Инструкция
о порядке выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижного состава предприятий и организаций, независимо от их подведомственности и форм собственности
(утв. МПС РФ 22 сентября 1992 г.)
Приказом Минтранса РФ от 28 марта 2006 г. N 34 настоящая Инструкция признана утратившей силу
Согласно названному приказу курсирование железнодорожного подвижного состава (включая его перемещение в порожнем состоянии) по железнодорожным путям общего пользования осуществляется без ограничений по полигону курсирования, а также без иных ограничений, за исключением случаев, при которых такие ограничения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также в договоре с перевозчиком в отношении железнодорожного подвижного состава, арендованного у перевозчика
См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
1. Общие положения
1.1. Курсирование по железнодорожным путям общего пользования* подвижного состава предприятий и организаций, независимо от их сферы деятельности, формы собственности**, разрешается: в прямом сообщении (в пределах двух и более дорог) - Министерством путей сообщения, в местном сообщении (в пределах одной дороги) - начальниками железных дорог. Пропуск вагонов, в которых осуществляются технологические перевозки внутри предприятий с пересечением станционных путей железных дорог, разрешается начальниками отделений железных дорог.
1.2. Выпускаемые на пути МПС собственные вагоны должны полностью отвечать Правилам технической эксплуатации железных дорог.
2. Порядок выпуска собственных вагонов на пути МПС
2.1. Заявки на пропуск вагонов по путям общего пользования для выполнения перевозок грузов предприятия представляют в управления железных дорог по месту своего нахождения отдельно на вагоны для курсирования в прямом и местном сообщениях по форме согласно приложению N 1. Заявки на пропуск через станционные пути железных дорог вагонов, осуществляющих технологические перевозки внутри предприятий с пересечением станционных путей, представляют начальнику отделения дороги по форме согласно приложению N 2.
К заявкам на курсирование вагонов по путям общего пользования должны прилагаться:
а) акты технического осмотра вагонов (не имеющих восьмизначной нумерации, присвоенной Главным управлением перевозок), выданные работниками вагонного хозяйства с указанием рода вагона, его осности, грузоподъемности, массы тары, длины по осям автосцепки, наличия переходной площадки, типа тележки, типа тормоза, даты последнего планового ремонта, типа колесных пар, наличия знаков и клейм МПС в соответствии с Инструкцией от 31.12.76 г. N ЦВ-3429 "По осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар", специальных дополнительных устройств на вагонах (несъемное оборудование для крепления груза, наращенные борта и т.д.);
б) при перевозках опасных грузов:
на новые вагоны - сертификат, выданный заводом-изготовителем данного вагона на соответствие его конструкции и технического использования требованиям обеспечения безопасности перевозки конкретного опасного груза;
в) подтверждения грузоотправителей о том, что необходимые размеры погрузки в собственном подвижном составе будут предусматриваться ими в развернутых планах перевозок в счет установленного плана погрузки по данному роду груза.
Заявки на курсирование в прямом сообщении собственных вагонов с заключением о возможности их пропуска по путям общего пользования за подписью начальника службы перевозок управления железных дорог представляются в Главное управление перевозок МПС.
2.2. Выпуск вагонов на пути общего пользования в первый раз допускается только после комиссионного технического осмотра работниками вагонного хозяйства и признания их годными к эксплуатации по путям общего пользования.
Состав комиссии определяется начальником отделения дороги по месту нахождения предприятия. О результатах осмотра составляется акт, в котором отражаются техническое состояние вагонов в соответствии с требованиями пункта 2.4 настоящей Инструкции и заключение о пригодности их обращения по путям общего пользования. Последующий выпуск вагонов на пути общего пользования допускается в каждом случае после их тщательного технического осмотра осмотрщиками вагонов пункта технического обслуживания вагонов железной дороги. В случае перевозки опасного груза - при предъявлении грузоотправителем работникам станции и вагонного хозяйства перед каждой погрузкой свидетельства о пригодности вагона к перевозке данного конкретного груза. О наличии такого свидетельства и результатах технического осмотра вагонов работник вагонного хозяйства обязан сделать отметку в книге формы ВУ-14. При нахождении вагонов на путях общего пользования их техническое обслуживание производится так же, как и вагонов парка МПС.
