Распоряжение Правительства Пензенской области
от 3 июля 2012 г. N 358-рП
"Об утверждении Концепции развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года"
30 августа, 26 сентября 2013 г.
В соответствии с Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), учитывая значимость культуры для развития Пензенской области, ее определяющую роль в формировании гражданского общества, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
Распоряжением Правительства Пензенской области от 26 сентября 2013 г. N 496-рП пункт 3 настоящего распоряжения изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы культуры, искусства, архивного дела и реализации государственной политики в развитии туризма.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 3 июля 2012 г. N 358-рП
Концепция развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года
30 августа, 26 сентября 2013 г.
Введение
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого потенциала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого потенциала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного дела, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения.
Государственная политика в сфере развития культуры в Пензенской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, на повышение уровня вовлеченности жителей Пензенской области в культурную жизнь региона, расширение ассортимента культурных услуг для социально незащищенных слоев населения.
Положения Концепции опираются на ранее утвержденные региональные долгосрочные целевые программы развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, на комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, на данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики.
Концепция не содержит конкретных мероприятий, она носит установочный характер, но может быть использована при разработке программ, планов, проектов органами государственной власти и учреждениями культуры различных организационно-правовых форм.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития сферы культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы развития культуры в Пензенской области.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 26 сентября 2013 г. N 496-рП в настоящий раздел Концепции внесены изменения
Анализ состояния, проблем и оценка потенциала отрасли культуры в Пензенской области
Пензенская область обладает значительным культурным потенциалом: богатейшее историко-культурное наследие и разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования.
Осознавая важную роль культуры в современном обществе, и рассматривая её в качестве одного из важнейших ресурсов не только социального, но и экономического развития региона ежегодно увеличивается доля ассигнований на культуру в общих расходах консолидированного бюджета Пензенской области, в 1998 году она составляла 2,6%, а в 2011 году - 3,8%.
В настоящее время культура в Пензенской области представлена обширной многопрофильной сетью учреждений культуры и искусства:
В учреждениях культуры и искусства Пензенской области работает 9079 человек, в том числе специалистов 5931 человек, из которых 38,5% работников имеют высшее образование, 49,4% - среднее специальное образование и 12% - общее образование. Из специалистов, имеющих общее образование, 31,1% специалистов в настоящее время обучается в вузах, 14,0% - в ССУЗах, в связи с чем в ближайшие годы ожидается значительное качественное улучшение уровня специалистов отрасли, что особенно актуально для сельских муниципальных образований.
В 2011 году средняя заработная плата работников культуры составила 7,2 тыс. рублей, в том числе средняя заработная плата в государственных учреждениях культуры составила 9,6 тыс. рублей и в муниципальных учреждениях культуры - 6,7 тыс. рублей.
Анализируя динамику заработной платы с 2002 года, можно сделать вывод, что средняя заработная плата по отрасли "Культура" выросла в 5 раз, однако средняя заработная# по Пензенской области за тот же период выросла в 5,7 раза. Таким образом, заработная плата работников культуры остается самой низкой в социальной сфере и составляет на сегодняшний день лишь 45% от средней заработной платы по Пензенской области.
Из-за низкого уровня заработной платы работников отрасль культуры остается малопривлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг, оказываемых населению в сфере культуры, сегодня направлено на повышение ответственности поставщиков этих услуг в лице бюджетных учреждений, сосредоточения большего объема услуг, а следовательно, и финансовых ресурсов у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - на повышение конкурентоспособности предоставления услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора. Одной из проблем отрасли, сдерживающей ее развитие, является то, что иные субъекты культурной деятельности, помимо бюджетных, с их интересами и стратегиями действия в сложившуюся систему государственной и муниципальной культуры еще практически не вовлечены.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 30 августа 2013 г. N 446-рП в настоящий раздел Концепции внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Культурно-историческое наследие
Историко-культурное наследие Пензенской области представляет собой капитал невозместимой ценности.
