Комментарий к Закону Кировской области от 28 июня 2012 г. N 162-ЗО
"О ежемесячной денежной выплате по уходу за третьим ребенком и последующими детьми"
Статья 1. Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, которые находятся под защитой государства (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38 Конституции РФ). На федеральном уровне правовую основу социального регулирования составляют Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) и Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ). Указанные законы закрепляют за субъектами РФ право устанавливать дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2 Закона N 81-ФЗ, часть 2 статьи 1 Закона N 256-ФЗ). В этом реализуется конституционная норма о нахождении в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ).
Комментируемым Законом гражданам, зарегистрированным по постоянному месту жительства в Кировской области, устанавливается ежемесячная денежная выплата по уходу за третьим ребенком и последующими детьми (далее - ежемесячная выплата). Ранее гражданам, проживающим в Кировской области, назначалось и выплачивалось ежемесячное денежное пособие по уходу за третьим ребенком и последующими детьми, утвержденное Законом Кировской области от 01.06.2011 N 4-ЗО "О ежемесячном пособии по уходу за третьим ребенком и последующими детьми" (далее - Закон о ежемесячном пособии).
В Российской Федерации предусматривается регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства (статья 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I). В связи с этим, представляется, что в комментируемом Законе речь идет о тех гражданах, которые в установленном порядке зарегистрированы по месту жительства.
Для реализации установленной Законом N 5242-I системы государственного учета приняты Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее соответственно - Правила регистрации и Перечень), и Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент).
Согласно пункту 3 Правил регистрации под местом жительства понимается место, где человек постоянно (преимущественно) проживает:
- в качестве собственника;
- по договору найма (поднайма);
- по договору социального найма;
- на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
К таким местам относятся жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Граждане обязаны регистрироваться по месту жительства в органах регистрационного учета (пункт 4 Правил регистрации).
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (пункт 2 Правил регистрации).
Согласно пункту 6 Регламента должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются:
- должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль использования и сохранности жилищного фонда РФ, жилищного фонда субъектов РФ, муниципального жилищного фонда;
- собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;
- уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
Регистрация граждан по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах, а гражданам, не достигшим 14-летнего возраста, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства (пункт 18 Регламента).
Таким образом, при обращении за назначением ежемесячной выплаты родитель (усыновитель) предоставляет паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства в Кировской области.
1. Право на получение ежемесячной выплаты предоставляется одному из родителей или усыновителей третьего ребенка или последующих детей (далее - ребенка). При этом среднедушевой доход в семье не должен превышать 14 тысяч рублей на одного члена семьи. В дальнейшем указанный размер среднедушевого дохода подлежит ежегодному изменению (увеличению) соответствующим законом области.
2. Очередность рождения (усыновления) детей определяется с учетом предыдущих детей, рожденных (усыновленных) матерью ребенка, по уходу за которым назначается ежемесячная выплата. При этом не учитываются:
- дети, в отношении которых мать лишена родительских прав;
- дети, в отношении которых отменено усыновление;
- дети, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением детей, находящихся по социально-медицинским показаниям в специализированных учреждениях социального обслуживания).
Как мы видим, законодатель посчитал маловероятным воспитание многодетным отцом детей, рожденных (усыновленных) разными матерями. Следовательно, если за назначением ежемесячной выплаты обращается отец, то ему следует документально подтвердить, что ребенок, по уходу за которым назначается ежемесячная выплата, является у матери третьим или последующим.
3. Комментируемая часть статьи содержит еще одно условие назначения и получения ежемесячной выплаты, а именно - рождение (усыновление) третьего (последующего) ребенка после 31 декабря 2012 года, то есть после вступления в силу комментируемого Закона (см. комментарий к статье 6). Обратиться за назначением ежемесячной выплаты, а также получать ее родитель или усыновитель сможет до достижения ребенком трех лет.
4. Назначенная ежемесячная выплата в случае смерти ее получателя выплачивается законному представителю ребенка. Законным представителем может являться другой родитель (усыновитель), опекун или приемный родитель (пункт 1 статьи 64, пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса РФ, пункт 2 статьи 32 Гражданского кодекса РФ).
5. Ежемесячная выплата назначается вне зависимости от того, имеет ли его получатель право на иные виды социальных выплат гражданам, имеющим детей, которые установлены федеральным и областным законодательством.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием установлена Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ. Также введены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ. В Кировской области в данной сфере действуют Законы Кировской области от 02.07.2010 N 539-ЗО "О единовременном пособии при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 03.11.2004 N 268-ЗО "О ежемесячном пособии на ребенка", Закон Кировской области от 06.07.2012 N 169-ЗО "О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей", Закон Кировской области от 29.07.2011 N 43-ЗО "О ежемесячной социальной выплате инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов".
6. Не имеют право на ежемесячную выплату лица, указанные в части 1 комментируемой статьи, совершившие в отношении своего или усыновленного ребенка (детей) умышленное преступление и имеющие непогашенную или неснятую судимость за данное преступление до дня обращения за ежемесячной выплатой. Как видно из нормы, перечисленные лица не могут ни обращаться за назначением ежемесячной выплаты, ни быть ее получателями.
