Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
к Государственной программе
Подпрограмма
"Развитие и регулирование потребительского рынка в Кировской области"
12 марта 2020 г.
Паспорт
подпрограммы "Развитие и регулирование потребительского рынка в Кировской области" (далее - Подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Потребительский рынок Кировской области функционирует как составная часть экономики Кировской области и включает в себя сферу торговли и сферу услуг.
По состоянию на 01.01.2019 в сфере розничной торговли осуществляло деятельность около 11 тыс. субъектов предпринимательства, что составило 16,1% от общего количества хозяйствующих субъектов в экономике Кировской области.
Среднесписочная численность работников организаций розничной торговли за 2018 год составила 27,1 тыс. человек, или 7,1% от среднесписочной численности работников всех организаций.
Оборот розничной торговли на душу населения за 2018 год составил 152,3 тыс. рублей, что на 9,1 тыс. рублей больше в сравнении с 2017 годом. По данному показателю Кировская область занимала 9-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО).
Оборот общественного питания на душу населения за 2018 год составил более 8,8 тыс. рублей, что на 0,4 тыс. рублей больше, чем в 2017 году. По этому показателю область занимала 2-е место в ПФО.
По состоянию на 01.01.2019 в сфере общественного питания осущест-вляло деятельность 1,2 тыс. субъектов предпринимательства, что составило 1,8% от общего количества хозяйствующих субъектов в экономике Кировской области.
Среднесписочная численность работников организаций общественного питания за 2018 год составила 7,7 тыс. человек, или 2,0% от среднесписочной численности работников всех организаций.
Объем платных услуг, оказанных населению в 2018 году в расчете на душу населения, составил 44,1 тыс. рублей, что на 2,8 тыс. рублей больше, чем в 2017 году. По данному показателю Кировская область находилась на 7-м месте в ПФО.
На территории Кировской области торговую деятельность осуществляют федеральные и региональные торговые сети, организации системы потребительской кооперации, а также несетевые магазины.
Одной из крупнейших систем Кировской области, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, а также оказывающих социальные и бытовые услуги населению, является сеть организаций потребительской кооперации Кировской области.
Организации системы потребительской кооперации области осуществляют свою деятельность на территории 30 районов области в 1897 сельских населенных пунктах и обслуживают 353 тысячи жителей Кировской области.
По итогам 2018 года удельный вес торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли составил 36,5%, что на 2,8% больше, чем в 2017 году.
Наряду со стационарной торговлей в Кировской области развиваются такие формы торговли, как нестационарная торговля, рынки, ярмарки. Они выступают в качестве дополняющих форм торговли и позволяют обеспечить население товарами первой необходимости.
По состоянию на 01.01.2019 в муниципальных образованиях Кировской области функционировало:
1181 нестационарный торговый объект;
32 мобильных торговых объекта;
103 ярмарочных площадки;
8 розничных рынков, на которых оборудовано 893 торговых места.
В целях продвижения товаров местных производителей в Кировской области реализуется проект "Покупай ВЯТСКОЕ!".
Для контроля процессов, происходящих в сфере торговли в Кировской области, ведется торговый реестр, проводится анализ обеспеченности населения площадями торговых объектов на территории муниципальных образований Кировской области.
Качественное оказание услуг населению также невозможно без функционирования и развития системы защиты прав потребителей на территории Кировской области.
С этой целью в Кировской области создан и действует координационный совет по защите прав потребителей Кировской области, а также проводятся мероприятия, направленные на повышение уровня правовой защищенности потребителей.
На 01.01.2019 на территории Кировской области зарегистрировано 776 организаций, имеющих 847 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (71 организация имеет две лицензии: на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) и осуществляющих данный вид деятельности в 3275 торговых объектах, в том числе 530 предприятиях общест-венного питания. Розничную реализацию пива осуществляло 1490 хозяйст-вующих субъектов, в том числе 988 организаций и 502 индивидуальных предпринимателя.
За 2018 год количество организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, уменьшилось на 13 единиц, в то время как количество торговых объектов увеличилось на 36 единиц. Основная причина снижения количества организаций, имеющих лицензию, связана с расширением рынка федеральных торговых сетей.
В последние годы на территории Кировской области наблюдается некоторое снижение объемов розничной продажи алкогольной продукции, в основном крепкого алкоголя.
