В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области" и во исполнение пункта 2 распоряжения Правительства Кировской области от 19.06.2012 N 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" на 2013 - 2015 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
2. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кировской области Мачехина Г.Н.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2013.
Губернатор - Председатель Правительства |
Н.Ю. Белых |
Государственная программа
Кировской области "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" на 2013 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 10 декабря 2012 г. N 185/741)
Паспорт государственной программы Кировской области "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" на 2013 - 2015 годы
Ответственный исполнитель Государственной программы |
департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
управление по делам молодежи Кировской области |
Программно-целевые инструменты Государственной программы |
областная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы |
Цели Государственной программы |
развитие малого и среднего предпринимательства как фактора, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое положение региона; стабильное развитие отрасли торговли для обеспечения населения качественными товарами и услугами по доступным ценам |
Задачи Государственной программы |
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса; финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого и среднего бизнеса; информационно-консультационная и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства; развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства; содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении их продукции на межрегиональные и международные рынки; государственная поддержка малого инновационного предпринимательства; оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства; дополнительные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по отраслевому принципу (в том числе поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области, поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области, поддержка и развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения Кировской области, поддержка и развитие предпринимательства в сфере торговли Кировской области); регулирование торговой деятельности; лицензирование розничной продажи алкогольной продукции; осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
количество малых и средних предприятий; доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями; размер среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях; объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области; оборот розничной торговли на душу населения; количество нарушений сроков рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (по результатам проверок контролирующими органами и жалоб лицензиатов) |
Этапы и сроки реализации Государственной программы |
2013 - 2015 годы, выделение этапов не предусмотрено |
Объемы ассигнований Государственной программы |
Объем финансирования - 1 413 420,60 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 740 000,00 тыс. рублей, областной бюджет - 334 800,60 тыс. рублей, муниципальный бюджет - 47 850,00 тыс. рублей, иные внебюджетные источники - 290 770,00 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы |
увеличение количества малых и средних предприятий с 17959 единиц в 2011 году до 18560 единиц в 2015 году; увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 32,8% в 2011 году до 34,4% в 2015 году; увеличение оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, с 254,3 млрд. рублей в 2011 году до 380 млрд. рублей в 2015 году; рост размера среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях с 11 579 рублей в 2011 году до 14 770 рублей в 2015 году; увеличение объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области с 1956,9 млн. рублей в 2011 году до 2946,5 млн. рублей в 2015 году; рост оборота розничной торговли на душу населения с 87 465 рублей в 2011 году до 136 321 рублей в 2015 году; отсутствие нарушений сроков рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (по результатам проверок контролирующими органами и жалоб лицензиатов) на протяжении всего периода реализации Государственной программы |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Малый бизнес является наиболее динамично развивающимся сектором экономики. Сфера малого предпринимательства Кировской области характеризуется следующими показателями.
Ежегодно возрастает роль малого предпринимательства в экономике региона. В 2011 году (по оценке) вклад малых предприятий в валовой региональный продукт достиг 16% с ростом к уровню 2010 года на 0,1 процентного пункта.
Это стало возможным в том числе и за счет роста количества малых предприятий. В 2011 году хозяйственную деятельность осуществляли 17 748 малых предприятий, в том числе 14 938 микропредприятий, и 43 тыс. индивидуальных предпринимателей. Количество малых предприятий (с учетом микропредприятий) по сравнению с 2010 годом выросло на 1 951 единиц (рост 112,3%), численность индивидуальных предпринимателей снизилась на 349 человек.
31,5% общей численности занятых в экономике региона приходится на сферу малого предпринимательства. В 2011 году численность занятых составила 214,9 тыс. человек.
Традиционными отраслями для малого бизнеса в Кировской области являются: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, транспортные услуги, деревообработка, мебельное производство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, строительство.
Сохранение высокого вклада в формирование валового регионального продукта обусловлено ростом в 2011 году отгрузки малыми предприятиями товаров собственного производства на 14,6% по сравнению с уровнем 2010 года (57,6 млрд. рублей), ростом выручки на 11,9% (159,2 млрд. рублей).
Наращивание экономического потенциала позволяет малым предприятиям вкладывать значительные инвестиции в развитие своей деятельности. В 2011 году объем инвестиций в основной капитал составил 8,3 млрд. рублей, что на 27,7% превышает уровень 2010 года.
В 2011 году налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства только по трем видам налогов* в консолидированный бюджет области составили почти 2 млрд. рублей (6% от суммы налоговых доходов консолидированного бюджета Кировской области), что на 20% превышает уровень 2010 года.
Среднее предпринимательство характеризуется устойчивой тенденцией развития. Динамика его развития соответствует динамике развития крупного предпринимательства, что подтверждается основными экономическими показателями развития региона (статистика среднего предпринимательства не выделяется).
Рост значений основных показателей, характеризующих деятельность малого бизнеса, стал возможен в том числе благодаря активной государственной политике по поддержке и развитию предпринимательства. Для этих целей в регионе реализуется областная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2012 N 22/259 "Об областной целевой программе "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа).
Уровень развития малого предпринимательства в Кировской области сопоставим с российскими показателями. Комплексный анализ состояния малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации ежеквартально проводится Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП, г. Москва). Ввиду отсутствия на 01.04.2012 полных статистических данных за рассматриваемый временной период (1 квартал 2012 года) при анализе не учитывается деятельность микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен. Кировская область по всем показателям занимает позиции выше средних по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО):
количество зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения - 6 место по России и 1 место по ПФО;
доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в регионе - 2 место по России и 1 место по ПФО;
оборот малых предприятий в расчете на душу населения - 13 место по России и 3 место по ПФО;
инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в расчете на душу населения - 6 место по России и 1 место по ПФО.
