Постановление Правительства Кировской области
от 16 мая 2006 г. N 59/104
"Об утверждении областной целевой программы "Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год"
4 октября 2007 г., 18 сентября 2008 г.
В соответствии с распоряжением Правительства области от 28.03.2006 N 64 "О концепции областной целевой программы "Кировская область и развитие финансового рынка в период с 2006 по 2008 год" Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год" (далее - Программа). Прилагается.
Постановлением Правительства Кировской области от 4 октября 2007 г. N 108/414 пункт 2 настоящего постановления изложен в новой редакции
2. Определить государственным заказчиком Программы департамент финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) (заказчик-координатор) и администрацию Правительства Кировской области (Перескоков А.В.).
Постановлением Правительства Кировской области от 4 октября 2007 г. N 108/414 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалева Е.В.) при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А.
Губернатор |
Н.И. Шаклеин |
Постановлением Правительства Кировской области от 4 октября 2007 г. N 108/414 в настоящую Программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год"
(утв. постановлением Правительства Кировской области от16 мая 2006 г. N 59/104)
4 октября 2007 г., 18 сентября 2008 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 18 сентября 2008 г. N 146/379 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год"
Наименование Программы |
"Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год" |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства области от 28.03.2006 N 64 "О концепции областной целевой программы "Кировская область и развитие финансового рынка в период с 2006 по 2008 год" |
Государственные заказчики Программы |
департамент финансов Кировской области (заказчик-координатор), администрация Правительства Кировской области (в соответствии с их функциональными обязанностями в рамках реализации Программы) |
Основные разработчики Программы |
департамент финансов Кировской области, департамент экономического развития при Правительстве области, Автономная некоммерческая организация "Институт реформирования общественных финансов" (АНО "ИРОФ", г. Москва) |
Цели Программы |
использование инструментов финансового рынка для реализации инвестиционных программ в Кировской области; |
повышение активности предприятий области по привлечению инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности их проектов; | |
развитие действующих в области финансовых институтов, а также расширение перечня и объемов предоставляемых финансовых услуг | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
объем выпусков корпоративных ценных бумаг, кроме размещаемых при создании акционерных обществ; |
отношение количества отказов в регистрации корпоративных выпусков ценных бумаг к количеству зарегистрированных выпусков; | |
выполнение долговых обязательств Кировской области; | |
получение кредитного рейтинга от ведущих международных рейтинговых агентств; | |
количество предприятий Кировской области, ценные бумаги которых были представлены на рынке ценных бумаг; | |
объем депозитов и вкладов физических лиц в рублях и в иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями на территории Кировской области; | |
объем банковских кредитов, предоставленных юридическим лицам | |
Сроки и этапы реализации Программы |
2006 - 2008 годы: |
I этап (2006 год) - организация и проведение переговоров с финансовыми организациями; | |
II этап (2007 год) - осуществление основных мероприятий Программы; | |
III этап (2008 год) - завершение мероприятий Программы, подведение итогов | |
Объем и источник финансирования Программы |
объем финансирования за счет средств областного бюджета 1,29 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
ожидаемые конечные результаты характеризуются следующими показателями: |
объем выпусков корпоративных ценных бумаг, кроме размещаемых при создании акционерных обществ, возрастет до 500 млн. рублей; | |
отношение количества отказов в регистрации корпоративных выпусков ценных бумаг к количеству зарегистрированных выпусков достигнет 0,7; | |
выполнение долговых обязательств Кировской области будет составлять 100 %; | |
повышение кредитного рейтинга от ведущих международных рейтинговых агентств; | |
увеличение количества предприятий Кировской области, ценные бумаги которых будут представляться на рынке ценных бумаг; | |
объем депозитов и вкладов физических лиц в рублях и в иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями на территории Кировской области, возрастет до 18,0 млрд. рублей; | |
объем банковских кредитов, предоставленных юридическим лицам, составит 20,0 млрд. рублей |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1.1. Анализ сложившейся ситуации
Предварительные итоги социально-экономического развития Кировской области в 2005 году свидетельствуют о положительной динамике развития области:
оборот организаций всех видов экономической деятельности за 2005 год увеличился на 19,7 % по сравнению с 2004 годом при уровне инфляции 13,2 % и составил 166,4 млрд. рублей;
рост оборота розничной торговли составил в 2005 году 10,4 %;
обеспечен рост среднемесячной заработной платы на 24 %;
рост реальных денежных доходов населения составил в 2005 году 6 %.
Индекс физического объема промышленного производства к предыдущему году составил 100,2 %. Это ниже аналогичного среднероссийского показателя и не отвечает задачам по социально-экономическому развитию региона, поставленным Правительством области.
Одним из факторов, препятствующих развитию экономики Кировской области, является дефицит финансовых ресурсов.
Несмотря на тенденцию к снижению, просроченная задолженность крупных и средних организаций на 1 октября 2005 года составляла 8216,1 млн. рублей (на 1 января 2005 года - 9838,9 млн. рублей) при уровне дебиторской задолженности в 7016,5 млн. рублей (на 1 января 2005 года - 8187,3 млн. рублей). Задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 1333,0 млн. рублей (на 1 января 2005 года - 1653,6 млн. рублей).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, на развитие экономики области и социальной сферы за январь - сентябрь 2005 года направлено инвестиций в основной капитал (с учетом субъектов малого предпринимательства, индивидуального жилищного строительства) в сумме 7,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,1 % выше уровня аналогичного периода 2004 года.
