Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
администрации
Тужинского муниципального района
Кировской области
от 09.10.2017 N 385
Муниципальная программа
Тужинского муниципального района "Развитие культуры" на 2020 - 2025 годы
29 декабря 2017 г., 21 января 2019 г.
Паспорт изменен с 30 января 2019 г. - Постановление Администрации Тужинского муниципального района Кировской области от 21 января 2019 г. N 29
Паспорт
муниципальной программы Тужинского муниципального района "Развитие культуры на 2020 - 2025 годы"
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современное понимание роли и значения культуры в решении задачи повышения качества жизни населения определяет необходимость сохранения и развития единого культурного пространства на всей территории Тужинского муниципального района путем создания условий для организации досуга населения, права на свободу творчества и пользования услугами культуры, сохранения местных народных традиций.
В настоящее время в Тужинском муниципальном районе в части решения вопросов культуры в достаточной степени развито взаимодействие учреждений культуры, органов местного самоуправления поселений и района
Культурное обслуживание населения осуществляют 26 учреждений культуры.
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа составляет 48%, библиотеками - 100%.
Культурно-досуговую деятельность в районе осуществляет муниципальное казенное учреждение Тужинский районный культурно-досуговый центр и 9 сельских Домов культуры-филиалов, в которых стабильно работают 78 клубных формирований, с числом участников в них более 700 человек, 2 коллектива носят звание "народный". Ежегодно культурно-досуговые учреждения посещают более 47 тысяч человек, проводится более 1 тыс. мероприятий.
Библиотечное обслуживание населения осуществляет 14 библиотек муниципального бюджетного учреждения культуры Тужинская районная межпоселенческая централизованная библиотечная система с книжным фондом 124159 экземпляров, пользователями библиотек стали 5180 человек. 8 библиотек подключены к сети Интернет, центральная библиотека имеет электронную почту
На уровне района действует муниципальное бюджетное учреждение культуры "Тужинский районный краеведческий музей", который ведет целенаправленную работу по сохранению и пропаганде историко-культурного наследия Тужинского района. Число предметов основного фонда насчитывает 2468 единиц хранения, научно вспомогательный фонд составляет 2272 предмета, 1660 предметов основного фонда экспонировались в течение года.
Открыты для посетителей 21 выставка в том числе из собственных фондов - 4, проведено 27 экскурсий.Посетили музей 5680 человек.
Отмечается стабильный объём предоставления муниципальной услуги муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования Тужинская районная детская музыкальная школа, среднегодовое число учащихся ДМШ остается постоянным - 53 человека. Дети обучаются на отделениях фортепиано, народных инструментов, в подготовительных группах.. Учащиеся ДМШ на протяжении многих лет держат высокий уровень успеваемости.
Кроме учебного процесса деятельность школы складывается из концертных выступлений учащихся и преподавателей, участия творческих коллективов в областных, межрегиональных и международных конкурсах. Оркестр русских народных инструментов ДМШ - множественный лауреат областных и международных конкурсов.
В то же время в культуре остается множество проблем. В условиях рыночных отношений и демократизации общества накопленный потенциал культуры требует с одной стороны - дальнейшей последовательности укрепления и развития, с другой - реформирования и преобразований. Сегодня уровень внешнего и внутреннего содержания учреждений культуры не в полной мере соответствует современным требованиям.
Одной из острых проблем отрасли является слабая материально-техническая база муниципальных учреждений культуры.
Именно от состояния материально-технической базы учреждений в большей степени зависит объем и качество оказываемых услуг. Анализ материально-технической базы муниципальных учреждений культуры показал необходимость в большинстве из них проведения капитальных и текущих ремонтов. Учреждениям необходимо современное звукоусилительная и звукозаписывающая аппаратура, светотехническое и музыкальное оборудование.
Одной из насущных проблем отрасли является недостаток квалифицированных кадров. По причине падения престижа профессии, специфики работы в сфере культуры налицо снижение притока молодых профессиональных кадров. Без решения кадровых проблем работа всей отрасли не может считаться успешной.
