7 ноября, 27 декабря 2011 г., 4 апреля, 25 июля, 25 октября, 28 декабря 2012 г.
В соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.03.2008 N 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства области от 14.03.2008 N 124/67, от 11.01.2009 N 158/558, от 20.07.2010 N 59/330), концепцией областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 05.10.2010 N 369 "О концепции областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы", Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком Программы департамент государственной собственности Кировской области (Арзамасцев К.В.).
3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать выделение денежных средств на реализацию Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на директора департамента государственной собственности Кировской области Арзамасцева К.В.
Губернатор - Председатель Правительства Кировской области |
Н.Ю. Белых |
Областная целевая программа
"Использование результатов космической деятельности в интересах
социально-экономического развития Кировской области"
на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением Правительства Кировской области
от 22.12.2010 N 83/639)
7 ноября, 27 декабря 2011 г., 4 апреля, 25 июля, 25 октября, 28 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/871 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт областной целевой программы
"Использование результатов космической деятельности в интересах
социально-экономического развития Кировской области"
на 2011 - 2013 годы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 N 33/432), одной из целей инновационной политики Кировской области является создание условий для привлечения новых технологий в экономику области.
Одним из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность субъекта Российской Федерации в сфере новых технологий, является использование РКД, которое играет все более возрастающую роль в экономическом, научном и социальном развитии регионов и России в целом. Комплексное использование РКД способно придать региональной экономике инновационный характер, усилить рыночные механизмы, повысить качество жизни населения, расширить спектр оказываемых услуг.
Несмотря на значительные масштабы космической деятельности Российской Федерации и востребованность ее результатов, в стране, а тем более в Кировской области, отсутствует инфраструктура, обеспечивающая эффективное использование РКД, а также необходимая нормативно-правовая база.
В настоящее время в Кировской области отсутствуют или получили недостаточное развитие некоторые компоненты, необходимые для эффективного использования РКД.
Так, имеющиеся в области цифровые картографические материалы, снимки высокого разрешения и данные дистанционного зондирования Земли, созданные или приобретенные за счет средств федерального и областного бюджетов, имеют различные геоинформационные форматы, выполнены с использованием различных систем координат и не могут быть использованы для решения областных задач комплексного анализа и планирования регионального развития и многоаспектного мониторинга состояния природной среды и результатов деятельности субъектов экономики. Имеющиеся в органах исполнительной власти области информационные системы используются изолированно каждым исполнительным органом, дублируя данные друг друга.
Это затрудняет осуществлять:
планирование и взаимодействие органов исполнительной власти области при решении межведомственных задач;
мониторинг комплексного изменения количественных и качественных показателей объектов ведомственного учета,
эффективное планирование по рациональному использованию и охране объектов окружающей среды Кировской области.
Интеграция в рамках этих систем космической и других видов информации, увязка ее с электронными картами, структурирование в рамках геоинформационных систем, объединение с автоматизированными системами государственного управления различного уровня станет одним из эффективных механизмов обеспечения прозрачности экономики, ускорения социально-экономического развития Кировской области.
В случае если вопросы использования РКД не будут решаться комплексно, возможны следующие негативные последствия:
не будет создан базовый картографический комплект для решения задач мониторинга объектов охраны окружающей среды, управления и навигации транспортных средств;
существующие и создаваемые информационные системы области не будут совместимы с единой геоинформационной системой в части интеграции сведений о пространственных данных;
будет отсутствовать платформа для внедрения инновационных технологий и последующей их модернизации;
область будет лишена возможности системно взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года говорится, что до конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС и начнется применение спутниковых навигаторов системы. Также сказано, что модернизация создает умную экономику, но модернизация требует и умной политики, обеспечивающей условия для всестороннего обновления жизни общества.
В настоящее время на федеральном уровне идет разработка проекта федеральной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2011 - 2016 годы". В соответствии с Соглашением от 23.12.2009 N АП-17 софинансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета будет обеспечено за счет указанной федеральной целевой программы.
С учетом изложенного программно-целевой метод в сочетании с ускоренным развитием рыночных механизмов является единственно возможным для решения масштабной задачи - обеспечения эффективного использования РКД.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена ее областным значением, межотраслевым характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов исполнительной власти на федеральном и областном уровнях.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 октября 2012 г. N 176/656 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Основная цель и задачи Программы, сроки ее реализации, показатели
эффективности, характеризующие достижение поставленной цели и решение
задач Программы
Основной целью Программы является социально-экономическое развитие Кировской области путем улучшения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности области за счет расширения масштабов использования РКД.
Для достижения данной цели должны быть решены следующие задачи:
создание региональной инфраструктуры пространственных данных в виде территориально-распределенной системы сбора, обработки, хранения и использования пространственных данных (геоинформационной системы);
разработка и реализация регламентов комплексного мониторинга территорий Кировской области с использованием МКС;
создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта.
Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы. Разделение реализации Программы на этапы не предусматривается.
