Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 17.12.2019 N 683-п
Государственная программа
Кировской области "Экономическое развитие и поддержка предпринимательства"
12 марта, 23 июня 2020 г.
Паспорт изменен с 26 июня 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 23 июня 2020 г. N 310-п
Паспорт
государственной программы Кировской области "Экономическое развитие и поддержка предпринимательства"
Ответственный исполнитель Государственной программы |
министерство экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области |
Соисполнители Государственной программы |
министерство спорта и молодежной политики Кировской области; министерство информационных технологий и связи Кировской области; министерство промышленной политики Кировской области; министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области; министерство образования Кировской области; министерство культуры Кировской области; министерство строительства Кировской области; министерство транспорта Кировской области; управление проектной деятельности при Правитель-стве Кировской области |
Наименования подпрограмм |
"Управление социально-экономическим развитием Кировской области"; "Развитие международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей"; "Развитие и регулирование потребительского рынка в Кировской области" |
Наименования проектов |
региональный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в Кировской области"; региональный проект "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам в Кировской области"; региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в Кировской области"; региональный проект "Популяризация предпринимательства в Кировской области"; региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Кировской области"; региональный проект "Экспорт услуг в Кировской области" |
Цель Государственной программы |
развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата |
Задачи Государственной программы |
повышение эффективности государственного стратегического планирования; обеспечение устойчивых темпов роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; развитие и расширение международного сотрудничества в сфере торгово-экономической деятельности; повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области; создание условий для формирования современного потребительского рынка Кировской области |
Срок реализации Государственной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы |
доля документов (проектов документов) стратегического планирования Кировской области, разработанных в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, в общем количестве документов стратегического планирования, необходимых для разработки; темп роста объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; объем внешнеторгового оборота Кировской области; численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства Кировской области, включая индивидуальных предпринимателей; розничный товарооборот в Кировской области |
Ресурсное обеспечение Государственной программы |
общий объем финансирования Государственной программы составляет 1694679,87 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 778965,40 тыс. рублей; средства областного бюджета - 369298,30 тыс. рублей; налоговый расход - 537499,17 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 524,00 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 8393,00 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Стратегическое планирование является необходимой составной частью деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кировской области.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закона Кировской области от 12.05.2015 N 526-ЗО "О стратегическом планировании в Кировской области" в Кировской области сформирована система стратегического планирования: формализованы процессы подготовки, утверждения документов стратегического планирования и их корректировки, определены сроки и основания их разработки, определены порядки проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
Для определения основных направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития в рамках целеполагания в Кировской области разработан проект стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года.
В рамках прогнозирования в Кировской области утверждены бюджетный прогноз Кировской области на 2016 - 2027 годы и прогноз социально-экономического развития Кировской области на долгосрочный период. Также ежегодно разрабатывается и одобряется прогноз социально-экономического развития Кировской области на среднесрочный период.
В целях осуществления деятельности по достижению целей и приоритетов социально-экономического развития Кировской области в рамках планирования и программирования разрабатываются план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кировской области, государственные программы Кировской области и схема территориального планирования Кировской области. В деятельность органов исполнительной власти Кировской области с декабря 2017 года внедряются проектные подходы, способствующие решению стратегических задач и повышению эффективности государственного управления.
Система стратегического планирования позволяет осуществить формирование долгосрочных приоритетов в области социально-экономического развития и увязать между собой документы, разрабатываемые в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования, и служит основой принятия управленческих решений по развитию экономики области.
Последующие действия по развитию системы стратегического планирования связаны с выполнением комплекса мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кировской области.
На социально-экономическое развитие Кировской области также существенное влияние оказывают инвестиционный климат и уровень развития деловой среды, качество которых учитывается предпринимателями при выборе места реализации инвестиционных проектов.
За 2018 год на территории Кировской области по полному кругу предприятий освоено 56,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 94,1% к уровню 2017 года. В целом за период 2016 - 2018 годов темпы роста объема инвестиций в основной капитал складывались ниже 100%. Кроме того, инвестиционная активность в Кировской области носит нестабильный характер, проявляется ее существенная зависимость от макроэкономических условий, среди которых можно выделить мировые экономические кризисы и неблагоприятную геополитическую обстановку.
В свою очередь, к числу внутренних факторов, негативно влияющих на инвестиционную активность в Кировской области, можно отнести:
неравномерное распределение инвестиционных потоков по территории региона, концентрацию инвестиционной активности вокруг крупнейших агломераций;
наличие административных и нормативных барьеров ведения предпринимательской деятельности;
сохранение элементов недобросовестной конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства;
недостаточное количество инвестиционных площадок, имеющих подключение ко всем необходимым для реализации инвестиционных проектов ресурсам;
низкую инвестиционную активность в отдельных муниципальных образованиях Кировской области.
