Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 20.12.2019 N 688-п
Государственная программа
Кировской области "Развитие отраслей промышленного комплекса"
25 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г.
Паспорт изменен с 10 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 8 февраля 2021 г. N 63-п
Паспорт
государственной программы Кировской области "Развитие отраслей промышленного комплекса"
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основой экономического потенциала Кировской области является промышленное производство, занимающее в объеме валового регионального продукта наибольшую долю. Ведущая роль принадлежит обрабатывающим производствам, стабильная работа которых и в будущем будет обеспечивать значительную долю налоговых поступлений в доходах регионального бюджета.
По состоянию на 31.12.2018 индекс промышленного производства в Кировской области по обрабатывающим отраслям промышленности превысил аналогичный показатель Российской Федерации и составил 107,0% (в Приволжском федеральном округе - 102,0%, в Российской Федерации - 102,6%), объем отгруженных товаров обрабатывающих производств составил более 220 млрд рублей, что составляет 112% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обрабатывающие производства занимают наибольшую долю (более 80%) в структуре промышленности Кировской области.
Ведущими отраслями обрабатывающих производств в Кировской области являются: "Машиностроение", "Производство химических веществ и химических продуктов", "Производство металлургическое", "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения", "Производство резиновых и пластмассовых изделий", "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии", "Легкая промышленность" (производство кожи и изделий из кожи, производство одежды, производство текстильных изделий), "Производство социально значимых товаров (индустрия детских товаров, реабилитационная индустрия и народные художественные промыслы)".
1.1. Ведущим сегментом обрабатывающих производств является машиностроительный комплекс, включающий следующие виды экономической деятельности:
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
производство электрического оборудования;
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки;
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов;
производство прочих транспортных средств и оборудования;
производство прочих готовых изделий;
ремонт и монтаж машин и оборудования.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, по состоянию на 31.12.2018 количество предприятий (в т.ч. субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляющих деятельность по вышеперечисленным видам экономической деятельности, составляет более тысячи предприятий.
По состоянию на 31.12.2018 в машиностроительной отрасли было занято 31525 человек (36,1% от общей численности работников обрабатывающих производств Кировской области).
Фундаментом машиностроения являются предприятия оборонно-промышленного комплекса Кировской области. На территории Кировской области работают 13 предприятий, включенных в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - предприятия ОПК).
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в машиностроительной промышленности Кировской области представлена в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
54,2 |
102,5 |
57,1 |
105,4 |
61,2 |
107,2 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
22,5 |
96,3 |
31,4 |
139,6 |
31,5 |
100,3 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
28,8 |
109,2 |
30,9 |
107,3 |
33,3 |
107,8 |
Производительность труда (млрд рублей / тыс.человек) |
2,4 |
104,3 |
1,8 |
75,0 |
1,9 |
105,5 |
Основными проблемами в машиностроительной промышленности являются:
высокая доля устаревшего оборудования;
нехватка высококвалифицированных кадров;
недостаток компетенций;
ориентированность предприятий ОПК на выпуск продукции специального назначения;
высокие риски инвестиций для вступления на рынки с новыми продуктами:
малый опыт работы предприятий ОПК в рыночной экономике;
относительно низкая производительность труда, слабое развитие кооперации.
1.2. Химическая промышленность Кировской области представлена производством минеральных удобрений, отдельных марок фторполимерной продукции и фторкаучуков.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 осуществляли деятельность в сфере производства химических веществ и химических продуктов 84 предприятия.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в сфере химической промышленности Кировской области представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
39,7 |
89,9 |
41,8 |
105,3 |
50,7 |
121,3 |
Среднесписочная численность(тыс. человек) |
4,5 |
97,8 |
7,2 |
160,0 |
6,4 |
88,9 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
37,6 |
125,3 |
37,5 |
99,7 |
39,4 |
105,1 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
8,8 |
93,6 |
5,8 |
65,9 |
7,9 |
136,2 |
Объем экспорта химической промышленности (млн. долларов США) |
403,5 |
70,3 |
484,8 |
120,1 |
492,6 |
101,6 |
Основными проблемами химической промышленности являются:
использование импортного сырья и технологий вместо отечественных;
низкий спрос внутреннего рынка на продукцию малотоннажной химии;
высокая стоимость энергоресурсов;
расположение головных офисов крупных предприятий за пределами Кировской области.