На территории Пензенской области расположено 367 объектов культурного наследия, 46 из которых имеют статус памятников истории и культуры федерального значения, 321 объект имеет статус памятников истории и культуры регионального значения. Наибольшее количество объектов культурного наследия расположено в городе Пензе - 150. Остальные располагаются в муниципальных районах Пензенской области.
13 городов и сел Пензенской области, сохранившие историческую планировочную структуру, ценные градостроительные ансамбли и комплексы, памятники истории и культуры, отнесены к числу исторических населенных мест России. Это Пенза, Кузнецк, Сердобск, Нижний Ломов, Белинский, Беднодемьяновск, Городище, Вадинск, Мокшан, Наровчат, село Лермонтово, Ершово, Поим Белинского района. На территории Пензенской области расположен особо ценный объект культурного наследия "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" (Указ Президента Российской Федерации от 02.04.1997 "О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации".
Ежегодно ремонтно-реставрационные работы ведутся на 6-7 объектах культурного наследия с участием бюджетов всех уровней.
SWOT-анализ сферы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Пензенской области
Музейная деятельность
Музеи в Пензенской области являются не только хранителями своих собраний и важнейшей составляющей культурного потенциала региона, но и обретают значение образовательно-воспитательных институтов, активно принимающих участие в формировании исторического и культурного самосознания, патриотического воспитания граждан.
10 музеев в Пензенской области имеют статус юридических лиц, 7 из которых расположены в сельской местности. Остальные функционируют как отделы краеведения муниципальных учреждений культуры в Пензенской области.
На территории Пензенской области (с. Лермонтово Белинского района) расположен 1 музей федерального подчинения - ФГБУК "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы". Количество экспонатов основного музейного фонда музея "Тарханы" составляет 16202 предмета, посещаемость музея составляет примерно 200000 человек в год.
В Пензенской области также функционирует 3 государственных музея областного подчинения, среди которых: ГБУК "Пензенский государственный краеведческий музей" (число единиц основного музейного фонда - 95748 единиц), ГБУК "Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого" (число единиц основного музейного фонда - 26527 единиц), ГБУК "Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области" (число единиц основного музейного фонда - 33609 единицы). Все государственные музеи Пензенской области имеют официальные сайты и страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В музейную деятельность Пензенской области активно внедряются современные компьютерные и информационные технологии. На сегодняшний день во всех государственных музеях Пензенской области установлена и функционирует система КАМИС - самая мощная современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач. 17% от общего числа музейных экспонатов занесено в музейную электронную базу данных.
За последние годы наблюдается положительная динамика посещаемости гражданами музеев в Пензенской области. Так, в 2009 году посещаемость музеев в Пензенской области составила 435400 человек, в 2011 году эта цифра составила 456900 человек.
Государственные и муниципальные музеи Пензенской области активно разрабатывают региональные туристические маршруты. Развитие историко-культурного туризма является реальной возможностью повышения посещаемости музеев в Пензенской области.
