Постановление Правительства Пензенской области
от 16 сентября 1999 г. N 444-пП
"О программе развития и поддержки страхования в Пензенской области"
Постановлением Губернатора Пензенской области от 29 ноября 2002 г. N 573 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях формирования государственных приоритетов в развитии страхового рынка области, обеспечения страховой защитой от различного ущерба имущества частных форм собственности, областного и федерального имущества, обеспечения инвестиционного процесса Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить "Программу развития и поддержки страхования в Пензенской области" (приложение 1).
2. Утвердить "План организационных мероприятий по реализации Программы развития и поддержки страхования в Пензенской области на 1999-2001 гг." (приложение 2).
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Пензенской области Мельникова Л.В.
Вице-губернатор - Председатель Правительства |
А.В. Долганов |
Приложение 1
Утверждена
ПостановлениемПравительства Пензенской области
от 16 сентября 1999 г. N 444-пП
Программа развития и поддержки страхования в Пензенской области
Программа развития и поддержки страхования в Пензенской области разработана на основе Государственной Программы поддержки страхового рынка России с адаптацией для местных условий.
Принцип ее реализации - использование механизма страхования как нового эффективного средства управления экономикой в целевых программах комплексного социально-экономического развития регионов.
Паспорт
Наименование:
Программа развития и поддержки страхования в Пензенской области.
Основные разработчики:
Правительство Пензенской области, координационный Совет по страхованию при Правительстве Пензенской области.
Исполнители:
Правительство Пензенской области, координационный Совет по страхованию при Правительстве Пензенской области, страховые организации, банки.
Цель программы:
Формирование государственных приоритетов в развитии страхового рынка области как одного из ведущих финансовых секторов формирующейся рыночной экономики, включая инвестиционные проекты.
Задачи программы:
- создание финансово-кредитных и инвестиционных механизмов в экономике области посредством формирования новых источников финансирования государственных социальных программ и затрат по ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров, техногенных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;
- создание системы дополнительного частного страхового обеспечения населения через проведение социально значимых видов страхования;
- обеспечение внебюджетного финансирования затрат на восстановление уничтоженного (поврежденного) государственного имущества;
- поддержание деловой и инвестиционной активности страховых организаций, развитие конкуренции на страховом рынке;
- целенаправленное формирование системы административной и общественной поддержки страхования;
- формирование новых методов стимулирования страховой деятельности;
- повышение эффективности и доступности страховой защиты для населения;
- создание правовых, экономических и организационных условий, необходимых для решения областных задач в обеспечении страховой защиты населения и субъектов предпринимательской деятельности;
- привлечение через систему страхования дополнительных финансовых ресурсов для решения экономических и финансовых проблем области;
- получение значительных дополнительных поступлений в виде налогов от деятельности страховых компаний;
- привлечение средств страховых компаний в инвестиционные проекты;
- использование системы страхования для укрепления доверия иностранных инвесторов и привлечения иностранных капиталовложений;
- аккумулирование страховых взносов граждан на долгосрочной основе в специальных резервах страховых компаний с последующим размещением этих средств в государственные и муниципальные ценные бумаги;
- проведение долгосрочного страхования жизни граждан для решения социальных и демографических процессов;
- использование системы страхования для обеспечения функционирования предприятий сельского хозяйства при неурожае, падеже скота или эпидемии;
- использование каналов и информации страховщиков для расширения торговых и производственных связей предприятий региона;
- обеспечение страховой защиты уникальных и дорогостоящих объектов или сложных инвестиционных проектов, когда бюджетные расходы на страхование при страховом случае окажутся несоизмеримо ниже страховых выплат, полученных от страховщиков;
- создание дополнительных рабочих мест.
