Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6. Информирование избирателей. Предвыборная агитация
См. Письмо МПТР РФ от 1 апреля 2003 г. N Ц/19-101
Статья 34. Информационное обеспечение муниципальных выборов
Информационное обеспечение муниципальных выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности муниципальных выборов.
Статья 35. Информирование избирателей
1. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.
2. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
Законом Кировской области от 28 июля 2011 г. N 34-ЗО часть 3 статьи 35 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
3. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении муниципальных выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, о кандидатах, о законодательстве о муниципальных выборах осуществляют избирательные комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.
4. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей.
5. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
6. В соответствии с Федеральным законом журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению муниципальных выборов, по инициативе администрации (работодателя) не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период избирательной кампании и в течение одного года после окончания этой избирательной кампании, за исключением случая, когда на них в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 7 статьи 35 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
7. В день голосования до момента окончания голосования на территории избирательного округа запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования и результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
Статья 36. Опросы общественного мнения
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с муниципальными выборами в Кировской области, является в соответствии с Федеральным законом разновидностью информирования избирателей.
2. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с муниципальными выборами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, муниципальное образование, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 3 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
3. В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми муниципальными выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
Статья 37. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения муниципальных выборов
1. Информационное обеспечение муниципальных выборов осуществляется с использованием областных государственных, муниципальных (при наличии) и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных (при наличии) и негосударственных периодических печатных изданий.
2. Под областными государственными организациями телерадиовещания, областными государственными периодическими печатными изданиями в настоящем Законе на основании Федерального закона понимаются осуществляющие вещание (распространяемые) на территории соответствующего избирательного округа в муниципальном образовании организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются государственные органы, организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств областного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов имеется государственная доля.
3. Под муниципальными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Законе в соответствии с Федеральным законом понимаются осуществляющие вещание (распространяемые) на территории соответствующего муниципального образования организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются муниципальные органы и организации и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на текущее функционирование за счет средств местного бюджета и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов имеется муниципальная доля.
4. Под негосударственными организациями телерадиовещания и периодическими печатными изданиями в настоящем Законе в соответствии с Федеральным законом понимаются осуществляющие вещание (распространяемые) на территории соответствующего избирательного округа в муниципальном образовании организации телерадиовещания и периодические печатные издания, не подпадающие под действие частей 2 и 3 настоящей статьи.
5. В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти области, органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений.
6. Перечень муниципальных (либо, при их отсутствии, государственных) организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий, обязанных предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в муниципальном образовании, публикуется избирательной комиссией муниципального образования по представлению органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по регистрации средств массовой информации.
7. Перечень# указанный в части 6 настоящей статьи, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. В указанный перечень включаются следующие сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании:
а) наименование организации телерадиовещания и соответствующего средства массовой информации либо периодического печатного издания;
б) юридический адрес организации телерадиовещания либо редакции периодического печатного издания;
в) учредитель (учредители) организации телерадиовещания либо учредитель (учредители) редакции периодического печатного издания и периодического печатного издания;
г) вид и объем государственной (муниципальной) поддержки (если таковая имелась за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов);
д) доля (вклад) Кировской области, муниципального образования в уставном (складочном) капитале (если таковая имелась (таковой имелся) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов);
е) периодичность выпуска периодического печатного издания;
ж) указание на то, что организация телерадиовещания, периодическое печатное издание являются специализированными (для специализированных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий).
Статья 38. Предвыборная агитация
1. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
2. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте "а" части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в пунктах "б" - "е" части 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.
3. Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
4. Кандидат , избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством порядке.
5. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, предусмотренного пунктом "г" части 8 настоящей статьи.
6. Запрещается на основании Федерального закона проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
Законом Кировской области от 25 ноября 2011 г. N 89-ЗО в пункт "а" части 6 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от форм собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
д) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
е) иностранным гражданам, не обладающим избирательными правами при проведении муниципальных выборов, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
з) международным организациям и международным общественным движениям.
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО часть 6 статьи 38 настоящего Закона дополнена пунктом "и", вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
и) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона.
7. Лицам, замещающим государственные должности или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов.
8. Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 3 статьи 44 настоящего Закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется:
а) на использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;
б) на использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата обнародования этого высказывания и наименование средства массовой информации, в котором оно было обнародовано;
в) на цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом;
г) на использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.
9. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном настоящим Законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 10 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
10. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном (государственном) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Статья 39. Агитационный период
Законом Кировской области от 8 октября 2010 г. N 558-ЗО в часть 1 статьи 39 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
1. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата , списка кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.
2. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования, и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.
3. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законодательством порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.
