Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Государственной программе
Подпрограмма
"Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в Кировской области"
Паспорт
подпрограммы "Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в Кировской области" (далее - Подпрограмма)
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
министерство внутренней политики Кировской области |
Соисполнители Подпрограммы |
администрация Губернатора и Правительства Кировской области; управление массовых коммуникаций Кировской области |
Наименования проектов |
отсутствуют |
Цели Подпрограммы |
укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Кировской области; развитие казачества в Кировской области |
Задачи Подпрограммы |
содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений; создание условий, направленных на развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества |
Срок реализации Подпрограммы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы |
темп прироста количества участников мероприятий, направленных на содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, по сравнению с базовым периодом; доля казачьих обществ в Кировской области, сведения о которых внесены в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, в общем количестве казачьих обществ в Кировской области; количество членов казачьих обществ, привлеченных к несению государственной и иной службы |
Ресурсное обеспечение Подпрограммы |
общий объем финансового обеспечения Подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 48523,90 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Кировская область является одним из крупнейших регионов Приволжского федерального округа, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории Кировской области сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Население Кировской области объединяет единый культурный код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов, живущих в регионе, а также заключенный на основополагающих общечеловеческих принципах уважения самобытных традиций народов и интегрирования их лучших достижений в единую российскую культуру.
Этнокультурное и языковое многообразие Кировской области, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Кировской области, служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных и межрелигиозных отношений.
В 2018 году впервые проведенные аналитические исследования удовлетворенности населения Кировской области межнациональными отношениями показали, что состояние удовлетворенности населения Кировской области межнациональными отношениями составляло 84,9%.
В 2019 году вновь проведенные исследования показали рост удовлетворенности населения Кировской области межнациональными отношениями. Так, 87,1% опрошенных граждан отметили межнациональные отношения как доброжелательные и нормальные.
Кировская область является наиболее спокойным регионом Приволжского федерального округа по межнациональным (межэтническим) и межрелигиозным отношениям, поскольку является российской глубинкой, на которую внешние процессы влияют постепенно.
Тем не менее стоит учитывать негативные факторы, которые могут влиять на дестабилизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, к которым относятся:
размывание традиционных нравственных ценностей народов, проживающих на территории Кировской области;
правовой нигилизм населения Кировской области;
недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, по воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики.
Традиционные формы духовности и этнической культуры народов,проживающих на территории Кировской области, являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития Кировской области.
Ключевыми проблемами в сфере состояния межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений в Кировской области являются:
слабое общероссийское гражданское самосознание при все большей значимости религиозной самоидентификации;
социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация;
сложное социокультурное самочувствие народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;
сохранение неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав.
Для реализации государственной национальной политики в 2016 году создано Кировское областное государственное автономное учреждение "Дом дружбы народов" (далее - КОГАУ "Дом дружбы народов"),предметом деятельности которого является оказание услуг (выполнение работ) в сфере сохранения взаимного уважения к национальным и конфессиональным традициям и обычаям народов, проживающих на территории Кировской области.
КОГАУ "Дом дружбы народов" предоставляет свои площади для организации репетиционного процесса творческих национальных коллективов, содействует в организации и проведении мероприятий национальных культур.
В 2018 году КОГАУ "Дом дружбы народов" проведено 15 мероприятий по вопросам развития национальных культур, духовного единства и межэтнического согласия Кировской области и 16 мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов Российской Федерации.
Начиная с 90-х годов XX века идет процесс возрождения российского казачества и укрепления его роли как составной части гражданского общества. Российское казачество, продолжая лучшие исторические традиции, несет государственную и иную службу во благо Российской Федерации. Члены казачьих обществ берут на себя соответствующие обязательства и с достоинством их выполняют, оказывают помощь в воспитании подрастающего поколения.
Российское казачество исторически имеет многонациональные корни. Важным фактором укрепления межнациональной стабильности в Российской Федерации, консолидации российского общества должно стать привлечение к государственной и иной службе российского казачества представителей различных национальностей, развитие взаимодействия российского казачества с национально-культурными автономиями и другими общественными объединениями, способствующими сохранению и развитию культуры народов Российской Федерации.
Единственной организацией Кировской области, которой принято обязательство по несению государственной и (или) иной службы является Кировское городское казачье общество. Численность данной организации в 2014 году составляла 103 казака. В связи с активизацией деятельности органов исполнительной власти Кировской области по вопросам реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15.09.2012 N Пр-2789, на 01.01.2019 численность Кировского городского казачьего общества составляла 208 казаков.
Также деятельность органов исполнительной власти Кировской области повлияла на количество проводимых казачьими обществами мероприятий с освещением их в средствах массовой информации.
На начало 2014 года деятельность казачества никаким образом не финансировалась и сведения о ней практически не публиковались в местных средствах массовой информации, а в 2018 году было проведено 5 мероприятий вятского казачества с привлечением средств федерального и областного бюджетов и публикацией сведений о проведенных мероприятиях в средствах массовой информации.
Вместе с тем восстановление и развитие экономических основ жизнедеятельности российского казачества является одной из наиболее сложных проблем казачьего движения. Решение этой проблемы осложняется необходимостью найти оптимальное сочетание традиционных и новых форм хозяйствования. На сегодняшний день такого сочетания пока не найдено, что негативно отражается на реализации экономического потенциала казачьего движения. Основные причины этого кроются в недостаточном финансировании со стороны государства и в законодательной неурегулированности многих вопросов хозяйственной деятельности казачьих обществ.
Учитывая то, что российское казачество как форма самоорганизации граждан Российской Федерации является составной частью гражданского общества Российской Федерации, целью органов государственной власти Кировской области является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, организаций и общественных объединений с российским казачеством и формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.
