В соответствии со статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация города Кирова постановляет:
1. Утвердить в новой редакции муниципальную адресную программу "Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах". Прилагается.
2. Признать утратившим силу постановление администрации города Кирова от 25.05.2009 N 1833-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах".
3. Управлению организационно-информационного обеспечения (Черезов И.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" и в полном объеме в Бюллетене правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".
4. Управлению делопроизводства и протокола администрации города Кирова (Воробьева Т.А.) разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации города Кирова.
Глава администрации города Кирова |
Д.Н. Драный |
Муниципальная адресная программа
"Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах"
(утв. постановлением администрации города Кирова от 13 июня 2012 г. N 2228-п)
1. Паспорт муниципальной адресной программы "Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах"
Наименование программы |
"Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах" (далее - программа) |
Наименование заказчика программы (субъекта бюджетного планирования) |
Администрация города Кирова |
Перечень исполнителей программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирова |
Наименование разработчика целевой программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирова |
Цели программы |
1. Переход от нормативного способа расчета за потребленные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) к расчетам по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета ресурсов. 2. Формирование условий для разработки и реализации комплекса эффективных мероприятий по сбережению коммунальных ресурсов |
Задачи программы |
1. Формирование и корректировка плана очередности установки приборов учета коммунальных ресурсов в жилищном фонде. 2. Выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке приборов учета ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в жилищном фонде |
Сроки реализации программы |
2009 - 2012 гг. |
Объемы и источники финансирования программы
N |
Наименование источника финансирования |
Годы реализации программы |
|||
2009 г. (тыс. руб.) |
2010 г. (тыс. руб.) |
2011 г. (тыс. руб.) |
2012 г. (тыс. руб.) |
||
1. |
Бюджет муниципального образования "Город Киров" |
14681,0 |
4977,23 |
14821,5 |
12000,0 |
2. |
Средства собственников помещений в многоквартирных домах |
4535,2 |
1647,2 |
8727,1 |
12000,0 |
|
Итого: |
19216,2 |
6624,43 |
23548,6 |
24000,0 |
Основные показатели эффективности реализации программы
N |
Наименование ключевого показателя эффективности |
Годы реализации программы |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
1. |
Количество многоквартирных домов, оснащаемых приборами учета коммунальных ресурсов, ед. |
156 |
55 |
116 |
120 |
2. |
Доля многоквартирных домов, оснащаемых приборами учета коммунальных ресурсов, от общего числа многоквартирных домов, подлежащих оснащению (%) |
5 |
2 |
4 |
4 |
2. Характеристика состояния направлений деятельности, решение которых осуществляется путем реализации целевой программы
Коммунальные ресурсы (тепловая энергия, холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ), потребляемые жилищным фондом города Кирова, составляют значительную долю платежей жителей многоквартирных домов, что делает исключительно актуальной проблему оптимизации потребления указанных ресурсов и снижения платежей за их потребление.
В качестве покупателя ресурсов выступают управляющие организации, товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК) и другие потребительские кооперативы на основании договоров поставки определенного вида коммунального ресурса у ресурсоснабжающих организаций. Управляющая организация, ТСЖ, ЖСК и другие потребительские кооперативы приобретают коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, при этом расчет за ресурс население производит с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, которые из этих средств оплачивают счета поставщиков коммунальных ресурсов.
Такая система расчетов за потребленные ресурсы содержит в себе серьезную потенциальную проблему для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и других потребительских кооперативов при отсутствии прибора коллективного учета ресурса (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) на границе балансовой ответственности сторон - на входе в жилой дом или пункт, обслуживающий дом (группу домов). Расчеты за потребленный коммунальный ресурс в этом случае производятся по нормативу потребления ресурса, рассчитываемому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Очевидно, что применение усредненного норматива потребления дает существенную погрешность в расчетах потребленных ресурсов. Действующие нормативы потребления коммунальных ресурсов не учитывают фактически потребленные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) и значительно превышают стоимость их фактического потребления.
Важно также отметить, что, оплачивая потребленные ресурсы по установленным нормативам, жители многоквартирных домов не предпринимают мер по сокращению потребления коммунальных ресурсов.
Предварительные расчеты, проведенные на основе жилых домов, оснащенных коллективными приборами учета ресурсов, показывают, что превалирует фактор завышения предъявляемых к оплате счетов за коммунальные ресурсы. Расчеты за потребленные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) по приборам учета по ряду объектов существенно ниже расчетов по нормативу.
