Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
Правительства Пензенской области
от 19 ноября 2001 г. N 419-пП
Порядок
формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности
при проектировании и строительстве на территории Пензенской области
25 мая 2004 г.
Введение
Настоящий документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями* объектов социальной инфраструктуры (жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, включая сооружения общественного пассажирского транспорта, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения) при разработке и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.
Такое взаимодействие предусматривает участие территориальных органов социальной защиты населения и общественных объединений инвалидов в процессе проектирования и строительства, включая подготовку исходно-разрешительной документации, необходимое техническое сопровождение, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
1. Область применения
1.1. Порядок регламентирует условия и формы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области градостроительной деятельности при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения (далее - строительства) объектов социальной инфраструктуры на территории Пензенской области с учетом потребностей инвалидов.
1.2. Настоящий Порядок определяет задачи всех участников инвестиционного процесса в области градостроительной деятельности при обеспечении условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
2. Общие положения
2.1. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры заказчикам, инвесторам, научным, проектным и строительным организациям независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также органам архитектуры и градостроительства, органам социальной защиты населения, органам Государственной вневедомственной экспертизы и Государственного архитектурно-строительного надзора области необходимо руководствоваться нормативно-правовыми и нормативно-методическими актами Российской Федерации и Пензенской области, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов, а также настоящим Порядком.
При проектировании застройки городов и других поселений, зданий и сооружений с учетом требований доступности их для инвалидов следует в первую очередь руководствоваться Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", введенными в действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов"**, соответствующими пособиями, инструкциями, методическими указаниями и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 268-пП в пункт 2.2 Порядка внесены изменения
2.2. В случаях, когда при реконструкции и строительстве зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников не могут быть выполнены в полном объеме требования действующих нормативных актов в части доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития области и с учетом мнения заинтересованных общественных объединений инвалидов на стадии выбора участка для строительства или составлении архитектурно-планировочного задания (при реконструкции существующего объекта) должны быть приняты решения, обеспечивающие условия жизнедеятельности инвалидов в необходимой для конкретной ситуации степени.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 268-пП в пункт 2.3 Порядка внесены изменения
2.3. В наиболее сложных ситуациях Министерство здравоохранения и социального развития области может создавать временную экспертную комиссию с участием представителей государственных органов, квалифицированных специалистов, представителей заинтересованных организаций и общественных объединений инвалидов для выработки рекомендаций по обеспечению условий доступности объекта для инвалидов.
Рекомендации экспертной комиссии должны учитываться при составлении архитектурно-планировочного задания (далее АПЗ) и задания на проектирование объекта.
2.4. Последовательность работ по обеспечению доступности для инвалидов существующих и не предполагаемых к реконструкции объектов социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые должны разрабатываться органами социальной защиты населения с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных организаций инвалидов.
2.5. Расположение в структуре населенного пункта специализированных учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этих учреждений следует определять в соответствии с требованиями СП 31-102-99 и СниП 35-01-2001, а также исходя из реальной и прогнозируемой в них потребности в конкретном городе, районе, микрорайоне в целях более гибкого решения задачи обеспечения нуждающихся специализированными учреждениями.
Для оптимального решения задач расположения и вместимости таких объектов должно быть обеспечено взаимодействие органов архитектуры и градостроительства с органами социальной защиты населения при участии общественных объединений инвалидов.
3. Порядок реализации требований доступности
при проектировании и строительстве
3.1. Разработка проектов детальной планировки, проектов застройки и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов осуществляется на основе исходно-разрешительной документации, позволяющей заказчику (инвестору, застройщику) заключить договор на проектирование градостроительной документации или архитектурно-строительного объекта.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 268-пП в пункт 3.2 Порядка внесены изменения
3.2. Акты выбора земельных участков под строительство объектов социальной инфраструктуры должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством здравоохранения и социального развития области или с местными органами социальной защиты, наделенными соответствующими полномочиями.
3.3. При подготовке и утверждении АПЗ на проектирование застройки или объектов социальной инфраструктуры органами архитектуры и градостроительства в числе исходных показателей должны устанавливаться основные обязательные (функциональные) требования, выполнение которых средствами архитектуры и градостроительства обеспечивает создание условий доступности строящихся зданий и сооружений для инвалидов.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 268-пП в пункт 3.4 Порядка внесены изменения
3.4. Требования, указанные в АПЗ, детализируются в задании на проектирование, в котором по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития области (или с местными органами социальной защиты в пределах их полномочий) с учетом реальных условий и возможностей устанавливаются конкретные требования и мероприятия по обеспечению доступности проектируемого объекта социальной инфраструктуры для инвалидов.
Задание на проектирование составляется заказчиком и до утверждения в установленном порядке и передачи подрядчику после согласования с органами социальной защиты направляется на согласование в Главное управление "Главпензгосэкспертиза".
