Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Белохолуницкого муниципального района
от 25.09.2018 N 549
Муниципальная программа
"Развитие образования Белохолуницкого района" на 2019 - 2024 годы
15 января, 26 марта 2019 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области от 26 марта 2019 г. N 173-п
Паспорт
муниципальной программы "Развитие образования Белохолуницкого района" на 2019 - 2024 годы
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
На территории Белохолуницкого района работает 21 образовательное учреждение, из них: 8 дошкольных, 11 общего образования, 2 дополнительного образования детей.
Сеть дошкольных образовательных учреждений
Самостоятельными юридическими лицами являются 8 дошкольных учреждений (6 детских садов общеразвивающего вида, 2 детских сада комбинированного вида, где открыты группы для детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи), 7 дошкольных групп являются структурным подразделением школ, из них 2 группы кратковременного пребывания: в д. Гуренки, д. Ракалово.
В 2018 году дошкольные учреждения посещало 978 детей, что на 62 ребенка меньше, чем в 2017 году, так как наметилась тенденция снижения количества детей дошкольного возраста в районе. На 01.07.2018 очередь на устройство в детский сад детей старше трех лет ликвидирована, кроме того, очередь на устройство детей от 1,5 лет сократилась на 2,2% по сравнению с 2017 годом и на 6% по сравнению с 2014 годом.
Решена проблема аварийного состояния дошкольных образовательных учреждений в сельской местности. В 2015 году построены новые здания Муниципального казённого дошкольное образовательное учреждение детский сад "Березка" п. Подрезчиха, а также дошкольной группы Муниципального казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы п. Климковка. В 2016 году переведена в здание школы дошкольная группа Муниципального казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Сырьяны, что значительно улучшило условия для пребывания дошкольников.
За первое полугодие 2018 года заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений составляет 20 205 рублей, что выше запланированного на 374 рубля. Лицензированные медицинские кабинеты, оборудованные в соответствии с современными требованиями, есть во всех дошкольных образовательных учреждениях района.
Уровень удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования в районе составил 83%. Анкетирование выявило, что часть родителей не удовлетворяет состояние зданий и прогулочных площадок, оснащенность детских садов.
Система общего образования
Из 11 муниципальных школ 6 средних, 1 с углубленным изучением отдельных предметов, 3 основных, 1 основная школа-интернат в д. Гуренки.
С 01.09.2018 начальная школа п. Каменное станет филиалом Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Троица.
За последние годы наблюдается снижение количества обучающихся: 2006 год - 2274 человека, 2013 год - 1889 человек, 2018 год - 1815 человек, снижение количества детей происходит в сельской местности, в школах города количество детей растет. В последние четыре года в городе Белая Холуница наметился рост количества детей школьного возраста. В сельской местности количество детей школьного возраста продолжает сокращаться. Однако в целом количество детей по прогнозу до 2023 года останется достаточно стабильным.
По результатам обучения в 2017 - 2018 учебном году 10 выпускников 11 классов муниципальных школ получили золотые медали, что составило 20% от общего количества выпускников. По итогам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 38 обучающихся стали победителями, это число в последние три года снизилось. 1 ученик стал победителем и 6 учеников призерами регионального этапа олимпиады.
Наблюдается стабильность качества общего образования: результаты сдачи единого государственного экзамена в 2018 году значительно выше, чем в 2013 году, по русскому языку, математике, физике, биологии, обществознанию, литературе. 1 выпускник в районе в 2018 году не получили аттестат о среднем общем образовании после окончания итоговой аттестации, что составило 2% от общего количества выпускников.
Проблемным остается решение вопросов, связанных с созданием современных условий обучения: отсутствие необходимого количества спортивных залов, оснащенных необходимым оборудованием школьных столовых.
В последние три года проведен ремонт спортивных залов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы д. Быданово, с. Всехсвятское, с. Полом. В 2016 году проведен капитальный ремонт санузлов в здании школы с. Сырьяны, отремонтированы помещения для размещения дошкольной группы. Кроме того, в 2017 году проведен капитальный ремонт кровли школы с. Полом, оборудован пищеблок в здании школы с. Сырьяны, проведен ремонт кровли над частью здания школы д. Ракалово.
Горячим водоснабжением обеспечено 100% школ, канализация существует в 100% школ, туалеты соответствуют требованиям санитарных правил и норм в 73,33% школ.
Организуется подвоз 100% учащихся из сельских населенных пунктов, нуждающихся в подвозе в школы, для чего используется 6 транспортных средств, которые приведены в соответствие требованиям.
