Постановление Главы Администрации Пензенской области от 6 февраля 1995 г. N 59
"Об утверждении "Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Пензенской области на 1995-1996 годы"
Постановлением Губернатора Пензенской области от 29 ноября 2002 г. N 573 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях создания условий для рыночного регулирования экономических процессов путем развития конкурентных отношений хозяйствующих субъектов и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.94 N 191 "О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)", - постановляю:
1. Утвердить "Программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Пензенской области на 1995-1996 годы". (Программа прилагается.)
2. Контроль за исполнением Постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Фомина В.С. и начальника территориального управления ГКАП РФ Авдеева А.И.
Глава Администрации |
А.Ф. Ковлягин |
Утверждена
Главы Администрации области
от 6 февраля 1995 г. N 59
Программа демонополизации экономики и
развития конкуренции на товарных рынках
Пензенской области на 1995-1996 годы
Содержание
Содержание входит в текст документа
Введение
"Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Пензенской области" (в дальнейшем - Программа) выполнена на основе "Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)", в соответствии с требованиями:
- Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191;
- Приказа Председателя Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 5 апреля 1994 г. N 38 "О выполнении Постановления Правительства РФ от 9.03.94 N 191;
- Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
- действующего законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности и другим смежным направлениям нормативно-правового регулирования.
Программа:
определяет место и роль процессов демонополизации экономики и развития конкуренции в системе экономических реформ и основных программ социально-экономического развития региона:
устанавливает цели и приоритетные направления демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках области;
направлена на решение актуальных социально-экономических проблем региона;
учитывает ограниченность государственных бюджетных ресурсов и требования к повышению ответственности области за решение региональных задач;
определяет в качестве общего приоритета направление формирования конкурентной среды;
согласована с программами развития и поддержки малого предпринимательства, структурной перестройки экономики, приватизации, конверсии производств военного назначения и другими программами, действующими в области;
призвана объединить усилия Администрации области, территориального антимонопольного управления, Комитета по экономике, Комитета по управлению имуществом области, администраций городов и районов, других государственных и общественных структур в решении задач социально-экономического развития Пензенской области.
В ходе выполнения мероприятий Программы возможны корректировки.
1. Общие положения
Программа устанавливает цели и приоритеты политики демонополизации экономики области, правила анализа и типовой перечень задач демонополизации товарных рынков, взаимосвязь мероприятий по демонополизации на отраслевом и региональных уровнях, задания и ограничения в области проведения политики демонополизации.
1.1. Долгосрочной целью демонополизации экономики Пензенской области является создание условий для рыночного регулирования экономических процессов путем развития конкурентных отношений хозяйствующих субъектов в региональных и федеральных границах товарных рынков.
1.2. Основной целью демонополизации в 1995-1996 г. является создание предпосылок для дальнейшего развития конкуренции, снижение отрицательных последствий монополизации экономики на рынках региона в виде монопольно высоких цен, монопольного сокращения объема поставок товаров при наличии платежеспособного спроса в целях получения сверхприбыли, навязывания условий договоров, не выгодных контрагентам или не относящихся к предмету договора, других негативных проявлений монополизма в экономике.
Реализация цели предусматривает:
- установление и поддержание единого экономического пространства рынка на территории Российской Федерации;
- формирование системы государственного контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в сфере естественной и разрешенной монополии;
- поэтапное создание правовых и организационно-экономических условий для рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, а также формирования цен и тарифов на социально-значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии в соответствии с приоритетами демонополизации на 1995-1996 гг.;
- учет структуры рынка в процессе приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности на этом рынке;
- снижение уровня дефицитности товарных рынков;
- развитие предпринимательства в производственной сфере.
1.3. Демонополизация в экономике осуществляется на базе и во взаимосвязи с процессами финансовой стабилизации, инвестиционной и экспортно-импортной антиинфляционной государственной политики. Положения программы учитываются при формировании других областных программ.
1.4. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется на основании Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является задачей Программы.
1.5. Процесс демонополизации рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов демонополизации.
1.6. Отраслевые программы демонополизации экономики области входят в состав региональной программы демонополизации и являются ее неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры индивидуальных товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, отнесенных к сфере естественной и разрешенной монополии.
1.7. Региональная программа демонополизации экономики входит в состав программ (планов) социально-экономического развития региона и является ее неотъемлемой частью, включает анализ структуры индивидуальных товарных рынков, обоснованные предложения по перечню хозяйствующих субъектов, отнесенных к сфере естественной и разреженной монополии, проекты демонополизации временных монополий на местном уровне.
1.8. Процесс демонополизации должен отвечать следующим основным требованиям:
- ориентация на создание конкурентной среды рынка, защиту прав и интересов потребителей;
- комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
- дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей, уровня дефицитности продукции, платежеспособного спроса;
- взаимосвязанность решений проблем федеральной, отраслевой и региональной демонополизации;
- постоянный мониторинг за изменением структуры рынка и соответствием программно-реализационного механизма демонополизации этой структуре;
- обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
1.9. Для целей настоящей Программы принимаются следующие понятия и их определения.
Товарный рынок - сфера обращения товаров, определяемая исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующих территориях и отсутствия этой возможности за их пределами. При этом соответствующими территориями наряду с национально-государственными, национально- и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований;
монополизация рынка - состояние рынка, которое показывает степень концентрации рынка и оценивается коэффициентом концентрации (CR). Коэффициент концентрации является суммой долей нескольких крупнейших субъектов на данном товарном рынке. В Российской Федерации считается, что при CR - 4>0,5 или CR - 8>0,8 рынок монополизирован и наоборот, если CR - 3<0,5 или CR - 4<0,4 рынок не монополизирован;
местный товарный рынок - сфера обращения товаров, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующих территориях и отсутствия этой возможности за их пределами;
продуктовые границы товарного рынка - перечень товаров и их заменителей на индивидуальном товарном рынке;
географические границы товарного рынка - географические границы территории, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар в рамках продуктовых границ рынка без существенного увеличения дополнительных затрат, связанных с совершением сделки (перевозка, хранение и т.д.);
демонополизация - создание правовых, организационных, экономических условий для ограничения или ликвидации отрицательного влияния монопольных структур на экономические процессы возникновения и развития конкуренции на индивидуальных товарных рынках;
естественная монополия - отрасль, в которой создание конкурентной среды, в том числе путем ввоза продукции на данный географический рынок, невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне производственных технологий;
разрешенная монополия - отрасль, защищенная от конкуренции с помощью юридических (правовых) ограничений в виде нормативных актов федерального или местного действия, принятых соответствующими органами власти и управления в интересах государства или региона на определенный срок в соответствии со сложившейся экономической ситуацией;
временная монополия - отрасль, в которой доминирующее положение хозяйствующих субъектов определяется временным отсутствием конкуренции;
монопольно высокая цена - цена товара, при которой существенно уменьшается величина спроса при сохранении натуральной потребности в случае, когда цена поддерживается путем прямого изъятия товара из товаропроводящей сети или снижения натуральных объемов производства;
олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа хозяйствующих субъектов, при которой по крайней мере некоторые из них контролируют значительную долю рынка (доминируют на рынке), а появление новых хозяйствующих субъектов затруднено или невозможно.
2. Условия развития конкуренции на рынках Пензенской области
2.1. Общая характеристика уровня монополизации
экономики области
Пензенская область образована 4 февраля 1939 года. В настоящее время (по состоянию на 1 января 1994 года) в области - 28 сельских районов, 10 городов, в том числе 5 городов областного подчинения, 16 поселков городского типа, 1506 сельских населенных пунктов.
Территория области составляет 43,4 тыс. кв. км.
На 1 января 1994 года в области проживало 1523,3 тыс. человек, из которых 955,6 тыс. (62,7%) горожане, 567,7 (37,3%) - жители села. Плотность населения - 35,2 человека на 1 кв. км (по России 8).
В отраслевой структуре экономики преобладает промышленность, где создается свыше 40% национального дохода, в сельском хозяйстве - более 11% (по итогам 1992 года).
Область располагает основными фондами (по переоценке на 1 января 1994 года) стоимостью 9,2 трлн. рублей. На сферу материального производства их приходится 7,8 трлн. рублей, или 85%. Около двух третей (65,8%) основных фондов сосредоточено в двух отраслях материального производства: промышленности (31,3%) и сельском хозяйстве (34,5%).
