8 ноября 2012 г., 16 января 2013 г.
Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" и пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров":
1. Утвердить региональную отраслевую программу "Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы". Прилагается.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы департамента Головкову И.В.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Кировской области о предоставлении из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм и грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, включая бытовое обустройство начинающих фермеров.
Заместитель Председателя |
А.А. Котлячков |
Региональная отраслевая программа
"Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы"
(утв. распоряжением департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 5 апреля 2012 г. N 17)
8 ноября 2012 г., 16 января 2013 г.
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 16 января 2013 г. N 1 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Паспорт
региональная отраслевая программы "Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы"
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
Наименование программы |
Региональная отраслевая программа "Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы" |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Заместитель Председателя Правительства области, глава департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Распоряжение департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 05.04.2012 года N 17 |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 |
Цель и задачи |
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Кировской области, увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и их дальнейшее развитие и распространение на территории Кировской области. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: 1. обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; 2. обеспечение доступности финансовых ресурсов для начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств; 3. стимулирование перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства; 4. реализация проектов по созданию, реконструкции или модернизации, а также комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и выше голов крупного рогатого скота (далее - КРС), от 20 до 100 и выше конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Кировской области при условии их окупаемости сроком не более 8 лет. |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевой индикатор: Увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2011 года - 1,046. Целевые показатели: - количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки - 21, в том числе: в 2012 году - 4 ед. в 2013 году - 7 ед. в 2014 году - 10 ед. - Создание 17 новых семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. - количество созданных рабочих мест - 114 |
Характеристика программных мероприятий |
Комплекс мер, направленных на реализацию целей и задач программы, включает следующие мероприятия: 1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; 2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров; 3. Грант на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств. 4. Создание и развитие сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств. 5. Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах начинающими фермерами. 6. Предоставление поручительств и гарантий крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы и начинающим фермерам из Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. 7. Развитие регионального (областного) и создание сети межрайонных (межмуниципальных) и районных (муниципальных) консультационных центров с целью предоставления консультационной помощи малым формам хозяйствования на селе. 8. Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. 9. Возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственных машин, тракторов и оборудования, а также племенного поголовья сельскохозяйственных животных, и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). 10. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств. 11. Строительство и ремонт инженерно -технической инфраструктуры к семейным фермам и к производственным и социальным объектам начинающих фермеров. 12. Племенная работа и ветеринарное обслуживание на семейных животноводческих фермах. |
Сроки реализации программы |
2012 - 2014 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 437,022 млн. рублей, в том числе: - Общий объем финансирования Программы по годам из средств федерального бюджета составляет 158,403 млн. рублей, в том числе: 2012 год - 15,063 млн. рублей; 2013 год - 67,64 млн. рублей; 2014 год - 75,7 млн. рублей - Общий объем финансирования Программы из средств областного бюджета составляет 109,325 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 13,835 млн. рублей; 2013 год - 40,26 млн. рублей; 2014 год - 55,23 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2012-2014 годы составит не менее 50 млн. рублей; - создание и развитие 21 крестьянского (фермерского) хозяйства; - увеличение семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 17 единиц; - создание 114 дополнительных рабочих мест; - увеличение объемов производства молока в среднем за год на 260 тонн; - увеличение объемов производства мяса в среднем за год на 24 тонны; - увеличение поголовья КРС на 1000 голов, в том числе на семейных животноводческих фермах на 1000 голов. Реализация Программы также позволит получить следующие социально-экономические результаты эффективности Программы: - развитие конкурентной среды; - создание условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств и для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей в бюджеты всех уровней; - создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий. |
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 8 ноября 2012 г. N 53 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Кировская область относится к зоне интенсивного ведения сельскохозяйственного производства. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 3313,7 тыс. га, в том числе пашни - 2477,4 тыс. га. В сельской местности проживает 28% населения области.
Переход аграрного сектора российской экономики на рыночные отношения, сопровождаемый практически повсеместным спадом производства продукции в агропромышленном комплексе, значительно усилил экономический и социальный статус малых форм хозяйствования АПК. Это, прежде всего, касается крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан. Они вносят значительный вклад в производство сельскохозяйственной продукции страны.
Фермерство представляет собой перспективную, наиболее развивающуюся часть многоукладного АПК, основную движущую силу возрождения аграрной России, особенно на территориях, где отсутствуют сельскохозяйственные организации.
Повышение эффективности государственной поддержки малых форм хозяйствования является одним из важных условий поступательного развития агропромышленного комплекса, наращивания производства сельхозпродукции, укрепления продовольственной безопасности страны, повышения уровня занятости и доходов сельского населения, решения других социальных проблем сельских территорий.
Положительный импульс в развитие малого бизнеса на селе был дан принятием приоритетного национального проекта "Развитие АПК", получившего продолжение в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Основными задачами Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 являются:
повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;
повышение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса:
устойчивое развитие сельских территорий;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.