В районе реализуются модель дистанционного обучения школьников в шести учреждениях - Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе п. Дубровка, Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с. Троица, Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе д. Быданово, Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе д. Ракалово, Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе п. Климковка, Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов им. В.И. Десяткова. Преподавание ведется по 2 предметам, английскому языку как второму иностранному и музыке в форме уроков.
В районе идет процесс формирования системы общественного управления. В каждой школе созданы органы управления (управляющий совет, совет школы и другие), включающие в свой состав родителей (законных представителей), обучающихся и представителей общественности. Главной остается кадровая проблема. Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищенности и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях. Среди педагогов 23% составляют учителя пенсионного возраста. При этом доля учителей со стажем работы до 5 лет всего 13%.
Учреждениям образования района необходимы воспитатели дошкольных учреждений, учителя математики, иностранного языка, физкультуры, русского языка, физики, начальных классов, технологии.
В районе принимаются меры для поднятия социального статуса педагогических работников, повышения профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров. С 2009 года в образовательных учреждениях введена новая система оплаты труда. Совершенствуется процедура аттестации педагогических кадров, модернизируется система повышения квалификации работников образования, стимулируется инновационная деятельность педагогов.
С 2010 года нагрудным знаком "Педагогическая слава награждено 9 педагогов района, 1 педагог удостоен звания "Заслуженный учитель Кировской области".
С целью закрепления в отрасли молодых специалистов ежегодно предоставляются социальные выплаты молодым специалистам, окончившим государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования и принятым на работу в дошкольные и общеобразовательные учреждения района.
В образовательные учреждения района за три последних года пришли 18 молодых специалистов, из них единовременное денежное содержание в размере шести окладов получили 4 педагога и социальную выплату в размере 100 тыс. рублей получили 5 учителей. Доля учителей в возрасте до 35 лет в системе образования района составляет 21%, что выше областного показателя. Ведомственное жилье предоставлено 3 молодым учителям в г. Белая Холуница, 2 учителям в п. Дубровка, 2 учителям в д. Гуренки, 1 учителю в д. Быданово.
Размер средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений за первое полугодие 2018 года составил 31 019,2 рублей, по соглашению она должна составлять 24 032,5 рублей, таким образом уровень заработной платы выше запланированного почти на 6 тыс. рублей.
Система дополнительного образования
В районе 2 учреждения дополнительного образования детей: детско-юношеская спортивная школа и дом детского творчества. В детско-юношеской спортивной школе реализуется четыре направления: волейбол, лыжные гонки, черлидинг и бокс. Многопрофильность спортивной школы является положительным фактором в обеспечении занятости детей во внеурочное время. В 2013 - 2014 годах проведена реконструкции с капитальным ремонтом детско-юношеской спортивной школы, что значительно улучшило условия для занятий физической культурой и спортом.
В доме детского творчества реализуется несколько направлений деятельности: художественно-эстетическое, спортивно-техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, культурологическое.
Увеличивается охват детей услугами дополнительного образования, который составляет 92%, что выше среднеобластного показателя.
Размер заработной платы педагогических работников системы дополнительного образования за первое полугодие составляет 23 487,1 рубля, что больше запланированного по соглашению почти на 1 тыс. рублей.
Развитие системы отдыха и оздоровления детей в современных условиях является одним из основных направлений социальной политики, организация их отдыха и оздоровления - неотъемлемой частью социальной политики района.
Важнейшими проблемами в системе образования района являются:
1. Низкая наполняемость классов в сельских школах: в 8 из 10 сельских школ района не выполняются целевые (нормативные) значения показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов городских округов и муниципальных районов Кировской области в сфере образования на 2012 и 2013 годы, а именно:
число учеников, приходящихся на 1 учителя в сельской местности составляет 4,9 при целевом показателе 6;
наполняемость классов составляет в сельских школах 4,9 при целевом показателе 8,5, в городской школе - 27,1 ученика при целевом показателе 23,5;
отсутствие в ряде школ необходимых базовых социальных условий.
2. Острая потребность в педагогических кадрах: наблюдается стремительное старение кадров, 79% педагогов образовательных учреждений района в возрасте 35 лет и старше, из них 23% - пенсионеры. Низок приток молодых педагогов в школы района.
3. Недостаточный уровень качества образования выпускников школ.
