В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, нефтепродуктов и защиты населения и окружающей среды от их вредного воздействия и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" постановляю:
1. Утвердить Требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Кировской области (далее - Требования). Прилагаются.
2. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Кировской области (Раков А.Г.) совместно с Кировским отделом управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России (Конышев В.П.):
2.1. Организовать методическое обеспечение работ по разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) на территории области.
2.2. Подготовить совместно с заинтересованными ведомствами: комитетом природных ресурсов по Кировской области (Деньгин В.Г.), управлением государственного энергетического надзора по Кировской области (Слободчиков В.А.), комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Логинов А.П.) - перечень организаций и предприятий, которые обязаны разрабатывать Планы, сроки предоставления, порядок согласования и утверждения Планов (далее - Перечень).
Перечень утвердить комиссией по чрезвычайным ситуациям Кировской области.
3. Главам администраций районов и городов области совместно с органами, определенными в Требованиях к разработке Планов, организовать работу по согласованию Планов с организациями и предприятиями в соответствии с Перечнем, утвержденным решением комиссии по чрезвычайным ситуациям Кировской области.
4. Организациям, предприятиям, объектам экономики, включенным в Перечень:
4.1. Обеспечить неснижаемый запас паспортизованных сорбентов ГОСТ Р12.1.052-97 и средств предотвращения загрязнения в соответствии с нормами, принятыми постановлением Губернатора области от 27 января 1997 г. N 22 "Об обеспечении экологической безопасности на объектах, связанных с хранением, реализацией и применением нефтепродуктов", с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти и нефтепродуктов, определенных для объектов пунктом 2 основных Требований к разработке Планов.
4.2. Разработку Планов, их согласование и утверждение завершить до 1 июля 2001 года.
5. Кировскому центру стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России (Урванцев Ю.А.) рекомендовать предусмотреть в планах государственного надзора проверки соблюдения ГОСТ Р12.1.052-97 ССБТ "Паспорт безопасности вещества материала".
6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Малых В.М.
Первый заместитель |
А.А. Пинаев |
Требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Кировской области
(утв. постановлением Губернатора Кировской области от 30 января 2001 г. N 33)
1. Требования определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организацию взаимодействия сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов (далее - План).
2. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов дополняет ранее принятые планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов.
3. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными актами с учетом максимально возможных объемов разлившихся нефти и нефтепродуктов, которые определяются для объектов:
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные добывающие установки - 1500 тонн;
автоцистерна (резервуар) - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при прорыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.
4. В зависимости от объема разлившихся нефти и нефтепродуктов и площади разлива определяются чрезвычайные ситуации (ЧС):
локального значения - до 100 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию объекта;
местного значения - до 500 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект;
территориального значения - до 1000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территорию нескольких районов области или города;
регионального значения - до 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации;
федерального значения - более 5000 тонн разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации.
5. Планы разрабатываются организациями - объектами экономики независимо от форм собственности, осуществляющими добычу, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.
6. Планы согласовываются:
6.1. Для организаций и предприятий, имеющих максимально возможным объемом разливающихся нефти и нефтепродуктов до 100 тонн, - с органом ГО и ЧС муниципального органа власти (города, района), управлением сельского хозяйства и продовольствия района, представителем комитета природных ресурсов района.
Планы утверждаются председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям района (города).
6.2. Для организаций и предприятий, имеющих максимально возможным объемом разливающихся нефти и нефтепродуктов до 500 тонн, - с Главным управлением по делам ГО и ЧС Кировской области, Кировским отделом управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России, комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации области, управлением государственного энергетического надзора по Кировской области, комитетом природных ресурсов по Кировской области.
Планы утверждаются председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям области.
6.3. Для организаций и предприятий, имеющих максимально возможный объемом разлившийся нефти и нефтепродуктов свыше 500 тонн, - с Главным управлением по делам ГО и ЧС Кировской области, Кировским отделом управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России, комитетом сельского хозяйства и продовольствия администрации области, управлением государственного энергетического надзора по Кировской области, комитетом природных ресурсов по Кировской области.
Утверждается Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7. При совершении факта разлива нефти и нефтепродуктов организация - виновник аварии уведомляет о случившемся в течение 1-го часа с момента обнаружения аварии территориальные органы власти, органы ГО и ЧС при органах власти, представителей подразделений комитета природных ресурсов по Кировской области, управления сельского хозяйства и продовольствия администрации области, управления государственного энергетического надзора по Кировской области и Кировского отдела управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России и принимает меры по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с Планом.
