Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области
от 24 декабря 2001 г. N 69
"Об утверждении Концепции реформирования
жилищно-коммунального хозяйства г. Заречного"
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 19 декабря 2006 г. N 299 настоящее Решение признано утратившим силу
Рассмотрев представленный Администрацией города проект Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Заречного, заслушав информацию начальника отдела городского хозяйства Администрации Скрипкина В.Н. и в соответствии со ст. 14 Устава г. Заречного Пензенской области (ЗАТО), Собрание представителей решило:
1. Утвердить Концепцию реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Заречного (прилагается).
2. Администрации города обеспечить исполнение мероприятий Концепции.
3. Настоящее решение и основные направления Концепции опубликовать в газете "Заречье".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по развитию города, предприятиям городского хозяйства, промышленности, науки, строительства, транспорта и связи (председатель Шалимов А.В.)
Председатель
Собрания представителей |
В.П. Шевцов |
Концепция реформирования жилищно-коммунального
хозяйства г. Заречного
1. О состоянии и перспективах реформирования
жилищно-коммунального хозяйства города
В результате преобразований в 1991-2001 гг. в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) страны произошли кардинальные изменения, направленные на создание эффективных рыночных механизмов управления в отрасли, снижение издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) населению и повышение их качества.
Создаются новые структуры управления собственностью в ЖКХ: акционерные общества на предприятиях энерго- и водоснабжения, службы заказчика различной организационно-правовой формы хозяйствования, товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Новые рыночные отношения способствуют становлению и развитию системного ресурсосбережения в отрасли, которое начиналось с установки простейших счетчиков воды, а сегодня на рынке оборудования предлагаются автоматизированные системы управления жилым фондом целых районов, которые контролируют состояние инженерных сетей, управляют подачей тепла, наружным освещением, собирают данные о потреблении ресурсов, сигнализируют об аварийных ситуациях и т.д.
Уровень оплаты населением ЖКУ в среднем по стране составляет на конец 2000 года более 63% от их стоимости. Расчеты и сборы платежей от населения в большинстве населенных пунктов страны отделены от ремонтно-эксплуатационных предприятий и организованы через Единый расчетно-кассовый центр (ЕРКЦ).
В Администрациях большинства субъектов РФ созданы структуры по организации реформирования жилищно-коммунальной сферы.
Однако в связи с предоставлением органам местного самоуправления прав самим определять темпы реформирования в сфере ЖКХ, имеется большая разница в динамике преобразований в этой отрасли между населенными пунктами даже в отдельно взятом субъекте РФ, например, по уровню платежей населения (см. ниже таблицу):
(По состоянию на декабрь 2000 г. - см. ж-л "ЖКХ" N 7 за 2001 год)
Населенный пункт |
Затраты на производство ЖКУ на 1 кв.м. (руб.) |
Возмещение затрат на производство ЖКУ (руб.) |
Уровень оплаты ЖКУ населением (%) |
Примечание |
Калмыкия Пензенская обл. Корякский АО г. Заречный |
9,7 12,2 17,7 |
6,95 7,93 4,43 |
72 65 25 26,0 |
Максимальный уро- вень по РФ Минимальный уро- вень по РФ (сведения экономи- ческого отдела Ад- министрации горо- да) |
Как видно из таблицы, уровень оплаты ЖКУ населением г. Заречного на начало 2001 года является одним из самых низких по РФ.
С 01.10.2001 года этот уровень поднялся приблизительно до 45%, при уровне федерального стандарта на 2001 год - 80%.
По состоянию на конец 2001 года в ЖКХ г. Заречного имеется отставание и по другим показателям реформирования:
- не разделены функции управления жилым фондом (ЖФ) города собственник - заказчик - подрядчик;
- не развиты договорные отношения, имеющиеся договоры не соответствуют современной нормативно-правовой базе (НПБ);
- не организован муниципальный заказ на ЖКУ;
- не проводятся конкурсы на размещение муниципального заказа;
- в городе не создано ни одного ТСЖ, даже во вновь вводимых в эксплуатацию домах;
- отсутствуют нормативы потребления ЖКУ, действующие с 1993 года, нормативы водопотребления явно завышены и требуют корректировки в сторону уменьшения;
- проводимые мероприятия по ресурсосбережению не носят системного характера и не имеют заметного влияния на стоимость ЖКУ;
- не организовано добровольное страхование жилья.
