Решение Пензенской городской Думы
от 28 декабря 2001 г. N 182/13
"Об утверждении Программы развития системы дошкольного
образования города Пензы на 2002-2005 годы"
28 февраля 2003 г., 30 марта 2004 г., 25 февраля 2005 г.
Докладчик: В.А. Савин, заместитель главы администрации города.
В целях сохранения и развития системы дошкольного образования, наращивания потенциала детских садов, повышения уровня его использования и получения качественно новых результатов образования учеными и специалистами в области дошкольной педагогии была разработана Программа развития системы дошкольного образования на 2001-2005 гг. и начала реализовываться с сентября 2001 года по тем направлениям, которые не требуют финансовых вложений. Однако с 2002 года необходимо финансирование данной Программы, Пензенская городская Дума решила:
1. Утвердить Программу развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002-2005 годы (прилагается).
Решением Пензенской городской Думы от 25 февраля 2005 г. N 19-4/4 действие пункта 2 настоящего Решения было приостановлено в 2005 г.
Решением Пензенской городской Думы от 30 марта 2004 г. N 649/48 действие пункта 2 настоящего Решения было приостановлено в 2004 г.
Решением Пензенской городской Думы от 28 февраля 2003 г. N 418/30 действие пункта 2 настоящего Решения было приостановлено в 2003 г.
2. Финансовому управлению г.Пензы (Чернышов А.М.) при формировании бюджета 2002-2005 гг. предусмотреть финансирование Программы развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002-2005 гг.
3. Управлению образования администрации г.Пензы (Тактаев П.В.) ежегодно информировать городскую Думу о ходе выполнения настоящего решения по окончании учебного года.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя главы администрации города Савина В.А., постоянную комиссию городской Думы по защите прав граждан, правоохранительной деятельности, науке, образованию, культуре и социальным вопросам (Отраднов А.М.)
Председатель
Пензенской городской Думы |
С.Ф. Пинишина |
Утверждена
Пензенской городской Думы
от 28 декабря 2001 г. N 182/13
Программа
развития дошкольного образования города Пензы
на 2002-2005 гг.
Произошедшие коренные политические и экономические изменения затронули все сферы жизни нашего общества, в том числе систему образования и ее первую ступень - дошкольное воспитание.
Несмотря на все трудности и сложности, на сокращение количества дошкольных учреждений, именно сегодня мы можем говорить о качественном развитии, изменении системы общественного дошкольного воспитания, о том, что отошли от единообразия типов и видов учреждений, форм организации жизни детей, методов обучения и развития;
о наличии разных программ и возможности их выбора каждым педагогическим коллективом;
о провозглашении личностно-ориентированной модели воспитания;
о разработке новых моделей учреждений для детей с разными нуждами;
о демократическом стиле управления;
о признании права родителей на выбор учреждения;
о приходе профессионалов-психологов, руководителей по физической культуре и плаванию, преподавателей иностранных языков и других специалистов в детские сады.
Наконец, речь идет о попытке восстановить справедливость в оценке труда педагогов посредством аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Все это, со всей очевидностью, инициирует стремление воспитателей работать по-новому и творчески.
Предпринимаемые в последние годы попытки педагогов произвести обновление и совершенствование воспитательно-образовательной деятельности посредством внесения в нее локальных или модульных изменений не приносят желаемого результата. Требуются существенные системные изменения практики дошкольного образования, которые возможны лишь при разработке соответствующей программы, объединяющей усилия ученых, методистов и практиков.
Одной из наиболее мощных движущих сил развития системы дошкольного образования является программно-целевой подход на пути преобразования действительно инновационных учреждений и системы в целом.
Программа предполагает планирование будущего системы дошкольного образования в регионе как целостной концепции действий с четко определенными, понятными для всех результатами.
Основное назначение программы развития дошкольного образования города Пензы - стать средством интеграции усилий людей, действующих в ее интересах.
Программа нужна, прежде всего, для реализации системных изменений, которые предполагают полную реконструкцию всех компонентов: видов дошкольных образовательных учреждений, содержания дошкольного образования в городе Пензе, взаимодействия общественного и семейного воспитания, повышения квалификации педагогических кадров детских садов и обслуживание "неорганизованного" детства.
В основу разработки программы и концепции развития системы дошкольного образования в регионе положены следующие идеи:
1. Идея вариативности, заключающаяся в многообразии видов дошкольных учреждений в городе Пензе, в саморазвитии личности, в использовании разнообразного содержания дошкольного образования и расширении возможности компетентного выбора личностью жизненного пути.
2. Идея гуманизации образования, которая отражается не только в переходе на личностно-ориентированную модель общения взрослых с детьми, но и во всей логике образования, включая и систему повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений.
3. Идея городской заинтересованности, подчеркивающая, что в данной программе развития принимают участие все педагоги, администраторы, родители и другие взрослые, которые обеспокоены судьбой дошкольного детства в городе Пензе. Предполагается связь дошкольных образовательных учреждений с другими службами города.
4. Идея проектного режима развития системы дошкольного образования в городе Пензе, которая выражается в разработке и дальнейшей реализации ряда проектов:
1 проект "Многопрофильные детские сады"
2 проект "Неорганизованные дети"
3 проект "Детский сад и семья"
4 проект "Педагог детского сада"
5 проект "Преемственность дошкольного и начального образования"
6 проект "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ"
7 проект "Совершенствование содержания социального и коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста"
8 проект "Совершенствование процесса аттестации и аккредитации ДОУ".
Каждый проект имеет свою цель, задачи, модель, направления развития и конкретные действия по реализации с указанием сроков исполнения и ответственных лиц.
Все проекты выполняются одновременно в течение пяти лет.
5. Идея постоянного совершенствования и роста профессионального мастерства педагогов дошкольных учреждений.
Таким образом, в программе развития системы дошкольного образования города Пензы посредством реализации проектов обеспечивается сохранение и развитие дошкольного образования, наращивание образовательного потенциала детских садов, повышение уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования.
Информационно-аналитический материал "Современное
состояние системы дошкольного образования города Пензы"
За последние годы в системе дошкольного образования произошли серьезные изменения, которые были обусловлены рядом причин:
- закрытие ведомственных детских садов;
- падение рождаемости;
- неукомплектованность дошкольных учреждений в связи с недоступной для определенного контингента населения родительской платой.
Следствием вышеназванных причин явилась устойчивая тенденция сокращения сети дошкольных образовательных учреждений и контингента воспитанников.
Динамика изменения сети дошкольных образовательных учреждений города Пензы и контингента воспитанников представлена в таблице N 1.