Однако темпы роста инвестиций в сравнении с отдельными регионами Приволжского федерального округа по Кировской области отстают. Так, например, инвестиции в основной капитал по Чувашской Республике в 2004 году составили 14271,4 млн. рублей, а за 9 месяцев 2005 года - 11566,7 млн. рублей. За соответствующие периоды в Кировскую область привлечено инвестиций на сумму 10513,4 и 7443,6 млн. рублей. За последние пять лет Чувашской Республикой было получено инвестиций на 14672,5 млн. рублей больше, чем в Кировской области; при этом Чувашская Республика уступает нашей области по численности населения, территории и объемам производства. Притоку инвестиций в Чувашскую Республику способствовал комплекс принятых Правительством Чувашской Республики мер, которые были направлены на повышение инвестиционной привлекательности и кредитоспособности региона.
Сравнительный анализ объемов инвестиций в основной капитал по Кировской области и Чувашской Республике за период с 2001 по 2005 год
(млн. рублей)
Год |
Кировская область |
Чувашская Республика |
Отклонения (+, -) |
2001 |
5 116,8 |
6 427,6 |
-1 310,8 |
2002 |
5 511,7 |
7 541,8 |
-2 030,1 |
2003 |
7 098,6 |
10 549,1 |
-3 450,5 |
2004 |
10 513,4 |
14 271,4 |
-3 758 |
2005 (9 месяцев) |
7 443,6 |
11 566,7 |
-4 123,1 |
Итого |
35 684,1 |
50 356,6 |
-14 672,5 |
Недостаток финансовых ресурсов проявляется и в бюджетной сфере. Просроченная кредиторская задолженность организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, на 1 октября составила 306,3 млн. рублей. Дефицит областного бюджета за 2005 год составил 0,93 млрд. рублей, а на 2006 год планируется в сумме 1,34 млрд. рублей. Объемы бюджетных ассигнований на реализацию адресной инвестиционной программы Кировской области на 2006 год запланированы в сумме 465 млн. рублей, в то время как объем государственных инвестиций из бюджета Чувашской Республики составляет 1,3 млрд. рублей. Одним из источников ресурсов для увеличения объемов государственных инвестиций в Чувашской Республике являлся финансовый рынок. Республика неоднократно успешно размещала облигационные займы, а в 2005 году получила возможность привлечения займов под гарантию Всемирного банка.
Одним из источников финансирования развития региональной экономики и социальной сферы является финансовый рынок. В Кировской области на начало 2006 года представлены практически все основные элементы инфраструктуры финансового рынка. Крупными участниками финансовых рынков являются финансово-кредитные организации, в Кировской области они представлены коммерческими банками.
В Кировской области с 2004 года складывается тенденция увеличения количества филиалов крупных коммерческих банков из других регионов страны. Именно они составили основу действующей банковской сети на территории области в 2005 году. По состоянию на 1 января 2006 года в области действовало всего три региональных банка.
Общая характеристика банковской сети на территории Кировской области в 2003 - 2005 годах
Показатель |
Значение показателя по состоянию на |
|||
01.01.2003 |
01.01.2004 |
01.01.2005 |
01.01.2006 |
|
Количество действующих кредитных организаций - всего |
3 |
3 |
3 |
3 |
в том числе: |
|
|
|
|
с уставным капиталом в размере от 10 до 30 млн. рублей |
1 |
1 |
1 |
1 |
с уставным капиталом в размере от 30 до 60 млн. рублей |
1 |
0 |
0 |
0 |
с уставным капиталом в размере от 60 до 150 млн. рублей включительно |
0 |
1 |
1 |
1 |
с уставным капиталом в размере от 300 млн. рублей и выше |
1 |
1 |
1 |
1 |
Количество филиалов действующих кредитных организаций других регионов - всего |
51 |
26 |
27 |
27 |
в том числе филиалов Сбербанка России |
41 |
18 |
18 |
18 |
Объем выданных банками кредитов на территории Кировской области значителен: по состоянию на 1 октября 2005 года задолженность по кредитам, предоставленным юридическим лицам, составила 13,7 млрд. рублей, а физическим лицам - 4,9 млрд. рублей.
Объем кредитов в рублях и иностранной валюте, размещенных на территории Кировской области (по состоянию на 01.10.2005)
Наименование показателя |
Кредиты организациям |
Кредиты физическим лицам |
Общая сумма (тыс. рублей) |
||
сумма (тыс. рублей) |
удельный вес в процентах к итогу |
сумма (тыс. рублей) |
удельный вес в процентах к итогу |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Кредиты, размещенные в рублях кредитными организациями, зарегистрированными на территории Кировской области |
1 572 543 |
11,48 |
224 095 |
4,54 |
1 796 638 |
Кредиты, размещенные в рублях кредитными организациями, имеющими филиалы на территории Кировской области |
9 469 590 |
69,14 |
4 236 589 |
85,84 |
13 706 179 |
Кредиты, размещенные в рублях кредитными организациями, не имеющими филиалов на территории Кировской области |
1 044 685 |
7,63 |
414 777 |
8,40 |
1 459 462 |
Итого |
12 086 818 |
88,25 |
4 875 461 |
98,78 |
16 962 279 |
Кредиты, размещенные в иностранной валюте кредитными организациями, зарегистрированными на территории Кировской области |
10 711 |
0,08 |
0 |
0 |
10 711 |
Кредиты, размещенные в иностранной валюте кредитными организациями, имеющими филиалы на территории Кировской области |
1 266 813 |
9,25 |
21 109 |
0,43 |
1 287 922 |
Кредиты, размещенные в иностранной валюте кредитными организациями, не имеющими филиалов на территории Кировской области |
331 435 |
2,42 |
38 999 |
0,79 |
370 434 |
Итого |
1 608 959 |
11,75 |
60 108 |
1,22 |
1 669 067 |
Всего |
13 695 777 |
100 |
4 935 569 |
100 |
18 631 346 |
Коммерческие банки Кировской области осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность на фондовом рынке, деятельность по управлению ценными бумагами, а также предоставление депозитарных услуг. В большинстве муниципальных образований области в условиях отсутствия других профессиональных участников рынка ценных бумаг пользование услугами банков является для предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей и населения единственной возможностью получения доступа на фондовый рынок. Такая ситуация связана с незначительным интересом к финансовым услугам, что делает экономически нецелесообразной деятельность на этих территориях других финансовых структур.
