Постановление Правительства Пензенской области
от 22 августа 2000 г. N 456-пП
"О Концепции по предупреждению насилия в семье
и реабилитационной работе с жертвами
насилия в Пензенской области"
21 апреля 2004 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 апреля 2006 г. N 175-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
Программа социальных реформ в Российской Федерации как одну из стратегических целей выделяет переориентацию социальной политики на семью, защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям. В качестве приоритетной задачи определено формирование государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальная реабилитация пострадавших от насилия, определение основных направлений деятельности органов управления и социальных служб, неправительственных организаций по устранению опасности совершения насилия в семье.
В целях защиты от преступных посягательств на личность, здоровье, трудовые и другие права личности, предотвращения насилия в семье, создания в области института помощи и реабилитации зависимым членам семьи, пострадавшим от насилия, Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию по предупреждению насилия в семье и реабилитационной работе с жертвами насилия в Пензенской области (далее - Концепция) согласно приложению.
Постановлением Правительства Пензенской области от 21 апреля 2004 г. N 190-пП в пункт 2 внесены изменения
2. Министерству здравоохранения и социального развития области (Лазарев В.Ф.) обеспечить:
- координацию и контроль за выполнением Концепции;
- развитие сети учреждений социальной защиты (кризисных отделений, телефонов доверия) в целях профилактической и реабилитационной работы с жертвами насилия.
3. Управлению внутренних дел области (Гуляков А.Д.):
- обеспечить правовую защиту жертв насилия в семье;
- упорядочить регистрацию жалоб по данной проблеме;
- оказывать помощь соответствующим службам органов социальной защиты населения и образования в случаях, создающих опасность совершения насилия в семье.
4. Министерству образования области (Чернецова Т.А.):
- разработать до декабря 2000 года образовательную программу для социальных педагогов, психологов, работающих с семьей, по обучению действиям в случаях насилия в семье, особенно над детьми;
- обеспечить своевременное информирование органов внутренних дел и социальной защиты населения области о выявленных фактах насилия в семьях.
Постановлением Правительства Пензенской области от 21 апреля 2004 г. N 190-пП в пункт 5 внесены изменения
5. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований области:
- разработать соответствующие программы в целях реализации положений Концепции;
- определить финансирование программ в пределах выделенных бюджетных ассигнований;
- оказывать содействие общественным объединениям, принимающим участие в решении проблемы насилия в семье.
Постановлением Правительства Пензенской области от 21 апреля 2004 г. N 190-пП в пункт 6 внесены изменения
6. Рекомендовать областному комитету государственной статистики (Шеменев С.А.) внести в Государственный комитет Российской Федерации по статистике предложения о введении статистической отчетности по фактам насилия в семье.
Постановлением Правительства Пензенской области от 21 апреля 2004 г. N 190-пП в пункт 7 внесены изменения
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Столярову Е.А.
Вице-губернатор -
Председатель Правительства |
Н.С. Овчинников |
Утверждена
Правительства Пензенской области
от 22 августа 2000 г. N 456-пП
Концепция
по предупреждению насилия в семье и реабилитационной
работе с жертвами насилия в Пензенской области
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в рамках реализации Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конвенции от 18.12.79 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции Международной организации труда N 156 от 23 июня 1981 г. "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями" (ратифицированными Российской Федерацией). Развитие положений данных документов нашло отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральных Законах: от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Указах Президента Российской Федерации: от 4 марта 1993 года N 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин"; от 18 июня 1996 года N 932 "О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"; Постановлениях Правительства Российской Федерации: от 8 января 1996 года N 6 "О Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"; от 29 августа 1996 года N 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 1997 года N 1929-II ГД "О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин"; Постановления Главы администрации Пензенской области от 25 марта 1997 года N 262 "Об утверждении плана действий по улучшению положения женщин в области и повышению их роли в обществе до 2000 года", направленных на обеспечение прав и социальных гарантий каждому члену российского общества.
