара 25 га и более.
В 2008 - 2010 годах среднее количество пожаров ежегодно составляло 300 случаев, площадь, пройденная лесными пожарами, - 1961,7 га, площадь обнаружения лесного пожара составила 1,68 га, а средняя площадь ликвидации лесного пожара - 6,54 га. С момента обнаружения до момента его ликвидации площадь пожара увеличивается в 3,9 раза.
Средние затраты на тушение 1 га площади лесного пожара в 2010 году составили 20 тыс. рублей. Своевременное обнаружение лесных пожаров на площади менее 0,1 га позволит своевременно их тушить на площади 0,4 га. В этом случае сокращаются затраты на ликвидацию 1 лесного пожара со 128 тыс. рублей (6,4 га х 20 тыс. рублей) до 8,0 тыс. рублей (0,4 га х 20 тыс. рублей).
При проведении мониторинга лесных пожаров на территории Паркового лесничества (173956 га) при средней площади ликвидации лесных пожаров 0,96 га и количестве лесных пожаров 41 экономический эффект по тушению лесных пожаров составит: (0,96 - 0,4) х 41 х 20 = 459,2 тыс. рублей.
К тому же снижаются затраты на ликвидацию последствий лесных пожаров: разработку горельников, лесовосстановительные мероприятия. Площади, требующие проведения данных мероприятий, в разные годы варьируются от 5 до 30% от площадей, пройденных пожарами (в среднем 15%). Стоимость одного га площади обходится в 40 тыс. рублей (12 тыс. рублей - создание лесных культур и 28 тыс. рублей - разработка горельников). Экономия составит: (0,96 - 0,4) х 41 х 0,15 х 40 = 137,76 тыс. рублей.
На данных площадях еще существует гибель насаждений, и потери древесины на корню составляют в среднем на 1 га 40 куб. метров, а в стоимостном выражении - 238,9 тыс. рублей. Экономический эффект: (0,96-0,4) х 41 х 238,9 = 5485,14 тыс. рублей.
Общий экономический эффект от применения космических методов мониторинга лесных пожаров позволит ежегодно предотвратить вред, причиненный лесному хозяйству, и составит: 459,2 + 137,76 + 5485,14 = 6082,1 тыс. рублей. За период действия Программы общий эффект составит: 6082,1 тыс. рублей х 3 = 18246,31 тыс. рублей.
В данном случае экономический эффект будет равен потерям государства (тушение лесных пожаров и потери древесины на неарендованной территории) и арендаторов лесных участков (потери древесины на арендованной территории).
Количество незаконных рубок в 2009 году составило 862 случая на площади 495 га с общим объемом незаконно заготовленной древесины 50,7 тыс. куб. метров, а ущерб - 379706 тыс. рублей. Средний ущерб на 1 куб. метр составил: 379706 / 50700 = 7,5 тыс. рублей. Средняя площадь 1 лесонарушения составляет: 495 / 862 = 0,57 га, объем на 1 лесонарушение - 50700 / 862 = 58,82 куб. метров, или 441,13 тыс. рублей.
Если в ходе реализации Программы количество лесонарушений будет снижено на 20%, то экономический эффект составит: 862 х 0,2 х 441,1 = 76045,64 тыс. рублей.
Это вред, причиненный государству.
Планируется создание лесных культур площадью 5500 га в течение 5 лет. По данным, получаемым при проведении различных обследований состояния лесных культур, выявляется гибель лесных культур в объеме 28%. Если учесть, что в некоторых случаях гибель лесных культур вызвана неблагоприятными погодными условиями, лесными пожарами и ветровалами (в среднем 8%), то процент гибели лесных культур от неправильно подобранных условий местопроизрастания, отсутствия лесохозяйственных уходов составит в среднем 20%. При планировании участков для создания лесных культур, первоочередных уходов за лесными культурами с учетом данных, полученных в результате дешифрирования космических снимков, будут подбираться участки, где требуется их создание, и учитываться лесорастительные условия (создание лесных культур сосны или ели, или частичных лесных культур), что позволит снизить их гибель до 8% от созданных объемов. В течение действия Программы (2011 - 2013 годы) эта площадь составит 3300 га. Учитывая стоимость создания 1 га лесных культур (12 тыс. рублей), снижение затрат на производство и последующее восстановление погибших насаждений, экономический эффект составит: 3300 га х 0,12 х 12 = 4752 тыс. рублей.
В данном случае экономический эффект будет составлять потери государства и арендаторов лесных участков.
Реализация мероприятий Программы позволит в целом предотвратить экономический вред и сэкономить средства бюджетов различного уровня, лесопользователей общим объемом: 18246,31 + 76045,64 + 4752 = 99043,95 тыс. рублей.
Поступлениями в бюджет области в качестве компенсации затрат на осуществление мониторинга будут административные штрафы, наложенные на выявленных нарушителей порядка использования лесного фонда.