Коммерческие банки размещают собственные активы в ценных бумагах. По состоянию на 1 октября 2005 года кредитными организациями, зарегистрированными в Кировской области, приобретено акций на сумму 5,4 млн. рублей и оформлено в ценные бумаги долговых обязательств на сумму 118,5 млн. рублей. Эти же показатели на 1 октября 2004 года составили соответственно 2,1 и 36,9 млн. рублей. Помимо этого, коммерческие банки являются единственными операторами на региональном рынке в отношении паев паевых инвестиционных фондов.
На рынке страховых услуг в Кировской области действуют три региональные страховые компании. Кроме них, в области присутствуют филиалы и представительства страховых компаний и групп из других регионов России. По экспертным оценкам, их численность в 2005 году составляла около 40 единиц. Самыми крупными страховыми компаниями, осуществляющими деятельность в Кировской области, являются филиал общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Поволжье" - Управление по Кировской области" и филиал общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "НАСТА" в г. Кирове. Тринадцать страховых компаний и их филиалы в Кировской области имеют аккредитацию в Комиссии по развитию финансового рынка Кировской области: закрытое акционерное общество "Страховая компания правоохранительных органов - УралСиб" (Кировский филиал); Кировский филиал открытого акционерного общества "Военно-страховая компания", Кировский филиал открытого акционерного общества "Чрезвычайная страховая компания", филиал общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Поволжье" - Управление по Кировской области", открытое акционерное общество "Энергогарант" (Кировский филиал), общество страхования автогражданской ответственности "Ингосстрах" (Кировский филиал), филиал общества с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "НАСТА" в г. Кирове, филиал "Вятка" открытого акционерного общества страховой компании "Русский мир", филиал "Киров-РОСНО" открытого акционерного общества "РОСНО", Кировское отделение открытого акционерного общества "АльфаСтрахование", Кировский филиал открытого акционерного общества "Московская страховая компания", Кировский филиал открытого акционерного общества "Росмедстрах" и филиал "Кировский" закрытого акционерного общества "Страховая компания "СОК".
В структуре страховых премий за 9 месяцев 2005 года на долю личного страхования пришлось 16,75 % от всех платежей, на долю страхования жизни - 2,71 %, имущественного страхования - 30,52 %, страхования ответственности - 0,69 %, обязательного страхования - 49,33 %. Деятельность страховых компаний на территории области развивается успешно. За 9 месяцев 2005 года страховыми компаниями собрано страховых премий на общую сумму 772252 тыс. рублей.
Сведения о страховых взносах и страховых выплатах страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории Кировской области, за 2000 - 2005 годы
(тыс. рублей)
Наименование показателя |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
9 месяцев 2005 года |
Взносы |
138 821 |
191 440 |
262 090 |
378 530 |
735 051 |
772 252 |
Выплаты |
45 029 |
73 087 |
111 700 |
107 167 |
320 165 |
259 682 |
Страховые выплаты составили 259 682 тыс. рублей, или 33,6 % от общей суммы собранных страховых премий. Таким образом, страховые компании имеют потенциал для долгосрочного инвестирования в развитие экономики Кировской области.
В Кировской области по состоянию на 1 октября 2005 года помимо кредитных организаций и страховых компаний действовали три профессиональных участника рынка ценных бумаг: закрытое акционерное общество "Инвестиционная компания "Центавр", общество с ограниченной ответственностью "Финансовая компания "Ажио" и закрытое акционерное общество "Инвестиционная компания "Энергокапитал". Все они владеют лицензиями Федеральной службы по финансовым рынкам на брокерскую и дилерскую деятельность, а также на деятельность по управлению ценными бумагами.
Регистрацию сделок с ценными бумагами в Кировской области обеспечивают шесть реестродержателей: общество с ограниченной ответственностью "Центральный Вятский Регистратор", Кировский филиал открытого акционерного общества "Регистратор Р.О.С.Т." Центральный Вятский Депозитарий", Кировский филиал закрытого акционерного общества "Национальная регистрационная компания", Кировский филиал открытого акционерного общества "Агентство "Региональный Независимый Регистратор", Омутнинский филиал "Реестродержатель", общество с ограниченной ответственностью "Специализированная регистрационная компания "Регион".
В городе Кирове действует представительство негосударственного пенсионного фонда "Первый национальный пенсионный фонд". Между Правительством области и негосударственным пенсионным фондом "Первый национальный пенсионный фонд" 27 июля 2004 года заключено соглашение о сотрудничестве в сфере дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения и инвестирования в экономику Кировской области.
Важным фактором финансовой активности любого региона является наличие акционерных обществ, которые могут быть эмитентами базовых ценных бумаг. В Кировской области по состоянию на 1 октября 2005 года зарегистрировано 570 открытых акционерных обществ (без учета банков, инвестиционных, финансовых и страховых компаний) и 939 закрытых акционерных обществ. Из них в процессе приватизации было образовано 419 открытых акционерных обществ и 60 закрытых акционерных обществ, остальные - 151 и 879 соответственно - были созданы. При этом на территории Кировской области по состоянию на начало 2006 года в Едином государственном регистре предприятий и организаций была зарегистрирована 31 тысяча самостоятельных юридических лиц других организационно-правовых форм, многие из которых также могут эмитировать ценные бумаги.