Сроки реализации:
1999-2001 гг.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Накопление долгосрочных финансовых ресурсов, пополнение бюджета области нетрадиционными, не инфляционными методами. Обеспечение потребности экономики и населения области в социально-значимых видах страхования услуг, соответствующих современному этапу социально-экономического развития России, обеспечение страховой защитой от различного рода ущерба имущества частных форм собственности и федерального имущества. Обеспечение инвестиционного процесса в области.
Состояние рынка страховых услуг
Страховой рынок Пензенской области находится в состоянии сложного противоречивого развития, отражающего и реагирующего на все процессы, происходящие в политике и экономике как области, так и всей России.
Начиная с 1991 года в результате демонополизации страхового дела отмечается быстрый рост числа страховых компаний, созданных в различной организационно-правовой форме, формирование рынка различных страховых услуг, развитие перестраховочной и инвестиционной деятельности страховых организаций. В то же время демонополизация осуществлялась без четкой программы развития этого рынка, без достаточно проработанного страхового законодательства и государственного (административного) регулирования, соответствующей нормативной и организационной базы, без структуры, которая разрабатывала бы стратегию и тактику областного страхового рынка. По-прежнему все расходы на восстановление уничтожаемых (повреждаемых) стихийными бедствиями, пожарами или техногенными авариями покрываются в основном из областного или федерального бюджетов.
Актуальной, но труднодоступной для страховщиков остается сфера страхования объектов, представляющих особую опасность (ядерную, атомную, химическую, газовую нефтяную и др.).
Не используется реальная защита населения. Практически в стороне от страхования находится сельское хозяйство области, которое пока еще не защищено от последствий неурожая, падежа, эпидемий и т.п.
Не обеспечиваются потенциальные возможности страховых организаций в инвестиционном процессе. Если в целом по России в 1995 году в экономику страны страховыми компаниями инвестировано порядка 2 трлн. руб. и их отчисления государству составили порядка 3 трлн. руб., то по Пензенской области эти цифры весьма незначительны.
Проблемы страхового рынка области
- Незначительная капиталовооруженность страховых компаний;
- низкая степень их самоорганизации,
- слабая страховая культура потенциальных потребителей страховых услуг;
- невысокая платежеспособность населения и хозяйственных субъектов;
- низкая инвестиционная привлекательность рубля, рассматриваемая в долгосрочном плане;
- недостаточное технологическое и методологическое обеспечение страховых организаций области, а также проблемы подготовки высококвалифицированного персонала.
Значение страхового рынка
Являясь важным финансовым сектором экономики, страховой рынок будет способствовать решению задач, определенных Федеральной Целевой Программой. В областном Сберегательном банке краткосрочные вклады населения и на счетах предприятий составляют порядка 3 млрд. руб., однако эти краткосрочные резервы не могут являться надежным инвестиционным инструментом, в то время как ресурсы страховых компаний могут использоваться как долгосрочный резерв для развития экономики области.
Необходимость развития страхования продиктована самой динамикой экономики области, поскольку она снимет основную нагрузку областного бюджета по возмещению убытков и наоборот - обеспечит дополнительные поступления в бюджет от деятельности страховых организаций, будет способствовать развитию инвестиционного процесса и обеспечивать социальную защиту населения.
Кроме этого, стабильная страховая защита населения и предприятий сможет повлиять на решение проблем и создание определенного мировоззрения у населения.
Главные мероприятия
- Совершенствование финансово-кредитного механизма развития и поддержки страхования, вопросов налогообложения страховой деятельности, инвестиций государственных и частных проектов;
- нормативно-правовое, научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение страхового дела в Пензенской области;
- формирование инфраструктуры страхового рынка;
- организационные мероприятия по созданию системы административной и общественной поддержки страховых организаций на федеральном и региональном уровнях.
Основные мероприятия Программы
1. Поручить аналитическим службам, Министерству экономики, отделу ценных бумаг и фондового рынка провести подробный анализ состояния областного страхового рынка и на его основе разработать конкретные предложения по участию страховщиков в развитии области.