Статья 40. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях
1. Эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания и печатная площадь в муниципальных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатнаяплощадь).
2. Муниципальные организации телерадиовещания (в случае их наличия) и редакции муниципальных периодических печатных изданий (в случае их наличия) обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Областные государственные организации телерадиовещания и редакции областных государственных периодических печатных изданий вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, эфирное время и печатную площадь за плату.
В случае отсутствия на территории муниципального образования муниципального телерадиовещания и (или) муниципального периодического печатного издания избирательная комиссия муниципального образования вправе заключить договор с организацией областного государственного телерадиовещания и (или) редакцией государственного периодического печатного издания о предоставлении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, бесплатного эфирного времени и (или) бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации. В этом случае на вышеназванные областные государственные средства массовой информации распространяются требования, предъявляемые к муниципальным средствам массовой информации при проведении муниципальных выборов. Расходы, связанные с возмещением затрат на безвозмездное предоставление телерадио эфира и (или) бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, осуществляются исключительно из средств, предназначенных на проведение муниципальных выборов.
4. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения.
5. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях общий объем бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади не увеличивается без согласия на то организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания.
6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь.
7. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания и редакциями негосударственных периодических печатных изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
8. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации в этот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию муниципального образования.
9. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, специализированные организации телерадиовещания и редакции специализированных периодических печатных изданий (культурно-просветительских, детских, технических, научных и других), а также областные государственные организации телерадиовещания и редакции областных государственных периодических печатных изданий вправе отказаться от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации. Таким отказом считается непредставление уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, в установленные в указанной части сроки.
10. В соответствии с Федеральным законом организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны вести отдельный учет объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации, по формам и в порядке, которые установлены избирательной комиссией муниципального образования, и представлять данные этого учета в эту комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования.
Организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), предоставившие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям эфирное время, печатную площадь, по запросам избирательной комиссии муниципального образования обязаны представлять ей документы, подтверждающие согласие зарегистрированного кандидата, избирательного объединения на выполнение платных работ и оказание платных услуг.
11. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, обязаны хранить указанные в части 10 настоящей статьи учетные документы о безвозмездном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади не менее трех лет со дня голосования.
12. Утратила силу.
См. текст части 12 статьи 40
13. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением до предоставления эфирного времени, печатной площади.
14. В случае одновременного проведения на одной и той же территории нескольких избирательных кампаний и совпадения на указанных кампаниях периодов проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях зарегистрированный кандидат, выдвинутый одновременно в нескольких избирательных округах на разных выборах, вправе получить бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь в муниципальных и государственных организациях телерадиовещания и периодических печатных изданиях в объеме, не превышающем объем, который должен быть предоставлен ему на выборах более высокого уровня.
Статья 41. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
1. Бесплатное эфирное время, а также платное эфирное время на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
2. Общий объем эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, которое каждая из государственных или муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания.
Объем эфирного времени, предоставляемого государственными или муниципальными организациями телерадиовещания для проведения предвыборной агитации на дополнительных или повторных выборах, устанавливается в тех же объемах, что и на предыдущих выборах. В случае если в результате предоставления эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, на каждого зарегистрированного кандидата, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, придется более 60 минут эфирного времени, общий объем эфирного времени, которое каждая организация телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов.
3. Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
4. Не менее половины общего объема эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, выделяемого муниципальными организациями телерадиовещания, отводится зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для совместного проведения дискуссий, "круглых столов", иных совместных агитационных мероприятий. К использованию этой доли эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения должны быть допущены на равных основаниях.
Если на каждого зарегистрированного кандидата из общего объема эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, приходится менее 5 минут, данное правило не применяется.
5. В совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах муниципальных организаций телерадиовещания, зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут участвовать только лично.
Представители зарегистрированного кандидата к участию в совместных агитационных мероприятиях не допускаются, за исключением случая, указанного в части 6 настоящей статьи.
6. Утратила силу.
См. текст части 6 статьи 41
7. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение в праве отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии.
8. В случаях, предусмотренных частями 6, 7 настоящей статьи, а также, в случае если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, не уменьшается. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение объема эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
9. Оставшаяся после предоставления для проведения совместных агитационных мероприятий часть эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, выделяемого муниципальными организациями телерадиовещания, распределяется в равных долях между всеми зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями.
10. По завершении регистрации кандидатов, списков кандидатов, но не позднее, чем за 30 дней до дня голосования проводится жеребьевка в целях распределения эфирного времени, указанного в части 1 настоящей статьи, между всеми зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Жеребьевку, в результате которой определяются дата и время выхода в эфир агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений на каналах муниципальных организаций телерадиовещания, проводит избирательная комиссия муниципального образования с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводится до сведения зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений иным путем.
11. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов, за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов. Общий объем платного эфирного времени, резервируемого каждой муниципальной организацией телерадиовещания, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, но не должен превышать его более чем в два раза.
12. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
13. Дата и время выхода в эфир агитационных материалов на платной основе определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 10 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии муниципального образования (при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - также члены соответствующей окружной избирательной комиссии). Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного после проведения жеребьевки.
14. Негосударственные, а также областные государственные организации телерадиовещания, выполнившие условия части 8 статьи 40 настоящего Закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, для проведения предвыборной агитации платное эфирное время на равных условиях. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
Негосударственные организации телерадиовещания, не соблюдающие это требование, а также негосударственные организации телерадиовещания, не выполнившие условий части 8 статьи 40 настоящего Закона, не вправе предоставлять эфирное время для целей предвыборной агитации.
Общий объем эфирного времени, предоставляемого зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям указанными в части 1 настоящей статьи организациями телерадиовещания, дата и время выхода в эфир агитационных материалов каждого зарегистрированного кандидата, избирательного объединения определяются соответствующими организациями телерадиовещания. Эфирное время предоставляется на основании договора, заключенного организацией телерадиовещания с кандидатом, избирательным объединением.
15. Если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение после проведения жеребьевки откажутся от использования эфирного времени, то обязаны не позднее, чем за пять дней до выхода в эфир сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
16. Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации в Кировской области о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации в Кировской области должна быть представлена в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.
17. Если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат, избирательное объединение нарушит условия, установленные настоящим Законом, организация телерадиовещания вправе в соответствии с федеральными законами обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление платного эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать эфирное время в целях предвыборной агитации.
18. Видео- и аудиозаписи выпущенных в эфир теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, хранятся в соответствующей организации телерадиовещания не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.
Статья 42. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях.
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 1 статьи 42 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
1. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Общий минимальный объем таких площадей, возможность предоставления печатной площади безвозмездно, соотношение частей печатных площадей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий безвозмездно и за плату, устанавливаются законом.
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 2 статьи 42 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
2. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, предоставляемой безвозмездно, которую каждая из редакций муниципальных периодических печатных изданий предоставляет зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, должен составлять не менее 20 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный частью 2 статьи 39 настоящего Закона. Информация об общем объеме печатной площади, которую такое периодическое печатное издание безвозмездно предоставляет для целей предвыборной агитации в течение указанного периода, публикуется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов.
3. Общий объем печатной площади, предоставляемой безвозмездно, декларированной редакцией муниципального периодического печатного издания, распределяется между всеми зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов, путем деления общего объема выделяемой печатной площади на число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, имеющих право на печатную площадь, предоставляемую безвозмездно в данном периодическом издании.
4. После завершения регистрации кандидатов, списков кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования редакция периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц проводит жеребьевку в целях распределения бесплатной печатной площади между всеми зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов, и установления дат предоставления бесплатной печатной площади для их агитационных материалов. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены избирательной комиссии муниципального образования (при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - также члены окружной избирательной комиссии), а также лица в соответствии с законодательством. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки.
5. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны в соответствии с Федеральным законом резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату в период, установленный частью 2 статьи 39 настоящего Закона. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией муниципального периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, предоставляемой в соответствии с частью 2 настоящей статьи, но при этом не должен превышать его более чем в два раза.
6. Каждый зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированные списки кандидатов, вправе получить платную печатную площадь из общего объема зарезервированной печатной площади в пределах доли, полученной путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
7. Редакции областных государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, а также негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 8 статьи 40 настоящего Закона, предоставляют зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированные списки кандидатов, платную печатную площадь на равных условиях. Общий объем предоставляемой печатной площади определяют сами редакции. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений.
8. Дата опубликования агитационных материалов определяется в соответствии с жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный частью 4 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены Избирательной комиссии области (при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования - также члены соответствующей окружной избирательной комиссии), а также лица в соответствии с законодательством. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки
9. Редакции негосударственных, а также областных государственных периодических печатных изданий, не выполнившие условий части 8 статьи 40 настоящего Закона, не вправе предоставлять печатную площадь для целей предвыборной агитации.
Редакции указанных периодических печатных изданий, выполнившие условия части 8 статьи 40 настоящего Закона, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
Общий объем печатной площади, предоставляемой редакциями указанных периодических печатных изданий, дата опубликования агитационных материалов определяются самими редакциями. Печатная площадь предоставляется на основании договора, заключенного между редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением.
