Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
демографической политики в Кировской области на период до 2025 года
(утв. распоряжением Правительства Кировской области от 9 декабря 2013 г. N 393)
1. Общие положения
Демографическая политика в Кировской области направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, повышение качества жизни и улучшение на этой основе демографической ситуации в Кировской области.
Концепция демографической политики в Кировской области на период до 2025 года (далее - Концепция) основана на общепризнанных принципах международного права, нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Кировской области и иных нормативных правовых актах Кировской области.
В Концепции отражены результаты анализа современной демографической ситуации в области, ключевые проблемы, предполагаемые последствия, определены цели, принципы, задачи и основные направления в сфере реализации демографической политики в Кировской области на период до 2025 года, а также механизм решения ее основных задач.
2. Современная демографическая ситуация в Кировской области и тенденции ее развития
Современная демографическая ситуация в Кировской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.
Экономическая и социальная политика, проводимая в области, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса. Принимаемые меры в соответствии с областными целевыми программами улучшения демографической ситуации в Кировской области на 2008 - 2011 годы и Планом мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительством Кировской области от 04.04.2012 N 78 "О Плане мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", позволили:
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни;
обеспечить рост количества родившихся;
снизить число умерших;
значительно сократить материнскую смертность.
В 2013 году позитивные тенденции сохранены. Вместе с тем демографическая ситуация в области по-прежнему остается сложной. Численность населения продолжает сокращаться. Это обусловлено тем, что с 1995 года в области наблюдается естественная убыль населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. В период с 1995 года до 2005 года число умерших превышало число родившихся более чем в два раза. Лишь в 2011 году в связи с ростом уровня рождаемости и снижением уровня смертности число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза, в 2012 году - в 1,2 раза.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении на территории области в 2009 году была ниже, чем в целом по Российской Федерации (68,8 года) и составляла для всего населения области 67,8 года, в том числе у мужчин - 61,6 года, женщин - 74,5 года. В 2012 году для всего населения области продолжительность жизни увеличилась до 69,8 года, у женщин - до 75,8 года, у мужчин - до 63,9 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в области является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. В 2012 году из общего числа умерших 0,9% граждан умерли в возрасте моложе трудоспособного, 24,1% - в трудоспособном возрасте и 75% - старше трудоспособного возраста. Доля мужчин в общем числе умерших составила 50,8% (в 2011 году - 51,6%). В числе умерших в трудоспособном возрасте на долю мужчин пришлось 81,5% (в 2011 году - 81,3%).
Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю составляют онкологические заболевания и внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Уровень смертности населения обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения.
В 2012 году сохранилась наметившаяся с 2008 года тенденция сокращения числа умерших, вместе с тем показатель общей смертности в области остается довольно высоким (15,6 промилле на 1000 человек населения) и превышает среднероссийский показатель (по Российской Федерации в 2012 году - 13,3 промилле, по Приволжскому федеральному округу - 13,9 промилле на 1000 человек населения). Тем не менее темп снижения уровня смертности в области более значимый, чем в Российской Федерации (1,5%), и составил в 2012 году в сравнении с 2011 годом 2,9%.
Показатель младенческой смертности на 1000 рожденных в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 0,7 промилле: с 6,4 в 2011 году до 7,1 в 2012 году.
Темпы роста рождаемости в Кировской области в 2012 году в сравнении с 2011 годом выше, чем в среднем по Российской Федерации (5,6%), и составили 6,8%. Суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,64 промилле в 2011 году до 1,71 промилле в 2012 году.
В 2012 году в области родилось 16985 детей. Из всех родившихся 26,6% рождены у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке. В городской местности этот показатель составил 24,1%, в сельской - 33,2%. Число детей, рожденных в незарегистрированном браке, по сравнению с 2011 годом увеличилось на 4,1%. Среди всех рожденных детей 47,3% рождены первыми, 40,2% - вторыми, 12,5% - третьими и последующими детьми.
Вместе с тем современные показатели рождаемости меньше, чем требуется для замещения поколений. Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
В перспективе прогнозируется дальнейшее старение населения области и увеличение доли старших возрастов в общей численности населения в 2013 году до 25,9% и в 2025 году до 32,6%, коэффициент рождаемости может снизиться до 8,3 промилле в 2025 году.