Год, наименование | 1990 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Всего ДОУ: в том числе: - муниципальные - ведомственные Количество детей в ДОУ города в том числе: - в муниципальных - в ведомственных |
164 34 130 31027 9003 22024 |
125 79 46 17288 12614 4674 |
109 78 31 15100 11927 3173 |
106 81 25 14354 11120 3234 |
101 80 21 12757 10404 2353 |
95 80 15 13295 10259 3036 |
Сравнительный анализ показал, что с 1990 по 2000 год количество дошкольных учреждений уменьшилось на 42%, контингент воспитанников - на 57%.
Количество ведомственных детских садов уменьшилось в 10 раз, закрыто 57 дошкольных учреждений. В городе наряду с сокращением сети имеет место практика перепрофилирования закрытых детских садов под различные структуры, здания используются не по назначению, вне сферы образования.
На фоне сокращения сети детских садов различных ведомств идет расширение сети муниципальных дошкольных учреждений, с 1990 года их количество увеличилось в 2,3 раза.
Сокращение сети, безусловно, повлияло на изменение одного из важнейших показателей, характеризующих дошкольную систему - обеспеченность детей дошкольными учреждениями. В 2000 году процент обеспеченности составил 63%.
Таким образом, в сложившейся ситуации очень остро обозначилась проблема доступности дошкольного образования детям, воспитывающимся только в условиях семьи. Сегодня в городе Пензе эти дети составляют 50% от всего контингента детей дошкольного возраста.
Таблица 2
Год | 1990 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
% обеспеченности | 63% | 54% | 51% | 49% | 47% | 49,95% |
Говоря об обеспечении реальной доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения, необходимо развивать новые формы дошкольного образования, приспособленные к существующим социально-экономическим условиям.
Структурное реформирование системы дошкольного образования может осуществляться в следующем направлении:
- при сохранении существующей сети дошкольных образовательных учреждений, функционирующих в традиционной системе, развивать новые формы дошкольного образования, адекватные современным условиям, на основе кратковременного пребывания ребенка в детском саду, когда ему будут оказаны только образовательные услуги.
В городе Пензе в 36 детских садах открыты группы кратковременного пребывания детей. Ребенок находится в детском саду не более 3-х часов, бесплатно.
Проблем в организации таких групп много: медицинские, финансовые, организационные. В ходе эксперимента, проводимого Министерством образования Российской Федерации, в котором участвует и город Пенза, идет разработка нормативно-правовых и организационно-методических документов, обеспечивающих функционирование новых форм дошкольного образования.
Одной из особенностей дошкольной системы образования является внедрение новых отечественных вариативных программ, соответствующих требованиям стандарта, которые способны удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практиков.
Наименование образовательных программ | Кол-во групп |
"Из детства в отрочество" - авторский коллектив под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой |
129 |
"Истоки" - Т.А. Алиева, центр "Дошкольное детство" им. А.В. За- порожца Московского комитета образования. |
6 |
"Одаренный ребенок" - авторский коллектив под руководством док- тора психологических наук Л.А. Венгера |
4 |
"Радуга" - авторский коллектив: Т.Н. Доронова, В. Гербова, Т. Гризик, Е. Соловьева и др. Институт общих проблем образования Министерства образования РФ |
264 |
"Развитие" - авторский коллектив под руководством доктора психо- логических наук О.М. Дьяченко |
16 |
"Ребенок и весь мир" - кандидат педагогических наук Е.Ф. Купец- кова |
212 |
"Рекорд - Старт" В.Т. Кудрявцева, Российский институт непрерыв- ного образования |
13 |
В работе дошкольных учреждений города Пензы можно выделить следующие направления инновационных процессов:
- организация студийно-кружковой работы, создание предметно-развивающей среды;
- приобщение дошкольников к истокам народной культуры;
- интеграционная связь детских садов с учреждениями дополнительного образования.
Сегодня на базе дошкольных образовательных учреждений функционируют 345 различных кружков, студий, секций.
Увеличивается количество детских садов, выбравших в качестве приоритетных направлений физкультурно-оздоровительное, экологическое, коррекционное, интеллектуально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей.
В дальнейшем созданию многопрофильных детских садов и организации различных форм работы дошкольных учреждений, предлагающих разнообразный спектр услуг с учетом культурной среды и запросов родителей, будет способствовать аттестация, так как именно аттестация требует от дошкольных образовательных учреждений работы не только в режиме функционирования, но и развития.
Обновление содержания дошкольного образования выдвигает проблему регуляции качества образования, таким регулятором сегодня выступают Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в детском саду.
Развитие содержания дошкольного образования непрерывно связано с образовательным уровнем педагогических кадров. Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях города работает 1878 педагогов. С высшим образованием - 823 человека (43,8%), со средне-специальным - 932 человека (49,6%), учатся заочно - 103 человека (5,4%).
Квалификационные категории имеют 1427 педагогов (76%), из них высшую категорию - 164 человека (8,7%), первую категорию - 897 человек (47,3%), вторую квалификационную категорию - 362 человек (19,3%).
Росту профессионального уровня педагогов во многом способствует профессиональная переподготовка через различные формы обучения всех категорий работников дошкольных учреждений на базе ИПК и ПРО и МНМЦО, а также распространение лучшего педагогического опыта через работу районных методических объединений. Но вместе с тем к работе методических служб всех уровней предъявляются сегодня серьезные требования. В современных условиях, когда в системе дошкольного воспитания сложилось видовое многообразие учреждений, вариативность образования, необходим не только вариативный многоуровневый подход к повышению квалификации, но и оказание методической помощи дошкольным учреждениям с учетом их видового разнообразия.
Итак, анализ состояния дошкольного образования области выявил ряд проблем, решение которых требует разработки комплексно-целевой программы.
Концепция
муниципальной программы развития системы дошкольного образования
В дошкольном образовании города Пензы за последние годы возникла уникальная ситуация. Комплекс различных условий (нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных) сложился в определенную систему, позволяющую дошкольным учреждениям города реально осуществлять реформу своей деятельности. Прослеживается очевидная тенденция к поиску осмысленных ориентиров и конкретных образовательных форм, позволяющих детскому саду обрести собственное лицо и выделиться из общей массы. Не последнюю роль в этом процессе играют реальные изменения в стратегии управления образования администрации города Пензы. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения наряду с детскими садами региона в своей деятельности осуществляют прежде всего миссию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка). Статус дошкольного учреждения оказался в непосредственной зависимости от:
- мнения родителей о качестве образования, которое оно обеспечивает;
- социального заказа семей на образовательные услуги и готовности ДОУ к их выполнению;
- возможности и потребности детей дошкольного возраста.
