Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Избирательные комиссии
Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Кировской области см. Закон Кировской области от 3 ноября 2005 г. N 375-ЗО
Статья 15. Система и статус избирательных комиссий
1. В Кировской области при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований действуют следующие избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Кировской области;
избирательные комиссии муниципальных образований, которые могут выполнять полномочия окружных избирательных комиссий;
территориальные (районные, городские) комиссии, которые могут выполнять и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий в порядке, предусмотренном Федеральным законом;
окружные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. При выборах глав муниципальных образований действуют следующие избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Кировской области;
избирательные комиссии муниципальных образований;
территориальные (районные, городские) комиссии, которые могут выполнять и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований в порядке, предусмотренном Федеральным законом;
участковые избирательные комиссии.
Избирательные комиссии муниципальных образований (территориальные избирательные комиссии - в случае возложения на них полномочий избирательных комиссий муниципальных образований) являются комиссиями, организующими выборы.
См. текст абзаца седьмого части 2 статьи 15
3. Совмещение избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, имеющих статус городских и сельских поселений, производится по решению избирательных комиссий, организующих выборы.
4. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 5 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
5. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных и областных законов, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных и областных законов, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
6. В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением законодательства о выборах соответствующая комиссия вправе вынести этому кандидату, избирательному объединению предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 7 статьи 15 настоящего Закона изложена в новой редакции
7. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.
8. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
9. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным и областным законам либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение.
В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
10. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 11 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
11. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными и областными законами, обязательны для органов исполнительной власти Кировской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.
Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 12 статьи 15 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
12. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Законом, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 13 статьи 15 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
13. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно.
Статья 16. Участие Избирательной комиссии области в организации и проведении выборов
Избирательная комиссия области:
а) контролирует соблюдение избирательных прав граждан;
б) в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, участвует в формировании комиссий;
в) оказывает организационно-техническую, методическую и правовую помощь комиссиям;
г) обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, установленных Центральной избирательной комиссии# Российской Федерации;
д) обеспечивает единообразное использование на территории области ГАС "Выборы";
е) обеспечивает на территории области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, правовым обучением избирателей, с профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов;
ж) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы;
з) заслушивает сообщения органов государственной власти области, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
и) издает инструкции и разъяснения для обеспечения единообразного применения настоящего Закона;
к) контролирует обеспечение комиссий помещениями, транспортом, связью;
л) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления в соответствии со статьей 75 Федерального закона;
м) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории области;
н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
Положения статьи 17 настоящего Закона в части срока полномочий избирательных комиссий применяются в отношении избирательных комиссий, сформированных после дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2010 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с изменением срока полномочий избирательных комиссий"
Статья 17. Сроки формирования, сроки полномочий и численный состав избирательных комиссий
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 1 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
1. Избирательная комиссия муниципального образования является комиссией, организующей в соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа и главы муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования должна быть сформирована представительным органом муниципального образования не позднее дня принятия решения представительным органом о назначении выборов.
Избирательная комиссия муниципального района, городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 2 статьи 17 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом области в случае преобразования муниципального образования. Днем, в который досрочно прекращаются полномочия избирательной комиссии муниципального образования, является день вступления в силу закона области о преобразовании муниципального образования.
3. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительных органов муниципального образования в составе 7 - 9 членов комиссии с правом решающего голоса.
При подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных (многомандатных) избирательных округов, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, возлагаются на избирательную комиссию муниципального образования (в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию - на эту территориальную избирательную комиссию), за исключением следующих случаев:
1) если на территории муниципального образования образовано несколько территориальных избирательных комиссий, полномочия окружной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на соответствующую территориальную избирательную комиссию;
2) если границы избирательного округа и избирательного участка совпадают, полномочия окружной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на соответствующую участковую избирательную комиссию.
4. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
5. Участковые избирательные комиссии формируются для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей после образования избирательных участков не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей избирательной комиссией. Полномочия участковой избирательной комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, по решению комиссии, организующей выборы.
Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается избирательной комиссией муниципального образования в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и может составлять:
3 - 7 членов комиссии с правом решающего голоса - для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей до 1000;
5 - 11 членов комиссии с правом решающего голоса - для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей от 1001 до 2000;
5 - 15 членов комиссии с правом решающего голоса - для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей более 2000.
На избирательном, участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в труднодоступной или отдаленной местности, участковая избирательная комиссия формируется в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.
6. Полномочия участковой комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу решения суда по жалобе (заявлению).
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 7 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
7. Территориальная избирательная комиссия формируется в количестве 5 - 14 членов с правом решающего голоса и действует на постоянной основе. Срок ее полномочий пять лет.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО статья 18 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Статья 18. Порядок формирования избирательных комиссий
1. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании области, представительном органе муниципального образования. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с положениями части 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области", предложений других политических партий и иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
2. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательного Собрания области, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании области, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
3. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. При этом указанные партии и объединения не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, либо в Законодательном Собрании области, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с Федеральным законом, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 Федерального закона).
4. Права, предусмотренные частью 2 и абзацем вторым части 3 настоящей статьи, принадлежат также политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области".
5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина Российской Федерации, обязан получить его письменное согласие на вхождение в состав этой комиссии.
7. Если уполномоченные на то Федеральным законом органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава комиссии муниципального образования назначается Избирательной комиссией области, иной комиссии - вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных законами.
8. Комиссии, действующие на постоянной основе, должны быть сформированы не позднее чем за 15 дней до дня окончания срока полномочий избирательных комиссий прежнего состава.
9. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Избирательной комиссии области, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии.
Срок приема предложений по составу комиссии муниципального образования составляет 30 дней со дня опубликования сообщения о принятии предложений по формированию комиссии. Решение представительного органа муниципального образования о начале формирования комиссии подлежит опубликованию.
10. Представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области";
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
11. Представительный орган муниципального района, городского округа обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа на основе поступивших предложений Избирательной комиссии области.
12. Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии в следующем порядке:
а) если полномочия избирательной комиссии муниципального района не возложены на территориальную комиссию, два члена избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района, остальные члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
б) если полномочия избирательной комиссии муниципального района возложены на территориальную комиссию, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений территориальной комиссии;
в) если полномочия территориальной комиссии возложены на избирательную комиссию муниципального района, члены избирательной комиссии поселения назначаются на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.
13. Предложения Избирательной комиссии области, избирательной комиссии муниципального района, территориальной комиссии, указанные в частях 11 и 12 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в части 10 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального образования предыдущего состава.
14. В случае, если указанных в частях 10, 11 или 12 настоящей статьи поступивших предложений недостаточно для реализации соответственно частей 10, 11 или 12 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
15. Формирование окружной избирательной комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предложений представительного органа муниципального образования, предложений собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы
16. Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области";
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.
17. Формирование территориальной комиссии осуществляется Избирательной комиссией области на основе предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предложений представительных органов муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.
Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии составляет 30 дней со дня опубликования сообщения о принятии предложений по формированию комиссии. Решение Избирательной комиссии области о формировании территориальных избирательных комиссий подлежит опубликованию.
18. Избирательная комиссия области обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Законодательном Собрании области, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области";
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
19. Формирование участковых комиссий осуществляется вышестоящей избирательной комиссией на основе предложений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, месту работы, службы, учебы.
Срок приема предложений по составу участковых комиссий составляет 10 дней со дня опубликования сообщения о принятии предложений по формированию комиссий.