Для ускоренного развития химической промышленности необходимо:
углубление существующей технологической цепочки переработки сырья;
повышение добавленной стоимости региональной продукции;
расширение номенклатуры и снижение себестоимости производимой продукции;
внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
продвижение инвестиционного потенциала предприятий химической промышленности в целях создания особых режимов ведения предпринимательской деятельности;
расширение экспорта продукции.
1.3. Металлургическая промышленность Кировской области представлена производством профильных прокатов, используемых в различных отраслях промышленности.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 осуществляли деятельность в сфере металлургического производства 20 предприятий.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в сфере металлургической промышленности Кировской области представлена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
14,5 |
114,4 |
16,7 |
115,2 |
18,8 |
112,5 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
3,7 |
98,4 |
3,9 |
105,4 |
3,7 |
94,8 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
33,1 |
113,3 |
35,7 |
107,8 |
39,2 |
109,8 |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
3,9 |
116,3 |
4,3 |
110,2 |
5,1 |
118,0 |
Объем экспорта металлургической промышленности (млн. долларов США) |
38,7 |
291,0 |
42,8 |
110,6 |
67,8 |
158,4 |
Основной проблемой металлургической промышленности является высокая стоимость энергоресурсов.
Для ускоренного развития металлургической промышленности необходимо:
внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий;
расширение номенклатуры и ассортимента продукции;
расширение экспорта продукции;
внедрение современных экологически безопасных технологий.
1.4. Производство резиновых и пластмассовых изделий в Кировской области представлено выпуском шин для легковых автомобилей, синтетических материалов для низа обуви, резиновых технических изделий, гранулированных композиций из термоэластопластов, резиновых компаундов общего и специального назначения на основе каучуков, а также пластмассовых изделий санитарно-технических нужд.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 осуществляли деятельность в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий 142 предприятия.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в сфере производства резиновых и пластмассовых изделий Кировской области представлена в таблице 4.
Таблица 4
Показатель |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
9,3 |
117,9 |
9,8 |
105,3 |
10,1 |
103,0 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
4,8 |
98,6 |
4,6 |
95,8 |
4,5 |
97,8 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
31,3 |
123,2 |
30,7 |
98,1 |
33,3 |
107,5 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
1,9 |
118,7 |
2,1 |
110,5 |
2,2 |
104,8 |
1.5. Промышленность Кировской области в сфере лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, представлена производством импортозамещающих и инновационных лекарственных препаратов, направленных на профилактику и терапию социально значимых заболеваний. Ключевыми направлениями являются изготовление современных вакцин, а также орфанных лекарственных препаратов и препаратов по борьбе с онкологическими заболеваниями, лекарственных препаратов, применяемых в педиатрии, гастроэнтерологии, кардиологии, неврологии, аллергологии, дерматологии, для лечения инфекционных заболеваний, а также антисептических препаратов. Кроме того, предприятиями фармацевтической отрасли Кировской области осуществляется производство биологически активных веществ и ветеринарных препаратов.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, осуществляли 11 отраслевых предприятий.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в отрасли производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, представлена в таблице 5.
Таблица 5
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
4,1 |
125,0 |
5,0 |
121,9 |
7,5 |
150,0 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
1,0 |
125,1 |
1,2 |
120,0 |
1,4 |
116,6 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
31,1 |
111,8 |
33,5 |
107,7 |
34,7 |
103,5 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс. человек) |
4,1 |
99,9 |
4,2 |
102,4 |
5,4 |
128,6 |
Основными проблемами в сфере лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, являются:
использование импортного сырья и технологий вместо отечественных;
нехватка и отток квалифицированных кадров.