8. После завершения ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов организация - виновник аварии проводит ведомственный экологический мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов, почвы и представляет в органы власти, надзорные и контрольные органы, указанные в пункте 7, письменный отчет, в котором указываются:
8.1. Причина и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов.
8.2. Действия должностных лиц объекта и формирований, в том числе и привлеченных.
8.3. Оценка воздействие разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье проживающего населения.
8.4. Затраты на ликвидацию разлива, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов, последующую реабилитацию территории и страховые выплаты по гражданской ответственности.
8.5. Уровень остаточного загрязнения.
9. В зависимости от вида чрезвычайной ситуации органы местного самоуправления, надзорные и контролирующие органы после получения письменного уведомления о ликвидации аварии организуют ведомственную проверку представленного отчета и представляют письменные донесения в комиссию по чрезвычайным ситуациям области на имя ее председателя (заместителя) и в федеральные комитеты и министерства по подчиненности.
10. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов состоит из оперативной части (пояснительной записки) и графической части (приложений).
10.1. Оперативная часть плана включает в себя два раздела:
10.1.1. Мероприятия по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов.
10.1.2. Оперативные мероприятия по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
10.2. Графическая часть плана (приложения) состоит из:
10.2.1. Календарного плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по видам возможных аварий с разливом нефтепродуктов.
10.2.2. Ситуационного плана с генпланом объекта и генпланом местности, на которой находится объект, с изображением возможных мест разлива, площади разлива, зданий и сооружений, инфраструктуры местности, которая может попасть в зону разлива, мест размещения запасов сорбентов и материальных средств для локализации и ликвидации аварии, пути эвакуации пострадавших и населения, пути ввода сил и средств для ликвидации последствий разлива и других необходимых данных для оперативного принятия решения.
10.2.3. Расчета сил и средств объекта, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также сил, привлекаемых к ликвидации аварии по договору, их состава и дислокации.
10.2.4. Схемы управления, оповещения и связи объекта для оповещения и управления при ликвидации аварии.
10.2.5. Графика проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом того, что время локализации разлива не должно превышать 4 часов при разливе на водных бассейнах и 6 часов при разливе на почве.
11. Мероприятия по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов:
11.1. Прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом географических, гидрометеорологических и других особенностей района разлива нефтепродуктов.
11.2. Проведение мониторинга состояния природной среды (недра, почвы, воды, воздуха) на объекте.
11.3. Оборудование объектов хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов средствами предотвращения загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод.
11.4. Создание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (для организаций, имеющих подведомственные нефтебазы, склады, автозаправки).
11.5. Создание оперативных групп по руководству ликвидацией аварии (для складов и автозаправок).
11.6. Разработка плана тушения пожаров при разливе нефти и нефтепродуктов, и возможном их возгорании.
11.7. Создание системы взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
11.8. Первоочередные действия при получении сообщения об аварии с разливом нефти и нефтепродуктов.
11.9. Организация финансового, материально-технического, инженерного обеспечения операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.
12. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
12.1. Максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов, площадь разлива, техническое состояние объекта, состояние оборудования.
12.2. Физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов.
12.3. Влияние места расположения объекта на скорость распространения нефтепродуктов с учетом возможности их попадания во внутренние водоемы и реки.
12.4. Наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке отходов нефтепродуктов.
12.5. Транспортная инфраструктура в районе разлива нефтепродуктов.
12.6. Возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также привлекаемых по договору формирований.
12.7. Время доставки сил и средств к месту чрезвычайных ситуаций.
12.8. Время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов разлива в акватории и 6 часов при разливе на почве.
13. Оперативные мероприятия по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов:
13.1. Оповещение органов власти, руководящего состава, рабочего и дежурного персонала, формирований, населения об разливе нефти и нефтепродуктов с указанием места аварии и ее масштабов.
13.2. Проведение организационных и технологических первоочередных действий при получении сообщения об аварии руководящим составом и дежурным персоналом:
13.2.1. Отселение (эвакуация) населения, оказавшегося в зоне разлива нефтепродуктов, в безопасное место и оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим.
13.2.2. Проведение рекультивации земельных участков, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.
13.2.3. Проведение мониторинга состояния объектов природной среды, подвергшихся негативному воздействию нефти и нефтепродуктов.
13.2.4. Представление в органы власти, надзорные и контролирующие органы необходимых донесений.
14. Порядок и периодичность проверки готовности сил и средств, привлекаемых для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, определяет комиссии по чрезвычайным ситуациям, включив проверки годовой план проверки работы комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кировской области от 30 января 2001 г. N 33 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Кировской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Кировской области от 15 мая 2007 г. N 94/215 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 15 июля 2003 г. N 48/198