Потребительский рынок Кировской области характеризуется стабильной ситуацией с устойчивыми темпами развития, обеспечивающими условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары. Развитию торговли способствуют стабильное экономическое положение, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
В отраслевой структуре валового регионального продукта области доля торговли составляет около 13%.
Сегодня в области оптовой, розничной торговли и общественного питания действует 31,7 тыс. хозяйствующих субъектов (39,5% от общего количества хозяйствующих субъектов области), в том числе в сфере:
оптовой и розничной торговли - 11,2 тыс. организаций, 19,4 тыс. индивидуальных предпринимателей;
общественного питания - 600 организаций и 500 индивидуальных предпринимателей.
В данных хозяйствующих субъектах занято 126,1 тыс. человек, что составляет 16,7% от численности занятого населения в экономике Кировской области.
Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Кировской области от предприятий торговли и общественного питания за 2011 год составила 17,6% от общей суммы налоговых платежей области, а именно 5 399,2 млн. рублей.
В 2011 году оборот розничной торговли составил 116,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,3% больше, чем в 2010 году.
Оборот розничной торговли на 95,8% сформирован торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков и ярмарок. Из них доля крупных и средних организаций составляет 38,8%, малых предприятий - 32,1%, индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынков и ярмарок - 24,9%. Доля продажи товаров на розничных рынках и ярмарках составляет 4,2%.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов составляет 49,7%, непродовольственных товаров - 50,3%. Отмечаются позитивные изменения в структуре продаж непродовольственной группы товаров: вырос покупательский спрос на товары первой необходимости, дорогостоящие товары и предметы длительного пользования.
В 2011 году в сфере розничной торговли действовало 12255 объектов торговли, в том числе 7147 магазинов (без торговых центров), 126 торговых центров, 639 аптек и аптечных магазинов, 2302 предприятия общественного питания, 182 автозаправочные станции, 1859 единиц нестационарной торговой сети.
С каждым годом потребительский рынок Кировской области приобретает все более цивилизованный характер: совершенствуется организация торговых процессов, используются прогрессивные технологии и современные формы продаж, ведется активное строительство и открытие крупноформатных торговых центров, предприятий общественного питания и сферы услуг.
Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых центров и сетевых структур. В 2011 - 2012 году в г. Кирове открыты торговые центры: "Оазис", "Green Haus", "Мебель", "Лето". Введены в действие новые сетевые магазины: "СтройДепо", "Мебель Fresh", "Детский мир", "М-видео", "Глория Джинс", "Макдоналдс", "Пятерочка". В январе - декабре 2011 года розничные торговые сети сформировали 15,6% оборота розничной торговли. Развитие предприятий сетевых компаний оказывает положительное влияние на удовлетворение покупательского спроса, улучшение качества торгового обслуживания населения, а также повышение конкуренции на потребительском рынке.
В связи с развитием розничной торговли необходимо проводить работу по повышению правовой грамотности покупателей. С этой целью в регионе действует координационный совет по защите прав потребителей Кировской области, образованный для обеспечения взаимодействия органов государственной власти области, местного самоуправления и общественных объединений по вопросам защиты законных интересов и прав потребителей.
В рамках регулирования деятельности по организации лотерей в регионе осуществляется выдача разрешений на проведение региональных негосударственных лотерей, рассмотрение уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей на территории Кировской области, ведется государственный реестр региональных лотерей и региональный государственный надзор за их проведением.
В целях регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Кировской области в рамках действующего федерального законодательства осуществляется лицензирование, лицензионный контроль розничной продажи алкогольной продукции, а с 01.01.2012 - прием и контроль за предоставлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На 01.01.2012 на территории Кировской области зарегистрировано 1228 организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в 4001 предприятии торговли и общественного питания. По сравнению с 01.01.2011 данные показатели снизились: 1241 организация и 4114 предприятий.
В 2011 году выдана 91 лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (далее - лицензия), продлено действие 587 лицензий, переоформлено 393 лицензии, прекращено действие 20 лицензий, отказано в выдаче 3 лицензий, в продлении срока действия 7 лицензий, в переоформлении 2 лицензий.
В 2011 году в бюджет области поступило от уплаты госпошлины за предоставление лицензии 38,7 млн. рублей дохода (по состоянию на 01.01.2012), или в 3,8 раза больше чем в 2010 году. В 2012 году ожидается поступление госпошлины за предоставление лицензии в размере 36 млн. рублей.
В соответствии с утвержденным планом проверено 56 организаций (106 торговых объектов), находящихся в 12 муниципальных образованиях Кировской области. В результате проведенных плановых проверок в 24 организациях выявлены нарушения условий действия лицензий, по которым приняты меры в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в рамках лицензионного контроля проведено 88 внеплановых выездных проверок и 294 документарные проверки, в результате которых вынесено 73 предписания об устранении нарушений условий действия лицензии (далее - предписания), приостановлено действие 50 лицензий, аннулировано 20 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (по решениям арбитражных судов Российской Федерации), направлено в органы прокуратуры 9 информаций о выявленных нарушениях законодательства.
Для реализации мероприятий Государственной программы ведется работа по исполнению Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Создана единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен на товары, работы, услуги в количестве 6 человек, которая действует на основании Положения о единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен на товары, работы, услуги, утвержденного приказом департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области от 01.03.2011 N 30. Осуществляется планирование, размещение и исполнение заказов.