Однако, несмотря на принимаемые меры по предотвращению насилия, проблема насилия в Российской Федерации, особенно насилия в семьях, остается значимой проблемой. По данным статистики 30-40% процентов насилия совершается в семье. Женщины и дети составляют 70% всех тяжких насильственных посягательств, совершенных в семье. Дети, престарелые инвалиды, женщины, не способные защитить себя вследствие зависимого положения в семье, составляют ежегодно более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Официальная статистика свидетельствует, что в каждом пятом случае убийства в России убийцей оказывается супруг.
Статистический учет обращающихся по фактам насилия не ведется. Министерство внутренних дел не учитывает данные о случаях насилия в семье отдельно от обычного хулиганства и нападений с применением физической силы. Задача правоохранительных органов - привлечь виновного к ответственности, в результате практически не учитываются интересы других членов семьи.
Исходя из вышеизложенного, в целях предотвращения насилия в семье, создания в области института помощи и реабилитации зависимых членов семьи, пострадавших от насилия, разработана настоящая Концепция. Она содержит комплекс направлений и мер по расширению прав и обязанностей социальных служб, предотвращению различных форм насилия в семье, социальной защите семьи и безопасности ее членов.
II. Цели и задачи Концепции
Целями настоящей Концепции являются:
- разработка теоретических положений и определение основных направлений деятельности правовых, педагогических, социальных служб по устранению опасности совершения насилия в семье;
- привлечение внимания к проблеме насилия в семье со стороны государственных структур;
- принятие неотложных мер по обеспечению женщин, престарелых, детей, перенесших насилие, доступной правовой, психологической, педагогической, социальной помощью;
- формирование в обществе и семье эгалитарных (равных) отношений между мужчинами и женщинами;
- сотрудничество государственных структур и неправительственных организаций по предотвращению насилия в семье;
- привлечение инвестиций с целью финансирования государственных социальных учреждений и неправительственных организаций, занимающихся проблемами насилия.
Задачи Концепции:
- определение основных концептуальных положений, ведущих понятий и методологических принципов;
- определение основных направлений деятельности (компетенции) социальных служб области по разрешению трудных жизненных ситуаций в семьях, создающих опасность совершения в них насилия или вызвавших его совершение;
- определение полномочий деятельности органов управления и социальных служб для устранения социальными методами непосредственной угрозы социальному здоровью семьи (профилактическая работа с семьями);
- определение полномочий деятельности органов управления и социальных служб в случаях воспрепятствования этой работе со стороны членов семьи, создающих опасность совершения или совершивших насилие в семье;
- определение порядка взаимодействия органов управления и социальных служб с государственными, муниципальными, негосударственными учреждениями, предприятиями и объединениями по профилактической и реабилитационной работе, социальной защите от насилия в семье.
III. Основные положения Концепции
Насилие - явление недопустимое в цивилизованном обществе, особенно когда оно совершается в отношении наименее защищенных и зависимых членов семьи - женщин, детей, престарелых. Оно не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, но и разрушает фундамент безопасности общества. В связи с этим необходимо предусмотреть не только карательные меры, но и комплекс мер, включающий программы экстренной и долговременной помощи жертвам насилия и их семьям, специальные программы консультирования, реабилитации и психологической коррекции для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей.
Это требует объединения усилий правоохранительных органов, социальных правовых служб, образовательных учреждений, общественных организаций.
Реальное решение проблемы предотвращения насилия в семье возможно только на основе социального партнерства государственных органов и общественных объединений через организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категорическое осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие специализированных учреждений помощи жертвам насилия. Все эти меры крайне необходимы, поскольку рост преступлений против личности в России ежегодно растет, и связано это не только с физическими страданиями, но и тяжелейшими психологическими потрясениями жертв насилия.
IV. Основные понятия, используемые в настоящей Концепции
Насилие - любой акт насилия в общественной или личной жизни, причиняющий физический и психологический ущерб.
Насилие в семье - эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или неосознанно в отношении членов семьи или других домочадцев.
Жестокое обращение в семье - нарушение внутрисемейных отношений, выражающееся в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесении ущерба путем морального, психологического или физического и сексуального насилия.