Для ускоренного развития производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, необходимо:
развитие сотрудничества с зарубежными странами;
использование мер государственной поддержки;
продвижение инвестиционного потенциала предприятий промышленности в сфере лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в целях создания особых режимов ведения предпринимательской деятельности на территории их размещения;
расширение номенклатуры и ассортимента продукции.
1.6. Легкая промышленность Кировской области включает три подотрасли, объединяющих 258 предприятий: текстильного, швейного производства; производства кожи, изделий из кожи, обуви; производства меховых изделий.
На территории Кировской области по состоянию на 31.12.2018 количество предприятий по подотраслям составило: производство текстильных изделий - 32 единицы; производство одежды, в том числе меховых изделий,- 175 единиц; производство кожи и изделий из кожи - 51 единица. Было занято 8 101 работников, что составляло 9,3% от общей численности работников перерабатывающих производств Кировской области.
Основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику легкой промышленности (кожевенная и обувная подотрасль), являются город Киров и Слободской район Кировской области, которые имеют наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции легкой промышленности Кировской области (56%).
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий в отрасли легкой промышленности представлена в таблице 6.
Таблица 6
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году* |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
7,05 |
- |
7,51 |
106,5 |
7,53 |
100,2 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
7,1 |
- |
5,5 |
77,5 |
8,1 |
147,3 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
16,4 |
- |
18,0 |
109,7 |
19,0 |
105,5 |
Производительность труда (млрд. рублей / тыс.человек) |
0,99 |
- |
1,37 |
138,3 |
0,96 |
70,0 |
______________________________
* Нет данных в связи с началом действия с 2017 года новой редакции классификатора ОКВЭД-2.
Основными приоритетными направлениями развития легкой промышленности Кировской области, обладающими сравнительно конкурентоспособной продукцией, являются кожевенная, обувная, а также меховая подотрасли.
1.6.1. Основными проблемами кожевенной и обувной подотрасли являются:
неравные условия осуществления предпринимательской деятельности, присутствие на внутреннем рынке дешевой фальсифицированной продукции;
нехватка квалифицированных кадров.
Для ускоренного развития кожевенной и обувной подотрасли необходимо:
развитие кожевенно-обувного кластера;
создание на территории Кировской области производств, повышающих добавленную стоимость продукции предприятий.
1.6.2. Основными проблемами меховой подотрасли являются:
кризис перепроизводства меховых изделий на внутреннем и внешнем рынках;
неравные условия осуществления предпринимательской деятельности, присутствие на внутреннем рынке дешевой фальсифицированной меховой продукции;
высокая доля устаревшего оборудования;
нехватка квалифицированных кадров, в том числе специалистов в области дизайна и специалистов, владеющих современными методами продаж.
Для ускоренного развития меховой подотрасли необходимо:
поддержка и развитие предприятий с полным производственным циклом;
научное обеспечение меховой подотрасли единственным в Российской Федерации Всероссийским научно-исследовательским институтом охотничьего хозяйства и звероводства;
развитие сырьевой базы меховой подотрасли.
1.7. Кировская область является одной из базовых областей Российской Федерации по заготовке и обработке древесины. По объему заготовки древесины и производству пиломатериалов Кировская область занимает пятое место в Российской Федерации. В Приволжском федеральном округе Кировская область занимает второе место по запасам древесины (после Пермского края), а по объему производства пиломатериалов - первое место.
Лесопромышленный комплекс обеспечивает не только потребности Кировской области в древесине и продукции переработки древесины, но и поставляет ее на экспорт и в другие субъекты Российской Федерации.
В Кировской области деревообработкой занимаются более 1600 предприятий и организаций различной организационно-правовой формы, на которых занято около 30 тыс. работников.
В последние годы в Кировской области отмечается устойчивый рост объемов заготовки древесины. В 2017 году было заготовлено 8,4 млн куб. метров древесины, что составило 49,5% от расчетной лесосеки. В 2018 году заготовлено 10,4 млн куб. метров древесины, или 61,2% от расчетной лесосеки.