Несмотря на принимаемые меры, направленные на развитие сферы действия Государственной программы, остается нерешенным ряд проблем:
1.1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывающей комплекс услуг, необходимых для ведения бизнеса, по принципу "одного окна".
Ежегодно департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области (далее - департамент) проводится оценка эффективности деятельности районных фондов поддержки малого предпринимательства по 30 различным критериям (финансовая и нефинансовая поддержка субъектов малого предпринимательства, доходность организаций инфраструктуры, социально-экономический эффект от работы и др.). Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что только 16 районных фондов из 23 работают эффективно, оказывая субъектам малого предпринимательства весь спектр услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса.
1.2. Сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов субъектами предпринимательства.
Несмотря на увеличение в настоящее время на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним субъектов малого предпринимательства. Социологический опрос, проведенный департаментом в конце 2011 года (далее - социологический опрос), показал, что 60% респондентов в целом негативно оценили доступность финансовых ресурсов. Невозможность привлечения финансовых ресурсов тормозит процессы модернизации производства, приобретения недвижимости, необходимой для развития бизнеса и т.д.
1.3. Невысокое качество предпринимательской среды.
У субъектов малого предпринимательства недостает навыков эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний, необходимых для более эффективного развития. Социологический опрос свидетельствует о том, что 1/3 респондентов отмечает недостаточный уровень знаний и умений для успешного ведения бизнеса. Предприниматели зачастую ограничены в доступе к деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах.
1.4. Низкий уровень конкурентоспособности продукции, производимой субъектами предпринимательской деятельности.
Большинство предпринимателей продолжают жить сегодняшним днем, вместо того чтобы осуществлять серьезную технологическую модернизацию бизнеса, диверсификацию, внедрение новых стандартов производства и продвижения продукции на новые рынки. В условиях ужесточающейся конкуренции, обусловленной вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), подобная форма проведения бизнеса рано или поздно приведет к банкротству.
1.5. Отсутствие явно выраженного позитивного общественного мнения о сфере малого предпринимательства.
В российском обществе не сформирована ориентация на независимость и успех. Поэтому зачастую имидж предпринимателя, добившегося успеха, приобретает негативный оттенок. Считается, что человек не может зарабатывать большие деньги. Сегодня в формировании общественного сознания большую роль играют средства массовой информации, которые делают акцент прежде всего на громких коррупционных скандалах, взаимосвязях предпринимателей с криминальным миром и теневым сектором экономики и тому подобном. А истории успеха, примеры добросовестного ведения бизнеса и социальной ответственности предпринимателей полностью игнорируются. Такая подача информации не может формировать позитивный имидж предпринимательства в глазах общественности. Как следствие, в обществе отсутствует толерантность к успеху и желание создавать собственный бизнес.
1.6. Низкая активность органов местного самоуправления по развитию предпринимательства на подведомственной территории.
Преобладающее большинство муниципальных программ развития малого предпринимательства носит формальный характер, денежные средства на их реализацию выделяются по остаточному принципу, мероприятия программ являются бессистемными и не позволяют решать поставленные задачи. По итогам 2011 года объем финансирования муниципальных программ составил 23,9 млн. рублей, из которых 55% приходилось на город Киров.
1.7. Неравномерное развитие малого предпринимательства на территории Кировской области.
Около 70% субъектов малого предпринимательства сосредоточено в крупных городах: Вятские Поляны, Киров, Кирово-Чепецк, Котельнич и Слободской.
1.8. Значительный разрыв между муниципальными образованиями Кировской области по количественным и качественным показателям, характеризующим уровень развития торговой деятельности.
По состоянию на 01.01.2012 в пяти муниципальных образованиях не достигнут норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Кроме того, передовые технологии в сфере торговли используются хозяйствующими субъектами, как правило, только в крупных городах области.
Государственная программа будет направлена на комплексное развитие предпринимательства в Кировской области, в том числе и на решение указанных проблем. Она позволит:
продолжать работу по формированию благоприятных правовых, экономических и организационных условий, стимулирующих развитие предпринимательства в Кировской области;
создавать новые и обеспечивать развитие существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставляющей комплекс услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, по принципу "одного окна";
повышать эффективность системы финансовой, организационной, информационной, консультационной, юридической, образовательной поддержки, адекватной потребностям предпринимательства;
укреплять социальный статус, повышать престиж и этику предпринимательства;
вовлекать представителей бизнеса в процессы формирования и реализации государственной (муниципальной) политики по развитию малого и среднего предпринимательства, повышать общественную активность субъектов малого и среднего предпринимательства;
расширять применение отраслевого подхода к поддержке и развитию предпринимательства;
вовлекать средства населения и частных инвесторов в систему поддержки предпринимательства;
обеспечивать регулирование сферы торговли;
повышать мотивацию органов местного самоуправления по развитию малого предпринимательства на подведомственной территории.
______________________________
* В данный показатель включены налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Приоритеты государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года", стратегической целью развития Кировской области является повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы.
К документам, формирующим правовую основу Государственной программы, а также определяющим основные механизмы ее реализации, относятся:
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный Закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Закон Кировской области от 27.12.2007 N 219-ЗО "О развитии малого и среднего предпринимательства в Кировской области".
