Постановление Губернатора-Председателя Правительства Пензенской области
от 22 декабря 1998 г. N 971
"О концепции региональной промышленной политики
в Пензенской области на 1999-2000 гг."
Постановлением Губернатора Пензенской области от 17 февраля 2003 г. N 67 настоящее Постановление признано утратившим силу
Внесено: Паниным Ю.В. - начальником отдела промышленности.
Учитывая значимость промышленности для экономики Пензенской области, ее определяющую роль в формировании областного бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также в обеспечении занятости населения и выполнении региональных программ, - постановляю:
1. Утвердить концепцию региональной промышленной политики в Пензенской области на 1999-2000 гг.
2. Поручить территориальным органам государственного управления Правительства области, органам местного самоуправления муниципальных образований, руководителям управлений, комитетов, отделов в срок до 30 декабря 1998 года представить в отдел промышленности Правительства области предложения о реализации концепции.
3. Комитету по экономике (Шеменев С.А.), отделу промышленности Правительства области (Панин Ю.В.), Ассоциации пензенских промышленников и товаропроизводителей (Есин А.А.) изучить предложения и в 2-месячный срок разработать мероприятия по реализации концепции.
5. Контроль за выполнением Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства - Министра государственного имущества области - А.В. Ноздрачева.
Губернатор - Председатель Правительства |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
Губернатора-Председателя
Правительства
от 22 декабря 1998 г. N 971
Концепция региональной промышленной политики
Пензенской области на 1999-2000 гг.
Основные термины и понятия
Промышленная политика Пензенской области - система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, осуществляемых органами государственной власти и должностными лицами Пензенской области, исходя из социально-экономических интересов Пензенской области.
Промышленное предприятие, субъект промышленной деятельности - юридическое лицо, осуществляющее промышленную деятельность на основе имущественного комплекса производственного назначения.
Промышленная деятельность - деятельность по производству средств производства и предметов потребления в машиностроительной, приборостроительной, легкой, пищевой, топливной, деревообрабатывающей и иных отраслях народного хозяйства, являющихся по законодательству Российской Федерации отраслями промышленности.
Стратегический партнер для области - это отрасль, представленная головной или ведущей организацией, или регион, который поставляет в Пензенскую область недостающие ресурсы или дает заказы (работу), а также потребляет из области ресурсы или результаты труда в объемах не менее 1,5% от объемов промышленного производства (100 млн. рублей).
Реформирование предприятий - осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающего успешную работу предприятий в условиях рыночной экономики.
Принципы промышленной политики Пензенской области
1. Промышленная политика Пензенской области основывается на признании целесообразности сохранения Пензенской области как одного из научно-промышленных центров Российской Федерации, значимости промышленности для экономики Пензенской области, ее определяющей роли в формировании государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов Пензенской области, в обеспечении занятости населения, в выполнении региональных программ.
2. Цели региональной промышленной политики могут быть успешно реализованы только в рамках достижения общих целей социально-экономических преобразований в России и пензенском регионе, при условии стабилизации экономики, обеспечения национальной безопасности, политической стабильности.
3. Промышленная политика Пензенской области основывается на принципах:
- активного воздействия на экономические механизмы в направлении повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности;
- программно-целевого способа реализации политики;
- оптимального использования природных, трудовых и финансовых ресурсов области;
- рационального размещения производительных сил на территории Пензенской области;
- дифференцированного подхода к стимулированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив;
- гласности и обоснованности в определении критериев финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности;
- сочетания общенациональных и региональных интересов с интересами субъектов промышленной деятельности; - обеспечения наполнения бюджетов всех уровней.
4. Основой промышленной политики Пензенской области является Концепция промышленной политики Пензенской области.
5. Концепция промышленной политики Пензенской области разрабатывается Правительством области с привлечением депутатов Законодательного Собрания области, органов местного самоуправления муниципальных образований, субъектов промышленной деятельности, их объединений, профсоюзов, научных учреждений и иных заинтересованных лиц на основе программ и планов социально-экономического развития Пензенской области.
6. Концепция промышленной политики разрабатывается на срок не более четырех лет и принимается в форме постановления губернатора.
7. Концепция промышленной политики Пензенской области содержит:
- основные задачи и принципы формирования промышленной политики Пензенской области;
- критерии выбора приоритетов для государственной поддержки субъектов промышленной деятельности и их социально-экономической значимости;
- критерии эффективности конкретных мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности и их социально-экономической значимости;
- создание условий максимальной занятости населения;
- обеспечение наполнения федерального, регионального и муниципальных бюджетов;
- рациональное использование природных ресурсов области.