10. Если зарегистрированный кандидат, избирательное объединение после проведения жеребьевки откажутся от использования печатной площади, то обязаны не позднее, чем за пять дней до дня опубликования агитационного материала сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей предвыборной агитации.
11. Платежный документ филиалу Сберегательного банка Российской Федерации в Кировской области о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади должен быть представлен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением не позднее чем за два дня до дня опубликования агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации в Кировской области должна быть представлена в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.
12. Публикация агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением.
13. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, из средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.
14. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату, избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
Статья 43. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
1. По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, помещения, пригодные для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляются собственником, владельцем помещения на время, установленное комиссией, определяющей результаты выборов в округе, для встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений с избирателями. При этом избирательная комиссия обязана обеспечить равные условия для проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов.
2. Если указанное в части 1 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов, было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, собственник, владелец помещения не вправе отказать другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме избирательную комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям. Заявки на выделение помещений, указанных в настоящей части и части 1 настоящей статьи, для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 3 статьи 43 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
3. Избирательная комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
4. Кандидаты, избирательные объединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.
Статья 44. Условия выпуска и распространения предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
1. Кандидаты, избирательные объединения вправе беспрепятственно выпускать и распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.
Законом Кировской области от 25 ноября 2010 г. N 575-ЗО в часть 3 статьи 44 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного Закона
3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
4. Запрещается изготовление предвыборных агитационных материалов без предварительной оплаты из избирательного фонда кандидата, избирательного фонда избирательного объединения и с нарушением требований, установленных частью 2 настоящей статьи.
5. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных в соответствии с Федеральным законом, частью 3 настоящей статьи, частью 9 статьи 38 настоящего Закона.
6. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии не позднее, чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить на территории каждого избирательного участка специальные места для размещения печатных агитационных материалов (информационные щиты жилых домов, остановочных павильонов, иные места). Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной на них информацией. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения предвыборных печатных агитационных материалов. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и печатных агитационных материалов кандидатов, избирательных объединений. Кандидаты, избирательные объединения вправе получить в комиссии, определяющей результаты выборов в округе, список мест, выделенных для размещения печатных агитационных материалов.
7. В случаях, не предусмотренных частью 6 настоящей статьи, предвыборные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности или в собственности организации, имеющей государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов, производится на равных условиях для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
8. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в избирательную комиссию, организующую выборы. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные требования, не вправе осуществлять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
9. Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, в соответствии с федеральным законодательством обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равные условия для размещения агитационных материалов.
10. Избирательная комиссия, поставленная в известность об изготовлении и о распространении подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов либо о распространении указанных агитационных материалов с нарушением требований частей 2-5, 7, 8 настоящей статьи, принимает соответствующие меры и вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и об изъятии незаконных агитационных материалов.
11. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Статья 45. Ограничения при проведении предвыборной агитации
Законом Кировской области от 27 сентября 2011 г. N 47-ЗО в часть 1 статьи 45 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона
1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.
Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.
Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
2. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, иным лицам и организациям запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, а также оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях. Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, иные лица и организации не вправе воздействовать на избирателей, обещая передать им денежные средства, ценные бумаги и другие материальные блага (в том числе по итогам голосования), а также оказывать им услуги иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависят от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным способом связаны с выборами.
4. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, а также рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда, не допускается.
5. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, списки кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.
6. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
7. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
а) распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов, списков кандидатов;
б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов;
в) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;
г) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
8. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, в случае обнародования (опубликования) ими агитационных и информационных материалов (в том числе содержащих достоверную информацию), способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации кандидата, деловой репутации избирательного объединения, обязаны предоставить соответствующему кандидату, избирательному объединению возможность до окончания агитационного периода бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту своих чести, достоинства или деловой репутации. Для обнародования указанного опровержения или иного разъяснения эфирное время должно быть предоставлено кандидату, избирательному объединению в то же время суток, когда была обнародована первоначальная информация, и его объем не должен быть меньше, чем объем эфирного времени, предоставленного для изложения первоначальной информации, но не менее двух минут. При опубликовании указанного опровержения или иного разъяснения его текст должен быть набран тем же шрифтом, помещен на том же месте полосы и по объему должен быть не меньше, чем опровергаемый текст. Непредставление кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) указанное опровержение или иное разъяснение до окончания агитационного периода является основанием для привлечения таких организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленные настоящей частью требования не распространяются на случаи размещения агитационных материалов, представленных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, в рамках использования ими в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади.
9. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры к устранению допущенных нарушений.
10. В случае нарушения организацией, осуществляющей выпуск средств массовой информации, установленных настоящим Законом правил проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обращается в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в сфере средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации, ее должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.