На фоне современных вызовов и угроз актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации на территории Кировской области.
В целях укрепления единства, сохранения этнокультурной самобытности Кировской области возникла необходимость проработки программных мероприятий, направленных на укрепление общегосударственных интересов и интересов народов Кировской области.
Подпрограмма должна явиться механизмом реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Кировской области, поддержки диалога между органами государственной власти Кировской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, общественными, национально-культурными и религиозными организациями.
Используемый в Подпрограмме программно-целевой метод позволит решить комплекс проблем в сфере межнациональных отношений, обеспечит реализацию мероприятий на межведомственном уровне, поможет привлечь внебюджетные источники и возможности к решению вопросов укрепления единства российской нации, гармонизации межнациональных отношений.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы определяются исходя из положений:
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666;
постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Целями Подпрограммы являются:
укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Кировской области;
развитие казачества в Кировской области.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений;
создание условий, направленных на развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
темп прироста количества участников мероприятий, направленных на содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, по сравнению с базовым периодом;
доля казачьих обществ в Кировской области, сведения о которых внесены в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, в общем количестве казачьих обществ в Кировской области;
количество членов казачьих обществ, привлеченных к несению государственной и иной службы.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
3.1. На решение задачи "Содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Обеспечение гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений";
"Реализация политики, направленной на решение вопросов, связанных с этноконфессиональными отношениями";
"Содействие в проведении национальных праздников".
3.1.1. В рамках реализации отдельного мероприятия "Обеспечение гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений" планируется:
оказание содействия в проведении патриотических мероприятий, направленных на общероссийское гражданское единство;
финансовое обеспечение деятельности КОГАУ "Дом дружбы народов";
оказание содействия в проведении Великорецкого крестного хода, Старообрядческого Великорецкого крестного хода (включая подготовительный, основной и завершающий этапы данных мероприятий) посредством предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета.
Методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию Государственной программы "Содействие развитию гражданского общества и реализация государственной национальной политики" утверждаются Правительством Кировской области.
3.1.2. В рамках реализации отдельного мероприятия "Реализация политики, направленной на решение вопросов, связанных с этноконфессиональными отношениями" планируется:
осуществление мобильного мониторинга состояния межнациональных и межрелигиозных отношений, предусматривающего возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в Кировской области. Мобильный мониторинг состояния межнациональных и межрелигиозных отношений будет осуществляться постоянно действующей группой мобильного мониторинга и оперативного взаимодействия, в том числе путем выезда на территории муниципальных образований Кировской области с последующим оперативным обменом информацией между министерством внутренней политики Кировской области, прокуратурой Кировской области, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области;
осуществление взаимодействия с лидерами и представителями национальных общин (диаспор), руководителями региональных конфессий, действующих на территории Кировской области, по вопросам обеспечения межнационального и межрелигиозного согласия;
организация публикаций в областных средствах массовой информации материалов, пропагандирующих духовные нравственные ценности, идей российского патриотизма, государственной символики Российской Федерации, межнациональной, межконфессиональной толерантности, материалов, освещающих позитивный опыт работы органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области;
организация проведения лекций, бесед, конференций, собраний, круглых столов по вопросам формирования у населения Кировской области чувства толерантности к лицам других национальностей, иных религий.
3.1.3. В рамках реализации отдельного мероприятия "Содействие в проведении национальных праздников" планируется:
оказание содействия национальным сообществам Кировской области в проведении национальных праздников и конкурсов;
участие в организационных мероприятиях по проведению регионального национального праздника "Сабантуй" в Кировской области посредством предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета.
Методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета на реализацию государственной программы Кировской области "Содействие развитию гражданского общества и реализация государственной национальной политики" утверждаются Правительством Кировской области.
3.2. На решение задачи "Создание условий, направленных на развитие духовно-нравственных основ и самобытной культуры российского казачества" направлена реализация отдельного мероприятия "Оказание содействия казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в проведении мероприятий по развитию казачества в Кировской области".
В рамках реализации данного отдельного мероприятия планируется:
оказание консультационной и методической помощи казачьим обществам Кировской области в проведении мероприятий по развитию казачества в Кировской области;
оказание содействия казачьим обществам Кировской области по заключению соглашений с органами исполнительной власти Кировской области по вопросам привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 48523,90 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Направлением финансирования Подпрограммы являются "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Подпрограммы приведено в приложении N 6.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
На результаты реализации Подпрограммы могут оказать влияние негативные факторы. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание способов их минимизации представлены в таблице.
Таблица
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Нормативно-правовой риск, связанный с изменением федерального или областного законодательства |
оперативное реагирование на изменения федерального или областного законодательства и внесение соответствующих изменений в Подпрограмму |
Финансирование Подпрограммы не в полном объеме |
определение первоочередных (приоритетных) направлений, связанных с достижением установленных целевых показателей, в пределах утвержденного (доведенного) объема финансирования по Подпрограмме и, как следствие, перераспределение финансовых ресурсов |
Организация постоянного мониторинга реализации Подпрограммы обеспечит управление данными рисками. Своевременно принятые меры по управлению рисками приведут к достижению поставленных целей Подпрограммы.
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Подпрограммы
Муниципальные образования Кировской области принимают участие в реализации всех отдельных мероприятий Подпрограммы.
Предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам осуществляется в рамках следующих отдельных мероприятий:
"Обеспечение гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений";
"Содействие в проведении национальных праздников".
Органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области обеспечивают утверждение муниципальных программ, предусматривающих осуществление мероприятий по проведению Великорецкого крестного хода, Старообрядческого Великорецкого крестного хода и регионального национального праздника "Сабантуй".
Органы исполнительной власти Кировской области, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств по вышеуказанным мероприятиям, заключают с органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области соответствующие соглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.