Цели и задачи региональной промышленной политики
Пензенской области:
Основная цель промышленной политики - выход промышленных предприятий Пензенской области из кризиса и переход к устойчивому социально-экономическому развитию, предусматривающему:
1. Создание благоприятных условий для увеличения объемов промышленного производства и реализации продукции, обеспечив уровень валового объема производства в 1999 году на уровне 1997 года. Это позволит сформировать доходную часть бюджета области за счет промышленных предприятий на уровне 49%.
2. Обеспечение занятости населения на промышленных предприятиях области. Не допускать уровня безработицы более 5% в год.
3. Ориентация работы промышленных предприятий на выполнение региональных программ. Выполнение регионального заказа области на 1999 год в объеме не менее 25% от общего объема промышленного производства.
На ближайшую перспективу ставятся следующие задачи:
- выравнивание структурных деформаций в промышленности;
- адаптация промышленности к рыночным условиям хозяйствования, переход к денежной реализации продукции, рыночному ценообразованию;
- сохранение производственного и научно-технического ядра в промышленности как базы расширенного воспроизводства в послекризисный период (преодоление спада производства, стабилизация производственного и научно-технического потенциала, преодоление инвестиционного кризиса, создание ФПГ, формирование импортозамещения и т. д.);
- создание условий для развития инновационно-инвестиционного процесса в промышленности;
- формирование основ нового технологического уклада в промышленности (создание научного задела по приоритетным направлениям ТНП, освоение ресурсосберегающих экологически чистых технологий, освоение производства техники новых поколений, использование достижений ВПК);
- совершенствование структуры производства региона, ее модернизация, максимальное использование материального и человеческого потенциала региона, а также существующих и потенциальных рынков сбыта, первоочередное развитие отраслей, способных стать движущей силой общего подъема экономики Пензенской области;
- построение и использование механизмов регионального регулирования экономики, особенно в сферах стратегического планирования, отраслевого и межотраслевого управления и управления собственностью;
- освоение внутреннего и внешнего рынков промышленной продукции, подъем качества выпускаемой продукции.
Объект промышленной политики
В качестве объекта промышленной политики на территории Пензенской области может выступать как промышленное предприятие, так и программа (бизнес-проект).
Программы могут быть направлены на решение задач федерального, включая программы в интересах стратегических партнеров, или регионального уровней.
Для промышленности области стратегическими партнерами являются Министерство обороны, Министерство Экономики, нефтегазовая отрасль, металлургия, энергетика, регионы: г. Москва, Ханты-Мансийск и другие, как потребитель и поставщики продукции.
Приоритетные программы
1. Промышленный и научный потенциал предприятий области позволяет считать приоритетным на федеральном уровне разработку и изготовление элементов и систем управления сложными технологическими процессами в интересах:
оборонных отраслей;
нефтегазовой отрасли;
черной и цветной металлургии;
химической отрасли;
а также работы в интересах:
медицинского приборостроения и производства медикаментов;
легкой и текстильной промышленности.
2.Другим приоритетом для промышленности является реализация Региональных программ, направленных на жизнеобеспечение Пензенской области и рациональное использование ресурсов.
2.1 Приоритетные региональные программы по рациональному использованию ресурсов:
- производство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (программы: "Мясо", "Сахар", "Молоко", "Рыба", "Яйцо", "Лен", "Лекарственные препараты", "Зерно", "Ликеро-водочная продукция"...);
- производство машин, механизмов для проведения строительства и производства строительных материалов, в том числе на новых технологиях;
- воспроизводство и переработка древесины;
- добыча и переработка группы полезных ископаемых и прежде всего нефти.
2.2. Направления жизнеобеспечения области вытекают из потребностей муниципальных и бюджетных предприятий в средствах производства, расходных материалах и иных материальных ресурсах.
Приоритетные региональные программы по жизнеобеспечению:
- энергоснабжение и энергосбережение;
- обеспечение рациональной работы жилищно-коммунального хозяйства;
- строительство жилья;
- строительство дорог и автотранспорт;
- медицина и образование;
- услуги населению;
- правопорядок;
- экология.
Объем и номенклатура товаров и услуг для данной категории предприятий может быть установлена на основании существовавшей практики взаимозачетов областного и местного бюджетов с промышленными предприятиями.
Механизмы промышленной политики Пензенской области
Промышленная политика Пензенской области реализуется с использованием следующих механизмов:
- налогового регулирования;
- участия в управлении субъектами промышленной деятельности;
- регулирования цен и тарифов;
- государственно-правовых гарантий;
- государственного заказа;
- регулирования социальной сферы;
- рекламно-информационной поддержки;
- управления долгами;
- протекционизма;
- государственной поддержки реформирования предприятий промышленности;
- регулирования размещения предприятий и производств на территории Пензенской области;
- составления балансов трудовых, материальных и финансовых ресурсов; - реприватизации;
- иных регулирующих механизмов.