Показателями эффективности, позволяющими оценить ход реализации Программы, являются:
количество тематических групп слоев в ГИС;
доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг лесопользовательской деятельности Кировской области;
доля обнаруженных лесных пожаров на площади лесного фонда, охваченного мониторингом;
доля площади Кировской области, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг объектов охраны окружающей среды;
доля областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики;
доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг экологического состояния лесного фонда Кировской области;
доля площади сельскохозяйственных угодий, в отношении которых осуществляется комплексный мониторинг.
3. Перечень программных мероприятий
Реализация Программы в 2011 - 2013 годах будет осуществляться путем выполнения следующих мероприятий:
создания геоинформационной системы;
разработки и реализации регламента комплексного мониторинга лесопользовательской деятельности Кировской области;
разработки и реализации регламента комплексного мониторинга объектов охраны окружающей среды Кировской области;
создание системы логистики и мониторинга транспорта;
разработки и реализации регламента комплексного мониторинга экологического состояния лесного фонда Кировской области;
разработки и реализации регламента комплексного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий Кировской области.
Мероприятия Программы в разрезе источников финансирования приведены в приложении N 1.
Пояснения к перечню программных мероприятий:
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/871 в пункт 3.1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.1. Реализация мероприятия по созданию ГИС включает в себя разработку технического проекта системы, приобретение специального программного обеспечения для создания ГИС, разработку геопортала для обеспечения доступа к ГИС, наполнение ГИС базовым картографическим слоем и разработку тематических подсистем, содержащих атрибутивную, семантическую, географическую и графическую информацию, в том числе:
об административно-территориальном устройстве Кировской области;
о территориальном планировании Кировской области;
кадастровые сведения;
о лесном фонде;
о водном хозяйстве;
о природных ресурсах;
о территориях с установленным особым режимом использования;
о ГИС муниципального образования;
об инвестиционных проектах и площадках.
ГИС даст возможность органам исполнительной власти отраслевой компетенции и местного самоуправления на основе созданных в результате реализации мероприятий Программы базовых слоев создавать и поддерживать в актуальном состоянии дополнительные тематические слои.
3.2. Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга лесопользовательской деятельности Кировской области предполагает:
сбор, систематизацию и анализ необходимой информации для исследования по объектам мониторинга;
анализ методов выполнения мониторинга с использованием МКС, методов их обработки и дешифрирования;
выполнение комплексного мониторинга лесопользовательской деятельности Кировской области на общей площади 173312 гектаров (территория Паркового лесничества Кировской области) для выявления по МКС площадей и мест рубок, нарушения размеров и направления лесосек, правил примыкания делянок (общая площадь покрытия МКС, с учетом конфигурации границ лесного фонда составляет около 5,1 тыс. кв. км);
выполнение натурных полевых работ для разработки методов дешифрирования, проверки точности и качества разработанных методов дешифрирования МКС, проверки по МКС точности определения местоположения объектов мониторинга, уточнения границ объектов мониторинга;
разработку регламента выполнения комплексного мониторинга лесопользовательской деятельности Кировской области.
3.3. Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга объектов охраны окружающей среды Кировской области предполагает:
сбор, систематизацию и анализ необходимой информации для исследования по объектам мониторинга;
анализ методов выполнения мониторинга с использованием МКС, методов их обработки и дешифрирования;
выявление, картографирование и учет по МКС границ участков добычи полезных ископаемых, объектов размещения отходов, локальных источников загрязнения водных объектов (воды, береговой зоны) и участков загрязнения земель, включая загрязнения нефтепродуктами, в пойме реки Вятка от города Слободского до поселка городского типа Мурыгино Юрьянского района;
проведение натурных полевых работ для разработки методов дешифрирования, для оценки точности разработанных методов дешифрирования МКС, и проверки по МКС точности определения местоположения объектов мониторинга, уточнения границ объектов мониторинга и проверки отдельных показателей проведения работ;
разработку регламентов выполнения мониторинга объектов охраны окружающей среды.
3.4. Создание системы логистики и мониторинга транспорта включает:
создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта;
контроль местоположения транспорта в режиме online;
предоставление доступа к региональной системе логистики и мониторинга транспорта;
техническую и информационную поддержку пользователей системы логистики и мониторинга транспорта.
Создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта осуществляет организация - региональный оператор, в функции которой входит:
оказание услуг органам исполнительной власти области, а также юридическим и физическим лицам по разработке, внедрению, сервисному и информационному обслуживанию технических и программно-аппаратных средств системы логистики и мониторинга транспорта;
обеспечение взаимодействия и интеграции ведомственных, муниципальных и иных систем мониторинга транспорта на основе глобальных навигационных спутниковых систем;
обеспечение взаимодействия с федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности по вопросу создания единого навигационно-информационного пространства Кировской области;
участие в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов, а также регламентов, стандартов, нормативно-технических документов в сфере использования глобальных навигационных спутниковых систем на территории Кировской области.
