Решение Арбитражного суда Кировской области
от 5 июня 2012 г. N А28-1765/2012-55/15
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 5 июня 2012 года
Арбитражный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Едоминой С.А., судей Агалаковой Н.В., Шмырина С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Халявиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Моломский лесохимический завод" (ИНН 4323000118, ОГРН 1024300861078, адрес: 613835, Кировская область, Опаринский район, п. Заря)
к Региональной службе по тарифам Кировской области (ОГРН 1084345012454, ИНН 4345230965, место нахождения: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Дерендяева, 23)
о признании пункта 23 решения от 25.11.2011 N 49/2 несоответствующим в части пунктам 17, 18, 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, пунктам 17, 22, 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 20, 22.1 Приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, пункту 5 Положения об экспертном совете Региональной службы по тарифам Кировской области и недействующим,
при участии в судебном заседании представителей:
ответчика - Вычегжанина А.В., по доверенности от 16.06.2011 N 1415-66-01-03,
установил:
в заявлении, с учетом уточнений, содержится требование о признании недействующим пункта 23 решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 25.11.2011 N 49/2 "О тарифах на тепловую энергию" в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО "Моломский лесохимический завод" в размере: 1265 рублей 30 копеек (без НДС) за 1 Гкал (Приложение N 95); 1393 рубля 10 копеек (без НДС) за 1 Гкал (Приложение N 96) как не соответствующего пунктам 17, 18, 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, пунктам 17, 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 20, 22.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
В обоснование своего требования открытое акционерное общество "Моломский лесохимический завод" (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО "Моломский лесохимический завод") указывает, что утверждение тарифа в меньшем размере по сравнению с заявленным Обществом нарушает права последнего в сфере экономической деятельности. Заявитель считает, что ответчик необоснованно изменил структуру топлива, расходы на собственные нужды котельной принял в объеме 9% от выработанного количества тепловой энергии и необоснованно исключил выпадающие доходы за 2010 год в размере 3075,6 тыс. рублей из расчета тарифа на тепловую энергию.
Региональная служба по тарифам Кировской области (далее по тексту - ответчик, РСТ, регулирующий орган) в представленном отзыве и дополнении к нему указывает на необоснованность доводов заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного акта действующему законодательству. Представитель ответчика в судебном заседании, указал, что в документах, направленных в РСТ Кировской области для установления тарифов на 2012 год, отсутствовали сведения о расходе заявителем топлива в 2009 году. На дату принятия тарифного решения - 25.11.2011 также не могло быть данных о расходе организацией топлива за 2011 год в целом. Кроме того, ответчик полагает, что структура топлива в тарифе 2012 года фактически не отличается от предлагаемой заявителем: мазут - 38,4%, древесная смола - 55,9%, опил - 5,7%. В тарифе заявителя на 2011 год и, соответственно, на первое полугодие 2012 года определена структура использования топлива: мазут - 55%, смола - 37%, опил - 8%. С учетом сохранения в первом полугодии 2012 года тарифов 2011 года (Приказ ФСТ РФ от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год") среднегодовая структура топлива в тарифе на 2012 год составила: мазут - 35,64%, смола - 57,65%, опил - 6,71%, которая фактически совпадает со структурой, указанной заявителем в заявлении о признании недействующим тарифного решения. Согласно документам, представленным заявителем в РСТ Кировской области для установления тарифа на 2012 год, расход тепловой энергии на собственные нужды котельной в размере 9% был предложен самим заявителем. Величины производства, полезного отпуска, расхода тепловой энергии на нужды котельных были учтены тарифным органом на уровне, предложенным заявителем. В отношении исключения из валовой выручки заявленных ОАО "Моломский лесохимический завод" выпадающих доходов 2010 года в размере 3075,6 тысяч рублей ответчик указал, что в нарушение пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, представленные заявителем документы не позволили установить какие расходы были понесены заявителем, были ли эти расходы обоснованы (необходимы для осуществления регулируемой деятельности), были ли они учтены при установлении тарифов на расчетный период регулирования (2010 год). Кроме того, ответчик указал, что Приказом ФСТ РФ от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям в среднем по Кировской области на 2012 год с календарной разбивкой в следующих размерах: с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106,0%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 105,6%. Оспариваемым решением для заявителя установлены тарифы: на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 1193,7 руб./Гкал (без НДС) на уровне тарифа, установленного на 2011 год (рост 100,0%); на период с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 1265,3 руб./Гкал (без НДС) с ростом к тарифу 2011 года (рост 106,0%), на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 1393,1 руб./Гкал (без НДС) с ростом к тарифу 2011 года (рост 116,7%), что превышает максимальную величину роста тарифов, установленную на 2012 год ФСТ России в среднем по субъектам Российской Федерации. В связи с изложенным, указывает на отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил.