Приоритеты государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства выражаются в целях Государственной программы:
развитие малого и среднего предпринимательства как фактора, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое положение региона;
стабильное развитие отрасли торговли для обеспечения населения качественными товарами и услугами по доступным ценам.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие приоритетные задачи:
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого и среднего бизнеса;
информационно-консультационная и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства;
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении их продукции на межрегиональные и международные рынки;
государственная поддержка малого инновационного предпринимательства;
оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства;
дополнительные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по отраслевому принципу (в том числе поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области, поддержка и развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения Кировской области, поддержка и развитие предпринимательства в сфере торговли Кировской области);
регулирование торговой деятельности;
лицензирование розничной продажи алкогольной продукции;
осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы будут являться:
количество малых и средних предприятий;
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями;
размер среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях;
объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области;
оборот розничной торговли на душу населения;
количество нарушений сроков рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (по результатам проверок контролирующими органами и жалоб лицензиатов).
Показатель "Размер среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях, рублей" представляется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат).
Показатель "Количество нарушений сроков рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (по результатам проверок контролирующими органами и жалоб лицензиатов)" формируется на основании ведомственной отчетности департамента.
Показатели "Количество малых и средних предприятий", "Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций", "Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями", "Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области", "Оборот розничной торговли на душу населения" являются расчетными.
Показатель "Количество малых и средних предприятий" рассчитывается по формуле:
, где:
- количество малых и средних предприятий (единиц);
- количество малых предприятий (единиц, данные Кировстата);
- количество средних предприятий (единиц, данные Кировстата).
Показатель "Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций" рассчитывается по формуле:
, где:
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (%);
- среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий (тыс. человек, данные Кировстата);
- численность работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (тыс. человек, данные Кировстата).
Показатель "Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями" рассчитывается по формуле:
, где:
- оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями (млрд. рублей);
- оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями за отчетный период (млрд. рублей, данные Кировстата);
- оборот продукции (услуг), производимой микропредприятиями за отчетный период (млрд. рублей, данные Кировстата);
- выручка от продажи товаров (работ и услуг) индивидуальных предпринимателей за отчетный период (млрд. рублей, данные Кировстата).
Показатель "Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области" рассчитывается по формуле:
, где:
- объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области (млн. рублей);
- объем поступления в консолидированный бюджет области налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетный период (млн. рублей, данные Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее - УФНС по Кировской области);
- объем поступления в консолидированный бюджет области единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за отчетный период (млн. рублей, данные УФНС по Кировской области);
- объем поступления в консолидированный бюджет области налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (млн. рублей, данные УФНС по Кировской области).
Показатель "Оборот розничной торговли на душу населения" рассчитывается по формуле:
, где:
- оборот розничной торговли на душу населения (рублей);
- оборот розничной торговли за отчетный период (тыс. рублей, данные Кировстата);
- среднегодовая численность населения в отчетном году (тыс. человек, данные Кировстата).
Значения целевых показателей Государственной программы по годам ее реализации представлены в приложении N 1.
В результате реализации Государственной программы планируется достичь:
увеличения количества малых и средних предприятий с 17959 единиц в 2011 году до 18560 единиц в 2015 году;
увеличения доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций с 32,8% в 2011 году до 34,4% в 2015 году;
увеличения оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, с 254,3 млрд. рублей в 2011 году до 380 млрд. рублей в 2015 году;
роста размера среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях с 11 579 рублей в 2011 году до 14 770 рублей в 2015 году;
увеличения объема налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области с 1 956,9 млн. рублей в 2011 году до 2 946,5 млн. рублей в 2015 году;
роста оборота розничной торговли на душу населения с 87 465 рублей в 2011 году до 136 321 рублей в 2015 году;
отсутствия нарушений сроков рассмотрения документов, представленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (по результатам проверок контролирующими органами и жалоб лицензиатов), на протяжении всего периода реализации Государственной программы.
Реализация Государственной программы рассчитана на 2013 - 2015 годы без подразделения на этапы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы
Достижение целей Государственной программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Задачи Государственной программы будут решаться в рамках:
Программы;
мероприятия, направленного на развитие торговой деятельности;
мероприятия, направленного на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, запланированного к реализации в 2015 году;
мероприятия, направленного на обеспечение реализации Государственной программы.
В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере поддержки и развития малого предпринимательства, необходимой для реализации Программы;
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
развитие системы гарантийного кредитования субъектов малого предпринимательства;
развитие системы кредитной кооперации;
субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства;
развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства;
сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого бизнеса;
информационно-методическая, консультационная и организационная поддержка субъектов малого предпринимательства;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства;
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении их продукции на межрегиональные и международные рынки;
оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства;
государственная поддержка малого инновационного предпринимательства;
государственная поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области;
государственная поддержка и развитие предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения Кировской области;
государственная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли Кировской области.
В рамках Программы предусматривается возможность предоставления средств областного (областного и федерального) бюджета в виде субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Мероприятия, на реализацию которых предоставляются субсидии, и методика их расчета установлены Программой. Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета и их распределение между муниципальными образованиями определяются постановлениями Правительства области.