Продолжает оставаться достаточно острой ситуация с обновлением фондов и информатизации библиотек района. Решение данной проблемы предполагает пополнение библиотечных фондов, внедрение новых библиотечных технологий и информационного взаимодействия библиотек, компьютеризацию библиотечной сети.
Необходимо обновление музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования детей.
Проведенный анализ состояния отрасли и выше обозначенные проблемы указывают на то, что процесс развития культуры Тужинского района, как один из факторов влияющий на социально- экономическое развитие Тужинского муниципального района еще не в полной мере отвечает современным требованиям, что в некоторой степени влияет на качество предоставляемых услуг в области культуры. Накопившиеся за прошлые годы проблемы значительно превышают возможности по их решению. Тесная взаимосвязь происходящих процессов в сфере культуры с процессами, происходящими в обществе, указывают на то, что решение обозначенных проблем возможно осуществить только программно-целевым методом, который дает возможность прогнозировать и оценивать результаты работы, эффективно использовать финансовые ресурсы и координировать деятельность различных учреждений культуры.
Одним из способов решения проблем является разработка и реализация муниципальной программы Тужинского муниципального района "Развитие культуры на 2020 - 2025 годы". Реализация программы позволит сохранить культурный потенциал Тужинского муниципального района, развитие сферы культуры в соответствии с требованиями сегодняшнего дня посредством освоения инновационных технологий, модернизации отрасли, укрепления и развития инфраструктуры с целью усиления роли учреждений культуры в организации культурного отдыха населения и формирования духовно-нравственных основ личности.
Основные мероприятия программы сформированы с учетом задач и приоритетов, изложенных в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ, важнейших решений, принятых Президентом РФ и Правительством РФ, а также исходя из основных положений муниципальной программы социально-экономического развития Тужинского муниципального района до 2021 года.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы
Приоритеты политики органов местного самоуправления муниципального района в сфере культуры установлены Программой социально-экономического развития Тужинского муниципального района Кировской области на 2017 - 2021 годы, утвержденной решением Тужинской районной Думой от 24.03.2017 N 9/64, и включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.
В целях решения задач в области культуры определены следующие основные приоритеты развития отрасли культуры района:
- укрепление и модернизация материально-технической базы действующей сети муниципальных учреждений культуры;
- сохранение и развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений культуры района;
- обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения Тужинского муниципального района;
- обновление библиотечного фонда библиотек Тужинского муниципального района;
- использование инновационных форм и методов работы, обеспечивающих повышение качества и доступности услуг в области культуры, предоставляемых населению муниципальными учреждениями культуры муниципального района;
- внедрение и распространение информационных технологий в библиотечную и музейную практику, в том числе, автоматизированных информационно-библиотечных и музейных систем для создания сводных электронных каталогов библиотек и музеев;
- сохранение библиотечного и музейного фондов.
Целями программы являются:
- развитие единого культурного пространства на территории Тужинского муниципального района, создание условий для обеспечения равного доступа населения к культурным ценностям и информации;
- повышение качества и доступности услуг в области культуры, предоставляемых населению Тужинского муниципального района муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования детей;
- совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития отрасли культуры района.
Для достижения целей программы необходимо решить следующие задачи:
- расширение объемов и видов услуг в области культуры, предоставляемых населению Тужинского муниципального района муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования детей.
- обеспечение доступности культурных благ для всех групп населения Тужинского муниципального района.
- развитие библиотечного дела и организация библиотечного обслуживания населения библиотеками района;
- организация и поддержка народного творчества;
- организация и поддержка деятельности музея и обеспечение сохранности музейного фонда;
- организация предоставления дополнительного образования в сфере культуры;
- модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
- развитие кадрового потенциала работников культуры. Обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений культуры, дополнительного образования детей.