Поддержка на уровне программ (бизнес-проектов) осуществляется посредством включения проекта в инвестиционную программу области и предоставления льгот в соответствии с Законом "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Пензенской области".
Поддержка на уровне предприятий осуществляется через принятие законов Пензенской области, постановлений губернатора, решений энергетической комиссии, федеральных органов власти на территории Пензенской области, а также лицензирование некоторых видов промышленной деятельности.
Необходимым условием для принятия решения о поддержке предприятия или программы на уровне губернатора является положительное заключение экономического совета Пензенской области.
Общие принципы поддержки промышленных предприятий
1. Стимулирование промышленных предприятий, обеспечивающих прирост объемов производства и денежной реализации продукции, импортозамещение, экспортные поставки, а также выполнение региональных программ.
2. Поддержка проектов на предприятиях, внедрение результатов которых востребовано другими предприятиями и усиливает позиции региона.
3. Дифференцированный подход к промышленным предприятиям с учетом следующих факторов:
- реального финансового состояния предприятия;
- места, которое занимает предприятие в формировании бюджета области;
- социальной значимости предприятия.
Оценка финансового состояния предприятия определяется ежеквартально с помощью постоянного мониторинга силами аккредитованных при Правительстве консалтинговых фирм.
Результаты мониторинга отражаются в реестре промышленных предприятий.
Очевидно, что все предприятия распределятся на три группы:
- рентабельные;
- работающие на грани безубыточности;
- убыточные предприятия.
При этом по каждому предприятию важно учитывать возможные тенденции экономических показателей и социальную значимость предприятия.
Социальную значимость предприятий предлагается оценивать следующим образом:
Ксоц = Ч х Пбр + Нбюдж. + Пфонды
где Ксоц - значение социальной значимости предприятия;
Ч - численность работников предприятия;
Пбр - пособие по безработице;
Нбюдж - налоги в бюджет;
Пфонды - платежи во внебюджетные фонды.
Реальный вклад в бюджет области определяется на основании фактических платежей.
Принципы поддержки социально значимых предприятий
1. Все налоговые, организационные и иные нововведения на территории не должны снижать уровень платежей в бюджет от данных предприятий.
2. Мотивация работы собственника имущества. Разграничение собственника и управляющего и различный подход по отношению к ним. Политика должна строиться таким образом, чтобы собственнику было выгодно развивать производство именно в нашем регионе, а не владеть собственностью с целью контроля деятельности возможного конкурента или продажи.
3. Эффективная работа с собственностью области.
- акционирование предприятий как эффективная процедура формирования его инвестиционной привлекательности;
- передача пакетов акций в траст, возможно поощрение руководителей предприятий акциями, находящимися в областной собственности, при условии эффективной работы предприятия;
- сдача в аренду неиспользуемой в производстве собственности,
- реализация пакетов акций и имущества.
4. Внедрение международных стандартов в управление предприятиями, внедрение систем качества, построение единого информационного пространства.
5. Реформирование предприятий:
- построение участков коллективного пользования;
- разукрупнение или слияние предприятий.
Направления поддержки социально значимых предприятий
Правительством области
1. Обоснование вхождения в Федеральные программы при ведении переговоров с руководством Федеральных органов государственной власти.
2. Содействие в заключении договоров предприятий со стратегическими партнерами, предварительное заключение рамочных договоров между стратегическими партнерами и областью.
3. Создание надежного имиджа области, привлечение инвесторов в регион, а также помощь предприятиям в продвижении товаров через открытие торговых представительств в других регионах России и за рубежом.
4. Правительство будет рассматривать в приоритетном порядке размещение региональных заказов на предприятиях данной группы.
5. Развитие инфраструктуры для эффективного реформирования предприятий:
- для обучения кадров, разработки стратегий развития и прогнозов деятельности - институт региональной экономики и антикризисного менеджмента;
- для проведения мониторинга, ведения реестра промышленных предприятий - информационно-аналитический центр;
- для осуществления финансирования региональных программ - губернский банк;
- для продвижения товаров пензенских производителей в г. Москву - губернский деловой центр;
- для работы с акционерным капиталом предприятий и привлечения инвесторов - регистратор акционеров, фирма по проведению эмиссии ценных бумаг, депозитарий РАО "Газпром"...;
- для межрегионального сотрудничества и кооперации - представительства Пензенской области в других регионах (Гамбург, Германия - торгпредство Пензенской области, в Ханты-Мансийске - торговый дом), организация ярмарок-выставок;
- для работы с инвесторами - страхование сделок и формирование залогового фонда.
