Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 23.12.2019 N 690-п
Государственная программа
Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса"
12 мая, 10 августа, 18 ноября, 30 декабря 2020 г., 24 февраля 2021 г.
Паспорт изменен с 8 марта 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 24 февраля 2021 г. N 98-п
Паспорт
государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса"
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Кировской области; министерство транспорта Кировской области; министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области; министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области |
Наименование подпрограмм |
"Развитие отраслей агропромышленного комплекса Кировской области"; "Развитие малых форм хозяйствования Кировской области"; "Комплексное развитие сельских территорий Кировской области" |
Наименования проектов |
региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Кировской области"; региональный проект "Развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса в Кировской области"; региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области" |
Цель Государственной программы |
сохранение и развитие благоприятной социально-экономической среды агропромышленного комплекса Кировской области |
Задачи Государственной программы |
повышение эффективности и конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; создание условий для развития субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности; создание комфортных условий жизнедеятельности в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях |
Срок реализации Государственной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Кировской области; индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях Кировской области; индекс производства пищевых продуктов; количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки; доля сельского населения в общей численности населения Кировской области |
Ресурсное обеспечение Государственной программы |
общий объем финансирования - 14 221 869,59 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 5 325 697,71 тыс. рублей; средства областного бюджета - 4 797 107,62 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 33 625,08 тыс. рублей; средства внебюджетных источников финансирования - 4 065 439,18 тыс. рублей |
Справочно: объем налоговых расходов |
1 890 185,00 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Агропромышленный комплекс является одной из приоритетных сфер экономики Кировской области, которая формирует агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой потенциал сельских территорий.
Производственную деятельность на территории Кировской области осуществляют около 280 сельскохозяйственных предприятий, действует около 395 крестьянских (фермерских) хозяйств и 76 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, более 152 тыс. личных подсобных хозяйств населения, около 400 организаций пищевой и перерабатывающей промышленности.
Агропромышленный комплекс Кировской области (далее - АПК) включает следующие направления: животноводство (молочное и мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, козоводство, овцеводство, рыбоводство, звероводство, кролиководство, пчеловодство), растениеводство (выращивание зерновых, кормовых и технических культур, картофеля, овощей), пищевую и перерабатывающую промышленность (мясную, молочную, хлебопекарную, кондитерскую, мукомольную, консервную, комбикормовую). Доля производства продукции сельского хозяйства Кировской области в объеме производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации в 2018 году составила 0,8%, в структуре валового регионального продукта - 7,8%. Доля сельского населения области составляет 22,7%.
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2018 году увеличился на 3,6% к 2016 году и достиг 39,9 млрд. рублей. Во всех категориях хозяйств Кировской области наибольшее увеличение объемов было достигнуто к 2016 году по производству молока на 8,5%, яиц и зерна - на 8,1%.
Индекс производства в 2018 году составил 104,0%, в том числе продукции растениеводства - 108,8%, животноводства - 101,6%. Сельскохозяйственные организации Кировской области являются основными производителями продукции, на их долю приходится 72,3% производимой сельскохозяйственной продукции (по России этот показатель составляет 55,1%, по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО) - 48,8%).
В валовом производстве основных сельскохозяйственных культур наблюдаются значительные колебания по годам, что обусловлено влиянием природно-климатических факторов на формирование урожая сельскохозяйственных культур. В 2018 году в результате ливневых дождей в отдельных районах Кировской области произошло сильное длительное переувлажнение верхних слоев почвы, сформировался комплекс неблагоприятных факторов, которые привели к гибели сельскохозяйственных культурна части площади, снижению урожайности, осложнению уборки урожая и сева озимых.
Вместе с тем производство основных видов продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2018 году составило: зерновых культур (в весе после доработки) - 570 тыс. тонн; картофеля - 162,2 тыс. тонн; овощей открытого и закрытого грунта - 77,1 тыс. тонн.
Для повышения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и переработки продукции сельскохозяйственные организации АПК Кировской области осуществляют переход к инновационному типу развития, продолжают реализацию инвестиционных проектов, проводят техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства. За 2016 - 2018 годы приобретено более 7 тысяч единиц современной сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму свыше 5 млрд. рублей. В период с 2016 по 2018 год с государственной поддержкой в Кировской области построены и введены в эксплуатацию 8 животноводческих комплексов (ферм) с общим поголовьем 4,3 тыс. голов крупного рогатого скота.