Важным ресурсом развития финансового рынка всегда являлись сбережения населения. По состоянию на 1 октября 2005 года объем депозитов и вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями, составлял 12,9 млрд. рублей. Большая часть этих сумм размещена на депозитах и во вкладах в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации (по состоянию на начало 2004 года сумма депозитов и вкладов физических лиц в отделениях Сберегательного банка Российской Федерации в Кировской области уже составляла 5,9 млрд. рублей).
1.2. Проблемы и основные причины их возникновения
Присутствие и успешная деятельность в Кировской области финансовых институтов, наличие большого числа потенциальных эмитентов ценных бумаг, наличие у отдельных организаций денежных резервов, а у населения сбережений, которые могли бы быть размещены в финансовых институтах, не обеспечивают решение проблемы дефицита средств для роста региональной экономики. Следовательно, можно сделать вывод о недостаточно эффективном использовании в Кировской области ресурсов финансового рынка.
В числе таких обстоятельств нужно назвать:
1.2.1. Неприемлемость условий и процедур получения банковских кредитов и инвестиций в других формах для части предприятий области и индивидуальных предпринимателей.
1.2.2. Недостаточную кредитоспособность и инвестиционную привлекательность предприятий региона.
1.2.3. Недостаточную информированность предприятий о предлагаемых на финансовом рынке услугах и способах привлечения финансовых ресурсов, отсутствие исследований по данному вопросу.
1.2.4. Отсутствие отдельных элементов инфраструктуры финансового рынка на территории области.
1.2.5. Преобладание частных компаний в общей структуре предприятий области, отсутствие опыта и кадрового ресурса для открытого размещения ценных бумаг, высокую стоимость сопутствующих расходов и затрат на обслуживание выпусков ценных бумаг.
1.2.6. Недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов предприятий к работе на финансовом рынке.
1.2.7. Недостаточную активность и конструктивность во взаимоотношениях органов исполнительной власти области и финансовых институтов.
1.2.8. Низкую степень взаимного доверия между предприятиями и финансовыми институтами.
1.2.9. Присутствие риска нарушения прав и законных интересов участников финансового рынка, риска потери собственности, криминальную конкуренцию.
Препятствием для активизации предприятий области на финансовом рынке является высокая стоимость кредитных ресурсов в банковской системе и их краткосрочность. Для отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого бизнеса, получение заимствований невозможно по причине отсутствия обеспечения, требуемого кредитными учреждениями. Сложность представляют и сами процедуры получения заимствований и инвестиций, например в форме дополнительных эмиссий акций. Получение заимствований и инвестиций часто требует дополнительных затрат, например на разработку бизнес-плана.
Многие предприятия Кировской области испытывают серьезные финансовые затруднения. Около 40 % предприятий имеют убытки. Низкая кредитоспособность затрудняет получение кредитов, а эмиссия ценных бумаг для погашения убытков законодательством не предусмотрена.
В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов журнала "Эксперт" в 2003 году была отражена устойчивая тенденция Кировской области к повышению своей инвестиционной привлекательности и снижению инвестиционных рисков. Кировская область была отнесена к группе с пониженным потенциалом и умеренным риском. По темпу уменьшения риска (по отношению к 1999 году) Кировская область заняла третье место после Республики Алтай и Ставропольского края. Этому способствовала достаточно перспективная стратегия развития области, изложенная в областной целевой программе "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области на 2002 - 2006 годы", утвержденной постановлением Правительства области от 12.11.2002 N 29/357 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002 - 2006 годы". По мнению журнала "Эксперт", регионы с небольшим инвестиционным риском могут выполнять функцию "инвестиционного ядра", распространяющего инвестиционную привлекательность на соседние регионы.
В 2005 году Кировская область отнесена к группе "незначительный потенциал - умеренный риск" вместе с Костромской и Новгородской областями с характеристикой "регионы с неопределившимися перспективами" на самой границе с регионами - "точками роста". В Кировской области внутренних финансовых ресурсов недостаточно для интенсивного социально-экономического развития региона. Темпы роста инвестиций в основной капитал не в полной мере обеспечивают обновление основных производственных фондов и не решают задачу выпуска предприятиями региона конкурентоспособной продукции.
Низкий уровень информационной открытости области мешает созданию новых финансовых институтов, а значит и притоку инвестиций в область. В открытых источниках профессиональной информации, в частности в специализированных средствах массовой информации и на сайтах сети Интернет, отсутствует подробная информация о финансово-экономическом состоянии предприятий области, нуждающихся в инвестициях, а также о существующих и разрабатываемых инвестиционных проектах.
Сами предприятия недостаточно информированы о предлагаемых на финансовом рынке услугах, способах и условиях привлечения финансовых ресурсов. Средние предприятия не могут ориентироваться в ситуации, проанализировать весь перечень предложений финансовых институтов на предмет выявления наиболее оптимальных по условиям. Какой-либо обобщенной аналитики на этот счет в открытых информационных источниках по Кировской области нет, а стоимость исследований по этой тематике при размещении индивидуального заказа в специализированной консультационной компании высока.
На территории Кировской области по состоянию на 1 октября 2005 года отсутствуют действующие небанковские кредитные организации. В то же время такие формы небанковских кредитных организаций, как кредитные союзы и кредитные кооперативы, могли бы обеспечить предоставление финансовых ресурсов нуждающимся в них организациям на более приемлемых для них условиях. Например, в Вологодской области успешно развивается сельская кредитная кооперация, ориентированная на поддержку развития сельского хозяйства. В Белгородской области кредитные кооперативы во многом способствуют росту жилищного строительства.
Как и в большинстве других российских регионов, в Кировской области отсутствуют биржевые институты, депозитарные и расчетно-клиринговые организации и управляющие компании, имеющие право на управление активами паевых инвестиционных фондов.
