Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к ПостановлениюГлавы Администрации
Пензенской области
от 11 ноября 1997 г. N 1126
Территориальная целевая Программа
"Совершенствования службы медицины катастроф на 1997-2001 годы"
30 марта 2001 г.
Паспорт областной целевой Программы по территориальной "Службе медицины катастроф"
Наименование Программы -
Территориальная целевая Программа "Служба медицины катастроф"
Основание для решения о разработке Программы -
Закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года "О мобилизационной подготовке"; Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1995 года N 768 "О первоочередных мерах по восстановлению системы мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации"; Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 года N 996с "О мобилизационных органах в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", и от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф"; Приказ Министра здравоохранения и медицинской промышленности N М-36с от 25 декабря 1995 года "О мобилизационных органах в Российской Федерации", приказ Министра здравоохранения и медицинской промышленности N 139 от 9 апреля 1996 года "О Всероссийской службе медицины катастроф", приказ N 123 от 3 апреля 1996 года "Об аттестации формирований, специалистов Службы медицины катастроф и образовательных учреждений по их подготовке", приказ N 261 от 21 июня 1996 года "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф", приказ Министра здравоохранения Российской Федерации N М-9с от 25 марта 1997 года "О состоянии мобилизационной подготовки и гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год".
Заказчик Программы -
Управление здравоохранения Администрации Пензенской области
Цели и задачи Программы -
Совершенствование системы мероприятий по защите жизни и здоровья населения Пензенской области при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, повышение готовности медицинской службы к работе в "особый период".
Сроки и этапы реализации Программы - 1997-2001 годы
Первый этап (1997-1998 годы);
- подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий.
Второй этап (1999-2001 годы);
- реализация основных мероприятий и завершение выполнения Программы.
Перечень подпрограмм и основных мероприятий:
- реорганизация мобилизационного органа управления здравоохранения;
- реорганизация территориальной Службы медицины катастроф;
- создание межведомственной координационной комиссии Службы медицины катастроф;
- создание штаба Службы медицины катастроф;
- создание территориального центра медицины катастроф;
- подготовка кадров Службы медицины катастроф;
- создание комиссии по аттестации специалистов Службы медицины катастроф;
- создание резерва медикаментов и санхозимущества для нужд Службы медицины катастроф.
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий -
Администрация Пензенской области. Управление здравоохранения, местные органы исполнительной власти, ведомственные лечебно-профилактические учреждения.
Объемы и источники финансирования:
- 2258,5 млн. рублей (в ценах 1996 года)
- из областного бюджета финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- своевременное оказание медицинской помощи пострадавшему населению;
- снижение безвозвратных потерь при ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- скорейшее восстановление трудоспособности пострадавшего населения;
- увеличение мобильности объема и качества оказываемой медицинской помощи в повседневной деятельности.
Система организации контроля за исполнением Программы -
Администрация Пензенской области, Управление здравоохранения, другие органы исполнительной власти в порядке, установленном для контроля за реализацией федеральных целевых программ.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Территориальная целевая программа совершенствования Службы медицины катастроф (далее именуется Программа) разработана во исполнение: Закона Российской Федерации от 26 февраля 1997 года "О мобилизационной подготовке", Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1995 года N 768с "О первоочередных мерах по восстановлению системы мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 года N 996 "О мобилизационных органах в Российской Федерации", Постановлений Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", и от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 195 "Вопросы Всероссийской Службы медицины катастроф", Приказа Министра здравоохранения и медицинской промышленности N М-36с от 25 декабря 1995 года "О мобилизационных органах в здравоохранении Российской Федерации", Приказов Министра здравоохранения и медицинской промышленности N 139 от 9 апреля 1996 года "О Всероссийской Службе медицины катастроф", N 261 от 21 июля 1996 года "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф", N 123 от 3 апреля 1996 года "Об аттестации формирований специалистов Службы медицины катастроф и образовательных учреждений по их подготовке", Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации N М-9с от 25 марта 1997 года "О состоянии мобилизационной подготовки и гражданской обороны здравоохранения Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год".
Анализ чрезвычайных ситуаций, проявившихся на территории Пензенской области в текущем десятилетии, позволяет прогнозирование следующих чрезвычайных ситуаций:
- природного характера.