В целях содействия развитию малых форм хозяйствования предоставлялась государственная поддержка фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам области. В 2016 - 2018 годах с помощью средств грантовой поддержки созданы и реализуются 32 проекта начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств, 11 проектов по развитию семейных животноводческих ферм, 5 проектов по развитию материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции позволила сохранить тенденцию роста выпуска основных видов пищевых продуктов. В 2018 году оборот организаций пищевой и перерабатывающей промышленности по производству пищевых продуктов, включая напитки, увеличился на 5% к 2016 году и составил 33,7 млрд. рублей.
Выполнялись мероприятия по повышению качества среды проживания в сельских поселениях Кировской области и росту инвестиционной привлекательности отдельных территорий области (улучшение жилищных условий, обеспечение населенных пунктов инженерной инфраструктурой).
Осуществлялись мероприятия по обеспечению предприятий АПК квалифицированными кадрами, в том числе путем стимулирования переподготовки и повышения квалификации кадров, обучения персонала на производстве, проведения производственной практики студентов образовательных организаций сельскохозяйственного профиля.
Вместе с тем отрицательное влияние на развитие АПК региона оказывают:
опережающий рост цен на промышленную продукцию, энергоресурсы по сравнению с увеличением цен на сельскохозяйственную продукцию;
техническое и технологическое отставание сельского хозяйства от промышленного производства из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимых для осуществления модернизации производства и обновления технической базы;
дефицит квалифицированных специалистов, вызванный медленными темпами социального развития сельских территорий, определяющими ухудшение социально-демографической ситуации, отток из сельской местности трудоспособного населения, особенно молодежи.
Важнейшей проблемой дальнейшего развития АПК Кировской облас-ти считается вопрос обеспечения квалифицированными кадрами. Эффективность сельского хозяйства во многом зависит от уровня подготовки и деловых качеств руководителей и специалистов. В сельскохозяйственном производстве работает около 19 тыс. человек.
Социально-экономические преобразования способствовали качественным и количественным изменениям уровня обеспеченности сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Для большинства организаций сельского хозяйства характерным признаком является снижение среднегодовой численности работников, в том числе кадров рабочих профессий. За период с 2016 по 2018 год численность работников сельскохозяйственных предприятий снизилась на 9%.
Наблюдается отрицательная динамика в обеспечении сельскохозяйственного производства области квалифицированными кадрами, в том числе руководителями и специалистами. Обновление кадрового состава организаций АПК на селе идет крайне медленно. Так, в 2016 - 2018 годах на работу в сельскохозяйственные организации Кировской области на должности руководителей и специалистов принято 94 молодых специалиста - выпускника высших и средних профессиональных образовательных учреждений (в 2013 - 2015 годы - 159 человек). Доля работников в возрасте до 30 лет на 01.01.2019 составляет 9% от фактически работающих руководителей и специалистов всех категорий (в 2016 году - 9,9%). При этом доля руководителей и специалистов, имеющих профессиональное образование, составляет 86,1% (в 2016 году - 86,4%), не имеющих специального профессионального образовании - 13,8% (в 2016 году - 13,6%). В 2018 году численность специалистов, достигших пенсионного возраста составила 14,5% от числа работающих (в 2016 году - 15,8%).
Низкий уровень качества жизни на селе, отсутствие благоприятных социальных условий привели к оттоку работоспособного экономически активного населения с сельских территорий.
В рамках реализации Государственной программы планируется выработать эффективную продовольственную политику, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность отечественной продукции.Дальнейшее развитие АПК Кировской области будет формироваться под воздействием различных факторов. С одной стороны, меры, которые были уже приняты по повышению устойчивости агропромышленного производства будут продолжать оказывать положительный эффект. С другой стороны, возможно, сохранится сложная макроэкономическая обстановка, что усилит вероятность рисков для устойчивого и динамичного развития АПК региона.