20. Вышестоящая избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области";
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Статья 19. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
1. Избирательная комиссия муниципального образования:
а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением муниципальных выборов, изданием необходимой печатной продукции;
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в пункт "в" части 1 статьи 19 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении муниципальных выборов единого порядка: распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации; установления итогов голосования, определения результатов выборов; опубликования итогов голосования и результатов выборов;
г) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения муниципальных выборов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, контролирует их целевое использование;
д) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
е) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением муниципальных выборов;
ж) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
з) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц;
Законом Кировской области от 25 ноября 2011 г. N 89-ЗО часть 1 статьи 19 настоящего Закона дополнена пунктом "з(1)", вступающим в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
з(1)) заверяет и регистрирует список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением;
Законом Кировской области от 25 ноября 2011 г. N 89-ЗО часть 1 статьи 19 настоящего Закона дополнена пунктом "з(2)", вступающим в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
з(2)) определяет порядок проведения жеребьевок, проводимых в соответствии с настоящим Законом;
и) устанавливает форму и текст избирательных бюллетеней, списков избирателей, других избирательных документов в случаях, предусмотренных законом области;
к) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов;
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО пункт "л" части 1 статьи 19 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
л) наделяет членов комиссии с правом решающего голоса правом составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, направляет составленные протоколы в правоохранительные органы или суд;
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО пункт "м" части 1 статьи 19 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Кировской области, законами Кировской области, уставом муниципального образования.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 2 статьи 19 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
2. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению Избирательной комиссии области могут быть возложены на территориальную комиссию. В случае отсутствия представительного органа муниципального образования возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию осуществляется Избирательной комиссией области на основании обращения главы местной администрации поселения, муниципального района, городского округа. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.
Статья 20. Полномочия окружной избирательной комиссии
1. Окружная избирательная комиссия:
а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;
в) осуществляет регистрацию кандидатов и их доверенных лиц;
г) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
д) определяет результаты выборов по избирательному округу;
е) оказывает правовую и организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в пункт "ж" части 1 статьи 20 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
ж) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
з) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, и обеспечивает контроль за их целевым использованием;
и) обеспечивает передачу документации, связанной с проведением выборов, в архив;
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО пункт "к" части 1 статьи 20 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
к) наделяет членов комиссии с правом решающего голоса правом составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, направляет составленные протоколы в правоохранительные органы или суд;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Кировской области, настоящим Законом.
2. На выборах в представительные органы городских и сельских поселений в качестве окружных избирательных комиссий могут выступать избирательные комиссии соответствующих муниципальных образований, участковые избирательные комиссии.
При возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов городских и сельских поселений на участковые избирательные комиссии последние должны быть сформированы в сроки, обеспечивающие выполнение ими избирательных действий, относящихся к компетенции окружных избирательные комиссий.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО настоящий Закон дополнен статьей 20(1), вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Статья 20(1). Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
е) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
ж) составляет списки избирателей на соответствующей территории отдельно по каждому участку;
з) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Кировской области.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в статью 21 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
а) информирует население об адресе и номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
б) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в нем и решает вопросы о внесении в список соответствующих изменений;
в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;
д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
е) организует на избирательном участке голосование в день голосования;
ж) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию;
з) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
и) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона, настоящего Закона, иных законов и принимает по ним мотивированные решения;
к) наделяет членов комиссии с правом решающего голоса правом составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, направляет составленные протоколы в правоохранительные органы или суд;
л) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Статья 22. Статус членов избирательных комиссий
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 1 статьи 22 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
1. Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
е) судьи, прокуроры;
ж) кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
з) члены комиссий с правом совещательного голоса;
и) супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
к) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
л) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения) - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
м) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Положения пунктов "ж", "и", "к" части 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
В настоящем Законе под непосредственным подчинением в соответствии с Федеральным законом понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право принимать его на работу, увольнять или, в пределах должностных полномочий, отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 3 статьи 22 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
3. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления документов для регистрации вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов)) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 4 статьи 22 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
4. Членами комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены лица, указанные в подпунктах "а", "в" - "е" части 1 настоящей статьи, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
5. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 6 статьи 22 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
6. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
г) смерти члена комиссии;
д) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона;
Член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников, а также появления оснований, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением случаев, перечисленных в пунктах "а", "б" и "м" части 1 настоящей статьи, и приостановления полномочий члена комиссии по основаниям, предусмотренным Федеральным законом..
Если в результате поступления члена комиссии с правом решающего голоса на государственную или муниципальную службу число государственных и муниципальных служащих в составе комиссии составит более одной второй от общего числа членов комиссии, то этот член комиссии досрочно освобождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.
