Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Верхошижемского района
Кировской области
от 27.08.2019 N 425
Муниципальная программа
"Развитие образования Верхошижемского района на 2020 - 2022 годы"
30 апреля, 9 июня, 30 декабря 2020 г.
Паспорт изменен с 30 декабря 2020 г. - Постановление Администрации Верхошижемского муниципального района Кировской области от 30 декабря 2020 г. N 506
Паспорт
муниципальной программы "Развитие образования Верхошижемского района на 2020 - 2022 годы"
Раздел 1 изменен с 30 декабря 2020 г. - Постановление Администрации Верхошижемского муниципального района Кировской области от 30 декабря 2020 г. N 506
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В современных условиях сфера общего образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень среднего (полного) общего образования населения является обязательным условием прогресса общества и экономики.
Достижение данной цели в Верхошижемском районе невозможно без модернизации сферы общего образования. Указанная работа требует инновационных подходов к решению спектра проблем, препятствующих развитию общего образования.
Система образования Верхошижемского района включает себя 4 дошкольных образовательных учреждений, 8 общеобразовательных учреждений (юридические лица) 6 из них с дошкольными группами, 1 учреждение дополнительного образования.
Первоочередной мерой является создание современных условий организации образовательного процесса, при этом первостепенное значение уделяется материальной базе. Соответствующая требованиям времени инфраструктура общего образования предполагает изменение облика школ, значительное улучшение материально - технической базы муниципальных образовательных учреждений, совершенствование оснащения кабинетов, столовых, актовых и спортивных залов, школьных библиотек. С целью обеспечения соответствия материально - технической базы современным требованиям к организации образовательного процесса необходимо продолжить оснащение школ учебниками, лабораторным, компьютерным оборудованием, ученической мебелью. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Первоочередной мерой является создание современных условий организации образовательного процесса, при этом первостепенное значение уделяется материальной базе. Соответствующая требованиям времени инфраструктура общего образования предполагает изменение облика школ, значительное улучшение материально - технической базы муниципальных образовательных учреждений, совершенствование оснащения кабинетов, столовых, актовых и спортивных залов, школьных библиотек. С целью обеспечения соответствия материально-технической базы современным требованиям к организации образовательного процесса необходимо продолжить оснащение школ учебниками, лабораторным, компьютерным оборудованием, ученической мебелью. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В 2021 году планируется создание в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, ремонт спортивного зала в МКОУ ООШ д. Угорю
Сегодня не только в образовательных учреждениях, расположенных в городском поселении, но и во всех сельских школах ученики имеют доступ к информационным технологиям и ресурсам. Актуальной становится задача обновления методов обучения и образовательных программ на основе использования современных электронных систем.
Проблема эффективного использования кадровых ресурсов в сфере общего образования приобретает особую значимость в связи с необходимостью повышения качества услуг, предоставляемых населению, что в свою очередь основывается на высоком профессиональном уровне педагогических работников, их вовлеченности в модернизацию развития общего образования.
Основной проблемой, препятствующей развитию учительского потенциала, является низкая доля молодых кадров. В течение нескольких лет количество работающих пенсионеров остается стабильным. Средний возраст педагога составляет 46 лет. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование механизмов привлечения в сферу общего образования и закрепления в ней молодых специалистов. Обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы", "Обеспечение выплат горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных организациях района".
Освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования заканчивается итоговой аттестацией выпускников, при которой важно получить объективную оценку уровня их подготовленности. Этому способствует проведение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (ГИА-9). Процедуры внешней оценки постоянно совершенствуются, что требует ежегодного вложения финансовых средств. Результаты сдачи ЕГЭ и ГИА позволяют проанализировать степень подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов, выяснить причины полученных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.
Важным фактором развития общего образования является проведение муниципального этапа олимпиады школьников.
Важным звеном системы образования является дошкольное образование. За последние три года система дошкольного образования претерпела качественные изменения. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает. Перед работниками дошкольных учреждений стоит задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня доказывать свою привлекательность, необходимость. Педагоги к своей работе подходят творчески, стараются разнообразить формы занятий, освобождая время для мероприятий по укреплению здоровья детей.
Система дошкольного образования Верхошижемского района представлена 4 МКДОУ детскими садами и 6 МКОУ (школами), в 6 дошкольных группах которых реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Все МКДОУ работают в режиме 5 дневной рабочей недели.
Численный состав детей в районе в возрасте от 1,5 до 7 лет составляет 432 человека, из них 75 детей посещают дошкольные группы при школе. Очередность детей от 2-х месяцев до 3-х лет составляет 43 человека. Школы и детские сады успешно реализуют идею преемственности дошкольного и начального школьного обучения.
В современных социально-экономических условиях перспективной моделью дошкольного образования, позволяющей обеспечить доступность дошкольных образовательных услуг и подготовку детей к школе, становятся группы кратковременного пребывания.