3.5. Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга экологического состояния лесного фонда Кировской области предполагает:
сбор, систематизацию и анализ необходимой информации для исследования по объектам мониторинга;
анализ методов выполнения мониторинга с использованием МКС, методов их обработки и дешифрирования;
выполнение комплексного экологического мониторинга лесного фонда Кировской области на общей площади 1 118 402 гектаров для изучения и выявления по МКС негативных процессов, воздействующих на лесные массивы: влияния вредителей и болезней, иссушения или переувлажнения лесов, приводящих к их деградации и гибели (общая площадь покрытия МКС, с учетом конфигурации границ лесного фонда составляет около 17,78 тыс. кв. км);
проведение натурных полевых работ для разработки методов дешифрирования, проверки точности и качества разработанных методов дешифрирования МКС, проверки по МКС точности определения координат местоположения объектов мониторинга, уточнения границ объектов мониторинга и проверки отдельных показателей выполнения работ;
разработку регламента выполнения комплексного мониторинга эко-логического состояния лесного фонда.
3.6. Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий Кировской области с использованием МКС предполагает:
сбор, систематизацию и анализ необходимой информации для исследования по объектам мониторинга;
анализ методов выполнения мониторинга с использованием МКС, методов их обработки и дешифрирования;
создание векторной карты сельскохозяйственных угодий Оричевского района Кировской области масштаба 1:10000;
анализ по МКС целевого использования пашни, выявление по МКС площади посева яровых культур, площади чистого пара, площади гибели сельскохозяйственных культур в результате засухи, площади посева озимых зерновых культур;
проведение натурных полевых работ для разработки методов дешифрирования, проверки точности разработанных методов дешифрирования МКС, проверки по МКС точности определения границ объектов мониторинга и проверки отдельных показателей проведения работ;
разработку регламента выполнения мониторинга сельскохозяйственных угодий.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/871 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Планируемый объем финансирования Программы в 2011 - 2013 годах составляет 47125,6 тыс. рублей (53284,3 тыс. рублей при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год), в том числе:
средства федерального бюджета - 3231,7 тыс. рублей,
средства областного бюджета - 43893,9 тыс. рублей (50052,6 тыс. рублей при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год).
Софинансирование мероприятий Программы из федерального бюджета планируется в рамках разрабатываемой в настоящее время федеральной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2011 - 2016 годы".
Объем финансирования Программы по годам по основным направлениям:
(тыс. рублей)
Направления финансирования мероприятий |
Всего |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Капитальные вложения |
19970,0 |
7480,0 |
9190,0 |
3300,0 |
Прочие расходы |
27155,6 |
4584,0 |
15871,6 |
6700,0 |
33314,3* |
12858,7* |
|||
Итого |
47125,6 |
12064,0 |
25061,6 |
10000,0 |
53284,3* |
16158,7* |
_____________________________
* При условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Объем расходов, связанных с финансовым обеспечением Программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета может быть уточнен в зависимости от возможности финансирования в ходе ее исполнения.
Для оценки затрат приняты следующие методы:
для приобретения оборудования и программного обеспечения - аналоговый;
для организации мониторинга - нормативный.
Планируемый объем ресурсного обеспечения Программы обосновывается следующим.
4.1. Создание ГИС включает:
разработку технического проекта системы;
разработку технической документации;
установку и настройку системы в соответствии с техническим проектом;
опытную эксплуатацию;
доработку (исправление) системы;
развитие системы;
наполнение системы базовым картографическим слоем;
сдачу системы в промышленную эксплуатацию;
приобретение серверов;
разработку тематических подсистем (создание тематических групп слоев).
Общая стоимость мероприятия составит 2401,9 тыс. рублей.
4.2. Разработка и реализация регламентов комплексного мониторинга территорий Кировской области с использованием материалов космической съемки (далее - регламенты) включает следующие виды работ:
подготовительные работы по сбору и анализу исходных данных;
работы по обработке и дешифрированию МКС;
проведение натурных полевых работ;
разработку и составление отчетных документов о выполненных работах;
разработку регламента комплексного мониторинга лесопользовательской деятельности Кировской области.
Стоимость работ включает в себя:
многозональную космическую съемку пространственным разрешением 6,5 м, состоящую из двух серий съемок площадью покрытия 3259 кв. км и четырех серий съемок площадью покрытия 5199 кв. км стоимостью 1298 тыс. рублей;
панхроматическую съемку пространственным разрешением 0,5 м, состоящую из одной серии съемок площадью покрытия 3259 кв. км стоимостью 2399 тыс. рублей;
спектрозональную съемку пространственным разрешением 2 - 2,4 м, состоящую из одной серии съемок площадью покрытия 1447 кв. км стоимостью 1065 тыс. рублей;
спектрозональную съемку пространственным разрешением 2 м, состоящую из двух серий съемок площадью покрытия 1447 кв. км стоимостью 1466 тыс. рублей;
многозональную космическую съемку пространственным разрешением 22 м, состоящую из двух серий съемок площадью покрытия 17 795 кв. км стоимостью 274 тыс. рублей;
разработку методики космического мониторинга, подбор фондовых материалов и исходных данных стоимостью 410 тыс. рублей;
геопривязку, ортотрансформирование, радиометрическую калибровку, создание мозаик стоимостью 975 тыс. рублей;
построение производных изображений, расчет индексов, применение фильтров стоимостью 990 тыс. рублей;
определение дешифровочных признаков, обучение классификаторов, классификация, оценка достоверности стоимостью 963 тыс. рублей;
полевое дешифрирование, эталонирование, валидация стоимостью 1910 тыс. рублей;
построение тематических карт и публикация данных стоимостью 450 тыс. рублей;
разработку инструкций и регламентов, написание отчета стоимостью 1500 тыс. рублей.