Стратегия работы социально значимых предприятий
1. Эффективное взаимодействие с бывшими головными предприятиями в других регионах, нашедшими свой рынок.
2. Эффективное взаимодействие с предприятиями - лидерами внутри региона.
3. Выделение простаивающих мощностей для построения участков коллективного пользования или выведения из производства.
4. Выполнение региональных программ.
5. Выполнение договорных работ по кооперации с другими предприятиями области.
Принципы работы с малыми, средними и
неработающими крупными предприятиями
1. Активные преобразования мелких и средних предприятий, способных дать значительный прирост налогов в бюджет области. Как правило, это перерабатывающие и иные предприятия местной промышленности, потребителями продукции которых является население и муниципальные или иные бюджетные предприятия.
2. Активное привлечение инвестиций силами Правительства именно в этот сектор экономики. Залоги, региональные программы должны быть направлены на этот сектор, так как он позволяет решить сразу ряд важнейших для области задач:
- сокращение издержек при выполнении муниципальных заказов;
- развитие эффективного производства, построение новых рабочих мест и формирование дополнительной базы налогообложения;
- наработка положительного опыта в условиях рынка.
3. Банкротство предприятий как элемент оздоровления предприятий, а не их сворачивания. Процесс должен начинаться вовремя и быть подготовленным.
4. Поддержка на вновь образованных промышленных предприятиях стратегии "преследования", когда выпускаются товары по зарубежным лицензиям или с использованием нового технологического оборудования. Продукция предполагается к продвижению на внутренний рынок. Основная задача занять свой рынок, вытеснить иностранных товаропроизводителей. Возможно создание совместных предприятий как с иностранным, так и с отечественным капиталом из других регионов.
Механизм преобразования малых, средних и
неработающих крупных предприятий
1 этап: переход предприятия в муниципальную собственность;
2 этап: назначение внешней компании (команды) по разработке бизнес-плана оздоровления и развития;
3 этап: привлечение инвестиций, заключение лизинговых договоров под залог Правительства и его гарантии;
4 этап: акционирование предприятия со 100 % пакетом акций в фонде имущества:
5 этап: создание стоимости компании;
6 этап: оценка бизнеса и частичная или полная продажа.
В Пензенской области сосредоточены значительные мощности отраслевых НИИ.
Принципы взаимодействия с отраслевыми НИИ:
1. Активизация интеллектуального потенциала области. Без наличия больших природных ресурсов обратить особое внимание на интеллектуальный потенциал и интеллектуальную собственность области, ее концентрация, оценка и продвижение.
2. Поддержка НИИ при передаче технической документации на освоение конкурентоспособной продукции на заводы области.
3. Формирование регионального заказа отраслевой науке исходя из стратегической программы развития области.
4. Содействие НИИ в освоении зарубежной продукции и открытии совместных предприятий с иностранным капиталом, продвижении продукции и технологий на зарубежные рынки.
5. Поддержка НИИ при объединении их интеллектуальной собственности и технологических мощностей промышленных предприятий на любой экономической или юридической основе, если это будет приводить к производству конкурентоспособной продукции.
Концепция промышленной политики должна быть положена в основу:
1. при разработке законов на региональном уровне:
- Закон об основах промышленной политики;
- Закон о предоставлении налоговых льгот предприятиям, обеспечивающим прирост реализованной продукции;
- Закон стимулирования экспорта продукции предприятий области;
- Закон, стимулирующий конверсию и реформирование предприятий;
- Закон о поддержке предприятий, на которых осуществляются процедуры банкротства;
- Закон о муниципальном (региональном) заказе;
- Закон о ставке налога на имущество;
- Закон о размерах платежей в территориальный дорожный фонд;
2. при определении необходимых направлений и координации работы структурных подразделений Правительства Пензенской области по вопросам промышленности;
3. при разработке региональных программ в соответствии со стратегией развития Пензенской области.
Этапы выполнения Концепции
Этап 1: Разработка, принятие региональных законов и построение инфраструктуры по обеспечению промышленной политики.
Срок окончания: июнь 1999 года.
Этап 2: Разработка и утверждение региональных программ исходя из Концепции промышленной политики.
Срок окончания: декабрь 1999 года.
Этап З: Выполнение программ, корректировка Концепции на следующий период.
Срок окончания: декабрь 2000 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора-Председателя Правительства Пензенской области от 22 декабря 1998 г. N 971 "О концепции региональной промышленной политики в Пензенской области на 1999-2000 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Пензенской области от 17 февраля 2003 г. N 67 настоящее Постановление признано утратившим силу