В 2014 году заканчивается срок реализации Программы. В связи с этим в 2015 году в рамках Государственной программы предусмотрено отдельное мероприятие, направленное на развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области. В рамках этого мероприятия будет реализовано следующее:
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса (открытие бизнес-инкубаторов в районах области);
финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (оказание содействия субъектам малого предпринимательства в привлечении банковских кредитов посредством предоставления поручительств, предоставление льготных займов до 1 000 тыс. рублей сроком до 1 года, возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) с целью стимулирования модернизации производства субъектов малого предпринимательства);
сотрудничество со средствами массовой информации по вопросам поддержки и развития предпринимательства, формирования положительного имиджа малого и среднего бизнеса (создание и размещение теле- и радиопередач, публикаций в средствах массовой информации о деятельности департамента);
информационно-консультационная и организационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (организация и проведение форума "Предпринимательство на Вятке", форума (фестиваля) "Формула красоты", развитие системы консультационного сопровождения предпринимателей области, в том числе через Интернет-портал малого и среднего предпринимательства в Кировской области (www.mbko.ru);
развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства (проведение обучающих курсов "Начинающий предприниматель" и "Начни свой бизнес", курсов повышения квалификации действующих субъектов малого предпринимательства, реализация мероприятий по развитию у детей и молодежи интереса к предпринимательской деятельности ( "Вятский экономический лагерь", образовательные программы "Право на бизнес" и "Предпринимательский минимум", форум молодых предпринимателей "Business camp");
содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении их продукции на межрегиональные и международные рынки (предоставление субсидий экспортно ориентированным субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечение и координация деятельности автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области");
государственная поддержка малого инновационного предпринимательства (предоставление субсидий и грантов малым инновационным компаниям, реализация программ "У.М.Н.И.К." и "Старт", обучающего курса "Школа инновационного менеджмента", проведение инновационных конвентов и "Деловых миссий инновационных компаний");
оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства (предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий поддержки и развития малого предпринимательства);
дополнительные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по отраслевому принципу:
поддержка и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области (предоставление финансовой поддержки предприятиям и некоммерческим партнерствам сферы народных художественных промыслов, продвижение народных промыслов за пределы региона, организация областных конкурсов "Мастеровые Вятки" и "Молодые дарования" среди мастеров народных промыслов, проведение фестиваля "Кладовая ремесел"),
поддержка и развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения Кировской области (реализация обучающих программ для специалистов сферы бытового обслуживания),
поддержка и развитие предпринимательства в сфере торговли Кировской области (реализация проектов "Покупай Вятское!", "Карта милосердия", проведение обучающих курсов по повышению квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих пищевую продукцию, а также действующих в сфере торговли).
Для оказания финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (отдельных инструментов), государственной поддержки малого инновационного предпринимательства предоставляется субсидия Кировскому областному фонду поддержки малого и среднего предпринимательства.
В целях содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении их продукции на межрегиональные и международные рынки предоставляется субсидия автономной некоммерческой организации "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области".
В рамках мероприятия, направленного на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области, предусматривается возможность предоставления за счет средств областного (областного и федерального) бюджета субсидий местным бюджетам на реализацию государственной программы Кировской области "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" на 2013 - 2015 годы (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются на реализацию следующих мероприятий:
формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
развитие системы подготовки кадров, ориентированной на потребности сектора малого предпринимательства;
оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства;
государственную поддержку и развитие сферы народных художественных промыслов и ремесел Кировской области;
государственную поддержку и развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения Кировской области.
Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
наличия муниципальной программы поддержки и развития малого (или малого и среднего) предпринимательства (далее - муниципальная программа);
обеспечения софинансирования из бюджета муниципального образования.
Субсидии могут предоставляться на конкурсной основе в соответствии с нормативными правовыми актами Кировской области и в заявительном порядке.
Решение о проведении конкурса среди муниципальных образований или предоставлении субсидии в заявительном порядке на реализацию вышеуказанных мероприятий принимается департаментом.
При предоставлении субсидии в заявительном порядке муниципальное образование представляет в департамент письмо о рассмотрении возможности предоставления субсидии на софинансирование мероприятий муниципальной программы.
Дополнительно к письму муниципальным образованием должны быть представлены:
заверенная в установленном порядке копия муниципальной программы;
заверенная в установленном порядке выписка из решения о бюджете на соответствующий финансовый год, подтверждающая финансирование муниципальной программы. В случае если принятие решения о внесении изменений в бюджет муниципального образования в части финансирования муниципальной программы планируется в течении текущего финансового года, то представляется гарантийное письмо за подписью главы муниципального образования;
обоснование необходимости привлечения средств областного (областного и федерального) бюджета на реализацию муниципальной программы.
По мероприятию "Формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства" дополнительно представляется смета затрат, утвержденная главой муниципального образования. При осуществлении капитального и текущего ремонта к смете затрат прикладывается смета, прошедшая проверку достоверности сметной стоимости в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 13.09.2010 N 68/445 "О проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта, финансирование которых осуществляется с привлечением средств областного бюджета".
В случае принятия департаментом решения о невозможности предоставления субсидии муниципальному образованию направляется мотивированный отказ в письменном виде.
Координация деятельности органов местного самоуправления осуществляется посредством соглашения о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования, заключенного между департаментом и администрацией соответствующего муниципального образования (далее - Соглашение), которое должно содержать следующие условия:
права и обязанности сторон по предоставлению субсидий;
направления использования субсидий;
размер и порядок перечисления субсидий;
объем софинансирования мероприятия из бюджета муниципального образования;
сроки и формы представления отчетности;
основания и порядок возврата субсидий, количественные значения целевых показателей эффективности использования субсидий;
порядок и сроки осуществления оценки эффективности использования субсидий;
срок действия Соглашения;
ответственность сторон;
порядок расторжения и изменения Соглашения.
Расчет размера субсидии осуществляется по следующей формуле:
, где:
- номер муниципального образования;
- размер субсидии i-му муниципальному образованию из областного (областного и федерального) бюджета (рублей);
- стоимость мероприятия, реализуемого в i-м муниципальном образовании (рублей);
- уровень софинансирования мероприятия за счет средств областного (областного и федерального) бюджета i-му муниципальному образованию, но не более 99%.