Кроме того, с целью дальнейшего применения регламентов, необходимо приобретение специального программного обеспечения по работе с МКС, а также прохождение специализированных обучающих курсов по работе с ним общей стоимостью 1530 тыс. рублей.
Таким образом, сумма средств, необходимых на реализацию мероприятия по разработке и реализации регламентов комплексного мониторинга территорий Кировской области с использованием МКС, составляет 23073,5 тыс. рублей (29232,2 тыс. рублей при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год).
4.3. Утратил силу.
См. текст пункта 4.3
4.4. Создание системы логистики и мониторинга транспорта.
В реестре государственного имущества Кировской области числится около двух с половиной тысяч единиц транспорта, закрепленного за органами исполнительной власти области, областными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
Всего предполагается включить в систему мониторинга и логистики и оснастить системой навигации ГЛОНАСС 1250 единиц транспорта, что составляет 50% от общего количества транспорта, находящегося в областной собственности.
Сумма, необходимая на реализацию мероприятия по созданию системы логистики и мониторинга транспорта, складывается из стоимости программного обеспечения (300 тыс. рублей), стоимости двухдиапазонных навигаторов (по цене 8,5 тыс. рублей за штуку), стоимости установки навигатора (1 тыс. рублей за штуку), стоимости абонентского обслуживания установленных навигаторов (300 рублей в месяц за штуку), стоимости датчиков уровня топлива (по цене 3,5 тыс. рублей за штуку), стоимости установки датчика уровня топлива (2,5 тыс. рублей за штуку), стоимости GSM-трафика (90 рублей за каждую единицу транспорта в месяц), при этом в 2011 году планируется закупить и установить 400 навигаторов, в 2012 году закупить 850 навигаторов, из них установить 600 навигаторов, закупить 50 датчиков уровня топлива, в 2013 году установить 250 навигаторов и 50 датчиков уровня топлива".
Всего на реализацию данного мероприятия будет затрачено 21650,2 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 октября 2012 г. N 176/656 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации Программы, включающий
в себя механизм управления Программой
Государственным заказчиком Программы является департамент информационных технологий и связи Кировской области, который в установленном порядке осуществляет управление, координацию, реализацию и контроль за ходом реализации Программы.
Исполнителем Программы является Кировское областное государственное учреждение "Центр информационных технологий".
В основу механизма реализации Программы положен комплексный подход в выполнении программных мероприятий при их финансировании в полном объеме.
В зависимости от результатов мониторинга транспорта и лесного хозяйства области, увеличения или уменьшения потребности по отдельным его элементам в Программу могут быть внесены изменения с соответствующей корректировкой объемов ее финансирования.
Отбор исполнителей (юридических и физических лиц) программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Если в процессе реализации мероприятия Программы по результатам размещения заказов на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг будет достигнута экономия бюджетных средств, они будут направлены на дополнительную закупку товаров (работ, услуг) в рамках реализации данного мероприятия.
Государственный заказчик представляет в департамент экономического развития Кировской области:
ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о социально-экономической эффективности реализации Программы, финансировании и выполнении основных мероприятий Программы,
по итогам года, до 1 марта, информацию о выполнении показателей эффективности Программы для ее обобщения и представления в Правительство области и другие заинтересованные структуры.
С целью контроля за реализацией Программы исполнители Программы ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют государственному заказчику отчет, который содержит:
перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы,
анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) программных мероприятий.
По завершении срока реализации Программы департамент информационных технологий и связи Кировской области в срок до 01.03.2014 представляет в Правительство области доклад о выполнении Программы, согласованный с департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития Кировской области.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Предлагаемые мероприятия в соответствии со Стратегией позволят создать условия для успешного социально-экономического развития Кировской области.
Реализация Программы позволит обеспечить:
создание отсутствующей на сегодняшний день региональной ГИС, способной объединить различные информационные системы и базы данных для организации оперативного принятия решений по различным направлениям социально-экономического развития области органами исполнительной власти, удобного инструмента для отражения возможностей экономического потенциала области с целью привлечения инвестиций;
ведение с использованием РКД объективного и независимого мониторинга важнейших видов социально-экономической деятельности.
Показатели эффективности реализации Программы по годам приведены в приложении N 2.
Расчет значений показателей эффективности реализации Программы осуществляется следующим образом.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 октября 2012 г. N 176/656 пункт 6.1 раздела 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6.1. Количество тематических групп слоев в ГИС.
Показатель определяется путем подсчета групп слоев, наполняющих ГИС, за определенный период.
Экономический эффект от использования ГИС будет находиться в прямой зависимости от степени наполнения ее фактическими данными и своевременным их обновлением.
