Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 29 января 2014 г. N 245/38)
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия (далее - Порядок) определяет правила проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Кировской области, проектов нормативных правовых актов Губернатора Кировской области и Правительства Кировской области в сфере регулирования инвестиционной деятельности и предоставления мер государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности на территории Кировской области, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области (далее - проекты нормативных правовых актов), оценки фактического регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия.
1.2. Под оценкой регулирующего воздействия понимается совокупность процедур анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, подвергающихся воздействию государственного регулирования, для определения наиболее эффективного варианта государственного регулирующего решения.
1.3. Оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта заключается в оценке проекта нормативного правового акта, направленной на выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и бюджета Кировской области.
1.4. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не проводится.
1.5. Для целей настоящего Порядка используются следующие определения:
1.5.1. Разработчик - орган исполнительной власти Кировской области, ответственный за реализацию на территории Кировской области государственной политики в сферах, установленных пунктом 1.1 настоящего Порядка, и выполняющий функции проведения процедур оценки регулирующего воздействия, в том числе проведения публичных консультаций, подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия по проектам нормативных правовых актов, разрабатываемых им.
1.5.2. Уполномоченный орган по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов - департамент экономического развития Кировской области, выполняющий функции нормативно-правового и информационно-методического обеспечения процедуры оценки регулирующего воздействия, ответственный за подготовку экспертных заключений об оценке регулирующего воздействия, которая включает функцию контроля качества исполнения разработчиком процедур оценки регулирующего воздействия, в том числе контроля качества проведения публичных консультаций, осуществляющий оценку фактического регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов Кировской области, прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия, подготовку доклада о развитии и результатах процедуры оценки регулирующего воздействия в Кировской области (далее - уполномоченный орган).
1.5.3. Участники публичных консультаций - граждане и юридические лица, объединения граждан (потребителей), саморегулируемые организации, научно-экспертные организации, органы исполнительной власти Кировской области, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области, организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, с которыми разработчиком заключены соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия согласно приложению N 6.
1.5.4. Специализированный раздел по вопросам оценки регулирующего воздействия официального информационного сайта Правительства Кировской области - раздел официального информационного сайта Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о разработке органами исполнительной власти Кировской области проектов нормативных правовых актов и результатах публичных консультаций, к которому имеют равный доступ все участники публичных консультаций с возможностью направлять свои комментарии по проекту нормативного правового акта (далее - специализированный раздел официального сайта).
1.6. Основные принципы оценки регулирующего воздействия:
1.6.1. Прозрачность - доступность информации об оценке регулирующего воздействия на всех стадиях ее проведения.
1.6.2. Публичность - обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений и мониторинга принятых нормативных правовых актов.
1.6.3. Сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения оценки регулирующего воздействия.
1.6.4. Эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта регулирования с точки зрения выгод и издержек социальных групп, включая хозяйствующих субъектов, граждан и государство в целом.
1.6.5. Экономичность - обеспечение надлежащего качества проведения оценки регулирующего воздействия при условии минимально необходимых затрат на ее проведение.
1.7. Критерии оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта:
1.7.1. Целесообразность - обоснование наличия проблем, целей государственного регулирования и возможности решения проблемы предлагаемым способом. Принятие положительного решения о введении нового государственного регулирования целесообразно, если его введение направлено на снижение затрат общества в целом и (или) введение нового государственного регулирования снижает риски негативных событий.
1.7.2. Адекватность - достаточность степени государственного регулирования, полнота охвата регулируемых отношений, соблюдение прав и учет интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности, соответствие реальному состоянию регулируемой сферы и учет последствий от реализации регулирующего воздействия.
1.7.3. Осуществимость - возможность исполнения обязанностей и ограничений, возлагаемых проектом акта на субъектов государственного регулирования, а также наличие необходимого технического, финансового, организационного и иного ресурсного обеспечения реализации регулирующего воздействия.
1.7.4. Эффективность - возможность мониторинга и оценки результатов реализации регулирующего воздействия в количественном и качественном выражении.