По состоянию на 31.12.2011 года в Кировской области осуществляли деятельность 449 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - глав КФХ.
Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели области производят все основные виды сельскохозяйственной продукции.
Показатели деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств Кировской области (по данным Кировстата)
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2011 в % к 2010 |
Число крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - глав КФХ (на конец года) |
458 |
449 |
98,0 |
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции, тонн |
|
|
|
зерновые и зернобобовые |
12221,9 |
25658,7 |
209,9 |
картофель |
4484,0 |
9668,6 |
215,6 |
скот и птица (в живом весе) |
909,3 |
602,3 |
66,2 |
молоко |
6477,5 |
4675,4 |
72,2 |
Поголовье скота на конец года, голов |
|
|
|
крупного рогатого скота |
3767 |
4037 |
107,2 |
в том числе коров |
1305 |
1406 |
107,7 |
свиней |
1595 |
1732 |
108,6 |
овец и коз |
352 |
864 |
245,5 |
В 2011 году малыми формами хозяйствования получено льготных кредитов на сумму 222,6 миллионов рублей, из них владельцами личных подсобных хозяйств - на сумму 151,1 миллион рублей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - на сумму 52,4 миллиона рублей, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - на сумму 19,1 миллиона рублей.
На территории Кировской области действует Ассоциация крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств Кировской области. Целью деятельности Ассоциации является реализация и защита гражданских, политических, экономических и социальных прав и свобод крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Кировской области, а так же представление их интересов перед различными государственными органами, общественными и другими организациями.
Организация насчитывает более 60 членов - сельскохозяйственных товаропроизводителей. Имеет Правление, состоящее из 6 членов. Председатель Правления - В. Г. Хомук (глава ЛПХ).
В Кировской области действует:
- Кировское областное государственное бюджетное учреждение "Центр сельскохозяйственного консультирования "Клевера Нечерноземья", которое осуществляет информационно-консультационное обслуживание, в том числе, и малых форм хозяйствования, разрабатывает для них бизнес-планы. Учреждением открыто 8 подразделений в районах области.
- ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Кировской области "Вятка", который оказывает сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам помощь по бухгалтерским и юридическим вопросам.
Большое внимание департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области уделяет помощи в реализации сельскохозяйственной продукции производителям, в том числе крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам:
- ежемесячно в г. Кирове организует ярмарки "выходного дня", на которых все сельхозтоваропроизводители области, включая садоводов и огородников, могут без посредников свободно реализовать свою сельскохозяйственную продукцию;
- осуществляет поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам, оказывающих услуги по реализации (сбыту) молока и мяса крупного рогатого скота, произведенных гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- осуществляет поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части стоимости приобретаемой техники и оборудования для заготовки, транспортировки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования на селе.
Однако государственная поддержка малых форм хозяйствования остается труднодоступной, недостаточной и не обеспечивает полной реализации потенциала данного аграрного уклада.
Одна из самых острых проблем, сдерживающих развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на селе, - их низкая доходность. В цепочке "производство - переработка - реализация сельскохозяйственной продукции производителя" - производство, будучи ключевым звеном, занимает по доходности подчиненное место, и его доля в розничной цене конечного продукта необоснованно мала.
Значительная часть малых форм хозяйствования, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств на селе господдержки не получают, не имеют для кредитования необходимой залоговой базы, поручителей.
Несмотря на рост государственных расходов на нужды АПК, наблюдающиеся в последние годы, российское крестьянство все еще получает значительно меньшую поддержку со стороны государства, чем сельские хозяйства других государств.
Именно поэтому активный рост численности фермеров в 90-ые годы прошлого столетия в последующее полтора десятилетия сменился их сокращением.
Имеющаяся экономическая система сельского хозяйства в России свидетельствует о необходимости дальнейшего развития не только крупных форм хозяйствования, но и малых форм хозяйствования.
Сложившаяся негативная ситуация по сокращению роста численности крестьянских (фермерских) хозяйств требует оказания государственной поддержки вновь созданным хозяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового фермерского хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность уже в первые два года своей деятельности.
Вместе с тем, фермерство имеет определенный потенциал для развития животноводства. Спрос на сырое отечественное молоко и другие виды сельскохозяйственной продукции со стороны российских перерабатывающих заводов по мере развития переработки продукции будет возрастать, а крестьянские (фермерские) хозяйства способны наладить управление небольшими семейными животноводческими фермами, расположенными по кластерному принципу.
Повышение эффективности государственной поддержки семейных животноводческих ферм на селе обусловлено, в том числе, и вступлением России в ВТО. Только в этом случае они смогут выдержать конкуренцию иностранных сельхозпроизводителей, получающих широкую поддержку своих государств.
Создание благоприятных условий в земельных отношениях, экономической, правовой и социальной сферах позволят активно развиваться фермерству, и придаст импульс развития всему сельскому хозяйству.