Порядки предоставления субсидий местным бюджетам в 2015 году, а также распределение субсидий между муниципальными образованиями определяются нормативными правовыми актами Правительства Кировской области.
В рамках реализации мероприятия Государственной программы, направленного на развитие торговой деятельности, будет осуществляться:
регулирование сферы торговли Кировской области;
регулирование розничного алкогольного рынка Кировской области;
регулирование отношений, возникающих при организации региональных негосударственных лотерей и их проведении на территории Кировской области.
В рамках мероприятия, направленного на обеспечение реализации Государственной программы, будет осуществляться финансирование содержания департамента.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
В настоящее время сформирована и утверждена нормативная правовая основа, необходимая для реализации Государственной программы. В дальнейшем разработка и утверждение дополнительных нормативных правовых актов будет обусловлена:
изменениями федерального законодательства;
изменениями регионального законодательства;
принятыми управленческими решениями.
5. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Финансирование Государственной программы будет осуществляться за счет средств федерального, областного, муниципального бюджетов и иных внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Государственной программы составит 1 413 420,6 тыс. рублей. Направлением финансирования Государственной программы являются прочие расходы.
(тыс. рублей)
Источник финансирования |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего за период реализации Государственной программы |
Федеральный бюджет |
370 000 |
185 000 |
185 000 |
740 000 |
Областной бюджет |
111 279,9 |
111 760,4 |
111 760,3 |
334 800,6 |
Муниципальный бюджет |
15 210 |
16 320 |
16 320 |
47 850 |
Иные внебюджетные источники |
89 440 |
100 665 |
100 665 |
290 770 |
Итого |
585 929,9 |
413 745,4 |
413 745,3 |
1 413 420,6 |
Средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, предоставляются на конкурсной основе в виде субсидий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - конкурсный отбор) и ежегодными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются субъекту Российской Федерации при наличии утвержденной региональной программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, подтверждении наличия в областном бюджете средств на финансирование мероприятий вышеуказанной программы, предоставлении отчетности о выполнении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации.
При привлечении федеральных средств на оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства дополнительным требованием является наличие утвержденной муниципальной программы развития малого (малого и среднего) предпринимательства и подтверждение ее финансирования за счет бюджета соответствующего муниципального образования.
Объем средств федерального бюджета может быть изменен в зависимости от результатов участия Кировской области в конкурсном отборе.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансированием Государственной программы за счет средств областного бюджета, определяется в установленном порядке при принятии закона Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства муниципального бюджета привлекаются в качестве софинансирования к средствам областного (областного и федерального) бюджета.
Внебюджетные источники финансирования Государственной программы включают в себя свободные денежные средства населения, привлекаемые через систему кредитной кооперации, а также средства частных инвесторов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Информация о расходах на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета представлена в приложении N 2.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 3.
Объем финансирования Государственной программы в 2013 - 2014 годах определен исходя из объемов финансирования, установленных Программой, и объема финансирования мероприятия, направленного на обеспечение реализации Государственной программы.
В 2015 году объем финансирования Государственной программы определен исходя из возможных направлений, планируемых к реализации в рамках мероприятия, направленного на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, востребованности различных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и с учетом финансирования Программы в предшествующие периоды.
Мероприятие, направленное на развитие торговой деятельности, финансирования не требует.
6. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
При реализации Государственной программы могут возникнуть следующие группы рисков.
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Изменение федерального законодательства в сфере реализации Государственной программы |
проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве и своевременная корректировка нормативных правовых актов Кировской области |
Недостаточный объем информации об уровне развития малого и среднего предпринимательства, предоставляемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики Кировской области и УФНС по Кировской области |
проведение дополнительных статистических наблюдений и социологических исследований; привлечение органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства для проведения мониторинга уровня развития субъектов предпринимательской деятельности на территории Кировской области; сбор информации от субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки; ведение реестра субъектов и объектов торговли и создание на его основе системы мониторинга отрасли |
Недостаточное финансирование (секвестирование) мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета |
определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников на поддержку малого и среднего предпринимательства |
Потеря актуальности мероприятий Государственной программы |
осуществление регулярных консультаций с субъектами малого и среднего предпринимательства, общественными объединениями предпринимателей и организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства по вопросам эффективности реализуемых программных мероприятий; реализация в случае необходимости новых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства за счет перераспределения средств внутри Государственной программы; изучение опыта государственной поддержки малого бизнеса в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства |
Недоверие субъектов малого и среднего предпринимательства к доступности мероприятий Государственной программы |
осуществление активного сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о видах государственной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления; создание прозрачных процедур предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет привлечения общественных объединений предпринимателей к процессу принятия решений о предоставлении поддержки; популяризация мероприятий Государственной программы за счет привлечения общественных объединений предпринимателей и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации Государственной программы запланированным |
проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Государственной программы; анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации Государственной программы от запланированных; оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий Государственной программы |
7. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы
Эффективность реализации Государственной программы оценивается ежегодно на основе целевых показателей эффективности реализации Государственной программы (далее - целевой показатель), представленных в приложении N 1, исходя из соответствия фактических значений показателей их плановым значениям.
Оценка эффективности каждого целевого показателя определяется по формуле:
, где:
- номер показателя;
- эффективность реализации i-го целевого показателя, процентов;
- фактическое значение i-го целевого показателя, достигнутое в ходе реализации Государственной программы в отчетном периоде;
- плановое значение i-го целевого показателя, предусмотренное Государственной программой в отчетном периоде.