SWOT-анализ деятельности музеев
Сильные стороны |
Слабые стороны |
В государственных и муниципальных музеях Пензенской области сохраняется уникальное историко-культурное наследие. Музейная деятельность охватывает значительную территорию области, используется форма передвижных музейных выставок. Музейные программы формируют историческое и культурное самосознание, гражданскую гордость, способствуют патриотическому воспитанию молодого поколения. В музеях ведется научно-исследовательская деятельность. Музеи являются основой для развития в регионе культурно-познавательного туризма. Накоплен положительный опыт взаимодействия с профессиональным сообществом иных сфер культуры и искусства области. Имеется потенциал для создания достойных конкурентоспособных продуктов. В области имеется собственная база по реставрации музейных предметов. |
Слабая материально-техническая база большинства музеев области. Недостаток фондовых площадей, нерешенные проблемы обеспечения нормативных условий хранения фондовых коллекций. Низкий уровень информатизации музеев сдерживает исследовательскую и учетно-хранительскую деятельность музеев и возможности креативного и инновационного подхода к созданию новых музейных продуктов и образовательных программ. Недостаточность государственной поддержки по пополнению музейных коллекций. Отсутствие механизмов компенсации выпадающих доходов от обслуживания музеями льготных категорий граждан. Низкая заработная плата работников музеев обуславливает кадровые проблемы. Недостаточный уровень квалификации специалистов музейной сферы. Продвижение музейных продуктов затруднено в силу отсутствия в музеях PR-специалистов. |
Возможности |
Угрозы |
Развитие информатизации музейной деятельности. Грантовая поддержка музейных проектов. Творческие кластеры как возможность взаимодействия с туристским бизнесом. Развитие въездного туризма. Популяризация музейных проектов и мероприятий в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Развитие издательской деятельности музеев. |
Утрата музейных коллекций вследствие необеспечения безопасных и нормативных условий хранения. Отсутствие возможности привлечения внебюджетных источников финансирования, снижение уровня доходов населения. Слабое развитие внутреннего туризма. |
Культурно-досуговая деятельность
Организация творческого досуга и обеспечение населения услугами учреждений культурно-досугового типа осуществляются преимущественно органами местного самоуправления в Пензенской области.
В области осуществляют деятельность 614 муниципальных и государственных учреждений культурно-досугового типа, в которых работают преимущественно на бесплатной основе 5728 клубных формирований с числом участников около 80 тыс. человек.
На одно культурно-досуговое учреждение в Пензенской области приходится в среднем 9 клубных формирований (средний показатель по России 8 клубных формирований). Количество участников клубных формирований ежегодно увеличивалось, что привело к увеличению процента охвата населения занятиями в творческих объединениях и коллективах, сегодня он составляет 5,7%.
Растет и количество проводимых культурно-досуговых мероприятий для населения, в том числе адресованных детям и подросткам. Доля последних, в общем количестве мероприятий, составляет более 38%. В то же время, снижается показатель посещаемости населением Пензенской области платных культурно-досуговых мероприятий.
Наметилась тенденция снижения количества зданий учреждений культурно-досугового типа, требующих капитального ремонта. При этом их доля в 18% от общего количества существенно превышает средний показатель доли зданий культурно-досуговых учреждений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, по России (30,9%).
Основная проблема, существующая в учреждениях клубно-досугового типа, - нехватка квалифицированных кадров в сельской местности. Всего 63% специалистов имеют профильное образование.
С целью сохранения и восстановления традиционной народной культуры в регионе функционирует ГБОУ "Пензенский областной Дом народного творчества" (далее - Дом творчества). Дом творчества занимается аналитической, методической и просветительской работой, организует областные и межрегиональные мероприятия, направленные на сохранение народных традиций, промыслов и ремесел.
В Пензенской области функционируют 10 муниципальных парков культуры и отдыха. Основной проблемой развития парков культуры и отдыха продолжает оставаться отсутствие на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы по осуществлению государственного надзора за безопасностью аттракционов, устаревшая материально-техническая база парков.
SWOT-анализ культурно-досуговой деятельности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Учреждения культурно-досугового типа предоставляют населению широкий спектр направлений деятельности кружков и творческих коллективов. В области работает Пензенский областной Дом народного творчества, оказывающий организационную и методическую помощь муниципальным культурно-досуговым учреждениям. Многочисленная сеть учреждений культурно-досугового типа обеспечивает организацию содержательного досуга населения. В области утверждена долгосрочная целевая программа "Культура Пензенской области на 2009-2013 годы", в рамках которой предусмотрено направление субсидий из бюджета Пензенской области на цели, связанные с укреплением материльно-технической# базы муниципальных учреждений культуры. |
18% зданий нуждаются в капитальном ремонте. Ежегодно сокращается сеть муниципальных клубных учреждений, снижается доступность культурных услуг для жителей малонаселенных сел и деревень. Слабо развита внестационарная форма культурного обслуживании населения. Низкая заработная плата работников культурно-досугового профиля не способствует закреплению молодежи на селе. Как следствие - нехватка квалифицированных кадров в сельской местности, отсутствие необходимого количества специалистов, владеющих современными знаниями в сфере менеджмента и социокультурного проектирования. |
Возможности |
Угрозы |
Грантовая поддержка коллективов самодеятельного народного творчества. Укрепление творческих связей профессиональных и любительских коллективов в сфере исполнительского искусства. |
Снижение доступности культурно-досуговых услуг для населения за счет продолжения сокращения сети учреждений культурно-досугового типа при отсутствии альтернативных форм культурного обслуживания. |
Распоряжением Правительства Пензенской области от 26 сентября 2013 г. N 496-рП в настоящий раздел Концепции внесены изменения
Профессиональное искусство
Всего театрами и филармонией в 2011 году было показано 2250 спектаклей и концертов, обслужено 490,0 тыс. зрителей.
