Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Государственной программе
Подпрограмма "Искусство"
Паспорт
подпрограммы Кировской области "Искусство" (далее - Подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Особое место в реализации направлений, ориентированных на участие в культурной жизни и раскрытие творческого потенциала жителей Кировской области, занимают областные государственные учреждения сферы культуры.
В последние годы областными государственными учреждениями сферы культуры Кировской области совершенствовались механизмы обеспечения свободы творчества, обеспечивались права граждан на участие в культурной жизни, развивалась система выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, сохранялись лучшие традиции театрального искусства, самодеятельного творчества.
Существенный вклад в обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни вносят областные государственные учреждения культурно-досугового типа: областной Дом народного творчества и Кировский социально-культурный центр "Семья". В 2018 году ими было проведено 170 культурно-массовых мероприятий, участниками которых стали около 90 тыс. человек. В них осуществляют деятельность 51 клубное формирование, из которых 48 являются формированиями самодеятельного народного творчества. Численность участников клубных формирований - 1384 человека.
В 2016 - 2018 годах рост числа участников клубных формирований областных государственных учреждений клубного типа составил 18,7%.
Наряду с положительной динамикой развития областных государственных учреждений культурно-досугового типа и улучшением показателей в части обеспечения равного доступа граждан к участию в культурной жизни и реализации их творческого потенциала имеется ряд проблем, которые в ближайшем будущем могут негативно отразиться на достигнутых показателях деятельности. Так, областным государственным учреждениям культурно-досугового типа, творческим коллективам, осуществляющим деятельность на их базе, требуются модернизация материально-технической базы, а также капитальный ремонт зданий, приостановившийся вследствие недостаточного финансирования. Одним из механизмов оказания содействия укреплению материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа является их участие в реализации мероприятий федерального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" ("Культурная среда"), входящего в состав национального проекта "Культура".
В качестве одного из ярких примеров положительного взаимодействия областных государственных учреждений культурно-досугового типа с федеральным центром в части реализации мероприятий федеральных и национального проектов можно отметить победу народного самодеятельного коллектива фольклорного ансамбля "Слобода" областного Дома народного творчества, являющегося одним из ведущих коллективов самодеятельного народного творчества в регионе, во Всероссийском фестивале-конкурсе любительских творческих коллективов, проводимом под эгидой Министерства культуры Российской Федерации в 2019 году. По результатам фестиваля-конкурса творческий коллектив получил грант в размере 2 млн. рублей на осуществление творческой и гастрольной деятельности и укрепление материально-технической базы.
За счет высокого уровня специалистов основного персонала, областные государственные учреждения культурно-досугового типа продолжают быть действенной площадкой для обмена опытом, реализации творческих инициатив и оказания методической помощи учреждениям клубного типа региона.
В последние годы наметилась позитивная динамика развития искусства на территории Кировской области, связанная с ростом зрительского интереса, обновлением репертуарного предложения. Театры вносят большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественного театрального искусства, обеспечивают творческую преемственность поколений в театральном деле, несут важную просветительскую и воспитательную миссию. Только на сцене профессиональных театров региона ежегодно выпускается более 10 премьер. В 2018 году было показано более 900 спектаклей на стационарных площадках, которые посетили свыше 200 тыс. зрителей.
Театры являются организаторами фестивалей и акций в регионе, демонстрирующих лучшие достижения отечественной и зарубежной сцены, а также ведут обширную дополнительную творческую работу: творческие вечера актеров и режиссеров, просветительские проекты, лаборатории, работу с различными категориями зрителей в рамках специальных дополнительных программ.
В рамках реализации Подпрограммы необходимо сосредоточить усилия на формировании кадрового ресурса, модернизации материально-технической базы областных театров, повышении доступности театрального искусства для населения области, совершенствовании системы приобщения детей и молодежи к театральному искусству.
С 2017 года Кировская область участвует в конкурсе на получение субсидии из федерального бюджета на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров. Участниками проекта являются Кировский государственный театр юного зрителя "Театр на Спасской" и Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева.
За счет средств, выделяемых на реализацию проекта, театры осуществили постановку 11 новых спектаклей, приобрели современную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, электрическое осветительное оборудование, инструменты для работы цехов театров, одежда сцены, ткань. Все это необходимо для повышения качества и улучшения зрительного восприятия постановок.