Для решения обозначенных проблем необходимо провести ряд мероприятий:
с целью сокращения доли неэффективных расходов и выполнения целевых значений показателей, необходимо проведение целенаправленной работы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений;
с целью создания в образовательных учреждениях оптимальных базовых социальных условий соответствующих современным требованиям необходимо выделение дополнительных средств из муниципального бюджета на укрепление и развитие материально-технической базы;
с целью недопущения снижения и повышения качества общего образования необходимо проанализировать причины снижения и разработать комплекс мер, направленных на повышение качества образования выпускников.
Раздел 2 изменен. - Постановление Администрации Белохолуницкого муниципального района Кировской области от 26 марта 2019 г. N 173-п
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Цели и задачи, установленные в рамках настоящей программы, соответствуют приоритетным направлениям, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации"
Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы определены на основе Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.
Поэтому на территории района развивается модель системы образования, позволяющая каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики. Это даст возможность каждому жителю устроиться по приобретенной специальности и достойно реализовать себя.
В основу институциональных изменений, направленных на приведение системы образования в соответствие с приоритетами социально-экономического развития района, заложены ориентиры, определенные государственной и региональной политикой в области образования.
Кроме того, целевые показатели развития отрасли определены указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
Исходя из анализа текущего состояния системы образования, в контексте стратегических ориентиров развития образования района до 2018 года намечены приоритетные направления развития образования:
повышение качества результатов образования на разных уровнях;
обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики;
обеспечение доступности дошкольного образования;
обеспечение доступности дополнительного образования в различных формах, включая очно-заочную, заочную и дистанционную, в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей;
обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
выравнивание образовательных возможностей населения района независимо от места проживания;
повышение эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
развитие механизмов государственно-общественного управления образованием, стимулирование инициативности и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества;
формирование высококвалифицированного состава педагогов, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования, гибко управляющих образовательными траекториями школьников, населения.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам.
В системе дошкольного образования:
реализация комплекса мер по достижению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
переход на новые организационно-экономические механизмы;
создание условий для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами, частными лицами;
обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
В системе общего образования:
обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, доходов родителей и состояния здоровья ребенка;
обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества путем воспитания толерантной, поликультурной личности с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в общественной жизни, осознающей свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности;
обеспечение доступности всех видов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
реализация комплекса мер по повышению эффективности социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
В системе дополнительного образования детей:
обеспечение детям в соответствии с их потребностями и учетом индивидуальных особенностей доступности и равных возможностей получения дополнительного образования в различных формах, включая очно-заочную, заочную и дистанционную;
расширение взаимодействия общего и дополнительного образования детей в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта и профильного обучения старшеклассников;
укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей с целью создания условий для развития творческих способностей детей по физкультурно-спортивной, военно-патриотической, технической, научно-исследовательской и другим направленностям.
В сфере организации отдыха и оздоровления детей:
создание условий для обеспечения качественного детского отдыха;
создание в местах организации отдыха и оздоровления детей условий, безопасных для жизни и здоровья детей;
расширение спектра предоставляемых услуг в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В кадровой политике:
стимулирование развития инновационного потенциала педагогических работников;
повышение социального статуса педагогических работников;
совершенствование механизмов оплаты труда педагогов по результатам их деятельности;
привлечение в отрасль высококвалифицированных, а также молодых специалистов.
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития в сфере образования целями муниципальной программы являются:
обеспечение каждому жителю области доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально - экономического развития области;
создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:
совершенствование социально-экономических условий для обеспечения равного доступа населения области к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
повышение профессионального уровня педагогов.
Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленной цели и решение задач муниципальной программы, являются:
удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет;
доступность дошкольного образования (отношение численности детей 2 месяцев - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 2 месяцев -7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе);
удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся;
доля педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих высшую квалификационную категорию, в общей численности педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций;
удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей их численности;
удельный вес школьников, охваченных отдыхом в оздоровительных лагерях при муниципальных образовательных организациях;
удельный вес социальных выплат, осуществляемых в рамках законодательства;
количество муниципальных общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для занятий физической культурой и спортом;
количество муниципальных общеобразовательных организаций, в которых созданы безопасные условия;
количество созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
количество муниципальных общеобразовательных организаций, в которых выполнены предписания надзорных органов и здания которых приведены в соответствие с требованиями, предъявляемыми по безопасности в процессе эксплуатации.
Все показатели эффективности муниципальной программы определяются расчетным путем.
Ожидаемые количественные результаты реализации муниципальной программы:
к концу 2024 года удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет по сравнению с 2018 годом увеличится до 99%;
к концу 2024 года 97% детей в возрасте от 2 месяцев до семи лет будут охв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.