На основании статьи 156, части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
Изучив представленные документы, заслушав доводы представителя ответчика, суд установил следующие фактические обстоятельства.
В 2011 ОАО "Моломский лесохимический завод" обратилось в Региональную службу по тарифам Кировской области с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2012 год с приложенными документами на 158 листах, в котором Общество заявило величину тарифа на регулируемый период в размере 1 723 руб. 70 коп.
Согласно представленному в материалы дела заключению экспертной группы при анализе экономической обоснованности расходов по статьям расходов и прибыли эксперты снизили расходы на топливо в связи с изменением структуры топливного баланса. Цена на мазут определена на уровне, установленном в тарифе на базовый период с учетом индекса цен производителей - ИЦП (149,3%) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, рассчитанного Минэкономразвития России и одобренного Правительством Российской Федерации. Структура топлива принята экспертной группой на уровне фактически сложившейся за период с января по сентябрь 2011 года, количество опила определено на уровне заявленном обществом. Расходы по статье "Недополученный по независящим причинам доход" полностью исключены экспертной группой, в связи с тем, что предприятие не предоставило обоснованный расчет выпадающих доходов. Из "Расходов из прибыли" экспертной группой полностью исключены расходы на развитие производства, так как не была представлена инвестиционная программа, утвержденная департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области согласно постановлению Правительства Кировской области от 21.06.2011 N 109/264, и расходы на социальное развитие и поощрение, так как не представлены подтверждающие документы.
По результатам рассмотрения заявления Общества об установлении тарифа на тепловую энергию на 2012 год с учетом заключения экспертной группы, решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25.11.2011 N 49/2 "О тарифах на тепловую энергию" для потребителей открытого акционерного общества "Моломский лесохимический завод" с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлен тариф на тепловую энергию в размере 1 193,7 руб./Гкал. (без НДС), с 01.07.2012 по 31.08.2012 установлен тариф на тепловую энергию в размере 1265,3 руб./Гкал. (без НДС), с 01.09.2012 по 31.12.2012 установлен тариф на тепловую энергию в размере 1393,1 руб./Гкал. (без НДС). Решение опубликовано в газете "Вятский край" N 5-6 (5093-5094) 12 января 2012 года.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, суд пришел к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определяет Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон).
Регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - это вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора (пункт 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В части 3 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона закреплено, что тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно части 1 статьи 7 Закона регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе, а именно, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций и стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на указанные энергоресурсы (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Пунктом 54 Основ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию. Указанные регулируемые тарифы (цены) и сбытовые надбавки устанавливаются (в том числе методом индексации с разбивкой по годам) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен).
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 242-э/7 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год" максимальная величина роста тарифов на 2012 год составляет с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 100%, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 106,0%, с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 105,6%.
В силу пункта 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, должны представить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования. Перечень материалов, подлежащих представлению организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, установлен в пункте 10 Правил.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней (экспертов назначает из числа своих сотрудников). Экспертные заключения, подготовленные регулирующим органом, а также представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, являются дополнительными материалами (пункт 16 Правил).
При установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ).
Доводы заявителя об отсутствии у РСТ полномочий и оснований снижения размера указанных Обществом затрат, учитываемых при установлении тарифа на тепловую энергию, не соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, РСТ Кировской области неверно определена структура топливного баланса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 22 Основ расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе расчетных объемов потребления топлива (за исключением ядерного) с учетом структуры его использования, сложившейся за последние 3 года. Исходя из содержания пункта 10 Правил, обязанность по обоснованию предлагаемых к включению в тарифы расходов лежит на заявителе.