Действующий сегодня нормативный способ определения потребленных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа):
приводит к значительному завышению оплаты населением платежей за потребленные коммунальные ресурсы;
не позволяет выявить причину переплаты, будь то потери в наружных сетях или в самом здании;
не обеспечивает планирование и реализацию мероприятий по сбережению коммунальных ресурсов на наружных сетях и внутри зданий.
В соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в муниципальном образовании "Город Киров" подлежат оснащению общедомовыми (коллективными) приборами учета:
тепловой энергии - 3260 многоквартирных домов;
горячей воды - 3260 многоквартирных домов;
холодной воды - 3595 многоквартирных домов;
электрической энергии - 3595 многоквартирных домов;
газа - 2010 многоквартирных домов.
3. Цели и задачи программы
3.1. Целями программы являются:
3.1.1. Переход от нормативного способа расчета за потребленные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) к расчетам по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета ресурсов.
3.1.2. Формирование условий для разработки и реализации комплекса эффективных мероприятий по сбережению коммунальных ресурсов.
3.2. Основными задачами программы являются:
3.2.1. Формирование и корректировка плана очередности установки приборов учета коммунальных ресурсов в жилищном фонде.
3.2.2. Выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке приборов учета ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в жилищном фонде.
4. Срок (период) реализации программы
Программа разработана на 4 года. Срок реализации программы: 2009 - 2012 годы.
5. Описание мероприятий программы
В рамках программы осуществляется следующее основное мероприятие: предоставление субсидий на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах из бюджета муниципального образования "Город Киров" при софинансировании собственниками многоквартирного дома в порядке, утвержденном постановлением администрации города Кирова.
Субсидии предоставляются управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК и другим потребительским кооперативам, определенным в качестве получателя субсидий по результатам отбора.
Перечень мероприятий программы, предусматривающий финансирование из бюджета МО "Город Киров" и иных источников, представлен в приложении N 2.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем финансирования программы - 73389,23 тыс. руб.
Финансирование программы будет осуществляться:
за счет бюджета муниципального образования "Город Киров" в размере 46479,73 тыс. руб.;
за счет привлечения софинансирования индивидуальных собственников помещений многоквартирных домов в размере 26909,5 тыс. руб.
Решение об установке коллективного прибора учета принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Решение об оплате собственниками помещений установки коллективного прибора учета может быть принято как в виде единовременной оплаты доли софинансирования, так и путем введения тарифа на капитальный ремонт по данному виду работ. Размер и период оплаты тарифа на капитальный ремонт принимаются также общим собранием собственников помещений.
Обеспечение трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы, осуществляют подрядные организации, выполняющие работы по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, на основании договоров, заключенных с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или другими потребительскими кооперативами, определенными в качестве получателя субсидий по результатам отбора.
7. Описание ожидаемых результатов реализации программы
7.1. Ожидаемые результаты реализации программы изложены в приложении N 1 "Перечень ключевых показателей эффективности реализации целевой программы".
7.2. За период реализации программы планируется получить следующие результаты:
количество многоквартирных домов, оснащенных приборами учета коммунальных ресурсов, - 447;
доля многоквартирных домов, оснащенных приборами учета коммунальных ресурсов, от общего числа многоквартирных домов, подлежащих оснащению, - 15%.
7.3. Экономическая эффективность реализации программы определяется:
7.3.1. Переходом от нормативного способа расчета за потребленные коммунальные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) к расчетам по фактическому потреблению на основе показаний коллективных приборов учета ресурсов.
7.3.2. Стабилизацией, а также возможным сокращением платежей населения за потребленные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) в жилищном фонде, где установка приборов учета ресурсов приведет к сокращению объема оплачиваемых ресурсов.
Достижение такого эффекта связано с возможностью объективной оценки и технического регулирования потребления коммунальных ресурсов на основе показаний приборов учета.
7.3.3. Созданием благоприятных условий для внедрения мероприятий по сбережению потребляемых ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа).
Этот показатель эффективности программы связан с получением конкретных количественных данных о непроизводительных потерях коммунального ресурса в инженерных системах зданий, оснащаемых приборами учета. Такая база данных позволит системно планировать ремонт (реконструкцию) инженерных систем тех зданий, где будет отмечено наибольшее расхождение между нормативным и фактическим потреблением тепловой энергии.
7.3.4. Сокращением задолженности управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и других потребительских кооперативов за потребленные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) ресурсоснабжающим организациям.
Достижение такого эффекта связано с "балансировкой" отпущенного и принятого к оплате коммунального ресурса при его приборном учете на границе балансовой ответственности ресурсоснабжающей организации и потребителя.