Несмотря на общее снижение объема инвестиций в Кировской области, по результатам 2018 года по отдельным отраслям производства достигнут рост инвестиций, а именно:
в сельском хозяйстве прирост составил 24,3% по отношению к уровню 2017 года в сопоставимых ценах, или 1,43 млрд. рублей;
в пищевой промышленности - 26,4%, или 0,32 млрд. рублей;
в химической промышленности - 32,4%, или 0,44 млрд. рублей;
в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 45,8%, или 0,55 млрд. рублей;
по ресурсоснабжающим предприятиям - 29,5%, или 1,22 млрд. рублей.
К числу основных тенденций инвестиционной активности Кировской области можно отнести:
осуществление крупными и средними организациями области вложений, направленных на модернизацию действующих производств;
рост инвестиций в обрабатывающих отраслях.
На территории Кировской области 11 муниципальных образований имеют статус моногородов. Данные муниципальные образования представляют собой особые территории, экономика которых находится в тесной зависимости от функционирования одного или нескольких градообразующих предприятий. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 1398-р города Белая Холуница, Луза, Вятские Поляны и поселок Мурыгино отнесены к 1-й категории (моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением), города Кирс, Уржум и поселок Демьяново - ко 2-й категории (моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения), города Кирово-Чепецк, Омутнинск, поселки Красная Поляна и Стрижи - к 3-й категории (моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией). Основным механизмом развития моногородов является привлечение инвестиций и локализация производств на данных территориях.
Для стимулирования инвестиционной активности в муниципальных образованиях, в том числе в моногородах, на регулярной основе осуществляется мониторинг ключевых показателей инвестиционной деятельности, ведется работа по присвоению отдельным территориям особого экономического статуса, благодаря чему за период 2017 - 2019 годов созданы территории опережающего социально-экономического развития в моногородах Вятские Поляны и Белая Холуница. Кроме того, выстроена система сотрудничества с региональными и федеральными институтами развития, в том числе с некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов".
Особое внимание в Кировской области уделяется развитию внешнеэкономической деятельности, важнейшей частью которой выступает внешняя торговля (экспорт), определяемая как предпринимательская деятельность кировских предприятий в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. Кроме того, в ней отражаются главные факторы конкурентоспособности и качества продукции, производимой в регионе, эффективность и целенаправленность государственной политики, а также потенциал улучшения финансового положения.
В 2018 году внешнеторговый оборот Кировской области при экспорте несырьевых неэнергетических товаров по сравнению с 2017 годом увеличился на 10,5% и составил 893,738 млн. долларов США.
Доля внешнеторгового оборота Кировской области во внешней торговле Приволжского федерального округа составила 2,09%. Сальдо торгового баланса Кировской области сложилось положительное, увеличилось по сравнению с 2017 годом на 26,6% и составило 57,3 млн. долларов США.
Основными торговыми партнерами Кировской области в 2018 году были страны дальнего зарубежья. Их доля в товарообороте Кировской области по сравнению с 2017 годом увеличилась на 3 процентных пункта и составила 85,4%. В товарной структуре экспорта Кировской области в 2018 году преобладали продукция химической промышленности и каучук (55,1% от общего объема экспорта), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (23,3%), металлы и изделия из них (7,6%).
В 2016 - 2018 годы странами-импортерами выступали страны дальнего зарубежья. Товарная структура экспорта была представлена удобрениями, продуктами неорганической химии и древесиной. В целях развития новых рынков сбыта продукции, поиска новых торговых партнеров, увеличения объемов экспорта в страны Содружества Независимых Государств необходима последовательная работа по увеличению количества экспортеров конкурентоспособной продукции Кировской области, по эффективному использованию экспортного потенциала, по привлечению к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, так как именно этот сектор экономики обладает наибольшим потенциалом роста экспорта.
Более того, формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта, вовлечение органов исполнительной власти Кировской области и представителей бизнес-сообщества в процесс реализации региональной политики в области поддержки и развития экспортной деятельности также положительно отразятся на динамике экономического развития Кировской области.
Кроме указанных факторов в развитии региональной экономики значительную роль играет развитие малого и среднего бизнеса.
По итогам 2018 года в Кировской области зарегистрировано 50650 субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый третий в общей численности занятых в экономике Кировской области работает в сфере предпринимательства. Доля малых предприятий в обороте организаций, расположенных на территории Кировской области, составляет порядка 40%.
С 2019 года на федеральном уровне проводится оптимизация мер поддержки для малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленных целей необходимо улучшить условия ведения предпринимательской деятельности в Кировской области.
Основными направлениями развития мер поддержки бизнеса являются:
принятие мер по улучшению делового климата;
создание положительного имиджа предпринимательской деятельности;
развитие мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса и, прежде всего, их финансовой составляющей.
Потребительский рынок Кировской области является одной из динамично развивающихся и бюджетообразующих частей экономики Кировской области. Он охватывает такие сферы деятельности, как торговля, общественное питание, платные услуги.
