Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Государственной программе
Подпрограмма
"Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области"
Паспорт
подпрограммы "Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Кировской области" (далее - Подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Кировская область по итогам мониторинга наркоситуации за 2018 год вошла в число регионов Российской Федерации, в которых общее состояние наркоситуации оценивается как напряженное.
С 2016 года на 2,1 раза снизилось количество случаев обращения граждан за медицинской помощью в областные государственные медицинские организации в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ.
За последние 5 лет в 1,2 раза снизилось количество граждан, зарегистрированных с диагнозом "синдром зависимости от наркотиков", и составило по итогам 2018 года 43,0 человека на 100 тыс. населения. Данный показатель в 4 раза ниже аналогичного показателя Российской Федерации (2018 год - 170,6 человека на 100 тыс. населения) и ПФО (2018 год - 158,7 человека на 100 тыс. населения).
Число граждан, зарегистрированных с диагнозом "пагубное употребление наркотиков", за последние 5 лет увеличилось на 10,8% и составило по итогам 2018 года 54,5 человека на 100 тыс. населения. Данный показатель в 2,1 раза ниже аналогичного показателя в Российской Федерации (2018 год - 117,6 человека на 100 тыс. населения), в 2,3 раз ниже аналогичного показателя в ПФО (2018 год - 125,2 человека на 100 тыс. населения), что связано с улучшением системы раннего выявления наркопотребителей, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики, а также реализации норм законодательства, побуждающих потребителей наркотиков пройти диагностику, лечение от наркомании, медицинскую и (или) социальную реабилитацию и иные мероприятия в рамках административного и уголовного судопроизводства.
Рост злоупотребления наркотиками влечет за собой увеличение количества преступлений, связанных с их незаконным оборотом. За последние несколько лет число таких преступлений увеличилось практически на 40% (с 937 до 1373 случаев) и остается на этом уровне (2018 год - 1351 случай). Правоохранительными органами Кировской области изъято из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в 2016 году - 16,1 кг, в 2017 году - 31,9 кг, в 2018 году - 32,7 кг, за 5 месяцев 2019 года - 9,9 кг.
На темпы и масштабы наркотизации населения оказывают влияние различные факторы. К числу отягчающих факторов можно отнести следующие:
распространение на территории Кировской области синтетических наркотических средств, которые продолжают вытеснение так называемых "традиционных". В 2012 году общий вес изъятых синтетических наркотиков составил 3,6 кг, в 2018 году - более 25,5 кг, что составляет 70% от общего количества наркотиков, изъятых на территории Кировской области;
отсутствие механизмов контроля за распространением наркотических средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Сеть "Интернет" активно используется наркодельцами для пропаганды и распространения психоактивных веществ.
С момента внедрения возможностей сети "Интернет" в противоправную деятельность ее организаторам удалось исключить непосредственный контакт сбытчика и потребителя наркотиков, а также промежуточных звеньев - участников организации интернет-магазинов, тем самым максимально обезопасив себя. Бесконтактные схемы сбыта наркотических средств и использование в них достижений цифровых технологий являются механизмом защиты сбытчиков и противодействия правоохранительным органам при выявлении, установлении причастных к деятельности по распространению наркотиков лиц и документировании их преступной деятельности.
Отсутствие единой региональной системы реабилитации, постреабилитационного патроната над наркозависимыми не позволяет снизить уровень наркотизации населения, а соответственно, и масштаб наркомании.
Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы влекут за собой целый ряд экономических потерь: повышение уровня смертности, сокращение продолжительности жизни, утрату трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением наркотиков, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием наркопотребителей, расходы государства на содержание лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, на борьбу с преступностью и безнадзорностью.
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации комплексных, взаимосвязанных, адекватных и эффективных мер по раннему выявлению наркопотребителей, профилактике употребления наркотических средств населением, в том числе несовершеннолетними, а также противодействию их незаконному обороту.
Проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией, решаются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Кировской области в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов государственной власти, а также негосударственных организаций и общественных объединений Кировской области становится непременным условием решения проблемы распространения наркомании.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы определены Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", Указом Президента Российской Федерации от 18.10.2007 N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Основной целью Подпрограммы является создание условий для приостановления роста немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота.
Для достижения поставленной цели должна быть решена задача по совершенствованию системы раннего выявления, профилактике немедицинского потребления наркотиков, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Целевым показателем эффективности реализации Подпрограммы будет являться темп прироста числа лиц, зарегистрированных в областных государственных медицинских организациях с диагнозом "синдром зависимости от наркотиков и пагубного употребления наркотиков", в расчете на 100 тыс. населения.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
На решение задачи "Совершенствование системы раннего выявления, профилактики немедицинского потребления наркотиков, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей" направлена реализация отдельных мероприятий: "Формирование профессионального сообщества специалистов по профилактике употребления наркотических средств и реабилитации и ресоциализации наркопотребителей" и "Проведение работы по раннему выявлению, профилактике немедицинского потребления наркотических средств населением, в том числе несовершеннолетними".