Эта миссия задает критерии отбора нововведений и их синтезирование, а также позволяет рассмотреть самые разнообразные комбинации соотношения изменений в содержании, технологиях, организации воспитательно-образовательной работы и другой деятельности ДОУ.
Исходя из условий и потребностей дошкольного образовательного учреждения города и окружающего их социума, стремясь к достижению идеалов, которыми живут педагогические коллективы детских садов, муниципальная система развития дошкольного образования опирается, прежде всего, на основные проблемы дошкольного детства, свойственные городу, а также на актуальные инновационные вопросы дошкольного образования в целом.
На первом месте стоит проблема сокращения сети дошкольных образовательных учреждений.
Как в городе, так и в регионе она определяется следующими причинами: уменьшение рождаемости детей, сложные социальные условия семей воспитанников, а также сокращение финансирования. Сохранение и развитие дошкольных образовательных учреждений являются двумя составляющими единого процесса наращивания образовательного потенциала дошкольного образования города. Изучая социальный заказ, дошкольные учреждения предлагают широкий спектр образовательных и воспитательных услуг. В связи с этим в г. Пензе создаются условия для развития многопрофильных детских садов. Но данное направление в работе дошкольных учреждений требует углубленного изучения и систематизации. В связи с этим в муниципальную программу развития системы дошкольного образования включен проект "Многопрофильные детские сады", реализация которого обеспечит амплификацию (обогащение) развития дошкольных учреждений города.
Согласно ст. 32 п. 3 Закона РФ "Об образовании" здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Достигнуть положительных результатов в воспитании здорового ребенка можно лишь в том случае, если за время пребывания его в дошкольном учреждении осуществляется рациональная работа по дошкольному воспитанию и оздоровлению. В последние годы в городе Пензе наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста, что требует усиленного внимания к этой проблеме как педагогических коллективов, так и семьи. На основании этих показателей в муниципальную программу развития включен проект "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ", целью которой является приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Особую проблему составляют дети, не посещающие дошкольные учреждения. Это 50% от общей численности детей от рождения до 7 лет. В связи с этим существует опасность снижения уровня образования учащихся в начальной школе. Отсюда вытекает актуальная проблема - определение форм, методов и содержания работы с детьми, не посещающими детский сад. Таким образом, в муниципальную программу включен проект "Неорганизованные дети". Задача педагогов содействовать развитию и становлению личности ребенка-дошкольника, не посещающего детский сад, а также пропагандировать важность данного вопроса среди родителей.
Неотъемлемой частью работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений г. Пензы должна стать такая связь и сотрудничество с семьей, которые позволят добиться высокого уровня общего развития ребенка. Решая эту проблему, необходимо формировать у родителей представления об основных целях воспитания и развития детей, потребностях в компетентных образовательных услугах. В связи с этим в муниципальную программу развития системы дошкольного образования входит проект "Детский сад и семья". Новой в реализации этого проекта становится процедура оказания детскими садами дополнительных образовательных услуг населению, что позволит решить многие вопросы: создание определенного имиджа детского сада, дополнительное образование дошкольников, улучшение качества их подготовки к обучению в школе, а также дополнительные источники финансирования ДОУ.
Современное дошкольное образовательное учреждение нуждается в личности с высоким уровнем общей и профессионально-педагогической культуры, способной самостоятельно развивать педагогическое мастерство, умеющей переводить общие цели воспитания на уровень конкретных педагогических ситуаций и задач в практической работе с дошкольниками, родителями, коллегами, способной к самоанализу и самооценке личного вклада в развитие системы. В связи с этим в муниципальной программе развития системы дошкольного образования представлены проекты "Педагог детского сада" и "Совершенствование процесса аттестации и аккредитации ДОУ", в которых намечена система повышения квалификации педагогов ДОУ города, направленная на развитие их творческой инициативы, профессионализма, а также продуктивности педагогического и управленческого труда.
В правительственных документах, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения, в решении коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ, в разнообразных научных и методических источниках особое внимание уделяется проблеме преемственности между всеми звеньями, которая рассматривается как основное средство непрерывности образования. Кроме того, новая школьная реформа предусматривает переход к 12-летнему общему образованию начиная с 6-ти лет, т.е. с возраста, который сегодня считается дошкольным, поэтому проблема преемственности становится еще более актуальной. С целью реализации принципа преемственности в создании условий для развития личности каждого ребенка в рамках непрерывного образования в муниципальной программе развития системы дошкольного образования представлен проект "Преемственность дошкольного и начального образования".
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья требует своего дальнейшего развития.
Нуждается в совершенствовании нормативная, правовая и научно-методическая база деятельности специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений.
Важнейшей задачей на сегодняшний день является достраивание отсутствующего звена системы специальной помощи детям - нового структурного элемента - службы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления и ранней комплексной коррекции имеющихся у него нарушений.
Вовремя начатая и грамотно организованная ранняя психолого-педагогическая коррекция позволит обеспечить значительной части детей возможность полноценной социальной интеграции и включения в общий образовательный поток уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста.
Нового нормативного и методического решения требует проблема воспитания и обучения детей, страдающих сложными тяжелыми недостатками в развитии.
Существующая сеть коррекционных учреждений нуждается в дальнейшей рационализации, в значительно более гибкой организации процесса воспитания и обучения в условиях учреждений комбинированного типа.
Новые образовательные учреждения могут включать общеразвивающие группы, классы, а также группы (классы) для детей с ограниченными возможностями здоровья. В структуру учреждения комбинированного типа может быть включена школа надомного обучения, группы кратковременного и круглосуточного пребывания, диагностико-коррекционные, адаптационные группы, консультативные пункты для родителей с оказанием дополнительных платных образовательных услуг, клубы выходного дня и т.п.
Новые модельные учреждения призваны обеспечить интегрированное обучение детей с различными отклонениями в развитии в той степени, которая каждому из них доступна.
Параллельно с открытием дошкольных учреждений нового типа чрезвычайно важно совершенствовать действующие, наделяя их новыми функциями и выстраивая качественно новое взаимодействие специальных и общеобразовательных учреждений. Расширение функций специальных (коррекционных) учреждений предполагает обретение ими статуса центров оказания профессиональной высококвалифицированной помощи детям, интегрированным в общеобразовательную среду.
Таким образом, система специального образования нового типа должна быть способна удовлетворить особые образовательные потребности всех нуждающихся детей начиная с первых дней их жизни.
Обеспечить это возможно только в условиях единой образовательной системы с качественно новым механизмом взаимодействия специального и общего образования, медицинского обеспечения и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация всех восьми проектов, определяющих актуальные проблемы развития муниципальной системы дошкольного образования, будет осуществляться на основе следующих принципов:
1. Учет условий развития муниципальной системы дошкольного образования.