В рамках реализации "Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" разработан и реализуется комплекс мер по развитию театрального дела в Пензенской области.
Около 70 процентов своего потенциала театры направляют на работу с детьми и семейной аудиторией. Ежегодно в Пензенской области создается около 30 премьерных спектаклей, из которых 23 для детей и юношества. Гибкая ценовая политика в отношении билетов на детские спектакли и концертные программы (от 50 до 200 рублей) делает искусство в Пензенской области доступным для значительной части населения. Приближению профессионального искусства к детям и юношеству способствуют реализуемые социально-культурные проекты "Театр - детям" и "Молодежь театра - молодежи села". Традиционным стало проведение в области фестиваля "Мастера искусств - труженикам села" с участием ведущих творческих коллективов и солистов филармонии. Организация этих концертов включена в государственное задание ГАУК "Пензенская областная филармония".
Среди имиджевых творческих акций, проводимых в регионе учреждениями профессионального искусства, можно отметить:
- традиционный Всероссийский Лермонтовский праздник поэзии;
- Фестиваль русского романса имени Г.А. Каревой;
- Фестиваль "Лермонтов и музыка";
- Фестиваль искусств "Старгород-фестиваль";
- Фестиваль казачьей культуры "Вольница";
- Фестиваль хоровой музыки "Гласом моим ко Господу воззвах" имени А.А. Архангельского;
- Кинофестиваль "Мужская роль" имени И. Мозжухина и другие.
В Пензенской области действует система премий и стипендий, направленная на стимулирование творчества, поднятие престижа творческих профессий, поддержку талантливой молодежи, ведущих деятелей культуры и искусства. Самая престижная - премия Губернатора Пензенской области "За достижения в области литературы, журналистики, культуры и искусства", ежегодно выплачивается в общей сумме 900,0 тыс. рублей.
Учреждения профессионального искусства ежегодно принимают участие в различных фестивалях и конкурсах. Так, в 2011 году труппа государственного бюджетного учреждения культуры "Пензенский областной театр "Кукольный дом" приняла участие в трех международных фестивалях, проходивших в России, Чехии, Иране; труппа государственного бюджетного учреждения культуры "Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского" - в театральных фестивалях, проходивших в регионах России и Государства Израиль. В 2012 году география фестивального движения государственных театров расширится за счет участия в международных театральных форумах в городах Турции, Польши и России. Филармонические коллективы "Миряне", "Вольница", "Джаз-круиз" приняли участие в трех всероссийских и международных фестивалях.
Творческие союзы. Деятельность региональных творческих союзов поддерживается через систему мероприятий долгосрочной целевой программы "Культуры Пензенской области на 2009-2013 годы", а также присуждений ежегодных премий Губернатора Пензенской области в 10 номинациях и премии Управления культуры и архива Пензенской области - в двух номинациях. В 2010-2011 годах лауреатами региональных премий стали 22 деятеля культуры и искусства Пензенской области.