Динамика основных показателей экономической деятельности предприятий лесоперерабатывающей отрасли представлена в таблице 7.
Таблица 7
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
значение показателя |
в % к 2015 году |
значение показателя |
в % к 2016 году |
значение показателя |
в % к 2017 году |
|
Отгрузка по фактическим (чистым) видам экономической деятельности (млрд. рублей) |
8,3 |
- |
8,4 |
101,2 |
18,4 |
219,0 |
Среднесписочная численность (тыс. человек) |
11,9 |
- |
10,2 |
85,7 |
11,1 |
108,8 |
Средняя заработная плата (тыс. рублей) |
16,2 |
- |
20,4 |
125,9 |
21,4 |
104,9 |
Производительность труда (млрд.рублей / тыс.человек) |
0,7 |
- |
0,8 |
114,3 |
1,7 |
212,5 |
Объем экспорта (млн. долларов США) |
146,5 |
106,9 |
168,3 |
114,9 |
208,1 |
123,7 |
На территории Кировской области реализуются четыре приоритетных инвестиционных проекта, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Общий объем инвестиций по четырем реализуемым приоритетным инвестиционным проектам составляет свыше 10,4 млрд рублей, в 2018 году уплачено налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации 645,427 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - 449,881 млн. рублей, создано 3,8 тыс.рабочих мест. Для реализации инвестиционных проектов выделено 3,2 млн. куб. метров древесины.
Все вышеуказанные инвестиционные проекты направлены на глубокую переработку древесины: производство строганного погонажа, большеформатной фанеры, деревянное домостроение. При этом решается вопрос трудоустройства работников монопрофильных поселений, препятствующего снижению уровня жизни, увеличению безработицы, оттоку наиболее квалифицированных специалистов и молодежи.
1.8. Основными направлениями индустрии социально значимых товаров в Кировской области являются: разработка и производство наукоемких медицинских изделий, производство протезной и ортопедической продукции, производство детских игрушек и народные художественные промыслы.
Одним из основных факторов для успешного развития промышленного производства в Кировской области является наличие доступной производственной инфраструктуры.
На территории города Вятские Поляны Вятскополянского района Кировской области с 2013 года успешно функционирует промышленный парк, созданный в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 06.06.2013 N 160 "О создании парковой зоны интенсивного развития". В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 31.10.2014 N 47 "О создании парковой зоны" на территории деревни Слободино Юрьянского района Кировской области создан промышленный парк "Слободино".
Целью создания промышленных парков является оказание поддержки малому и среднему предпринимательству по локализации их производств. За счет строительства инфраструктуры и введения налоговых преференций производится снижение административных барьеров, обеспечиваются благоприятные условия для ведения бизнеса. Кроме того, функционирование промышленных парков обеспечивает развитие конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих технологий, производства товаров и услуг.
Функционирование промышленного парка на территории города Вятские Поляны Вятскополянского района Кировской области и промышленного парка "Слободино" на территории деревни Слободино Юрьянского района Кировской области планируется продолжить.
Кроме того, планируется проведение организационных мероприятий по увеличению числа парковых зон интенсивного развития на территории Кировской области.
С учетом задач, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Кировской области, в рамках Государственной программы предлагается аккумулировать мероприятия, направленные:
на диверсификацию производства предприятий ОПК;
на обеспечение развития машиностроительного комплекса;
на обеспечение развития лесоперерабатывающей промышленности;
на обеспечение развития легкой промышленности;
на обеспечение развития химической промышленности;
на обеспечение развития металлургии;
на обеспечение развития промышленности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т. ч. в биотехнологии;
на обеспечение развития производства социально значимых товаров;
на развитие промышленных парков.
Раздел 2 изменен с 10 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 8 февраля 2021 г. N 63-п
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы сформированы на основании следующих положений:
Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Указа Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р (об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года);
Закона Кировской области от 05.05.2016 N 648-ЗО "О промышленной политике в Кировской области";
постановления Правительства Кировской области от 27.07.2004 N 11/163 "О мерах по реализации Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на территории Кировской области";
Стратегии социально-экономического развития Кировской области.