2. Стандартизация дошкольного образования, заключающаяся в том, что дошкольные образовательные учреждения г. Пензы соответствуют проекту государственного стандарта дошкольного образования.
3. Обогащение, превышающее проект государственного стандарта дошкольного образования, развития отдельных детских садов с приоритетными направлениями деятельности.
4. Творческий подход к разработке содержания дошкольного образования в г. Пензе с привлечением практиков к участию в творческих группах, организованных на базе дошкольных образовательных учреждений при муниципальном научно-методическом центре образования г. Пензы.
5. Сотрудничество с родителями воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях на основе индивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
6. Всеобщий охват дошкольным воспитанием неорганизованных детей в г. Пензе с целью становления и развития личности, а также подготовка к обучению в школе.
7. Обогащение содержания преемственности дошкольного и начального образования новыми компонентами (эмоциональным, деятельностным, содержательным, коммуникативным и педоцентрическим).
8. Совершенствование содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
9. Разнообразие форм повышения квалификации специалистов дошкольного образования, наращивание образовательного потенциала.
Все вышеперечисленное позволяет решить главную цель программы: сохранение и развитие системы дошкольного образования в городе Пензе.
Проект N 1
"Многопрофильные детские сады"
Цель:
- разнообразить виды дошкольных образовательных учреждений в городе с целью предоставления родителям возможности выбора в воспитании и образовании детей.
Задачи:
- оказывать всестороннюю методическую помощь в профильной ориентации детских садов;
- пропагандировать работу детских садов с приоритетными направлениями развития детей;
- обеспечить условия для создания приоритетных направлений развития детей в каждом ДОУ города.
Модель реализации проекта
Координаторы проекта Городское управление образования (ГУО)
МНМЦО
Организаторы проекта Городское управление образования, МНМЦО
Дошкольные образовательные учреждения
Характеристика приоритетных Умственное воспитание дошкольников
направлений развития ДОУ
Физическое развитие детей в детском саду
Художественно-эстетическое развитие
дошкольников
Музыкальное воспитание детей
Реформирование системы управления ДОУ
Оказание дополнительных образовательных
услуг в ДОУ
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Нравственно-экологическое воспитание
дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников
Экономическое воспитание дошкольников
Патриотическое воспитание детей в ДОУ
Познавательное развитие дошкольников
Этнографическое воспитание детей в детском
саду
Эстетическое воспитание дошкольников
Социально-нравственное развитие детей в
детском саду
Нравственно-эстетическое воспитание
дошкольников
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
I этап анали- тичес- кий |
1. Сбор статистической информации о приоритет- ных направлениях разви- тия ДОУ в городе 2. Провести анализ использования в содержа- нии образования дошколь- ников программ республи- канского и регионального значения 3. Провести анализ соот- ветствия тематики прио- ритетных направлений развития дошкольных образовательных учрежде- ний нормативно-правовой базе 4. Провести анкетирова- ние руководителей ДОУ по проблемам развития обра- зовательных учреждений на ближайшие пять лет |
2001 г. 2001 г. 2001 г. 2001 г. |
ГУО ГУО, МНМЦО ГУО МНМЦО |
Информация (информация по городу) Информация Информация Аналитическая справка по городу |
|
II этап прог- раммы |
1. Разработать программы методического сопровож- дения по проблематике приоритетных направлении развития ДОУ 2. Составить схемы ана- лиза работы ДОУ с прио- ритетными направлениями деятельности 3. Спланировать работу творческих групп по проблематике приоритет- ных направлений ДОУ |
2001-2005 2001-2002 2001 |
МНМЦО МНМЦО МНМЦО |
Программы методического сопровождения Схемы анализа План работы творческих групп |
|
III этап дейст- вий |
1. Организовать серию семинаров-совещаний для руководителей ДОУ: - организация работы ДОУ с приоритетными направ- лениями развития детей - особенности работы ДОУ с приоритетными направ- лениями деятельности - опыт работы ДОУ с приоритетными направле- ниями развития детей 2. Оказывать методичес- кую помощь педагогам ДОУ с приоритетными направ- лениями развития детей (по заявкам с мест) 3. Контролировать и ана- лизировать работу ДОУ с приоритетными направле- ниями деятельности и оказывать методическую помощь 4. Аттестация ДОУ |
2001-2005 2001 2002 2005 2001-2005 2001-2005 2001-2005 |
ГУО, МНМЦО -"- -"- -"- МНМЦО ГУО, МНМЦО ГУО |
Повышение теоретической и практичес- кой подготов- ки руководи- телей Улучшение состояния дел на местах Аналитическая справка ДОУ I, II, III категории |
|
IV этап обоб- щения |
1. Выпустить методичес- кие пособия по проблемам организации и методичес- кого сопровождения прио- ритетных направлений ДОУ |
2005 | ГУО, МНМЦО |
Методическое пособие |
Проект N 2
"Неорганизованные дети"
Цель:
- создать условия, обеспечивающие своевременную подготовку всех детей, не посещающих детские сады, к обучению в школе.
Задачи:
- подготовить информацию о детях, не посещающих детские сады;
- организовать группы по подготовке детей к школе с кратковременным пребыванием (не более 4 часов);
- использовать новые формы подготовки детей к школе;
- осуществлять контроль подготовки детей к школе в условиях кратковременного пребывания;
- оказывать методическую помощь ДОУ по организации своевременной подготовки "неорганизованных" детей к обучению в школе;
- изучить, обобщить и распространять опыт работы педагогов по подготовке к школе детей, не посещающих детские сады.