Концертные организации и исполнительские коллективы Кировской области играют большую роль в современной российской исполнительской культуре и вносят большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественного музыкального искусства, в обеспечение творческой преемственности поколений. Сохранение и развитие концертных организаций и исполнительских коллективов Кировской области является необходимым условием для обеспечения дальнейшего развития отечественного искусства в целом. Наряду с сохранением лучших традиций отечественного исполнительского искусства, концертные организации и коллективы ведут большую работу по выявлению и поддержке творчества современных отечественных композиторов, по привлечению молодых деятелей к реализации творческих проектов, поиску новых форм художественной выразительности. Концертными организациями и коллективами проводится более 900 концертов на своих площадках и на выездах в пределах Кировской области и страны, которые ежегодно посещают более 160 тыс. зрителей. Предполагается существенно расширить гастрольную деятельность концертных коллективов, развивать и укреплять сотрудничество с другими регионами.
Вместе с тем многие проблемы развития современного искусства существенно обостряются. Все большая коммерциализация, проникновение потребительского подхода, следование массовым вкусам затрудняют обеспечение равного доступа к лучшим образцам художественного творчества жителей различных регионов, приобщение к искусству детской и юношеской аудитории. На современном этапе основной задачей государственной политики должно стать формирование общественной потребности в различных формах искусства, в том числе инновационных. Необходимо сформировать конкурентные условия для продвижения исполнительского искусства, поддерживая искусство в его взаимоотношениях с обществом, решить проблему комплектования профессиональными кадрами концертных организаций.
Также необходимо совершенствовать систему проведения областных исполнительских конкурсов. Эти меры будут способствовать необходимой смене творческих поколений, приходу молодых творческих деятелей в организации исполнительских искусств. Будут расширены гастрольные программы, направленные на обеспечение равного доступа к лучшим образцам исполнительского искусства.
В 2016 - 2018 годах были проведены работы по текущему ремонту и обновлена материально-техническая база 77 муниципальных домов культуры. Но этого недостаточно, учреждения культуры испытывают серьезные проблемы, которые в ближайшем будущем могут привести к их сокращению. Большинству муниципальных культурно-досуговых учреждений требуется модернизация материально-технической базы и проведение текущего ремонта.
В 2024 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10.09.2012 N 1275 будут осуществляться мероприятия по празднованию 650-летия основания города Кирова.
В рамках реализации плана мероприятий, связанного с подготовкой и проведением празднования в 2024 году 650-летия основания города Кирова, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 2222-р, планируется реализация ряда значимых культурно-творческих проектов: осуществить издание презентационных печатных и создание мультимедийных материалов, посвященных 650-летию основания города Кирова, проведение юбилейных торжеств "Звезды - Кирову", гастролей солистов Большого театра России, Мариинского театра, дней культуры г. Киров в г. Москва, г. Санкт-Петербург, международных фестивалей фейерверков "Над Вяткой рекой" и циркового искусства, международного Васнецовского пленэра, международных молодежных "Циолковских чтений".
Город Киров является культурным, историческим, научным и промышленным центром со своей историей и традициями.
Сохранение, эффективное функционирование и развитие культурного пространства, являющегося основой полноценной жизни на территории города, а также важнейшим условием развития территории и всех жителей может быть обеспечено при реализации мероприятий по следующим направлениям:
расширение перечня мероприятий, организуемых в сфере культуры, разработка и реализация культурных проектов на территории города, в том числе, направленных на развитие способностей талантливой молодежи, привлечение внимания к развитию отрасли культуры;
пропаганда исторического и культурного наследия в области культуры и искусства города, в том числе оказание содействия в издании литературы, буклетов, книг о городе, об учреждениях культуры с брендами города;
проведение культурных мероприятий, направленных на пропаганду среди населения народных традиций, обычаев, обрядов, ремесел, проведение ярмарок выходного дня, мероприятий, посвященных общенациональным праздникам.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы сформированы на основе положений:
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
стратегии социально-экономического развития Кировской области;
постановления Губернатора Кировской области от 28.10.1999 N 389 "О государственной поддержке театрального искусства в Кировской области".
Целью Подпрограммы является обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни и реализацию творческого потенциала жителей Кировской области.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств, традиционной народной культуры;
обеспечение проведения мероприятий, посвященных значимым событиям Кировской области, и поддержки творческих инициатив населения и организаций в сфере культуры.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
средняя численность зрителей на мероприятиях театров, концертного учреждения, учреждений культурно-досугового типа в расчете на 1 тыс. человек;
доля реализованных областных, межрегиональных и всероссийских социально-культурных проектов в общем количестве планируемых мероприятий.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
Достижение цели и решение задач Подпрограммы осуществляется путем реализации отдельных мероприятий.