Насилие над детьми - результат жестокого обращения, но чаще плохого, пренебрежительного с ними обращения. Плохое обращение - результат деструктивного взаимодействия между родителями и ребенком.
Насилие над пожилыми - систематическое и продолжительное по длительности преследование этих людей со стороны ухаживающего за ним человека. Такой вид насилия характеризуется как преднамеренное причинение пожилому лицу физической или психологической боли, страданий и травм, а также необоснованное ограничение или полное лишение его необходимых ухода и лечения, которые поддерживали бы его душевное и психическое здоровье.
Пренебрежение - систематическая неспособность или нежелание обеспечить основные потребности зависимого члена семьи (например, ребенка) в пище, одежде, медицинском уходе защите и привязанности.
Принуждение - оказание физического или психического воздействия на члена семьи с тем, чтобы совершить противоправные действия или действия, унижающие его честь и достоинство.
В международных правовых актах и юридической литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие, психическое (эмоциональное насилие), сексуальное (половое насилие), экономическое насилие.
Физическое насилие - действия, в результате которых совершаются: убийства, избиения, генитальные увечья, принуждение к аборту, убийства младенца, принуждение к отказу от пищи, от медицинской помощи, контроль в репродуктивной сфере. При физическом насилии могут быть применены следующие действия: шлепки, удары, пинки, швыряние предметами, разрушение имущества, сюда же относится удушение, использование оружия, лихачество во время вождения машины. При длительных сроках истязаний жертва видит последний выход для себя в убийстве или вынашивании замыслов убийства насильника.
Психологическое насилие - ограничение в поведении, вынужденное вступление в брак. В этом виде насилия могут использоваться различные приемы, способные подорвать веру в себя: насмешки, оскорбления, грубость, угроза физического насилия или изоляция. Наиболее распространенный вид психологического насилия в семье, когда мужчина старается уронить авторитет женщины-матери в глазах детей, заставляет испытывать перед ним чувство вины. Сюда же можно отнести и использование экономической зависимости женщины - отказ в разрешении устроиться на работу, лишение или угроза лишения финансовой поддержки и т.д. Последним выходом жертвы может быть убийство или самоубийство.
Сексуальное насилие - сексуальный контакт вопреки желанию женщины. Он имеет различные формы: от навязанных сексуальных прикосновений до изнасилования и инцеста. Включает в себя: изнасилование, различного рода сексуальные домогательства, изнасилование в браке, увечья гениталий, насилие через эксплуатацию, проституцию, насилие в отношении домашних работниц.
Экономическое насилие - присвоение другими членами семьи собственности либо средств без согласия жертв с их стороны, незаконном использовании сбережений, а также материальной зависимости жертвы насилия.
V. Насилие в семье как социальная проблема
Проявление насилия оценивается как нарушение прав личности на свою безопасность, достоинство, свободу и неприкосновенность личности.
В наибольшей степени жертвами насилия в семье становятся женщины, несовершеннолетние дети, престарелые члены семьи. Застойная безработица, феминизация бедности, низкий уровень заработной платы и пенсии, бедность семей - все это причины многих кризисных ситуаций, выход из которых требует помощи компетентных специалистов - социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в ситуации, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса.
Насилие в той или иной степени проявляется в каждой четвертой семье. В семье совершается 30% умышленных убийств. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные ссоры.
Следствием широкого проникновения насилия в семье является распад семей, снижение уровня семейного воспитания. Именно это порождает детскую безнадзорность, способствует совершению правонарушений несовершеннолетними. Подростки вовлекаются в пьянство, в занятие проституцией, в группы, совершающие тяжкие преступления.
Типичная модель семейной жестокости - применение силы к наиболее слабым. Домашний террор оказывает негативное влияние на всех членов семьи. Последствия насилия оцениваются психологами крайне отрицательно, поскольку они вызывают чувство страха у тех, кто находится в состоянии риска, эмоциональную и физическую отчужденность.
