Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 30.12.2019 N 743-п
Государственная программа
Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях"
5 июня, 25 ноября 2020 г.
Паспорт изменен с 28 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 г. N 631-п
Паспорт
государственной программы Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях".
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа разработана в целях исполнения пункта 1.26 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2014 N Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 в соответствии с программой "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы". В 2016 и 2017 годах мероприятия данной федеральной программы реализовывались на территории региона в рамках подпрограммы "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Кировской области" государственной программы Кировской области "Развитие образования" на 2014 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 N 226/595 "О государственной программе Кировской области "Развитие образования" на 2014 - 2024 годы", в 2018 и 2019 годах - в рамках государственной программы Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 30.08.2017 N 448-П "Об утверждении государственной программы Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы".
В условиях модернизации общего образования необходимо создание в общеобразовательных организациях современных условий обучения, которые определяются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС), санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами.
В 2018/2019 учебном году количество учащихся общеобразовательных организаций Кировской области составило 137,8 тыс. человек, из них ФГОС осваивали 83% школьников. Это обучающиеся 1 - 9 классов всех общеобразовательных организаций и 10 классов государственных школ. В 2021/2022 учебном году по ФГОС будут обучаться все школьники Кировской области.
В соответствии с ФГОС в общеобразовательных организациях требуется создание необходимых условий для всестороннего развития детей, в том числе для организации внеурочной деятельности обучающихся. За 11 лет обучения необходимо обеспечить до 1900 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы, что невозможно сделать при двухсменном режиме работы общеобразовательных организаций. Поэтому в школах должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения.
Односменный режим работы школ позволит создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, будет способствовать повышению качества предоставления услуг дополнительного образования детей, расширит возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом и спортом.
В целях создания новых мест в общеобразовательных организациях региона и обеспечения их односменного режима работы реализуются мероприятия по строительству и реконструкции зданий школ, капитальному ремонту объектов инфраструктуры образовательных организаций.
С 2016 по 2019 год в эксплуатацию введены новые здания 6 общеобразовательных организаций: школы с дошкольными группами в селе Колосово и поселке Гостовский Шабалинского района, школы с физкультурно-оздоровительным комплексом в микрорайонах Зиновы и Урванцево города Кирова, школа в городе Зуевка и школа в поселке Плотбище Малмыжского района. Школы в поселке Гостовский, в микрорайонах Зиновы и Урванцево, в городе Зуевка построены с привлечением средств федерального бюджета. В результате проведения указанных мероприятий было создано 2935 мест, из которых 2895 мест - с учетом объема софинансирования из федерального бюджета. Вследствие реализованных мероприятий по оптимизации загруженности школ введено в эксплуатацию дополнительно 87 мест. Общее количество созданных мест составило 3022 единицы.
Правительством Кировской области принимаются меры по оптимизации сети общеобразовательных организаций. В регионе в рамках пилотного проекта регионализации образования с 2018 года проводится работа по передаче муниципальных образовательных организаций на региональный уровень (в 2018 году - 47 школ, в 2019 году - 11 школ).
В Кировской области реализуются мероприятия по повышению доступности качественного образования для детей из отдаленных сельских населенных пунктов, а также для детей-инвалидов.
Для подвоза детей (свыше 5000 обучающихся) в образовательные организации с 2016 по 2019 год закуплено 119 транспортных средств. Парк школьных автобусов Кировской области на 01.07.2019 составил 311 единиц.
Принятые в 2016 - 2019 годах меры позволили увеличить численность школьников, обучающихся в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу, однако не решили проблему обеспечения доступности качественного образования в целом.
В 2018/2019 учебном году обучение во вторую смену сохранилось в общеобразовательных организациях 21 муниципального образования Кировской области, 24,9 тыс. учащихся (17%) из 88 школ региона обучались в две смены.