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
1 этап анали- тичес- кий |
1. Выявить в городе "не- организованных" детей дошкольного возраста 2. Разработать анкеты и провести исследования по выявлению причин непосе- щения детьми ДОУ, их со- циальный статус и спрос родителей на образова- тельные услуги 3. Уточнить возможности ДОУ города по оказанию дополнительных образова- тельных услуг населению |
2001-2005 2001 г. 2001-2005 |
ГУО МНМЦО ГУО |
Аналитическая справка, списки детей Аналитическая справка Аналитическая справка |
|
2 этап прог- ности- ческий |
1. Составить в каждом детском саду план подго- товки к школе детей мик- рорайона, не охваченных дошкольным воспитанием 2. Разработать методиче- ские рекомендации по ра- боте с "неорганизованны- ми" детьми в микрорайоне детского сада 3. Составить план работы с "неорганизованными" детьми в городе 4. Создать творческую группу по организации подготовки детей к школе в группах кратковремен- ного пребывания в ДОУ |
2001-2005 2001-2005 2001-2005 2001 |
Руко- води- тели ДОУ МНМЦО ГУО ГУО, МНМЦО |
Планы Методические рекомендации План работы Приказ. План работы |
|
З этап дейст- вий |
1. Провести городской семинар для специалистов по дошкольному воспита- нию на тему "Работа с "неорганизованными" детьми" с привлечением Т.Н. Дороновой, канд. пед. наук, заведующей лабораторией института общего образования 2. Осуществлять работу по планам взаимодействия с "неорганизованными" детьми в ГУО и ДОУ 3. Осуществлять контроль за работой с "неоргани- зованными" детьми 4. Организовать ОЭР ра- боту по организации под- готовки детей к школе в группах кратковременного пребывания 5. Создание микроцентров по работе с детьми и ро- дителями |
2001 2001-2005 2001-2005 2001-2005 2001-2005 |
ГУО, МНМЦО ГУО ГУО МНМЦО ГУО, МНМЦО |
Повышение теоретической подготовки слушателей Подготовка детей к обу- чению в школе Аналитическая справка План ОЭР. Ма- териал педа- гогического опыта. План работы |
|
4 этап обоб- щение |
Выпустить методическое пособие по проблеме организации и подготовки "неорганизованных" детей к школе |
2005 | ГУО, МНМЦО |
Методическое пособие |
Проект N 3
"Детский сад и семья"
Цель:
- обеспечить тесное взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, пропаганду педагогических знаний среди населения.
Задачи:
- провести анкетирование родителей на предмет выявления социального заказа ДОУ;
- разработать методическое обеспечение для пропаганды работы с родителями в ДОУ и вне его;
- организовать пропаганду педагогических знаний среди населения микрорайона;
- изучить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт взаимодействия детских садов с родителями;
- обеспечить условия для организации дополнительных образовательных услуг населению.
Модель реализации проекта
ДОУ города |
Формы и содержание взаимодействия: - анкетирование родителей, жителей микрорайонов; - консультации врачей-специалистов; - беседы с родителями о воспитании, обучении и раз- витии дошкольников; - совместные спортивные мероприятия с детьми, педа- гогами и родителями в ДОУ; - совместное участие в праздниках детского сада, города; - выступления педагогов по радио (телевидению); - статьи психолого-педагогической тематики в город- ских газетах; - проведение городских конференций для родителей (по традиции прошлых лет); - обеспечение родителей методической и психологиче- ской литературой; - организация работы клубов по интересам для роди- телей в ДОУ; - помощь малообеспеченным семьям (благотворительные вечера, концерты и т.д.); - оказание дополнительных образовательных услуг де- тям и родителям в ДОУ, населению микрорайона; - изучение и распространение лучшего опыта семейно- го воспитания. |
Семьи воспи- танников детских са- дов, населе- ние микро- района |
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
1 этап анали- тичес- кий |
1. Провести анкетирова- ние родителей с целью определения социального заказа 2. Проанализировать го- товность коллективов ДОУ к выполнению социального заказа родителей |
Ежегодно 2001 |
ГУО, МНМЦО ГУО, МНМЦО |
Обработанные анкеты Обработанные анкеты |
|
2 этап прог- ности- ческий |
1. Составить в каждом ДОУ план работы: - ДОУ и семья - единое пространство детского развития; - ДОУ как центр по фор- мированию социокультур- ной среды 2. Разработать методиче- ские рекомендации по активизации и коррекции семейного воспитания 3. Разработать модель организации дополнитель- ных образовательных услуг населению в каждом детском саду |
2001 2002 2002 |
Руко- води- тели ДОУ МНМЦ Руко- води- тели ДОУ |
План работы Рекомендации Модель обра- зовательных услуг |
|
3 этап дейст- вий |
1. Систематически и пос- ледовательно осуществ- лять взаимодействие пе- дагогов ДОУ и родителей (по годовым планам ДОУ) 2. Организовать семина- ры-совещания для руково- дителей ДОУ по теме "Но- вые подходы к организа- ции работы с родителями в ДОУ" 3. Обеспечить условия для организации педпро- паганды в микрорайоне (беседы, консультации, концерты, выступления в печати, по радио и теле- видению) 4. Организовать оказание дополнительных образова- тельных услуг населению в каждом детском саду 5. Осуществлять контроль за организацией дополни- тельных образовательных услуг населению в ДОУ 6. Осуществлять контроль за организацией работы с родителями в ДОУ 7. Изучить, обобщить и распространить лучший опыт организации взаимо- действия ДОУ с родителя- ми 8. Организовать конкурс на лучшую рекламу ДОУ 9. Продолжить выпуск те- матических программ о работе ДОУ на Пензенском ТВ |
2001-2005 2001-2005 2001-2005 2001-2005 2001-2005 2001-2005 2005 Ежегодно Ежегодно |
Руко- води- тели ДОУ ГУО, МНМЦО Руко- води- тели ДОУ Руко- води- тели ДОУ Управ- ление обра- зова- ния Управ- ление обра- зова- ния Управ- ление обра- зова- ния, МНМЦО ГУО, руко- води- тели ДОУ, МНМЦО ГУО |
Установление контакта меж- ду воспитате- лями и роди- телями Повышение теоретической и практичес- кой подготов- ки руководи- телей ДОУ Повышение педагогичес- кой культуры населения Дополнитель- ное финанси- рование ДОУ. Педпропаганда Аналитическая справка Аналитическая справка Аналитическая справка. Статьи в жур- нал "Просве- щение" Рекламные проспекты Передача по Пензенскому ТВ |
Проект N 4
"Педагог детского сада"
Цель:
- продолжить работу по формированию педагогического мировоззрения специалистов ДОУ и развитию их творческой активности.
Задачи:
- организовать обследование уровня психолого-педагогических знаний специалистов ДОУ, их профессионального мастерства;
- составить тематику семинаров для дошкольных работников на пять лет (до 2005 года);
- продолжить работу творческих групп при МНМЦО;
- совершенствовать процесс самообразования специалистов ДОУ;
- организовать проверки результативности курсовой переподготовки педагогов ДОУ;
- организовать 2-й этап аттестации специалистов ДОУ на II квалификационную категорию.
Модель реализации проекта
Осуществление мониторинга Уровень образования
уровня профессионального
мастерства педагогов Прохождение курсов при ИПК и ПРО
Обучение в ПГПУ, педучилище
Результат аттестации педагогов
Стаж работы
Формы актуализации Самообразование
творческого потенциала
педагогического работника Самоанализ
ДОУ
Работа в творческих проблемных
микрогруппах
Участие в экспертизе качества
воспитательно-образовательной работы ДОУ
Тренинга по развитию педагогической
техники
Участие в исследовательской деятельности
Опытно-экспериментальная работа
Организация обмена опытом работы
сотрудников ДОУ
Ожидаемый результат: - повышение теоретических знаний
педагогов;
- совершенствование профессионального
мастерства;
- формирование педагогического
мировоззрения;
- развитие творческой активности.