Удовлетворяются индивидуальные запросы родителей и детей. Создаются условия для активной и целенаправленной обучающей деятельности через игру, физические упражнения, изобразительную, конструктивную, театрализованную деятельность. Предметно-пространственная среда всех возрастных групп соответствует интересам детей, периодически меняется, постоянно обогащается.
Для достижения высокого качества воспитательно-образовательного процесса, успешного прохождения процедур лицензирования и аккредитации МДОУ необходимо достаточное методическое обеспечение и реализация в полной мере используемых программ, наличие развивающих игр, физкультурного оборудования, внедрение компьютерных технологий, улучшение медико-социальных и материально-технических условий. Требует замены детская мебель, посуда, постельные принадлежности, необходимо проведение ремонтных работ по сохранению зданий, построек на участках для прогулок, существует необходимость приобретения компьютеров.
В Верхошижемском районе дополнительное образование детей является неотъемлемой составляющей образовательного пространства, объединяющего в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка. В Верхошижемском районе функционирует два учреждения дополнительного образования детей: муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества "Фантазия".
Сегодня дети и подростки Верхошижемского района имеют возможность заниматься по 9 направленностям: художественно-эстетическая, культурологическая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, спортивно-техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, научно-техническая.
Дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи.
С этой целью ведется постоянная работа по сохранению и увеличению количества кружков и секций, повышается качество внеурочной работы с детьми.
Таким образом, на территории района сложилась система дополнительного образования детей, которая предоставляет возможность заниматься художественным, техническим творчеством, краеведческой и эколого-биологической деятельностью, исследовательской работой, спортом в соответствии со своими желаниями, интересами и способностями. В то же время для поддержания и развития системы дополнительного образования детей, увеличения охвата детей дополнительным образованием необходимо постоянное совершенствование методов и видов дополнительного образования, обеспечение их устойчивого функционирования.
Повышению качества и доступности образовательных услуг будут способствовать следующие "сильные" стороны управления районной системой образования:
- наличие развитой сети образовательных учреждений;
- наличие квалифицированных кадров в районной системе образования, имеющих опыт управления программами и проектами;
- достаточный уровень нормативно-правового обеспечения для повышения качества и доступности образовательных услуг (наличие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в системе образования, нормативов бюджетного финансирования на предоставление большинства образовательных услуг);
- позитивный опыт реструктуризации сети муниципальных образовательных учреждений.
Задачи, которые решает управление образования Верхошижемского района для повышения качества и доступности услуг и контроля районной системы образования, структурированы по направлениям.
1. Государственные гарантии прав граждан в области образования:
- Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования и социальной поддержки отдельных категорий обучающихся.
- Обеспечение организованной транспортной доставки школьников, проживающих в сельской местности, к месту учёбы.
2. Образовательные услуги
- Организация и контроль предоставления образовательных услуг.
- Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется практика обучения на дому.
3. Помощь в обеспечении качества образовательного процесса
4. Помощь в организации государственной аккредитации и лицензирования образовательных учреждений.
6. Помощь в организации аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений
7. Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации и единого государственного экзамена для выпускников образовательных учреждений.
8. Обеспечение мониторинга образовательных результатов обучающихся.
9. Осуществление надзорно-контрольной деятельности в сфере образования.
10. Организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования.
11. Организация методического обеспечения образовательного процесса.
12. Обеспечение инновационной деятельности.
13. Информирование общественности и работников образования о состоянии и результатах образовательной деятельности.
Вопросы повышения качества образования в системе начального и среднего общего образования и эффективного удовлетворения запросов регионального рынка труда решаются через совершенствование механизма формирования сбалансированного заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров для экономики и социальной сферы региона и развитие различных форм государственно-общественного управления образованием.
Раздел 2 изменен с 30 декабря 2020 г. - Постановление Администрации Верхошижемского муниципального района Кировской области от 30 декабря 2020 г. N 506
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы
2.1. Приоритетные направления муниципальной программы развития образования в Верхошижемском районе определены в следующих документах:
закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 ФЗ.
Государственная программа Кировской области "Развитие образования на 2014 - 2020 годы"
Приоритетами развития образования на территории Верхошижемского района являются:
- обеспечение качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения;
- обеспечение населения района дошкольным образованием;
- гражданское и патриотическое воспитание детей;
- поддержка молодых специалистов;
- выявление и поддержка талантливых детей;
- профилактика правонарушений среди детей и подростков;
- создание условий для дополнительного образования;
- организация летнего отдыха детей.
2.2. Цель, задачи и целевые показатели реализации муниципальной программы.
Целью муниципальной программы является обеспечение каждому жителю доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития района;
Создание условий для реализации государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Верхошижемского района;
развитие муниципальных систем дошкольного образования;
модернизация системы общего образования;
развитие системы дополнительного образования детей;
развитие системы работы с талантливыми детьми и подростками;
создание единой информационной системы сферы образования района;
функционирование управления образования администрации Верхошижемского района
развитие кадрового потенциала системы образования района.