Плановые виды ремонта вагонов осуществляются в специально установленные сроки и в порядке, установленном для вагонов парка МПС (кроме кузовов специальных вагонов).
2.3. Для собственных вагонов, которым разрешается курсирование по путям общего пользования, присваивается восьмизначная нумерация в соответствии с приказом МПС от 15 мая 1984 г. N 22Ц и указанием МПС от 3 сентября 1985 г. N Т-30945.
Восьмизначная нумерация на собственные вагоны не присваивается при выполнении технологических перевозок внутри предприятия с пересечением станционных путей. С разрешения начальника дороги в пределах одного тарифного пункта могут осуществляться плановые перевозки груза с одного предприятия на другое, тогда собственным вагонам присваиваются восьмизначные номера и они учитываются в погрузке, выгрузке и рабочем парке дороги.
По принятой единой кодификации признаков первый знак цифра "5" характеризует вагон как собственный предприятия или организации, второй знак определяет род вагона, третий знак - осность и основную характеристику вагона, четвертый - дополнительную характеристику, пятый и шестой в сочетании с первыми четырьмя служат составной частью порядкового номера, седьмой знак - наличие или отсутствие у вагона переходной площадки, восьмой знак - расчетный контрольный, по которому проверяется достоверность считывания и занесения в первичные перевозочные документы номера вагона.
2.4. Собственный подвижной состав с восьмизначной нумерацией, курсирующий по путям общего пользования, должен иметь следующую окраску и трафареты:
вагоны должны быть окрашены в зеленый цвет. У цистерн окрашиваются в зеленый цвет рама и торцовые днища. У края днища по кругу наносится белая полоса шириной в 300 мм;
на всех вагонах должны быть нанесены трафареты, знаки и надписи, установленные для вагонов парка Министерства путей сообщения, кроме знаков МПС;
на цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, должны быть нанесены трафарет, соответствующий роду перевозимого груза, и знаки опасности, если он относится к группе опасных грузов;
на все вагоны под номером с обеих сторон вагона должны быть нанесены трафареты буквами высотой 70 мм "Срочный возврат", станция и дорога нахождения предприятия. Наименование владельца вагона не наносится. На станциях, где несколько предприятий имеют собственные вагоны, курсирующие по путям МПС, за наименование станции и дороги нахождения предприятия наносится условный номер, присваиваемый каждому предприятию. Например: "Срочный возврат ст. Северная Московской ж.д. N 6". Указанный номер присваивается начальником станции по согласованию с предприятием. Трафареты накладываются белой краской по зеленому фону.
Номер вагона наносится с обеих сторон вагона на кузове и раме в местах и размером в полном соответствии с Альбомом знаков и надписей на вагонах грузового парка железных дорог СССР колеи 1520 мм издания 1985 года.
На кузове вагона для обеспечения лучшей видимости при описывании высота цифр номера вагона должна быть равной 250 мм, ширина 122 - 152 мм, расстояние между цифрами 25 мм.
Трафарет грузоподъемности должен быть нанесен под номером на расстоянии 150 - 200 мм.
Номера на вагоны наносятся по трафарету масляной краской белого цвета.
Окраска вагонов, нанесение трафаретов и восьмизначной нумерации, присвоенной МПС, производятся средствами владельцев и только после установления годности вагонов для следования по путям общего пользования.
При передаче вагонов одним владельцем другому в постоянное или временное пользование присвоенная вагонам восьмизначная нумерация сохраняется. Предприятие или организация, получившие вагоны, при необходимости выхода их на пути общего пользования должны представлять заявки установленным порядком с указанием присвоенной Министерством путей сообщения восьмизначной нумерации.