1. Наводнения, в основном в весенний период, когда затоплению могут подвергнуться до 8 районов области. При возможном прорыве плотины Сурского гидроузла затоплению подвергнутся в основном Первомайский и Железнодорожный районы г. Пензы, в оказании медицинской помощи будут нуждаться более 5,0 тысяч человек.
2. Стихийные бедствия, связанные с сильными ветрами, - почти ежегодно 1-2 района области.
3. Лесные пожары - экстремальные пожароопасные сезоны повторяются 2-3 раза в десятилетие.
- техногенного характера.
В результате снижения технологической дисциплины производства, как следствие нарушения требований техники безопасности, утеря или резкое ослабление в отраслях управления безопасностью, предельно высокий уровень срабатывания ресурса основного техногенного оборудования, важного для безопасности и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом.
1. На территории области проходит пять магистральных трубопроводов, транспортирующих нефть, нефтепродукты, газ. Они проходят с востока на запад, с юга на север и юга на северо-запад. На территории области зарегистрированы неоднократные аварии.
2. В области 27 объектов использующих и хранящих СДЯВ (сильнодействующие отравляющие и ядовитые вещества).
3. На складах в п. Леонидовке хранятся боевые отравляющие вещества - зорин, зоман, газы, в зоны поражения в случае аварии попадает 10,5 тысячи человек.
4. В области имеется развитая сеть железных дорог. На железнодорожном транспорте в целом по России отмечается высокая аварийность и продолжается рост числа мелких инцидентов с опасными грузами, в основном с углеводами.
5. На автотрассах нарастает поток грузооборота, риск погибнуть в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах России в 5-10 раз выше, чем на западе. Острой проблемой остается опаздывание с оказанием медицинской помощи.
6. При аварии на Балаковской АЭС радиоактивное облако может достигнуть территории области через 3 часа. В зоне повышенной радиации могут оказаться г. Пенза и 6 районов области.
7. Существует реальная угроза возникновения (появления) массовых инфекционных заболеваний, наиболее неблагополучными районами являются:
- по туляремии - Башмаковский, Бессоновский, Пензенский районы;
- по геморрагической лихорадке - Бековский, Городищенский, Земетчинский, Колышлейский, Кузнецкий, Лопатинский, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Никольский, Пензенский, Сосновоборский, Тамалинский, Шемышейский районы.
- по лептоспирозу - Бессоновский, Городищенский, Земетчинский, Каменский, Лопатинский, Лунинский, Никольский, Нижнеломовский, Пачелмский, Пензенский, Сосновоборский районы.
- по сибирской язве - Лунинский, Сосновоборский, Пензенский районы;
- по клещевому энцефалиту - Городищенский, Никольский районы.
Исходя из вышеизложенных факторов реального риска возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области по расчетным данным будет необходимо оказать медицинскую помощь:
г. Пенза | г. Кузнецк | г. Сердобск | |
При массовой травме Оказание медицинской помощи Оказание медицинской помощи легкопора- женным Подлежит госпитализации При массовых поражениях СДЯВ Оказание медицинской помощи Оказание медицинской помощи легкопора- женным Подлежит госпитализации При радиационных поражениях Оказание медицинской помощи Оказание медицинской помощи легкопора- женным Подлежит госпитализации При массовых ожогах Оказание медицинской помощи Оказание медицинской помощи легкопора- женным Подлежит госпитализации При массовых пищевых отравлениях и инфекционных заболеваниях Оказание медицинской помощи Оказание медицинской помощи легкопора- женным Подлежит госпитализации |
1200 300 800 1500 500 1500 450 150 300 400 100 300 630 130 500 |
210 60 150 420 120 420 175 50 125 175 50 125 |
210 60 150 290 90 290 75 15 30 105 30 75 |
Кроме того, в каждой ЦРБ области должны быть готовы к перепрофилизации 50 коек на вышеперечисленные виды поражений.