Интегральная оценка эффективности реализации Государственной программы определяется по формуле:
, где:
- интегральная оценка эффективности реализации Государственной программы;
- количество целевых показателей.
Эффективность Государственной программы оценивается по следующей шкале значений интегральной оценки:
от 80% и выше - Государственная программа эффективна;
от 60% до 80% включительно - Государственная программа требует корректировки объемов финансирования и (или) целевых показателей эффективности;
менее 60% - Государственная программа считается неэффективной и требует корректировки цели, задач, мероприятий и показателей эффективности реализации Государственной программы.
Департамент в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным, представляет в Правительство Кировской области доклад по итогам реализации Государственной программы, включающий оценку степени достижения целей и решения задач Государственной программы за весь период ее реализации.
Оценка Программы, входящей в состав Государственной программы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области". Результаты оценки учитываются при оценке эффективности реализации Государственной программы в целом.
8. Участие муниципальных образований области в реализации Государственной программы
Муниципальные образования Кировской области в рамках полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства по собственной инициативе могут принимать участие в реализации мероприятий Государственной программы.
В 2013 - 2014 годах условия и порядок их участия определяются постановлениями Правительства области.
В 2015 году основными направлениями Государственной программы, которые могут быть реализованы с участием муниципальных образований, будут направления, указанные в разделе 3 "Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы" Государственной программы.
Участие муниципальных образований в Государственной программе осуществляется на добровольной основе. В связи с этим в настоящий момент невозможно определить:
перечень муниципальных образований, которые воспользуются возможностью участия в реализации Государственной программы;
конкретное направление (или направления) Государственной программы, в котором будут принимать участие муниципальные образования.
Порядок и условия участия муниципальных образований в реализации Государственной программы будут определяться нормативными правовыми актами Правительства Кировской области.
Координация деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований будет осуществляться соответствующими Соглашениями, содержание которых установлено разделом 3 "Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы" Государственной программы.
9. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы
К реализации Государственной программы могут привлекаться:
Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. Фонд создан Правительством Кировской области для координации систем гарантийного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, микрокредитования начинающих предпринимателей, кредитной потребительской кооперации, поддержки малого инновационного предпринимательства;
автономная некоммерческая организация "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области". Центр создан совместно департаментом и Вятской торгово-промышленной палатой. Его деятельность направлена на оказание информационно-аналитической, консультационной, организационной, финансовой и иной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие их выходу на иностранные рынки;
некоммерческое партнерство "Народные художественные промыслы и ремесла Вятки". Деятельность партнерства направлена на сохранение и популяризацию народных художественных промыслов и ремесел Кировской области, организацию и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, консультационных и обучающих семинаров, мастер-классов для мастеров и специалистов предприятий, а также на развитие въездного туризма;
некоммерческое партнерство "Союз ремесленников и мастеров "Вятская Усадьба". Деятельность партнерства направлена на популяризацию и продвижение народных художественных промыслов и ремесел, объединение мастеров и предприятий народных художественных промыслов и ремесел Кировской области с целью повышения качества и расширения ассортимента выпускаемых ими изделий, оказания консультационной и организационной помощи мастерам и предприятиям;
Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления". Осуществляет организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
К реализации Государственной программы могут привлекаться любые иные коммерческие и некоммерческие организации при условии обоснованности их участия.
В 2013 - 2014 годах направления Государственной программы, в которых принимают участие данные организации, а также условия их участия определяются Программой и нормативными правовыми актами Правительства Кировской области, в 2015 году - мероприятием, направленным на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в указанном периоде.
Приложение N 1
Сведения
о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы
N п/п |
Наименование программы, наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателей эффективности |
||||
2011 год (базовый) |
2012 год (оценка) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1 |
Государственная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" |
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Количество малых и средних предприятий |
единиц |
17959 |
18110 |
18260 |
18410 |
18560 |
1.2 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
32,8 |
33,19 |
33,59 |
34 |
34,4 |
1.3 |
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями |
млрд. рублей |
254,3 |
278 |
309,4 |
344,3 |
380 |
1.4 |
Размер среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях |
рублей |
11579 |
12400 |
13150 |
13940 |
14770 |
1.5 |
Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области |
млн. рублей |
1956,9 |
2416,4 |
2641,4 |
2789,5 |
2946,5 |
1.6 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения |
рублей |
87 465 |
97 465 |
109 570 |
122 283 |
136 321 |
1.7 |
Количество нарушений сроков рассмотрения документов, предоставленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (по результатам проверок контролирующими органами и жалоб лицензиатов) |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Областная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Количество малых и средних предприятий |
единиц |
17959 |
18110 |
18260 |
18410 |
- |
2.2 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
32,8 |
33,19 |
33,59 |
34 |
- |
2.3 |
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями |
млрд. рублей |
254,3 |
278 |
309,4 |
344,3 |
- |
2.4 |
Размер среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях |
тыс. рублей |
11579 |
12400 |
13150 |
13940 |
- |
2.5 |
Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области |
млн. рублей |
1956,9 |
2416,4 |
2641,4 |
2789,5 |
- |
3 |
Мероприятие, направленное на развитие торговой деятельности |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения |
рублей |
87 465 |
97 465 |
109 570 |
122 283 |
136 321 |
