Разъяснение Минюста РФ от 31 мая 1995 г. N 08-09-269-95
25 мая 1995 года официально опубликован и вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (далее - Закон).
Со дня вступления в силу Закона признаются не действующими на территории Российской Федерации или утратившими силу Закон СССР от 9 октября 1990 г. "Об общественных объединениях" за исключением статей 6, 9 (в части положений, касающихся политических партий); постановление Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 2057-1 "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе", за исключением пунктов 4, 6, и другие нормативные правовые акты, перечисленные в статье 49 Закона.
Закон сохраняет за органами юстиции функции по государственной регистрации общественных объединений и осуществлению контроля за соответствием их деятельности уставным целям.
В то же время содержание и формы осуществления органами юстиции указанных функций претерпевают определенные изменения, обусловленные приведенными ниже новыми концептуальными положениями Закона.
Действие Закона распространяется на все общественные объединения. Деятельность политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируется данным Законом.
См. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Организационно-правовыми формами общественных объединений по Закону признаются: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.
В Законе (статья 6) сформулированы понятия учредителей, членов и участников общественного объединения и даны их основные разграничительные признаки. Причем только общественная организация основана на членстве, а все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматическим становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.
Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.
Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.
Общественное объединение имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина только с письменного согласия его законных представителей.
Название общественного объединения не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств; нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства.
Ряд новых положений, касающихся требований к уставу общественного объединения, содержится в статье 20 Закона.
В уставе обязательно должны найти отражение положения ст.ст.6-15, 17, 19, 25-31, 37, 44 Закона.
Порядок государственной регистрации общественных объединений в органах юстиции регламентирован в статье 21 Закона, которая действует до принятия закона о регистрации юридических лиц. В соответствии с указанной статьей государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" принят Государственной Думой 13 июля 2001 г.
Государственная регистрация межрегиональных общественных объединений Законом теперь отнесена к подведомственности органов юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Государственная регистрация регионального и местного общественных объединений, как и по ранее действовавшему закону, производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
См. письмо Минюста РФ от 13 февраля 2001 г. N 08/1429-ЕС
Государственная регистрация отделения общественного объединения производится органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой статьи 21, заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения. В случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган указанного объединения уведомляет орган юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения.
Законом установлен перечень документов, которые подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Регистрирующий орган в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации по основаниям, указанным в статье 23 Закона.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации данного объединения.
Положения Закона о государственной регистрации общественных объединений имеют обратную силу (статья 52).
Уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу Закона, должны быть приведены в соответствие с этим Законом со дня вступления в силу на ближайшем съезде (конференции) или общем собрании. Уставы общественных объединений до их приведения в соответствие с настоящим Законом действуют лишь в части, не противоречащей указанному Закону.
Государственная регистрация общественных объединений, созданных до вступления в силу Закона, должна быть проведена не позднее 1 июля 1999 года с освобождением от регистрационного сбора. К указанным общественным объединениям не применяется положение части шестой статьи 21 Закона о представлении учредительных документов на государственную регистрацию до истечения трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. По истечении указанного срока перерегистрации общественные объединения, не прошедшие ее, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию регистрирующего органа.
Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям с использованием правовых средств и методов такого контроля, указанных в статье 38 Закона, в том числе вправе выносить руководящим органам общественных объединений письменные предупреждения.
Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе также подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом не основанными на законе (статья 42).
В случае неустранения общественным объединением указанного нарушения орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности данного объединения, вносит в суд заявление о его ликвидации (статья 43).
Общественное объединение обязано ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Непредставление в течение трех лет общественным объединением обновленных сведений, указанных в статье 29 Закона, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц влечет за собой обращение органа юстиции, зарегистрировавшего общественное объединение, в суд с иском о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснение Минюста РФ от 31 мая 1995 г. N 08-09-269-95
Текст разъяснения опубликован в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 16, 1997 г.