Профессиональное искусство играет важную роль в воспитании граждан, прежде всего молодежи, формировании у них художественного вкуса, поэтому в регионе проводится целенаправленная работа по развитию профессионального искусства, в том числе по созданию условий для профессионального роста молодых артистов, поддержке и стимулированию их творческой деятельности, а в целом - по созданию положительного имиджа учреждений профессионального искусства Пензенской области в российском и международном культурном пространстве.
SWOT-анализ сферы профессионального искусства
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Театрально-концертные организации выступают организаторами и участниками многочисленных престижных профессиональных фестивалей и конкурсов, которые способствуют формированию положительного имиджа Пензенской области в России и за рубежом. Развивается гастрольная деятельность, внедряются новые формы оказания услуг населению. Внедряется электронная система продажи билетов, информирование о проводимых мероприятиях в информационно-телекоммуникацонной сети "Интернет", развивается институт волонтерства. |
Несовершенство нормативной правовой базы в части меценатства и спонсорства в сфере искусства. Ввиду отсутствия на территории области образовательных организаций высшего образования в сфере искусств - острая нехватка высококвалифицированных кадров в сфере исполнительского искусства |
Возможности |
Угрозы |
Строительство нового здания Пензенской областной филармонии и киноконцертного зала, работы по реконструкции Центра театрального искусства "Дом Мейерхольда". Увеличение количества оборудованных площадок в муниципальных районах и городских округах Пензенской области для проведения концертных и театральных мероприятий. Развитие гастрольной деятельности театров, увеличение количества новых постановок за счет бюджетного финансирования. Активизация продвижения региональных культурных продуктов за пределы области. Автономный тип областной филармонии дает широкую самостоятельность учреждению в ведении хозяйственной и экономической деятельности. |
Неукомплектованность новых учреждений профессионального искусства квалифицированными кадрами, неготовность большей части населения в Пензенской области к восприятию подлинного академиического# искусства. |
Распоряжением Правительства Пензенской области от 30 августа 2013 г. N 446-рП в настоящий раздел Концепции внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Библиотечное обслуживание населения
По итогам 2011 года читателями 624 общедоступных библиотек стали 652 тысячи человек, что на 5 тысяч 600 человек меньше уровня 2010 года. Основная причина - сокращение сети библиотек на 14 единиц в 11 муниципальных районах. При этом, в городе Пензе в 2011 году были открыты 4 новых библиотеки.
Процент охвата населения региона библиотечным обслуживанием составляет 47% (в среднем по России - 38,7%, по Приволжскому федеральному округу - 43,7%). По сравнению с 2010 годом число посещений увеличилось на 39 тысяч и составило более 5 млн. посещений.
В результате реализации долгосрочной целевой программы "Формирование информационного общества в Пензенской области на период до 2013 года" в 2011 году значительно увеличилось число библиотек, имеющих персональные компьютеры. По сравнению с 2010 годом оно возросло на 24% (в абсолютном показателе - на 146 библиотек) и составило 456 библиотек
Число персональных компьютеров в библиотеках в 2011 году составило 1132 единицы, что на 54% больше, чем в прошлом году. При этом не все библиотеки, имея в наличии компьютеры, подключены к сети "Интернет". Только 187 библиотек имеют доступ в "Интернет", что составляет 30% от общего количества библиотек. В 2010 году 149 библиотек были подключены к сети "Интернет".
Используя имеющиеся компьютеры, библиотекари организуют курсы компьютерной грамотности для различных категорий населения. В библиотеках было организовано 840 курсов по обучению компьютерной грамотности для более 2700 граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
В 2011 году 33 библиотеки области продолжили работу по созданию электронных каталогов, из них 31 библиотека предоставляет доступ к электронным каталогам библиотек через "Интернет". Объем электронных каталогов библиотек увеличился по сравнению с прошлым годом на 54 тысячи записей и составил более 1 млн. записей.
