Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
решением
Собрания представителей г. Заречного
от 19 сентября 2001 г. N 53
Концепция
разработки долгосрочной программы развития ЗАТО города Заречного Пензенской области на период до 2010 года
Общая постановка задачи
Разработка долгосрочной программы ЗАТО г. Заречного Пензенской области на период до 2010 года (далее по тексту - Программа) призвана обеспечить определенность ориентиров его будущего развития с учетом изменяющихся экономических условий, обостряющейся конкурентной борьбы за рынки и инвестиционные ресурсы. Программа должна строиться с учетом того обстоятельства, что городской Администрации приходится самостоятельно формировать экономическую политику, добиваться привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, а в конечном счете - повышения качества жизни и улучшения перспективы развития города.
Программа должна строиться с учетом того обстоятельства, что г. Заречный не является типичным городом. В силу принадлежности к оборонно-промышленному комплексу его планировка и состав населения отличаются от других городов. Город традиционно имел значительные льготы в области налогообложения, которые постепенно сокращаются.
Необходимость разработки Программы обусловлена рядом причин, к числу основных из которых относится:
- сокращение перечня федеральных целевых программ, финансируемых с 2002 г.;
- общая политическая тенденция в стране, состоящая в ориентации муниципальных образований на формирование собственной доходной базы;
- необходимость переориентации финансовой политики на принцип увеличения доходов без повышения налогов;
- необходимость увеличения доходности местного бюджета и достижение самообеспеченности;
- рост конкуренции с другими муниципальными образованиями за ограниченные возможности получения доходов и инвестиций;
- возросшая необходимость в планировании инвестиций и финансовых поступлений на несколько лет вперед;
- осознание факта, что планирование - это непрерывный процесс, а не единовременная акция.
Логика обоснования Программы предполагает проведение следующих обязательных аналитических процедур:
- общая характеристика основных секторов экономики и городских подсистем;
- выявление тенденций, сложившихся в каждой из отраслей, и прогноз их развития;
- представление расчетных моделей базовых тенденций развития г. Заречного в виде двух-четырех сценариев на период до 10 лет.
а) при снятии статуса ЗАТО;
б) при сохранении статуса ЗАТО;
- разработка практических рекомендаций, состоящих в том, какие действия г. Заречный должен предпринимать для стимулирования положительных тенденций и предотвращения или сглаживания негативных явлений; выявить, какие превентивные меры необходимы в предкризисных ситуациях, чтобы минимизировать последствия негативных процессов.
Стадии разработки стратегии социально-экономического развития ЗАТО г. Заречного
Последовательность работ по разработке стратегии предполагает пять основных этапов:
1. Проведение сравнительного анализа социально-экономического положения г. Заречного с целью выявления основных проблем города; определение целей его экономического развития оценки имеющихся ресурсов.
2. Выбор ведущих секторов экономики, хозяйствующих субъектов, моделирование их будущих характеристик на основе анализа тенденций развития в городе. Проведение сравнительного анализа развития отраслей экономики города с базовыми тенденциями развития экономики области, отраслей по стране в целом.
3. Анализ наиболее важных политических и структурных изменений муниципального регионального и федерального уровня, которые могут оказать влияние на развитие г. Заречного, и моделирование потенциальных результатов их воздействия.
4. Выработка, на основе сравнительного анализа, прогноза развития секторов экономики, а также учета особенностей регионального развития двух-четырех возможных вариантов динамики, сценариев будущего развития г. Заречного.
5. Рекомендации по коррективам в Программе, а также по конкретным действиям, необходимым для реализации наиболее благоприятных сценариев развития города и предотвращения негативных тенденций.
В ходе перечисленных стадий должны быть решены следующие задачи:
- определение стратегических целей и приоритетов развития г. Заречного;
- определение стратегии экономического развития, включая анализ сильных и слабых сторон экономики г. Заречного;
- выявление целевых секторов экономики, формирование программы действий Администрации города по поддержке городской экономики;
- определение стратегии территориального развития;
- координация стратегических программ по отдельным направлениям развития г. Заречного, а также осуществляемых в городе разработок, связанных с перспективным планированием;
- определение отраслей и производств, которые желательно развивать в городе и привлекать в город, чтобы добиться поставленных стратегических целей;
- определение конкурентоспособности города по привлечению инвестиций и созданию стратегически выигрышных производств;
- выявление направлений, по которым необходимо расходовать ограниченные ресурсы местной власти, чтобы повысить привлекательность города для потенциальных инвесторов и создания новых производств.
Содержание Программы
Основное содержание Программы составляют формулировки:
- главной цели развития города на современном этапе;
- основных стратегических направлений достижения главной цели;
- конкретных целей в рамках каждого стратегического направления;
- конкретных мер по реализации выбранных стратегий, сопровождаемых определением индикаторов выполнения намеченных мер, предполагаемых затрат, ожидаемого эффекта и основных участников реализации мер.
Программа должна включить в себя элементы долгосрочного прогноза, среднесрочного плана и плана первоочередных действий в рамках выбранной стратегии развития.
При постановке целей и отборе мер рассматриваются долгосрочные тенденции и последствия с заблаговременностью 10 лет. Срок реализации различных мер стратегического плана варьирует от 1 года до 10 лет.
В результате мониторинга должны быть выбраны наиболее важные из действующих секторов экономики города, а также новые секторы, имеющие наибольший потенциал для роста. Существующие секторы отбираются либо по признаку наибольшей занятости населения в ретроспективе, либо на основании оценок наибольшего объема производимой продукции или доходов. Их анализ производится с двух сторон:
- определение произошедших изменений и обоснование возможности экстраполяции сложившихся тенденций на перспективу;
- выявление, на основе сравнительного анализа, потенциальных факторов, которые могут в будущем повлиять на уровень развития и функционирование данных секторов в городе. Эти факторы могут иметь технологический, организационный, географический, даже политический характер либо относиться к занятости, а также к источникам увеличения спроса и предложения.
Необходимо также определить новые секторы экономики, которые уже потенциально эффективны для города, либо подобные отрасли в городах, выбранных для сравнения. Требуется оценить характер и уровень развития таких секторов, как банковское дело, финансы и страхование, дистрибуция современных потребительских товаров, продовольствия и медикаментов, транспорт и обслуживание бизнеса.
Организационные аспекты
Основными организационными аспектами принятия и реализации Программы являются:
- обсуждение всех мер участниками реализации и принятие их на основе консенсуса;
- утверждение Программы представительным органом г. Заречного;
- оговорка в бюджете города порядка оплаты Программы;
- формирование в дальнейшем на основе Программы городской инвестиционной программы.
Формы представления материалов
Программа на период до 2010 года представляется в виде трех документов:
1. Программы, удовлетворяющей требованиям Технического задания и составленной по форме типового макета, утвержденного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р.
2. Проекта плана мер Администрации г. Заречного по реализации Программы.
3. Готового к изданию проекта брошюры, характеризующей перспективы социально-экономического развития г. Заречного и содержащей информацию, необходимую для привлечения инвесторов.
И.о. Главы Администрации |
В.В. Гвоздев |
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 19 сентября 2001 г. N 53 "Об утверждении "Концепции разработки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.