Изменения в естественном движении населения за период с 2006 по 2012 год представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика естественного движения населения Кировской области
(человек)
N п/п |
Наименование показателя |
Годы |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
Число родившихся |
13928 |
15006 |
15906 |
15897 |
15803 |
15843 |
16985 |
2 |
Число умерших |
25347 |
23810 |
24081 |
23176 |
22514 |
21105 |
20650 |
|
в том числе детей до 1 года |
138 |
145 |
118 |
105 |
120 |
102 |
119 |
3 |
Естественная убыль населения |
-11419 |
-8804 |
-8175 |
-7279 |
-6711 |
-5262 |
-3665 |
4 |
Браки |
10059 |
11560 |
10311 |
10435 |
11084 |
12096 |
10921 |
5 |
Разводы |
5526 |
6177 |
6465 |
6524 |
5794 |
6066 |
5968 |
6 |
В расчете на 1000 человек населения: |
|
||||||
6.1 |
Число родившихся |
9,9 |
10,8 |
11,6 |
11,7 |
11,7 |
11,9 |
12,8 |
6.2 |
Число умерших |
18 |
17,2 |
17,5 |
17,1 |
16,7 |
15,8 |
15,6 |
|
в том числе детей до 1 года * |
9,9 |
9,8 |
7,5 |
6,6 |
7,6 |
6,4 |
7,1 |
|
матерей ** |
43,1 |
33,3 |
31,4 |
75,5 |
44,3 |
25,3 |
23,5 |
6.3 |
Естественная убыль населения |
-8,1 |
-6,4 |
-5,9 |
-5,4 |
-5 |
-3,9 |
-2,8 |
6.4 |
Браки |
7,1 |
8,3 |
7,5 |
7,7 |
8,2 |
9,1 |
8,3 |
6.5 |
Разводы |
3,9 |
4,5 |
4,7 |
4,8 |
4,3 |
4,5 |
4,5 |
______________________________
* Показатель рассчитан на 1000 родившихся.
** Показатель рассчитан на 100 000 детей, родившихся живыми.
Наряду с естественными потерями населения другим существенным фактором изменения численности населения области является миграция. В области наблюдалось постоянное увеличение миграционного оттока населения за ее пределы. В 2008 - 2009 годах наметилась тенденция сокращения миграционной убыли, но в последующие два года она вновь начала расти.
Объем миграции населения за 2012 год увеличился по сравнению с 2011 годом на 29%. С 2003 по 2010 годы (в межпереписной период) область по коэффициенту миграционной убыли являлась лидером в Приволжском федеральном округе по миграционным потерям населения.
Миграционный обмен области складывается из обмена с другими регионами России (межрегиональная миграция) и со странами ближнего и дальнего зарубежья (международная миграция). Международная миграция существенного влияния на изменение численности населения области не оказывает, чего нельзя сказать о межрегиональной миграции.
Для других территорий России область является "регионом-донором" - из нее выезжает значительно больше граждан, чем въезжает.
За период с 2003 по 2010 год область покинуло 174 тыс. человек, а прибыло в нее в 1,2 раза меньше. Отрицательный миграционный баланс сложился со всеми федеральными округами Российской Федерации, за исключением Дальневосточного и Сибирского, а наибольший - с Центральным и Приволжским округами.
При этом следует отметить снижение внешней миграционной убыли: если в 2011 году внешняя миграционная убыль составляла 5581 человек, то в 2012 году внешняя миграционная убыль уменьшилась на 407 человек и составила 5174 человека.
Вместе с тем число выбывших за пределы области по-прежнему превышает число прибывших в Кировскую область на постоянное место жительства.
Одним из основных факторов, сдерживающим сокращение численности населения области, является приток лиц, переселяющихся из государств ближнего зарубежья. Миграционный прирост со странами СНГ в 2012 году на 14,1% больше, чем в 2011 году.
Современная миграционная ситуация представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика миграции населения Кировской области
(человек)
N п/п |
Наименование показателя |
Годы |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
Число прибывших |
|
||||||
1.1 |
В пределах области |
17354 |
16410 |
17118 |
14943 |
17328 |
35262 |
46538 |
1.2 |
Внешняя миграция - всего |
5305 |
4770 |
5464 |
5042 |
5155 |
9360 |
13395 |
|
в том числе: с регионами России |
4900 |
4272 |
4828 |
4225 |
4371 |
7864 |
11090 |
|
со странами СНГ |
399 |
490 |
611 |
759 |
675 |
1360 |
2118 |
|
с зарубежными странами |
6 |
8 |
25 |
58 |
109 |
136 |
187 |
2 |
Число выбывших |
|
||||||
2.1 |
В пределах области |
21953 |
21266 |
20999 |
17806 |
20897 |
40843 |
51712 |
2.2 |
Внешняя миграция - всего |
9904 |
9626 |
9345 |
7905 |
8724 |
14941 |
18569 |
|
в том числе: с регионами России |
9676 |
9436 |
9179 |
7794 |
8600 |
14676 |
17693 |
|
со странами СНГ |
90 |
81 |
75 |
58 |
72 |
143 |
730 |
|
с зарубежными странами |
138 |
109 |
91 |
53 |
52 |
122 |
146 |
3 |
Миграционный прирост* |
|
||||||
|
Внешняя миграция - всего |
-4599 |
-4856 |
-3881 |
-2863 |
-3569 |
-5581 |
-5174 |
|
в том числе: с регионами России |
-4776 |
-5164 |
-4351 |
-3569 |
-4229 |
-6812 |
-6603 |
|
со странами СНГ |
309 |
409 |
536 |
701 |
603 |
1217 |
1388 |
|
с зарубежными странами |
-132 |
-101 |
-66 |
5 |
57 |
14 |
41 |
______________________________
* Знак (-) означает миграционную убыль населения.