В последние годы в экономике области произошли существенные изменения, образовался негосударственный сектор экономики. На начало 1994 года в негосударственном секторе функционировало более 9 тыс., или 65% от общего количества предприятий и организаций, в них занята третья часть численности работающих в области, ими выпущено более трети от всей произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Продолжается приватизация предприятий и организаций. По состоянию на 1 августа 1994 года приватизировано 1338 предприятий и организаций из 1730, подлежащих приватизации, или 77% (по данным областного Комитета по управлению госимуществом).
2.1.1. Население и трудовые ресурсы
Население области растет в основном за счет миграционного процесса. За 6 мес. 1994 г. в область прибыло 17666 человек, а выбыло 12822, миграционный прирост составил 4844 человека.
Трудовые ресурсы в январе - июне 1994 года составляли 856 тыс. человек, или 56,2% общей численности населения области. Всеми видами деятельности занимались 751 тыс. человек (экономически активное население), учебой с отрывом от производства - свыше 60,1 тыс. человек.
По состоянию на 1 августа 1994 г. в органах службы занятости состояли на учете 26,8 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, из них 24 тыс. (90%) имели статус безработного.
Неполная занятость присуща отдельным отраслям экономики. Так, в промышленности растет число предприятий, на которых имеют место длительные остановки всех или отдельных производств. Наибольшие потери приходятся на ведущие отрасли промышленности области - машиностроение, металлообработку и на предприятия легкой промышленности.
2.1.2. Промышленность
В области производится более двух третей российского выпуска ленточных машин для хлопка и шерсти, половина машин и оборудования для промышленной стирки белья и химической чистки одежды, половина прядильных машин, свыше 40% тракторных сеялок (без туковых), около 40% автоцистерн для перевозки нефтепродуктов, воды и сжиженных газов, пятая часть бытовых часов.
Промышленными предприятиями области выпускаются также дизели, химическое оборудование, вычислительная техника, средства автоматизации, промышленная арматура, медицинская техника, кирпич, сборный железобетон, бумага, обувь кожаная и валяная, шерстяные ткани, продукция пищевой промышленности и другие товары.
В промышленности работало (на 1 июля 1994 года) 181,6 тыс. человек, или каждый пятый из занимающихся трудовой деятельностью.
По удельному весу в производстве продукции ведущие отрасли промышленности (по данным на 1 августа 1994 года) занимают следующее положение:
В % к итогу | |
Вся промышленность | 100 |
в том числе Машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники) Пищевая промышленность Электроэнергетика Медицинская промышленность Легкая промышленность Промышленность строительных материалов |
34,0 21,0 15,1 8,4 5,4 4,9 |
За последние годы в выпуске продукции промышленности растет доля предприятий с негосударственной формой собственности, что подтверждается ниже приведенными данными:
(млн. руб.)
1991 год | 1992 год | 1993 год | ||||
Объем продук- ции (ра- бот, ус- луг) |
Удельный вес в общем объеме продукции (работ, услуг), % |
Объем продукции ции (ра- бот, ус- луг) |
Удель- ный вес в общем объеме продукции (работ, услуг), % |
Объем продукции (работ, услуг) |
Удель- ный вес в общем объеме продук- ции (работ, услуг), % |
|
Промышленность всего: в том числе: государствен- ная собствен- ность негосударствен ная собствен- ность из нее: частная собст- венность |
8547,9 7692,4 855,5 х |
100,0 88,3 11,7 х |
88130,5 76481,9 11648,6 6074,9 |
100,0 86,8 13,2 6,9 |
625769,1 493884,9 131884,2 55380,9 |
100,0 78,9 21,1 8,9 |
С 1990 года промышленность области втягивается в экономическую депрессию. В 1992 году производство продукции уменьшилось на 14,8%. За 1993 год производство сократилось на 11,8%, за последние два с половиной года - на 51,1%. Наибольший спад произошел в легкой промышленности (на 69,3%), промышленности строительных материалов (59,8%), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (на 40,9%), на предприятиях машиностроения и металлообработки объем уменьшился на 60,2%.
В более значительных объемах сократилось производство на предприятиях бывшего оборонного комплекса. Здесь за 1992-1994 годы выпуск продукции снизился на 69,7% (на 18,6 процентных пункта больше, чем в целом по промышленности).
Существенное снижение объемов выпускаемой продукции в текущем году идет на предприятиях текстильной промышленности (на 75,3%), швейной (на 71,2%), сахарной (на 89,2%, в 1993 году здесь был прирост на 64,0%), тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (на 96,5%).
Маслосыродельная и молочная промышленность допустила снижение выпуска продукции на 45,4%, и на 35,7% уменьшила выпуск продукции такая важная жизнеобеспечивающая отрасль, как мясная промышленность.
В промышленности далеко не в полной мере используются имеющиеся производственные мощности. В целом по области в 1993 году уменьшен коэффициент использования мощностей по выпуску 68 позиций (96% из учитываемых важнейших видов промышленной продукции). В 1993 году полностью были загружены мощности всего по трем видам продукции. Снижение объемов производства, падение производительности труда, фондоотдачи, ухудшение использования мощностей, вынужденные остановки производств, сокращение численности работающих, неполный рабочий день из-за неплатежеспособности характерны сегодня для большинства промышленных предприятий.
2.1.3. Сельское хозяйство
В пользовании сельхозпроизводителей области находится около 3 млн. гектаров сельхозугодий, в том числе свыше 2,4 млн. гектаров пашни. В общественном секторе сельского хозяйства на начало 1994 г. насчитывалось 204,6 тыс. коров, 321,0 тыс. свиней, 199,0 тыс. овец и коз, 4530,7 тыс. голов птицы всех видов. Основные показатели производства животноводческой продукции в 1993 году характеризуются следующими данными:
Вид продукции |
Себестоимость 1 ц, тыс. руб. |
Средняя цена 1 ц, тыс. руб. |
Уровень рентабельнос- ти, включая дотации, % |
Уровень рентабель ности без дотаций,% |
|||
1993 г. | 1993 г. к 1992 г.(раз) |
1993 г. | 1993г. к 1992 г(раз) |
1993г. | 1993г. к 1992 г(раз) |
1993 г. | |
Продукция живот- новодства Крупный рогатый скот Свиньи Овцы Птица Молоко Яйцо (1000 шт.) Шерсть |
50,0 53,5 46,1 56,3 5,6 16,0 165,8 |
9,4 8,4 10,7 10,4 9,3 8,0 7,4 |
27,4 47,0 19,3 36,8 4,6 23,4 16,0 |
11,4 14,3 17,7 17,3 9,1 13,5 15,3 |
35,4 72,5 30,5 139,3 0,1 24,7 22,6 -16,3 |
25,0 63,4 47,3 61,4 10,2 -5,4 48,1 -56,2 |
11,4 49,4 35,4 49,9 -20,2 -20,3 39,8 -68,5 |
Животноводство продолжает оставаться наиболее затратной отраслью сельскохозяйственного производства, а с учетом опережающего роста цен на промышленные услуги - менее эффективной. Основные показатели в растениеводстве за 1993 год характеризуются следующими данными:
Вид продукции |
Себестоимость 1 ц, тыс. руб. |
Средняя цена 1 ц, тыс. руб. |
Уровень рентабельности включая дотации, % |
Уровень рентабельн- ости без дотаций, % |
|||
1993 г. |
1993 г к 1992 г (раз) |
1993 г. |
1993 г к 1992 (раз) |
1992 г. |
1993 г. |
1993 г. | |
Продукция расте- ниеводства Зерно Сахарная свекла Картофель Овощи |
1527 1407 4325 4336 |
10,9 11,6 18,9 12,6 |
4475 2117 2193 13170 |
4,6 8,1 5,0 16,5 |
316,4 446,6 89,8 76,8 90,5 |
130,0 183,7 20,4 -15,9 91,4 |
123,9 179,0 16,7 -17,7 90,6 |
Приведенные данные отражают процесс снижения рентабельности продукции животноводства и растениеводства, усиливающийся с ростом диспропорции цен на продукцию промышленности и продукцию сельского хозяйства.
В области функционирует 2,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств со средним земельным участком 39 гектаров. В хозяйствах населения содержится четвертая часть от общего поголовья крупного рогатого скота области. Увеличилась доля частных хозяйств в посадке картофеля и овощей (соответственно с 75% и 36% в 1990 году до 96% и 79% в 1994 году).