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
1 этап анали- тичес- кий |
1. Сбор статистической информации о повышении квалификации педагогов ДОУ на 5 лет 2. Провести исследование деятельности педагогов ДОУ по направлениям: - мотивация; - педагогическое общение - профессиональное раз- витие педагогов; - личностное развитие педагогов; - особенности взаимодей- ствия с родителями; - инновационный потен- циал педагогов; - взаимодействие педаго- гов и администрации; - уровень психолого-пе- дагогических знаний пе- дагогов |
2001 г. 2001-2003 |
ГУО МНМЦО |
План повыше- ния квалифи- кации Аналитическая справка |
|
2 этап прог- ности- ческий |
1. Разработать перспек- тивный план методической работы с педагогами ДОУ - определить темы кон- сультаций; - составить план семина- ров; - составить план работы творческих групп: "Система работы с педа- гогическим коллективом на основе диагностики". "Система работы по кор- рекции фонематического слуха" "Развитие творческого воображения дошкольни- ков" 2. Разработать методиче- ские рекомендации по организации самообразо- вания педагогов ДОУ 3. Составить график про- ведения 2 этапа аттеста- ции на II квалификацион- ную категорию |
2001 2001 2001-2003 2001-2003 2001-2001 2001 2000-2005 |
МНМЦО МНМЦО МНМЦО МНМЦО МНМЦО МНМЦО МНМЦО |
План методи- ческой работы План-работы План творчес- ких групп План творчес- ких групп План творчес- ких групп Методические рекомендации Аттестация специалистов ДОУ |
|
3 этап дейст- вий |
1. Организовать методи- ческую работу согласно перспективного плана: - теоретические и прак- тические семинары; - тематические и индиви- дуальные консультации 2. Проводить анкетирова- ние специалистов ДОУ во время семинаров и сове- щаний 3. Развивать активность педагогов ДОУ, привлекая их к работе в творческих группах, к участию в се- минарах-совещаниях и научно-практических кон- ференциях |
2000-2005 2000-2005 2000-2001 |
МНМЦО МНМЦО МНМЦО |
Аттестация специалистов Аналитическая справка Подборка ме- тодического материала |
Проект N 5
"Преемственность дошкольного и начального образования"
Цель:
- реализация принципа преемственности в создании условий для развития личности каждого ребенка в рамках непрерывного образования.
Задачи:
- заинтересованность работников ДОУ данной проблемой;
- отобрать диагностические методики и средства для определения психологической готовности детей к школе;
- накопление экспериментального материала по обработке проведенных исследований;
- усовершенствовать формы организации и методы обучения как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе;
- сохранение самоценности каждого возрастного периода с определением перспективы развития ребенка; готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования);
- опираться на уровень достижений дошкольного детства; сформированности умений учиться как фундаментального новообразования; освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени образования).
Принципы реализации проекта
ДОУ города |
Обогащение преемственности новыми содержательными компонентами: 1. Эмоциональный компонент - учет специфики эмоцио- нальной сферы личности ребенка, обеспечение эмоцио- нальной комфортности как дошкольника, так и школь- ника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимисти- ческой гипотезе. 2. Деятельностный компонент - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, созда- ние условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода. 3. Содержательный компонент - правильное соотноше- ние между знаниями об окружающем мире, о самом се- бе, о процессе назначения, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к на- чальной школе. 4. Коммуникативный компонент - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения. 5. Педоцентрический компонент - постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром, индивидуальный характер его обучения и воспитания. |
Начальная школа |
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
1 этап анали- тичес- кий |
1. Провести исследования готовности детей к школе 2. Изучить мнение роди- телей об эффективности подготовки детей к школе в дошкольном образова- тельном учреждении 3. Изучить комплексные программы, используемые в ДОУ, и учебные прог- раммы начальной школы 4. Изучить опыт работы ДОУ N 19 и школы N 63 по созданию модели "Детский сад - школа" |
2001-2003 2002-2003 2001 2001-2003 |
МНМЦО МНМЦО МНМЦО МНМЦО |
Аналитическая справка Аналитическая справка Повышение теоретическо- го уровня пе- дагогов Обобщение опыта работы |
|
2 этап прог- ности- ческий |
1. Разработать программу семинаров и консультаций для воспитателей ДОУ и учителей начальных клас- сов 2. Составить методичес- кие рекомендации по соз- данию модели группа дет- ского сада - школьный класс 3. Создать творческую группу на базе ДОУ N 128, 89, 99, 41, 101 и сш. N 47, 64, 58, 18, 16, 10 4. Разработать перспек- тивный план работы твор- ческой группы |
2001 2001 2000 2001 |
МНМЦО МНМЦО МНМЦО МНМЦО |
План Рекомендации План работы План работы |
|
З этап дейст- вий |
1. Организовать семинары по преемственности дошкольного и начального образования 2. Организовать работу детских садов и школ по преемственности дошколь- ного и начального обра- зования (на базе ДОУ N 128, 89, 99, 41, 101 и сш. N 47, 64, 58, 18, 16, 10) 3. Организовать методи- ческое совещание по дан- ной проблеме 4. Организовать выступ- ления в средствах массо- вой информации в работе детских садов и школ по данной проблеме |
2000-2005 2001-2002 2000-2005 2000-2005 |
ГУО, МНМЦО ГУО ГУО ГУО |
Улучшение профессио- нальных педа- гогических кадров Материалы п/п опыта (под- борка и опи- сание) Улучшение профессио- нальных педа- гогических кадров Теле- и ра- диопередачи |
Проект N 6
"Физкультурно-оздоровительная работа
в дошкольном образовательном учреждении"
Цель:
- приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Задачи:
- создать актив дошкольных работников по физкультурно-оздоровительному направлению;
- осуществлять контроль за организацией совместной работы детского сада и семьи по укреплению здоровья дошкольников;
- оказывать методическую помощь по организации физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ;
- обобщить передовой педагогический опыт педагогов ДОУ, работающих по физкультурно-оздоровительному направлению;
- организовать методическую работу по выявлению факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей;
- осуществлять управление (планирование, организация, руководство, контроль) деятельностью, специализированных учреждений по физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
- обеспечить постоянное стремление специалистов дошкольного образования к организации здорового образа жизни в детском саду и в быту.