Отличительной чертой ГИС и ее преимуществом перед другими информационными системами, обосновывающими необходимость ее создания и сопровождения, является возможность структурировать данные различных баз данных и других информационных ресурсов по конкретным объектам и экономически активным территориям внутри области на картографической основе. Наглядность, возможность отражения на электронной карте различных объектов по одним и тем же специфическим признакам в различных точках области одновременно, мгновенное получение табличных данных, характеризующих эти объекты, будут незаменимым инструментом для принятия управленческих решений.
Являясь источником оперативной информации, ГИС не может оцениваться по объему поступления средств в бюджет области.
6.2. Доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг лесопользовательской деятельности Кировской области.
Показатель определяется по результатам мониторинга лесопользовательской деятельности Кировской области по формуле:
, где:
- площадь лесного фонда, охваченного мониторингом;
- общая площадь лесного фонда, расположенного на территории области.
Мониторинг лесопользовательской деятельности Кировской области с использованием МКС позволит исключить субъективность оценки его состояния, увеличить масштабы оперативного мониторинга при одновременном уменьшении затрат на его осуществление.
Использование результатов космической деятельности в области лесных отношений на территории Кировской области позволит в значительной степени снизить затраты на проведение ряда мероприятий и уменьшить вред, причиняемый лесам.
6.3. Доля обнаруженных лесных пожаров на площади лесного фонда, охваченного мониторингом.
Показатель определяется по результатам мониторинга леса на территории Паркового лесничества:
где:
- количество обнаруженных с помощью ДЗЗ лесных пожаров;
- общее количество обнаруженных лесных пожаров.
Невысокие значения показателя за период реализации программного мероприятия обусловлены ограниченностью возможностей оборудования спутников. Его рост будет возможен в случае запуска новых спутников.
В настоящее время способами обнаружения лесных пожаров являются:
наземное патрулирование территории лесного фонда;
авиационное патрулирование лесного фонда;
использование системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - СДМ Рослесхоза).
Применение на территории Кировской области данных методов обнаружения лесных пожаров не позволяет в достаточной степени своевременно обнаруживать лесные пожары на небольших площадях, к тому же отсутствие электронной повыдельной базы данных лесного фонда не позволяет в значительной степени использовать те координаты, которые выдаются при авиационном патрулировании или при использовании СДМ Рослесхоза.
Данные космических снимков СДМ Рослесхоза в 2010 году позволили обнаружить лишь 55 лесных пожаров из 625 официально зарегистрированных, или 8,8%. Используемая СМД Рослесхоза спутниковая информация не позволяет в достаточной степени получать данные в условиях высокой облачности или задымления, а наибольшая точность определения площади и координат лесного пожара возникает при площади пожара 25 га и более.
В 2008 - 2010 годах среднее количество пожаров ежегодно составляло 300 случаев, площадь, пройденная лесными пожарами, - 1961,7 га, площадь обнаружения лесного пожара составила 1,68 га, а средняя площадь ликвидации лесного пожара - 6,54 га. С момента обнаружения до момента его ликвидации площадь пожара увеличивается в 3,9 раза.
Средние затраты на тушение 1 га площади лесного пожара в 2010 году составили 20 тыс. рублей. Своевременное обнаружение лесных пожаров на площади менее 0,1 га позволит своевременно их тушить на площади 0,4 га. В этом случае сокращаются затраты на ликвидацию 1 лесного пожара со 128 тыс. рублей (6,4 га х 20 тыс. рублей) до 8,0 тыс. рублей (0,4 га х 20 тыс. рублей).
При проведении мониторинга лесных пожаров на территории Паркового лесничества (173956 га) при средней площади ликвидации лесных пожаров 0,96 га и количестве лесных пожаров 41 экономический эффект по тушению лесных пожаров составит: (0,96 - 0,4) х 41 х 20 = 459,2 тыс. рублей.
К тому же снижаются затраты на ликвидацию последствий лесных пожаров: разработку горельников, лесовосстановительные мероприятия. Площади, требующие проведения данных мероприятий, в разные годы варьируются от 5 до 30% от площадей, пройденных пожарами (в среднем 15%). Стоимость одного га площади обходится в 40 тыс. рублей (12 тыс. рублей - создание лесных культур и 28 тыс. рублей - разработка горельников). Экономия составит: (0,96 - 0,4) х 41 х 0,15 х 40 = 137,76 тыс. рублей.
На данных площадях еще существует гибель насаждений, и потери древесины на корню составляют в среднем на 1 га 40 куб. метров, а в стоимостном выражении - 238,9 тыс. рублей. Экономический эффект: (0,96-0,4) х 41 х 238,9 = 5485,14 тыс. рублей.
Общий экономический эффект от применения космических методов мониторинга лесных пожаров позволит ежегодно предотвратить вред, причиненный лесному хозяйству, и составит: 459,2 + 137,76 + 5485,14 = 6082,1 тыс. рублей. За период действия Программы общий эффект составит: 6082,1 тыс. рублей х 3 = 18246,31 тыс. рублей.
