Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к Государственной программе
Подпрограмма "Наследие"
Паспорт
подпрограммы Кировской области "Наследие" (далее - Подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма определяет основные направления сохранения культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации путем повышения доступности и качества библиотечных, музейных и архивных услуг, обеспечения сохранности и использования объектов культурного наследия, модернизации недвижимого имущества учреждений культуры.
Ведущую роль в развитии библиотечного дела в Кировской области играют областные государственные библиотеки: Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И. Герцена (далее - библиотека имени Герцена) и Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Грина (далее - библиотека имени Грина).
Областные государственные библиотеки обслуживают пользователей библиотек, в том числе детского и юношеского возраста, пользователей библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, с применением заочных и в нестационарных форм обслуживания, предоставляют документы на специальных носителях информации; обеспечивают учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов; принимают участие в процессах разработки и внедрения комплексов технических средств, программного и лингвистического обеспечения для создания функциональных систем сбора, хранения, обработки и использования информации различного вида и назначения.
Библиотека имени Герцена является центральной библиотекой Кировской области, относится к особо ценному объекту культурного наследия области и находится на особом режиме охраны и использования; является областным государственным универсальным книгохранилищем, получающим обязательный экземпляр документов Кировской области; является научно-методическим центром для библиотек области, организует взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществляет функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивает ведение сводного каталога; предоставляет пользователям наиболее полное универсальное собрание документов на различных носителях, в том числе документов в специальных доступных форматах для слепых и слабовидящих; является научно-информационным и культурным центром областного значения, центром библиотечного краеведения в области, центром консервации и реставрации документов.
Совокупный фонд библиотечных документов, которыми располагают областные государственные библиотеки, насчитывает около 4,6 млн. единиц. Ежегодно библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание получают более 800 тысяч пользователей библиотек.
Для реализации ставящихся перед областными государственными библиотеками задач необходимо постоянное пополнение библиотечного фонда, осуществление ежегодной подписки на периодические издания, приобретение современного мультимедийного оборудования, офисной техники, специализированной мебели, проведение текущего ремонта зданий.
Особый вклад в развитие культуры региона вносят областные государственные музеи: Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Кировский областной краеведческий музей, музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики, Вятский палеонтологический музей.
Они осуществляют просветительную, научно-исследовательскую и образовательную деятельность; хранение, выявление и собирание, изучение, публикацию музейных предметов и музейных коллекций.
Основной музейный фонд областных государственных музеев насчитывает более 190 тыс. единиц хранения уникальных экспонатов.
Для показа широкой аудитории ежегодно создаются и реализуются новые выставочные проекты. Так в 2018 году проведено 134 выставки, которые посетило более 650 тыс. человек.
Несмотря на достигнутые результаты деятельности по-прежнему одной из проблем является обеспечение сохранности музейных предметов и музейных коллекций в нормативных условиях в соответствии с действующим федеральным законодательством. В ряде зданий музеев необходимо проведение текущего и капитального ремонтов, реставрационных работ. Также у указанных учреждений есть потребность в расширении выставочных площадей и площадей под хранение музейных фондов, в обновлении выставочного и фондового оборудования.
До 2017 года взаимодействие посетителей музеев с экспозиционным пространством ограничивалось традиционными формами и инструментами коммуникации. С развитием высоких технологий музейная среда претерпела глобальную трансформацию, которая открыла для демонстрации культурных артефактов новые возможности.
Развитие цифровых технологий в музейной деятельности является одним из важнейших направлений федерального проекта "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры" ("Цифровая культура"), входящего в состав национального проекта "Культура".
Для выполнения задачи по развитию цифровых технологий необходимо оснащение областных государственных и муниципальных музеев современным мультимедийным, компьютерным оборудованием и специализированным программным обеспечением.
Востребованность ретроспективной документной информации для решения задач социально-экономического развития страны, государственного управления делает архив надежным, адресным, оперативным информационным звеном управленческой деятельности органов государственной власти. Архивное дело как деятельность в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов обеспечивает информационную основу разработки и реализации государственной политики, развития науки и культуры, проведения пенсионной реформы.
Обеспечивая на территории Кировской области постоянное хранение более 4,4 млн. единиц хранения архивных документов за период с XVII века по XXI век, архивы выполняют важные функции по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся на территории Кировской области, и предоставлению государственных и муниципальных услуг населению.
В соответствии с Законом Кировской области от 17.09.2005 N 360-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями области в сфере архивного дела" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области осуществляют отдельные государственные полномочия области в сфере архивного дела.
Крайне высокая загруженность Центрального государственного архива Кировской области архивными документами ставит под угрозу соблюдение законодательства об архивном деле в части комплектования Государственного архива Кировской области архивными документами, в том числе документами по личному составу ликвидирующихся предприятий.