2. Создать Объединение страховщиков из страховых компаний, оперирующих на страховом рынке области, которые будут уполномоченными Правительством области по реализация целевых программ в части страхования.
3. Принципы и правила деятельности Объединения страховщиков фиксируются в Генеральном соглашении (либо Договоре о сотрудничестве) с Правительством Пензенской области.
Критериями отбора страховщиков должны быть:
- наличие лицензии на основные виды страхования;
- уставный капитал не менее 5 млн. руб.,
- высокая рейтинговая оценка;
- строгое соблюдение страхового законодательства;
- соблюдение иных специальных экономических нормативов.
4. Сформировать региональный страховой пул, как крупную инвестиционную структуру, в функции которого войдет предоставление гарантий на получение кредитов или иных денежных средств по разрабатываемым программам различных уровней.
5. Обеспечить долгосрочное страхование жизни населения путем выпуска специальных муниципальных и государственных ценных бумаг с гарантированной доходностью сроком от 2-х до 10-ти лет. Максимально использовать средства от страхования для пополнения областного бюджета не инфляционными методами.
6. Предусматривать в договорах аренды муниципальной собственности обязательство арендаторов страховать арендованные недвижимость и имущество.
7. Разработка мероприятий по внедрению в практику страхования профессиональной ответственности лицензиатов по лицензируемым видам деятельности и направлению определенной доли страховых премий в специальные внебюджетные фонды Правительства области.
8. Рекомендовать судовладельцам области, владельцам воздушных судов страховать суда, экипажи и гражданскую ответственность в страховых компаниях, аккредитованных в области.
9. Определить списки ведомственных предприятий, находящихся на территории области, которые представляют особую техногенную или экологическую опасность при производстве, хранении и транспортировке продукции и разработать совместно с их руководителями специальные страховые программы.
10. Разработать мероприятия по предупреждению природных и техногенных катастроф и уменьшению ущерба от их последствий.
11. Разработать "Временное положение о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта" в соответствии с действующим законодательством и в установленном порядке ввести его в действие на всей территории области.
12. Пропагандировать через средства массовой информации страховую культуру среди населения, отражая социальную направленность и значимость страхования.
13. Обеспечить включение страхования в условия проводимых тендеров на участие производственных и коммерческих структур в Государственных программах, инвестиционных проектах. Разработать соответствующие документы, максимально обеспечивающие интересы региона в комплексной страховой защите, привлечение к страхованию ведущих российских компаний.
14. Разработать перечень программ и мероприятий Правительства Пензенской области, в финансировании которых должны принять участие страховые компании, работающие на территории области.
15. Внедрение страхования строительных объектов. При строительстве по региональным программам включение в условия договора страхования техники, ответственности строителей перед третьими лицами.
16. Развитие медицинского страхования по комплексным программам, предусматривающим полный спектр медицинских услуг.
17. Проведение мероприятий по организации страхования в гостиницах, санаториях, домах отдыха.
18. Создание системы взаимодействия с туристическими, консульскими и транспортными (пассажирскими) организациями по страхованию отъезжающих за рубеж.
19. Активизация сотрудничества с банками по Комплексной программе страхования собственности банков, залогов под выдаваемые кредиты, имущества клиентов, видов деятельности. Страхование залогов недвижимости частных лиц (ипотеки).
20. Организация страхования лизинговых операций: в т.ч. страхование залогов под банковские кредиты, грузоперевозок, страхование имущества, получаемого в лизинг (подлежащего страхованию согласно Постановлению Правительства РФ N 633 от 29.06.95).
21. Разработка предложений о порядке и условиях организации и проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур (Постановление Правительства РФ N 1399 от 27.11.98 "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства").
22. Разработка областной Программы обеспечения страховой защиты участников рынка недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 16 сентября 1999 г. N 444-пП "О программе развития и поддержки страхования в Пензенской области"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Пензенской области от 29 ноября 2002 г. N 573 настоящее Постановление признано утратившим силу