Финансовые показатели хозяйственной деятельности сельхозпредприятий за ряд лет выглядят следующим образом:
Показатели | 1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г |
Число хозяйств в том числе, убыточных Их удельный вес, % Убыток в расчете на одно убыточное хозяйство, тыс. руб. Чистая прибыль, млн. руб. Уровень рентабельности |
445 354,4 23,4 |
466 90 2 2190 271,2 14,5 |
457 1 0,2 26300 4529,2 79,8 |
464 32 7 29928 36446,6 39,6 |
2.1.4. Капитальное строительство
В строительном комплексе доминируют предприятия негосударственной формы собственности. По состоянию на 1 августа 1994 года ими выполнено 92% общего объема работ, государственными - 8%. Сказывается значительное сокращение инвестиций в экономическое и социальное развитие области. Так, в 1993 году по сравнению с 1990 г. освоено капитальных вложений почти вдвое меньше (на 47%). Меньше стало строиться жилья, объектов социального и культурного назначения.
Ввод в действие | 1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1993 г. в % к (в сопоставимых ценах) |
||
1990 | 1991 | 1992 | |||||
жилье, кв.м общей площади общеобразовательные школы, ученических мест детских дошкольных учреждений, мест больниц, коек поликлиник, посещений в смену клубов и домов куль- туры, мест |
700,0 6567 2160 485 2770 1470 |
493,3 8946 1370 200 1110 700 |
463,6 4038 545 - 1250 450 |
425,2 2142 715 50 120 400 |
61 33 33 10 4 27 |
86 24 52 25 11 57 |
92 53 131 - 10 89 |
Строительство индивидуального жилья характеризует следующая таблица:
1990г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1993 г. в % к | |||
1990 г. |
1991 г. |
1992 г. |
|||||
Введено индивидуа- льного жилья, тыс. кв.м в городской мест- ности в сельской мест- местности |
56,4 24,4 32,0 |
61,3 28,7 32,6 |
62,9 34,5 28,4 |
51,2 28,0 23,2 |
91,0 114,8 72,5 |
83,5 97,6 71,2 |
81,4 81,2 81,7 |
Сократилось строительство автодорог с твердым покрытием. Если в 1991 году их введено 595 км (в предыдущие годы ежегодно вводилось свыше 500 км), то в 1992 году - 320 км (на 46% меньше), в 1993 году - 155 км (меньше 74%).
2.1.5. Транспорт и связь
По состоянию на 1 января 1994 года протяженность автодорог с твердым покрытием в области составила 5416 км. На 1000 кв. км территории их приходилось 125 км против 110 км в 1990 году, или на 11% больше. Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования равна 829 км. Протяженность автобусных линий составила 17,9 тыс. км. Из них междугородных и пригородных - 17,1 (96%) и троллейбусных - 119,7 км. В области на начало 1994 года числилось 141,3 тыс. единиц автотранспорта (на 14% больше 1994 г.), из них 35,1 тыс. (25%) составлял грузовой автотранспорт и 86,8 тыс. (61%) находилось в индивидуальном пользовании.
В настоящее время из 39 приватизированы 5 транспортных предприятий, или 13%. Ими перевозится почти треть грузов (за январь - июль 1994 года - 32%).
Связь. В 1993 году в расчете на 100 семей в городе приходилось 29,4 квартирных телефона, в сельской местности - 11,8. За три истекших года их количество возросло, соответственно, на 2% и 12%. В 1993 году предприятиями связи получены доходы в размере 9,5 млрд. руб., или в 194 раза больше (в действующих ценах) показателя 1990 года. Доходы, полученные в январе - июле т.г., превысили прошлогодние в 7,3 раза, в основном за счет повышения тарифов на услуги связи.
2.1.6. Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание
В настоящее время в торговле преобладающее положение занимают предприятия с частной формой собственности. Если в 1991 году на их долю (с учетом потребкооперации) приходилось 2,2% товарооборота, то на 1 августа 1994 года уже 67,1%.
Развитие негосударственного сектора в общественном питании идет несколько медленнее, чем в розничной торговле. Так, удельный вес негосударственного сектора в обороте общественного питания в январе-июле т.г. составил 55% против 72% в розничной торговле.
Структурные изменения не принесли каких-либо существенных изменений в работу торговых организаций. Товарооборот за три года снизился на 52,1%, в т.ч. в розничной торговле на 54%, общественном питании - на 28,3%. За январь-июль 1994 г. он сократился на 19,4%. Организации потребкооперации уменьшили товарооборот на 48,6%, государственные и муниципальные - на 27,2%. Несколько лучше работают частные предприятия.
На состояние потребительского рынка заметное влияние оказывают действующие элементы рыночных отношений. Расширяется товарное обращение через розничные коммерческие и посреднические структуры, торговыми предприятиями увеличиваются самостоятельные закупки.
За январь-июнь 1994 года в область было завезено на 51,2 млрд. руб. товаров народного потребления, а вывезено на 65,2 млрд. руб. Наибольший удельный вес в сумме вывезенных товаров заняли продукты животноводства, часы, кондитерские изделия, велосипеды.
В 1993 году на долю предприятий негосударственной формы собственности приходилось три четверти всех оказанных услуг (в 1992 г. - 61%).
Однако из-за сокращения сети предприятий бытовых услуг, их дороговизны объемы работ сокращаются, и причем существенно. Так, в 1993 году по сравнению с 1990 годом платные услуги сократились наполовину, а бытовые услуги - почти на две трети.
2.1.7. Развитие малых предприятий
Важнейшим фактором создания рыночной экономики, конкурентной среды является развитие малых предприятий, количество которых постоянно растет. На 1 января 1993 года их было 1928, а на 1 января 1994 года - 3090, или в 1,6 раза больше. Из 3090 малых предприятий 2574, или 83%, имели частную форму собственности.
Предпринимательской деятельностью заняты 115,2 тыс. человек, или 22,2% от численности всех работающих в отрасли экономики области. Штатные работники составляют 45,9 тыс. человек, или 40% от численности работающих в малых предприятиях.
Основные показатели деятельности предприятий малого бизнеса по отраслям экономики за 1993 год выглядят следующим образом:
Объем прои- зводства продукции, млрд. руб. |
В % к итогу |
Выручка от реали- зации продукции и оказанных услуг, млрд.руб. руб. |
В % к итогу |
В т.ч. реа- лизовано продукции и оказано услуг непо- средствен- но населению, млрд. руб. |
Удельный вес оказ- анных услуг населению в общем объеме выручки, % |
|
Всего в том числе: Промышленность Сельское хозяй- ство Транспорт Строительство Торговля Коммерческая деятельность Быт. обслужива- ние Наука Здравоохранение Кредитование и госстрах Другие отрасли |
60,6 26,9 0,4 0,4 10,5 11,2 3,9 0,6 2,6 0,2 1,5 2,4 |
100,0 44,4 0,7 0,7 17,3 18,5 6,4 1,0 4,3 0,3 2,5 4,0 |
109,4 24,3 0,6 0,6 10,8 46,7 18,4 0,7 2,6 0,3 0,5 3,9 |
100,0 22,2 0,6 0,6 9,9 42,7 16,8 0,6 2,4 0,3 0,5 3,6 |
48,0 10,1 0,4 0,1 1,8 30,8 3,0 0,4 0,1 0,2 0,06 1,04 |
43,9 41,6 66,7 16,7 16,7 60,0 16,3 57,1 3,8 66,7 12,0 26,7 |
Из приведенных данных видно, что наибольший удельный вес в продукции, производимой малыми предприятиями, приходится на три отрасли: промышленность (44,4%), торговлю (18,5%) и строительство (17,3%).
В этих отраслях функционирует и наибольшее количество малых предприятий. Так, 995 предприятий (32,2%) работает в торговле и общественном питании; 649 (21,0%) - в промышленности и 490 (16,0%) - в строительстве. Основная доля предприятий малого бизнеса в этих отраслях имеет частную форму собственности. Она составляет в промышленности - 69%, торговле и капитальном строительстве - по 87%.
Сравнительно активно развивается малое предпринимательство в строительстве. В 1993 году этими предприятиями произведено 8,2% работ от общего объема капиталовложений по области. Строительные малые предприятия в основном производят ремонтные работы (ремонт автодорог, производственных зданий и жилого фонда). Населению они производят ремонт жилья, дачных домиков. Однако работы эти предприятия оказывают в основном для организаций (более 83% по итогам 1993 года).