Целью Государственной программы является повышение конкурентоспособности и наукоемкости отраслей промышленного комплекса Кировской области.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
создание условий для комплексного развития и дальнейшего наращивания компетенций в приоритетных базовых отраслях обрабатывающей промышленности;
обеспечение роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств Кировской области;
создание и развитие промышленных парковых зон интенсивного развития.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по полному кругу организаций-производителей;
темп роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств;
количество созданных рабочих мест в парковых зонах интенсивного развития.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
Достижению цели и решению задач Государственной программы будет способствовать выполнение комплекса отдельных мероприятий и региональных проектов.
Пункт 3.1 изменен с 10 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 8 февраля 2021 г. N 63-п
3.1. На решение задачи "Создание условий для комплексного развития и дальнейшего наращивания компетенций в приоритетных базовых отраслях обрабатывающей промышленности" направлена реализация регионального проекта "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров Кировской области" и следующих отдельных мероприятий:
"Диверсификация производства предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Кировской области";
"Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки";
"Обеспечение развития машиностроительного комплекса";
"Обеспечение развития отрасли легкой промышленности";
"Обеспечение развития химической отрасли промышленности";
"Обеспечение развития металлургической промышленности";
"Обеспечение развития промышленности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т. ч. в биотехнологии";
"Обеспечение развития лесоперерабатывающей промышленности";
"Обеспечение развития производства социально значимых товаров";
"Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области промышленной политики".
Предоставление поддержки на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий.
3.1.1. В рамках отдельного мероприятия "Диверсификация производства предприятий оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территории Кировской области" планируется:
рассмотрение и участие в проведении оценки научных, технических и конструкторских решений при разработке и организации выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной и импортозамещающей продукции в рамках деятельности Совета главных конструкторов Кировской области в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации по диверсификации производства предприятий;
осуществление работы научно-технического совета при министерстве промышленной политики Кировской области в части рассмотрения и подготовки предложений предприятиям по поддержке научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере промышленности.
3.1.2. В рамках отдельного мероприятия "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" планируется:
проведение с руководителями предприятий Кировской области консультаций, совещаний, семинаров, круглых столов по вопросам развития промышленного потенциала Кировской области;
оказание содействия промышленным предприятиям Кировской области по взаимодействию с региональными и федеральными органами исполнительной власти по всем возникающим вопросам, в том числе по формам и срокам государственной поддержки;
проведение с промышленными предприятиями Кировской области консультаций по вопросам подачи заявок на конкурсный отбор в федеральные министерства и ведомства (субсидии, льготные займы);
обеспечение деятельности некоммерческой организации "Государственный фонд развития промышленности Кировской области" (далее - региональный фонд), оказывающей финансовую поддержку субъектам деятельности в сфере промышленности на территории Кировской области за счет средств областного бюджета, а также за счет иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Региональному фонду предоставляется субсидия из областного бюджета в виде имущественного взноса на следующие цели:
на финансовую поддержку субъектов деятельности в сфере промышленности, осуществляемую путем выдачи льготных заемных средств по программам софинансирования с федеральным государственным автономным учреждением "Российский фонд технологического развития" (далее - Российский фонд развития промышленности);
на осуществление текущей деятельности.
Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета региональному фонду утверждается Правительством Кировской области.
3.1.3. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития машиностроительного комплекса" планируется:
ведение реестра субъектов деятельности в сфере машиностроения;
осуществление мониторинга состояния и развития машиностроительного комплекса, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий машиностроительного комплекса;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности предприятий машиностроительного комплекса в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций.
3.1.4. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития отрасли легкой промышленности" планируется:
организация регулярного обмена информацией, необходимой для обеспечения деятельности общественных организаций, контрольно-надзорных органов, органов исполнительной власти Кировской области в рамках шестистороннего соглашения в части взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и пресечения фактов незаконного введения в гражданский оборот промышленной продукции;
ведение реестра субъектов деятельности в сфере легкой промышленности;
осуществление мониторинга состояния и развития отрасли легкой промышленности, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий легкой промышленности;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности отрасли легкой промышленности в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала отрасли легкой промышленности, в том числе путем целевого поиска перспективных инвесторов.