2.5. Запрещается выпуск собственных вагонов на пути общего пользования без установленных настоящий Инструкцией окраски, трафаретов и нумерации, кроме вагонов, выход которых разрешен начальником отделения дороги для осуществления технологических перевозок с пересечением станционных путей.
2.6. Указание МПС о разрешении курсирования собственных вагонов в прямом сообщении и перечни этих вагонов направляются начальникам дорог погрузки и приписки вагонов. Управления дорог уведомляют предприятия, расположенные в пределах дороги, о разрешении пропуска подвижного состава в прямом или местном сообщениях.
Дороги погрузки и приписки вагонов, получив указание МПС о разрешении курсирования в прямом сообщении собственных вагонов, рассылают на отделения дороги выписки из приложения к этому указанию, касающиеся станций погрузки и приписки данного отделения.
Отделения дороги делают выписки из приложений указания и рассылают их отдельно для каждой станции, имеющей погрузку или приписку собственных вагонов.
Порядок уведомления предприятий о разрешении курсирования собственных вагонов, рассылка отделениям и станциям разрешений и перечней на такие вагоны, осуществление контроля за соблюдением условий их курсирования по пути общего пользования в соответствии с настоящей Инструкцией устанавливает начальник дороги.
2.7. Пересылка принадлежащих предприятиям и организациям весовых мастерских, весоповерочных вагонов, вагонов ремонтных поездов, а также порожних вагонов в ремонт, из ремонта, от одного предприятия к другому в прямом и местном сообщениях производится в каждом отдельном случае с разрешения начальника отделения дороги с формированием грузовых документов как груз на своих осях и приложением акта проверки технического состояния подвижного состава.
3. Порядок курсирования собственных вагонов по путям МПС
3.1. Курсирование собственных вагонов по путям общего пользования разрешается для перевозки грузов, предусмотренных планом, с исключением нерациональных перевозок, встречного порожнего пробега с однородными и взаимозаменяемыми вагонами парка МПС.
В развернутых планах перевозок грузоотправителем должны указываться размеры погрузки в собственных вагонах по их роду независимо от принадлежности вагонов грузополучателю или грузоотправителю. Погрузка грузов в полувагонах, принадлежащих предприятию, должна включаться в развернутые планы перевозок в графу "Прочие вагоны".
Перечни собственных вагонов, с указанием рода вагона, восьмизначных номеров и установленным районом курсирования в прямом сообщении, разрабатываются и утверждаются Главным управлением перевозок МПС, а в местном сообщении - начальником дороги один раз в три года.
Курсирование специальных цистерн с постоянным районом обращения может разрешаться один раз до отмены.
3.2. Начальники железных дорог по просьбам предприятий или министерств и ведомств могут:
а) изменять в пределах железной дороги районы обращения вагонов, которым МПС разрешено курсирование по путям общего пользования;
б) разрешать в пределах дороги перевозку грузов в этих вагонах предприятиям, не поименованным в указаниях МПС.
3.3. По конструкции и техническому состоянию вагоны, предназначенные для курсирования по путям общего пользования, должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к вагонам парка МПС.
3.4. Не разрешается выпускать на пути общего пользования вагоны, построенные по заказам предприятий и организаций без согласования технической документации с МПС и не подвергавшиеся испытанию в объеме требований, предъявляемых к подвижному составу МПС.
3.5. Обращение на железнодорожных путях МПС отдельных маршрутов или групп вагонов (более 5), сформированных из думпкаров или других вагонов, не оборудованных специальными подножками для проезда составительских бригад, производится при условии постановки в голове и в хвосте группы вагонов с переходными площадками или специальными подножками. При необходимости, исходя из местных условий, количество таких вагонов в составе групп может быть увеличено.