По прогнозам, процесс миграционной убыли в области будет продолжаться, причем в довольно длительной перспективе, при этом величина миграционной убыли должна постепенно уменьшаться.
Анализ современной демографической ситуации и тенденции ее развития свидетельствует о том, что в Кировской области происходит сокращение абсолютной численности населения. В дальнейшем сокращение численности трудоспособного населения продолжится.
3. Цели, задачи и принципы демографической политики в Кировской области на период до 2025 года
Целями демографической политики являются:
сокращение темпов естественной убыли населения;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2015 году до 70,5 года, к 2025 году - до 72,1 года;
сокращение миграционной убыли населения.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи демографической политики:
в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни:
сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин,
сокращение уровня материнской и младенческой смертности,
сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков,
снижение уровня социально значимых заболеваний,
создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, сокращение масштабов алкоголизма, табакокурения и наркомании,
создание условий для активных занятий физкультурой и спортом для всех слоев населения,
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности населения;
в области повышения рождаемости и укрепления семьи:
повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях третьего ребенка и последующих детей,
формирование в сознании населения отношения к семье как к источнику любви и уважения, примеру исторической преемственности поколений, хранительнице общечеловеческих ценностей, формирование у молодого поколения желания иметь детей,
повышение доступности и качества оказания психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
поддержка семей с детьми, в том числе многодетных;
в области улучшения миграционной ситуации:
регулирование миграционных потоков с учетом восстановления возможного дефицита трудовых ресурсов,
создание системы адаптации мигрантов к условиям жизни в области,
сокращение миграционной убыли населения.
К основным принципам реализации демографической политики относятся:
многоуровневый подход к достижению целей и решению задач с учетом как общих потребностей населения области в целом, а также интересов отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
эффективность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти области, совершенствование законодательной базы;
межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.
4. Основные направления демографической политики в Кировской области на период до 2025 года
В области охраны здоровья и повышения продолжительности жизни населения определены следующие направления:
развитие материально-технической базы лечебных учреждений;
обеспечение населения области не только общей медицинской, но и специализированной помощью на основе внедрения новых медицинских технологий;
улучшение экстренной медицинской помощи;
усиление профилактической направленности медицины на предотвращение болезней;
расширение контингента лиц, проходящих ежегодную диспансеризацию, введение регулярной диспансеризации всех детей;
развитие сети детских оздоровительных организаций, в первую очередь загородных, в том числе санаторного типа;
совершенствование организации школьного питания;
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска и ранней диагностики;
сокращение уровня смертности от внешних причин за счет обеспечения населения условиями труда, соответствующими требованиям охраны труда, учебы, контроля за экологической ситуацией, ситуацией на дорогах;
снижение заболеваемости и смертности населения вследствие злоупотребления алкогольными напитками, снижение иных связанных с этим негативных социальных последствий;
сохранение здоровья пожилых людей, содействие их активному участию в жизни общества;
укрепление репродуктивного здоровья родителей, повышение их ответственности за рождение и воспитание детей;
расширение комплексной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов, в том числе в специализированных учреждениях, обеспечение ее территориальной доступности;
повышение качества наблюдения беременных с целью проведения активных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития осложнений беременности и родов;
создание многоуровневой службы перинатальной диагностики, расширение медико-генетического консультирования;
разработка приоритетных комплексных мер по снижению детской смертности от управляемых и относительно управляемых причин;
обеспечение качественной диспансеризации детей и подростков, создание базы данных о состоянии здоровья детей;
оказание высококвалифицированной специализированной амбулаторной и стационарной помощи детям, внедрение современных технологий обследования;
создание условий для эффективной реабилитации и восстановительного лечения детей на базе санаторно-курортных учреждений области;
развитие профилактических мероприятий на основе применения высокотехнологичных лечебных и диагностических методик, мониторинг состояния здоровья населения и пропаганда здорового образа жизни.