1.8. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте нормативного правового акта:
1.8.1. Высокая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами Кировской области административные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности или способствующие их установлению, а также положения, способствующие возникновению ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Кировской области расходов физических и юридических лиц в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности.
1.8.2. Средняя степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Кировской области административные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности или способствующие их установлению, а также положения, способствующие увеличению ранее предусмотренных нормативными правовыми актами Кировской области расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности.
1.8.3. Низкая степень регулирующего воздействия - проект нормативного правового акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами 1.8.1, 1.8.2 настоящего Порядка, однако подлежит оценке регулирующего воздействия на основании пункта 1.1 настоящего Порядка.
1.9. Проведение процедуры оценки регулирующего воздействия предусматривает следующие этапы:
1.9.1. Подготовку проекта нормативного правового акта и проведение публичных консультаций.
1.9.2. Составление разработчиком заключения об оценке регулирующего воздействия согласно приложению N 5.
1.9.3. Подготовку уполномоченным органом экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия по установленной им форме.
2. Разработка проекта нормативного правового акта и проведение публичных консультаций
2.1. В случае принятия решения о разработке проекта нормативного правового акта в сфере, установленной пунктом 1.1 настоящего Порядка, разработчик готовит проект нормативного правового акта.
2.2. В рамках процедуры оценки регулирующего воздействия по проекту нормативного правового акта разработчик проводит публичные консультации в целях учета мнений участников публичных консультаций.
2.3. Для проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта разработчик размещает в специализированном разделе официального сайта проект нормативного правового акта, пояснительную записку к нему, содержащую, в том числе сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, указанные в приложении N 1, уведомление о публичных консультациях по проекту нормативного правового акта (далее - уведомление) согласно приложению N 2, перечень вопросов по проекту нормативного правового акта согласно приложению N 3, обсуждаемых в ходе публичных консультаций.
Одновременно с размещением указанных в настоящем пункте документов разработчик извещает органы исполнительной власти Кировской области, к сфере регулирования которых относится указанный нормативный правовой акт, и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности (далее - представители предпринимательского сообщества), о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта с указанием сведений о месте такого размещения в специализированном разделе официального сайта (полный электронный адрес).
2.4. Проведение публичных консультаций начинается одновременно с размещением документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, в специализированном разделе официального сайта.
Проведение публичных консультаций не обязательно, если разработчиком сделан вывод о низкой степени регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, который указывается в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта.
2.5. Исходя из степени регулирующего воздействия, срок проведения публичных консультаций устанавливается разработчиком самостоятельно и не должен превышать 30 календарных дней со дня размещения документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка, в специализированном разделе официального сайта и не может составлять менее:
10 рабочих дней для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия;
5 рабочих дней для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие среднюю степень регулирующего воздействия;
3 рабочих дней для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
2.6. По завершении публичных консультаций разработчик рассматривает замечания и предложения участников публичных консультаций, поступившие в установленный уведомлением срок в письменной или электронной форме, составляет свод замечаний и предложений участников публичных консультаций согласно приложению N 4 с указанием сведений об их учете или причинах отклонения, который подписывается руководителем (заместителем руководителя) разработчика.
2.7. По результатам рассмотрения замечаний и предложений участников публичных консультаций разработчиком может быть принято мотивированное решение об отказе от подготовки проекта нормативного правового акта, которое отражается в заключении об оценке регулирующего воздействия.
В случае принятия решения об отказе от подготовки проекта нормативного правового акта разработчик размещает в специализированном разделе официального сайта такое решение и (или) извещает об этом участников публичных консультаций.
3. Заключение об оценке регулирующего воздействия
3.1. По окончании публичных консультаций разработчик, рассмотрев поступившие замечания и предложения участников публичных консультаций, при необходимости дорабатывает проект нормативного правового акта, пояснительную записку к нему, составляет заключение об оценке регулирующего воздействия, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) разработчика и размещается в специализированном разделе официального сайта.
