Главе города Пензы
Калашникову А.С.
В прокуратуру области стали поступать обращения граждан (коллективное обращение инвалидов войны - всего 36 подписей, обращение председателей Пензенского областного совета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, письмо начальника Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ и др.) по поводу неправомерности действий горадминистрации и руководства муниципальных пассажирских предприятий, выражающихся в не предоставлении соответствующим категориям граждан льготного, а также бесплатного проезда в городском общественном транспорте, в частности, на коммерческих маршрутах.
Распоряжением и.о. Главы города Пензы Зобнина Ю.В. от 18.11.98 N 526/1-р "Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах" с 1 декабря 1998 г. муниципальным пассажирским предприятиям (МП "Горэлектротранс", МП ПАТП NN 1, 3, 4) было разрешено использовать подвижной состав сверх утвержденной настоящим распоряжением маршрутной расстановки на коммерческой основе, с обязательным соблюдением коммерческими автобусами и троллейбусами утвержденных графиков движения, без предоставления определенным категориям граждан льгот по проезду в городском общественном транспорте на коммерческих маршрутах.
Указанное Распоряжение и.о. Главы города Пензы, в части непредоставления определенным категориям граждан льгот по проезду в городском общественном транспорте на коммерческих маршрутах, является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям:
Законодательством Российской Федерации (Федеральный закон "О ветеранах", Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и др.) определен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный или льготный проезд.
Согласно этому законодательству определенным категориям граждан гарантирован на всей территории Российской Федерации бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), в автобусах пригородного и местного сообщения, а также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного собщения.
В соответствии с п. 1.2.3.3. Положения "Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, автобусные перевозки подразделяются на: общего пользования; туристско-экскурсионные; специальные (школьные, вахтовые, доставка работников на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, в отдаленных районах сельской местности и т.п.).
29 сентября 1997 года Министерством транспорта Российской Федерации были утверждены Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.
На основании п. 4 "Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации", утвержденных первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П. Насоновым 29 сентября 1997 г., пассажирские перевозки на городских, пригородных, международных маршрутах осуществляются перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по единым Правилам перевозок пассажиров и багажа в Российской Федерации при наличии действующей лицензии, договора обязательного страхования пассажиров на междугородных маршрутах, по расписаниям, согласованным с соответствующими органами исполнительной власти.
Правила действуют на всей территории России и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации (п. 1 Временных правил).
Статьей 159 указанных правил предусмотрено, что коммерческие перевозки пассажиров организуются по специальным маршрутам или специальными рейсами на маршрутах общего пользования с оплатой проезда по повышенным тарифам или по договорам с организациями. Коммерческие перевозки выполняются автобусами с мягкими откидными сиденьями параллельно регулярным автобусным маршрутам с остановками по требованию пассажиров.
В соответствии с п. 189 "Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации", утвержденных первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации А.П. Насоновым 29 сентября 1997 г., проезд лиц, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, осуществляется на общих основаниях лишь в туристических автобусах, а также в автобусах, выделяемых по специальным заказам.
Следовательно, каких-либо ограничений для пассажиров, пользующихся бесплатным или льготным проездом, при коммерческих перевозках законодательством и временными правилами не предусмотрено.
Кроме того, коммерческие перевозки в настоящее время осуществляются муниципальным городским общественным транспортом, на котором соответственно должен предоставляться льготный или бесплатный проезд для конкретных категорий граждан на основании федерального законодательства.
Осуществление коммерческих перевозок городским электротранспортом вообще не предусмотрено (ст. 159 Временных правил).
Таким образом, распоряжение Главы города Пензы от 18.11.98 N 526/1-р "Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах" в части непредоставления определенным категориям граждан льгот по проезду в общественном транспорте на коммерческих маршрутах ограничивает права определенных категорий граждан, для которых законами и другими нормативно-правовыми актами установлены льготы при проезде в пассажирском транспорте, что является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Распоряжение Главы города Пензы от 18.11.98 N 526/1-р "Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах" в части не предоставления определенным категориям граждан льгот по проезду в общественном транспорте на коммерческих маршрутах изменить и привести в соответствие с федеральным законодательством.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Первый заместитель прокурора
Пензенской области - государственный
советник юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 4 декабря 1998 г. N 7-5-94-98 на Распоряжение и.о. Главы города Пензы от 18.11.98 N 526/1-р "Об утверждении плана зимней расстановки подвижного состава общественного транспорта на городских маршрутах" в части не предоставления определенным категориям граждан льгот по проезду в общественном транспорте на коммерческих маршрутах
Текст Протеста опубликован не был