3.1.5. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития химической отрасли промышленности" планируется:
разработка концепции развития химической отрасли промышленности Кировской области;
ведение реестра субъектов деятельности в химической отрасли промышленности;
осуществление мониторинга состояния и развития химической отрасли промышленности, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий химической отрасли промышленности;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности химической отрасли промышленности в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала химической отрасли промышленности, в том числе путем целевого поиска перспективных инвесторов.
3.1.6. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития металлургической промышленности" планируется:
разработка концепции развития металлургической отрасли промышленности Кировской области;
осуществление мониторинга состояния и развития металлургической отрасли промышленности, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий металлургической отрасли промышленности;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности металлургической отрасли промышленности в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала металлургической отрасли промышленности, в том числе путем целевого поиска перспективных инвесторов.
3.1.7. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития промышленности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии" планируется:
ведение реестра субъектов деятельности в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии;
осуществление мониторинга состояния и развития отрасли в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, подготовка ежеквартального отчета по показателям финансово-экономической деятельности предприятий в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности отрасли в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, в рабочих, инженерных и гуманитарных специальностях, формирование предложений по совершенствованию программ обучения на базе профессиональных образовательных организаций;
продвижение инвестиционного потенциала в сфере производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в т.ч. в биотехнологии, путем целевого поиска перспективных инвесторов.
3.1.8. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития лесоперерабатывающей промышленности" планируется:
осуществление отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
осуществление контроля за выполнением обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта;
формирование и актуализация базы данных лесопромышленных организаций Кировской области;
осуществление организационной поддержки предприятий лесоперерабатывающей отрасли в проведении совещаний, конференций, круглых столов.
3.1.9. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение развития производства социально значимых товаров" планируется:
ведение реестра о субъектах деятельности в сфере производства социально значимых товаров;
осуществление мониторинга состояния и развития отрасли в сфере производства социально значимых товаров;
осуществление мониторинга текущей и прогнозирование будущей потребности предприятий в сфере производства социально значимых товаров в рабочих специальностях.
3.1.10. В рамках отдельного мероприятия "Обеспечение реализации Государственной программы и прочие мероприятия в области промышленной политики" планируется:
финансирование содержания министерства промышленной политики Кировской области;
осуществление лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов;
координация деятельности органов исполнительной власти Кировской области в сфере банкротства организаций, расположенных на территории Кировской области, а также организованное обеспечение деятельности межведомственной комиссии по координации деятельности органов исполнительной власти Кировской области в сфере банкротства организаций, расположенных на территории Кировской области;
организационное обеспечение деятельности региональной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Кировской области.
3.1.11. Региональный проект "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Промышленный экспорт", входящего в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт", и направлен на увеличение объема экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров Кировской области путем повышения доступности мер поддержки экспорта для промышленных предприятий Кировской области.
В рамках реализации регионального проекта "Развитие несырьевого неэнергетического экспорта промышленных товаров Кировской области" планируется:
проведение регионального квалификационного отбора организаций для предоставления государственной поддержки в целях реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности (далее - КППК);
формирование перечня производителей Кировской области, подавших заявки на предоставление мер поддержки, направленных на повышение конкурентоспособности производимой продукции;
заключение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации соглашений с производителями промышленной продукции Кировской области, участвующими в реализации КППК;
содействие промышленным предприятиям Кировской области в расширении рынков сбыта несырьевых неэнергетических товаров;
обеспечение применения механизмов поддержки конкурентоспособности товаров на постоянной основе.
3.1.12. В рамках отдельного мероприятия "Предоставление поддержки на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий" предусмотрено оказание региональным фондом финансовой поддержки промышленным предприятиям и проведение оценки эффективности предоставленной финансовой поддержки.