Расчет экономической эффективности произведен на основании сведений о ценах, представленных департаментом лесного хозяйства Кировской области, по состоянию на 2010 год.
6.4. Доля площади особо охраняемых природных территорий, в отношении которой осуществляется мониторинг.
Мониторингом будет охвачен участок реки Вятка от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района, а также зона на 7 км севернее и на 10 км южнее поселка городского типа Аркуль Нолинского района.
Показатель определяется по результатам мониторинга по формуле:
где:
- доля площади особо охраняемых природных территорий, в отношении которой осуществляется мониторинг;
- площадь особо охраняемых природных территорий, нуждающихся в регулярном мониторинге.
Мониторинг объектов охраны окружающей среды, таких, как недра, водные объекты, по направлениям, запланированным в Программе, позволит проводить своевременные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде, принимать своевременные меры по пресечению нарушений законодательства в сфере природопользования.
Мониторинг ледовых заторов и паводка на реке Вятка в районе поселка городского типа Аркуль позволит обеспечить своевременное принятие мер по предупреждению вредного воздействия вод в период весеннего половодья.
В районе затопления поселка городского типа Аркуль при катастрофически высоких уровнях воды и непринятии своевременных мер по ликвидации ледовых заторов в зону затопления попадают 250 жилых домов с населением более 900 человек, библиотека, школа, больница, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения, автодорога районного значения Нолинск - Аркуль. В соответствии с методикой оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий, разработанной федеральным государственным унитарным предприятием "ВИЭМС", вероятностный ущерб от вредного воздействия вод оценивается в сумме 254 млн. рублей.
Река Вятка является основным источником питьевого водоснабжения областного центра. Во втором поясе санитарной охраны Кировского водозабора расположены крупные промышленные объекты, захоронено 18 млн. тонн промышленных отходов. В период высокого весеннего половодья при высоких уровнях воды в реке Вятке азот аммонийный, накопленный в пойменных озерах Боровое, Березовое и Просное, концентрации которого в этих озерах к началу снеготаяния достигают 2000-3000 мг/л, выносится в реку Вятка. Создается прямая угроза безопасному водоснабжению населения города Кирова.
Аварийные ситуации на промышленных объектах, расположенных в непосредственной близости от береговой зоны, также являются причинами загрязнения реки Вятки. Промышленные объекты, расположенные выше водозабора города Кирова, в случае несанкционированного сброса загрязняющих веществ в водный объект также представляют реальную угрозу экологической безопасности водоисточнику питьевой воды населения областного центра. Например, ситуация с загрязнением реки Вятки в 2010 году нефтепродуктами.
Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения водных ресурсов в результате проведения комплекса организационно-экономических, контрольно-аналитических и технико-технологических мероприятий по охране водных ресурсов от загрязнения нефтепродуктами и азотом аммонийным оценивается в сумме 396,7 млн. рублей
Таким образом, экономическая эффективность вложения бюджетных средств в использование РКД при осуществлении мониторинга объектов окружающей среды выражается в предотвращении экологического ущерба за счет своевременного принятия управленческих решений и оценивается в сумме порядка 650,7 млн. рублей.
Расчет экономической эффективности выполнен департаментом экологии и природопользования Кировской области в соответствии с Методикой определения предотвращенного ущерба, утвержденной Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И. Даниловым-Данильяном 30.11.99.
6.5. Доля областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики.
Показатель определяется по результатам оснащения областного транспорта системой навигации ГЛОНАСС по формуле:
где:
- количество областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики;
- общее количество областного транспорта, предполагаемого к включению в систему мониторинга и логистики.
Спутниковый мониторинг транспорта по опыту его использования в других регионах является самой экономически эффективной составляющей Программы. За счет более рационального использования транспортных средств, сокращения простоев и "левых" маршрутов, соблюдения режима эксплуатации и контроля за расходом топлива удается сэкономить до 40% расходов на эксплуатацию и обслуживание.
В соответствии с концепцией областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 05.10.2010 N 369, в целях оценки экономической эффективности мониторинга принят более осторожный прогноз - 18%. Его реальность будет подтверждена оценкой затрат на эксплуатацию транспорта в органах государственной власти по итогам года.
Экономия затрат любого участника мониторинга транспорта будет достигнута за счет учета нормативного и фактического расхода топлива на работу автотранспорта с применением зимних и летних норм, учета реальных объемов заправок и выявления сливов топлива, учета пробега и простоев, отработанного водителями времени, сокращения затрат за счет увеличения оборачиваемости транспортных средств. Кроме того, наличие постоянной информации о местоположении транспортных средств позволит достичь существенного снижения затрат на сотовую связь между диспетчерским пунктом и водителями.