SWOT-анализ деятельности библиотек
Распоряжением Правительства Пензенской области от 26 сентября 2013 г. N 496-рП в настоящий раздел Концепции внесены изменения
Образование в сфере культуры и искусства
Сеть образовательных организаций культуры и искусства Пензенской области составляют 63 образовательные организации. В том числе: 3 профессиональные образовательные организации, 59 организаций дополнительного образования (детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, цирковая школа). В них обучается 18100 обучающихся. За последние три года рост контингента составил 26%. Процент охвата детей художественным образованием от общего количества детей от 5 до 17 лет включительно составил 18,2%.
В целях наиболее полного охвата детей художественным образованием на селе были созданы филиалы ДМШ, ДШИ и ДХШ, расположенные в общеобразовательных школах, дошкольных и культурно-досуговых учреждениях. В настоящее время открыт 301 филиал, в них обучается 7206 учащихся.
Количество педагогов, работающих в образовательных учреждениях культуры и искусств в Пензенской области, - 1750 чел., из них 1501 чел. работают в ДМШ, ДШИ, ДХШ, 46,6% от общего числа преподавателей в школах имеют высшее специальное образование (в среднем по России доля преподавателей с высшим образованием от общего числа работников составляет 45,3 процента).
Обеспеченность музыкальными инструментами и другим специальным оборудованием составляет 70% от потребности. Процент износа оборудования составляет 65%.
Одним из важнейших направлений деятельности системы художественного образования является выявление и поддержка одарённых детей через систему творческих конкурсов, фестивалей, выставок по всем специальностям детского художественного образования. Одаренные дети Пензенской области успешно принимают участие в международных и всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках.
SWOT-анализ системы художественного образования
Сильные стороны |
Слабые стороны |
В регионе приняты и действуют долгосрочные целевые программы "Культура Пензенской области на 2009-2013 годы" и "Дети Пензенской области" на 2009-2013 годы, предусматривающие государственную поддержку детских школ искусств и творчески одаренных детей. Учреждениями среднего профессионального образования области осуществляется обучение по широкому спектру специальностей. Высококвалифицированный педагогический состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов. |
Несовершенство нормативной правовой базы системы образования в сфере культуры и искусства (с учетом специфики деятельности). Устаревшая учебная и материально-техническая база учреждений среднего профессионального образования не соответствует требованиям опережающей подготовки кадров, запросам работодателей. Недостаточные социальные гарантии у педагогических работников системы художественного образования |
Возможности |
Угрозы |
Поддержка творчески одаренных детей и молодежи через систему творческих конкурсов, фестивалей, выставок по всем специальностям детского художественного образования. Методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства осуществляется областным учебно-методическим центром системы культуры Пензенской области. |
Недооценка в социальной практике роли художественной культуры как влиятельного фактора динамичного развития общества. Культурный нигилизм значительной части молодежи, подвергающей сомнению и отрицанию ценностей искусства. Переход на платную систему обучения в системе дополнительного и среднего профессионального образования детей в сфере культуры и искусства. Утрата массового характера обучения в детских школах искусств. |
Принципы развития культуры в Пензенской области
В основе государственной политики в сфере развития культуры в Пензенской области лежат следующие принципы:
системность и комплексность, рассматриваемые все направления развития культуры во взаимосвязи;
обоснованность и приоритетность, обусловленные складывающейся социально-экономической обстановкой в стране и регионе;
историческая преемственность;
непрерывное и поступательное развитие культуры;
учет интересов и потребностей всех групп населения;
гласность и информационная открытость, требующие объективного освещения в средствах массовой информации проблем и событий в сфере культуры;
единство культурной политики на различных уровнях управления;
ориентация на лучшие отечественные и мировые практики развития культуры в целях совершенствования организационно-правовых механизмов развития сферы культуры в Пензенской области;
измеряемость результатов.
Эти принципы должны учитываться органами законодательной и исполнительной власти и органами местного самоуправления при разработке нормативной правовой базы, программ развития культуры, планов деятельности, а также при создании соответствующих систем управления программами и планами.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 30 августа 2013 г. N 446-рП в настоящий раздел Концепции внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.