Однако такие задачи реформирования, как усиление социальной политики, организация государственного контроля в сфере ЖКХ города, решены в полном объеме, организованы и действуют служба субсидий в составе МП "ЖСКХ" и жилищная инспекция в составе муниципального учреждения "Городская административно-техническая инспекция" (МУ "ГАТИ").
Настоящая Концепция определяет направления, глубину и темпы преобразований в ЖКХ города с целью организации современного уровня и рыночных принципов управления, обеспечения достаточности финансирования этой сферы за счет достижения полной оплаты населением ЖКУ при условии снижения их себестоимости, ресурсосбережения и повышения качества.
2. Основные направления и задачи реформирования
жилищно-коммунального хозяйства города
Для перевода жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально-ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг необходимо решить задачи по следующим направлениям:
1. Совершенствование системы управления ЖКХ.
2. Повышение качества и снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг.
3. Совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг.
2.1. Совершенствование системы управления ЖКХ
В городе функции управления (заказчика), обслуживания (подрядчика), контроля и часть функций собственника (договоры, субсидии, сбор оплаты и др.) в настоящее время исполняет МП "ЖСКХ". Монополизация таких функций на одном предприятии не может не привести к росту стоимости обслуживания, снижению ответственности за качество выполняемых работ.
Сохранение нереформированных организационных структур в жилищно-коммунальном хозяйстве города приводит:
- к снижению требований по содержанию жилья и инженерной инфраструктуры, что уменьшает сроки службы жилищного фонда;
- к нерациональному использованию бюджетных средств, к росту недовольства населения, которое платит все больше, а ожидаемого улучшения качества обслуживания ЖФ не видит.
Разделение и обособление функций по субъектам в цепи управления жилым фондом и предоставления коммунальных услуг (собственники - заказчик - подрядчик - потребитель) и развитие договорных отношений между ними - ключевая проблема реформирования ЖКХ.
Для решения этой проблемы необходимо организовать Службу заказчика на ЖКУ для муниципального жилья, сформировать ТСЖ как заказчика на коммунальные услуги в домах со смешанной формой собственности и демонополизировать техническое обслуживание ЖФ с целью организации конкурсного подряда.
Организация Департамента ЖКХ - Службы заказчика, как структуры собственника, позволит проводить на территории города единую социальную, финансовую и техническую политику в жилищно-коммунальной сфере.
2.1.1. Формирование товариществ собственников жилья (ТСЖ).
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья (ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Для достижения целей реформы необходимо создать условия, благоприятствующие процессу организации, функционирования ТСЖ как в строящемся, так и в существующем жилом фонде, и в частности:
- подготовить пакет типовой документации для оформления и регистрации кондоминиумов и ТСЖ;
- организовать подбор и обучение кадров ТСЖ (председателей и бухгалтеров);
- выделять и направлять из городского бюджета в ТСЖ дотации на ЖКУ и капитальный ремонт;
- установить льготы на оплату процедуры создания и регистрации в существующем жилом фонде ТСЖ и кондоминиумов, в том числе для перерегистрации ЖСК в ТСЖ.
2.1.2. Демонополизация обслуживания жилищного фонд.
Поставщиками таких коммунальных услуг, как:
- тепло-, водоснабжение, водоотведение;
- газоснабжение;
- электроснабжение,
являются естественные локальные монополисты ГП ПО "Старт", МП "Горгаз", МП "Горэлектросеть" по причине владения соответствующим оборудованием и присоединенными к ЖФ инженерными сетями, а таких услуг, как:
- техническое обслуживание, текущий ремонт;
- услуги лифтового хозяйства;
- обслуживание мусоропровода;
- вывоз бытовых отходов
- МП "ЖСКХ" - монополист по причине наделения его этими функциями муниципалитетом, поэтому демонополизация возможна лишь в обслуживании жилищного фонда, т.е. только в части работ, выполняемых МП "ЖСКХ".
- Демонополизация МП "ЖСКХ" подразумевает выделение части работ по обслуживанию жилищного фонда, которые могут быть выполнены другими организациями-подрядчиками, в т.ч. и вынесены на конкурс.
Необходимо выделить в составе технического обслуживания работы, которые можно выставить на конкурс:
- обслуживание домовых инженерных сетей;
- уборка придомовой территории;
- уборка подъездов;
- текущий ремонт и т.п.,
сформировать на эти работы муниципальный заказ и провести конкурсный подряд.
По данным Госстроя России, конкурсный подряд дает снижение стоимости работ на 10-15%, повышается качество работ.