Для отражения степени достижения целей и решения задач программы использованы целевые индикаторы и показатели программы, которые предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации муниципальной программы Тужинского района "Развитие культуры на 2020 - 2025 годы".
Реализация программы позволит:
- постепенно укрепить и модернизировать материально-техническую базу действующей сети муниципальных учреждений культуры района;
- создать условия для качественного предоставления услуг в области культуры, предоставляемых населению Тужинского муниципального района;
- увеличить посещаемость муниципальных учреждений культуры района.
Ожидаемыми результатами реализации программы станут:
- создание условий, обеспечивающих равную доступность услуг в области культуры, предоставляемых населению Тужинского района муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования детей;
- модернизация существующей сети муниципальных учреждений района;
- повышение качества услуг в области культуры, предоставляемых населению Тужинского муниципального района муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования детей;
- увеличение количества экземпляров библиотечного фонда муниципальных библиотек района;
- рост посещаемости культурно-досуговых мероприятий;
- увеличение доли детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования культуры от общего количества детей школьного возраста.
Целевые показатели эффективности, характеризующие достижение цели и задач муниципальной программы, следующие:
1. Показатель "Количество посещений библиотек (на 1 жителя в год)" () определяется по формуле:
,
где:
- количество посещений библиотек в отчетном году, согласно данным формы федерального статистического наблюдения "Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России";
- численность населения на начало отчётного года согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
2. Показатель "Численность участников культурно-массовых мероприятий, проводимых учреждениями культурно-досугового типа к предыдущему году" () определяется по формуле:
где:
- количество участников культурно-массовых мероприятий в отчетном году, согласно данным формы федерального статистического наблюдения "Свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа системы Минкультуры России";
- количество участников культурно-массовых мероприятий в году, предшествующему отчетному году, согласно данным формы федерального статистического наблюдения "Свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа системы Минкультуры России".
3. Показатель "Посещаемость музея" (на 1000 человек) () определяется по формуле:
,
где:
- количество посещений музейных учреждений в отчетном году, согласно данным формы федерального статистического наблюдения N 8-НК "Сведения о деятельности музея";
- численность населения на начало отчётного года, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
4. Показатель "Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве предметов основного фонда" определяется согласно данным формы федерального статистического наблюдения форма N 8-НК "Сведения о деятельности музея"
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Показатель "Численность учащихся детской музыкальной школы" определяется согласно данным формы федерального статистического наблюдения форма N 1-ДО "Сведения об учреждении дополнительного образования детей"
7. Показатель "Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений культуры и искусства к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников, занятых в сфере экономики района" (), определяется по формуле:
,
где:
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства за отчётный период, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере экономики района за отчётный период, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Сведения о динамике целевых показателей эффективности реализации целей и задач муниципальной программы до 2025 года приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Срок реализации программы 2020 - 2025 годы, разбивка на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Цели и задачи муниципальной программы будут достигаться путём реализации отдельных мероприятий.
