В связи с поступающими обращениями граждан по поводу непредоставления льгот по оплате проезда в автобусах городского пассажирского транспорта лицам, имеющим право на льготный проезд, прокуратурой Пензенской области проведена проверка законности действий автотранспортных предприятий.
Установлено, что 14.11.2000 года и.о. главы города Пензы в связи со значительным ростом цен на ГСМ и эксплуатационные материалы и недостаточностью бюджетных средств на покрытие убытков муниципальным пассажирским автотранспортным предприятиям от перевозки льготной категории граждан, в соответствии со ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", ст. 129 ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и решением Пензенской городской Думы от 16.02.2000 г. N 472/38 "О бюджете г. Пензы на 2000 год", было принято постановление N 2233 "О работе автобусов муниципальных автотранспортных предприятий NN 1, 3, 4".
Пунктом 1 данного постановления был утвержден муниципальный заказ на осуществление перевозок пассажиров на городских маршрутах с предоставлением льгот, установленных законодательством, согласно приложению N 1, с 20.11.2000 г. до конца текущего года.
Пунктом 2 постановления директорам муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий NN 1, 3, 4 Мещерякову Г.П., Громкову Б.А., Баткаеву Д.К. предписано обеспечить действие долговременных проездных билетов, приобретенных на ноябрь и декабрь, в автобусах, работающих сверх муниципального заказа.
Согласно Приложению N 1 к данному постановлению плановое количество автобусов по муниципальному заказу для МП ПАТП NN 1, 3, 4 установлено в размере 99 автобусов. Плановое же количество автобусов, работающих сверх муниципального заказа, согласно приложению N 2 составило 162 единицы транспорта.
Указанное постановление противоречит требованиям действующего законодательства, так как конкретно предписывает директорам муниципальных автотранспортных предприятий предоставлять льготы по проезду лицам, имеющим такое право в соответствии с действующим законодательством, только на автобусах, обеспеченных муниципальным заказом, и соответственно освобождает от обязанности предоставлять указанные льготы на автобусах сверх установленного заказа, что в свою очередь подтверждается и дальнейшими действиями МП ПАТП NN 1 и 4.
Так, в частности, 21.11.2000 года МП ПАТП N 4 были выпущены сверх расстановки по муниципальному заказу автобусы без предоставления льгот: по маршруту N 15 - 12, по маршруту N 18 - 4, по маршруту N 17 - 1, по маршруту N 53 - 1. Без предоставления льгот были выпущены на линию 21 и 22 ноября 2000 года и автобусы МП ПАТП N 1, что повлекло обоснованные многочисленные жалобы граждан.
Согласно ст.ст. 15, 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Действующим федеральным законодательством, а именно Законом "О ветеранах", "О милиции" и другими определенная категория граждан наделена правом на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (за исключением такси) вне зависимости от того, обеспечен он муниципальным заказом или нет.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы граждан, наделенных Федеральными законами определенными правами и льготами, являются недействительными.
Указанное постановление и.о. Главы администрации города фактически искажает смысл и нормы законов и при этом возлагает на определенную категорию лиц на стадии непосредственной реализации льгот по бесплатному проезду обязанность оплачивать его в полном размере предусмотренных тарифов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Постановление и.о. главы администрации города Пензы N 2233 от 14.11.2000 года "О работе автобусов муниципальных автотранспортных предприятий NN 1, 3, 4" отменить как противоречащее требованиям действующего законодательства.
Принять конкретные меры к недопущению впредь подобных нарушений требований закона.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
И.о.прокурора Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 22 ноября 2000 г. N 7-5-81-2000 на постановление и.о.главы администрации города Пензы N 2233 от 14.11.2000 года "О работе автобусов муниципальных автотранспортных предприятий NN 1, 3, 4"
Текст Протеста официально опубликован не был