Оказание медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях потребует полного напряжения всех медицинских учреждений области, независимо от ведомственной принадлежности, обязательного повышения мобильности и оснащенности медицинских формирований: приобретения реанимобилей, не менее 2-х вертолетов, которые можно закупить и эксплуатировать на долевых началах с Управлением по делам ГО и ЧС. Создание резерва медикаментов по прогнозируемым профилям поражения.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основные цели Программы - радикальная реорганизация службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, создание стройной системы территориальной Службы медицины катастроф и мобилизационного развертывания здравоохранения области.
Создание межведомственной координационной комиссии медицины катастроф и при ней Службы медицины катастроф.
2-й отдел управления здравоохранения, который должен выполнять мобилизационные задачи для Вооруженных сил и медицинской службы Гражданской обороны на особый период и может войти в штат службы Медицины катастроф при межведомственной координационной комиссии Медицины катастроф.
Территориальная служба медицины катастроф является составной частью Всероссийской Службы медицины катастроф.
Всероссийская Служба медицины катастроф (далее именуется Служба) является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет следующие уровни: федеральный, территориальный, местный, объектовый.
Основными задачами территориальной службы является:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- сбор, отработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера на территории области в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в защите населения и территории области в условиях чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов медикаментов, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения Службы;
- участие в разработке и осуществление мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданам своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Службы;
- международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Управления здравоохранения Администрации Пензенской области, Службу медицины катастроф Министерства обороны гарнизонов Пензенской области, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства областного государственного центра санитарно - эпидемиологического надзора, Управления внутренних дел, Управления железной дороги, медсанчасти N 59 Пенза-19.
Задачи, организация и порядок деятельности служб, органов, формирований, учреждений, входящих в состав Службы, определяется положениями о них, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Пензенской области и органами местного самоуправления.
Реорганизация центров экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (областная больница им. Н.Н. Бурденко с приписанными медицинскими формированиями и ЛПУ, больница скорой помощи с приписанными медицинскими формированиями и ЛПУ) в территориальный центр медицины катастроф;
- создание территориальной комиссии по аттестации медицинских формирований и специалистов Службы медицины катастроф, имеющей цель повышения квалификации и отбора кадров для Службы медицины катастроф. Программа рассчитана на 1997-2001 годы и реализуется в два этапа.
1 этап - 1997-1998 гг., II этап - 1999-2001 гг.
1. Организация Службы медицины катастроф
1. Реорганизация отдела экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях Управления здравоохранения во 2-й отдел Управления здравоохранения для выполнения мобилизационных задач здравоохранения.
2. Создание межведомственной координационной комиссии Медицины катастроф.
3. Создание штаба Службы медицины катастроф при межведомственной координационной комиссии.
4. Создание территориального центра Медицины катастроф, работающего в соответствии с "Положением о территориальном центре медицины катастроф".
5. Создание территориальной комиссии по аттестации медицинских формирований и специалистов Службы медицины катастроф, работающей в соответствии с "Положением об аттестации медицинских формирований и специалистов Службы медицины катастроф".
II. Информационная система обеспечения
Компьютеризация информационной системы Службы медицины катастроф и установка прямых телефонов позволит:
- улучшить оперативность принятия решений штабов Службы медицины катастроф;
- иметь банк данных по возможным чрезвычайным ситуациям на территории области;
- иметь расчетные данные возможных санитарных потерь;
- иметь оперативные данные о количестве оснащенности формирований Службы медицины катастроф и МСГО, данные о коечном фонде Службы, резерве медикаментов;
- отслеживать вопросы медицинской помощи населению в процессе ее оказания и как следствие повышение ее эффективности, оперативности с наименьшими затратами;
- проведение обучения и аттестации врачей и среднего медицинского персонала по вопросам "Медицина катастроф";
- аттестации медицинских формирований и специалистов Службы медицины катастроф;
- осуществление взаимодействия с другими ведомствами, региональными (Самара) и Всероссийским центром медицины катастроф.
Создание резерва медицинского санитарно-хозяйственного и специального имущества для оснащения формирований и учреждений службы медицины катастроф, организация его хранения и обновления (освежения)
Резерв создается, в территориальных и местных центрах медицины катастроф и приписанных к нему лечебно-профилактических учреждениях, согласно перечню Всероссийского центра медицины катастроф на 1000 пораженных на 2 месяца лечения, в том числе укладки для бригад специализированной медицинской помощи, а также комплекты медикаментов и медицинского имущества для оказания врачебной помощи 40 пораженным хирургического и терапевтического профиля, и резерва на лечение в течение 2-х месяцев 50 пораженных в каждой центральной районной больнице согласно перечню.