В области повышения рождаемости и укрепления семьи определены следующие направления:
реализация региональной семейной политики, ориентированной на поддержку интересов семей с несовершеннолетними детьми;
создание для трудоспособного населения экономически благоприятных условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень благосостояния;
поддержка предпринимательской инициативы, самозанятости населения, содействие повышению профессиональной и социальной активности молодежи путем реализации специальных молодежных программ, развитие системы профессиональной ориентации, осуществление мер по обеспечению занятости безработных женщин, сельского населения;
содействие занятости населения и организация работы по подготовке кадров в системе профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда в области;
создание благоприятных условий для выполнения экономической, репродуктивной и воспитательной функций семьи;
предоставление социальных выплат семьям с детьми;
расширение рынка доступного жилья и образовательных услуг;
осуществление поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, молодых, студенческих, многодетных, неполных семей, с членами семей - инвалидами (детьми или родителями), малоимущих семей с детьми, семей, взявших детей на воспитание;
активизация работы по трудовому обучению, профессиональной ориентации, консультированию детей и подростков, подготовке к будущей трудовой деятельности с учетом их склонности, интересов и состояния здоровья;
увеличение темпов строительства детских дошкольных учреждений, в первую очередь на территориях, где в настоящее время уже имеется дефицит мест, с целью обеспечения всех нуждающихся детскими дошкольными учреждениями;
содействие занятости женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком или имеющих малолетних детей, многодетных женщин;
пропаганда семейных ценностей, развитие системы консультативной помощи семьям в решении психологических, правовых, социальных проблем;
содействие семейному устройству детей-сирот, сокращение численности детей, находящихся в интернатных учреждениях.
В области улучшения миграционной ситуации определены следующие направления:
регулирование внутренних миграционных потоков с учетом социально-экономических условий и демографической структуры области;
воспитание культуры межнационального общения у населения, в особенности у детей и молодежи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, освещение вопросов миграционной политики в средствах массовой информации;
пропаганда среди молодых людей приоритетности обучения и работы в родном регионе;
обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам;
создание оптимальных условий для привлечения и закрепления определенных категорий иммигрантов на постоянное место жительства в Кировскую область.
5. Механизмы реализации демографической политики в Кировской области на период до 2025 года
Реализацию демографической политики предполагается осуществлять путем:
объединения и координации действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений и организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации;
дальнейшего совершенствования регионального законодательства в области демографических процессов;
концентрации финансовых и материальных ресурсов по реализации приоритетных направлений, направленных на улучшение демографической ситуации в области, с использованием как бюджетных, так и внебюджетных источников;
постоянного анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики.
6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики в Кировской области на период до 2025
Реализация демографической политики будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2014-2015 годы) будут реализованы мероприятия, предусмотренные Планом мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительством Кировской области от 04.04.2012 N 78 "О Плане мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, а также сформировать правовую, организационную и финансовую базу для закрепления позитивных тенденций.
На втором этапе (2016 - 2020 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации в области. Особое внимание будет уделено внедрению программ здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости родителей с несколькими детьми, проведению мероприятий, направленных на улучшение условий труда и экологических условий жизни. Планируется уменьшение естественной убыли населения, повышение числа родившихся, снижение смертности населения и повышение уровня продолжительности жизни.
По итогам реализации второго этапа предполагается к концу 2020 года:
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 71,2 года;
увеличить в 1,1 раза по сравнению с 2012 годом коэффициент рождаемости, в 1,3 раза снизить уровень смертности населения;
уменьшить отток населения трудоспособного возраста за пределы области;
обеспечить регулируемую миграцию, соответствующую потребностям и возможностям социально-экономического развития области.
На третьем этапе (2021 - 2025 годы) необходимо закрепить полученные ранее положительные результаты во всех сферах жизни общества (реальное повышение качества жизни населения, приближение основных медико-демографических показателей к уровню показателей по Российской Федерации).
В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Кировскую область иммигрантов трудоспособного возраста.
К 2025 году предполагается:
постепенно увеличить численность населения за счет роста рождаемости, снижения смертности и миграционного притока;
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 72,1 года.
7. Информационное обеспечение реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает использование данных текущего статистического учета населения, а также итогов переписей населения.
Информационное обеспечение реализации демографической политики включает в себя:
подготовку ежегодного доклада о демографической ситуации в области и об исполнении мероприятий, направленных на ее улучшение;
подготовку аналитических и информационных материалов по вопросам демографического развития области;
расширение социальной рекламы в средствах массовой информации;
пропагандистскую работу, направленную на возрождение традиционных семейных ценностей, повышение престижа семьи с детьми, материнства и отцовства;
просвещение населения о возможных негативных результатах нездорового образа жизни, наиболее распространенных заболеваниях, эпидемической обстановке в области;
информирование населения о принимаемых мерах в области демографической политики, о ходе их реализации и промежуточных результатах.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Кировской области от 9 декабря 2013 г. N 393 "О Концепции демографической политики в Кировской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.