Особо остро проблема обеспечения односменного режима обучения стоит в областном центре. В 2018/2019 учебном году по сравнению с 2017/2018 учебным годом численность обучающихся в общеобразовательных организациях города Кирова увеличилась на 5% и достигла 58,5 тыс. человек. При этом во вторую смену обучались 18,1 тыс. человек, что составило 31,5% от общего количества учащихся областного центра и 72,7% от общего количества учащихся Кировской области, обучающихся во вторую смену.
В 2019/2020 учебном году по сравнению с 2018/2019 учебным годом в Кировской области прогнозируется рост количества обучающихся на 1,8% (в городе Кирове - на 4,5%), в том числе первоклассников - на 4,3% (в городе Кирове - на 7,1%).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, на 01.01.2019 требует капитального ремонта 31 здание 25 общеобразовательных организаций региона. Численность обучающихся в данных зданиях составляет 7279 человек. В зданиях 18 образовательных организаций (481 обучающийся) отсутствуют необходимые виды благоустройства, в связи с чем требуется вывод таких зданий из эксплуатации.
Для старшеклассников из отдаленных сельских населенных пунктов, желающих получить профильное образование в государственных общеобразовательных организациях, необходимо создать современные условия проживания в пришкольных интернатах, во многих из которых требуется проведение капитального ремонта.
Таким образом, при существующей инфраструктуре с учетом положительной демографической ситуации проблема обеспечения доступности качественного обучения школьников будет обостряться, особенно в городской местности. Прогнозируемая потребность в новых местах до 2025 года составляет около 20000 единиц.
С учетом состояния инфраструктуры системы образования и демографических перспектив в Кировской области для создания дополнительных и сохранения существующих мест в школах требуется строительство новых современных зданий школ, а также ремонт, реконструкция имеющихся зданий и объектов общеобразовательных организаций. Реализация данных мероприятий запланирована в рамках Государственной программы, а также в рамках соответствующих муниципальных программ.
Данная задача должна решаться также за счет оптимизации загруженности школ и развития негосударственного сектора, оказывающего образовательные услуги.
Необходимость реализации Государственной программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию современных условий обучения детей для получения ими качественного общего образования.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы сформированы на основе положений:
перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2014 N Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014;
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы";
стратегии социально-экономического развития Кировской области.
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере общего образования целью Государственной программы является создание новых мест в общеобразовательных организациях Кировской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций;
перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
количество новых мест в общеобразовательных организациях Кировской области;
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях;
удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования;
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции;
удельный вес численности обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройства.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы представлены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы - 2020 - 2025 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
3.1. На решение задачи "Обеспечение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций" направлена реализация:
регионального проекта "Создание современных школ в Кировской области";
отдельного мероприятия "Строительство зданий и объектов общеобразовательных организаций".
Подпункт 3.1.1 изменен с 28 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 г. N 631-п
3.1.1. В ходе реализации регионального проекта "Создание современных школ в Кировской области", разработанного в рамках федерального проекта "Современная школа", входящего в состав национального проекта "Образование", в 2020 - 2024 годах предусмотрено выполнение мероприятий по строительству зданий и объектов 31 общеобразовательной организации, по проведению капитального ремонта 77 зданий и объектов общеобразовательных организаций и по реконструкции 7 зданий и объектов общеобразовательных организаций (при условии финансирования).
При строительстве школ предполагается использование типовой проектной документации, предусматривающей соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса, возможность трансформации помещений, что позволит использовать их для разных видов деятельности.
Для образовательных организаций, размещенных во вновь построенных зданиях, осуществляется приобретение оборудования, соответствующего современным условиям обучения.
Местным бюджетам из областного бюджета предоставляются межбюджетные трансферты на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в форме субсидий на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях.
Порядок предоставления и распределения вышеуказанных субсидий представлен в приложении N 3.
В 2020 - 2024 годах субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях предоставляются в рамках регионального проекта "Создание современных школ в Кировской области".
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Строительство зданий и объектов общеобразовательных организаций" в 2025 году планируется выполнение мероприятий по строительству зданий и объектов для размещения 2 общеобразовательных организаций.