Тем не менее активизация финансового рынка может привести к необходимости создания или привлечения таких организаций в регион. Недостаток финансовой инфраструктуры в большей степени ощущается в муниципальных образованиях области, где из числа профессиональных участников финансового рынка присутствует только один - два банка и две (реже три) страховые компании. В случае повышения привлекательности финансового рынка как источника финансовых ресурсов может возникнуть необходимость создания недостающих элементов финансовой инфраструктуры в наиболее крупных муниципалитетах области.
Основным видом выпускаемых предприятиями и организациями Кировской области ценных бумаг являются акции акционерных обществ.
Данные о выпуске акций акционерными обществами Кировской области в 2003 - 2005 годах
Период |
Объем выпусков акций по номиналу (млн. рублей) |
||
всего |
в том числе |
||
при создании акционерных обществ |
дополнительная эмиссия |
||
9 месяцев 2003 года |
348,4 |
152,7 |
195,7 |
9 месяцев 2004 года |
658,3 |
612,9 |
45,4 |
9 месяцев 2005 года |
382,3 |
309,9 |
72,4 |
Данные о выпуске ценных бумаг свидетельствуют о том, что для Кировской области характерно преобладание первичной эмиссии (регистрация выпусков ценных бумаг при создании общества).
Объемы зарегистрированных дополнительных выпусков незначительны. Так, по данным Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, за 9 месяцев 2005 года зарегистрировано эмиссий ценных бумаг: при создании - 41 выпуск, путем закрытой подписки - 8 выпусков ценных бумаг и при конвертации - 4 эмиссии.
Акционерные общества Кировской области не выходят на открытый рынок со своими акциями. Сегодня из-за высокой стоимости сопутствующих расходов и затрат на обслуживание выпусков ценных бумаг открытая подписка при размещении ценных бумаг в Кировской области используется только акционерными коммерческими банками. Кроме того, многие акционерные компании имеют узкий круг собственников, которые часто не заинтересованы в декларировании своей собственности или же не желают увеличивать число акционеров в связи с участившимися попытками недружественных поглощений (атаками рейдеров) и шантажа со стороны миноритарных акционеров.
Практика проведения размещений ценных бумаг связана с необходимостью привлечения авторитетных топ-менеджеров, финансовых консультантов и специалистов, владеющих техникой проведения открытого размещения ценных бумаг, что в условиях Кировской области вызывает затруднения.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов предприятий к работе на финансовом рынке проявляется в использовании предприятиями ограниченного набора финансовых инструментов, в отсутствии биржевого листинга по абсолютному большинству эмитированных корпоративных ценных бумаг, а также в наличии случаев отказа в регистрации выпусков ценных бумаг.
В структуре корпоративной эмиссии ценных бумаг в Кировской области присутствуют исключительно обыкновенные и привилегированные акции. Выпуск облигаций предприятиями в 2003 - 2005 годах не осуществлялся.
Наиболее ликвидными (активно торгуемыми) корпоративными ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), находящимися во внебиржевом обращении в Кировской области, являются бумаги открытого акционерного общества "Шинный комплекс "Амтел-Поволжье", открытого акционерного общества "Кировский завод по обработке цветных металлов", открытого акционерного общества "Кировэнерго", открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова", открытого акционерного общества "Электромашиностроительный завод им. Лепсе", открытого акционерного общества "Кировский завод "Маяк", открытого акционерного общества "Кировский машиностроительный завод им. 1 Мая", открытого акционерного общества "Кировский ордена Отечественной войны I степени комбинат искусственных кож", открытого акционерного общества "Кировский мясокомбинат", открытого акционерного общества "Слободской мясокомбинат". При этом на крупнейших российских биржах в 2005 году постоянно котируются только акции открытого акционерного общества "Кировэнерго".
Количество отказов в регистрации выпуска ценных бумаг Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе акционерным обществам Кировской области за 9 месяцев 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года значительно снизилось (49 отказов против 62). Данный факт свидетельствует, что акционерные общества стали более грамотно подходить к подготовке документов на регистрацию выпусков.
Недостаточная активность и конструктивность во взаимоотношениях органов исполнительной власти области и финансовых институтов проявляются в следующем: средневзвешенная процентная ставка по кредитам в российских рублях на срок от 31 до 90 дней, предоставленным кредитными организациями Кировской области нефинансовым организациям в 2005 году, составляла 15,1 %, а в Нижегородской области - 14,7 %. В это же время средневзвешенная ставка по вкладам и депозитам физических лиц на срок от 31 до 90 дней в Кировской области составляла 4 % годовых, а в Нижегородской области - 9,5 %. В такой ситуации органы исполнительной власти области должны либо принимать меры по привлечению в Кировскую область в целях усиления конкуренции новых банковских структур, либо идти на переговоры с действующими банками.
Кировская область также не отличается активным сотрудничеством и с международными финансовыми организациями. Лишь в 1998 году областью привлечен кредит Международного банка реконструкции и развития в сумме 5 млн. долларов США под закупки медицинского оборудования (проект "Медицинское оборудование" МБРР 4033-0-RU).
В Кировской области осуществляют деятельность в основном филиалы и представительства страховых организаций. Размещение страховых резервов осуществляют только головные организации, что не дает возможности вкладывать средства в ценные бумаги, выпущенные в Кировской области. Органы исполнительной власти области должны проработать эти вопросы с руководством страховых компаний. Еще одним неосвоенным направлением деятельности Правительства области является развитие сотрудничества с крупными управляющими компаниями, которые осуществляют значительные инвестиции в ценные бумаги.
Недостаточно активно развивается в области сотрудничество с хедж-фондами. Проработка данного вопроса органами исполнительной власти области могла бы привести к заключению соответствующих соглашений и созданию условий для финансирования венчурных проектов на территории области. Усилению инвестиционного процесса могло бы способствовать и расширение сотрудничества с лизинговыми компаниями.