Региональному фонду предоставляются средства из областного бюджета для финансового обеспечения деятельности (докапитализации) на условиях, в соответствии с которыми они не могут быть направлены на финансирование административно-хозяйственной деятельности регионального фонда и (или) на предоставление региональным фондом промышленным предприятиям финансовой поддержки в сумме, превышающей 50 млн. рублей на заявителя, и (или) на предоставление региональным фондом финансовой поддержки промышленным предприятиям, основной вид деятельности которых не относится к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и (или) на финансирование инвестиционных проектов, обязательства по софинансированию которых со стороны заявителя и (или) частных инвесторов и (или) за счет банковских кредитов составляют суммарно менее 50% общего бюджета инвестиционного проекта.
Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета региональному фонду утверждается Правительством Кировской области.
В рамках отдельного мероприятия "Предоставление поддержки на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий" предполагается использование средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета областному бюджету на софинансирование расходных обязательств, возникающих при осуществлении министерством промышленной политики Кировской области полномочий по финансовому обеспечению деятельности (докапитализации) регионального фонда.
3.2. На решение задачи "Обеспечение роста производительности труда на предприятиях обрабатывающих производств Кировской области" направлена реализация отдельного мероприятия "Повышение престижа рабочих и инженерных профессий", а также региональных проектов "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области".
Подпункт 3.2.1 изменен с 27 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 г. N 626-п
3.2.1. В рамках отдельного мероприятия "Повышение престижа рабочих и инженерных профессий" планируется:
участие работников предприятий в отраслевых конкурсах профессионального мастерства "Инженер года", "Лучший газорезчик", "Новаторство в промышленности", "Лучший наставник на предприятии", "Лучшая швея";
популяризация профессий в отрасли легкой промышленности, проведение конкурсов "Модный город", "Зимние забавы";
проведение ежегодных церемоний награждения победителей и участников отраслевых конкурсов профессионального мастерства, вручение дипломов и памятных знаков.
Подпункт 3.2.2 изменен с 10 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 8 февраля 2021 г. N 63-п
3.2.2. Региональный проект "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Системные меры по повышению производительности труда", входящего в состав национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", и направлен на стимулирование предприятий базовых несырьевых отраслей экономики к повышению производительности труда, повышению уровня компетентности управленческих кадров для увеличения производительности труда и формированию системы экспертной поддержки повышения производительности труда на предприятиях - участниках регионального проекта.
В рамках регионального проекта "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" планируется:
организация предоставления льготных займов, направленных на разработку и внедрение на предприятиях Кировской области перспективных технологий;
организация нефинансового стимулирования внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда в Кировской области;
обучение управленческих кадров, вовлеченных в реализацию регионального проекта;
проведение оценки потребности предприятий Кировской области в поддержке пилотных программ по автоматизации;
реализация программы внедрения автоматизации и использования цифровых технологий для предприятий - участников регионального проекта "Реализация мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" ;
организация предоставления мер финансовой поддержки в части предоставления займов (субсидий) для предприятий - участников регионального проекта на приобретение специализированного программного обеспечения;
проведение конкурса лучших практик наставничества среди предприятий - участников национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
Подпункт 3.2.3 изменен с 10 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 8 февраля 2021 г. N 63-п
3.2.3. Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" реализуется в рамках федерального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", входящего в состав национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
В рамках регионального проекта "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" планируется:
проведение обучения сотрудников предприятий - участников регионального проекта под региональным управлением (совместно с экспертами Регионального центра компетенций (далее - РЦК) посредством специализированных тренингов, тестирований, программ обучения, направленных на повышение производительности труда;
создание РЦК в сфере производительности труда. Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета на финансирование мероприятий по созданию и обеспечению деятельности РЦК утверждается правовым актом Правительства Кировской области;
создание потоков-образцов на предприятиях - участниках национального проекта под региональным управлением (совместно с экспертами региональных центров компетенций в сфере производительности труда), а также внедряющих мероприятия национального проекта самостоятельно (в том числе с привлечением консультантов), представляющих собой результат оптимизации производственных и (или) вспомогательных процессов на базе сформированной инфраструктуры для развития производственной системы в рамках организационной, методологической, экспертно-аналитической и информационной поддержки программ повышения производительности труда на предприятиях;
проведение обучения сотрудников предприятий - участников регионального проекта под федеральным управлением (совместно с Федеральным центром компетенций (далее - ФЦК) посредством специализированных тренингов, тестирований, программ обучения, направленных на повышение производительности труда;
проведение обучения сотрудников предприятий - участников, внедряющих мероприятия регионального проекта самостоятельно, посредством специализированных тренингов, тестирований, программ обучения, направленных на повышение производительности труда;
создание "фабрики процессов".