Региональная отраслевая целевая программа "Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) разработана с целью поддержки начинающим фермерам в создании КФХ и их закреплении в аграрном секторе экономики страны, поддержать и придать импульс развитию семейных животноводческих ферм.
Кроме того, поддержка развития КФХ во многом будет способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышения качества жизни сельского населения.
Снятие преград, тормозящих развитие фермерского уклада, и создание нормальных условий для его деятельности позволят дать мощный стимул росту производства продовольствия, улучшить правовые и экономические условия осуществления деятельности фермера.
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств Кировской области, увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и их дальнейшее развитие и распространение на территории Кировской области.
Мероприятия Программы будут осуществляться за счет средств, выделяемых на реализацию в 2012 - 2014 годах мероприятий областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 года N 40/60, а также за счет привлечения на условиях софинансирования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и материалов и продовольствия.
Задачи программы:
- обеспечить условия для создания и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств;
- обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств;
- стимулировать переход граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства;
- реализовать проекты по созданию, реконструкции или модернизации, а также комплектации семейных животноводческих ферм от 20 до 100 и выше голов КРС, от 20 до 100 и выше конематок, от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных, птицеферм от 1000 и выше голов птиц на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кировской области при условии их окупаемости сроком не более 8 лет.
Достижение вышеуказанной цели позволит:
- увеличить количество КФХ, в том числе за счет переоформления ЛПХ в КФХ, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы сельского населения;
- создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий;
- увеличить численность поголовья коров молочной и мясной породы;
- развить овцеводство, козоводство, птицеводство и другие виды животноводства;
- увеличить производство отечественной животноводческой продукции; - распространить передовой опыт организации семейных животноводческих ферм на базе КФХ;
- развить кооперативные отношения среди малых форм хозяйствования и их взаимодействие с потребительскими обществами системы Центросоюза Российской Федерации;
- увеличить рост занятости сельского населения;
- развить смежные подотрасли агропромышленного комплекса (далее - АПК) (производство кормов, переработка молока и др.).
Раздел 3. Результаты реализации и целевые индикаторы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
3.1. Поддержка начинающих фермеров
Предоставление государственной поддержки 21 начинающим фермерам позволят осуществить:
- привлечь на развитие своих крестьянских (фермерских) хозяйств за 2012 - 2014 годы субсидированных кредитов и займов на общую сумму не менее 50 млн. рублей;
- создать не менее 63 рабочих мест.
Реализация Программы также позволит стимулировать развитие снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, создаст условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности, увеличения доходности бюджетов сельских поселений.
Целевыми индикаторами реализации Программы по поддержке начинающих фермеров являются:
- количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
- количество созданных рабочих мест.
Таблица 1
Целевые индикаторы
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за 2012 - 2014 гг. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки |
4 |
7 |
10 |
21 |
Количество созданных рабочих мест |
12 |
21 |
30 |
63 |
Результат реализации Программы по поддержке начинающих фермеров определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Таблица 2
Целевой индикатор |
Ожидаемый уровень |
На 01.01.2012 (данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Кировской области) |
Значение индикатора, ед |
Год достижения цели |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
Число фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств |
470 |
449 |
453 |
460 |
470 |
2014 |
Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих К(Ф)Х по отношению к уровню 2011 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
, где: (1)
- целевой индикатор;
- число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.01.2012 года;
- число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.01.2015 года;
Значение целевого индикатора к концу реализации Программы определяется по формуле (2):
, (2)
3.2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
В результате реализации Программы планируется создание 17 семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кировской области по следующим направлениям:
(прогноз)
Тип фермы |
Количество ферм |
Общее количество сельскохозяйственных животных |
Ферма от 20 до 100 и выше голов КРС |
9 |
900 |
Фермы от 50 до 300 и выше голов овец, коз и других сельскохозяйственных животных |
7 |
700 |
Птицефермы от 1000 и выше голов птиц |
1 |
1000 |
Создание 17 семейных животноводческих ферм на базе малых форм хозяйствования в 2012 - 2014 годах позволит:
- дополнительно производить в среднем за год 260 тонн молока;
- увеличить объем производства мяса всех видов сельскохозяйственных животных и птицы в среднем за год на 24 тонны;
- увеличить поголовье КРС на 1000 голов;
- распространить передовой опыт организации семейных животноводческих ферм на базе КФХ на новые хозяйства и использовать каталог проектов животноводческих ферм для создания новых объектов;
- создать не менее 51 рабочее место.
