Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Государственной программе
Подпрограмма
"Управление социально-экономическим развитием Кировской области"
23 июня, 25 ноября 2020 г.
Паспорт изменен с 28 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 г. N 625-п
Паспорт
подпрограммы Кировской области "Управление социально-экономическим развитием Кировской области" (далее - Подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития Кировской области, повышения конкурентоспособности региональной экономики является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.
Работа, связанная со стратегическим планированием, является необходимой составной частью деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области, направленной на развитие отраслей экономики, рост доходов бюджета и улучшение положения населения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в Кировской области сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая организацию процесса целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования на территории Кировской области.
В рамках реализации стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием разработана стратегия социально-экономического развития Кировской области (далее - стратегия). Система долгосрочных приоритетов, целей, задач и индикаторов социально-экономического развития, представленная в стратегии, предусматривает возможность принятия скоординированных государственных программ Кировской области, участия в федеральных программах и проектах. Кроме того, заданные стратегией целевые ориентиры обеспечили возможность увязки среднесрочных планов и прогнозных показателей деятельности органов исполнительной власти области с долгосрочными целями и приоритетными направлениями развития.
Приоритетными направлениями стратегии в сфере социально-экономического развития определены:
развитие экономического потенциала Кировской области;
развитие и укрепление человеческого потенциала;
улучшение условий проживания населения и ведения бизнеса;
формирование эффективной системы управления.
Успешная реализация стратегии позволит создать экономически благополучное и социально комфортное пространство на территории Кировской области.
Все основные экономические показатели, на достижение которых направлена деятельность Правительства Кировской области, отражены в стратегии. Их мониторинг будет осуществляться в рамках выполнения плана мероприятий по реализации стратегии.
Стратегические направления развития России на ближайшую перспективу отражаются в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в соответствии с которым формируются ежегодные планы мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на территории Кировской области.
Одной из основных проблем в сфере стратегического планирования является отсутствие единой методологической базы по разработке документов стратегического планирования на федеральном уровне.
Важными документами системы стратегического планирования являются документы, разрабатываемые в рамках прогнозирования. Прогноз социально-экономического развития Кировской области содержит систему обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития на среднесрочный или долгосрочный период.
Выделяются три назначения формирования прогноза:
разработка стратегии социально-экономического развития Кировской области, а также бюджетного прогноза Кировской области на долгосрочный период (прогноз социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный период);
подготовка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный периоды (прогнозы социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный и среднесрочный периоды);
разработка проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (прогноз социально-экономического развития Кировской области на среднесрочный период).
Органами местного самоуправления области разрабатывается прогноз социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области.
Развитие экономики Кировской области неразрывно связано с деятельностью государственной статистики - важнейшей составляющей информационного обеспечения органов исполнительной власти Кировской области. Поставщиком статистической информации для органов исполнительной власти Кировской области выступает Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (далее - Кировстат).
Объем информации, представляемой на бесплатной основе, ее разрезность, периодичность представления определяются в соглашении, заключаемом министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области и Кировстатом в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Однако Федеральный план статистических работ не в полной мере удовлетворяет потребностям органов исполнительной власти Кировской области в информации, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений. В целях получения более полного объема информации ежегодно между министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области и Кировстатом заключается государственный контракт о проведении регионального статистического наблюдения на платной основе, что дает возможность органам исполнительной власти Кировской области осуществлять полный анализ развития экономики и социальной сферы области.
Проблемными вопросами в сфере обеспечения органов исполнительной власти Кировской области официальной статистической информацией являются отсутствие оперативности формирования информации, сроки представления которой установлены Федеральным планом статистических работ, а также несоответствие сроков формирования статистических показателей срокам подготовки информации органами исполнительной власти Кировской области, установленным нормативными правовыми актами федерального уровня.
Для формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации, социально-экономических характеристик населения, национального и языкового состава населения, его образовательного уровня, в 2020 году будет проводиться Всероссийская перепись населения.
Постановлением Правительства Кировской области от 30.05.2019 N 272-П "Об организации Всероссийской переписи населения 2020 года на территории Кировской области" создана комиссия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года, определены органы исполнительной власти области по оказанию содействия территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Кировской области в ее проведении.