Количественно этот показатель рассчитывается как снижение суммы задолженности за потребленный коммунальный ресурс части многоквартирных домов, переводимых на приборный учет. При этом речь идет о той части задолженности, которая формировалась из-за дисбаланса отпущенного ресурсоснабжающей организацией и оплаченного потребителем коммунального ресурса. По мере реализации мероприятий программы задолженность уменьшается пропорционально охвату приборами учета жилищного фонда.
7.4. Источником получения информации по показателям эффективности программы являются данные статистической отчетности по форме статистического наблюдения N 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства".
8. Описание системы управления реализацией программы
8.1. Реализация мероприятий программы осуществляется путем заключения договоров на предоставление субсидий на проведение работ по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирном доме и договоров на финансирование работ в части имущества, находящегося в муниципальной собственности, с исполнителями коммунальных услуг.
Предоставление субсидий осуществляется на условиях и в порядке, утвержденных постановлением администрации города Кирова.
Участниками программы являются собственники помещений многоквартирных домов, управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.
8.2. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, является администрация города Кирова (управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирова).
8.3. Контроль за деятельностью главного распорядителя бюджетных средств по реализации мероприятий программы осуществляет заместитель главы администрации города Кирова, курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства.
8.4. Представление аналитической информации о реализации программы осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Кирова.
8.5. Порядок осуществления контроля за ходом реализации мероприятий программы:
- контроль за ходом выполнения мероприятий программы производится через рассмотрение вопроса на совещаниях, проводимых начальником управления ЖКХ;
- ежеквартальный анализ ожидаемых результатов и показателей социально-экономической эффективности реализации программы;
- выявление причин отклонений и факторов, негативно влияющих на реализацию программы;
- разработка мер по повышению эффективности реализации программы;
- ежегодный анализ выполнения программных мероприятий и достижения ожидаемых результатов реализации программы;
- представление в экономическое управление и финансовое управление администрации города Кирова:
до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информации о выполнении основных мероприятий программы,
до 1 марта года, следующего за отчетным годом, аналитической информации о результатах реализации программы.
8.6. Оценка рисков реализации программы зависит от следующих факторов:
рост стоимости общедомовых приборов учета;
выбор собственниками жилых помещений непосредственного способа управления;
снижение платежеспособности населения.
8.7. Предложения по снижению последствий проявления негативных факторов и достижению установленных показателей эффективности реализации программы:
снижение процента софинансирования собственниками помещений и увеличение доли бюджетного финансирования;
предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и других мер социальной защиты, предусмотренных действующим законодательством;
привлечение неработающего населения к общественным работам в рамках областной целевой программы "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2012 году";
информирование собственников многоквартирных домов о требованиях действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Приложение N 1
к муниципальной адресной программе
"Обеспечение жилищного фонда
муниципального образования "Город Киров"
коллективными приборами учета
коммунальных ресурсов
(тепловой энергии,
холодной и горячей воды,
электрической энергии, газа)
в 2009 - 2012 годах"
Перечень
ключевых показателей эффективности реализации целевой программы "Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах"
N |
Наименование задач / показателей эффективности реализации программы |
Единица измерения |
Количественное значение показателя эффективности |
Источник получения информации |
||||||
Факт |
Оценка |
План |
||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
1. |
Формирование и корректировка плана очередности установки приборов учета коммунальных ресурсов в жилищном фонде |
|||||||||
2. |
Выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке приборов учета ресурсов тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа в жилищном фонде |
|||||||||
1.1. 2.1. |
Количество многоквартирных домов, оснащаемых приборами учета коммунальных ресурсов |
ед. |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
156 |
55 |
116 |
120 |
Ведомственная отчетность УЖКХ |
1.2. 2.2. |
Доля многоквартирных домов, оснащаемых приборами учета коммунальных ресурсов, от общего числа многоквартирных домов, подлежавших оснащению |
% |
нет данных |
нет данных |
нет данных |
5,0 |
2,0 |
4,0 |
4,0 |
Ведомственная отчетность УЖКХ |
Приложение N 2
к муниципальной адресной программе
"Обеспечение жилищного фонда
муниципального образования "Город Киров"
коллективными приборами учета
коммунальных ресурсов
(тепловой энергии,
холодной и горячей воды,