Органы исполнительной власти области могут способствовать укреплению доверия между предприятиями и финансовыми институтами, а также выступить гарантом прав и законных интересов участников финансового рынка.
Ресурс использования сбережений населения в целях развития экономики задействован далеко не в полном объеме. Косвенно об этом свидетельствует высокий разрыв между денежными доходами населения и потребительскими расходами. С учетом того, что среднемесячные денежные доходы и потребительские расходы в расчете на душу населения области на 1 июля 2005 года составляли соответственно 3694,5 и 2380,4 рубля, а численность населения области, по данным на начало 2004 года, составляла 1479 тыс. человек, то сумма этого разрыва по итогам 2005 года составила около 23,3 млрд. рублей. Кроме этого, негативное влияние оказывает отсутствие у граждан доверия к российской финансовой системе вследствие финансовых кризисов 1991 - 1992, 1994 и 1998 годов и низкий уровень их финансово-экономической грамотности. В связи с этим необходимо осуществлять просветительскую деятельность с использованием ресурсов учебных заведений и региональных средств массовой информации.
Одной из важнейших задач развития экономики области является привлечение и использование на долгосрочной основе дешевых ресурсов финансовых рынков Российской Федерации. В настоящее время департамент финансов Кировской области представлен достаточно активным заемщиком у коммерческих банков, при этом заимствования проводятся в форме получения краткосрочных кредитов для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета. До 2005 года Кировская область не выступала заемщиком на фондовом рынке. В областном бюджете отсутствовали являющиеся источником покрытия дефицита бюджета ценные бумаги как финансовый инструмент с низкими процентными ставками. Стоимость облигационного займа оценивается в среднем в 7 % - 9 % годовых на условиях амортизации долга, в то же время ставка привлечения кредитных ресурсов по Кировской области находится в пределах 12 % - 17 % годовых.
Низкая кредитоспособность и отсутствие у Кировской области положительных кредитных рейтингов, присвоенных ведущими рейтинговыми агентствами, не позволяли области осуществлять долгосрочные заимствования на отечественном и международном финансовых рынках.
Присутствие на рынке ценных бумаг муниципальных образований области носит ограниченный характер в связи с низкой кредитоспособностью, высокой дотационностью и предельным дефицитом муниципальных бюджетов. Тем не менее крупные городские муниципальные образования области (г. Киров и г. Кирово-Чепецк) могут быть представлены на финансовом рынке.
Таким образом, в области возникла необходимость принятия комплекса мер, направленных на:
обеспечение стимулирования участия Кировской области, предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей и населения на финансовом рынке;
использование возможностей финансового рынка для финансирования экономического роста области;
повышение инвестиционной активности.
1.3. Принимаемые меры по повышению финансовой активности в Кировской области
Органами исполнительной власти области принимаются меры по повышению финансовой активности в Кировской области. Постановлением Губернатора области от 16.05.2001 N 156 "Об утверждении Комплексной программы развития рынка ценных бумаг в Кировской области" была утверждена Комплексная программа развития рынка ценных бумаг в Кировской области (далее - Комплексная программа). Реализация Комплексной программы способствовала:
привлечению долгосрочных инвестиций в производственный сектор через рынок ценных бумаг;
повышению ликвидности ценных бумаг эмитентов Кировской области;
расширению участия населения на рынке ценных бумаг;
созданию основ эффективной системы управления рисками;
повышению уровня раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В рамках реализации Комплексной программы была осуществлена предварительная проработка вопроса и принято решение о возможности выпуска областных займов. Первый областной облигационный заем был успешно размещен в конце 2005 года.
Комплексной программой был разработан механизм совершенствования управления государственной (областной) собственностью, определен порядок участия Кировской области в акционерных обществах, установлены правила управления находящимися в областной собственности ценными бумагами.
Повышение эффективности управления областной собственностью подтверждается успешной реализацией Кировской областью в 2004 году пакета акций открытого акционерного общества "Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П. Константинова".
Была разработана и внедрена на практике система аккредитации профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, оценочных фирм, аудиторских организаций, обеспечивающая эффективное функционирование рынка ценных бумаг. Аккредитация способствовала укреплению отношений между органами власти и финансовыми организациями, а также повышению доверия к ним со стороны населения и организаций области всех форм собственности.
Созданная в ходе реализации Комплексной программы комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Кировской области способствовала усилению контроля за соблюдением участниками рынка ценных бумаг требований законодательства о ценных бумагах.
Результатом реализации Комплексной программы является открытие в Кировской области представительства Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе.
Кроме этого, в ходе реализации Комплексной программы было обеспечено усиление информированности населения о фондовом рынке в областных средствах массовой информации (СМИ). Это положительно повлияло на активизацию присутствия на финансовом рынке сбережений жителей Кировской области.
Результаты реализации Комплексной программы свидетельствуют о целесообразности продолжения начатой работы по активизации и упорядочению финансового рынка и о необходимости принятия новой программы.
Утвержденная постановлениями Правительства области от 25.10.2004 N 19/238 и Законодательного Собрания области от 28.10.2004 N 41/189 Программа реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области предусматривает ряд мероприятий, непосредственно связанных с развитием финансового рынка, реализация которых должна способствовать повышению кредитоспособности Кировской области, а также созданию эффективных механизмов управления бюджетными ресурсами и долговыми обязательствами региона.
2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
2.1. Цели Программы
Главной целью реализации Программы является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ государственного, муниципального и корпоративного сектора Кировской области, а также повышение инвестиционной активности предприятий всех форм собственности. В результате реализации Программы Кировская область получит доступ к наиболее дешевым финансовым ресурсам и возможность заимствований на долгосрочной основе.