По состоянию на 01.01.2019 деятельность в сфере торговли и общественного питания осуществляли более 22,2 тыс. субъектов предпринимательства, что составило 33,7% от общего количества хозяйствующих субъектов в экономике Кировской области.
Среднесписочная численность работников организаций торговли и общественного питания за 2018 год составила 58,1 тыс. человек, или 15,2% от среднесписочной численности работников всех организаций.
В консолидированный бюджет Кировской области от предприятий сферы торговли и общественного питания за 2018 год поступило платежей на сумму 8,9 млрд. рублей, что составило 18,6% от общей суммы платежей, уплаченных налогоплательщиками Кировской области.
Оборот розничной торговли за 2018 год составил 195,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 3,7% больше, чем в 2017 году.
Предприятиями общественного питания региона в 2018 году реализовано продукции и товаров на 11,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,8% больше, чем в 2017 году.
В 2018 году населению Кировской области оказано платных услуг на 56,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 2,1% больше, чем в 2017 году.
На территории Кировской области торговую деятельность осуществляют федеральные и региональные торговые сети, организации системы потребкооперации, а также несетевые магазины.
На территории Кировской области функционирует 2 распределительных центра федеральных торговых сетей.
Наряду со стационарной торговлей в регионе также развиваются малые форматы торговли (нестационарные торговые объекты, рынки, ярмарки, мобильные торговые объекты), которые позволяют товары приблизить к потребителям.
Основной проблемой развития потребительского рынка в Кировской области является недостаточная территориальная доступность объектов торговли и услуг для населения, особенно это характерно для сельской местности. Большая часть объектов сферы потребительского рынка расположена в административных центрах муниципальных районов и городских округов Кировской области, что не позволяет обеспечить население Кировской области доступными и качественными товарами и услугами.
Качественное оказание услуг населению невозможно без функционирования и развития системы защиты прав потребителей на территории Кировской области.
В 2016 - 2018 годах на территории Кировской области наблюдается некоторое снижение объемов розничной продажи алкогольной продукции, в основном крепкого алкоголя.
По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкоголь регулирование), за 2018 год объем розничной продажи водки в Кировской области составил 1038,7 тыс. декалитров (снижение на 12,1% от уровня 2017 года), ликероводочной продукции - 149,7 тыс. декалитров (снижение на 1,8% от уровня 2017 года), пива и пивных напитков - 6196,5 тыс. декалитров (снижение на 5,3% по сравнению с 2017 года). Объем розничных продаж алкогольной продукции на душу населения в пересчете на безводный спирт составил 7,33 литра (в 2017 году - 7,94 литра).
Согласно анализу состояния розничных рынков продаж алкогольной продукции за 2018 год, проведенному Росалкоголь регулированием, Кировская область в целом заняла высокую позицию в рейтинге субъектов Российской Федерации (3-е место по Приволжскому федеральному округу и 24-е место по Российской Федерации). Основными показателями, характеризующими легальность розничных продаж алкогольной продукции в Кировской области, являются:
объем легальных розничных продаж водки на душу совершеннолетнего населения Кировской области. Значение указанного показателя в 2018 году составило 9,68 литра, в 2017 году - 10,3 литра (2-е место по Приволжскому федеральному округу, 16-е место по Российской Федерации);
объем розничных продаж алкогольной продукции (кроме водки) на душу совершеннолетнего населения. Значение указанного показателя в 2018 году составило 13,51 литра, в 2017 году - 13,57 литра (2-е место по Приволжскому федеральному округу, 27-е место по Российской Федерации);
количество лицензированных торговых точек продаж алкогольной продукции в расчете на 1000 человек совершеннолетнего населения. Значение указанного показателя в 2018 году составило 3,18 точки (3-е место по Приволжскому федеральному округу, 13-е место по Российской Федерации).
На 01.01.2019 на территории Кировской области зарегистрировано 776 организаций, имеющих 847 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и осуществляющих данный вид деятельности в 3275 торговых объектах, в том числе на 530 предприятиях общественного питания. Розничную реализацию пива осуществляли 1490 хозяйствующих субъектов, в том числе 988 организаций и 502 индивидуальных предпринимателя.
В рамках регионального государственного контроля (надзора) осуществляется лицензионный контроль, государственный контроль за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и государственный контроль за представлением деклараций. В ходе мероприятий по контролю проводятся плановые и внеплановые проверки, выездные и документарные проверки, контрольные мероприятия без взаимодействия с хозяйствующими субъектами.
В рамках профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения хозяйствующими субъектами требований к розничной продаже алкогольной продукции, повышение информированности и компетенции подконтрольных субъектов, проводятся выездные межрайонные обучающие семинары.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы сформированы на основе положений:
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
Федерального закона от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации";
Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";
Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р "Об утверждении плана "Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ";
Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р;
Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р;
Закона Кировской области от 02.07.2010 N 537-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области";
Закона Кировской области от 23.12.2014 N 499-ЗО "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кировской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе но
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.