2.2. Повышение качества и снижение стоимости ЖКУ
Качество предоставляемых в городе коммунальных услуг относительно высокое, перерывы в их предоставлении связаны только с редкими аварийными ситуациями или необходимостью проведения профилактических работ.
В городе действует Положение о порядке снижения оплаты за жилищные и коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления, утвержденное решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 25 августа 2000 года N 475.
Дальнейшему повышению качества предоставления ЖКУ будет способствовать организация ТСЖ и Службы заказчика, что позволит более строго увязать оплату за поставляемые ЖКУ в соответствии с их объемом и качеством.
2.2.1. Организация ресурсосбережения.
Тема ресурсосбережения особо актуальна, поскольку никакие другие сферы ЖКХ так не затрагивают интересы каждого человека.
Энергоресурсосбережение в целом имеет следующие направления:
- внедрение приборного учета и регулирования воды и тепла, организация расчетов за потребление ресурсов по показаниям приборов;
- совершенствование систем установления тарифов и нормативов потребления ЖКУ;
- создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;
- переход к эффективным энергосберегающим архитектурно-строительным системам и инженерному оборудованию в жилищно-коммунальном строительстве.
В 2001 году в соответствии с Программой развития города МП ЖСКХ установило на части жилых домов приборы учета (ПУ) тепла и воды.
Очевидно, что установку приборов учета на жилых домах необходимо продолжать до полного оснащения ими жилого фонда города, что позволит оплачивать фактически потребленные в жилом фонде тепло и воду.
Дальнейшее развитие приборного направления - поквартирный учет, однако это связано с более глубокой проработкой темы и должно быть отражено в муниципальной Программе по ресурсосбережению.
В Программе по ресурсосбережению также должны быть разработаны и учтены все возможные направления ресурсосбережения согласно разделу VIII "Ресурсное обеспечение" подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" Федеральной программы "Жилище" на 2002-2010 гг., в т.ч.:
- применение автономных котельных;
- применение частотно-регулируемого электропривода в коммунальных инженерных сетях;
- утепление ограждающих конструкций домов;
- использование экономичных приборов освещения, а также создание городской автоматизированной диспетчерской системы типа рекомендуемой Госстроем системы ЭКОТЕЛ, позволяющей производить:
- сбор данных о потреблении ресурсов (холодной, горячей воды, электроэнергии) и тарификация;
- контроль параметров инженерных систем домов, котельных, насосных, лифтов и т.д.;
- сигнализацию об аварийных ситуациях: проникновений в служебные помещения, опасной концентрации газа, затоплений и т.д.
2.2.2. Установление нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.
До начала 90-х годов приборный учет ресурсов тепла, воды, газа, электроэнергии, потребляемых населением, проводился только по электроэнергии, что было связано с низкой, символической стоимостью остальных ресурсов - с одной стороны и высокой стоимостью, технической сложностью и просто отсутствием приборов учета на отечественном рынке - с другой стороны.
Однако за последние годы ситуация резко изменилась, ресурсы стали дорогие, цены на приборы учета - относительно приемлемые для установки, например, приборов учета тепла и воды в целом на многоквартирный дом.
Такой процесс установки приборов на дома в городе начался с 2001 года и планируется его закончить в течение последующих 3-4 лет.
До завершения установки приборов необходимо не позднее II кв. 2002 года разработать и утвердить новые нормативы на все виды ЖКУ, базируясь на опыте эксплуатации приборов.
Исходя из того, что предельный уровень стоимости предоставления ЖКУ в конце 2001 года составил 11,56 руб./кв.м/мес. (см. рис. 2) и превысил федеральный стандарт на (11,56 - 10,7)/10,7 х 100% = 8%, а также с учетом прогнозируемого резкого роста цен на энергоносители и ж/д перевозки, что приведет к еще большему росту стоимости ЖКУ уже в начале 2002 года, представляется целесообразным провести в первом полугодии 2002 года внешний аудит стоимости услуг, представляемых ПО "Старт" и МП ЖСКХ, для чего предусмотреть в бюджете города средства для его проведения.
Госстрой РФ приводит примеры по снижению тарифов на ЖКУ по результатам проведения аудита на 30-40%, в результате чего также повышается показатель уровня оплаты населением ЖКУ без роста платежей населения.
Целесообразно проведение и энергоаудита как способа выявления нерациональных расходов в технологических процессах производства коммунальных услуг и их переориентации на модернизацию этих процессов.
2.3. Совершенствование системы оплаты ЖКУ
Сложившаяся структура стоимости ЖКУ (см. рис. 2) отражает реально сложившуюся структуру затрат по обслуживанию ЖФ по состоянию на 01.12.2001.