- внедрить высокопроизводительную технику и оборудование в производство продукции животноводства;
- развить местную строительную индустрию, смежные отрасли и подотрасли АПК (производство кормов, переработка молока и другой продукции животноводства, обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники);
- развить сельскохозяйственную потребительскую кооперацию в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах;
- создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
- получить социальный эффект в виде поддержки семейного бизнеса, сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности, увеличения занятости и доходности сельского населения;
- достигнуть экологического эффекта в виде минимизации нагрузок животноводства на окружающую среду за счет использования современного оборудования по переработке продуктов жизнедеятельности животных, а также равномерного размещения животноводческих ферм по территории Кировской области.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
4.1. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство
4.1.1. Поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с настоящей региональной отраслевой программой "Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств на 2012 - 2014 годы".
Объем финансирования мероприятий Программы по поддержке начинающих фермеров приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
4.1.2. Отбор участников Программы проводится на конкурсной основе.
Порядок проведения конкурса, состав конкурсной комиссии, положение о ней определяет Правительство Кировской области.
В состав конкурсной комиссии включаются государственные и муниципальные служащие Кировской области (не более половины состава комиссии), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав комиссии могут быть включены представители кредитных, научных, образовательных юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, Ассоциации крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Кировской области.
4.1.3. Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей (далее - Заявка) и документы к ним, в сроки, установленные конкурсной документацией, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников Программы по поддержке начинающих фермеров, определяет сумму гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи для каждого начинающего фермера.
При подаче документов на конкурс гражданин составляет Заявку, установленной формы и опись прилагаемых документов (в двух экземплярах). Второй экземпляр описи с отметкой о приеме документов остается у гражданина.
При принятии решения о включении заявителей в состав участников Программы по поддержке начинающих фермеров, конкурсная комиссия, наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:
условия проживания заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту нахождения КФХ;
отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
меньший размер запрашиваемого гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства;
предоставление рабочих мест для местных жителей;
социальную и бюджетную ответственность;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
деловую репутацию и кредитную историю;
рекомендации и просьбы от органов муниципального управления, физических лиц, общественных организаций, поручителей;
общественную активность и ответственность заявителя;
результаты очного собеседования.
Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
Начинающему фермеру выдается сертификат об участии в Программе по поддержке начинающих фермеров по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из бюджета Кировской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Госпрограммой, в целях создания и развития на территории сельского поселения и межселенной территории Кировской области крестьянского (фермерского) хозяйства.
Начинающий фермер, получающий грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
4.1.4. В план расходов включаются расходы в разрезе наименований (статей), направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Кировской области и соответствующие следующим целям:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключения производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Расход по плану расходов осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера, не более 90% за счет средств федерального и областного бюджетов и не менее 10% за счет собственных средств начинающего фермера.
Все активы, приобретенные за счет гранта должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Кировской области и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть выделены главе КФХ только один раз.
4.1.5. Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из бюджета Кировской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по плану расходов по наименованиям (статьям) расходов в целях создания и развития на территории сельского поселения и межселенной территории Кировской области крестьянского (фермерского) хозяйства на цели:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретение одного грузопассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.1.6. Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, органы местного самоуправления, осуществляющие отдельные государственные полномочия по развитию сельского хозяйства муниципальных районов и городских округов Кировской области (далее - Управление) обеспечивают контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.
4.1.7. Начинающий фермер ежеквартально представляет в Управление, а Управление в департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной департаментом сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.
Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют Управления.
4.2. Грант на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
4.2.1. Поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм оказывается в соответствии с настоящей региональной отраслевой программой "Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств на 2012 - 2014 годы".
Объем финансирования мероприятия Программы по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
При этом семейное КФХ, участник Программы по развитию семейных животноводческих ферм, может также принимать участие во всех других мероприятиях Государственной программы.
Департамент обязан обеспечить контроль за деятельностью участников программы по развитию семейных животноводческих ферм и не допускать двойного финансирования одних и тех же затрат за счет любого уровня бюджетов и внебюджетных источников.
Участниками программы являются действующие КФХ.
4.2.2. В рамках данной программы используются следующие понятия:
а) "семейная животноводческая ферма" - производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности и пользовании крестьянского (фермерского) хозяйства;
б) "развитие семейной животноводческой фермы" - строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы, в том числе ее проектирование, возведение, реконструкция, ремонт, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными;
в) "грант на развитие семейной животноводческой фермы" - средства, передаваемые из бюджета Кировской области, или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях создания и развития на территории сельского поселения и межселенной территории Кировской области крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции и модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Максимальный размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство не превышает 21,6 млн. рублей, и не более 60% затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
Размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией, созданной Правительством Кировской области, с учетом собственных средств фермера и его плана расходов в целях, указанных в подпункте "в" пункта 2 Порядка предоставления из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Кировской области.
В случае нецелевого использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта на развитие семейной животноводческой фермы средства, использованные нецелевым образом, подлежат возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходование гранта на развитие семейной животноводческой фермы осуществляется в течение 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в утвержденном плане расходов с учетом собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства и в соотношении: не более 60% за счет средств федерального и областного бюджетов и не менее 40% за счет собственных средств КФХ.