В рамках Государственной программы планируется привлечение в АПК Кировской области средств федерального бюджета, которые предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии долевого софинансирования. Государственная программа включает в себя соответствующие мероприятия, необходимые для обеспечения преемственности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), на территории Кировской области. В случае изменения структуры направлений поддержки Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия комплексный подход с привлечением всех заинтересованных сторон при концентрации усилий и финансовых затрат обеспечит эффект в достижении целей развития АПК.
Раздел 2 изменен с 8 марта 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 24 февраля 2021 г. N 98-п
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в развитии АПК Кировской области базируются на положениях следующих правовых актов:
Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве";
Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве";
Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".
Приоритеты государственной политики в развитии АПК Кировской области учитывают положения:
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий");
Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целью Государственной программы является сохранение и развитие благоприятной социально-экономической среды агропромышленного комплекса Кировской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности и конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
создание условий для развития субъектов малых форм хозяйствования в сельской местности;
создание комфортных условий жизнедеятельности в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях.
Для достижения цели и решения задач Государственной программы определены целевые показатели эффективности ее реализации:
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Кировской области;
индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях Кировской области;
индекс производства пищевых продуктов;
количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки;
доля сельского населения в общей численности населения Кировской области.
Целевые показатели эффективности Государственной программы (в том числе показатели, значения которых сохраняются или снижаются в течение срока реализации Государственной программы, в том числе подпрограмм, отдельных мероприятий и региональных проектов, входящих в состав Государственной программы) определены соглашением о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кировской области, с учетом максимального финансирования мероприятий из бюджетов всех уровней, а также соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Кировской области на соответствующий год, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Кировской области.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
3.1. На решение задачи "Повышение эффективности и конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки" направлена реализация:
подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса Кировской области", представленной в приложении N 3;
отдельных мероприятий:
"Налоговые расходы",
"Управление реализацией Государственной программы".
3.1.1. Описания отдельных мероприятий и проекта, реализуемых в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса Кировской области" приведены в соответствующем разделе подпрограммы Государственной программы.
Подпункт 3.1.2 изменен с 30 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 18 ноября 2020 г. N 606-п
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Налоговые расходы" в соответствии с Законом Кировской области от 27.07.2016 N 692-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области" и Законом Кировской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге в Кировской области" предусматривается:
предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу сельскохозяйственным товаропроизводителям;
предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций организациям, которые, по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, имеют основной вид деятельности, относящийся согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к производству мяса и мясопродуктов или производству молочных продуктов, и осуществляют вложения в течение налогового периода в уставные (складочные) капиталы и (или) паевые фонды организаций - сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории Кировской области;
предоставление налоговых льгот по транспортному налогу физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство на земельных участках, предоставленных в аренду, в отношении тракторов и самоходных комбайнов;
проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот.
Налоговые льготы устанавливаются законодательством Кировской области.
Сведения об отдельном мероприятии "Налоговые расходы" Государственной программы приведены в приложении N 4.
Подпункт 3.1.3 изменен с 8 марта 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 24 февраля 2021 г. N 98-п
3.1.3. В рамках реализации отдельного мероприятия "Управление реализацией Государственной программы" планируются:
содержание министерства сельского хозяйства и продовольствия Кировской области;
осуществление государственного надзора в области племенного животноводства Кировской области;
финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Кировской области по поддержке сельскохозяйственного производства в соответствии с Законом Кировской области от 17.09.2005 N 361-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями области по поддержке сельскохозяйственного производства" (предоставление субвенции из областного бюджета местным бюджетам на выполнение мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства в части расходов на содержание органов местного самоуправления, осуществляющих отдельные государственные полномочия Кировской области);
выполнение мероприятий, направленных на формирование кадрового состава, обладающего инновационным подходом к делу, а также поощрение организаций и работников АПК Кировской области;
финансовое обеспечение выполнения Кировским областным государственным бюджетным учреждением "Центр сельскохозяйственного консультирования "Клевера Нечерноземья" государственного задания на оказание государственных консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, соответствующим требованиям статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а также органам местного самоуправления, осуществляющим государственные полномочия области по поддержке сельскохозяйственного производства в целях обеспечения пользователей своевременной и оперативной информацией;
информационное сопровождение деятельности АПК Ки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.