электрической энергии, газа)
в 2009 - 2012 годах"
Перечень
мероприятий муниципальной адресной программы "Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах"
|
Наименование задачи мероприятия/ источника финансирования |
Задание* |
Заказ** |
МАИП*** |
Ответственный исполнитель |
Оценка |
Финансирование по кварталам реализации программы, тыс. рублей |
Всего |
|||||||||||||||||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||||||||||||||||||||||
|
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
год |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
год |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
год |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
год |
|||||||
Задачи |
|
||||||||||||||||||||||||||
1. |
Формирование и корректировка плана очередности установки приборов учета коммунальных ресурсов в жилищном фонде |
||||||||||||||||||||||||||
2. |
Выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке приборов учета ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в жилищном фонде |
||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия | |||||||||||||||||||||||||||
1.1. 2.1. |
Предоставление субсидий на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах из бюджета МО "Город Киров" при софинансировании собственниками многоквартирного дома |
|
|
|
УЖКХ администрации г. Кирова |
0,00 |
|
|
19216,2 |
|
19216,2 |
|
|
6624,43 |
|
6624,43 |
|
|
23548,6 |
|
23548,6 |
|
24000,0 |
|
|
24000,0 |
73389,23 |
|
в т.ч. по источникам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
местный бюджет |
|
|
|
|
0,0 |
|
|
14681,0 |
|
14681,0 |
|
|
4977,23 |
|
4977,23 |
|
|
14821,5 |
|
14821,5 |
|
12000,0 |
|
|
12000,0 |
46479,73 |
|
другой источник* |
|
|
|
|
0 |
|
|
4535,2 |
|
4535,2 |
|
|
1647,20 |
|
1647,20 |
|
|
8727,1 |
|
8727,1 |
|
12000,0 |
|
|
12000,0 |
26909,50 |
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
в т.ч. по годам и по источникам финансирования: |
|
19216,2 |
19216,2 |
6624,43 |
6624,43 |
23548,6 |
23548,6 |
24000,0 |
24000,0 |
73389,23 |
||||||||||||||||
|
местный бюджет |
|
14681,0 |
14681,0 |
4977,23 |
4977,23 |
14821,5 |
14821,5 |
12000,0 |
12000,0 |
46479,73 |
||||||||||||||||
|
другой источник* |
|
4535,2 |
4535,2 |
1647,20 |
1647,20 |
8727,1 |
8727,1 |
12000,0 |
12000,0 |
26909,50 |
_____________________________
* Другой источник - средства собственников помещений многоквартирных домов, привлеченные на капитальный ремонт.
* Отметка, что мероприятие реализуется в форме муниципального задания.
** Отметка, что мероприятие реализуется в ферме муниципального заказа.
*** Отметка, что мероприятие осуществляется в форме капитальных вложений и подлежит включению в муниципальную адресную инвестиционную программу.
Приложение N 3
к муниципальной адресной программе
"Обеспечение жилищного фонда
муниципального образования "Город Киров"
коллективными приборами учета
коммунальных ресурсов
(тепловой энергии,
холодной и горячей воды,
электрической энергии, газа)
в 2009 - 2012 годах"
Перечень
непосредственных показателей эффективности реализации мероприятий целевой программы "Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах"
N |
Наименование задачи/ мероприятия |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя в соответствующем году реализации программы |
Источник информации |
|||||||||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||||||||||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
|||||
1. |
Формирование и корректировка плана очередности установки приборов учета коммунальных ресурсов в жилищном фонде |
|||||||||||||||||||
2. |
Выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке приборов учета ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в жилищном фонде |
|||||||||||||||||||
1.1. 2.1. |
Предоставление субсидий на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах из бюджета МО "Город Киров" при софинансировании собственниками |
Количество установленных общедомовых приборов учета |
Ед. |
- |
- |
446 |
- |
- |
- |
250 |
- |
- |
- |
228 |
- |
- |
230 |
- |
- |
УЖКХ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана в целях перехода от нормативного способа расчета за потребленные ресурсы (тепловую энергию, холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ) к расчетам по фактическому потреблению на основе показаний приборов учета ресурсов; формирования условий для разработки и реализации комплекса эффективных мероприятий по сбережению коммунальных ресурсов. В круг ее задач входят формирование и корректировка плана очередности установки приборов учета коммунальных ресурсов в жилищном фонде; выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке приборов учета ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в жилищном фонде.
Срок исполнения Программы - 2009 - 2012 годы. Общий объем финансирования Программы составляет 73389,23 тыс. руб. Определены ожидаемые результаты исполнения Программы.
Постановление Администрации города Кирова от 13 июня 2012 г. N 2228-п "Об утверждении в новой редакции муниципальной адресной программы "Обеспечение жилищного фонда муниципального образования "Город Киров" коллективными приборами учета коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, газа) в 2009 - 2012 годах", утвержденной постановлением администрации города Кирова от 25 мая 2009 года N 1833-п"
Текст постановления официально опубликован не был