3.2. Если в результате доработки разработчиком в проект нормативного правового акта будут внесены изменения, содержащие положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия или среднюю степень регулирующего воздействия, в отношении которых не проведены публичные консультации, доработанный проект нормативного правового акта и пояснительная записка к нему подлежат повторному размещении в специализированном разделе официального сайта с целью проведения повторных публичных консультаций в соответствии с пунктами 2.2 - 2.6 настоящего Порядка.
3.3. В течение 5 рабочих дней после завершения публичных консультаций или повторных публичных консультаций проект нормативного правового акта, пояснительная записка к нему, свод предложений и замечаний участников публичных консультаций, заключение об оценке регулирующего воздействия направляются разработчиком в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия.
4. Экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия
4.1. Экспертиза оценки регулирующего воздействия проводится уполномоченным органом в форме экспертной оценки качества проведенных разработчиком процедур оценки регулирующего воздействия, в том числе проведения публичных консультаций, и документов, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка (далее - экспертиза), в течение 15 рабочих дней с даты их представления в уполномоченный орган.
4.2. Экспертиза включает:
4.2.1. Оценку соответствия проведенных разработчиком процедур, предусмотренных разделами 2 и 3 настоящего Порядка.
4.2.2. Обоснованность выводов разработчика относительно предлагаемого правового регулирования в соответствии с принципами оценки, критериями оценки, степенью регулирования проекта нормативного правового акта, указанными в пунктах 1.6 - 1.8 настоящего Порядка, а также полноту и целесообразность учета предложений и замечаний участников публичных консультаций.
4.3. По результатам экспертизы уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней оформляет экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия, которое направляет в течение 1 рабочего дня с момента подписания руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа разработчику и вне зависимости от наличия или отсутствия замечаний размещает в специализированном разделе официального сайта.
4.4. Виды экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия:
4.4.1. Положительное экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия.
При получении разработчиком положительного экспертного заключения уполномоченного органа проект нормативного правового акта направляется разработчиком на согласование в установленном порядке в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 23.12.2010 N 480 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Кировской области" (далее - Инструкция по делопроизводству).
4.4.2. Отрицательное экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия, которое направляется уполномоченным органом разработчику в случае:
4.4.2.1. Несоответствия процедурам, предусмотренными разделами 2 и 3 настоящего Порядка.
4.4.2.2. Несоответствия проекта нормативного правового акта принципам оценки, указанным в пункте 1.6 настоящего Порядка.
4.4.2.3. Несоответствия проекта нормативного правового акта критериям оценки, указанным в пункте 1.7 настоящего Порядка.
4.4.2.4. Несоответствия проекта нормативного правового акта выбранной разработчиком степени регулирующего воздействия, указанной в пункте 1.8 настоящего Порядка.
4.5. Разработчик устраняет замечания уполномоченного органа путем доработки проекта нормативного правового акта, пояснительной записки к нему, заключения об оценке регулирующего воздействия.
4.6. Доработанный проект нормативного правового акта с пояснительной запиской к нему и доработанное заключение об оценке регулирующего воздействия разработчик повторно направляет в уполномоченный орган, который проводит повторную экспертизу качества оценки регулирующего воздействия в соответствии с пунктами 4.2 - 4.4 настоящего Порядка.
4.7. В случае, если разработчик считает замечания, представленные уполномоченным органом в экспертном заключении об оценке регулирующего воздействия, необоснованными, в течение 3 рабочих дней проект нормативного правового акта с пояснительной запиской к нему, заключение об оценке регулирующего воздействия и экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия уполномоченным органом направляются на рассмотрение консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (далее - консультативный совет), созданного постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2002 N 32/389 "О консультативном совете по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области".
Срок рассмотрения консультативным советом представленных уполномоченным органом документов, указанных в настоящем пункте, составляет не более 30 рабочих дней.
4.8. Решение консультативного совета отражается в экспертном заключении об оценке регулирующего воздействия уполномоченного органа, которое подлежит размещению в специализированном разделе официального сайта в течение 3 рабочих дней после его подписания.