Слабо развивается малый бизнес в сельском хозяйстве, особенно в производстве и переработке продукции, из-за того, что эта отрасль одна из самых трудоемких. Удельный вес малых сельскохозяйственных предприятий составляет 1,4% от общего количества малых предприятий в области.
Важная социальная функция малых предприятий заключается еще и в том, что они призваны привлекать незанятую рабочую силу, высвобождающуюся в государственных предприятиях. Быстрая оборачиваемость ресурсов, мобильность в принятии производственных решений под влиянием конъюнктуры рынка, готовой продукции, рабочего времени позволяет широко и повсеместно развивать малое предпринимательство для решения проблем потребительского рынка.
Их развитию во многом будут способствовать меры, принимаемые правительством по созданию режима наибольшего благоприятствования предпринимателям, работающим в приоритетных направлениях отраслей экономики, льготное налогообложение.
2.1.8. Причины и особенности монополизма в регионе
Монополизм - естественное явление в любой экономической системе, являющееся следствием стремления хозяйствующих субъектов к усилению рыночной власти с целью получения максимальной выгоды от своей деятельности. В период перехода к рыночной экономике его причины и характер обусловлены как основными чертами дорыночной экономики, так и особенностями самого переходного периода.
Основные причины современного монополизма в экономике области, связанные с особенностями ее дорыночного периода, обусловлены:
- высокой концентрацией отдельных производств вследствие проведения долгосрочной политики специализации предприятий по товарам (услугам) определенного вида;
- стремлением к экономии на масштабах производства, чаще всего неоптимальных;
- жесткой кооперацией производств, что при разрыве технологических связей усилило монопольное положение поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий;
- сложившейся дефицитностью товарных рынков и низкой конкурентоспособностью выпускаемых в регионе товаров вследствие недостаточной эффективности производства.
Новые тенденции к монополизму и его особенности проявляются в следующем:
- в стремлении органов управления объединений к сохранению их целостности и влияния, образовании новых объединений, слиянии банковского и промышленного капиталов при отсутствии запретительных норм на участие банков в операциях с ценными бумагами в качестве институциональных инвесторов;
- в сдерживании процессов развития предпринимательства из-за отсутствия стартового капитала и низкого уровня личных накоплений у большинства населения, в значительной мере обусловленных инфляцией;
- в неадекватности налоговой и финансово-кредитной политики к условиям развития предпринимательства и конкуренции;
- в отсутствии экономических стимулов для межотраслевого перелива капиталов.
Приведенные причины и особенности монополизма в экономике региона обусловливают отсутствие ощутимых тенденций к саморазвитию конкуренции на товарных рынках. Важнейшим направлением государственного регулирования этих процессов является разработка и реализация разумной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках товаров (услуг).
2.2. Состояние и особенности товарных рынков области
Анализ и оценка рынков проводились в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными ГКАП РФ. В программе приведен анализ ряда рынков важнейших групп товаров и услуг.
/-----------------------------------------------------------------------\
|NN |Наименование |Географиче-|Кол-во |Крупнейшие |Доля |Сте- |Тип то-|
|п/п|рынка |ские грани-|хозяйс-|хозяйствую- |ХС на|пень |варного|
| | |цы рынка |твенных|щие субъекты|геог-|конце-|рынка |
| | | |субъек-|на товарном |рафи-|нтра- |по сте-|
| | | |тов ХС |рынке |ческ-|ции |пени |
| | | | | |ом |рынка |конку- |
| | | | | |това-| |ренции |
| | | | | |рном | | |
| | | | | |рынке| | |
|---+-------------+-----------+-------+------------+-----+------+-------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Продтовары |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 1.|Рынок хлеба |г. Кузнецк | 1 |Кузнецкий |100% |10000 |Чистая |
| |и булочных | | |хлебокомби- | | |монопо-|
| |изделий | | |нат | | |лия |
| | | | | | | | |
| 2.|Рынок хлеба |г. Сердобск| 1 |Сердобский |100% |1000 | - " - |
| |и булочных | | |хлебокомби- | | | |
| |изделий | | |нат | | | |
| | | | | | | | |
| 3.|Рынок хлеба |г. Н-Ломов | 1 |Н-Ломовский |100% |10000 | - " - |
| |и булочных | | |хлебозавод | | | |
| |изделий | | | | | | |
| | | | | | | | |
| 4.| - " - |г. Каменка | 1 |АО "Каменск-|100% |10000 | - " - |
| | | | |ий хлебоза- | | | |
| | | | |вод" | | | |
| | | | | | | | |
| 5.| - " - |г. Никольск| 1 |АО "Никольс-|100% |10000 | - " - |
| | | | |кий хлебоза-| | | |
| | | | |вод" | | | |
| | | | | | | | |
| 6.| - " - |г. Заречный| 1 |Горпищеком- |100% |10000 | - " - |
| | | | |бинат, г.За-| | | |
| | | | |Заречный | | | |
| | | | | | | | |
| 7.|Рынок булоч- |г. Пенза | 3 |АО "Пензенс-|92,2%|8524 |Монопо-|
| |ных изделий | | |кий хлебоза-| | |лизиро-|
| |(батон) | | |вод N 2", | | |ванный |
| | | | |ТОО "Хлебо- |4,9% | | |
| | | | |комбинат | | | |
| | | | |Пензенский",| | | |
| | | | |АО "Пензенс-|0,2% | | |
| | | | |кий хлебоза-| | | |
| | | | |вод N 4" | | | |
| | | | | | | | |
| 8.|Рынок хлеба |г. Пенза | 2 |АО "Пензенс-|88,1%|7906 |Монопо-|
| |пшеничного | | |кий хлебоза-| | |лизиро-|
| |из муки "По- | | |вод N 4", | | |ванный |
| |дольской" | | |ТОО "Хлебок-| | | |
| | | | |омбинат Пен-|11,9%| | |
| | | | |зенский" | | | |
| | | | | | | | |
| 9.|Рынок хлеба |г. Пенза | 5 |АО "Пензенс-|45,4%|4550 |Олиго- |
| |из обдирной | | |кий N 4", | | |полия |
| |и сеяной | | |АО "Пензенс-|35,9%| | |
| |муки ("Дарни-| | |кий хлебоза-| | | |
| |цкий") | | |вод N 2", | | | |
| | | | |ТОО "Хлебо- |14,2%| | |
| | | | |комбинат | | | |
| | | | |"Пензенский"| | | |
| | | | | | | | |
|10.|Рынок сыра |Пензенская | 1 |АО "Кристалл|100% |10000 |Олиго- |
| |плавленого |область | |-1" | | |полия |
| | | | | | | | |
|11.|Рынок макарон|Пензенская | 1 |Макаронная |100% |10000 | _"_ |
| |ных изделий |область | |фабрика | | | |
| | | | | | | | |
|12.|Рынок яиц и |Пензенская | 11 |Птицефабрика|49,5%|4605 | |
| |яйцепродуктов|область | |"Пензенская,| | | |
| | | | |ПО "Пензенс-|46,4%| | |
| | | | |кое по пти- | | | |
| | | | |цеводству | | | |
| | | | |с/з "Трудов-|1,8% | | |
| | | | |ой путь" | | | |
| | | | | | | | |
|13.|Рынок муки |Пензенская | 2 |АО "Пензенс-|44,3%|1977 |Монопо-|
| |пшеничной |область | |кий комбинат| | |лизиро-|
| |высшего сорта| | |хлебопродук-| | |ванный |
| | | | |тов", | | | |
| | | | |Чаадаевское |3,9% | | |
| | | | |ХПП, | | | |
| | | | |Ввоз |52% | | |
| | | | | | | | |
|14.|Рынок муки |Пензенская | 2 |Студенецкий |72% |6084 |Монопо-|
| |ржаной (обди-|область | |мукомольный | | |лия |
| |рка) | | |завод, | | | |
| | | | |Ночкинское |30% | | |
| | | | |ХПП | | | |
| | | | | | | | |
|15.|Рынок сахара |Пензенская | 3 |АО "Атмис- |48% |3562 |Олиго- |
| | |область | |сахар", | | |полия |
| | | | |АО "Крист- |23% | | |
| | | | |талл", | | | |
| | | | |АО "Земетчи-|27% | | |
| | | | |но-сахар" | | | |
| | | | | | | | |
|16.|Рынки детско-|г. Пенза | 1 |АО "Молочный|100% |10000 |Чистая |