В качестве собственных средств КФХ могут предъявлять не более 30% несубсидированных кредитов.
4.2.3. Отбор участников Программы по развитию семейных животноводческих ферм осуществляется конкурсной комиссии, утвержденной Правительством Кировской области.
Для участия в отборе глава крестьянского (фермерского) хозяйства подает заявку в конкурсную комиссию с приложением документов, подтверждающих соответствие требованиям к участникам программы и опись прилагаемых документов в 2-х экземплярах. Один экземпляр с отметкой о приеме документов остается у главы крестьянского фермерского хозяйства.
Участник программы, отобранный комиссией, получает информационный сертификат участника программы по развитию семейных животноводческих ферм, по форме утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
4.2.4. Участник программы - глава КФХ, получает средства из областного бюджета для софинансирования проекта развития семейной животноводческой фермы на основании соглашения, заключенного между ним и Правительством Кировской области. Участник программы также заключает Соглашения со сторонами многостороннего Соглашения, участвующими при заключении Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, определяющие основные условия и параметры реализации программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе КФХ.
Участник программы - КФХ предоставляет ежеквартальный отчет о целевом расходовании средств по форме, установленной департаментом.
Грант на развитие семейных животноводческих ферм может быть выделен главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз.
4.3. Создание и развитие сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств
Мероприятия по созданию и развитию сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляются в рамках реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 N 40/60, в соответствии с Порядком предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий из областного бюджета на возмещение части стоимости приобретаемой техники и оборудования для заготовки, транспортировки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 30.11.2011 N 130/632, а также Порядком предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения части затрат при оказании услуг по реализации (сбыту) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами молока и мяса крупного рогатого скота, произведенных гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 07.07.2011 N 110/268.
4.4. Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах начинающими фермерами
Возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах начинающими фермерами производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 и постановлением Правительства Кировской области от 24.11.2005 N 48/280 "О возмещении из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, связанным с сельскохозяйственным производством".
4.5. Предоставление поручительств и гарантий крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы и начинающим фермерам из Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства
Предоставление поручительств и гарантий крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы и начинающим фермерам из Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства производится в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного общим собранием учредителей КОФПМСП (протокол от 31.03.2010 N 2 с последующими изменениями).
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 8 ноября 2012 г. N 53 подраздел 4.6 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
4.6. Развитие регионального (областного) и создание сети межрайонных (межмуниципальных) и районных (муниципальных) консультационных центров с целью предоставления консультационной помощи малым формам хозяйствования на селе
Развитие регионального (областного) и создание сети межрайонных (межмуниципальных) и районных (муниципальных) консультационных центров с целью предоставления консультационной помощи малым формам хозяйствования на селе, в том числе гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, и главам крестьянских (фермерских) хозяйств, желающим развивать семейные животноводческие фермы, осуществляется в рамках реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 N 40/60, и в соответствии с государственным заданием на оказание Кировским областным государственным бюджетным учреждением "Центр сельскохозяйственного консультирования "Клевера Нечерноземья" консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, ежегодно утверждаемым распоряжением департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 8 ноября 2012 г. N 53 подраздел 4.7 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
4.7. Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в рамках реализации областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 N 40/60 и в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утвержденном постановлением Правительства Кировской области от 15.09.2012 N 175/626.
4.8. Возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственных машин, тракторов и оборудования, а также маточного поголовья сельскохозяйственных животных, и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)
Обеспечение крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы, и начинающих фермеров современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и высокопродуктивным племенным скотом производится через ОАО "Росагролизинг". ОАО "Росагролизинг" является государственной компанией, выполняющей задания, поставленные Правительством Российской Федерации. Поставка идет на общих условиях договора финансовой аренды (лизинга).
На областном уровне возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственных машин, тракторов и оборудования, а также оборудование убойных пунктов, включая оборудование очистных сооружений, и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) осуществляется в рамках реализации областных целевых программ "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 N 40/60, и "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области" на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.08.2009 N 22/259, а также в соответствии с постановлениями Правительства Кировской области от 04.05.2008 года N 130/143 "О предоставлении в 2008 - 2015 годах субсидий из областного бюджета на возмещение затрат на приобретение современных сельскохозяйственной техники и оборудования убойных пунктов и (или) уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)" и от 15.06.2010 N 55/260 "О предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) и по оплате процентной ставки по кредитам".
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 8 ноября 2012 г. N 53 подраздел 4.9 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
4.9. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, и обеспечение их социальной инфраструктурой
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств и обеспечение их социальной инфраструктурой, осуществляется в рамках реализации областных целевых программ:
"Социальное развитие села" на 2010 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/444, а в 2014 году в рамках отдельного мероприятия Государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы - "Устойчивое развитие сельских территорий";
"Развитие образования Кировской области на 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2011 N 121/440";
"Развитие системы здравоохранения в Кировской области на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 19.07.2011 N 112/319";
"Развитие культуры Кировской области на 2010 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/482.