Проект нормативного правового акта, доработанного с учетом решения консультативного совета, направляется разработчиком на согласование в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.
5. Оценка фактического регулирующего воздействия
5.1. Оценке фактического регулирующего воздействия подлежат действующие нормативные правовые акты, которые прошли процедуру оценки регулирующего воздействия и получили положительное экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия уполномоченного органа.
5.2. Оценка фактического регулирующего воздействия осуществляется уполномоченным органом путем сопоставления данных заключения об оценке регулирующего воздействия или доработанного заключения об оценке регулирующего воздействия по результатам экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия, если такое заключение имело место быть, подготовленного на стадии разработки проекта нормативного правового акта, с фактическими результатами его применения.
5.3. Оценка фактического воздействия осуществляется по истечении одного года с момента вступления в силу указанного в пункте 5.1 настоящего Порядка нормативного правового акта или ранее этого срока при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
5.3.1. Письменные обращения участников публичных консультаций к разработчику действующего нормативного правового акта, содержащие конкретную информацию о наличии в действующем нормативном правовом акте положений, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, либо обоснование о недостижении действующим нормативным правовым актом цели государственного регулирования, на которое он направлен.
5.3.2. Обращение в уполномоченный орган разработчика нормативного правового акта о необходимости проведения оценки фактического регулирующего воздействия действующего нормативного правового акта с указанием и обоснованием причин такого обращения.
5.3.3. Поручение Губернатора Кировской области уполномоченному органу о проведении оценки фактического регулирующего воздействия действующего нормативного правового акта.
5.4. В течение 5 рабочих дней с момента возникновения оснований для проведения оценки фактического регулирующего воздействия действующего нормативного правового акта, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка, разработчик указанного нормативного правового акта направляет в уполномоченный орган информацию о результатах применения нормативного правового акта.
5.5. В рамках проведения оценки фактического регулирующего воздействия уполномоченным органом проводятся публичные консультации, для чего уполномоченный орган размещает в специализированном разделе официального сайта уведомление с указанием срока их проведения, к которому прилагается перечень вопросов, обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций. Дополнительно уполномоченным органом могут проводиться опросы представителей предпринимательского сообщества, интернет-опросы, совещания с заинтересованными сторонами. В этом случае срок проведения публичных консультаций не должен превышать 15 рабочих дней.
По итогам публичных консультаций оформляется свод предложений и замечаний участников публичных консультаций.
5.6. В течение 5 рабочих дней после дня завершения публичных консультаций уполномоченный орган готовит заключение об оценке фактического регулирующего воздействия.
Срок подготовки заключения при необходимости может быть продлен уполномоченным органом, но не более чем на один месяц.
5.7. В заключении делаются выводы о наличии либо отсутствии фактического достижения заявленных целей государственного регулирования, об эффективности решения проблемы с помощью принятия нормативного правового акта, а также о наличии либо отсутствии в нем положений, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка.
5.8. Наличие в заключении об оценке фактического регулирующего воздействия выводов о недостижении действующим нормативным правовым актом цели государственного регулирования, на которое он направлен, либо наличие положений, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, является основанием для рассмотрения разработчиком вопроса о внесении соответствующих изменений в действующий нормативный правовой акт.
5.9. Подготовленное заключение об оценке фактического регулирующего воздействия действующего нормативного правового акта с приложением к нему свода предложений и замечаний участников публичных консультаций уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней направляет лицам, указанным в подпунктах 5.3.1 - 5.3.3 настоящего Порядка, а также размещает в специализированном разделе официального сайта.
5.10. На основе обобщения информации о подготовленных заключениях об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и заключениях об оценке фактического регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов уполномоченный орган готовит ежегодно доклад о развитии и результатах оценки регулирующего воздействия в Кировской области (далее - доклад).
5.11. Доклад ежегодно, не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, выносится уполномоченным органом на утверждение консультативным советом.
5.12. Доклад направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации в установленные им сроки, а также размещается в специализированном разделе официального сайта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.