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 268-пП в пункт 3.5 Порядка внесены изменения
3.5. При размещении в структуре населенного пункта специализированных учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, а также других специальных учреждений, обеспечивающих потребности маломобильных групп населения (дошкольные учреждения и школы-интернаты для детей-инвалидов, пансионаты и специализированные производства) на стадии акта выбора земельного участка в обязательном порядке выполняются предпроектные проработки (проектное предложение, ТЭО), которые должны согласовываться с органами архитектуры и градостроительства, органами социальной защиты и по их определению - с соответствующими общественными объединениями инвалидов.
Задание на проектирование этих специализированных учреждений кроме согласований, указанных в п. 3.4, также должны иметь согласование соответствующих общественных объединений инвалидов по определению Министерства здравоохранения и социального развития области или местных органов социальной защиты.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 268-пП в пункт 3.6 Порядка внесены изменения
3.6. При проектировании и строительстве объектов социальной инфраструктуры Министерство здравоохранения и социального развития области, местные органы социальной защиты, общественные организации инвалидов при необходимости осуществляют консультативное и техническое сопровождение процесса проектирования и строительства.
3.7. Проектные и проектно-строительные организации, юридические и физические лица, принимающие участие в разработке проектно-сметной документации на строительство и строительстве объектов социальной инфраструктуры, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством, за соответствие проектных решений требованиям действующих норм, АПЗ, заданию на проектирование и за качество строительства.
3.8. Проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должна разрабатываться в соответствии с требованиями государственных стандартов, требований АПЗ и задания на проектирование, действующих строительных норм и правил, технических условий, согласовываться, проходить государственную экспертизу и утверждаться в установленном порядке.
3.9. Проектно-сметная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры, выполненная в полном соответствии с требованиями, изложенными в АПЗ и задании на проектирование, дополнительному согласованию с органами социальной защиты и общественными организациями инвалидов не подлежит.
Любые отступления от задания на проектирование, возникшие в процессе проектирования по тем или иным причинам в обязательном порядке согласовываются проектной организацией с заказчиком, органом социальной защиты, согласовавшим задание на проектирование, и при необходимости с заинтересованными общественными организациями инвалидов. Задание на проектирование в этом случае корректируется с учетом согласованных изменений и переутверждается в установленном порядке.
3.10. В планировочной и проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей инвалидов должны использоваться, как правило, решения, принятые на предыдущих стадиях разработки, включая соответствующие части утвержденных в установленном порядке схем и проектов районной планировки, генеральных планов городов и других поселений, проектов планировки и застройки жилых, общественных, промышленных зон и иных функциональных территорий.
3.11. В составе утверждаемой части проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов", необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими материалами.
3.12. Раздел "Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов" должен разрабатываться на основе функциональных требований к объектам социальной инфраструктуры, специальному оборудованию, приспособлениям и устройствам, облегчающим инвалидам пользование зданиями и сооружениями.
В составе специального раздела проектной документации на строительство общественных зданий и сооружений и специализированных учреждений по обслуживанию инвалидов должны содержаться материалы по генеральному плану и транспорту и архитектурно-строительным решениям объекта строительства с мероприятиями по обеспечению для инвалидов доступности зданий и сооружений, а в пояснительной записке - соответствующие обоснования.
На схеме генерального плана или непосредственно на генеральном плане показываются объекты, к которым в соответствии с заданием на проектирование должна быть обеспечена доступность для инвалидов: гаражи и места парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, площадки для отдыха, занятий спортом, малые архитектурные формы, иные элементы внешнего благоустройства и др.
В архитектурно-строительных решениях должны содержаться: краткое описание и обоснование архитектурного замысла, принципиальные решения по обеспечению для инвалидов условий доступности зданий, сооружений, рекреационных зон и информации, определенных заданием на проектирование.
3.13. В соответствии с заданием на проектирование и с учетом предложений органов социальной защиты населения в проектно-сметной документации на строительство дополнительно могут быть приведены рекомендации по цветовому решению фасадов жилых и общественных зданий, устройству рекламы и иной визуальной информации с учетом особенностей восприятия ее инвалидами.
3.14. В состав приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию общественных зданий и сооружений обязательно включаются представители органов социальной защиты.
При приемке в эксплуатацию зданий и сооружений специализированных учреждений по обслуживанию инвалидов в состав приемочной комиссии включаются также представители общественных организаций инвалидов, участвовавших в согласовании задания на проектирование этих объектов.
3.15. Контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессе их строительства и ввода в эксплуатацию обеспечивается техническим надзором заказчиков, авторским надзором проектных организаций, органами Госархстройнадзора области, органами архитектуры и градостроительства, а также представителями общественных объединений инвалидов в пределах предоставленных им прав.
------------------------------
* К этим группам населения относятся также люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья, функций и ориентации, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.
** До момента публикации указанных нормативных документов следует руководствоваться ведомственными строительными нормами ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Пензенской области от 19 ноября 2001 г. N 419-пП "О формировании доступной для инвалидов... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.