3.1. На решение задачи "Создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств, традиционной народной культуры" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Поддержка и развитие профессионального театрального творчества";
"Постановка и показ областным концертным учреждением концертов и концертных программ";
"Сохранение и развитие нематериального культурного наследия".
3.1.1. В рамках отдельного мероприятия "Поддержка и развитие профессионального театрального творчества" будет осуществляться:
постановка и показ спектаклей областными театрами, в рамках которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности областных государственных театров, подведомственных министерству культуры Кировской области;
поддержка творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров, в рамках которой планируется предоставление субсидии из федерального бюджета областному бюджету для последующего предоставления из областного бюджета областным государственным учреждениям культуры субсидии на иные цели.
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Постановка и показ областным концертным учреждением концертов и концертных программ" будет осуществляться создание концертных циклов для различных возрастных групп населения Кировской области и финансовое обеспечение деятельности областного государственного концертного учреждения, подведомственного министерству культуры Кировской области, сохранение и развитие его творческого потенциала.
3.1.3. В рамках отдельного мероприятия "Сохранение и развитие нематериального культурного наследия" будет осуществляться:
организация и проведение творческих культурно-массовых мероприятий, в рамках которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности областных государственных культурно-досуговых учреждений, подведомственных министерству культуры Кировской области;
поддержка творческих коллективов областных государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Кировской области;
обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры, в рамках которого планируется предоставление из федерального бюджета областному бюджету субсидии для последующего предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек.
Порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета местным бюджетам на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек приведен в приложении.
3.2. На решение задачи "Обеспечение проведения мероприятий, посвященных значимым событиям Кировской области, и поддержки творческих инициатив населения и организаций в сфере культуры" направлена реализация отдельного мероприятия "Реализация культурно-творческих мероприятий, посвященных значимым событиям Кировской области".
В рамках отдельного мероприятия "Реализация культурно-творческих мероприятий, посвященных значимым событиям Кировской области" будет осуществляться:
реализация творческих проектов, культурных акций по поручению Правительства Кировской области;
поддержка и стимулирование проектной деятельности областных государственных учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры;
реализация культурно-творческих мероприятий плана, связанного с подготовкой и проведением празднования в 2024 году 650-летия основания города Кирова, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 2222-р, в рамках которого планируется предоставление из федерального бюджета областному бюджету субсидии на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации для последующего предоставления субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "Город Киров" на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации и областным государственным учреждениям культуры в виде субсидии на иные цели.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы за счет всех источников финансирования составит 1 448 126,60 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 197 943,60 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 1 243 936,60 тыс. рублей;
средства местного бюджета - 6 246,40 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета на реализацию Подпрограммы привлекаются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма".
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства местных бюджетов на реализацию мероприятий Подпрограммы привлекаются по соглашениям, заключаемым с муниципальными образованиями Кировской области.
Объемы финансирования по основным направлениям Подпрограммы относятся к прочим расходам.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 9 к Государственной программе.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
Проблемы в реализации Подпрограммы, негативно влияющие на основные ее параметры, можно условно разделить на следующие группы:
5.1. Финансовые риски.
Одним из наиболее важных рисков является уменьшение объема средств областного и федерального бюджетов, которые направлены на реализацию мероприятий Подпрограммы, в связи с оптимизацией или изменением направлений расходов при их формировании.
К финансовым рискам также относятся неэффективное и нерациональное использование ресурсов Подпрограммы.
5.2. Законодательные риски.
В период реализации Подпрограммы возможно внесение изменений в нормативные правовые акты на федеральном уровне, что может оказать влияние на достижение поставленных целей Подпрограммы.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений в действующую областную нормативную базу, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование Подпрограммы.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения на основании проведения мониторинга реализации Подпрограммы и корректировка мероприятий Подпрограммы с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
6. Участие муниципальных образований области в реализации Подпрограммы
Муниципальные образования Кировской области принимают участие в реализации следующих отдельных мероприятий Подпрограммы:
"Сохранение и развитие нематериального культурного наследия";
"Реализация культурно-творческих мероприятий, посвященных значимым событиям Кировской области".
Органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, в свою очередь, разрабатывают и утверждают муниципальные программы, предусматривающие объемы финансирования и целевые показатели реализации соответствующих мероприятий.
Органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств по таким мероприятиям, заключают с муниципальными образованиями Кировской области соответствующие соглашения.
Прогнозируемый объем расходов средств местных бюджетов приведен в приложении N 9 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.