3.6. Допускается курсирование по путям общего пользования специального собственного подвижного состава при соблюдении следующих условий:
а) вагонов для перевозки агломерата и окатышей на тележках ЦНИИ-ХЗ со скоростью не более 80 км/час;
б) хопперов-дозаторов замкнутыми маршрутами с вагоном для обслуживающего персонала. Порожние и груженые хоппер-дозаторные маршруты, курсирующие в составе менее установленной графиком движения поездов нормы по длине или весу поезда, разрешается дополнять любым подвижным составом, кроме думпкаров (за исключением типов 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66). При этом для маршрутов из хопперов-дозаторов ЦНИИ- и ЦНИИ-3 суммарный вес груженого состава не должен превышать 2600 т;
в) специальных вагонов-цистерн для перевозки сжатых и сжиженных газов и других опасных грузов при наличии установленных трафаретов и знаков опасности груза, сроках испытания котла и технологии роспуска с горок;
г) вагонов-думпкаров:
типа 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 полносоставными маршрутами и укрупненными группами с дополнением любым магистральным подвижным составом как в порожнем, так и в груженом состоянии, до установленной длины или веса поезда в соответствии с планом формирования и скоростями, установленными для грузовых поездов. Думпкары типов 3ВС-50, 4ВС-50, 5ВС-60, ВС-85, Д-82, 2БС-105 могут курсировать по путям МПС со скоростями, установленными для грузовых поездов и указанием МПС N Н-38990 от 11.12.81 г., но не свыше 90 км/час для думпкаров ВС-85, Д-82, 2ВС-105 на тележках типа УВЗ-11А и не свыше 80 км/час для думпкаров 2ВС-105 на тележках УВЗ-10м или УВЗ-7, отдельными маршрутами весом не более 2600 т с пополнением любым магистральным подвижным составом в порожнем состоянии до установленной длины, а в груженом состоянии - до указанного веса. Выпуск думпкарных маршрутов на перегоны, где производится их погрузка или выгрузка, разрешается только в их инвентарном составе без подвижного состава, не относящегося к думпкарному маршруту.
Пополнение думпкарных маршрутов разрешается только на начальной (после погрузки думпкаров) и на конечной (после выгрузки думпкаров) станциях таким магистральным подвижным составом, который не требует отцепки на промежуточных станциях и не ограничивает скорости движения думпкарных маршрутов.
Думпкары всех типов, кроме 6ВС-60, ВС-66 и 7ВС-60, запрещается распускать с сортировочных горок. При роспуске с сортировочных горок смешанных маршрутов их часть, состоящая из думпкаров, пропускается с сортировочной горки вместе с локомотивом.
При выпуске всех думпкаров, кроме думпкаров 6ВС-80, ВС-66 и 7ВС-60, на пути МПС система их разгрузки должна быть освобождена от воздуха, соединительные рукава сняты, загрузка думпкаров должна быть равномерной.
Думпкары Д-82, ВС-85, 2ВС-105, имеющие трафарет Т, пропускать по путям МПС в груженом состоянии на условиях, установленных Инструкцией МПС по перевозке негабаритных грузов для электропоездов габарита Т, а в порожнем состоянии - с бортами, стянутыми до габарита 1-Т.
Пропуск думпкаров по путям МПС разрешается только при наличии на главных путях рельсов Р-50 и тяжелее на щебеночном, асбестовом и гравийном балласте.
Каждый думпкарный маршрут и укрупненная группа думпкаров всех типов должны сопровождаться выделяемым владельцем думпкаров проводником-механиком, знающим устройство и эксплуатацию думпкаров и осуществляющим контроль за правильностью их выгрузки. Вагон для сопровождения выделяется владельцем думпкаров.
В пределах одной дороги допускается пропуск по путям МПС маршрутов и укрупненных групп думпкаров типа 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 без сопровождения механиком. При этом должна быть разработана инструкция о порядке осмотра думпкаров на местах погрузки и выгрузки и подготовки их к транспортному состоянию с указанием ответственных лиц предприятий, имеющих думпкары.