В данном случае экономический эффект будет равен потерям государства (тушение лесных пожаров и потери древесины на неарендованной территории) и арендаторов лесных участков (потери древесины на арендованной территории).
Количество незаконных рубок в 2009 году составило 862 случая на площади 495 га с общим объемом незаконно заготовленной древесины 50,7 тыс. куб. метров, а ущерб - 379706 тыс. рублей. Средний ущерб на 1 куб. метр составил: 379706 / 50700 = 7,5 тыс. рублей. Средняя площадь 1 лесонарушения составляет: 495 / 862 = 0,57 га, объем на 1 лесонарушение - 50700 / 862 = 58,82 куб. метров, или 441,13 тыс. рублей.
Если в ходе реализации Программы количество лесонарушений будет снижено на 20%, то экономический эффект составит: 862 х 0,2 х 441,1 = 76045,64 тыс. рублей.
Это вред, причиненный государству.
Планируется создание лесных культур площадью 5500 га в течение 5 лет. По данным, получаемым при проведении различных обследований состояния лесных культур, выявляется гибель лесных культур в объеме 28%. Если учесть, что в некоторых случаях гибель лесных культур вызвана неблагоприятными погодными условиями, лесными пожарами и ветровалами (в среднем 8%), то процент гибели лесных культур от неправильно подобранных условий местопроизрастания, отсутствия лесохозяйственных уходов составит в среднем 20%. При планировании участков для создания лесных культур, первоочередных уходов за лесными культурами с учетом данных, полученных в результате дешифрирования космических снимков, будут подбираться участки, где требуется их создание, и учитываться лесорастительные условия (создание лесных культур сосны или ели, или частичных лесных культур), что позволит снизить их гибель до 8% от созданных объемов. В течение действия Программы (2011 - 2013 годы) эта площадь составит 3300 га. Учитывая стоимость создания 1 га лесных культур (12 тыс. рублей), снижение затрат на производство и последующее восстановление погибших насаждений, экономический эффект составит: 3300 га х 0,12 х 12 = 4752 тыс. рублей.
В данном случае экономический эффект будет составлять потери государства и арендаторов лесных участков.
Реализация мероприятий Программы позволит в целом предотвратить экономический вред и сэкономить средства бюджетов различного уровня, лесопользователей общим объемом: 18246,31 + 76045,64 + 4752 = 99043,95 тыс. рублей.
Поступлениями в бюджет области в качестве компенсации затрат на осуществление мониторинга будут административные штрафы, наложенные на выявленных нарушителей порядка использования лесного фонда.
Расчет экономической эффективности произведен на основании сведений о ценах, представленных департаментом лесного хозяйства Кировской области, по состоянию на 2010 год.
6.4. Доля площади области, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг объектов охраны окружающей среды.
Комплексный мониторинг объектов охраны окружающей среды Кировской области будет содержать следующие подразделы:
выявление границ участков добычи полезных ископаемых;
выявление объектов размещения отходов;
выявление локальных источников загрязнения водных объектов (воды, береговой зоны) и участков загрязнения земель, включая загрязнения нефтепродуктами.
При разработке регламента комплексного мониторинга объектов охраны окружающей среды Кировской области:
для участков добычи полезных ископаемых выполняются натурные полевые работы с применением геодезического оборудования для разработки методов дешифрирования, проверки точности определения по МКС координат границ участков и отдельных показателей мест добычи полезных ископаемых (данные работы выполняются на 3% выявленных по МКС лицензионных участках добычи полезных ископаемых и на 3% выявленных по МКС несанкционированных участках добычи полезных ископаемых, но не менее чем на трех участках для лицензионных и несанкционированных (при их обнаружении);
для уточнения мест размещения отходов натурные полевые работы выполняются с применением геодезического оборудования для разработки методов дешифрирования, проверки точности определения по МКС координат объектов размещения отходов, их вида, их границ и площади (данные работы выполняются на 3% выявленных по МКС мест размещения отходов, но не менее чем на трех участках);
для выявления локальных источников загрязнения земель в пойме реки натурные полевые работы проводятся для разработки методов дешифрирования и с целью уточнения координат мест источников загрязнения (данные работы выполняются на 3% процентах выявленных по МКС локальных источников загрязнения земель в пойме реки, но не менее чем на трех источниках).
Показатель определяется по результатам мониторинга по формуле:
, где:
- площадь области, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг объектов охраны окружающей среды;
- общая площадь Кировской области.
.
Мониторинг объектов охраны окружающей среды, таких, как недра, водные объекты, по направлениям, запланированным в Программе, позволит проводить своевременные мероприятия по предотвращению ущерба окружающей среде, принимать своевременные меры по пресечению нарушений законодательства в сфере экологии и природопользования.
Экономическая эффективность вложения бюджетных средств в использование МКС при осуществлении мониторинга объектов окружающей среды выражается в предотвращении экологического ущерба за счет своевременного принятия управленческих решений и оценивается в сумме порядка 650,7 млн. рублей.
6.5. Доля областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики.
Показатель определяется по результатам оснащения областного транспорта системой навигации ГЛОНАСС по формуле:
где:
- количество областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики;
- общее количество областного транспорта, предполагаемого к включению в систему мониторинга и логистики.