3.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Формирование профессионального сообщества специалистов по профилактике употребления наркотических средств, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей", которое направлено на повышение кадрового потенциала наркологической службы Кировской области, повышение эффективности межведомственного взаимодействия в вопросах раннего выявления наркопотребителей, профилактики немедицинского потребления наркотических средств населением, планируется:
проведение мониторинга наркоситуации с целью изучения фактических масштабов распространения наркомании на территории Кировской области;
проведение социологического опроса в рамках мониторинга наркоситуации в Кировской области;
изучение эффективности организации работы по профилактике наркомании в муниципальных образованиях Кировской области;
обучение специалистов системы здравоохранения, образования, социального обслуживания населения по вопросам профилактики употребления наркотических средств, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей;
реализация мероприятий регионального сегмента комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, в том числе несовершеннолетних;
формирование и ведение реестра некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ;
осуществление контроля за деятельностью негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией и ресоциализацией больных наркоманией.
3.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Проведение работы по раннему выявлению, профилактике немедицинского потребления наркотических средств населением, в том числе несовершеннолетними", которое направлено на формирование здорового образа жизни среди населения, в том числе несовершеннолетних, повышение эффективности раннего выявления наркопотребителей и формирование мотивации у потребителей наркотических средств на обращение за специализированной медицинской помощью, планируется:
организация проведения мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися Кировской области;
приобретение оборудования и расходных материалов для проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся;
оказание социально-психологических услуг созависимым на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей;
проведение работы с наркопотребителями по мотивации на обращение за специализированной медицинской помощью;
проведение в образовательных организациях Кировской области классных часов, родительских собраний с приглашением специалистов системы здравоохранения и сотрудников правоохранительных органов (по согласованию) в целях доведения до учащихся и родителей информации о вреде запрещенных к обороту и употреблению наркотических веществ;
организация мероприятий по профилактике наркомании и наркопреступности среди подростков и молодежи в детских оздоровительных лагерях в летний период;
информирование населения по медицинским, социальным и юридическим аспектам потребления наркотических средств;
проведение публичных массовых мероприятий, акций, создание и трансляция фильмов, роликов антинаркотической направленности;
проведение мероприятий по профилактике наркомании на базе сборного пункта военного комиссариата Кировской области с лицами призывного возраста в период весенней и осенней призывных кампаний;
организация индивидуальной работы по профилактике наркомании с подростками, отбывающими наказание в центрах временного содержания несовершеннолетних, состоящими на учете в инспекциях уголовно-исполнительной системы.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 1400,00 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы представлено в приложении N 7 к Государственной программе.
Направлением финансирования Подпрограммы являются "Прочие расходы".
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Внутренние риски | |
Низкая исполнительская дисциплина ответственного исполнителя, соисполнителей Подпрограммы |
планирование хода реализации Подпрограммы; мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы; своевременная актуализация ежегодных планов реализации Государственной программы, в том числе корректировка состава мероприятий и сроков исполнения мероприятий |
Несвоевременность разработки, согласования и принятия документов, обеспечивающих выполнение мероприятий Подпрограммы | |
Недостаточная оперативность при корректировке плана реализации Подпрограммы при наступлении внешних рисков реализации Подпрограммы | |
Внешние риски | |
Изменение структуры и задач органов исполнительной власти Кировской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, участвующих в реализации программных мероприятий; изменение нормативно-правовой базы |
осуществление рационального управления реализацией Подпрограммы, своевременное внесение изменений в Подпрограмму, взвешенный подход при принятии решений о корректировке нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации Подпрограммы |
Финансово-экономический риск - недостаточное финансирование мероприятий Подпрограммы за счет средств областного бюджета, что не позволит выполнить задачи Подпрограммы и негативно скажется на достижении ее целей |
принятие мер для более эффективного распределения и использования имеющихся финансовых средств |
Социально-экономический риск - осложнение социально-экономической обстановки |
проведение социально-экономической политики, направленной на уменьшение социального неравенства и восстановление социального мира в обществе |
6. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
В реализации отдельных мероприятий "Формирование профессионального сообщества специалистов по профилактике употребления наркотических средств и реабилитации и ресоциализации наркопотребителей" и "Проведение работы по раннему выявлению, профилактике немедицинского потребления наркотических средств населением, в том числе несовершеннолетними" Подпрограммы вправе принимать участие по согласованию Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области, военный комиссариат Кировской области и другие организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.