По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка за 2018 год объем розничной продажи водки в Кировской области составил 1038,7 тыс. декалитров (снижение на 12,1% от уровня 2017 года), ликероводочной продукции - 149,7 тыс. декалитров (снижение на 1,8% от уровня 2017 года), пива и пивных напитков - 6196,5 тыс. декалитров (снижение на 5,3% от уровня 2017 года). Объем розничной продажи алкогольной продукции на душу населения в пересчете на безводный спирт составил 7,33 литра (в 2017 году - 7,94 литра).
В целях регулирования розничной продажи алкогольной продукции осуществляется:
лицензирование розничной продажи алкогольной продукции;
региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В 2018 году было выдано 225 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (в 2017 году - 354 лицензии), продлено действие 816 лицензий (в 2017 году - 612 лицензий), переоформлено 297 лицензий (в 2017 году - 361 лицензия). Прекращено действие 66 лицензий по заявлениям лицензиатов (в 2017 году - 139 лицензий). За несоответствие лицензионным требованиям отказано в выдаче 8 лицензий (в 2017 году - 9 лицензий), в продлении срока действия 5 лицензий (в 2017 году - 4 лицензий), в переоформлении 2 лицензий (в 2017 году - 2 лицензий).
В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной продукции проведено 10 плановых проверок, 1296 документарных проверок для получения, переоформления и продления срока действия лицензии, 7 выездных внеплановых проверок, составлено 255 протоколов об административном правонарушении (в 2017 году - 38 протоколов).
За 2018 год в областной бюджет поступило от уплаты госпошлины за предоставление лицензии 56,6 млн. рублей, что на 3,9% больше, чем в 2017 году. В 2019 году ожидается поступление госпошлины за предоставление лицензии в размере 57,0 млн. рублей.
Основными проблемами в сфере потребительского рынка, в том числе в сфере розничной продажи алкогольной продукции, являются:
закрытие магазинов в сельской местности, связанное в первую очередь с оттоком населения из сельских населенных пунктов, низкой покупательской способностью сельского населения, отсутствием кадров для торговли;
недостаточная территориальная доступность объектов торговли и бытового обслуживания, особенно в сельской местности;
наличие дефицита подготовленных кадров в сферах торговли, общественного питания, бытового обслуживания;
большой физический и моральный износ мобильных средств торговли, обслуживающих население удаленных и труднодоступных населенных пунктов;
наличие низкой правовой грамотности населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав;
реализация алкогольной продукции в ночное время при оказании услуг общественного питания, а также в торговых объектах, расположенных в многоквартирных жилых домах;
отсутствие лицензирования розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, что приводит к затруднению осуществления контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, реализующих указанные виды алкогольной продукции.
В целях решения указанных проблем необходимы выработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на создание условий для удов-летворения потребностей населения в качественных и безопасных товарах и услугах, содействие насыщению потребительского рынка разнообразными видами услуг, формирование конкурентной среды.
Для дальнейшего развития потребительского рынка на территории Кировской области необходим переход на качественно новый уровень, для чего требуются новые организационные подходы, в том числе внедрение программно-целевых методов.
Реализация мероприятий Подпрограммы позволит развить многоформатную торговлю на территории Кировской области, обеспечить потребности населения в качественных и безопасных товарах и услугах, обеспечить социальную защищенность населения Кировской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, сроки реализации Подпрограммы
Основные приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы сформированы на основании положений:
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государст-венного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Закона Кировской области от 23.07.2010 N 544-ЗО "О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования торговой деятельности на территории Кировской области";
Закона Кировской области от 30.09.2010 N 547-ЗО "О полномочиях Правительства Кировской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Кировской области";
Закона Кировской области от 08.12.2015 N 600-ЗО "Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Кировской области".
Целью Подпрограммы является создание комфортной среды для граждан и субъектов торговой деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
содействие развитию торговой деятельности и сферы услуг в Кировской области;
регулирование рынка розничной продажи алкогольной продукции на территории Кировской области.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
оборот розничной торговли на душу населения;
доля хозяйствующих субъектов, декларирующих объемы розничной продажи алкогольной продукции, в общем количестве хозяйствующих субъектов, обязанных представлять декларации;
доля подконтрольных субъектов, в отношении которых составлены протоколы об административной ответственности в области розничной продажи алкогольной продукции, в общем количестве подконтрольных министерству субъектов;
количество межрайонных обучающих семинаров с хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, в том числе пива.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Подпрограммы представлены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы представлена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Подпрограммы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Подпрограммы
Достижение цели и решение задач Подпрограммы будут осуществляться путем выполнения комплекса отдельных мероприятий.