| |го питания | | |комбинат | | |монопо-|
| |- молоко для | | |"Пензенский"| | |лия |
| |детей грудно-| | | | | | |
| |го возраста | | | | | | |
| | | | | | | | |
|17.|- молочные |Пензенская | 2 |Ввоз |100% |5128 |Олиго- |
| |сухие смеси |область | |АО "Пензопт-|42% | |полия |
| | | | |продторг", | | | |
| | | | |АО "Пензахо-|58% | | |
| | | | |лод" | | | |
| | | | | | | | |
|18.|- овощные и |Пензенская | 1 |АО "Пензахо-|100% |10000 |Чистая |
| |фруктовые |область | |лод" | | |монопо-|
| |консервы | | |(ввоз) | | |лия |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Промышленная продукция |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 1.|Рынок бензина|Пензенская | 13 |АО "Пензнеф-|91,6 |8397 |Монопо-|
| | |область | |тепродукт", | | |лизиро-|
| | | | |АО "Пензхим-| | |ванный |
| | | | |маш", |2,7 | | |
| | | | |ТОО "Содел",|2,1 | | |
| | | | |ПКП "Интер- |1,6 | | |
| | | | |сервис" | | | |
| | | | | | | | |
| 2.|Рынок строи- | | | | | | |
| |тельных мате-| | | | | | |
| |риалов | | | | | | |
| | | | | | | | |
|2.1|- плиты пере-|Пензенская | 5 |АО "Стройде-|46,7 |3253,1|Олиго- |
| |крытий пере- |область | |таль N 1", | | |полия |
| |напряженные | | |АО "Стройде-|25,6 | | |
| | | | |деталь N 6" | | | |
| | | | |АО "ЖБИ" |20,1 | | |
| | | | | | | | |
|2.2|- трубы без -|Пензенская | 1 |АО "Стройде-|100 |10000 |Чистая |
| |напорные |область | |таль N 2" | | |монопо-|
| | | | | | | |лия |
| | | | | | | | |
| 3.|Рынок велоси-|Пензенская | 1 |ПО "ЗИФ", |92,4 |8541 |Монопо-|
| |педов |область | |ввоз |7,6 | |лизиро-|
| | | | | | | |ванный |
| | | | | | | | |
| 4.|Рынок обоев |Пензенская | 1 |АО "Маяк", |93,4 |8727 |Монопо-|
| | |область | |ввоз |6,6 | |лизиро-|
| | | | | | | |ванный |
| | | | | | | | |
| 5.|Рынок тетра -|Пензенская | 1 |АО "Маяк", |99,7 |9940 |Чистая |
| |дей школьных |область | |ввоз | 0,3 | |монопо-|
| | | | | | | |лия |
| | | | | | | | |
| 6.|Рынок спичек |Пензенская | 1 |АО "Факел" |100 |10000 |Чистая |
| | |область | | | | |монопо-|
| | | | | | | |лия |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Услуги |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 7.|Телефонная |Пензенская | 1 |АО "Связьин-|100 |10000 |Чистая |
| |связь, между-|область | |форм" | | |монопо-|
| |городные | | | | | |лия |
| |телефонные | | | | | | |
| |переговоры, | | | | | | |
| |радиофикация | | | | | | |
| |ция, Факсими-| | | | | | |
| |льная связь | | | | | | |
| | | | | | | | |
| 8.|Подача воды |г. Пенза, | 1 |Производств.|100 |10000 |Чистая |
| |от водостоков|г. Кузнецк,| 1 |управление | | |монопо-|
| | |г.Сердобск,| 1 |"Горводока- | | |лия |
| | |г. Каменка | 1 |нал" | | | |
| | | | | | | | |
| 9.|Доставка на |Пензенская | 1 |Управление |100 |10000 |Чистая |
| |дом ценных |область | |Федеральной | | |монопо-|
| |писем, перев-| | |почтовой | | |лия |
| |одов, бандер-| | |связи | | | |
| |олей,посылок,| | | | | | |
| |периодических| | | | | | |
| |изданий. | | | | | | |
| |Прием платы | | | | | | |
| |за телефон, | | | | | | |
| |электроэнер -| | | | | | |
| |гию, за меж -| | | | | | |
| |дугородный | | | | | | |
| |переговор с | | | | | | |
| |квартирного | | | | | | |
| |телефона | | | | | | |
| | | | | | | | |
|10.|Ремонт теле- |г. Пенза | 7 |ТОО "Рубин",|65,6 |5020 |Олиго- |
| |визоров, ра- | | |ТОО "Рембыт-|25,6 | |полия |
| |диоаппаратуры| | |техника", | | | |
| |ры, проигры- | | |АО ПКСФ | | | |
| |вателей,ради-| | |"Гарант" | 8,2 | | |
| |ол,магнитофо-| | | | | | |
| |нов | | | | | | |
| | | | | | | | |
|11.|Ремонт холо- |г. Пенза | 5 |ТОО "Электр-|76,4 |6141 |Олиго- |
| |дильников, | | |обытсервис",| | |полия |
| |пылесосов, | | |ТОО "Рембыт-| | | |
| |полотеров, | | |техника", |16,2 | | |
| |стиральных и| | |ТТЦ "Бирюса"| 6,7 | | |
| |швейных машин| | |ка", | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
2.2.1. Результаты анализа рынков продовольственных товаров
Обследовано 19 рынков групп продовольственных товаров, в том числе: 4 рынка хлеба и булочных изделий, рынок плавленого сыра, рынок макаронных изделий, рынок яиц и яйцепродуктов, 2 рынка муки, рынок сахара, 3 рынка детского питания, 26 рынков цельного молока.
Результаты анализа приведены в таблице.
Анализ данных позволяет сделать следующие выводы.
Рынки хлеба и булочных изделий являются локальными. На них действуют: одно предприятие-производитель - в городах районного значения и 2-3 предприятия-производителя в г. Пензе, из которых одно занимает доминирующее положение на товарном рынке.
На рынках муки Пензенской области доминируют два предприятия-производителя: АО "Пензенский комбинат хлебопродуктов" и "Студенецкий мукомольный завод".
26 рынков цельного молока являются локальными и чисто монополизированными, т.к. на них действует одно предприятие-производитель и привязаны они непосредственно к району расположения предприятия.
Все товарные рынки муки, молока, хлеба и булочных изделий относятся к рынкам высокой концентрации (индекс Герфиндаля на них колеблется от 2000 до 10000) и являются монополизированными. Отсутствие конкуренции на этих рынках и монопольная власть отдельных хозяйствующих субъектов объективно предопределяют возможности завышения цен на указанную продукцию, недобросовестной конкуренции и ограничения предпринимательской деятельности по производству продуктов.
Отдельный ряд рынков продовольственных товаров относится к монополизированным локальным: среди них прежде всего рынки яиц, сахара, детского питания, которые являются рынками областного масштаба. Количество хозяйствующих субъектов на них значительно больше и составляет 3-11. Индекс Герфиндаля здесь составляет 3500-4600.
Рынки детского питания: молочные сухие смеси, овощные и фруктовые консервы состоят только из ввозимой продукции и зависят в целом от оптовых предприятий. На указанных рынках есть объективные условия для недобросовестной конкуренции и совершения тайного сговора, возможны препятствия для вступления на рынок новых производителей.
2.2.2. Оптовый и розничный рынки автомобильного бензина
в г. Пензе и Пензенской области
Рынок автомобильного бензина в Пензенской области является монополизированным. Доминирует на данном рынке АО "Пензнефтепродукт". Доля реализации бензина потребителям Пензенской области АО "Пензнефтепродукт" составляет 91,6%. Данный хозяйствующий субъект владеет 98,2% всех емкостей для хранения нефтепродуктов и 80,2% всех автозаправочных станций Пензенской области.
Нефтепродукты в Пензенскую область поставляют 14 фирм. По объему поставок бензина автомобильного в Пензенскую область доля АО "Пензнефтепродукт" составляет 86,4%, ПКП "Интерсервис" - 3,7%, АО "Пензхиммаш" - 3,4%, АО "Лукойл Пенза" - 2,4%, доля других поставщиков - 4,1%.
Рынок розничной торговли бензином является локальным. В г. Пензе доля АО "Пензнефтепродукт" по количеству АЗС составляет 50%. В других районах области доля АО "Пензнефтепродукт" составляет 91%.
2.2.3. Рынок бытовых услуг
В 1994 г. сохранилась тенденция снижения объемов реализации платных услуг. Объем платных услуг по предприятиям области за 10 месяцев 1994 г. составил 64,4 млрд. руб. и сократился в сопоставимых ценах на 55%. Объем услуг бытового характера составил 15,7 млрд. рублей, в сопоставимых ценах объем уменьшился на 37,5%.