3.2 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% |
111,3 |
106 |
105,5 |
105,6 |
105,7 |
3.3 |
Количество нарушений сроков рассмотрения документов, предоставленных для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (по результатам проверок контролирующими органами и жалоб лицензиатов) |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Мероприятие, направленное на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в 2015 году |
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Количество малых и средних предприятий |
единиц |
- |
- |
- |
- |
18560 |
4.2 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
% |
- |
- |
- |
- |
34,4 |
4.3 |
Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями |
млрд. рублей |
- |
- |
- |
- |
380 |
4.4 |
Размер среднемесячной заработной платы у наемных работников на малых предприятиях |
тыс. рублей |
- |
- |
- |
- |
14770 |
4.5 |
Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет области |
млн. рублей |
- |
- |
- |
- |
2946,5 |
Приложение N 2
Расходы
на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета
Статус |
Наименование государственной программы, областной целевой программы, ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия |
Ответственный исполнитель, соисполнители, государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) |
Расходы (тыс. рублей) |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Государственная программа |
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" |
всего |
111279,9 |
111760,4 |
111760,3 |
департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области |
110279,9 |
110760,4 |
110760,3 |
||
управление по делам молодежи Кировской области |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
||
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы |
департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области |
97500,0 |
97500,0 |
0,0 |
|
управление по делам молодежи Кировской области |
1000,0 |
1000,0 |
0,0 |
||
Отдельное мероприятие |
мероприятие, направленное на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в 2015 году |
департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области |
0,0 |
0,0 |
97500,0 |
управление по делам молодежи Кировской области |
0,0 |
0,0 |
1000,0 |
||
Отдельное мероприятие |
мероприятие, направленное на обеспечение реализации Государственной программы |
департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области |
12779,9 |
13260,4 |
13260,3 |
Приложение N 3
Прогнозная (справочная) оценка
ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет всех источников финансирования
Статус |
Наименование государственной программы, подпрограммы, областной целевой программы, ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия |
Источники финансирования |
Оценка расходов (тыс. рублей) |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Государственная программа |
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства" |
всего |
585929,9 |
413745,4 |
413745,3 |
федеральный бюджет |
370000,0 |
185000,0 |
185000,0 |
||
областной бюджет |
111279,9 |
111760,4 |
111760,3 |
||
местный бюджет |
15210,0 |
16320,0 |
16320,0 |
||
иные внебюджетные источники |
89440,0 |
100665,0 |
100665,0 |
||
"Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы |
всего |
573150,0 |
400485,0 |
0 |
|
федеральный бюджет |
370000,0 |
185000,0 |
0 |
||
областной бюджет |
98500,0 |
98500,0 |
0 |
||
местный бюджет |
15210,0 |
16320,0 |
0 |
||
иные внебюджетные источники |
89440,0 |
100665,0 |
0 |
||
Отдельное мероприятие |
мероприятие, направленное на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в 2015 году |
всего |
0 |
0 |
400485,0 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
185000,0 |
||
областной бюджет |
0 |
0 |
98500,0 |
||
местный бюджет |
0 |
0 |
16320,0 |
||
иные внебюджетные источники |
0 |
0 |
100665,0 |
||
Отдельное мероприятие |
мероприятие, направленное на обеспечение реализации Государственной программы |
всего |
12779,9 |
13260,4 |
13260,3 |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
||
областной бюджет |
12779,9 |
13260,4 |
13260,3 |
||
местный бюджет |
0 |
0 |
0 |
||
иные внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
Паспорт областной целевой программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 10 декабря 2012 г. N 185/741 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие предпринимательства и внешних связей" на 2013 - 2021 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст постановления опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 13 декабря 2012 г., в газете "Кировская правда" от 20 декабря 2012 г. N 144
Постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2019 г. N 748-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 26 декабря 2019 г. N 727-п
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 25 июля 2019 г. N 387-п
Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 5 февраля 2019 г. N 38-п
Изменения вступают в силу с 7 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 19 декабря 2018 г. N 581-п
Изменения вступают в силу с 21 декабря 2018 г.
Постановление Правительства Кировской области от 11 апреля 2018 г. N 156-п
Изменения вступают в силу с 12 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Кировской области от 18 июля 2017 г. N 387-п
Постановление Правительства Кировской области от 29 декабря 2016 г. N 36/306
Действие подпунктов 2.2 - 2.4 пункта 2 приложения распространяется на правоотношения, возникшие с 13 июля 2016 г.
Постановление Правительства Кировской области от 10 августа 2016 г. N 3/30
Постановление Правительства Кировской области от 29 января 2016 г. N 81/40
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства Кировской области от 15 декабря 2015 г. N 74/839
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления, но не ранее вступления в силу закона Кировской области "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", предусматривающего соответствующее финансирование
Постановление Правительства Кировской области от 28 августа 2015 г. N 57/543
Постановление Правительства Кировской области от 25 июня 2015 г. N 45/338
Постановление Правительства Кировской области от 23 января 2015 г. N 22/21
Постановление Правительства Кировской области от 5 декабря 2014 г. N 14/166
Подпункт 1.2 пункта 1 названного постановления вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее вступления в силу Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", предусматривающего соответствующее финансирование
Постановление Правительства Кировской области от 24 сентября 2014 г. N 1/13
Постановление Правительства Кировской области от 24 июня 2014 г. N 268/435
Постановление Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/280
Постановление Правительства Кировской области от 3 марта 2014 г. N 251/149
Постановление Правительства Кировской области от 26 ноября 2013 г. N 237/759
Постановление Правительства Кировской области от 17 сентября 2013 г. N 227/607
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства Кировской области от 20 августа 2013 г. N 223/519
Постановление Правительства Кировской области от 21 мая 2013 г. N 209/264