Председателю
Законодательного Собрания
Пензенской области
Вечкасову Ю.И.
Законодательным Собранием Пензенской области был принят Закон Пензенской области от 25.11.98 г. N 113-ЗПО "О заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов".
По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуратурой Пензенской области проведена проверка его законности.
Проверкой установлено, что ряд положений Закона противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит изменению и дополнению по следующим основаниям.
Так, ст.ст. 2, 3 Закона Пензенской области не соответствуют Федеральному Закону "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ и Указу Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики" от 31 марта 2000 года N 616.
Статьей 2 Закона Пензенской области установлено, что юридические лица имеют право на реализацию (сдачу) лома и отходов цветных и черных металлов, если в соответствии со своим Уставом они занимаются деятельностью по переработке цветных металлов, используют оборудование и изделия из цветных и черных металлов, осуществляют ремонт техники, содержащей детали цветных и черных металлов.
Физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, имеют право на реализацию (сдачу) лома и отходов цветных и черных металлов, если их деятельность связана с использованием материалов и техники, содержащих цветные и черные металлы.
Статьей 3 Закона Пензенской области запрещается сдача гражданам промышленного лома и отходов цветных и черных металлов.
В то же время п. 1 Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики" определено, что физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации, реализацию лома цветных и черных металлов, образующегося в быту и принадлежащего им на праве собственности.
Согласно п. 3 Указа юридические лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей граждане могут осуществлять обращение, использование и реализацию лома цветных и черных металлов в случае, если лом образовался у них в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" либо если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанный лом.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Пунктом 2 ст. 4 этого Закона предусмотрено, что право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Кроме того, пунктом 4 ст. 4 Закона закреплено, что в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Вводя дополнительные ограничения по сдаче промышленного лома и отходов черных и цветных металлов, Законодательное Собрание Пензенской области превысило свои полномочия, т.к. в соответствии со ст. 71 Конституции РФ вопросы регулирования прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.
Часть 2 ст. 6 Закона Пензенской области, устанавливающая основания приостановления либо аннулирования лицензий, не соответствует Положению "О лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов", утвержденному постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 822.
Так, согласно ст. 26 Положения, основанием для приостановления действия лицензии является; а) выявление лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах своей компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; б) невыполнение лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего лицензиата устранить выявленные нарушения. Пунктом 28 Положения предусмотрено, что лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления выдавшего ее лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является;
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 г. N 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий должен обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов.
Согласно ст. 4 Устава Пензенской области, законы Пензенской области, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Пензенской области, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным Законам.
При таких обстоятельствах Закон Пензенской области от 25.11.98 г. N 113-ЗПО "О заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов" необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю;
Статьи 2, 3, 6 Закона Пензенской области от 25.11.98 г. N 113-ЗПО "О заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов" привести в соответствие с федеральным законодательством.
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
старший советник юстиции |
Кошлевский В.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 17 августа 2000 г. N 7-5-55-2000 на статьи 2, 3, 6 Закона Пензенской области от 25.11.98 г. N 113-ЗПО "О заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов"
Текст Протеста официально опубликован не был