Повышение активности предприятий Кировской области по привлечению инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности их проектов, усиление работы с потенциальными инвесторами со стороны органов власти приведут к увеличению объема инвестиций в экономику области и, как следствие, к росту налоговой базы областного бюджета.
Развитие действующих в области финансовых институтов, привлечение на территорию области новых финансовых организаций, а также расширение перечня и объемов предоставляемых финансовых услуг окажут положительное влияние на качественное изменение результатов деятельности финансовых институтов и увеличение их вклада в областной бюджет.
2.2. "Задачи Программы и пути их решения"
Для достижения целей, поставленных Программой, в Кировской области необходимо решить следующие задачи:
2.2.1. Повышение конкурентоспособности и кредитоспособности предприятий, их инвестиционной привлекательности путем:
подготовки и представления позитивной информации о состоянии предприятий области в средствах массовой информации;
содействия в централизованной публикации финансовой отчетности и инвестиционных проектов корпоративного сектора;
публикации тематических выпусков об инвестиционном потенциале области в специализированных изданиях;
финансовой санации неблагополучных отраслей региональной экономики и неплатежеспособных предприятий, проводимой по инициативе органов исполнительной власти области.
Повышение инвестиционной привлекательности предприятий области поддерживается мероприятиями, выполняемыми в ходе реализации действующей с 2004 года Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области, утвержденной постановлением Правительства области от 25.10.2004 N 19/238 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области". Программа предусматривает получение областью кредитного рейтинга, присваиваемого одной из ведущих международных рейтинговых компаний ("Standart & Poors", "Moody's" или "Fitch IBCA").
2.2.2. Расширение сотрудничества Кировской области с финансовыми институтами путем проведения встреч руководителей области с руководителями финансовых организаций и заключения соглашений о стратегическом партнерстве. Эти соглашения будут определять взаимные действия сторон, в том числе в отношении условий привлечения инвестиций в экономику области.
Внедрение новых стандартов управления финансами, которые выработаны с учетом лучшего мирового опыта, облегчит взаимопонимание и сотрудничество Правительства области с международными финансовыми организациями. Активизация сотрудничества с Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития будет проводиться по направлениям развития социальной и экономической инфраструктуры Кировской области.
2.2.3. Обеспечение предприятий области информацией о предлагаемых на финансовом рынке услугах и способах привлечения финансовых ресурсов путем:
подготовки и публикации (в том числе на специализированном сайте в сети Интернет) обзоров финансового рынка;
проведения информационных конференций с участием представителей финансовых институтов, консультационных семинаров.
В рамках Программы будут предприняты меры по расширению перечня финансовых услуг для жителей Кировской области. В частности, предполагается дальнейшее внедрение новых расчетных технологий с использованием пластиковых карт, что одновременно создает удобство для граждан при расчете денежными средствами, сокращает налично-денежный оборот и обеспечивает вовлечение временно свободных средств граждан в хозяйственный оборот.
2.2.4. Обеспечение защиты прав и законных интересов участников финансового рынка в рамках Программы путем выполнения следующих мероприятий:
заключения соглашения о взаимодействии Правительства области с Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, а также с Главным управлением Банка России по Кировской области;
проведения консультационных семинаров по обучению руководителей предприятий приемам противодействия попыткам недружественных поглощений (атакам рейдеров);
проведения мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения с использованием региональных средств массовой информации.
2.2.5. Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов предприятий области для работы на финансовом рынке путем организации обучающих программ в рамках областного заказа.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Настоящая Программа будет реализована в течение 2006 - 2008 годов и осуществлена в три этапа:
первый этап - с момента утверждения Правительством области настоящей Программы и до 31 декабря 2006 года, включает мероприятия, связанные с организацией и проведением переговоров с действующими финансовыми организациями, подготовку технических заданий для формирования государственного заказа на выполнение программных мероприятий, а также разработку проектов правовых актов области, направленных на развитие финансового рынка;
второй этап охватывает 2007 год и характеризуется осуществлением основных программных мероприятий;
третий этап Программы реализуется в 2008 году. На этом этапе производится завершение ранее начатых мероприятий и осуществляется подведение итогов.
Постановлением Правительства Кировской области от 18 сентября 2008 г. N 146/379 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы из областного бюджета составит 1,29 млн. рублей.
Все расходы на реализацию Программы относятся к категории эксплуатационных расходов. Под эксплуатационными расходами при этом понимается разность эксплуатационных затрат областного бюджета на реализацию мероприятий из расчета на один год и затрат областного бюджета на проведение мероприятия до начала его реализации.
Размер расходов на проведение консультационных и обучающих семинаров с участием представителей финансовых институтов, консультационных компаний, направленных на обеспечение предприятий области информацией о предлагаемых на финансовом рынке услугах и способах привлечения финансовых ресурсов определен экспертным путем исходя из трудоемкости выполняемых работ и оценки средней ставки гонорара.
Размер расходов на организацию мероприятий по присвоению и поддержанию кредитного рейтинга области и выпускаемых областных ценных бумаг определен исходя из стоимости услуг по присвоению и поддержке кредитного рейтинга агентствами "Standart & Poors", "Moody's" или "Fitch IBCA".
4. Механизм реализации Программы
4.1. Механизм управления Программой
Государственными заказчиками Программы являются департамент финансов Кировской области (заказчик-координатор) и администрация Правительства области (в соответствии с их функциональными обязанностями в рамках реализации Программы). Общее руководство, координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет первый заместитель Председателя Правительства области.
Основным органом, осуществляющим координацию выполнения мероприятий Программы, является комиссия по развитию финансового рынка Кировской области, созданная постановлением Правительства области от 07.07.2004 N 9/147 "О комиссии по развитию финансового рынка Кировской области".
Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться в установленном порядке консультационные и аудиторские компании, рейтинговые и информационные агентства, СМИ, а также специализированные организации.