Модель реализации проекта
Содержание работы по проекту:
- работа с родителями по физическому воспитанию дошкольника;
- психическое развитие ребенка-дошкольника;
- особенности физического развития дошкольников;
- здоровый образ жизни;
- основы безопасности дошкольников;
- средства физического воспитания;
- физическое воспитание дошкольников в разных программах;
- диагностика физического развития дошкольников;
- формы организации физического воспитания дошкольников в ДОУ;
- развитие движений дошкольников;
- преемственность в физическом развитии дошкольников и младших школьников;
- развитие движений детей раннего возраста;
- закаливание - как средство укрепления здоровья детей;
- формирование компетентности дошкольников в плане физического раздела;
- профилактика и коррекция физического развития детей (осанка, свод стопы).
Формы работы по проекту:
- лекторий;
- городские консультации;
- конкурсы;
- семинары-практикумы;
- конференция;
- индивидуальные консультации;
- творческие группы;
- работа актива;
- выставки;
- смотры;
- панорама педагогического мастерства;
- педагогические чтения.
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
1 этап анали- тичес- кий |
1. Осуществлять монито- ринг: - состояние здоровья де- тей, посещающих ДОУ го- рода: - качество анализа диаг- ностики физического раз- вития и состояния здо- ровья дошкольников в аналитической справке ДОУ; - анализ годового плани- рования физкультурно- оздоровительной работы с детьми в ДОУ; - изучение опыта ДОУ го- рода по эффективности методической работы в области физического вос- питания; - соблюдение двигатель- ной активности детей в ДОУ |
2000-2005 2000-2005 2000-2005 2000-2005 2000-2005 |
МНМЦО ГУО ГУО МНМЦО ГУО, МНМЦО |
Аналитическая справка |
|
2 этап прог- ности- ческий |
1. Разработать перспек- тивный план методической работы с педагогами ДОУ: - определить темы 2. Составить анкеты для педагогов ДОУ "Отношение к здоровью и здоровому образу жизни" 3. Разработать методиче- ские рекомендации по организации физкультур- но-оздоровительной рабо- ты |
2001-2005 2000 2000 |
МНМЦО МНМЦО МНМЦО |
План работы Анкеты Методические рекомендации |
|
3 этап дейст- вий |
1. Проводить анкетирова- ние педагогов ДОУ "Отно- шение к здоровью и здо- ровому образу жизни" 2. Организовать согласно перспективному плану ме- тодической работы теоре- тические и практические семинары; тематические и индивидуальные консуль- тации 3. Привлечение к оздоро- вительной работе в ДОУ Центра эндоэкологической реабилитации: - создание групп реаби- литации детей; - просвещение родителей и педагогов 4. Проводить совещания с заведующими ДОУ "Состоя- ние здоровья детей, проблемы и пути их реше- ния" 5. Проводить для педаго- гов ДОУ панораму педаго- гического мастерства 6. Создать актив до- школьной работы |
2001-2002 2000-2005 2000-2005 2000-2005 2000-2005 2001 |
МНМЦО ГУО, МНМЦО ГУО, МНМЦО ГУО, МНМЦО МНМЦО ГУО |
Аналитическая справка Повышение теоретической и практичес- кой подготов- ки педагогов ДОУ Создание групп реаби- литации Принятие управленчес- ких решений Обобщение опыта работы План работы |
Проект N 7
"Совершенствование содержания специального и коррекционно-развивающего
обучения детей дошкольного возраста"
Цель:
- обеспечить качественное функционирование специальных детских садов, их развитие.
Задачи:
- провести структурные и качественные изменения в содержании, технологиях и формах организации специальной (коррекционной) помощи детям.
Модель реализации проекта
/----------------------------------------------------------------------\
| Министерство образования Пензенской области. |
| Министерство здравоохранения Пензенской области. |
| Министерство труда и социального развития Пензенской области. |
\----------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------------------------\
| Управление образования администрации г. Пензы. |
| Муниципальный научно-методический центр образования. |
| Городская психолого-медико-педагогическая консультация. |
| Службы медико-социальной экспертизы. |
|Поликлинические отделения областной детской больницы им. Н.Ф.Филатова.|
\----------------------------------------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------------------------\
| Психолого-медико-педагогические консилиумы дошкольных |
| образовательных учреждений г. Пензы. |
| Районные методические объединения учителей-дефектологов. |
| Творческие группы специалистов. |
\----------------------------------------------------------------------/
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
1 этап анали- тичес- кий |
1. Анализ имеющегося диагностического инстру- ментария, методик, пси- холого-педагогических технологий оказания спе- циальной помощи семье и проблемному ребенку 2. Выявление недостающих структурных звеньев и компонентов в организа- ции комплексной спе- циальной помощи детям, имеющим отклонения в развитии |
2000 г. 2000 г. |
Город- ская ПМПК, МНМЦО Город- ская ПМПК, МНМЦО, ГУО |
Аналитическая справка Аналитическая справка |
|
2 этап прог- ности- ческий |
1. Разработать программы развития специальных (коррекционных) образо- вательных учреждений (по их заявке). В качестве главного консультанта определить стратегию их развития 2. Провести реконструк- цию предметной коррек- ционно-развивающей среды специальных (коррекцион- ных) образовательных учреждений 3. Обогатить содержание коррекционно направлен- ного воспитательно-обра- зовательного процесса в специальных (коррекцион- ных) образовательных учреждениях с учетом инновационных процессов, происходящих в специаль- ном образовании 4. Отработать механизм взаимодействия всех заинтересованных ве- домств и организаций, участвующих в работе с проблемным ребенком 5. Провести структурные и содержательные измене- ния в региональной сис- теме повышения квалифи- кации и переподготовки специалистов коррекцион- но-развивающего образо- вания 6. Определить возможные пути интеграции детей с отклонениями в развитии в сообщество сверстников |
2001-2002 г. 2001-2003 г. 2001-2003 г. 2001-2005 г. 2001-2002 г. Ежегодно |
Город- ская ПМПК, МНМЦО, ГУО ГУО, руко- води- тель ОУ НМЦ, город- ская ПМПК совме- стно с ИПК и ПРО Минис- терст- во обра- зова- ния, ГУО НМЦ сов- местно с ИПК и ПРО ГУО, город- ская ПМПК |
Программы развития образова- тельных учреждений Совершенство- ванная пред- метно-разви- вающая среда. Методические рекомендации по организа- ции предмет- ной коррек- ционно-разви- вающей среды Создание ре- гионального координацион- ного совета по специаль- ному образо- ванию. Мето- дические ре- комендации, дидактические и методичес- кие пособия. Материалы пе- редового пе- дагогического опыта. Статьи в журналах Пакет доку- ментов План повыше- ния квалифи- кации. План работы твор- ческих групп. Программы курсов пере- подготовки Ежегодная аналитическая справка. Организация работы твор- ческой группы по проблеме |