Реализация Программы рассчитана на 2020 - 2022 годы.
Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленной цели и решение задач Программы, являются:
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями;
доля детей в возрасте от 1,5 до 7 лет получающих дошкольное образование повысится с 70% до 72%;
численность обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций повысится до 785 человек;
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен по обязательным предметам (русскому языку и математике), от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене по обязательным предметам (русскому языку и математике) останется прежним 100%;
Охват детей и подростков, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, возрастёт до 700 человек;
сохранение кадрового потенциала управления образования останется прежним 25,5 штатных единиц.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решить следующие задачи:
обеспечение максимально развитой доступности услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей Верхошижемского района;
модернизация образовательных программ в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов;
соответствие показателя о средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в городской местности;
соответствие показателя о средней наполняемости классов в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах;
соответствие показателя о средней численности учащихся муниципальных общеобразовательных организаций, приходящихся на одного учителя;
увеличение количества учителей, использующих современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникационные) в профессиональной деятельности и участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку;
создание современной оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности и общественно-профессионального участия;
обеспечение межведомственной координации в вопросах развития образования, профилактики асоциальных явлений, пропаганды здорового образа жизни, патриотического воспитания и формирования семейных ценностей;
обеспечение летнего отдыха обучающихся Верхошижемского района.
2.3. Описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы представлено в Приложении N 1.
К 2022 году будут достигнуты следующие результаты реализации муниципальной программы:
повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг дошкольным, общим и дополнительным образованием;
будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в дошкольные образовательные организации;
во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
увеличение количества детей 5 - 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования.
Количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых отремонтированы спортивные залы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Для реализации муниципальной программы и поставленных целей и задач данной программы необходимо:
Сохранение кадрового потенциала. Осуществляется через оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работникам образовательных организаций и работникам управления образования.
Укрепление и улучшение материально-технической базы организаций дошкольного, общего, дополнительного образования и управления образования. Осуществляется по бюджетным статьям: оплата работ, услуг.
Обеспечение коммунальными услугами, услугами связи и прочими услугами.
Организация горячего питания. Осуществляется по бюджетным статьям: увеличение стоимости материальных запасов, в том числе приобретение продуктов питания.
Обеспечение коммунальными услугами, услугами связи и прочими услугами.
Объём денежных средств по реализации программных мероприятий приведен в приложении 2.
Раздел 4 изменен с 30 декабря 2020 г. - Постановление Администрации Верхошижемского муниципального района Кировской области от 30 декабря 2020 г. N 506
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Расходы муниципальной программы формируются за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования муниципальной программы:
2020 год. Всего -115878,6 из них областной бюджет - 53430,3 местный бюджет - 62448,3
2021 год. Всего - 119706,4 из них федеральный бюджет - 1983,8 областной бюджет - 55210,0 местный бюджет -62512,6
2022 год. Всего - 119237,9 из них областной бюджет - 57392,8 местный бюджет - 61845,1.
Направлением финансирования муниципальной программы являются прочие расходы.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представлена в приложении N 2.
Информация о прогнозной оценке ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 3.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
На эффективность реализации муниципальной программы могут оказать влияние риски, связанные с ухудшением макроэкономических условий в России и в мире, с возможным наступлением мирового экономического кризиса, с природными и техногенными катастрофами. Данные риски являются неуправляемыми.
Риски реализации муниципальной программы, которыми может управлять ответственный исполнитель, уменьшая вероятность их возникновения, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Риски реализации муниципальной программы и меры управления рисками
Вид риска |
Меры по управлению рисками |
Отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий муниципальной программы |
определение приоритетных направлений реализации муниципальной программы, оперативное внесение соответствующих корректировок в муниципальную программу |
Организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией муниципальной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных муниципальной программой |
Организационно-методическая поддержка подведомственных учреждений, участвующих в реализации муниципальной программы |
Возможное изменение федерального и регионального законодательства |
оперативное внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых правовых актов касающихся сферы действия данной муниципальной программы |
Неисполнение (некачественное исполнение) сторонними организациями взятых на себя обязательств по осуществлению мероприятий, предусмотренных муниципальной программой |
мониторинг поэтапного исполнения мероприятий муниципальной программы, реализуемой сторонними организациями |
В целях минимизации указанных рисков в процессе реализации муниципальной программы предусматривается создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности, выявления круга приоритетных объектов и субъектов целевого финансирования.
6. Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы
Управление образования администрации Верхошижемского района предоставляет отчет о выполнении муниципальной программы в срок до 01 апреля года, следующего за отчётным, в отдел экономики администрации Верхошижемского района доклада по итогам реализации муниципальной программы, включающего оценку степени достижения целей и решения задач муниципальной программы "Развитие образования Верхошижемского района на 2020 - 2022 годы" за весь период её реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.