Лицо находится в состоянии судимости со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости (часть 1 статьи 86 Уголовного кодекса РФ).
Погашается судимость в отношении осужденных лиц по истечении определенного частью 3 статьи 86 УК РФ периода времени, который соответствует назначенному виду уголовного наказания. В случае безупречного поведения осужденного после отбытия наказания по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости (часть 5 статьи 86 УК).
Отметим, что указанное ограничение является новацией комментируемого Закона, поскольку Закон о ежемесячном пособии подобной нормы не содержал.
Однако лишение лиц, имеющих судимость, права на ежемесячную выплату противоречит части 1 статьи 86 Уголовного кодекса РФ, согласно которой судимость влечет правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Такими, например, как Трудовой кодекс РФ, запрещающий занятие педагогической деятельностью лицам, имеющим судимость (часть вторая статьи 331), или таким, как Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", запрещающий сотруднику полиции находиться на службе в полиции при наличии у него судимости (часть 1 статьи 29), и т.д.
В данном случае имеет место ограничение прав, связанное с наличием судимости, на региональном уровне.
Статья 3. Комментируемой статьей устанавливается размер назначаемой и выплачиваемой ежемесячной выплаты, который равен величине прожиточного минимума на ребенка за второй квартал года, предшествующего году рождения ребенка.
Под величиной прожиточного минимума понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум используется для оценки уровня жизни населения области при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования областного бюджета; других установленных федеральным законом целей (статья 3 Закона Кировской области от 29.12.2004 N 290-ЗО "О прожиточном минимуме в Кировской области").
Как видно из комментируемой нормы, единого размера ежемесячной выплаты на детей, рожденных в разные годы, не предусмотрено. Также не предполагается и индексация ежемесячной выплаты.
Для детей, рожденных в 2013 году, размер ежемесячной выплаты составит 5817 рублей, - таким был размер прожиточного минимума в Кировской области во втором квартале 2012 года (пункт 1 постановления Правительства Кировской области от 25.07.2012 N 163/430 "Об установлении величины прожиточного минимума по Кировской области за II квартал 2012 года").
Статья 4. Комментируемая статья содержит указание Правительству Кировской области утвердить в дальнейшем Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок). Во исполнение указанной нормы Правительством Кировской области 25 октября 2012 принято постановление N 176/650 "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты по уходу за третьим ребенком и последующими детьми", вступающее в силу 1 января 2013 года (пункт 3). Текст постановления опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 29 октября 2012 года.
Принятый Порядок утверждает:
- правила расчета среднедушевого дохода семьи, который учитывается при назначении ежемесячной выплаты;
- перечень членов семьи, учитываемых при назначении ежемесячной выплаты;
- перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, а также форма самого заявления;
- срок принятия решения о назначении и выплате (об отказе в назначении и выплате) ежемесячной выплаты;
- основания для отказа в назначении и выплате ежемесячной выплаты;
- основания прекращения выплаты ежемесячной выплаты.
Статья 5. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения его расходных обязательств (статья 14 Бюджетного кодекса РФ).
Расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов на региональном уровне (часть первая статьи 85 Бюджетного кодекса РФ).
В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета (статья 14 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно норме комментируемой статьи финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением комментируемого Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета.
1-2. С 1 января 2013 года комментируемый Закон вступает в силу, а Закон о ежемесячном пособии - ее утрачивает. Закон о ежемесячном пособии опубликован в Сборнике основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2011, N 4 (136), ст. 4653, а также в газете "Вятский край" от 8 июня 2011 г. N 105-106.
Законы Кировской области вступают в силу после первой публикации полного текста в официальном издании (часть 1 статьи 51 Устава Кировской области РФ от 27.03.1996 N 12-ЗО). В противном случае принятые законы применяться не могут (часть 2 статьи 51 Устава Кировской области от 27.03.1996 N 12-ЗО). Источниками официального опубликования законов Кировской области являются газета "Вести. Киров", Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области и официальный информационный сайт Правительства Кировской области - www.kirovreg.ru (пункт 1 Указа Губернатора Кировской области от 05.05.2012 N 56, пункт 1.3 Положения об официальном информационном сайте Правительства Кировской области, утв. постановлением Правительства Кировской области от 25.02.2010 N 41/66). Опубликован комментируемый Закон в газете "Вести. Киров" от 03.07.2012 N 57.
3. Если до вступления в силу комментируемого Закона лицу уже назначено ежемесячное пособие по уходу за третьим ребенком или последующими детьми, то оно выплачивается до достижения ребенком одного года. Затем родитель (усыновитель) имеет право обратиться за назначением ежемесячной выплаты в соответствии с комментируемым Законом.
Н.В. Панова, |
14 ноября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Панова Н.В. Комментарий к Закону Кировской области от 28 июня 2012 г. N 162-ЗО "О ежемесячной денежной выплате по уходу за третьим ребенком и последующими детьми" - Система ГАРАНТ, 2012 г.