Рынки бытовых услуг являются локальными рынками. Если в г. Пензе и г. Кузнецке на рынках по оказанию бытовых услуг работают от 3 до 10 хозяйствующих субъектов, то в других районах и городах области бытовые услуги оказывают по одному предприятию.
В г. Пензе монополизированными остаются услуги - ремонт телевизоров, радиоаппаратуры, проигрывателей, радиол, магнитофонов - доминирует ТОО "Рубин" - 65,6%; ремонт холодильников, пылесосов, полотеров, стиральных и швейных машин - доминирует ТОО "Электробытсервис" - 76,4%; ритуальных услуг - доминирует МПО ЖКХ - 93,8% (городское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства).
Цены и тарифы на бытовые услуги населению за период с октября 1993 г. по октябрь 1994 г. возросли в среднем в 3,13 раза. Наибольший рост цен отмечался по услугам: парикмахерских - 4,47 раза, ремонт обуви - 4,29 раза, ритуальные услуги - 4,09 раза.
Динамика цен на бытовые услуги, оказываемые населению предприятиями всех форм собственности.
NN п/п |
Наименование бытовых услуг | Октябрь 1994 г. к октябрю 1993 г. % |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
Ремонт обуви Индивидуальный пошив швейных изделий Ремонт швейных изделий Ремонт телевизоров Ремонт холодильников Ремонт часов Ремонт транспортных средств Ремонт мебели Услуги химчисток Услуги прачечных Услуги фотографий Услуги бань и душевых Услуги парикмахерских Ритуальные услуги |
429,1 397,9 383,5 109,9 280,0 336,2 268,9 255,7 217,1 385,5 199,9 263,5 446,8 408,6 |
2.2.4. Рынок строительных материалов
Рынок строительных материалов является монополизированным и характеризуется высокой степенью концентрации.
Такие изделия из бетона и железобетона, как: трубы безнапорные, перегородочные гипсовые плиты и панели, изделия из ячеистого бетона выпускаются в Пензенской области единственными предприятиями. По данным видам продукции доли предприятий, их выпускающих (АО "Стройдеталь N 2" (трубы безнапорные), АО "Стройдеталь N 1" (перегородочные гипсовые плиты и панели), АО "КПД" (изделия из ячеистого бетона) составляет 100%, а индекс Герфиндаля - 10000.
Уровень концентрации и расчет долей предприятий по продукции "плиты перекрытий преднапряженные" представлен в таблице.
В 1994 году продолжалось снижение объемов производства строительных материалов.
Так, за период январь-октябрь 1994 года к соответствующему периоду 1993 года выпуск сборных железобетонных конструкций и деталей составил 54,6%; кирпича строительного - 66%; муки известняковой и доломитовой - 60,5%.
В то же время индекс роста цен составил за январь-сентябрь 1994 года по промышленности строительных материалов 346%.
3. Предупреждение, предотвращение и ограничение
монополистической деятельности на товарных рынках области
Последовательность изучения рынков товаров и услуг в рамках Программы обусловлена особенностями экономики области, уровнем монополизации отдельных рынков, социально-экономической значимостью рынков товаров народного потребления, приоритетностью отраслей материального производства. При этом изучение рынков в течение 1995-1996 годов предусматривает решение следующих основных задач:
1. Исследование монополизированных рынков для включения предприятий-монополистов в систему контроля и регулирования и разработки предложений по реструктурированию хозсубъектов-монополистов.
2. Изучение рынков важнейших товаров народного потребления с целью их демонополизации, развития конкуренции и предотвращения монополистических действий хозяйствующих субъектов.
3. Исследование ряда важных для области рынков товаров производственно-технического назначения с целью их либерализации реструктуризации доминирующих хозсубъектов.
Примерный план на 1995-1996 гг. включает обследование товарных рынков по следующим группам товаров и услуг.
NN п/п |
Мероприятия, товарные рынки |
Срок ис- полнения |
Исполнители | Приме- чание |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. Исследование рынков важнейших факторов производства и предприятий оптовой торговли |
|||||
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 |
Электроэнергии Тепловой энергии Услуг электро- связи Газа природного (сетевого, сжи- женного) Транспортных ус- луг (грузовых, пассажирских) Почтовых услуг Услуг баз хране- ния предприятий оптовой торговли |
1 кв.1996 г. 1 кв.1996 г. 2-3 кв. 1996 г. 3-4 кв. 1996 г. 1-2 кв. 1995 г. 2-3 кв. 1996 г. 3 кв.1996 г. |
Территориальное антимоно- польное управление (отдел товарных рынков), Комитет пром-ти, транспорта, связи и энергетики областной Администрации - " - - " - - " - - " - - " - Территориальное антимоно- польное управление (отдел товарных рынков), отдел координации торговли и сферы услуг областной Администра- ции |
||
2. Изучение рынков основных продуктов питания и лекарств | |||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 |
Хлеба и хлебобу- лочных изделий Молока и молоч- ных продуктов Мяса и мясопро- продуктов Масла животного Овощей Лекарственных средств |
4 кв.1994 г. 1 кв.1995 г. 1 кв.1995 г. 1 кв.1995 г. 2 кв.1995 г. 4 кв.1994 г. 1 кв.1995 г. |
Территориальное антимоно- польное управление (отдел товарных рынков), Комитет агропромышленного комплекса и продовольствия, отдел пи- щевой и перерабатывающей промышленности областной Администрации - " - - " - - " - - " - Территориальное антимоно- польное управление (отдел товарных рынков), отдел координации торговли и сферы услуг областной Администрации |
||
3. Обследование рынков товаров производственно-технологического назначения |
|||||
3.1 3.2 3.3 |
Нефтепродуктов Продукции леса и деревообработки Строительных ма- териалов |
1-3 кв. 1995 г. 3-4 кв. 1995 г. 4 кв.1994 г., 2 кв.1995 г. |
Территориальное антимоно- польное управление (отдел товарных рынков), Комитет промышленности,транспорта, связи и энергетики обл. Администрации - " - Территориальное антимоно- польное управление (отдел товарных рынков), Комитет строительного комплекса Пензенской области |
4. Контроль за деятельностью хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение
Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на важнейших рынках области, проводится с целью выявления и пресечения возможных фактов их злоупотребления в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и включает следующие мероприятия:
NN | Мероприятия | Срок испол- нения |
Исполнители | Приме- чание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 1.2 1.3 1.4 1.5 |
Проверка и анализ деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на важнейших рын- ках Пензенской области по сле- дующим показателям: - объемам производства в нату- ральном и стоимостном выраже- ниях; - финансовым показателям; - потребности на рынках сбыта; - качества продукции; - издержки производства; - хозяйственных связей и дого- ворных обязательств предприя- тия с партнерами и потребите- лями его продукции (услуг) Подготовка базы сравнения для обоснования необходимости вме- шательства со стороны антимо- нопольного управления по пред- приятиям, действующим на важ- нейших рынках области. Оценка фактов злоупотребления доминирующим положением Внесение изменений в государ- ственный реестр предприятий- монополистов, занимающих доми- нирующее положение на рынке товаров (услуг) для осуществ- ления регулирования деятель- ности хозяйствующих субъектов Проведение заседаний комиссии по контролю за соблюдением антимонопольного законодатель- ства для пресечения действий, нарушающих Закон РФ "О конку- ренции..." (в случае необходи- мости по фактам злоупотребле- ния возбуждается дело) |
ежемесячно IV кв. 1995 г. не реже од- ного раза в квартал 1 раз в по- лугодие 1 раз в не- делю |
Территориальное антимонопольное управление (отдел антимонопольного контроля, отдел товарных рынков) Территориальное антимонопольное управление (отдел товарных рынков) Территориальное антимонопольное управление (отдел антимонопольного контроля), Комис- сия по выявлению монопольно высо- ких цен Территориальное антимонопольное управление (отдел товарных рынков) Территориальное антимонопольное управление (отдел антимонопольного контроля) |
5. Приоритетные сферы и направления демонополизации экономики
и развития конкуренции на рынках области
Поскольку анализ, разработка планов демонополизации и их осуществление по всем товарным группам - задача не реальная ввиду своей масштабности, настоящая программа исходит из того, что не все рынки монополизированы в равной мере, не все товарные группы имеют равную важность (полезность) для потребителя. Поэтому задача демонополизации экономики может быть решена в последовательном режиме путем выбора приоритетных сфер и направлений демонополизации. При их обосновании учитывались:
- уровень концентрации производства товаров (услуг);
- степень влияния отрасли (хозсубъекта) на развитие производства, уровень цен, общую рыночную ситуацию в регионе;
- возможность устранения сдерживающего влияния отрасли на внедрение и развитие новых технологий, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- степень согласованности направлений демонополизации, развитие предпринимательства и социально-экономического развития области;
- способность мер демонополизации к снижению цены товаров (услуг), зависящей от монопольно высокой цены продукции доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта;
- реализуемость задач демонополизации и возможные последствия их решения;
- преемственность проводимых работ по развитию конкуренции и предпринимательства;
- готовность органов власти и управления к решению задач демонополизации конкретных отраслей.