Местным бюджетам из областного бюджета предоставляются межбюджетные трансферты на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в форме субсидий на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях.
Порядок предоставления и распределения вышеуказанных субсидий представлен в приложении N 3.
3.2. На решение задачи "Перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше" направлена реализация отдельного мероприятия "Модернизация существующей инфраструктуры общего образования (реконструкция, капитальный ремонт зданий и объектов общеобразовательных организаций)".
В рамках данного отдельного мероприятия в 2025 году планируются мероприятия по проведению реконструкции и капитального ремонта 18 зданий и объектов общеобразовательных организаций.
С учетом необходимости перехода общеобразовательных организаций Кировской области на односменный режим работы, а также перевода обучающихся из зданий с износом 50% и выше в здания, соответствующие современным требованиям, сформирован перечень объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных организаций (далее - перечень). Перечень представлен в приложении N 4.
Объекты, входящие в перечень, определены на основании анализа соответствия состояния зданий и объектов образовательных организаций современным требованиям с учетом прогноза демографической ситуации и планов формирования и оптимизации сети образовательных организаций Кировской области.
Объекты строительства и реконструкции, включенные в перечень, прошли проверку на предмет эффективности использования средств областного бюджета в установленном Правительством Кировской области порядке.
Раздел 4 изменен с 28 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 г. N 631-п
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 6747884,25 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 862546,70 тыс. рублей, областного бюджета - 4282935,25 тыс. рублей, местных бюджетов - 1602402,30 тыс. рублей (по согласованию).
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Объемы финансирования мероприятий Государственной программы могут изменяться в зависимости от возможностей бюджетов и результатов оценки эффективности реализации Государственной программы.
Финансирование Государственной программы за счет средств федерального бюджета планируется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", при этом объем средств федерального бюджета устанавливается после подписания между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Кировской области соответствующих соглашений.
Средства местных бюджетов привлекаются по соглашениям о предоставлении вышеуказанных субсидий.
Объемы финансирования Государственной программы по основным направлениям финансирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. рублей)
Направления финансирования Государственной программы |
Объемы финансирования в 2020 - 2025 годах |
||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
Капитальные вложения |
5737000,8 |
188317,5 |
360127,4 |
363955,9 |
2133600,0 |
1194000,0 |
1497000,0 |
Прочие расходы |
1010883,45 |
- |
- |
- |
349883,45 |
292000,0 |
369000,0 |
Итого |
6747884,25 |
188317,5 |
360127,4 |
363955,9 |
2483483,45 |
1486000,0 |
1866000,0 |
Ресурсное обеспечение Государственной программы представлено в приложении N 5.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Государственной программы могут возникнуть группы рисков, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Группа рисков |
Способ минимизации рисков |
Внесение изменений в федеральное и региональное законодательство |
своевременное внесение изменений в действующие нормативные правовые акты Кировской области и (или) принятие новых нормативных правовых актов Кировской области, касающихся сферы реализации Государственной программы |
Отсутствие финансирования либо финансирование мероприятий Государственной программы в недостаточном объеме |
принятие управленческих решений и оперативное внесение соответствующих корректировок в Государственную программу |
Неисполнение (некачественное исполнение) мероприятий Государственной программы |
мониторинг поэтапного исполнения мероприятий Государственной программы ответственными исполнителями и участниками Государственной программы |
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы
Местным бюджетам из областного бюджета с целью софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, предоставляются субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях.
В 2020 - 2024 годах субсидии на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях предоставляются в рамках регионального проекта "Создание современных школ в Кировской области", в 2025 году - в рамках отдельных мероприятий "Строительство зданий и объектов общеобразовательных организаций" и "Модернизация существующей инфраструктуры общего образования (реконструкция, капитальный ремонт зданий и объектов общеобразовательных организаций)".
С целью решения вопросов местного значения муниципальные образования Кировской области разрабатывают муниципальные программы, предусматривающие софинансирование мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях.
Прогнозируемый объем расходов местных бюджетов на софинансирование указанных мероприятий приведен в приложении N 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.