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 8 ноября 2012 г. N 53 подраздел 4.10 раздела 4 настоящей Программы изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
4.10. Строительство, ремонт и подключение инженерно-технической инфраструктуры к семейным фермам, к производственным и социальным объектам начинающих фермеров
Строительство, ремонт и подключение инженерно-технической инфраструктуры к семейным фермам крестьянских (фермерских) хозяйств, к производственным и социальным объектам начинающих фермеров, осуществляются в рамках реализации областных целевых программ:
"Социальное развитие села" на 2010 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/444, а в 2014 году в рамках отдельного мероприятия Государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы - "Устойчивое развитие сельских территорий;
"Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 11.08.2010 N 63/378.
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 8 ноября 2012 г. N 53 в подраздел 4.11 раздела 4 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
4.11. Племенная работа и ветеринарное обслуживание на семейных животноводческих фермах
Мероприятие Программы направлено на стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями, включая КФХ, племенного молодняка сельскохозяйственных животных. Данное мероприятие позволяет создать условия для совершенствования селекционно-племенной работы, направленной на повышение племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных.
В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2008 N 126/90 сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая КФХ, предоставляется субсидии из областного бюджета на приобретение племенных животных всех видов и их эмбрионов, а также семени производителей.
При выполнении минимальных требований, установленных приказом Минсельхоза России от 17 ноября 2011 г. N 431 "Правила в области племенного животноводства "Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства" крестьянские (фермерские) хозяйства, развивающие семейные животноводческие фермы и начинающие фермеры имеют возможность получить статус племенной организации при поголовье коров основного стада не менее 50. Получение статуса племенной организации дает возможность получить поддержку на содержание племенного маточного поголовья всех видов сельскохозяйственных животных, в рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года".
Семейные животноводческие фермы будут строиться по проектной документации, разработанной в соответствии с нормами технологического проектирования и учитывающей ветеринарно-санитарные правила для каждого вида скота.
В соответствии с мероприятиями областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Кировской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 N 40/60 предоставляются субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам на осуществление комплекса мер по лечению болезней и ликвидации вспышки особо опасных болезней.
Раздел 5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2012 - 2014 годов. Реализация мероприятий Программы начинается с 1 января 2012 года.
Финансирование всех предусмотренных Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий за предшествующий год.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Кировской области в развитии сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Российской Федерации в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в т.ч. оптимизацию механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
Согласно обоснованным целевым показателям Программы, количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 21 единица. Предполагается, что за период 2012 - 2014 годы поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм обеспечит создание 114 рабочих мест.
В результате реализации программных мероприятий возрастет производство сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств: молока на 1300 тонн, мяса всех видов животных и птицы на 104 тонны, численность поголовья КРС на 1000 голов.
Также согласно обоснованным целевым показателям Программы произойдет увеличение количества семейных животноводческих ферм на 17. В случае если одно КФХ за 3 года обеспечит 3 новых рабочих мест, в целом будет создано 51 рабочее место.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности муниципальных образований, не входящих в систему департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
Раздел 7. Оценка эффективности и мониторинг Программы
7.1. Оценка эффективности поддержки начинающих фермеров
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Минсельхозом России и департаментом сельского хозяйства и продовольствия Кировской области исходя из степени достижения показателей результативности, определенных в соглашении между Минсельхозом России и Правительством Кировской области и определяется на основании соответствия прироста численности хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств в Кировской области значению показателя, определенного в соглашении.
Оценка эффективности поддержки начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
Всего за период реализации Программы 2012 - 2014 гг |
|
1 |
Число крестьянских (фермерских) хозяйств на начало года |
449 |
453 |
460 |
470 |
2 |
Количество вновь созданных КФХ |
4 |
7 |
10 |
21 |
3 |
Количество созданных рабочих мест в КФХ |
12 |
21 |
30 |
63 |
4 |
Финансовые средства из областного и федерального бюджета (млн. руб.) |
5,167 |
10 |
15 |
30,167 |
5 |
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции крестьянских (фермерских) хозяйств -начинающих фермеров (тыс. руб.) |
200 |
350 |
500 |
1050 |
Данная оценка экономической эффективности позволит проанализировать число вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2011 года и увеличение количества созданных рабочих мест за счет средств областного и федерального бюджетов.
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга за их использованием. С этой целью будет разработана форма отчетности и порядок ее представления в департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области. На основании анализа собранной информации будут приниматься решения о целесообразности дальнейшего развития системы грантов в Кировской области.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта о представлении отчета об использовании средств.
2. Периодичность представления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными показателями развития фермерских хозяйств в регионе.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации Государственной программы на текущий период.