|
З этап дейст- венный |
1. Разработать организа- ционно-методическое обеспечение недостающих структурных звеньев и компонентов системы спе- циальной помощи детям: 1.1. Подготовить пакет необходимых документов, регулирующих взаимодей- ствие специалистов, участвующих в процессе выявления, диагностики и оказания помощи ребенку с отклонениями в разви- тии (участковых педиат- ров, районных психиат- ров, служб МСЭ, ПМП кон- силиумов) 1.2. Формирование едино- го регионального инфор- мационного поля (базы данных) о детях, нуждаю- щихся в специальных условиях обучения 1.3. Отработать механизм сбора катамнестических сведений о выпускниках детских садов - специа- лизированных групп 1.4. Организовать раннюю помощь на дому семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии 1.5. Разработать норма- тивно-правовую базу: - по организации помощи детям раннего дошкольно- го возраста на дому; - по организации в до- школьных образовательных учреждениях групп крат- ковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии; - по организации допол- нительных образователь- ных услуг по заявке ро- дителей; - по организации спе- циальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений 1.6. Разработать памятку по контролю за организа- цией и эффективностью ведения КР работы с детьми 1.7. Разработать методи- ческие рекомендации спе- циалистам коррекционного обучения по подготовке аналитического материала и проведению самоанализа 2. Обеспечить специаль- ные (коррекционные) образовательные учрежде- ния недостающими диагно- стическими технологиями 4. Организовать проведе- ние обучающих семинаров: - по использованию инно- вационных программ до- школьного образования; - по комплексному плани- рованию (воспитатель - дефектолог - музыкальный работник - психолог - инструктор по физической культуре) - по ведению интегриро- ванных занятий 5. Изучить, обобщить и распространить передовой практический опыт спе- циалистов КРО |
2001-2002 г. 2002 г. 2001-2002 г. 2001-2005 г. 2001-2002 г. 2001-2002 г. 2001-2002 г. 2001-2002 г. 2001-2004 г. 2001 г. 2002-2003 г. 2002-2005 г. 2002-2005 г. |
Минис- терст- во обра- зова- ния, Мин- здрав, Мин- труда, ГУО МО совме- стно с город- ским ПМПК, ГУО Город- ская ПМПК, ГУО ГУО, город- ская ПМПК ГУО ГУО ГУО, город- ская ПМПК, НМЦ ГУО, НМЦ ПМПК ГУО совме- стно с ИПК и ПРО, НМЦ НМЦ НМЦ НМЦ совме- стно с ИПК и ПРО |
Пакет доку- ментов Единый банк данных по де- тям, нуждаю- щимся в спе- циальной по- мощи Информация, сводная по городу Пакет доку- ментов на ре- гиональном уровне Открытие групп (клас- сов) коррек- ционно-разви- вающего обу- чения на базе детских садов УВК "Началь- ная школа - детский сад" Памятка Памятка. Се- минар, курсы, методические рекомендации Пакет методик Семинар. Публикации в сборнике "Дошкольное образование" Семинар. Методические рекомендации Семинар. Методические рекомендации Издание сбор- ников |
Проект N 8
"Совершенствование процесса аттестации и аккредитации ДОУ"
Цель:
- обеспечить сохранение и развитие системы дошкольного образования в городе, наращивание образовательного потенциала дошкольных учреждений.
Задачи:
- придать процедуре государственной аттестации и аккредитации ДОУ плановый характер;
- обеспечить дошкольные образовательные учреждения научно-методической документацией по аттестации и аккредитации ДОУ;
- осуществить переподготовку кадров ДОУ по проблеме: аттестация и аккредитация ДОУ;
- оказывать постоянную методическую помощь руководителям ДОУ в процессе подготовки самоанализа детского сада;
- создать городскую экспертную группу для проведения аттестации ДОУ;
- осуществлять постоянную методическую учебу членов городской экспертной группы;
- организовать процедуру аттестации ДОУ города в соответствии с планом;
- добиваться качественной подготовки документации по процедуре аттестации и аккредитации ДОУ;
- выработка алгоритма аттестации и определение критериев аттестации в логопедических группах ДОУ.
Модель реализации проекта
Министерство образования Аккредитация и лицензирование
Пензенской области
Управление образования Аттестация ДОУ
администрации г. Пензы
Дошкольные образовательные Организация I этапа аттестации -
учреждения г. Пензы самоанализ
План действий по реализации проекта
Этапы | Мероприятия | Срок исполне- ния |
Ответ- ствен- ный |
Ожидаемый результат |
Отметка о выпол- нении |
1 этап анали- тичес- кий |
1. Разработать систему показателей, используе- мых при аттестации 2. Адаптировать систему показателей, используе- мых при аттестации 3. Создание концептуаль- ного банка данных ДОУ для использования при аттестации |
2000-2005 2000-2005 2000-2005 |
ГУО ГУО |
Система показателей Система показателей Банк данных |
|
2 этап прог- ности- ческий |
1. Разработать перспек- тивный план по аттеста- ции ДОУ 2. Организовать подго- товка экспертов по аттестации ДОУ 3. Подготовка и утверж- дение положения об экспертном совете аттес- тации ДОУ 4. Разработать положение об аттестации МДОУ |
2001 2000-2005 2000-2005 2000-2005 |
ГУО ГУО ГУО ГУО |
Перспективный план работы План курсов при ИПК и ПРО Положение об экспертном совете Положение об аттестации ДОУ |
|
З этап дейст- вий |
Работа экспертной комис- сии управления образова- ния по аттестации ДОУ: - создать городскую экспертную группу для проведения аттестации ДОУ; - оказывать постоянную методическую помощь ру- ководителям ДОУ в про- цессе подготовки само- анализа детского сада |
2001-2005 2001-2005 |
ГУО МНМЦО |
Аналитическая справка Улучшение профессиона- лизма педаго- гических кад- ров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 28 декабря 2001 г. N 182/13 "Об утверждении Программы развития системы дошкольного образования города Пензы на 2002-2005 годы"
Текст Решения опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов, принятых Пензенской городской Думой в октябре-декабре 2001 года и январе-феврале 2002 г." N 3, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 7 от 17 июня 2004 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Пензенской городской Думы от 25 февраля 2005 г. N 19-4/4
Действие пункта 2 настоящего Решения было приостановлено в 2005 г.
Решение Пензенской городской Думы от 30 марта 2004 г. N 649/48
Действие пункта 2 настоящего Решения было приостановлено в 2004 г.
Решение Пензенской городской Думы от 28 февраля 2003 г. N 418/30
Действие пункта 2 настоящего Решения было приостановлено в 2003 г.