Подготовка медицинских кадров
1. Для оказания первой медицинской помощи:
- на объектах народного хозяйства, независимо от форм собственности, ведется подготовка санитарных дружин и санитарных постов по программам Министерства по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
- управлением здравоохранения по заявкам штабов по ГС и ЧС выделяются преподаватели (врачи, фельдшера).
2. Для оказания первой врачебной помощи:
- во всех лечебно-профилактических учреждениях области ведется подготовка медицинского персонала по 35-часовой программе "Медицина катастроф".
3. Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи:
- в Российской медицинской академии постдипломного образования, в институте повышения квалификации Федерального управления Медбиоэкстрем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, в Пензенском государственном институте усовершенствования врачей - специализация и повышение квалификации врачей.
4. Проведение аттестации врачей по вопросам "Медицины катастроф".
5. Проведение аттестации медицинских формирований и специалистов Службы медицины катастроф, имеющей цель повышения квалификации и отбора кадров для Службы медицины катастроф.
Подготовка населения по вопросам оказания первой медицинской помощи:
- издание памяток и инструкций по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях;
- участие медицинской службы в подготовке и проведении занятий с неработающим населением по оказанию само- и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях;
- выступление специалистов здравоохранения в печати, на радио и телевидении по вопросам оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется:
- на областном уровне за счет областного бюджета;
- на местном уровне за счет средств местного бюджета;
- на объектовом уровне за счет собственных средств организации.
Дополнительными источниками финансирования могут быть: безвозмездные добровольные взносы и пожертвования от организаций, учреждений и отдельных граждан, иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем финансирования мероприятий, направленных на усовершенствование, реорганизацию и создание Службы медицины катастроф, второго отдела управления здравоохранения, территориального центра медицины катастроф, приписанных к нему медицинских формирований и коечного фонда, лечебно-профилактических учреждений, создания информационной базы Службы медицины катастроф, организация обучения населения, медицинского персонала, аттестация врачей и среднего медицинского персонала, аттестация медицинских формирований и специалистов службы медицины катастроф, создание резерва медикаментов, медицинских приборов и санхозимущества за счет средств областного бюджета в ценах 1996 года составит 2258,5 млн. рублей, в том числе: на 1 этапе 778,5 млн. рублей, на II этапе 1480 млн. рублей.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
Предложения по финансированию создания территориального центра медицины катастроф
Наиболее экономически выгодным будет создание территориального центра медицины катастроф на базе городской больницы скорой помощи с приданием ей статуса областного учреждения и двойным финансированием:
- из областного бюджета:
финансирование по вопросам медицины катастроф в области (работа бригад постоянной готовности, оперативных коек приписанных лечебно-профилактических учреждений, планово-консультативной помощи, курирование скорой помощи, врачебно-сестринских бригад в центральных районных больницах, создание и освежение резерва медикаментов и медицинского имущества для области);
- из бюджета г. Пензы:
при финансировании повседневной деятельности больницы скорой помощи, бригад постоянной готовности, создание и освежение резерва медикаментов и медицинского имущества в интересах г. Пензы.
При такой организации финансирования повысится эффективность службы скорой медицинской помощи области повседневной деятельности, максимально снизятся расходы на создание структурных подразделений и штатных должностей территориального центра.
Служба медицины катастроф будет иметь стройную целостную структуру сверху донизу как по вопросам функционирования скорой медицинской помощи в повседневной деятельности, так и в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
Организация управления и контроль за ходом реализации программы
Управление реализацией Программы осуществляется Управлением здравоохранения Администрации Пензенской области.
Управление здравоохранения осуществляет контроль за работой и расходованием финансовых средств:
- штабов службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны области;
- территориального центра медицины катастроф.
Управление здравоохранения ежегодно в установленном порядке направляет информацию о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Администрацию Пензенской области и Минздрав России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.