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 16 января 2013 г. N 1 в подраздел 7.2 раздела 7 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
7.2. Оценка эффективности развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы
Данная оценка экономической эффективности позволит проанализировать число созданных семейных животноводческих ферм по отношению к уровню 2011 года, увеличить поголовье КРС и объем производимого молока и мяса всех видов животных и птицы за счет финансирования областного и федерального бюджетов.
Предоставление софинансирования из федерального бюджета Кировской области для реализации Программы в части развития семейных животноводческих ферм требует проведения мониторинга за их использованием.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Предоставление информации об КФХ - участнике программы, фактических и софинансируемых затратах, эффективности использования средств;
2. Периодичность и формат предоставления информации, указанной в пункте 1 настоящего подраздела.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования средств бюджетов всех уровней.
4. Увязку объемов субсидий с производственными и социальными показателями развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Кировской области.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка производится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
8.1. По поддержке начинающих фермеров:
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств"
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета"
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Департамент представляет в Минсельхоз России информацию о выполнении показателя, закрепленного в соглашении между Минсельхозом России и Правительством Кировской области по поддержке начинающих фермеров, в соответствии с установленной Минсельхозом России формой отчетности.
8.2. По развитию семейных животноводческих ферм:
Форма - "Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности"
Форма - "Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях"
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств"
Форма - "Посевные площади сельскохозяйственных культур"
Форма - "Поголовье скота"
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета"
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная)
Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая)
Форма 29-СХ (годовая) "Поголовье, продуктивность мясного скота в Российской Федерации"
Качественный метод:
Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 16 января 2013 г. N 1 в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Раздел 9. Расчет потребности в необходимых ресурсах
Финансирование Программы осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым областным законом об областном бюджете на текущий год и плановый период.
Общая сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие КФХ, единовременную помощь на бытовое обустройство за 2012 - 2014 г г. составит 30,167 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 24,167 млн. руб.
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего за период 2012 - 2014 гг |
Гранты на создание КФХ и единовременная помощь на бытовое обустройство, всего |
5,167 |
10,0 |
15,0 |
30,167 |
в т.ч. федеральный бюджет |
4,167 |
8,0 |
12,0 |
24,167 |
областной бюджет |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
6,0 |
Общая сумма гранта по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы составит 199,211 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 126,476 млн. рублей.
Раздел 10. Система управления реализацией Программы
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется департаментом сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.
Ответственным за реализацию мероприятий программы является отдел реализации программ развития сельских территорий и инвестиционной деятельности, курирующий данное направление.
Мониторинг за ходом реализации программы и координацию деятельности подразделений департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, учреждений и организаций, участвующих в ее реализации осуществляет отдел финансирования целевых программ департамента.
Финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансирования целевых программ по предложению отдела реализации программ развития сельских территорий и инвестиционной деятельности.
Ответственными за формирование отчетности о ходе реализации программы являются отдел реализации программ развития сельских территорий и инвестиционной деятельности, отдел финансирования целевых программ, отдел прогнозирования, отдел бухгалтерского учета и ревизионной работы.
Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 16 января 2013 г. N 1 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Приложение N 1
к Программе
Источники и объемы финансирования мероприятий программы
8 ноября 2012 г., 16 января 2013 г.
млн. руб.
N задачи, подзадачи, мероприятия |
Наименование мероприятия |
Источник финансирования |
Объем финансирования на 2012 - 2014 годы, млн. рублей |
Ответственный исполнитель |
|||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
11 |
1. |
Создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, включая бытовое обустройство начинающих фермеров |
федеральный бюджет |
25,927 |
4,167 |
9,760 |
12 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
6 |
1 |
2 |
3 |
|||
внебюджетные источники |
3,607 |
0,6 |
1,307 |
1,7 |
|||
итого |
35,534 |
5,767 |
13,067 |
16,7 |
|||
2. |
Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств |
федеральный бюджет |
126,476 |
9,896 |
55,58 |
61 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
72,735 |
6,235 |
27,5 |
39 |
|||
внебюджетные источники |
133,087 |
11 |
55,387 |
66,7 |
|||
итого |
332,298 |
27,131 |
138,467 |
166,7 |
|||
3. |
Приобретение сельскохозяйственными потребительскими кооперативами техники и оборудования для заготовки, транспортировки, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также для организации сельскохозяйственных кооперативных рынков |
областной бюджет |
11,4 |
2,4 |
4 |
5 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
итого |
11,4 |
2,4 |
4 |
5 |
|||
4. |