См. текст абзаца десятого части 6 статьи 22
7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по указанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. В случае невыполнения данного требования нового члена избирательной комиссии муниципального района, городского округа назначает Избирательная комиссия области, а члена избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района (если такая комиссия не образована - территориальная избирательная комиссия), иной комиссии - вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных законом.
8. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется и выплачивается средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденного от основной работы на период подготовки и проведения выборов, может производиться в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией муниципального образования, за счет средств, выделенных на проведение выборов.
Законом Кировской области от 1 июня 2011 г. N 13-ЗО в часть 9 статьи 22 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона
9. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора Кировской области.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 10 статьи 22 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
10. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 11 статьи 22 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
11. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдавать и подписывать бюллетени, участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней, составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии, составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения абзаца первого настоящей части не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных действий.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 12 статьи 22 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
12. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными диетами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям
вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 13 статьи 22 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
13. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области", продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания избирательной кампании. Полномочия членов иных избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов, либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в организации которых принимает участие данная избирательная комиссия.
Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
14. Утратила силу.
См. текст части 14 статьи 22
15. Члены комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные на то соответствующими комиссиями, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО статья 22 настоящего Закона дополнена частью 16, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
16. За кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, за политическими партиями, федеральным спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и политическими партиями, спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с частью 1 статьи 65 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области", в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в статью 23 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
Статья 23. Расформирование избирательной комиссии
Избирательная комиссия муниципального образования, окружная, территориальная и участковая избирательные комиссии могут быть расформированы в порядке, установленном статьей 31 Федерального закона.
Статья 24. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. На всех заседаниях избирательных комиссий, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковыми, территориальными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с перечисленными избирательными документами указанным лицам дополнительное разрешение не требуется. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на ее заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссий и при осуществлении работы с данными избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, публикуются в средствах массовой информации либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в течение трех дней со дня принятия решения. При опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.
3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в части 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
4. При проведении выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований наблюдателя вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 5 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 4 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения.
См. Образец и описание удостоверения иностранного (международного) наблюдателя, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 9 июля 2003 года N 17/120-4
6. Указанное в части 5 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, а в иную избирательную комиссию - в период с начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.
7. В помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, наблюдателям и иным лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.
8. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
9. Наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в любое время в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
в) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
г) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
д) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке, на расстоянии и в условиях, которые обеспечивают им возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей, визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи;
е) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
ж) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующих избирательных комиссий заверенные копии указанных протоколов;
з) носить нагрудный знак (размером не более 85x60 мм) с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени, отчества, а также фамилии, имени отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Слова "Наблюдатель", его фамилия, имя, отчество, а также фамилия, имя, отчество кандидата набираются шрифтом черного цвета размером не более 18 пунктов, остальной текст - размером не более 14 пунктов;
и) обжаловать в порядке, предусмотренном законодательством, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
к) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
10. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
Законом Кировской области от 25 ноября 2011 г. N 89-ЗО в пункт "б" части 10 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
Законом Кировской области от 25 ноября 2011 г. N 89-ЗО в пункт "в" части 10 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
Законом Кировской области от 25 ноября 2011 г. N 89-ЗО в пункт "ж" части 10 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
ж) проводить агитацию среди избирателей;
з) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.
Статья 25. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на первом заседании комиссии из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в соответствии с Федеральным законом.
4. Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями, формирующими составы этих комиссий.
5. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии муниципального образования, окружной, территориальной и участковой комиссий избираются тайным голосованием на первом заседании комиссий из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
6. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
7. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
8. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на ее заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 10 статьи 25 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
10. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решение об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимается тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
11. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
12. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
13. Решения избирательной комиссии подписываются председателем (председательствующим) и секретарем избирательной комиссии (секретарем заседания).
14. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое должно быть отражено в протоколе избирательной комиссии и приложено к решению, в связи с которым оно изложено. В случае, если решение комиссии, в связи с которым изложено особое мнение, в соответствии с законом подлежит опубликованию, особое мнение должно быть опубликовано (доведено до сведения избирателей) в том же порядке.
15. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, обеспечением их полномочий, по гражданско-правовым договорам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.