В связи с этим остаются нерешенными следующие проблемы:
в области обеспечения сохранности документов:
отсутствие в некоторых зданиях Центрального государственного архива Кировской области современных систем кондиционирования воздуха в архивохранилищах, пассажирских лифтов, внутреннего водостока, приобретение недостающего количества стеллажей, необходимость капитального ремонта архивохранилища и машинного зала,
необходимость продолжения ремонта систем автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения в зданиях Центрального государственного архива Кировской области,
отсутствие современного сканирующего оборудования для организации процесса перевода архивных фондов в электронный вид, а также оборудования для создания страхового фонда на уникальные и особо ценные документы;
в сфере совершенствования услуг по предоставлению архивной информации и расширения доступа пользователей к информационным ресурсам:
недостаточность оснащения читальных залов дополнительными автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими доступ к автоматизированным базам данных о составе и содержании документальных фондов, а также электронным копиям архивных документов,
необходимость приобретения новейших программных продуктов, обеспечивающих предоставление информационных услуг в электронном виде, в том числе в режиме удаленного доступа;
в области формирования интегрированной архивной инфраструктуры - отсутствие отраслевых нормативных документов, регламентирующих процесс включения в систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, документов постоянного хранения, созданных в системах электронного делопроизводства и документооборота организаций - фондообразователей;
в сфере комплектования архивов - нерешенность вопросов комплектования, учета и хранения электронных документов.
Первостепенными задачами в сфере охраны объектов культурного наследия являются предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, которые могут причинить вред объектам культурного наследия и исторической среде.
Для осуществления вышеуказанных задач необходимо разработать и утвердить охранную документацию для 334 объектов культурного наследия регионального значения. По состоянию на 01.09.2019 утверждены границы территории для 88 объектов культурного наследия регионального значения и предмет охраны для 37 указанных объектов. Реализация Подпрограммы позволит до 31.12.2024 разработать и утвердить охранную документацию в отношении каждого объекта культурного наследия регионального значения.
Одним из основных проблемных вопросов развития сферы культуры Кировской области является неудовлетворительное состояние части зданий, в которых размещаются областные государственные и муниципальные учреждения культуры. В связи с этим необходимо строительство новых объектов, проведение реконструкции, капитального ремонта и реставрации существующих зданий учреждений культуры.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы сформированы на основе положений:
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целью Подпрограммы является создание условий для сохранения культурного, исторического наследия и расширения доступа населения к культурным ценностям и информации.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
повышение доступности и качества библиотечных, музейных и архивных услуг;
обеспечения сохранности и использования объектов культурного наследия;
развитие инфраструктуры сферы культуры.
Целевыми показателями эффективности Подпрограммы будут являться:
количество единиц хранения библиотечных фондов областных государственных библиотек и основного музейного фонда областных государственных музеев;
объем хранимых дел (документов) в Государственном архиве Кировской области;
доля объектов культурного наследия регионального значения, в отношении которых осуществлены плановые мероприятия по контролю их состояния, в общем числе объектов культурного наследия регионального значения;
доля объектов культуры, на которых завершены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и реставрации, в общем количестве объектов культуры, на которых запланировано проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и реставрации.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
Достижение цели и решение задач Подпрограммы осуществляются путем реализации отдельных мероприятий.
3.1. На решение задачи "Повышение доступности и качества библиотечных, музейных и архивных услуг" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Организация и поддержка деятельности библиотек области";
"Повышение доступности и качества музейных услуг";
"Организация хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архивах Кировской области".
3.1.1. В рамках отдельного мероприятия "Организация и поддержка деятельности библиотек области" будет осуществляться библиотечное обслуживание граждан, комплектование, сохранение библиотечных фондов и финансовое обеспечение деятельности областных государственных библиотек, подведомственных министерству культуры Кировской области.
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Повышение доступности и качества музейных услуг" будет осуществляться:
предоставление доступа населения к музейным предметам и музейным коллекциям, сохранение музейных фондов и финансовое обеспечение деятельности областных государственных музеев, подведомственных министерству культуры Кировской области;
государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
3.1.3. В рамках отдельного мероприятия "Организация хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архивах Кировской области" будут осуществляться:
хранение, комплектование и использование архивных документов в государственных архивах Кировской области;
предоставление субвенции из областного бюджета местным бюджетам на выполнение отдельных государственных полномочий по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов;
предупреждение аварийных и чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности здания Центрального государственного архива Кировской области;
государственный контроль за соблюдением нормативных правовых актов об архивном деле на территории области, а также состоянием сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся на временном хранении в архивах организаций города Кирова и области, документов по личному составу в организациях всех форм собственности в интересах общества и граждан.