Реализация (сбыт) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами молока и (или) мяса крупного рогатого скота, произведенных гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
областной бюджет |
1,7 |
0,2 |
0,5 |
1 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
итого |
1,7 |
0,2 |
0,5 |
1 |
|||
5. |
Возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения |
федеральный бюджет |
0,4 |
0 |
0,2 |
0,2 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
0,2 |
0 |
0,1 |
0,1 |
|||
итого |
0,6 |
0 |
0,3 |
0,3 |
|||
6. |
Возмещение процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами |
федеральный бюджет |
1,3 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
0,42 |
0,02 |
0,2 |
0,2 |
|||
итого |
1,72 |
0,52 |
0,6 |
0,6 |
|||
7. |
Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений как высокорентабельной отрасли, ориентированной на полное обеспечение растениеводства области оригинальным и элитным семенным материалом, районированными семенами высокого качества (включая потребность в семенах для обеспечения процесса биологизации земледелия); обеспечение прироста объемов реализации семян за пределы области |
федеральный бюджет |
1,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
2,5 |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
|||
итого |
3,7 |
1,0 |
1,2 |
1,5 |
|||
8. |
Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства |
федеральный бюджет |
0,9 |
0,0 |
0,4 |
0,5 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
1,8 |
0 |
0,8 |
1,0 |
|||
итого |
2,7 |
0 |
1,2 |
1,5 |
|||
9. |
Дальнейшее развитие отраслей животноводства, укрепление племенной базы, повышение на этой основе генетического потенциала всех видов сельскохозяйственных животных и расширение возможностей продажи племенного молодняка на территории Кировской области и за её пределы |
областной бюджет |
0,64 |
0,2 |
0,22 |
0,22 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
внебюджетные источники |
6,4 |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
|||
итого |
7,04 |
2,2 |
2,42 |
2,42 |
|||
10. |
Создание условий для формирования мясного скотоводства как новой и перспективной в долгосрочном периоде отрасли животноводства Кировской области; использование возможностей увеличения объемов производства говядины, полученной от крупного рогатого скота молочных и мясных пород |
федеральный бюджет |
0,7 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
0,7 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
|||
итого |
1,4 |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
|||
11. |
Производство и реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки |
областной бюджет |
3,46 |
1,1 |
1,15 |
1,21 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
итого |
3,46 |
1,1 |
1,15 |
1,21 |
|||
12. |
Повышение кадрового потенциала АПК области, формирование кадрового состава, обладающего инновационным подходом к делу, способного обеспечить эффективное функционирование отрасли в современных условиях |
областной бюджет |
0,24 |
0,06 |
0,08 |
0,1 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, образовательные учреждения аграрного профиля (по согласованию) |
итого |
0,24 |
0,06 |
0,08 |
0,1 |
|||
13. |
Проведение комплекса работ по агрохимической мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (известкование и (или) фосфоритование) |
областной бюджет |
0,2 |
0 |
0,1 |
0,1 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
итого |
0,2 |
0 |
0,1 |
0,1 |
|||
14. |
Использование информационных ресурсов в сфере АПК органами местного самоуправления, организациями АПК, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство |
областной бюджет |
0,07 |
0,02 |
0,03 |
0,02 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, муниципальные образования на основании соглашений, федеральное государственное учреждение "Центр специализированного учета в агропромышленном комплексе" (по согласованию) |
итого |
0,07 |
0,02 |
0,03 |
0,02 |
|||
15. |
Приобретение агрохимикатов |
областной бюджет |
1,2 |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
итого |
1,2 |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
|||
16. |
Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования в области растениеводства |
федеральный бюджет |
1,0 |
0 |
0,5 |
0,5 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
0,16 |
0 |
0,08 |
0,08 |
|||
итого |
1,16 |
0 |
0,58 |
0,58 |
|||
17. |
Возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на производство и реализацию 1 литра товарного молока |
федеральный бюджет |
0,5 |
0 |
0,2 |
0,3 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
областной бюджет |
1,1 |
0 |
0,4 |
0,7 |
|||
итого |
1,6 |
0 |
0,6 |
1,0 |
|||
18. |
Содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении машинно-тракторного парка, а также приобретении оборудования убойных пунктов |
областной бюджет |
4,8 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
внебюджетные источники |
26,2 |
8,0 |
8,80 |
9,4 |
|||
итого |
31 |
9,5 |
10,4 |
11,1 |
|||
|
Итого по Программе |
федеральный бюджет |
158,403 |
15,063 |
67,64 |
75,7 |
|
областной бюджет |
109,325 |
13,835 |
40,26 |
55,23 |
|||
внебюджетные источники |
169,294 |
21,6 |
67,694 |
80,0 |
|||
всего |
437,022 |
50,498 |
175,594 |
210,93 |
|||
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 5 апреля 2012 г. N 17 "Об утверждении региональной отраслевой программы "Государственная поддержка начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012 - 2014 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Кировской области о предоставлении из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов на развитие семейных животноводческих ферм и грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, включая бытовое обустройство начинающих фермеров
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 22 октября 2013 г. N 72
Изменения вступают в силу через десять дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Распоряжение Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 16 января 2013 г. N 1
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Распоряжение Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 8 ноября 2012 г. N 53
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного распоряжения и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.