3.3. На решение задачи "Создание и развитие промышленных парковых зон интенсивного развития" направлена реализация отдельных мероприятий "Создание и управление парковыми зонами интенсивного развития" и "Налоговые расходы".
3.3.1. В рамках отдельного мероприятия "Создание и управление парковыми зонами интенсивного развития" планируется:
управление парковой зоной интенсивного развития,расположенной на территории города Вятские Поляны Вятскополянского района Кировской области;
управление парковой зоной "Слободино", расположенной на территории деревни Слободино Юрьянского района Кировской области;
создание условий развития промышленных парков.
3.3.2. В рамках отдельного мероприятия "Налоговые расходы" предусмотрено предоставление в соответствии с законодательством Кировской области налоговых льгот резидентам и управляющим компаниям парковых зон, участникам специального инвестиционного контракта, а также проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот.
Сведения об отдельном мероприятии "Налоговые расходы" в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении N 3.
Раздел 4 изменен с 10 февраля 2021 г. - Постановление Правительства Кировской области от 8 февраля 2021 г. N 63-п
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы в 2020 - 2024 годах составляет 2 180 140,8 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 90 762,3 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 270 031,5 тыс. рублей;
средства внебюджетных источников финансирования - 1 819 347,0 тыс. рублей.
Привлечение средств федерального бюджета планируется в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", и государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Внебюджетными источниками финансирования мероприятий Государственной программы являются средства промышленных предприятий Кировской области, средства Российского фонда развития промышленности и регионального фонда.
Направлением финансирования Государственной программы являются "Прочие расходы".
Ресурсное обеспечение Государственной программы приведено в приложении N 4.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
На результаты реализации Государственной программы могут оказать существенное влияние негативные факторы. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками представлены в таблице 8.
Таблица 8
Негативные факторы |
Способы минимизации рисков |
Низкая заинтересованность предприятий базовых несырьевых отраслей экономики в участии в региональных проектах |
необходимость определения приоритетных направлений финансирования |
Недостаточное финансирование Государственной программы за счет средств областного и (или) федерального бюджета |
Необходимость привлечения внебюджетных средств для реализации Государственной программы |
Раздел 6 изменен с 27 ноября 2020 г. - Постановление Правительства Кировской области от 25 ноября 2020 г. N 626-п
6. Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы
В рамках отдельных мероприятий "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" и "Повышение престижа рабочих и инженерных профессий" планируется участие предприятий базовых отраслей обрабатывающей промышленности.
В рамках отдельного мероприятия "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" и регионального проекта "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" принимает участие Российский фонд развития промышленности.
В рамках отдельного мероприятия "Содействие промышленным предприятиям Кировской области в получении государственной поддержки" предоставляются льготные заемные средства предприятиям обрабатывающей промышленности по совместным займам Российского фонда развития промышленности и регионального фонда.
В рамках отдельного мероприятия "Создание и управление парковыми зонами интенсивного развития" принимает участие акционерное общество "Корпорация развития Кировской области".
В рамках регионального проекта "Создание условий для повышения производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики Кировской области" региональным фондом предоставляются льготные займы, направленные на разработку и внедрение на предприятиях Кировской области перспективных технологий.
Прогнозируемый объем расходов за счет средств из внебюджетных источников приведен в приложении N 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.