Обследования отраслей промышленности области показывают, что приоритетными отраслями для демонополизации и развития конкуренции, исходя из уровня концентрации производства и проявления монополистических тенденций, являются:
- электроэнергетика;
- связь;
- производство стройматериалов;
- переработка сельхозпродукции;
- оптовая и розничная реализация нефтепродуктов;
- бытовые услуги (ремонт бытовой техники, услуги парикмахерских, бань, химчисток, прачечных и др.);
- автотранспортные услуги.
6. Формирование конкурентной среды
Демонополизация экономики и формирование отношений конкуренции в ее отраслях и на товарных рынках является ведущим направлением формирования конкурентной среды. Основная цель этой деятельности - снижение концентрации производства в отраслях экономики и продаж на товарных рынках.
С учетом степени монополизации экономики и товарных рынков, выбранных приоритетов, важности состояния рынков в решении проблем населения и экономики области, а также исходя из принципа преемственности проводимых работ и готовности органов управления к их проведению, в план по демонополизации и развитию конкуренции включаются следующие мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет средств хозяйствующих субъектов и инвестиций:
NN п/п |
Направления и мероприятия по демо- нополизации и развитию конкуренции |
Срок ис- полнения |
Исполнители | Приме- чание |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Электроэнергетика | ||||
1. 2. |
Анализ хозяйственной деятельности АО "Пензэнерго" с целью выявления монопольно завышенных тарифов на электроэнергию. Разработка концепции демонополиза- ции отрасли и развития конкуренции на рынке электроэнергии в рамках Закона "О государственных и естественных монополиях". |
1995 г. 1995 г. |
Территориальное антимонопольное управление Комитет промыш- ленности, тран- спорта, связи и энергетики. Территориальное антимонопольное управление. Администрации городов и райо- нов |
|
Оборудование для топливно-энергетического комплекса энергосистем | ||||
1. 2. 3. 4. 5. |
Разработка электронного комплекса для обучения и тренировки персона- ла электростанций в Проектно-кон- структорском бюро моделирования. Разработка комплекса автоматизиро- ванных средств контроля и диагнос- тики для обеспечения безопасности работы и эксплуатации атомных электростанций в НИИ "Контроль- прибор". Производство счетчиков электричес- ких 2-тарифных на радиозаводе 15 тыс. штук в год. Выпуск датчиков давления для топ- ливно-энергетического комплекса в НИИФИ (объем производства 2,1 млн. руб.) Производство системы автоматичес- кого учета и контроля эл. энергии "ТОК" в АО "Электромеханика" (объем производства 203,4 млн.руб. в год) |
1995-1996 г.г. 1995-1996 г.г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. |
Комитет промыш- ленности, тран- спорта, связи и энергетики. Администрации предприятий- разработчиков и производителей - " - - " - - " - - " - |
|
Рынок услуг связи | ||||
1. 2. 3. |
Анализ хозяйственной деятельности в АО "Связьинформ" с целью регули- рования уровня тарифов на услуги связи. Сертификация услуг связи с целью обеспечения защиты прав потребите- лей услуг связи, повышения их ка- чества. Привлечение на конкурсной основе финансово-кредитных и инвестицион- ных институтов на создание и раз- витие альтернативных сетей,средств и предприятий связи. |
1995-1996 г.г. 1995 г. 1995-1996 г.г. |
Территориальное антимонопольное управление. ЦСМ Администрация области |
|
Средства связи, системы информатики и автоматики | ||||
1. 2. 3. |
Производство подвижной радиотеле- фонной связи типа "Алтай" в ПО "Электроприбор" (объем 1,0 тыс. штук в год) Разработка транспортной сети пере- дачи документальной информации "Гамма-II" и модема для передачи информации по высоковольтным лини- ям связи "Гамма ВЧ" в ПНИЭИ. Производство усилителя проводного вещания на радиозаводе (объем производства 405,2 млн. руб.) |
1995 г. 1995 г. 1995 г. |
Комитет промыш- ленности, тран- спорта, связи и энергетики. Администрации предприятий-из- готовителей - " - - " - |
|
Рынки строительной индустрии | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Обеспечение реализации антимоно- польных мер при приватизации пред- приятий и организаций строительст- ва, промышленности строительных материалов,проектных и изыскатель- ских организаций в соответствии с Программой приватизации государст- венных и муниципальных предприя- тий в РФ. Обеспечение предварительного госу- дарственного контроля за создани- ем, слиянием, присоединением, лик- видацией хозяйствующих субъектов в строительном комплексе. Осуществление контроля со стороны органов государственного управле- ния за предотвращением недобросо- вестной конкуренции со стороны предприятий и организаций-монопо- листов, проявляемой в том числе в снижении объемов производства с целью создания дефицита. Освоение строительства малоэтажно- го жилья в АО "Пензенское управле- ние строительства" и АО "Пензсельстрой". Введение в действие цеха строи- тельных изделий на Евлашевском де- ревообрабатывающем комбинате мощностью 250 тыс. кв. м. Строительство цеха по производству кирпича на Махалинском КСМ мощ- ностью 10 млн. штук в год. Привлечение внешних инвесторов на достройку цеха ячеистых блоков на Яснополянском заводе ССМ мощностью 80 млн. шт. в год усл. кирпича Производство кирпича на ЭМЗ г. Н-Ломова (9 млн.шт. в год) и в ПО "Электроприбор" (3 млн.шт. в год) |
постоянно постоянно постоянно 1995-1996 г.г. 1995-1996 г.г. 1996 г. 1996 г. 1995 г. |
Комитет по уп- равлению гос- имуществом об- ласти. Территориальное антимонопольное управление. - " - Территориальное антимонопольное управление. Органы исполни- тельной власти на местах Комитет строи- тельного комп- лекса. Органы исполни- тельной власти на местах Администрации предприятий-из- готовителей - " - - " - - " - - " - |
|
Производство товаров народного потребления | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Производство бытовых пылесосов "Пчелка" УХЛ-42 на ЭМЗ г. Н-Ломова (объем 30 тыс.шт. в год) Производство фотоаппаратов "Взгляд" на заводе точных приборов (объем 103 тыс. штук в год) Расширение производства по выпуску электрофенов "Вулкан" на заводе "Эра" (50 тыс. штук в год) Выпуск малогобаритных черно-белых телевизоров (15 тыс.штук в год) на радиозаводе. Производство газовых плит (60 тыс. шт. в год) и печей СВЧ в ПО "ЭВТ" Производство стиральных машин в АО "Пензмаш" (1,1 тыс.шт. в год) Выпуск микровентиляторов на заводе приборов и конденсаторов (объем производства 183 млн. руб.) Разработка и производство универ- сального бытового электронного прибора "Атлант" в АО "Электро- механика" (объем производства 390 млн. руб. в год) Выпуск бытового масляного нагрева- теля на заводе "ВТ" (10 тыс.шт. в год) Производство видеоголовок для ви- деомагнитофонов "ВМ-12" на заводе "ВТ" (35 тыс. шт. в год) |
1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. |
- " - Комитет промыш- ленности, тран- спорта, связи и энергетики. Органы исполни- тельной власти на местах Администрации предприятий-из- готовителей - " - - " - - " - - " - - " - - " - - " - - " - |
|