Спутниковый мониторинг транспорта по опыту его использования в других регионах является самой экономически эффективной составляющей Программы. За счет более рационального использования транспортных средств, сокращения простоев и "левых" маршрутов, соблюдения режима эксплуатации и контроля за расходом топлива удается сэкономить до 40% расходов на эксплуатацию и обслуживание.
В соответствии с концепцией областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 05.10.2010 N 369, в целях оценки экономической эффективности мониторинга принят более осторожный прогноз - 18%. Его реальность будет подтверждена оценкой затрат на эксплуатацию транспорта в органах государственной власти по итогам года.
Экономия затрат любого участника мониторинга транспорта будет достигнута за счет учета нормативного и фактического расхода топлива на работу автотранспорта с применением зимних и летних норм, учета реальных объемов заправок и выявления сливов топлива, учета пробега и простоев, отработанного водителями времени, сокращения затрат за счет увеличения оборачиваемости транспортных средств. Кроме того, наличие постоянной информации о местоположении транспортных средств позволит достичь существенного снижения затрат на сотовую связь между диспетчерским пунктом и водителями.
После запуска Кировским областным государственным учреждением "Центр информационных технологий" коммерческой эксплуатации региональной системы мониторинга транспорта с 2012 года ожидается экономический эффект от реализации указанного мероприятия, связанный с поступлением средств от внебюджетных источников, размер которых будет обусловлен ситуацией на рынке трекинговых услуг Кировской области.
В целях оценки эффективности выполнения Программы предлагается оценивать количество транспортных средств, подключенных к спутниковому мониторингу.
6.6. Доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг экологического состояния лесного фонда Кировской области.
Разработка регламента комплексного мониторинга экологического состояния лесного фонда Кировской области включает следующие виды работ:
подготовительные работы по сбору и анализу исходных документов;
приобретение МКС на объекты мониторинга со следующими характеристиками:
предварительный анализ исходных данных;
работы по обработке и дешифрированию полученных МКС;
географическая привязка и ортотрансформирование МКС в реальные географические координаты (максимальная ошибка привязки к местности не должна превышать допустимых показателей для снимков соответствующего разрешения, но с вероятностью 90% (CE90) не должна превышать 22 метров);
совмещение данных МКС с имеющимися в наличии цифровыми картами лесов, топографическими картами и другими цифровыми материалами;
дешифрирование МКС, в ходе которого должна быть проделана следующая работа:
изучение и выявление влияния вредителей и болезней на леса с преобладанием различных пород деревьев;
изучение и выявление влияния иссушения и переувлажнения на леса и причин их возникновения;
выявление закономерностей воздействия различных негативных процессов на те или иные породы или участки древостоя;
оценка экономического и экологического ущерба, нанесенного в результате деградации и гибели лесов из-за влияния негативных процессов, по данным, которые возможно получить на основе МКС и полученных материалов лесоустройства;
создание векторных карт (с точностью соответствующей масштабу 1:25000) участков леса, подвергшихся влиянию вредителей и болезней, иссушения и переувлаженения, а также участков ветровалов, буреломов и снеголомов (графическая информация: границы выявленных участков; векторная карта должна сопровождаться атрибутивной информацией о состоянии леса, площади поражения, участковом лесничестве, лесничестве, квартале);
проведение натурных полевых работ;
разработка и составление отчетных документов о выполненных работах.
Показатель определяется по результатам мониторинга экологического состояния лесного фонда Кировской области по формуле:
, где:
- площадь лесного фонда, охваченного мониторингом;
- общая площадь лесного фонда, расположенного на территории области.
6.7. Доля площади сельскохозяйственных угодий, в отношении которых осуществляется комплексный мониторинг. Целями разработки регламента комплексного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий Кировской области с использованием МКС являются создание технологий, обеспечивающих: контроль целевого использования сельскохозяйственных угодий, мониторинг состояния сельскохозяйственных угодий. Для достижения указанных целей предполагается решение следующих задач:
сбор, систематизация и анализ необходимой информации для исследования по объектам мониторинга;
анализ методов выполнения мониторинга с использованием МКС, методов их обработки и дешифрирования;
создание векторной карты сельскохозяйственных угодий Оричевского района масштаба 1:10000;
анализ по МКС целевого использования пашни, выявление по МКС площади посева яровых культур, площади чистого пара, площади гибели сельскохозяйственных культур в результате засухи, площади посева озимых зерновых культур;
проведение натурных полевых работ для разработки методов дешифрирования, проверки точности разработанных методов дешифрирования МКС, проверки по МКС точности определения границ объектов мониторинга и проверки отдельных показателей проведения работ;
разработка регламентов выполнения мониторинга сельскохозяйственных угодий.
Показатель определяется по результатам мониторинга сельскохозяйственных угодий Кировской области по формуле:
, где:
- площадь сельскохозяйственных угодий, охваченных мониторингом;
- общая площадь сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории области.
Постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/871 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
Перечень
мероприятий Программы
27 декабря 2011 г., 4 апреля, 25 июля, 25 октября, 28 декабря 2012 г.