Система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области является гибким инструментом управления и совершенствуется с учетом актуальных требований социально-экономического развития. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти области осуществляется в рамках Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" в соответствии с методиками расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, распоряжением Правительства Кировской области от 14.05.2007 N 197 "Об оценке результатов и эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области" установлены критерии оценки результативности и эффективности исполнения государственных функций органами исполнительной власти Кировской области, с использованием которых ежеквартально подводятся итоги оценки для осуществления финансового поощрения работников органов исполнительной власти Кировской области в зависимости от достигнутых результатов.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления оценивается в рамках Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и Указа Губернатора Кировской области от 26.07.2013 N 110 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кировской области" по 10 направлениям, позволяющим дать комплексную оценку развития территории, в том числе учесть динамику их развития. Главы муниципальных районов и городских округов начиная с 2009 года ежегодно предоставляют в министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области доклад о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Для полноты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления с 01.01.2014 проводится оценка населением деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кировской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований (далее - оценка населением эффективности деятельности руководителей). Данная оценка проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и Указом Губернатора Кировской области от 25.04.2014 N 78 "Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кировской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований Кировской области".
Оценка населением эффективности деятельности руководителей осуществляется ежегодно посредством опросов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий, проводимых с 1 января по 31 декабря на официальном информационном сайте Правительства Кировской области и официальных сайтах муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ежегодный анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области позволяет выявлять сферы, требующие приоритетного внимания, формировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области и повышению общего уровня удовлетворенности населения их деятельностью.
Основными проблемами механизмов оценки качества государственного и муниципального управления являются:
несовершенство федеральной нормативной правовой базы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти области и муниципальных образований;
отсутствие статистической информации по полному кругу хозяйствующих субъектов в разрезе муниципальных образований.
Перечисленные факторы негативным образом отражаются на качестве государственного и муниципального управления.
В целях обеспечения эффективности работы в экономической сфере и автоматизации процессов принятия управленческих решений по различным направлениям деятельности в министерстве экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области проводится работа по развитию многоуровневой региональной информационной аналитической системы по поддержке и принятию управленческих решений по вопросам социально-экономического развития Кировской области (далее - РИАС).
В РИАС предусмотрена возможность работы в режиме удаленного доступа для осуществления электронного взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти области, функционирует подсистема "Оценка деятельности органов местного самоуправления", в том числе для проведения оценки населением эффективности деятельности руководителей. С учетом актуальных требований социально-экономического развития целесообразно преобразование опросного модуля в отдельный портал, позволяющий в режиме реального времени проводить исследование общественного мнения в любой заданной сфере, в том числе проводить ежегодный опрос в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
Основными документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках планирования и программирования, являются государственные программы. Государственные программы как один из элементов государственного управления являются основным инструментом программно-целевого управления.
Программноцелевой метод управления позволяет использовать комплексный подход к решению приоритетных задач развития социального и экономического потенциала Кировской области, повысить эффективность государственного регулирования, обеспечить межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти Кировской области, расширить возможности по использованию потенциала государственных учреждений, предприятий с государственным участием, негосударственных организаций в целях обеспечения достижения стратегических целей социально-экономического развития.
Программноцелевой метод управления обеспечивает четкую взаимосвязь между приоритетами государственной политики, результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделяемыми на их достижение, и призван повышать эффективность бюджетных расходов.
Для обеспечения реализации государственных программ Правительством Кировской области приняты правовые акты, утверждающие перечень государственных программ Кировской области и порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Кировской области.
Государственные программы в Кировской области реализуются с 2013 года. Реализация комплекса мероприятий государственных программ Кировской области направлена на достижение целей и решение задач социально-экономического развития Кировской области, определенных стратегией, с учетом решений Правительства Кировской области, а также положений соответствующих государственных программ Российской Федерации.
В результате проведенной совместной с органами местного самоуправления Кировской области работы с 01.01.2014 приняты муниципальные программы во всех муниципальных районах и городских округах Кировской области, разработанные исходя из установленных долгосрочных целей социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области.
Новым инструментом реализации основных направлений стратегического развития Российской Федерации, стратегии, являются проекты.
Управление проектами активно применяется в России уже на протяжении последних 10 лет в различных сферах деятельности. С декабря 2017 года в Кировской области начата работа по выстраиванию системы проектного управления в Правительстве Кировской области и органах исполнительной власти Кировской области. Приняты правовые акты, определяющие порядок организации проектной деятельности, разработаны методические рекомендации, описывающие отдельные процессы инициирования, планирования, мониторинга и управления изменениями проектов. Формируется система управления проектами, позволяющая своевременно рассматривать текущие вопросы и принимать управленческие решения.
Использование проектного подхода при реализации мероприятий государственных программ Кировской области будет способствовать повышению эффективности их реализации.
По состоянию на 01.12.2019 в Кировской области осуществляется реализация 51 регионального проекта, образующего региональную составляющую 11 национальных проектов.
В условиях увеличения количества реализуемых проектов эффективное применение проектного подхода к решению стратегических задач в исполнительных органах власти Кировской области и органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Кировской области, должно сопровождаться развитием системных инструментов управления и повышением компетенций участников проектной деятельности.
Осуществление и совершенствование стратегического и тактического управления социально-экономическим развитием области посредством программно-целевой и проектной деятельности требует соответствующего информационно-аналитического обеспечения, на формирование которого в том числе направлена данная Подпрограмма.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы сформированы на основе положений:
Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения",
Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации",
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года",
Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации",
постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления",
постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации",
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р,
Закона Кировской области от 12.05.2015 N 526-ЗО "О стратегическом планировании в Кировской области",
стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целью Подпрограммы является развитие системы стратегического планирования и обеспечение устойчивого экономического развития Кировской области.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
совершенствование и обеспечение функционирования системы стратегического планирования;
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
наличие сформированной системы стратегического планирования в Кировской области;
проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кировской области.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы представлены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы представлена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
Достижение цели и решение задач Подпрограммы осуществляются путем реализации отдельных мероприятий.
3.1. На решение задачи "Совершенствование и обеспечение функционирования системы стратегического планирования" направлена реализация отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области".
В рамках отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области" будут осуществляться:
взаимодействие с органами исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции по выполнению плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кировской области;
проведение мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кировской области;
координация разработки документов стратегического планирования муниципальных образований Кировской области;
разработка прогнозов социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный и среднесрочный периоды;
методическое обеспечение и координация деятельности органов исполнительной власти Кировской области по разработке и реализации государственных программ Кировской области;
проведение мониторинга привлечения средств федерального бюджета в Кировскую область в рамках реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы;
проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственных программ Кировской области;
проведение проверки инвестиционных проектов, планируемых к включению в государственные программы Кировской области и планы по их реализации, на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения;
методическое и организационное обеспечение проектной деятельности в органах исполнительной власти Кировской области;
проведение мониторинга реализации региональных проектов, проектов социально-экономического развития Кировской области;
обеспечение органов исполнительной власти Кировской области экономико-статистической информацией;
подготовка и проведение Всероссийской переписи населения 2020 года.
предоставление субвенции в 2020 году местным бюджетам из областного бюджета на проведение Всероссийской переписи населения 2020 года.
3.2. На решение задачи "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области" направлена реализация отдельного мероприятия "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области".
В рамках отдельного мероприятия "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области" будут осуществляться:
разработка нормативно-правовой базы по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области;
совершенствование нормативно-правовой базы по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления Кировской области;
анализ результатов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области;
проведение опроса населения по оценке эффективности деятельности руководителей и рассмотрение их результатов экспертной комиссией;
проведение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Кировской области.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы предусматривается за счет средств федерального и областного бюджетов.
Общий объем финансирования Подпрограммы за 2020 - 2024 годы составит 36692,10 тыс. рублей, в том числе:
21692,10 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
15000,00 тыс. рублей - средства областного бюджета.
Средства федерального бюджета предоставляются в виде субвенции областному бюджету в рамках подпрограммы "Официальная статистика" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" на осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Направлением финансирования Подпрограммы будут являться "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 9 к Государственной программе.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Подпрограммы могут возникнуть группы рисков, представленные в таблице.
Таблица
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
изменения в действующем законодательстве и нормативном правовом обеспечении процессов стратегического планирования |
своевременное принятие управленческих решений; активное межведомственное взаимодействие различных органов исполнительной власти |
отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий Подпрограммы, и как следствие - недостижение запланированных значений показателей и ожидаемых результатов |
мониторинг реализации мероприятий Подпрограммы; повышение качества долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития и принятие своевременных мер по корректировке данной Подпрограммы |
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы
Непосредственное участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы осуществляется в рамках отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области".
Муниципальные образования Кировской области принимают активное участие в формировании системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Несмотря на то, что эта норма Федерального закона не является обязательной, большинство муниципальных образований Кировской области разработали и утвердили стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области и планы мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области.
Для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях Кировской области разрабатываются прогнозы социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, бюджетный прогноз на долгосрочный период и муниципальные программы муниципальных образованиях Кировской области.
В рамках отдельного мероприятия "Осуществление стратегического планирования социально-экономического развития Кировской области" в 2020 году на осуществление отдельных государственных полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года будет предоставляться субвенция местным бюджетам из областного бюджета на проведение Всероссийской переписи населения 2020 года.
В рамках отдельного мероприятия "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Кировской области" муниципальные образования Кировской области осуществляют подготовку докладов глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.