Стратегическая цель, приоритетные направления и задачи развития культуры в Пензенской области
Стратегическая цель - повышение качества жизни всех членов общества через создание благоприятных условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, развитие культурного и духовного потенциала населения, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития региона.
Приоритетными направлениями и задачами развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года являются:
1) ообеспечение# прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации: сохранение и эффективное использование памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности области, создание благоприятных условий для широкого доступа граждан к информации и знаниям.
В рамках данного направления необходимо решение следующих задач:
- развитие комфортной культурной среды региона для формирования гражданской гордости, чувства принадлежности к местному сообществу;
- охрана, эффективное использование и популяризация памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности области, своеобразия исторических городов и территорий области, содействие восстановлению их уникального историко-архитектурного облика;
- модернизация сферы культуры на основе продвижения информационных технологий, открывающих доступ к ценностям культуры для жителей сельской местности;
- развитие информационных ресурсов учреждений культуры и их интеграция в общероссийские и мировые базы данных;
- развитие внестационарных форм обслуживания населения;
2) создание условий для творческой самореализации населения: развитие сети учреждений культуры и искусства, повышение их кадрового потенциала, укрепление материально-технической базы и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры, развитие самодеятельного творчества и совершенствование культурно-досуговой деятельности, сохранение и развитие непрерывной системы художественного образования.
В рамках данного направления необходимо решение следующих задач:
- вовлечение населения в культурную жизнь региона и преодоление культурного нигилизма;
- поддержка новаторских, экспериментальных направлений в искусстве и самодеятельном творчестве;
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере культуры;
- внедрение новых финансовых механизмов, устанавливающих зависимость между ресурсным обеспечением, качеством и объемом предоставляемых населению услуг;
- развитие программно-целевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях;
- укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
- совершенствование системы непрерывного образования и получения дополнительного профессионального образования специалистов в сфере культуры;
- проведение исследований, мониторинга в сфере культуры, выработка рекомендаций по инструментам экономического стимулирования и государственных гарантий в сфере культуры, формированию благоприятного инвестиционного климата;
3) укрепление единого культурного пространства области, развитие культурного обмена: продвижение региональных культурных продуктов на российский и мировой культурные рынки.
В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:
- использование развитой сети учреждений культуры области для повышения доступности культурных услуг, особенно в сельской местности;
- содействие фестивальному движению в профессиональном искусстве и самодеятельном творчестве Свердловской области, развитие межрегионального и международного сотрудничества;
- объединение усилий государственного, частного и некоммерческого секторов при формировании кластеров (систем) культурных индустрий и туризма;
- продвижение локальных культурных брендов территорий Пензенской области на российский и международный уровень;
- разработка и внедрение механизмов участия общественности, в частности землячеств, в управлении культурным процессом.
Механизмы реализации Концепции
Для реализации поставленных задач необходимо задействовать следующие механизмы:
1) правовой, связанный с формированием правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни;
2) финансово-экономический, ориентированный на создание благоприятных материальных условий для развития отрасли;
3) организационный, связанный с внедрением современных эффективных инструментов реализации культурной политики в регионе;
4) идеологический, предусматривающий формирование в обществе критериев восприятия искусства, художественного вкуса, культуры межличностных отношений;
5) социально-психологический, направленный на повышение престижа профессий, связанных с культурой и искусством, статуса высококультурного и образованного человека;
6) информационный.