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ответственный исполнитель |
|||
2011 - 2013 годы |
в том числе |
||||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||||
1 |
Создание региональной инфраструктуры пространственных данных в виде территориально распределенной системы сбора, обработки, хранения и использования пространственных данных |
|
|
|
|
|
|
|
Создание геоинформационной системы |
средства областного бюджета |
2401,9 |
1000,0 |
1101,9 |
300,0 |
департамент информационных технологий и связи Кировской области (вступает в силу с 01.01.2013), Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
2 |
Разработка и реализация регламентов комплексного мониторинга территорий Кировской области с использованием материалов космической съемки |
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга лесопользовательской деятельности Кировской области |
средства федерального бюджета |
1753,7 |
0 |
0 |
1753,7 |
департамент ин-формационных технологий и связи Кировской области (вступает в силу с 01.01.2013), Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
средства областного бюджета |
5963,9 |
0 |
4007,5 |
1956,4 |
|||
7806,0* |
3798,5* |
||||||
2.2 |
Мониторинг лесных пожаров |
средства федерального бюджета |
309,4 |
0 |
0 |
309,4 |
|
средства областного бюджета |
99,0 |
99,0 |
0 |
0 |
|||
2.3 |
Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга экологического состояния лесного фонда Кировской области |
средства федерального бюджета |
18,5 |
0 |
0 |
18,5 |
департамент ин-формационных технологий и связи Кировской области (вступает в силу с 01.01.2013), Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
средства областного бюджета |
4845,9 |
0 |
3759,0 |
1086,9 |
|||
5851,7* |
2092,7* |
||||||
2.4 |
Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга объектов охраны окружающей среды Кировской области |
средства федерального бюджета |
297,0 |
0 |
0 |
297,0 |
|
средства областного бюджета |
6276,1 |
0 |
4917,5 |
1358,6 |
|||
8375,5* |
3458,0* |
||||||
2.5 |
Разработка и реализация регламента комплексного мониторинга состояния сельскохозяйственных угодий Кировской области |
средства федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
средства областного бюджета |
3510,0 |
0 |
2477,5 |
1032,5 |
|||
4721,4* |
2243,9* |
||||||
3 |
Создание региональной системы логистики и мониторинга транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
Создание системы логистики и мониторинга транспорта |
средства федерального бюджета |
853,1 |
0 |
0 |
853,1 |
департамент ин-формационных технологий и связи Кировской области (вступает в силу с 01.01.2013), Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр информационных технологий" |
средства областного бюджета |
20797,1 |
7733,3 |
8798,2 |
4265,6 |
|||
| |||||||
|
Итого |
|
47125,6 |
8832,3 |
25061,6 |
13231,7 |
|
53284,3* |
19390,4* |
||||||
|
в том числе |
средства федерального бюджета |
3231,7 |
0 |
0 |
3231,7 |
|
средства областного бюджета |
43893,9 |
8832,3 |
25061,6 |
10000,0 |
|
||
50052,6* |
16158,7* |
______________________________
* При условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Постановлением Правительства Кировской области от 25 июля 2012 г. N 163/432 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
Показатели
эффективности Программы
7 ноября, 27 декабря 2011 г., 25 июля 2012 г.
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2010 год (базовое значение) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Источник получения информации |
1 |
Количество групп слоев в ГИС |
группы слоев |
0 |
1 |
4 |
8 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области |
2 |
Доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг лесопользовательской деятельности Кировской области |
% |
0 |
0 |
2,16 |
2,16 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента лесного хозяйства Кировской области |
3 |
Доля площади лесного фонда, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг экологического состояния лесного фонда Кировской области |
% |
0 |
0 |
13,9 |
13,9 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента лесного хозяйства Кировской области |
4 |
Доля обнаруженных лесных пожаров на площади лесного фонда, охваченного мониторингом |
% |
0 |
10 |
0 |
18 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента лесного хозяйства Кировской области |
5 |
Доля площади Кировской области, в отношении которой осуществляется комплексный мониторинг объектов охраны окружающей среды |
% |
0 |
0 |
4,24 |
4,24 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента экологии и природопользования Кировской области |
6 |
Доля площади сельскохозяйственных угодий, в отношении которых осуществляется комплексный мониторинг |
% |
0 |
0 |
2,16 |
2,16 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области, департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
7 |
Доля областного транспорта, включенного в систему мониторинга и логистики |
% |
0 |
32 |
80 |
100 |
ведомственная отчетность департамента государственной собственности Кировской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 22 декабря 2010 г. N 83/639 "Об утверждении областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области" на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. N 241/928
Постановление Правительства Кировской области от 20 августа 2013 г. N 223/506
Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/871
Постановление Правительства Кировской области от 25 октября 2012 г. N 176/656
Постановление Правительства Кировской области от 25 июля 2012 г. N 163/432
Постановление Правительства Кировской области от 4 апреля 2012 г. N 146/173
Постановление Правительства Кировской области от 27 декабря 2011 г. N 134/745
Постановление Правительства Кировской области от 7 ноября 2011 г. N 126/556