3.1. На решение задачи "Содействие развитию торговой деятельности и сферы услуг в Кировской области" направлена реализация следующих отдельных мероприятий:
"Развитие сферы потребительского рынка, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории Кировской области";
"Регулирование торговой деятельности в Кировской области";
"Обеспечение и защита прав потребителей, повышение качества и безопасности товаров и услуг".
Подпункт 3.1.1 изменен. - Постановление Правительства Кировской области от 12 марта 2020 г. N 108-п
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
3.1.1. В рамках отдельного мероприятия "Развитие сферы потребительского рынка, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории Кировской области" планируется:
сохранение и развитие развозной торговли на территории Кировской области;
развитие ярмарочной торговли на территории Кировской области;
развитие многоформатной торговли и сферы услуг на территории Кировской области;
популяризация товаров, производимых на территории Кировской области (проект "Покупай ВЯТСКОЕ!");
разработка и реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие потребительской кооперации в Кировской области, в том числе посредством предоставления из областного бюджета субсидии организациям потребительской кооперации, созданным в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - субсидия). Субсидия предоставляется на возмещение части затрат, связанных с приобретением специализированных транспортных средств для осуществления развозной торговли. Порядок определения объема и предоставления субсидии утверждается Правительством Кировской области;
Субсидия предоставляется организациям потребительской кооперации, созданным в соответствии с Федеральным законом от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Порядок предоставления субсидии утверждается Правительством Кировской области;
реализация проекта по повышению экономической доступности товаров для населения "Карта милосердия".
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Регулирование торговой деятельности в Кировской области" планируется:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере регулирования торговой деятельности на территории Кировской области;
проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории Кировской области в соответствии с действующим законодательством;
проведение анализа обеспеченности населения площадями торговых объектов на территории муниципальных образований Кировской области;
формирование и ведение торгового реестра Кировской области, а также создание на его базе системы мониторинга сферы торговли в Кировской области.
3.1.3. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение и защита прав потребителей, повышение качества и безопасности товаров и услуг" планируется:
обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Кировской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными органами и организациями по вопросам создания на территории Кировской области благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области защиты прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учетом прав потребителей посредством проведения заседаний координационного совета по защите прав потребителей Кировской области;
проведение совещаний, круглых столов и иных мероприятий, направленных на выработку согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей;
укрепление системы защиты прав потребителей в Кировской области;
повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей;
содействие органам местного самоуправления Кировской области в решении задач по защите прав потребителей.
3.2. На решение задачи "Регулирование рынка розничной продажи алкогольной продукции на территории Кировской области" направлена реализация отдельного мероприятия "Регулирование розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Кировской области".
В рамках отдельного мероприятия "Регулирование розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Кировской области" планируется:
лицензирование розничной продажи алкогольной продукции: выдача, переоформление, продление срока действия лицензии, ведение государст-венной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;
осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции: проведение плановых и внеплановых выездных проверок, документарных проверок, контрольных мероприятий без взаимодействия с подконтрольными хозяйствующими субъектами;
прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за представлением деклараций;
проведение обучающих выездных межрайонных семинаров, касающихся сферы розничной продажи алкогольной продукции, с обсуждением вопросов правоприменительной практики.
4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы предусматривается за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Подпрограммы за 2020 - 2024 годы составит 28393,00 тыс. рублей, в том числе:
20000,00 тыс. рублей - средства областного бюджета;
8393,00 тыс. рублей - средства внебюджетных источников.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Подпрограммы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства внебюджетных источников привлекаются по согласованию.
Направлением финансирования Подпрограммы будут являться "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Подпрограммы представлено в приложении N 9 к Государственной программе.
5. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
В ходе реализации Подпрограммы могут возникнуть группы рисков, представленные в таблице.
Таблица
Негативный фактор |
Способы минимизации рисков |
Возможное изменение федерального и регионального законодательства |
своевременное внесение изменений в действующие правовые акты и (или) принятие новых правовых актов Кировской области, касающихся сферы реализации Подпрограммы |
Отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий Подпрограммы |
принятие мер, направленных на привлечение финансирования реализации мероприятий Подпрограммы из различных источников |
6. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
В рамках отдельного мероприятия "Развитие сферы потребительского рынка, обеспечение доступности товаров и услуг на всей территории Кировской области" планируется участие организаций потребительской кооперации, расположенных на территории Кировской области.
Прогнозируемый объем средств из внебюджетных источников представлен в приложении N 9 к Государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.