Порожние хопперы-дозаторы и думпкары, направляемые в ремонт, к месту работы и возвращаемые из ремонта, должны следовать в поездах как груз на своих осях с установленными для грузовых поездов скоростями (для думпкаров ВС-100 и 2ВС-105 со скоростью не более 80 км/час). При этом думпкары 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 могут ставиться в любой части поезда, а все остальные - последними в хвосте грузового поезда.
Отцепку от маршрутов груженых думпкаров или хоппер-дозаторов по технической и коммерческой неисправностям оформляют в соответствии с Правилами перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной. При этом обязательно составляют уведомление формы ВУ-23 или акт общей формы N ГУ-23. В досылочных документах указывают особые отметки, имеющиеся в основных грузовых документах.
3.7. В случаях, не предусмотренных пп.3.1 - 3.6, необходимо руководствоваться Правилами технической эксплуатации железных дорог и инструкциями по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе, Правилами перевозок грузов и техническими условиями погрузки и крепления грузов.
4. Порядок учета работы, производимой собственными вагонами
на путях МПС общего пользования
4.1. Находящиеся на путях МПС собственные вагоны, которым разрешено курсирование, учитываются в рабочем парке железных дорог в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по учету наличия состояния и использования грузовых вагонов.
4.2. Перевозка грузов в собственных вагонах, курсирование которых разрешено по путям общего пользования, учитывается в выполнении плана погрузки и выгрузки в соответствии с Инструкцией по учету погрузки и выгрузки грузов при перевозках железнодорожным транспортом.
Товарный кассир станции погрузки при оформлении таких перевозок должен делать отметку в дорожной ведомости под наименованием груза: "В собственном вагоне. Распоряжение МПС (дороги) N от ".
Порожние вагоны направляются по полным грузовым документам в пункт погрузки, указываемый в накладной грузополучателем. При этом в графе "Наименование груза" указывают "Собственный вагон направляется в пункт погрузки".
Разрешения МПС (дороги) на возврат порожних вагонов не требуется.
В погрузке, выгрузке и рабочем парке не учитываются вагоны, выполняющие технологические перевозки внутри предприятия с пересечением станционных путей, не имеющие восьмизначной нумерации.
4.4. При списании по техническому состоянию собственных вагонов, имеющих право выхода на пути общего пользования, владелец или вагонное депо, списавшие их, в недельный срок обязаны сообщить в Главное управление перевозок МПС номера для снятия их с учета.
Запрещается самовольное, без разрешения МПС, нанесение освобождаемой после списания вагонов нумерации на другие вагоны.
4.5. Начальники железных дорог, начальники отделений дороги и начальники станций должны обеспечить строгий контроль за сохранностью собственных вагонов при нахождении их на путях общего пользования. В случае засылки вагонов железная дорога приписки должна произвести их розыск и возврат к месту приписки.
Инструкция о порядке курсирования по железнодорожным путям общего пользования вагонов, принадлежащих предприятиям и организациям министерств и ведомств, утвержденная МПС 26 апреля 1966 г. N ЦД-2436, признается не действующей на железных дорогах Российской Федерации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 1992 г.
Регистрационный N 70
-------------------------------------------------------------------------
* Путям МПС.
** Именуемых далее "собственных вагонов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция о порядке выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижного состава предприятий и организаций, независимо от их подведомственности и форм собственности (утв. МПС РФ от 22 сентября 1992 г.)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 1992 г.
Регистрационный N 70
Настоящая Инструкция вступает в силу со дня присвоения ей номера государственной регистрации
Текст Инструкции опубликован без приложений в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, N 1, 1993 г.
Приказом Минтранса РФ от 28 марта 2006 г. N 34 настоящая Инструкция признана утратившей силу