После запуска Кировским областным государственным учреждением "Центр информационных технологий" коммерческой эксплуатации региональной системы мониторинга транспорта с 2012 года ожидается экономический эффект от реализации указанного мероприятия, связанный с поступлением средств от внебюджетных источников, размер которых будет обусловлен ситуацией на рынке трекинговых услуг Кировской области.
В целях оценки эффективности выполнения Программы предлагается оценивать количество транспортных средств, подключенных к спутниковому мониторингу.
Постановлением Правительства Кировской области от 27 декабря 2011 г. N 134/745 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
Перечень
мероприятий Программы
27 декабря 2011 г.
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
|||
2011 - 2013 годы |
в том числе |
||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
1 |
Создание региональной инфраструктуры пространственных данных в виде территориально-распределенной системы сбора, обработки, хранения и использования пространственных данных |
|
|
|
|
|
|
|
Создание геоинформационной системы |
средства областного бюджета* |
1473,0 |
1000,0 |
473,0 |
- |
департамент государственной собственности Кировской области, Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
2 |
Разработка механизмов наполнения инфраструктуры пространственных данных информацией об объектах, процессах и явлениях с помощью космического мониторинга и использования данных дистанционного зондирования |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Мониторинг лесного фонда |
|
|
|
|
|
|
2.1.1 |
Мониторинг лесопользовательской деятельности |
средства федерального бюджета |
4669,5 |
0 |
2915,8 |
1753,7 |
департамент государственной собственности Кировской области, Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
средства областного бюджета* |
23347,5 |
0 |
14579,0 |
8768,5 |
|||
2.1.2 |
Мониторинг лесных пожаров |
средства федерального бюджета |
624,5 |
19,8 |
295,3 |
309,4 |
|
средства областного бюджета* |
3122,5 |
99,0 |
1476,6 |
1546,9 |
|||
2.2 |
Мониторинг объектов охраны окружающей среды |
|
|
|
|
|
|
2.2.1 |
Выявление ледовых заторов и границ зон затопления по реке Вятка от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района, а также в зоне на 7 км севернее и на 10 км южнее поселка городского типа Аркуль Нолинского района |
средства федерального бюджета |
36,2 |
0 |
17,7 |
18,5 |
департамент государственной собственности Кировской области, Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
средства областного бюджета* |
181,2 |
0 |
88,5 |
92,7 |
|||
2.2.2 |
Выявление участков безлицензионной добычи полезных ископаемых, нарушения границ лицензионных участков в пойме реки Вятка добычи полезных ископаемых; локальных источников загрязнения воды, береговой зоны и участков загрязнения земель от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района |
средства федерального бюджета |
580,5 |
0 |
283,5 |
297,0 |
|
средства областного бюджета* |
2902,5 |
0 |
1417,5 |
1485,0 |
|||
3 |
Создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг транспорта |
средства федерального бюджета |
4003,0 |
1546,7 |
1603,2 |
853,1 |
департамент государственной собственности Кировской области, Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
средства областного бюджета* |
20014,9 |
7733,3 |
8016,0 |
4265,6 |
|||
|
Итого |
|
60955,3 |
10398,8 |
31166,1 |
19390,4 |
|
|
в том числе |
средства федерального бюджета |
9913,7 |
1566,5 |
5115,5 |
3231,7 |
|
средства областного бюджета* |
51041,6 |
8832,3 |
26050,6 |
16158,7 |
|
* При условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Кировской области от 27 декабря 2011 г. N 134/745 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
Показатели
эффективности Программы
7 ноября, 27 декабря 2011 г.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовое значение) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Источник получения информации |
1 |
Количество базовых тематических слоев в ГИС |
слоев |
0 |
1 |
4 |
8 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области |
2 |
Доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется мониторинг |
% |
0 |
0 |
67,8 |
93,8 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента лесного хозяйства Кировской области |
3 |
Доля обнаруженных лесных пожаров на площади лесного фонда, охваченного мониторингом |
% |
0 |
10 |
15 |
18 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента лесного хозяйства Кировской области |
4 |
Доля площади особо охраняемых природных территорий, в отношении которой осуществляется мониторинг |
% |
0 |
0 |
8,45 |
8,45 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента экологии и природопользования Кировской области |
5 |
Доля областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики |
% |
0 |
32 |
66 |
80 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 22 декабря 2010 г. N 83/639 "Об утверждении областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. N 241/928
Постановление Правительства Кировской области от 20 августа 2013 г. N 223/506
Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/871
Постановление Правительства Кировской области от 25 октября 2012 г. N 176/656
Постановление Правительства Кировской области от 25 июля 2012 г. N 163/432
Постановление Правительства Кировской области от 4 апреля 2012 г. N 146/173
Постановление Правительства Кировской области от 27 декабря 2011 г. N 134/745
Постановление Правительства Кировской области от 7 ноября 2011 г. N 126/556