Существование в обществе проблемы насилия в семье имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, т.к. выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо сами подвергают насилию своих близких. В связи с этим необходимо создание сети специализированных учреждений и служб квалифицированной помощи в кризисной ситуации, куда они могут обратиться за психологической поддержкой, медицинской помощью, правовой консультацией.
Проблему насилия в семье необходимо рассматривать как комплексную социальную проблему, включающую:
- меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства;
- меры, направленные на социальную профилактику, т.е. предупреждение насилия в семье;
- реабилитационные меры, направленные на оказание помощи жертвам насилия в семье и обеспечение их безопасности.
Исходя из целей и задач концепции, основными направлениями социальной работы по предотвращению насилия в семье и реабилитационной работе с жертвами насилия должны быть;
- профилактика правонарушений в семье;
- меры социальной поддержки жертв насилия в семье;
- деятельность учреждений и организаций по предупреждению насилия в семье и оказанию помощи потерпевшим;
- ответственность должностных лиц за неприятие необходимых мер по предупреждению насилия в семье и защите личности от насилия.
Причины, условия, формы проявления насилия, последствия насильственных действий, в зависимости от объекта, будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия. Они должны включать следующее:
- программы, способствующие предотвращению и искоренению насилия в семье, включая работу по формированию общественного мнения и повышению уровня осведомленности в этой области;
- неотложные службы помощи жертвам различного вида насилия и их семьям;
- программы поддержки, отвечающие специфическим потребностям жертв насилия и их семей;
- программы просвещения, консультирования и психокоррекции для жертвы и других членов семьи, включая детей;
- участие общественности в искоренении этого явления. Изменение существующей ситуации требует целенаправленных усилий всего общества, разработку планов и программ практических действий на региональном уровне. Одним из элементов этой работы должно стать создание отделений и центров помощи в кризисной ситуации.
VI. Деятельность социальных служб по обеспечению безопасности
в семье, реабилитационной работе с жертвами насилия
Программа социальных реформ в Российской Федерации как одну из стратегических целей выделяет переориентацию социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи. Приоритетной задачей названо формирование государственных мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации пострадавших от насилия.
В связи с этим вопрос о создании специализированных служб, где бы члены семьи, пострадавшие от насилия, могли получить комплексную квалифицированную помощь, достаточно актуален. Это могут быть Кризисные центры помощи женщинам, телефоны доверия, отделения помощи женщинам в кризисной ситуации при центрах социального обслуживания населения.
Необходимость создания Кризисных центров для женщин, столкнувшихся с проблемами насилия, связана не только с вмешательством квалифицированных специалистов, но и зачастую с помещением женщин в стационарные отделения в целях оказания социально-психологической помощи.
Кризисные центры могут создаваться как в рамках государственной системы социальной защиты населения, так и неправительственными организациями.
Целью создания кризисных центров (кризисных отделений при центрах социального обслуживания) является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи лицам, находящимся в кризисном и опасном для здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.
Главные задачи данных учреждений - создание необходимых условий для обеспечения полной социально-психической реабилитации и адаптации в обществе, семье, привлечение различных государственных и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в данном направлении.
Их деятельность направлена на предоставление клиентам следующих социальных услуг разового или постоянного характера: социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; предоставление временного приюта, помощь женщинам в создании в семье атмосферы взаимного понимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата; помощь женщинам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, поддержку женщин в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов на преодоление сложных жизненных ситуаций.
Категории женщин, которым должны оказываться услуги в кризисном Центре (отделении):
- подвергшимся психофизическому насилию:
- потерявшим родных и близких;
- имеющим детей-инвалидов;
- женщинам-инвалидам;
- одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
- беременным женщинам, в т.ч. несовершеннолетним;
- одиноким, женщинам из неполных семей;
- находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;
- находящимся в конфликте с семьей;
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и домов-интернатов;
- девочкам-подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- женщинам, вышедшим на пенсию, испытывающим психологический дискомфорт;
- одиноким пожилым женщинам;
- брошенным детям.