3.2. На решение задачи "Обеспечение сохранности и использования объектов культурного наследия" направлена реализация отдельного мероприятия "Осуществление государственной охраны объектов культурного наследия и создание условий доступа населения к культурным, историческим ценностям путем популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)".
В рамках отдельного мероприятия будут осуществляться:
обеспечение сохранения и использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Кировской области;
региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
3.3. На решение задачи "Развитие инфраструктуры сферы культуры" направлена реализация отдельного мероприятия "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация зданий учреждений культуры".
В рамках отдельного мероприятия будут осуществляться:
предоставление из федерального бюджета областному бюджету субсидии на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации в рамках выполнения плана мероприятий, связанного с подготовкой и проведением празднования в 2024 году 650-летия основания города Кирова, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 2222-р, для последующего предоставления субсидии из областного бюджета областным государственным учреждениям культуры в виде субсидии на иные цели на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Кировской области;
предоставление из федерального и областного бюджетов иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на реконструкцию и капитальный ремонт зданий, капитальный ремонт наружных сетей, благоустройство территории муниципальных учреждений культуры, приобретение оборудования за счет средств резервного фонда Президента Российской Федерации и областного бюджета. Порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реконструкцию и капитальный ремонт зданий, капитальный ремонт наружных сетей, благоустройство территории муниципальных учреждений культуры, приобретение оборудования утверждается правовым актом Правительства Кировской области в установленном порядке;
предоставление субсидии из областного бюджета областным государственным учреждениям культуры на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Кировской области. Субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Кировской области предоставляется из областного бюджета областным государственным учреждениям культуры в виде субсидии на иные цели;
предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам на поддержку отрасли культуры на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений культуры. Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку отрасли культуры приведены в приложении N 6 к Государственной программе;
предоставление субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Афанасьевский муниципальный район Кировской области на строительство многофункционального культурного центра. Порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Афанасьевский муниципальный район Кировской области на строительство многофункционального культурного центра приведен в приложении.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы за счет всех источников финансирования составит 1 958 304,30 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 367 840,00 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 1 587 159,30 тыс. рублей;
средства местного бюджета - 3 305,00 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета на реализацию Подпрограммы привлекаются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", а также за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства местных бюджетов на реализацию мероприятий Подпрограммы привлекаются по соглашениям, заключаемым с муниципальными образованиями Кировской области.
Объемы финансирования Подпрограммы по основным направлениям финансирования приведены в таблице.
Таблица
Объемы финансирования Подпрограммы по основным направлениям финансирования
(тыс. рублей)
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования Подпрограммы в 2020 - 2024 годах |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Подпрограмма - всего |
1958304,30 |
373272,90 |
305194,30 |
443695,70 |
435845,70 |
400295,70 |
том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
430287,20 |
45367,20 |
- |
145390,00 |
137540,00 |
101990,00 |
прочие расходы |
1528017,10 |
327905,70 |
305194,30 |
298305,70 |
298305,70 |
298305,70 |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 9 к Государственной программе.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
Проблемы реализации Подпрограммы, негативно влияющие на основные ее параметры, можно условно разделить на следующие группы:
5.1. Финансовые риски.
Одним из наиболее важных рисков является уменьшение объема средств областного и федерального бюджетов, которые направлены на реализацию мероприятий Подпрограммы, в связи с оптимизацией или изменением направлений расходов при их формировании.
К финансовым рискам также относится неэффективное и нерациональное использование ресурсов Подпрограммы.
5.2. Законодательные риски.
В период реализации Подпрограммы возможно внесение изменений в нормативные правовые акты на федеральном уровне, что может оказать влияние на достижение поставленной цели Подпрограммы.
Для снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений в действующую областную нормативную базу, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование Подпрограммы.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения на основании проведения мониторинга реализации Подпрограммы и корректировка мероприятий Подпрограммы с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы
Муниципальные образования Кировской области принимают участие в реализации отдельного мероприятия "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация зданий учреждений культуры".
Органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области разрабатывают и утверждают муниципальные программы, предусматривающие объемы финансирования и целевые показатели реализации соответствующих мероприятий.
Органы исполнительной власти Кировской области, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств по таким мероприятиям, заключают с муниципальными образованиями Кировской области соответствующие соглашения.
Прогнозируемый объем расходов средств местных бюджетов приведен в приложении N 9 к Государственной программе.
Кроме того, муниципальные образования Кировской области принимают участие в реализации отдельного мероприятия "Организация хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в архивах Кировской области" путем выполнения отдельных государственных полномочий по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.