В Законодательное Собрание
Пензенской области
Законом Пензенской области "О мерах по обеспечению безопасности здоровья граждан от недоброкачественной продукции" (в редакции Закона от 08.09.98. N 100-ЗПО) на территории Пензенской области введена региональная система контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, которая включает в себя проведение лабораторного и других видов исследования по отобранным в установленном порядке образцам на отождествление качества алкогольной продукции сертификату соответствия, предъявленного производителем, собственником, поставщиком.
В соответствии со статьями 6, 7 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, является сертификат соответствия.
Обязательная сертификация осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. При обязательной сертификации действие сертификата распространяется на всей территории Российской Федерации.
Установленное Законом Пензенской области обязательное отождествление качества алкогольной продукции является по существу подтверждением сертификата соответствия, выданного за пределами субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Пензенской области определено, что вся алкогольная продукция с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов, реализуемая на территории области оптовыми продавцами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, проходит проверку легальности происхождения и качества и маркируется специальными марками безопасности на государственном унитарном предприятии Пензенской области.
Проверка легальности происхождения и качества алкогольной продукции производится на платной основе.
Порядок и условия проверки легальности происхождения и качества алкогольной продукции, стоимость специальной марки безопасности, расходование средств, полученных от продажи марок, определяются нормативными актами Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции ФЗ от 07.01.99. N 18-ФЗ) введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции относится к предмету ведения Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона установлено, что обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Марка акцизного сбора и специальная марка для маркировки алкогольной продукции являются документами государственной отчетности, удостоверяющими легальность производства и оборота на территории Российской Федерации подакцизной алкогольной продукции.
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 26 названного Федерального закона. В соответствии с данной нормой, в частности, запрещен оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, а также реализацию алкогольной продукции без сертификата соответствия, либо без маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, либо с маркировкой поддельными марками. Кроме этого определено, что иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
При таких обстоятельствах введение запрета на реализацию на территории Пензенской области алкогольной продукции с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов, не прошедшей проверку легальности происхождения и качества, т.е. без маркировки специальными марками безопасности, выходит за пределы ведения субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В связи с этим, введение обязательной маркировки алкогольной продукции специальными марками безопасности на платной основе является по своей форме взиманием сбора за право на осуществление деятельности по реализации алкогольной продукции. Средства от стоимости региональной идентификационной марки зачисляются в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.99 N 181-ЗПО в областной бюджетный фонд.
Статьей 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что впредь до введения в действие статей 13, 14, 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской федерации", не взимаются.
Поскольку же Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" такой вид сбора, как плата за региональную идентификационную марку не предусмотрен, субъект Российской Федерации не вправе вводить указанный сбор.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Закон Пензенской области "О мерах по обеспечению безопасности здоровья граждан от недоброкачественной продукции" привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста известить прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
старший советник юстиции |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 21 августа 2000 г. N 7-5-56-2000 на Закон Пензенской области "О мерах по обеспечению безопасности здоровья граждан от недоброкачественной продукции" (в редакции Закона Пензенской области от 08.09.98. N 100-ЗПО)
Текст Протеста официально опубликован не был