Поэтапное внедрение данных механизмов связано с реализацией следующих мероприятий:
Первый этап: 2011-2015 годы:
1) переход наряду с долгосрочным планированием на стратегическое планирование развития отрасли, разработка стратегий и концепций развития отдельных направлений и видов культурной деятельности в Пензенской области;
2) совершенствование нормативно-правовой базы;
3) создание развитой инфраструктуры культуры, обеспечение ее многообразия;
4) разработка и внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения и оценки результатов культурной деятельности, включая мониторинг качества услуг, оказываемых учреждениями культуры;
5) совершенствование вертикальных связей между субъектами управления и горизонтальных связей между различными субъектами культуры, в том числе на договорной основе, использование ресурса межведомственного взаимодействия при решении отдельных проблем отрасли;
6) расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;
7) вовлечение культурного наследия в социально-экономическую деятельность, развитие культурного туризма;
8) расширение системы поощрения организаций культуры и творческих работников;
Второй этап: 2016-2020 годы:
1) внедрение механизмов государственно-частного партнерства и меценатства в сферу культуры;
2) переход отрасли на многоканальный механизм финансирования;
3) вывод государственного капитала из процесса финансирования культурных проектов, не обладающих социальной значимостью;
4) адресная целевая поддержка социально значимых культурных инициатив, проектов и программ.
Оценка ожидаемых результатов и показатели эффективности реализации Концепции
Ожидаемые результаты реализации Концепции оцениваются интегральным показателем развития сферы культуры Пензенской области - показателем вовлеченности населения Пензенской области в культурную жизнь региона через посещение мероприятий, проводимых учреждениями культуры, в расчете на одного жителя.
Интегральный показатель развития отрасли культуры
Показатель |
2011 г. |
2013 г. |
2015 г. |
2018 г. |
2020 г. |
в среднем за 2011-2020 годы |
Вовлеченность населения в культурную жизнь Пензенской области (количество посещений мероприятий в расчете на одного жителя), единиц |
|
|
|
|
|
|
Методика расчета интегрального показателя
- вовлеченность населения в культурную жизнь Пензенской области;
- коэффициент посещаемости библиотек области: рассчитывается по форме "Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России", утвержденной приказом Минкультуры России от 21.09.2011 N 938, как отношение числа посещений библиотек (графа 44 строка N 11) к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом;
- коэффициент посещаемости учреждений культурно-досугового типа области: рассчитывается по форме "Свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа Минкультуры России", утвержденной приказом Минкультуры России от 21.09.2011 N 938, как отношение числа посещений культурно-массовых мероприятий на платной основе (графа 100 строка N 01) к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом;
- коэффициент посещаемости музеев области: рассчитывается по обобщенным данным формы N 8-НК "Сведения о деятельности музея", утвержденной приказом Росстата от 15.07.2011 N 324, как отношение суммы граф 3, 8, 11, 13, 15 строки N 28 раздела 6 "Научно-просветительская работа" к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом;
- коэффициент посещаемости театров области: рассчитывается по обобщенным данным формы N 9-НК "Сведения о деятельности театра", утвержденной приказом Росстата от 15.07.2011 N 324, как отношение суммы численности зрителей на мероприятиях (строки N 08, 10, 11 графа 5 раздела 2 "Основные показатели работы") к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом;
- коэффициент посещаемости концертных организаций области: рассчитывается по обобщенным данным формы N 12-НК "Сведения о деятельности театра", утвержденной приказом Росстата от 15.07.2011 N 324, как отношение суммы числа зрителей на мероприятиях (строки N 06, 10, 14, 15 графа 5 раздела 2 "Основные показатели работы организации") к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом;
- коэффициент посещаемости организаций, осуществляющих кинопоказ: рассчитывается по форме N К-2РИК "Сведения о наличии и эксплуатации киноустановок", утвержденной постановлением Росстата от 11.07.2005 N 43, как отношение числа посещений за отчетный год (графа 8 строка 11 раздела "Наличие и эксплуатация киноустановок") к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция определяет цели, принципы и приоритеты региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированные на последовательное реформирование отрасли, развитие библиотечного, музейного дела, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Концепция может быть использована при разработке программ, планов, проектов органами государственной власти и учреждениями культуры различных организационно-правовых форм.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 3 июля 2012 г. N 358-рП "Об утверждении Концепции развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 45 от 6 июля 2012 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 15 июля 2019 г. N 369-рП настоящее распоряжение признано утратившим силу с 27 июля 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 26 сентября 2013 г. N 496-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 30 августа 2013 г. N 446-рП
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.