Как следует из документов, направленных в РСТ Кировской области для установления тарифа на 2012 год, и подтверждается ответчиком, сведения о расходе заявителем топлива в 2009 году, а также в целом за 2011 год отсутствуют.
Представитель ответчика в письменное отзыве и в судебном заседании пояснил, что, исходя из представленных заявителем данных, в 2010 и 2011 годах в структуре использованного топлива преобладала древесная смола. В то время как при расчете тарифа на 2010 и 2011 годы в большем объеме учитывался мазут.
Выполненный РСТ Кировской области расчет объемов потребления топлива учитывал тот факт, что в 2010 и 2011 годах заявителем уменьшалось использование мазута. Доля мазута, использованного при производстве тепловой энергии, была ниже, чем учитывалось в тарифах на 2010 и 2011 годы. Согласно заключению экспертной группы, протоколу заседания правления региональной службы по тарифам от 25.11.2011 структура топлива принята экспертной группой на уровне фактически сложившейся за период с января по сентябрь 2011 года, количество опила определено на уровне, заявленном обществом.
Довод заявителя о том, что РСТ Кировской области необоснованно определил расход тепловой энергии на собственные нужды котельной в объеме 9% от выработанного количества тепловой энергии, суд считает не состоятельным, поскольку расход определен экспертами на основании Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Госстроем России 12.08.2003, и на основании документов, представленных заявителем в РСТ Кировской области для установления тарифа на 2012 год. Кроме того, расход тепловой энергии на собственные нужды котельной в размере 9% был предложен самим заявителем. Довод заявителя об отказе ОАО "Моломский лесохимический завод" регулирующим органом в применении иного расчета не подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела, регулирующий орган при установлении тарифа по заявлению ОАО "Моломский лесохимический завод" исключил выпадающие доходы за 2010 год в размере 3075,6 тыс. рублей из расчета тарифа на тепловую энергию.
Пункт 10 Правил предусматривает, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 7 Основ при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Таким образом, величина, предлагаемых к включению в тарифы расходов, должна обосновываться (доказываться) заявителем с соблюдением установленных требований к такому обоснованию. В противном случае заявляемые расходы подлежат исключению регулирующим органом.
В соответствии с пунктом 10 Основ, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Аналогичная норма содержится в пункте 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2.
Из направленных заявителем документов в РСТ Кировской области для установления тарифа на 2012 год не возможно установить, какие расходы были понесены заявителем, были ли расходы 2010 года обоснованы (необходимы для осуществления регулируемой деятельности) и были ли они учтены при установлении тарифов на расчетный период регулирования (2010 год). Заявителем обязанность по обоснованию заявленных выпадающих доходов 2010 года не исполнена.
Таким образом, у тарифного органа отсутствовали основания для включения указанных расходов в валовую выручку при установлении тарифов на 2012 год.
Бремя доказывания нарушенных прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возложено на заявителя.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов общества.
На основании изложенного требование заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Моломский лесохимический завод" (ИНН 4323000118, ОГРН 1024300861078, адрес: 613835, Кировская область, Опаринский район, п. Заря) о признании недействующим пункта 23 решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 25.11.2011 N 49/2 "О тарифах на тепловую энергию" в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию для потребителей ОАО "Моломский лесохимический завод" в размере: 1265 рублей 30 копеек (без НДС) за 1 Гкал (Приложение N 95); 1393 рубля 10 копеек (без НДС) за 1 Гкал (Приложение N 96) как не соответствующего пунктам 17, 18, 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, пунктам 17, 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пунктам 20, 22.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение суда по делу об оспаривании нормативного акта может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Председательствующий |
С.А. Едомина |
Судьи |
Н.В. Агалакова С.Ю. Шмырин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 5 июня 2012 г. N А28-1765/2012-55/15
Текст документа размещен на официальном сайте Высшего Арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru/