Решение Пензенской городской Думы
от 30 мая 1997 г. N 37-4
"О состоянии охраны здоровья и оказания медицинской помощи
населению города на основе законов Российской Федерации,
областной Программы гарантированной медицинской помощи
и создании устойчивой системы функционирования
муниципальных медицинских учреждений города"
Решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 г. N 941-44/4 настоящее Решение признано утратившим силу
Внесено: В.М. Меренков, начальник отдела здравоохранения городской администрации.
Заслушав и обсудив доклад начальника отдела здравоохранения городской администрации Меренкова В.М., городская Дума отмечает, что администрацией города, отделом здравоохранения города в условиях жесткого дефицита финансирования отрасли предпринимаются определенные меры по недопущению снижения объемов и качества гарантированной медицинской помощи, к более эффективному использованию имеющихся ресурсов здравоохранения города (сети, кадров, коечной мощности, материально-технической базы ЛПУ и т.д.)
Так, за период с 1994 по 1997 гг. в рамках федеральных программ "Дети Чернобыля", "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи" и за счет средств городского бюджета осуществляется строительство лечебно-профилактических учреждений с финансированием на 100-83% от запланированных объемов.
В 1996-1997 гг. отмечается улучшение ряда основных показателей, характеризующих объем и качество амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи жителям г. Пензы; увеличилось число посещений на 1 жителя в год, снизилась летальность от острого инфаркта миокарда, от острых хирургических заболеваний. Стабильны показатели эффективности использования коечного фонда, выхода на первичную инвалидность лиц трудоспособного возраста, основных показателей по родовспоможению. Внедрены эндоскопические методы оперативного лечения при хирургических и гинекологических заболеваниях (горбольница N 6, БСП, горбольница N 5, МСЧ N 2). Открыта подстанция скорой помощи в Железнодорожном районе (район комбината "Биосинтез"). Открыты аллергический и сосудистый центры при МСЧ N 2.
Получили дальнейшее развитие более экономичные формы медицинского обеспечения населения (врачебные амбулатории, дневные стационары при поликлиниках, койки дневного пребывания при стационарах). В течение 1996-1997 гг., как и в предыдущие годы, сохранилась стабильность и укомплектованность кадрового потенциала.
Однако демографическая ситуация в г. Пензе в течение ряда лет остается сложной, хотя по сравнению с 1995 г. несколько стабилизировалась. Остался на прежнем уровне (-4,8) отрицательный естественный прирост населения. Отмечается постарение жителей г. Пензы (старше 65 лет - 12,6%), что приводит к сокращению численности населения и особенно доли трудоспособного и детского населения.
Наряду с этим в условиях хронического дефицита бюджетных средств, дефицита финансирования городских лечебно-профилактических учреждений оказание качественной медицинской помощи населению, сохранение существующей материально-технической, диагностической и лечебной базы лечебно-профилактических учреждений превращается в неразрешимую проблему, идет постепенное повсеместное сокращение объемов и качества лечебно-диагностического процесса, свертывание вспомогательных служб. Так, по итогам 1996 г. городские лечебно-профилактические учреждения были профинансированы на 58% от необходимой суммы, в том числе за счет средств бюджета на 48,5% и 44% за счет средств обязательного медицинского страхования. Задолженность растет по всем статьям сметы расходов, которая на 1 мая 1997 г. по всей отрасли составила 37,6 млрд. руб. Несмотря на то, что обеспеченность мягким инвентарем составила 46%, а износ оборудования - 66,7%, по отдельным лечебно-профилактическим учреждениям - до 90%, статьи сметы расходов N 12, 14 не финансируются. В связи с дефицитом средств в городском бюджете сведены до минимума объемы капитального ремонта. Кредиторская задолженность строительным организациям на 1 мая 1997 г. составила более 1,5 млрд. руб.
Несмотря на предпринимаемые меры, резко ухудшается состояние здоровья детей.
Уменьшается число нормальных родов, растет заболеваемость эндокринной системы, расстройствами органов пищеварения, они превышают показатели РФ в 4 раза, анемией новорожденных в 2 раза, нарушениями свертывающей системы крови в 6 раз, хроническими болезнями печени и циррозом в 1,5 раза, отравлениями в 3 раза.
Имеется тенденция роста больных алкоголизмом, наркоманией.
Выделяемые средства из городского бюджета и низкие тарифы медицинского страхования не обеспечивают фактические потребности стационаров в медикаментах. Более 60% медикаментов приобретается за счет личных средств граждан. Выделено на бесплатное зубопротезирование лишь 37,5% от предполагаемых средств сметы расходов в бюджете. Кредиторская задолженность лечебно-профилактических учреждений аптекам составила 2,5 млрд. рублей.
Пензенская городская дума решила:
1. Считать одной из важнейших задач органов городского самоуправления г. Пензы, руководителей лечебно-профилактических учреждений охрану здоровья жителей города, создание и повышение устойчивой системы функционирования медицинских учреждений города.
2. Положение "Об организационно-правовых и финансовых основах системы здравоохранения г. Пензы" - утвердить (прилагается).
3. Поручить отделу здравоохранения администрации города (В.М. Меренков), депутатам городской Думы (Ю.А. Орлов, Н.В. Гришаева) дополнить данное Положение соответствующими приложениями в срок до 1 июля 1997 года.
4. Поручить постоянным комиссиям (Б.А. Громков, Ю.А. Орлов) подготовить предложения для последующего их направления в Законодательное Собрание в целях внесения их в проект закона Пензенской области по здравоохранению.
5. В соответствии с Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", Законом "Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ" обязать администрации города и районов принять меры к обязательному финансированию программы обязательного медицинского страхования неработающего населения.
6. Обязать администрацию города (А.С.Калашников) разработать мероприятия по реализации пункта 5 данного решения в срок до 1 июля 1997 года.
7. Обязать администрацию города (А.С.Калашников) о выполнении настоящего решения и разработанных мероприятий ежегодно информировать городскую Думу.
8. Контроль за выполнением данного решения возложить на департамент по социальной защите и помощи населению администрации (Н.Ф.Шумилин) и председателей постоянных комиссий городской Думы (Ю.А.Орлов, Б.А.Громков).
Заместитель председателя
городской Думы |
В.И.Шелудько |
Утверждено
Пензенской городской Думы II созыва
от 30 мая 1997 г. N 37-4
Положение об организационно-правовых и
финансовых основах системы здравоохранения города Пензы
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", Федеральными Законами: "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Уставом города Пензы, другими законодательными и нормативно-правовыми актами, действующими в Российской Федерации и на территории города Пензы.
Положение определяет организационно-правовые, экономические и социальные принципы построения и функционирования здравоохранения города Пензы, механизм внутриотраслевого взаимодействия систем здравоохранения, а также с органами исполнительной и представительной власти местного самоуправления, системой медицинского страхования. Положение направлено на обеспечение условий эффективного функционирования систем здравоохранения в целях реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской и лекарственной помощью.
Раздел I.
Общие положения
Статья 1. Основные понятия.
Организации здравоохранения - предприятия, учреждения, хозяйствующие общества, товарищества и другие юридические лица, выполняющие функции по оказанию медико-социальной и лекарственной помощи, по обеспечению товарами медицинского назначения и медицинской техникой, а также организационную, научно-исследовательскую, образовательную, информационную, просветительскую, санитарно-эпидемиологическую деятельность в области охраны здоровья граждан.
К организациям здравоохранения относятся: органы управления здравоохранением, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, санитарно-профилактические учреждения, патологоанатомическое бюро, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники.
Медицинская деятельность - деятельность организаций, независимо от форм собственности, и граждан, связанная с управлением, организацией, экономикой и оказанием медицинской помощи населению.
Фармацевтическая деятельность - деятельность организаций, независимо от форм собственности, и граждан, связанная с управлением, организацией, экономикой по обеспечению населения лекарственными средствами, изделиями и предметами медицинского назначения, парафармацевтической продукцией.
Частная медицинская практика - это оказание медицинских услуг медицинскими работниками как в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, так и вне этих учреждений за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами при наличии лицензии.
Платные медицинские услуги - медицинские услуги, оказываемые населению за счет средств граждан и предприятий в рамках договоров медицинскими учреждениями всех форм собственности и врачами частной практики.
Народная медицина - это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Услуги оказываются лицами, которые имеют диплом целителя и лицензию.
Лицензирование - выдача государственного разрешения на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности.
Сертификация медицинских и аптечных учреждений - подтверждение соответствия условий осуществления медицинской и фармацевтической деятельности нормативным документам и профессиональным стандартам.
Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, гарантирующая гражданам при возникновении страхового случая получение бесплатной медицинской помощи на момент обращения за счет накопленных средств в страховых медицинских организациях, проведение профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в двух формах обязательное (ОМС) и добровольное.
Страховая медицинская организация - юридическое лицо, осуществляющее медицинское страхование и имеющее государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Скорая, неотложная и экстренная медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью окружающих.
Плановая медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, предоставляемых при нарушениях физического или психического здоровья пациента, не представляющих непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих.
Раздел II.
Организация медицинской и лекарственной помощи населению города
Статья 2. Организации здравоохранения муниципальной формы собственности.
Основными задачами организаций здравоохранения муниципальной формы собственности являются:
- участие в реализации федеральных, областных, городских целевых программ охраны здоровья населения, лекарственной и санитарно-эпидемиологической помощи населению, Территориальной программы ОМС, для решения вопросов здравоохранения местного значения на территории муниципального образования;
- организация первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мер;
- развитие сети организаций здравоохранения муниципальной формы собственности, определение характера и объема их деятельности;
- соблюдение стандартов качества медицинской, лекарственной, санитарно-эпидемиологической помощи;
- обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;
- создание условий для развития организаций здравоохранения иных форм собственности.
Статья 3. Организации здравоохранения иных форм собственности.
Организации здравоохранения иных форм собственности являются составной частью единой системы здравоохранения города.
Задачей организаций здравоохранения иных форм собственности является удовлетворение потребности населения в альтернативных видах медицинской помощи и услуг на платной основе, а также по программам обязательного и добровольного медицинского страхования.
Деятельность организаций здравоохранения иных форм собственности регулируется законодательством.
Раздел III.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения города
Статья 4. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается реализацией программы санитарно-эпидемиологической помощи, являющейся составной частью городской программы гарантированной медицинской, лекарственной и санитарно-эпидемиологической помощи; комплексом мер по выполнению всеми гражданами и организациями (независимо от форм собственности) санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, установленных в порядке, предусмотренном законодательством.
Раздел IV.
Управление системой здравоохранения города
Статья 5. Муниципальный орган управления здравоохранением города.
Управление системой здравоохранения г. Пензы осуществляется муниципальным органом управления здравоохранением, который является структурным подразделением администрации города.
Основными задачами муниципального органа управления здравоохранением являются:
- определение государственной политики и стратегии развития здравоохранения города;
- координация деятельности организаций здравоохранения (независимо от форм собственности), организаций в сфере медицинского и фармацевтического образования, медицинской науки, санитарно-эпидемиологической службы города, страховых медицинских организаций, общественных объединений в сфере охраны здоровья;
- взаимодействие с органами местного самоуправления в решении вопросов здравоохранения, исходя из интересов населения.
Деятельность муниципального органа управления здравоохранением осуществляется в порядке, установленном администрацией города.
Статья 6. Организационно-правовая и экономическая основы управления системой здравоохранения города.
Организационно-правовой и экономической основами управления системой здравоохранения города являются:
Решением Пензенской городской Думы от 25 декабря 1998 г. N 281/26 действие абзаца 2 статьи 6 раздела 4 Положения приостановлено в части "Осуществление деятельности по выполнению социального заказа муниципальными медицинскими учреждениями на основе договора с Администрацией города" до введения в действие законов Российской Федерации "Об основах формирования муниципального заказа" и "О государственном социальном заказе"
- осуществление деятельности по выполнению социального заказа муниципальными медицинскими учреждениями на основе договора с администрацией города и назначение руководителей медицинских учреждений на контрактной основе;
- ежегодные и долгосрочные целевые программы медико-социальной, лекарственной и санитарно-эпидемиологической помощи населению, утверждаемые администрацией города;
- участие в лицензировании медицинской, фармацевтической, санитарно-эпидемиологической деятельности в порядке, предусмотренном законодательством;
- аттестация кадров медицинских и фармацевтических работников в порядке, предусмотренном законодательством;
- контроль за качеством и эффективностью медицинской, лекарственной, санитарно-эпидемиологической помощи населению в порядке, предусмотренном законодательством;
- соблюдение медико-экономических стандартов (стандарты медицинских технологий), установленных в порядке, предусмотренном законодательством;
- участие в разработке тарифов на медицинские, санитарно-гигиенические и противоэпидемические услуги, установленные в порядке, предусмотренном законодательством;
- реализация государственной политики в области медицинской статистики и информатики.
Раздел V.
Информационная политика в области здравоохранения
Статья 7. Информационная политика в области здравоохранения.
Информационную политику в области здравоохранения определяет администрация города по согласованию с субъектами системы здравоохранения.
Сведения, подлежащие обязательной и своевременной публикации:
- Программа охраны здоровья и обеспечения санэпидблагополучия;
- Программа организации медицинской и лекарственной помощи;
- сведения о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
- сведения о состоянии здоровья населения города Пензы;
- информация о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания;
- сведения о рациональных нормах питания;
- сведения о продукции, работах, услугах, не соответствующих санитарным нормам и правилам.
Объем и периодичность поступлений сведений, предоставляемых всеми субъектами здравоохранения, а также согласование объема сведений, необходимых для взаимодействия субъектов системы здравоохранения, определяются муниципальным органом управления здравоохранением администрации города.
Раздел VI.
Последипломное обучение медицинских кадров
Статья 8. Обучение в интернатуре.
Обучение в интернатуре на базе муниципальных учреждений финансируется из бюджетов соответствующих уровней.
Статья 9. Последипломное усовершенствование.
Последипломное усовершенствование медицинских работников муниципальных учреждений финансируется из бюджетов соответствующих уровней.
Статья 10. Организация сертификации, присвоения категорий, ученых степеней медработникам.
Получение сертификатов, категорий, ученых степеней медработниками осуществляется через соответствующие органы и учреждения в порядке, предусмотренном законодательными актами.
Оплата сертификации, присвоение категорий осуществляются медицинскими организациями, в которых работает соответствующий медицинский работник, либо самим медицинским работником, если это происходит в порядке его личной инициативы, а не по представлению организации.
Раздел VII.
Платные медицинские услуги
Статья 11. Порядок оказания платных медицинских услуг.
Порядок оказания платных медицинских услуг определяется законодательными и нормативными актами Российской Федерации.
Производство платных услуг осуществляется при наличии лицензии на разрешенный вид деятельности согласно Уставу лечебного учреждения по разрешению муниципального органа управления здравоохранением.
Платные услуги могут оказываться работниками медицинских учреждений в дополнительное и основное рабочее время при условии выполнения бюджетных нормативных нагрузок по принципу возмещения сметы расходов учреждения с выделением статьи по дополнительной оплате труда в виде премирования.
Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи.
Статья 12. Виды платных услуг.
Платные услуги, оказываемые лечебными учреждениями, разделяются на медицинские и немедицинские.
