Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
к Государственной программе
Подпрограмма
"Кадровое обеспечение сферы культуры"
Паспорт
подпрограммы Кировской области "Кадровое обеспечение сферы культуры" (далее - Подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Подпрограмма определяет основные направления кадровой политики Кировской области в сфере профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений культуры, а также подготовки кадрового резерва.
Особое место занимает реализация направлений, ориентированных на осуществление мер, направленных на повышение социального статуса отдельных категорий граждан в сфере культуры.
В учреждениях сферы культуры Кировской области работает более 7 тысяч человек. При этом доля работников с высшим образованием от общего количества работников составляет 32%, со средним специальным образованием - 34%.
Существенный вклад в развитие кадрового потенциала отрасли вносят государственные областные профессиональные образовательные организации: Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение "Кировский колледж музыкального искусства им. И.В. Казенина", Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение "Вятское художественное училище им. А.А. Рылова" и Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение "Вятский колледж культуры".
В 3 государственных профессиональных образовательных организациях культуры и искусства работают 139 штатных преподавателей, обучаются 744 студента по 13 специальностям и направлениям.
Ежегодно государственными профессиональными образовательными организациями культуры выпускается около 200 специалистов. Доля выпускников государственных профессиональных образовательных организаций по профессиям отрасли "Культура", получивших по результатам государственной аттестации оценки "хорошо" и "отлично", в 2018 году составила 91,5%.
Студенты и преподаватели, а также коллективы государственных профессиональных образовательных организаций культуры и искусства наряду с учебным процессом ведут активную концертно-выставочную деятельность. В 2018 году ими проведено более 200 концертных мероприятий и около 30 выставок, общее количество посетителей которых составило более 35000 человек.
Особую роль в системе совершенствования подготовки кадров играет Кировское областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства" (далее - УМЦ), которое также выполняет функции методического центра для детских школ искусств (по видам искусств) Кировской области. Основным направлением деятельности УМЦ является организация и проведение курсов повышения квалификации для специалистов и руководителей учреждений сферы культуры.
За период 2015 - 2018 годов на базе УМЦ более 1000 работников учреждений сферы культуры Кировской области прошли повышение квалификации по различным дополнительным профессиональным образовательным программам. Кроме того, в 2018 году УМЦ проведено 7 мероприятий по научно-методическому обеспечению деятельности детских школ искусств (по видам искусств).
Анализ состояния дел в сфере работы с персоналом в учреждениях культуры и кадрового потенциала показывает, что условия труда и невысокая заработная плата работников отрасли порождают проблему нехватки квалифицированных кадров.
В целях оказания социальной поддержки отдельным категориям работников сферы культуры и повышения привлекательности отрасли для молодых специалистов в Кировской области реализуется комплекс стимулирующих мер.
Ежегодно осуществляется социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), обучающихся в государственных образовательных учреждениях сферы культуры.
Также во исполнение статьи 8 Закона Кировской области от 28.12.2005 N 395-ЗО "О культуре" реализуются меры социальной поддержки работников областных государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Кировской области, в части единовременной денежной выплаты в размере двух должностных окладов при расторжении трудового договора по собственному желанию в связи с выходом на страховую пенсию по старости; выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, принятых на работу по специальности в областные государственные учреждения культуры и искусства, а также в образовательные организации сферы культуры, имеющих право на получение денежной выплаты в размере пяти установленных им должностных окладов один раз в год в течение первых двух лет работы в указанных организациях.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области" производится частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.
В 2018 году в Кировской области 44 творческих работника (писателя и художника) получили социальные выплаты в виде стипендий и премий, в том числе:
социальные выплаты в виде литературной премии Губернатора Кировской области в номинациях "премия имени Александра Степановича Грина", "премия имени Александра Ивановича Герцена" за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, создание талантливого литературного произведения;
социальные выплаты в виде премии имени художников Виктора и Аполлинария Васнецовых в номинациях "Вдохновение" и "Призвание" в целях поощрения творческих работников - профессиональных художников, в том числе по итогам ежегодно проводимого Всероссийского "Васнецовского пленэра".
Несмотря на наличие положительных тенденций в подготовке кадрового резерва, профессионального развития персонала через различные формы обучения, а также использования мер социальной поддержки, одной из основных проблем в сфере культуры Кировской области является нехватка квалифицированных кадров. Реализация настоящей Подпрограммы позволит решить проблему выравнивания профессионального уровня кадрового потенциала отрасли.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, описание сроков реализации Подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы сформированы на основе положений:
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целью Подпрограммы является сохранение и развитие кадрового потенциала сферы культуры.
Для достижения указанной цели требуется решение задачи по созданию условий для привлечения в отрасль культуры квалифицированных кадров.
Целевым показателем эффективности реализации Подпрограммы будет являться контингент обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям отрасли "Культура".
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
На решение задачи "Создание условий для привлечения в отрасль культуры квалифицированных кадров" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений сферы культуры";
"Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере культуры".
3.1. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений сферы культуры" будут осуществляться:
предоставление среднего профессионального образования по профессиям отрасли "Культура" и финансовое обеспечение деятельности областных государственных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству культуры Кировской области;
предоставление дополнительного профессионального образования (обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам) в сфере культуры и финансовое обеспечение деятельности областного государственного учреждения дополнительного профессионального образования, подведомственного министерству культуры Кировской области;
реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
осуществление мер социальной поддержки в виде стипендий для обучающихся в областных государственных профессиональных образовательных организаций сферы культуры.
3.2. В рамках отдельного мероприятия "Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере культуры" планируется предоставление:
социальных выплат в виде премий, стипендий творческим работникам в соответствии с правовыми актами Правительства Кировской области;
социальных выплат работникам областных государственных учреждений в части реализации статьи 8 Закона Кировской области от 28.12.2005 N 395-ЗО "О культуре";
социальных выплат работникам областных государственных учреждений, предусмотренных Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области".
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию Подпрограммы за счет средств областного бюджета составит 648 987,70 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы, за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы финансирования по основным направлениям реализации Подпрограммы относятся к прочим расходам.
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 9 к Государственной программе.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
Проблемы реализации Подпрограммы, негативно влияющие на основные ее параметры, можно условно разделить на следующие группы:
5.1. Финансовые риски.
Одним из наиболее важных рисков является уменьшение объема средств областного бюджета, которые направлены на реализацию мероприятий Подпрограммы, в связи с оптимизацией или изменением направлений расходов при его формировании.
К финансовым рискам также относится неэффективное и нерациональное использование ресурсов Подпрограммы.
5.2. Законодательные риски.
В период реализации Подпрограммы возможно внесение изменений в нормативные правовые акты на федеральном уровне, что может оказать влияние на достижение поставленной цели Подпрограммы.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений в действующую областную нормативную базу, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование Подпрограммы.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения на основании проведения мониторинга реализации Подпрограммы и корректировка мероприятий Подпрограммы с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.