N |
Наименование задачи муниципальной программы |
Отдельные мероприятия |
1 |
Развитие библиотечного дела Тужинского района и организация библиотечного обслуживания населения района |
1. Выплата заработной платы работникам библиотек района 2. Комплектование книжных фондов библиотек Тужинского муниципального района. 3. Улучшение состояния материально-технической базы муниципальных библиотек: - капитальный ремонт здания центральной библиотеки; - текущий ремонт библиотек района; - обеспечение необходимого уровня технического состояния здания для качественного предоставления услуг; - обеспечение эксплуатационных требований, предъявляемых к зданиям, согласно нормам пожарной безопасности 4. Внедрение новых технологий на базе компьютеризации и использования современных технических средств, в том числе создание электронного каталога. |
2 |
Организация и поддержка народного творчества |
1. Выплата заработной платы работникам культурно-досуговых учреждений района 2. Обеспечение творческой деятельности граждан посредством организации и поддержки самодеятельных музыкальных и творческих коллективов: - участие коллективов в различного вида конкурсах и фестивалях; - концертная деятельность; - мероприятия, направленные на сохранение народных традиций. 3. Создание условий для равного доступа к культурным благам и культурно-досуговой деятельности для жителей района: - проведение текущего и капитального ремонта зданий и помещений учреждений культуры досугового типа; - обеспечение безопасности и защищенности зданий; - приобретение оборудования и техническое оснащение. - - обеспечение необходимого уровня технического состояния здания для качественного предоставления услуг; - обеспечение эксплуатационных требований, предъявляемых к зданиям, согласно нормам пожарной безопасности |
3 |
Организация и поддержка деятельности музея и обеспечение сохранности музейного фонда. |
1. Выплата заработной платы работникам музея 2. Обеспечение условий для сохранения, функционирования и развития музейного фонда: - капитальный ремонт учреждения; - установка прибора климат-контроля; - установка видеонаблюдения. - обеспечение необходимого уровня технического состояния здания для качественного предоставления услуг; - обеспечение эксплуатационных требований, предъявляемых к зданиям, согласно нормам пожарной безопасности 3. Модернизация и обеспечение инновационного развития музея: - приобретение оргтехники; - приобретение музейных витрин, оборудования для выставочного зала, стеллажей для фондохранилища. |
4 |
Организация предоставления дополнительного образования в сфере культуры |
1. Выплата заработной платы работникам детской музыкальной школы 2. Выявление одаренных детей и подростков, их образование и творческое развитие: - участие коллективов в различных видах конкурсов и фестивалей; - организация концертной деятельности; - приобретение концертных костюмов. 3. Создание комфортных и безопасных условий для проведения образовательного процесса: - капитальный ремонт здания; - обеспечение необходимого уровня технического состояния здания для качественного предоставления услуг; - обеспечение эксплуатационных требований, предъявляемых к зданиям, согласно нормам пожарной безопасности 4. Совершенствование материально-технической базы и методического обеспечения: - приобретение музыкальных инструментов; - приобретение компьютеров, оргтехники; - приобретение методической литературы. |
5 |
Обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений культуры, дополнительного образования детей |
1. Обучение на курсах повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства, областные семинары, совещания, тренинги. |
6 |
Осуществление финансового обеспечения деятельности учреждений культуры |
1 Функционирование централизованной бухгалтерии отдела культуры |
7 |
Осуществление обеспечения деятельности муниципальных учреждений |
1. Выплата заработной платы работникам обслуживающего персонала учреждений культуры района |
8 |
Социальная поддержка граждан |
1. Возмещение расходов педагогическим работникам, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. Выплаты работникам культуры, предусмотренные Законом области. |
Вышеуказанные мероприятия программы направлены на:
- сохранение культурного наследия Тужинского района, создание условий для обеспечения равного доступа к культурным ценностям жителей района и обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям;
- организацию библиотечного дела в библиотеках района;
- сохранение и развитие народного творчества как составляющей части нематериального культурного наследия Тужинского района;
- участие в культурной жизни посредством предоставления услуг по обеспечению доступа населения к музейным ценностям, в том числе обеспечению сохранности музейных фондов;
- обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В рамках реализации муниципальной программы отделом культуры планируется формирование и актуализация на районном уровне нормативной правовой и методологической базы:
- разработка в установленном порядке проектов постановлений администрации Тужинского муниципального района, регулирующих отношения в сфере культуры;
- разработка и принятие локальных правовых актов.
С учетом утверждения бюджета Тужинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период вносятся изменения в муниципальную программу.
В случае изменения и (или) принятия нормативных правовых актов в сфере законодательства Российской Федерации о культуре и с целью эффективной реализации мероприятий муниципальной программы в течение периода ее действия отдел культуры будет разрабатывать новые проекты нормативных правовых актов администрации Тужинского муниципального района в соответствии с федеральным законодательством.
Раздел 5 изменен с 30 января 2019 г. - Постановление Администрации Тужинского муниципального района Кировской области от 21 января 2019 г. N 29
5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета, передаваемых в форме субсидий, субвенции, иных межбюджетных трансфертов бюджету Тужинского муниципального района, средств местного бюджета.