Переработка сельхозпродукции | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Установка крупорушек мощностью 0,3 тыс.т в год, в т.ч. - ТОО "Титовское", Пачелмский район; - КПС "Соболевское", Каменский район; - Ремтехснаб, Неверкинский район. Строительство маслозавода мощ- ностью 100 т переработки семян в сутки. АО "Агропромсоюз": - установка маслобоек мощностью 6 т переработки маслосемян в сутки, в т.ч.: - с-з "Федоровский", Каменский район; - с-з "Демкино",Шемышейский район; - к-з "Дружба", Неверкинский р-н; - к-з "Илимский", Неверкинский р-н Реконструкция сырцеха в АО "Масло- завод "Земетчинский" (увеличение мощности 0,3 т в смену); - строительство сырохранилища в АО "Сырзавод "Камешкирский" (мощ- ностью 300 тонн) единовременного хранения; - строительство сырцеха мощностью 0,02 тонны в смену в АКХ "Выдвиже- нец", Шемышейский район. Строительство цеха по производству цельномолочной продукции на масло- заводе "Каменский" мощностью 25 тонн в смену; - строительство цехов по перера- ботке молока в с-зе "Пензенский" и в с-зе "Сухановский" мощностью 1000 тонн в год. Строительство пекарни мощностью 1,5 тонны в сутки в КСП "Родина Радищева" Кузнецкого района. Строительство мясокомбината "Дер- тевский" мощностью 15 т в смену; - строительство убойного цеха на птицефабрике "Васильевская" мощ- ностью 20 тонн в смену; - строительство колбасных цехов мощностью 1,2 тонны в смену в к-зе имени XXI съезда КПСС Шемышейского района, ТОО "Титовское" Пачелмско- го района, с-за "Тамалинский" Тамалинского района; - реконструкция цеха в АО "Мясо- комбинат "Кузнецкмясо" мощностью 15 тонн в смену; - реконструкция цеха в АО "Птице- комбинат "Башмаковский" мощностью 5 тонн в смену. Реконструкция сахарных заводов АО "Земетчиносахар" и АО "Кристалл" мощностью 1,17 тыс. тонн перера- ботки сахарной свеклы в сутки. - Строительство цеха по выпуску детского питания в с-зе им.Мичури- на мощностью 8 Муб в год. - Строительство цеха по выпуску "зеленого горошка" в с-зе "9 янва- ря" мощностью 3 Муб в год. - Строительство цеха по изготовле- нию овощных консервов мощностью 3 Муб в год в с-зе "Плесский" Мок- шанского района. - Реконструкция цеха по розливу сока и вина мощностью 3 тыс. буты- лок в час в с-зе "Варваровский" Каменского района. Строительство холодильника для хранения капусты в с-зе "Пензен- ский" мощностью 3 тыс.т единоврем. хранения. Строительство завода для производ- ства стеклотары емкостью 0,13-0,25 литра мощностью 160 млн.штук в год |
1995 г. 1996 г. 1995 г. 1995 г. -"- -"- 1996 г. 1995 г. 1995 г. 1996-1997 г.г. 1995 г. -"- 1995-1996 г.г. 1995-1997 г.г. 1995-1996 г.г. 1995-1996 г.г. 1996 г. 1995 г. 1995 г. 1995-1996 г.г. 1995-1996 г.г. |
Комитет агро- промышленного комплекса. Обл-е управле- ние сельского хозяйства. Администрации районов. Администрации предприятий - " - - " - - " - - " - - " - - " - - " - - " - |
|
Оборудование для перерабатывающих отраслей АПК, фермерских хозяйств |
||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Производство мельниц "Фермер-1" (180 шт. в год) в АО "Пенз- текстильмаш". Освоение и производство электро- мельниц бытовых для ферм на ЭМЗ г. Н-Ломова. Объем выпуска 4,8 тыс. шт. в год. Разработка технологических линий по переработке сельхозпродукции (изготовление и хранение макарон- ных изделий, полуфабрикатов из крутого теста, мяса, картофеля) и комплекта контрольно-диагностичес- кого оборудования для оснащения машинно-испытательных станций Мин- сельхоза в НИИ Контрольприбор. Производство установки магнитной обработки жидкостей для фермерских хозяйств в НИИВТ. Производство малогабаритного кормоприготовителя (1,5 т.шт. в год) на радиозаводе. Производство измельчителя М-1 и инкубатора (объем производства 3,2 млн. руб.) на заводе "Реком" Промышленный выпуск экспрессного зондового влагомера кормов на за- воде "Счетмаш" (2 тыс. шт. в год) |
1995 г. 1995 г. 1995-1996 г.г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. 1995 г. |
Комитет промыш- ленности, тран- спорта, связи и энергетики. Органы исполни- тельной власти на местах. Администрации предприятий-из- готовителей - " - - " - - " - - " - - " - - " - |
7. Мероприятия по информационному обеспечению программы
NN п/п |
Содержание мероприятия | Сроки ис- полнения |
Исполнители | Приме- чание |
1. 2. 3. 4. 5. |
Разработка структуры данных и порядка обмена между государст- венными органами Разработка и внедрение системы учета деятельности хозяйствующих субъектов Проведение сверки хозяйствующих субъектов и подготовка к созда- нию Реестра предприятий Пензен- ской области Создание АРМ по учету и контролю за деятельностью хозсубъектов и ведению реестра предприятий Создание системы обмена между государственными органами по анализу товарных рынков и дея- тельности хозсубъектов |
4 квартал 1994 г. 4 квартал 1994 г. 1 квартал 1995 г. 1 полуго- дие 1995 г. 2 полуго- дие 1995 г. |
Антимонопольное управление. Комитет по эконо- мике. Облстаткомитет Антимонопольное управление. Рай. (гор.) адми- нистрации Антимонопольное управление. Областная налого- вая инспекция. Областной стат. комитет Антимонопольное управление. Областная налого- вая инспекция. Рай. (гор.) адми- нистрации Антимонопольное управление. Областной стат. комитет Комитет по эконо- мике. Рай. (гор.) адми- нистрации |
Заключение
Период 1993-1994 гг. характеризует начальный этап деятельности территориального антимонопольного управления, органов власти и управления Пензенской области по формированию условий для свободного развития конкуренции на местных товарных рынках. Основные направления этой деятельности включают:
- создание предпосылок для развития конкуренции и предпринимательства на основе негосударственных форм собственности через приватизацию и реорганизацию субъектов;
- выявление хозяйствующих субъектов - монополистов в сферах производства и распределения, контроль и регулирование их деятельности;
- организацию системной деятельности органов управления и регулирования по защите прав потребителей в области;
- создание условий для развития и поддержки предпринимательства (формирование фонда и программы поддержки);
- методическая наработка вопросов демонополизации, анализа товарных рынков, развития конкуренции и предпринимательства.
В результате проведенных работ созданы базовые условия для целенаправленной и плановой деятельности органов власти и управления, территориального антимонопольного управления по демонополизации экономики, развитию конкуренции на товарных рынках области через формирование и реализацию настоящей Программы.
С учетом общеэкономической ситуации, уровня и характера монополизации экономики и товарных рынков области, возможностей выделения сил и средств на проведение работ Программа предусматривает следующие этапы реализации и развития.
Первый этап.
Организация целенаправленной и планомерной практической деятельности органов управления и регулирования по развитию процессов демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках области (1995-1996 гг.)
Основными задачами этапа являются:
- формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей свободное развитие рыночных отношений и ориентированной на поддержку предпринимательства;
- проведение планомерных работ по обследованию местных товарных рынков и разработке мер по их демонополизации;
- реализация первоочередных практических мероприятий по демонополизации рынков важнейших факторов производства, товаров и услуг населению, при активном использовании процесса развития предпринимательства;
- расширение сферы деятельности по защите прав потребителей;
- отработка механизмов практической реализации мер демонополизации, контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Второй этап (после 1996 г.).
Реализация долгосрочной стратегии государственной политики по развитию конкуренции. Комплексное проведение практических работ по демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках области (1996-1998 г.г.).
Основная цель этапа - включение конкуренции в экономические отношения как основного механизма рыночной экономики, широкое развитие малого предпринимательства, обеспечение на этой основе необратимых структурных изменений в экономике области и насыщение местных товарных рынков товарами народного потребления и услугами.
Основными задачами этапа являются:
- насыщение местных товарных рынков конкурентоспособными товарами и услугами;
- обеспечение конкурентоспособности производимой в области продукции, органичного включения экономики области в российский и зарубежный рынки;
- создание условий для упреждающего развития типичных для области и перспективных производств и отраслей экономики, предотвращения на этой основе массовой безработицы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Пензенской области от 6 февраля 1995 г. N 59 "Об утверждении "Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Пензенской области на 1995-1996 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Пензенской области от 29 ноября 2002 г. N 573 настоящее постановление признано утратившим силу