При организации Кризисных центров и отделений необходимо руководствоваться следующими принципами:
- конфиденциальность - обязательство на обеспечение неразглашения полученной информации;
- социальная адаптация - создание условий для доверительной беседы и поиска возможных путей решения проблемы.
В основу организации кризисного Центра должна быть положена Концепция разграничения различных кризисных состояний. В связи с этим социальные услуги должны предоставляться на трех уровнях:
а) первичный прием по поводу кризисного состояния - организация телефона доверия, первичный прием;
б) многопрофильная консультация - организация консультаций специалистами различного профиля: психологами, педагогами, врачами, специалистами по социальной работе;
в) реабилитация с целью окончательного выхода из кризиса - создание убежища для женщин, которые не могут решать проблему, оставаясь в семье.
Главное условие, необходимое для организации Кризисного центра или отделения, - наличие заинтересованности местной администрации в решении социальных проблем лиц, оказавшихся в кризисной ситуации. Главное требование к оказанию социальных услуг - обеспечение должного уровня социальной защиты, соблюдение социальных прав человека.
VII. Виды социального обслуживания по оказанию помощи
жертвам насилия, другим членам семьи
Исходя из задач по предотвращению насилия в семье и реабилитации пострадавших от насилия членов семьи, следует предусмотреть осуществление следующих видов социального обслуживания:
- проведение первичного обследования семьи с целью установления трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;
- проведение обследования условий жизни пострадавшего от насилия члена семьи, изучение причин возникновения трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;
- предоставление социальных услуг с целью налаживания внутрисемейных отношений;
- профилактику безнадзорности детей и устройство детей, временно помещенных в учреждения социального обслуживания;
- социальную поддержку семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- социальную реабилитацию детей, оставшихся без попечения родителей, а также жертв насилия в семье;
- содействие в получении социально-правовых и медицинских услуг, психолого-педагогического консультирования, поддержанию условий проживания в семье в соответствии с гигиеническими требованиями;
- первичный прием, изучение характера трудной жизненной ситуации и ее причин;
- социальную диагностику, разработку индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации;
- полустационарное социальное обслуживание;
- стационарное социальное обслуживание;
- срочное социальное обслуживание.
Главные требования к социальной работе по предупреждению насилия в семье и реабилитационной работе с жертвами насилия - обеспечение должного уровня социальной защиты, соблюдение социальных прав человека.
VIII. Деятельность органов образования по обеспечению
безопасности в семье, предупреждению насилия в семье
Располагая квалифицированными кадрами педагогов и психологов, органы образования призваны оказывать помощь детям, пострадавшим от насилия в семье. Другая задача - оказание психолого-педагогической помощи семьям с неблагоприятными внутрисемейными отношениями.
С целью решения этих задач органы и учреждения образования должны обеспечить:
- проведение индивидуальной профилактической работы с детьми и подростками, оказавшимися в неблагоприятных семейных условиях;
- оказание помощи семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психического кризиса у детей и подростков;
- индивидуальное психолого-педагогическое консультирование детей и родителей по вопросам взаимоотношений в семье.
IX. Деятельность служб управления внутренних дел
по профилактике насилия в семье и обеспечению
правовой защиты жертвам насилия
Органы управления внутренних дел обязаны реагировать на каждую просьбу о помощи и защите в случаях, когда подозревается насилие в семье.
Деятельность работников правоохранительных органов по профилактике насилия должна быть ориентирована на постоянную работу по предотвращению насилия в семье и защиту интересов других членов семьи.
В этих целях необходимо создавать программы по обучению сотрудников органов внутренних дел по следующим вопросам:
- природа, распространение, причины и последствия насилия в семье;
- юридические права и средства судебной защиты, которые доступны жертвам насилия в семье;
- услуги и возможности, которые доступны жертвам насилия и лицам, совершим насилие;
- методы разбирательств случаев, связанных с насилием в семье. Для работы со сложными случаями должны быть созданы специальные подразделения, прошедшие углубленную и специализированную подготовку.