4.2. Механизм взаимодействия государственных заказчиков и исполнителей Программы
Исполнителями Программы являются органы исполнительной власти области, а также отобранные на конкурсной основе предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, финансовые институты.
Деятельность органов исполнительной власти области, связанная с реализацией Программы, будет регламентироваться соответствующими планами работ, скоординированными со сроками и мероприятиями Программы.
После утверждения в установленном порядке Программы государственные заказчики осуществляют конкурсный отбор исполнителей (организаций) в рамках мероприятий Программы с целью наиболее выгодного размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области.
Департаментом экономического развития при Правительстве области ежеквартально осуществляется сбор, подготовка и представление в департамент финансов Кировской области информации для обеспечения мониторинга реализации Программы в соответствии с компетенцией (исходя из утвержденных важнейших целевых индикаторов и показателей Программы).
Источниками получения информации для обеспечения мониторинга реализации Программы являются данные государственного статистического наблюдения и открытая информация, предоставляемая Главным управлением Банка России по Кировской области и Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе.
Департамент финансов Кировской области и департамент экономического развития при Правительстве области совместно осуществляют свод и анализ информации, подготовку отчета об итогах реализации мероприятий Программы. Указанный отчет ежеквартально рассматривается на заседании комиссии по развитию финансового рынка Кировской области и направляется на утверждение первому заместителю Председателя Правительства области.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы осуществляется департаментом финансов Кировской области и департаментом экономического развития при Правительстве области (в соответствии с их функциональными обязанностями в рамках реализации Программы).
5.1. Для оценки хода реализации Программы в качестве индикаторов достижения поставленных целей используются следующие показатели:
N п/п |
Показатель эффективности |
Единица измерения |
Значение показателя по годам |
||
2006 (исходный уровень) |
2007 |
2008 |
|||
5.1.1 |
Объем выпусков корпоративных ценных бумаг, кроме размещаемых при создании акционерных обществ |
млн. рублей |
150 |
300 |
500 |
5.1.2 |
Отношение количества отказов в регистрации корпоративных выпусков ценных бумаг к количеству зарегистрированных выпусков |
|
0,9 |
не выше 0,8 |
не выше 0,7 |
5.1.3 |
Выполнение областных долговых обязательств |
% |
100 |
100 |
100 |
5.1.4 |
Получение кредитного рейтинга от ведущих международных рейтинговых агентств |
|
Первичный рейтинг |
Не ниже первичного рейтинга |
Выше первичного рейтинга |
5.1.5 |
Количество предприятий Кировской области, ценные бумаги которых были представлены на рынке ценных бумаг |
единиц |
1 |
рост к 2006 году |
рост к 2007 году |
5.1.6 |
Объем депозитов и вкладов физических лиц в рублях и в иностранной валюте, привлеченных кредитными организациями на территории Кировской области |
млн. рублей |
12000 |
15000 |
18000 |
5.1.7 |
Объем банковских кредитов, предоставленных юридическим лицам |
млн. рублей |
14000 |
16500 |
20000 |
Постановлением Правительства Кировской области от 18 сентября 2008 г. N 146/379 раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Мероприятия по реализации Программы
N п/п |
Наименование мероприятия Программы |
Источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Всего |
Ответственный исполнитель |
|
2007 год |
2008 год |
|||||
6.1 |
Повышение конкурентоспособности и кредитоспособности предприятий, их инвестиционной привлекательности |
|
|
|
|
|
6.1.1 |
Проведение мероприятий по присвоению и поддержанию кредитного рейтинга области |
областной бюджет |
1000 |
- |
1000 |
департамент финансов Кировской области |
6.1.2 |
Организация конкурса венчурных проектов, лучшие из которых будут пред-предпредставлены# на венчурных ярмарках и получат информационную поддержку со стороны Правительства области* |
областной бюджет |
- |
X |
|
департамент экономического развития при Правительстве области |
Всего |
областной бюджет |
1000 |
- |
1000 |
|
|
6.2 |
Обеспечение предприятий области информацией о предлагаемых на финансовом рынке услугах и способах привлечения финансовых ресурсов |
|
|
|
|
|
Проведение консультационных семинаров с участием представителей финансовых институтов, консультационных компаний, направленных на обеспечение предприятий области информацией о предлагаемых на финансовом рынке услугах и способах привлечения финансовых ресурсов |
областной бюджет |
- |
100 |
100 |
департамент экономического развития при Правительстве области, департамент финансов Кировской области |
|
Всего |
областной бюджет |
- |
100 |
100 |
|
|
6.3 |
Обеспечение защиты прав и законных интересов участников финансового рынка |
|
|
|
|
|
Проведение консультационных семинаров по обучению руководителей предприятий приемам противодействия попыткам недружественных поглощений (атакам рейдеров) |
областной бюджет |
90 |
- |
90 |
департамент экономического развития при Правительстве области |
|
Всего |
областной бюджет |
90 |
- |
90 |
|
|
6.4 |
Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов предприятий для работы на финансовом рынке |
|
|
|
|
|
Организация обучающих семинаров по работе с новыми видами финансовых инструментов |
областной бюджет |
- |
100 |
100 |
департамент экономического развития при Правительстве области, департамент финансов Кировской области |
|
Всего |
областной бюджет |
- |
100 |
100 |
|
|
|
Итого |
областной бюджет |
1090 |
200 |
1290 |
|
* "х" - при условии внесения поправок в областной бюджет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 16 мая 2006 г. N 59/104 "Об утверждении областной целевой программы "Кировская область и развитие финансового рынка на период с 2006 по 2008 год"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 18 сентября 2008 г. N 146/379
Постановление Правительства Кировской области от 4 октября 2007 г. N 108/414