К платным медицинским услугам относятся услуги, не входящие в перечень гарантированной медицинской помощи, утверждаемый ежегодно областным Законодательным Собранием, и услуги, оказываемые по желанию граждан.
Платные услуги оказываются силами и средствами учреждений, а также на основе договоров о совместной деятельности с иными физическими и юридическими лицами при наличии лицензии.
Статья 13. Средства от платных услуг.
Средства, получаемые от предоставления платных услуг населению, являются дополнительным источником финансирования для осуществления основных целей и задач лечебного учреждения.
Использование финансовых средств, полученных лечебным учреждением, осуществляется для возмещения недостатка финансирования по всем статьям расходов, за исключением отдельных видов деятельности, направленных на получение прибыли, которые являются налогооблагаемой базой.
Платные медицинские услуги оказываются на основе добровольного медицинского страхования или за счет личных и иных средств граждан с оплатой в лечебное учреждение.
Раздел VIII.
Финансирование системы здравоохранения
Статья 14. Источники финансирования.
Финансирование медико-социальной и лекарственной помощи населению осуществляется из следующих источников:
1. Средства ОМС:
- оказание экстренной и плановой медицинской помощи застрахованному населению в рамках Территориальной программы ОМС.
2. Средства городского бюджета:
- финансирование городских целевых комплексных программ;
- финансирование муниципальных учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (перечень учреждений утверждается Территориальной программой ОМС);
- экстренная медицинская помощь жителям города Пензы;
- экстренная медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения работникам учреждений военизированных ведомств (ФСБ, УВД, УФСНП и др.) при отсутствии у последних договоров с медицинскими учреждениями;
- экстренная медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения лицам без определенного места жительства и прописки, лицам из мест лишения свободы;
- проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи жителям города, оказываемой специализированными медицинскими организациями за пределами области, производится в объеме средств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете в порядке, установленном администрацией города;
- финансирование статей сметы расходов муниципальных медицинских учреждений, утвержденных органами городского самоуправления.
3. Средства районных бюджетов:
- финансирование районных целевых комплексных программ;
- финансирование льготного лекарственного обеспечения жителей района, согласно перечню, ежегодно утверждаемому городской Думой;
- экстренная медицинская помощь незастрахованному населению района;
- финансирование статей сметы расходов, утвержденных органами городского самоуправления.
4. Внебюджетные источники финансирования.
К внебюджетным источникам финансирования здравоохранения относятся средства, поступающие от реализации программ добровольного медицинского страхования, платных медицинских услуг и других видов деятельности, не запрещенных законодательством.
Статья 15. Объем финансирования.
Платежи на неработающее население в системе ОМС, расходы на заработную плату, питание, медикаменты (в том числе на льготное лекарственное обеспечение по целевым программам) относятся к защищенным статьям муниципальных бюджетов.
Общий объем финансовых средств на здравоохранение в каждом муниципальном образовании определяется не менее ____% и утверждается городской Думой при рассмотрении бюджета города.
Раздел IX.
Заключительные положения
Статья 16. Порядок правовых отношений при оказании медицинской помощи.
Порядок отношений при оказании различных видов медицинской помощи определяется соответствующими приложениями к настоящему Положению.
Статья 17. Порядок вступления в силу настоящего Положения.
Настоящее Положение вступает в силу со дня его опубликования в газете "Наша Пенза".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 30 мая 1997 г. N 37-4 "О состоянии охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению города на основе Законов Российской Федерации, областной Программы гарантированной медицинской помощи и создании устойчивой системы функционирования муниципальных медицинских учреждений города"
Положение "Об организационно-правовых и финансовых основах системы здравоохранения г. Пензы" вступает в силу со дня его опубликования в газете "Наша Пенза".
Текст Решения опубликован в газете "Наша Пенза" N 42 от 6 июня 1997 г.
Решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 г. N 941-44/4 настоящее Решение признано утратившим силу