Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 54. Порядок подсчета голосов участников голосования и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями
1. Подсчет голосов участников голосования об отзыве депутата, выборного должностного лица осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
2. Подсчет голосов участников голосования начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
3. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, лиц, указанных в части 1 статьи 30 настоящего Закона, подсчитывают, погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования (при этом не допускается повреждение подписей членов участковой комиссии и печати участковой комиссии, проставленных на бюллетене для голосования), затем оглашают и заносят в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования, число неиспользованных бюллетеней для голосования, а также бюллетеней для голосования, испорченных участниками голосования при проведении голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов участников голосования по бюллетеням для голосования председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
1) число участников голосования, внесенных в список участников голосования;
2) число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях для голосования, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших участников голосования в помещении территориальной комиссии, в указанное число не входят).
5. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
1) число бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования на участке для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников голосования в списке участников голосования);
2) число бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников голосования).
6. После этого председателем или секретарем участковой комиссии обеспечивается хранение списка участников голосования, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком участников голосования не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с частью 19 настоящей статьи.
7. Непосредственный подсчет голосов участников голосования осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням для голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
8. При непосредственном подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, перечисленные в части 1 статьи 30 настоящего Закона.
9. Непосредственный подсчет голосов участников голосования производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии для всех присутствующих при подсчете.
10. При непосредственном подсчете голосов участковая комиссия отделяет бюллетени для голосования неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
11. В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней для голосования установленной формы оглашается и заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования установленной формы, чем число заявлений участников голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней для голосования, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
12. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
13. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени для голосования, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за отзыв депутата, выборного должностного лица, а также по голосам, поданным против отзыва депутата, выборного должностного лица, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки участника голосования и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней для голосования не допускается.
14. Затем производится подсчет голосов участников голосования по бюллетеням для голосования установленной формы. Не менее чем два члена участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают бюллетени с отметками участников голосования, проголосовавших за отзыв депутата, выборного должностного лица, а также бюллетени с отметками участников голосования, проголосовавших против отзыва депутата, выборного должностного лица. Полученные данные заносятся в строки 14 и 15 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
15. Недействительные бюллетени для голосования подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление участника голосования. В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия решает вопрос голосованием, при этом на оборотной стороне бюллетеня для голосования указываются причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. Количество недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
16. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных бюллетеней для голосования.
17. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму количество бюллетеней для голосования, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
18. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов комиссии с правом решающего голоса.
19. После этого производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае если контрольные соотношения не совпали, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования.
20. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением даты и времени (часа, минуты) его подписания.
21. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса.
22. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
23. По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 1 статьи 30 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или представить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
24. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в территориальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, поступившие в участковую комиссию жалобы (заявления) на нарушения соответствующих федеральных законов и настоящего Закона, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные участковой комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.
25. Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования с приложенными к нему заверенными копиями документов, указанных в части 24 настоящей статьи, а также бюллетени для голосования и печать участковой комиссии хранятся секретарем участковой комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы участковой комиссии, а затем передаются в соответствующую территориальную комиссию.
26. Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.