Учитывая многочисленные запросы, поступающие от региональных органов торговли и общественного питания, о толковании на местах нормативных документов и торговых терминов, касающихся реализации алкогольной продукции, Департамент регулирования и координации внутренней торговли разъясняет, что основными документами, регламентирующими порядок реализации отечественной и импортной алкогольной продукции хозяйствующими субъектами в сфере торговли и общественного питания, являются "Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987, а также дополнения и изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.97 N 867 "О внесении изменений и дополнений в Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации и Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией."
Последним постановлением запрещается реализация алкогольной продукции с объемным содержанием спирта этилового более 12% в организациях мелкорозничной торговой сети (ларьках, киосках, палатках, павильонах, не имеющих торгового зала) и на оптовых продовольственных рынках.
Пункт 5 "Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией" указанного постановления, дополнен подпунктом "и" следующего содержания: "документ налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды."
Наибольшее число писем, содержат просьбы разъяснить следующие вопросы:
- Установлен ли единый порядок расчетов с применением контрольно-кассовых машин при продаже алкогольной продукции?
Ответ:
"Правилами розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации" установлен единый порядок, предусматривающий продажу алкогольной продукции с применением контрольно-кассовых машин независимо от места реализации.
- Что следует понимать под терминами палатки, ларьки, киоски, павильоны, лоток?
Ответ:
При классификации организаций мелкорозничной торговой сети следует руководствоваться "Инструкцией по заполнению форм государственной отчетности. "Отчет о наличии торговой сети", утвержденной постановлением Госкомстата России от 22.07.94 N 104.
По-видимому, в тексте настоящего документа допущена опечатка. Постановление Госкомстата РФ N 104 за 1994 год имеет дату 12 июля
В соответствии с требованиями данной Инструкции к палаткам, ларькам, киоскам относятся торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей. Павильоны, не имеющие торгового зала, учитываются в числе палаток, киосков. Павильоны, имеющие торговый зал, учитываются в числе магазинов.
Понятие "лоток" специалистами традиционно трактуется как выносной столик, который ежедневно убирается после окончания торговли, либо устанавливается на определенный период (как правило весенне-летний) вблизи торговых предприятий, на улицах городов, при проведении зрелищных, спортивных и других мероприятий. При этом, лотки могут быть оборудованы для удобства и защиты продавца и товара от атмосферных воздействий навесами, зонтиками, металлическими каркасами, обтянутыми парусиной, брезентом, полиэтиленовой пленкой и т.д.
- Входит ли площадь, занимаемая торгово-технологическим оборудованием, в общую площадь торгового зала?
Ответ:
Под торговым залом следует понимать часть площади магазина, на которой производится продажа товаров.
В соответствии с таким подходом площадь торгового зала включает два вида площадей: площадь для размещения торгово-технологического оборудования, предназначенного для выкладки товаров, и площадь для движения покупателей.
- Каким нормативным документом определена минимальная площадь торгового зала для реализации алкогольной продукции?
Ответ:
Минимальная площадь торгового зала для реализации алкогольной продукции в размере 10 кв. м предусмотрена (таблица 2) приказом Минторга РСФСР от 25.06.82 N 176 "О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети", "Примерным распределением торговой площади по группам товаров и дополнительным услугам в продовольственных магазинах".
Площадь складских помещений магазинов определена СНИПом 11-7780 (часть 2, глава 77) "Строительные нормы и правила. Магазины" таблица N 9 - на каждые 10 кв. м площади торгового зала для продажи вина, пива, напитков приходится складской площади не менее 4,3 кв.м.).
- Разрешается ли реализация алкогольной продукции в кафе, закусочных, в предприятиях общественного питания на летних площадках?
Ответ:
Предприятия общественного питания на летних площадках, не примыкающие непосредственно к стационарным предприятиям общественного питания и не имеющие условий для хранения и реализации алкогольной продукции, предназначены только для быстрого обслуживания посетителей.
Для формирования их ассортимента целесообразно использовать "Примерный ассортимент продукции предприятий общественного питания на летних площадках" (Приложение к Положению о предприятиях общественного питания на летних площадках, утвержденное приказом Минторга РСФСР от 25.07.85 N 184), который не предусматривает реализацию алкогольной продукции.
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять реализацию алкогольной продукции исключительно в местах, определенных органами местного самоуправления при наличии лицензий, выданных в установленном порядке.
- Являются ли обязательными требования ГОСТа Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", в части ассортимента продукции, реализуемой в ресторанах, барах, кафе, закусочных, столовых?
Ответ:
Безусловному исполнению подлежат регламенты ГОСТов, направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья потребителей. Требования, в том числе и по ассортименту реализуемой продукции, установленные ГОСТом Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий". (Таблица 2, 3, 4), являются минимальными.
- Возможна ли продажа алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации маркированной специальными марками, отпечатанными методом офсетной печати?
Ответ:
С 1 сентября 1997 года запрещены производство и продажа отечественной алкогольной продукции, маркированной специальными марками, отпечатанными методом офсетной печати, с двузначным кодом региона, без номеров разряда и порядковой нумерации.
С 1 сентября вводятся специальные марки, отпечатанные методом металлографской печати и имеющие двузначный код региона, номер разряда и порядковую нумерацию. (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 836)
Начальник Департамента регулирования
и координации внутренней торговли |
В.И.Бодрягин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящим письмом Департамент регулирования и координации внутренней торговли разъясняет, что основными документами, регламентирующими порядок реализации отечественной и импортной алкогольной продукции хозяйствующими субъектами в сфере торговли и общественного питания, являются Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории РФ и Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987, c изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14.07.97 N 867.
Письмо МВЭС РФ от 27 августа 1997 г. N 21-261 "О реализации алкогольной продукции"
Текст письма официально опубликован не был