Ответственный исполнитель муниципальной программы - отдел культуры администрации Тужинского муниципального района.
Общая сумма на реализацию муниципальной программы за счет всех источников финансирования составит 114 490,3 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 21 604,2 тыс. рублей
2021 год - 20 607,3 тыс. рублей
2022 год - 16 769,6 тыс. рублей
2023 год - 17 608,0 тыс.рублей
2024 год - 18 488,4 тыс.рублей
2025 год - 19 412,8 тыс.рублей
из них:
за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 0,0 тыс. рублей
2021 год - 0,0 тыс. рублей
2022 год - 0,0 тыс. рублей
2023 год - 0,0 тыс. рублей
2024 год - 0,0 тыс. рублей
2025 год - 0,0 тыс. рублей
за счет средств областного бюджета - 47 396,8 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 8 057,1 тыс. рублей
2021 год - 8 424,7 тыс. рублей
2022 год - 7 172,7 тыс. рублей
2023 год - 7 531,3 тыс. рублей
2024 год - 7 907,8 тыс.рублей
2025 год - 8 303,2 тыс.рублей
за счет средств бюджета муниципального района - 67 093,5 тыс. рублей, в том числе:
2020 год - 13 547,1 тыс. рублей;
2021 год - 12 182,6 тыс. рублей.
2022 год - 9 596,9 тыс.рублей
2023 год - 10 076,7 тыс.рублей
2024 год - 10 580,6 тыс.рублей
2025 год - 11 109,6 тыс.рублей
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения муниципального бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Объемы и источники финансирования будут ежегодно корректироваться исходя из имеющихся возможностей бюджетов всех уровней.
Объем финансирования программы по основным направлениям финансирования по годам
Основные направления финансирования муниципальной программы |
Объем финансирования муниципальной программы (тыс. руб.) |
||||||
всего |
В том числе по годам |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
Капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие расходы |
114490,3 |
21604,2 |
20607,3 |
16769,6 |
17608,0 |
18488,4 |
19412,8 |
Итого |
114490,3 |
21604,2 |
20607,3 |
16769,6 |
17608,0 |
18488,4 |
19412,8 |
При определении объемов ресурсного обеспечения программы использовались расчётный и нормативный методы оценки затрат.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств районного бюджета представлено в приложении N 2 к муниципальной программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 3 к муниципальной программе.
6. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
При использовании программно-целевого метода решения существующих в отрасли культуры района проблем могут возникнуть риски реализации программы, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем.
Важнейшим фактором риска при реализации программы является дефицит муниципального бюджета и, как следствие, недостаточное финансирование отрасли. Финансовый риск реализации программы представляет собой замедление запланированных темпов роста показателей программы вследствие снижения финансирования. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов. При недостаточном финансировании необходимым условием достижения программных целей является софинансирование бюджетов разных уровней.
При реализации мероприятий программы возможны:
- макроэкономические риски, связанные с возможностью снижения темпов роста экономики области, высокой инфляцией и ухудшением материального положения населения Кировской области;
- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию деятельности в сфере культуры;
Минимизация вышеуказанных рисков реализации программы обеспечивается:
- анализом эффективности программы;
- определением приоритетов для первоочередного финансирования мероприятий программы;
- перераспределением объемов финансирования мероприятий программы в зависимости от приоритетности решаемых задач программы.
Иные возможные виды рисков реализации программы связаны со спецификой целей и задач программы и меры по их минимизации будут осуществляться в ходе оперативного принятия управленческих решений в рамках программы. Финансирование мероприятий программы в очередном финансовом году будет осуществляться с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности реализации программы в отчетный период.
Важнейшим элементом реализации программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки мероприятий программы, закрепление персональной ответственности исполнителей мероприятий программы за достижение конечных результатов программы, с финансовой оценкой ее реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.