Важная роль должна отводиться взаимодействию социальных работников и представителей органов внутренних дел при обращении пострадавших в милицию по фактам и случаям изнасилования, избиения и т.п.
Х. Деятельность неправительственных организаций
по предупреждению насилия в семье
Решение проблемы насилия в семье - задача как государственных органов власти, так и неправительственных организаций.
Реальное решение проблемы предотвращения насилия в семье возможно только на основе социального партнерства государственных органов и общественных объединений, через организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категорическое осуждение, расширение и развитие специализированных учреждений помощи жертвам насилия.
В целях дальнейшего развития социального партнерства женских неправительственных организаций с органами исполнительной власти в решении вопросов предотвращения насилия в семье необходимо на областном уровне:
- разработка совместной программы действий государственных учреждений и общественных организаций по предотвращению насилия в семье;
- обобщение и распространение имеющегося опыта работы в части оказания помощи жертвам насилия, проведения профилактической работы с целью предупреждения насилия в семье;
- активное участие женских неправительственных организаций в обсуждении проектов законодательных и нормативных актов по проблеме насилия в семье.
XI. Средства массовой информации и проблема насилия в семье
В средствах массовой информации уделяется недостаточно внимания проблемам насилия в семье. В связи с этим на ближайший период необходимо решение следующих задач:
- активизация работы СМИ по формированию у населения неприятия любых форм насилия над личностью;
- широкое освещение в печати, радио, телевидении международного опыта решения проблем предотвращения насилия в семье;
- обеспечение систематического освещения в СМИ работы, проводимой в области, Российской Федерации по профилактике и предотвращению насилия в семье;
- пропаганда опыта работы государственных и неправительственных Кризисных центров помощи лицам, оказавшимся в кризисной ситуации.
XII. Заключение
Настоящая Концепция по предупреждению насилия в семье и реабилитационной работе с жертвами насилия определяет общую стратегию и приоритетные направления в работе органов социальных служб, образовательных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций и средств массовой информации области по социальной реабилитации, адаптации и интеграции пострадавших от семейного насилия, профилактической работе по предупреждению насилия в семье.
Реализация основных положений данной Концепции будет способствовать соблюдению гражданских прав человека, оздоровлению общества.
Нормативно-правовой основой Концепции являются Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления Правительства Пензенской области, по социальной защите семьи, женщин и детей, организации социального обслуживания, в т.ч. пострадавших от насилия: Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, Модельное законодательство о насилии в семье (рекомендации ООН), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН), Региональная платформа действий - женщины в меняющемся мире, Национальная платформа по улучшению положения женщин, результаты деятельности российско-американской конференции "Предотвращение насилия в семье", Концепция по улучшению положения женщин в Пензенской области, Концепция развития в сфере труда и социальной защиты населения Пензенской области. Исследования специалистов: Самариной О.В., Шапиро Б.Ю., Сидоренковой Т.А., Исраелян Е.В., Забелиной Т.Ю., Полениной С.В., Писклаковой М.П., Флямер М.Г., Бердникович М.П., Новиковой Т.Ю., Минеевой О.А.
Разработка Концепции выполнена по заказу Правительства Пензенской области. Ответственный исполнитель разработки - Министерство труда и социального развития Правительства Пензенской области (Министр Лазарев В.Ф.), при участии: заместителя руководителя секретариата заместителя Председателя Правительства Пензенской области Лаптева Ю.А. Аветисовой Е.И., зам. министра Министерства труда и социального развития Шеляпина В.И, начальника отдела социальной защиты семьи, материнства и детства Министерства труда и социального развития Белоусова Л.Ф.
Автор проекта - к. полит. н., доцент, гл. специалист Министерства труда и социального развития Демиденко Т.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 22 августа 2000 г. N 456-пП "О Концепции по предупреждению насилия в семье и реабилитационной работе с жертвами насилия в Пензенской области"
Текст Постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 1 от 4 октября 2000 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 апреля 2006 г. N 175-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 21 апреля 2004 г. N 190-пП