Рис. 2. Структура стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м
(руб.)
Центральное отопление - 2,42
Горячее водоснабжение - 2,25
Холодное водоснабжение - 1,27
Водоотведение - 0,95
Содержание и ремонт (техобслуживание) - 1,89
Услуги лифтового хозяйства - 0,46
Услуги по вывозу бытовых отходов - 0,2
Обслуживание мусоропровода - 0,09
Электроэнергия - 0,97
Газоснабжение - 0,22
Капитальный ремонт жилого фонда - 0,85
Итого стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц - 11,56 руб. с учетом капитального ремонта.
Степени соответствия действующей системы оплаты федеральным стандартам (ФС):
- уровню платежей граждан от стоимости ЖКУ;
- доли оплаты ЖКУ в совокупном семейном доходе - по состоянию на 01.12.2001 приведены на рис. 3 и 4.
Рис.3. Федеральный стандарт уровня платежей за жилищно-коммунальные услуги
(в %)
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
Уровень Федерального стандарта Фактический уровень платежей в городе |
60 25 |
70 30 |
80 45 |
90 | 100 |
Рис. 4. Федеральный стандарт доли оплаты жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе (расчет ОГХ Администрации)
(в %)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
Уровень Федерального стандарта Фактическая доля оплаты ЖКУ по городу |
20 5,8 |
22 8,8 |
22 | 22 |
Относительно низкий уровень оплаты населением ЖКУ за последние годы (1999, 2000, 2001 гг. - 25%, 30%, 45% соответственно при ФС - 60%, 70%, 80%) приводит к недофинансированию работ именно по техническому обслуживанию жилого фонда, так как все остальные коммунальные услуги: тепло-, водоснабжение, водоотведение, электрогазоснабжение оплачиваются в полном объеме за счет средств населения и бюджетных дотаций.
Рост недофинансирования ЖКХ будет сказываться и уже сказывается самым отрицательным образом на состоянии ЖФ и инженерных сетей из-за невозможности своевременного проведения текущих и капитальных ремонтов.
Для обеспечения достаточного финансирования ЖКХ необходимо регулярно и равномерно, через каждые полгода, устанавливать новые уровни оплаты населением ЖКУ и, с учетом постановления Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", довести его к началу 2004 года до 100% (см. рис. 5), обеспечивая подготовку к переходу на выплату субсидий с персонифицированных социальных счетов населения согласно Федеральной программе "Жилище" на 2002-2010 гг.
Рис. 5. Рекомендуемые темпы роста уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги
(в %)
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Уровень федерального стандарта Сложившийся уровень в городе Рекомендуемые темпы роста |
60 25 |
70 30 |
80 45 |
90 60-70 |
100 80-90 |
100 |
Кроме того, для формирования нормальных экономических процессов в ЖКХ города необходимо провести ряд мер по дальнейшему совершенствованию организации платежей в рамках указанного постановления Правительства РФ и Концепции реформы, для чего необходимо:
- завершить организацию сбора платы за жилье и коммунальные услуги через расчетно-кассовый центр;
- разработать подходы по повышению ответственности жителей за оплату услуг ЖКХ, путем принятия информационно-разъяснительных мер и мер административного и судебного воздействия;
- опережающее повышение темпов роста оплаты жилищно-коммунальных услуг, в предоставлении которых возможно развитие конкуренции;
- включение затрат по страхованию в оплату жилищных услуг, что позволит защитить население и собственника ЖФ от обстоятельств, связанных с несчастными случаями или стихийными бедствиями.
2.4. Социальная политика в жилищно-коммунальной сфере
В городе выполняются мероприятия по социальной защите населения, предусмотренные Концепцией реформирования ЖКХ РФ: льготы и субсидии населению предоставляются в полном объеме.
Служба жилищных субсидий находится в составе МП "ЖСКХ", которая в своей работе руководствуется Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным решением Собрания представителей г. Заречного от 25.08.2000 N 476.
Дальнейшее совершенствование системы социальной защиты предполагается в рамках Государственной программы "Жилище" на 2002-2010 путем объединения льгот и субсидий в единую жилищно-коммунальную субсидию и открытия персональных социальных счетов для оплаты с них ЖКУ.
С 2002 года в соответствии с программой в ряде городов РФ начнется опробование и отработка новой системы, а с 2004 года предполагается ее повсеместное введение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 24 декабря 2001 г. N 69 "Об утверждении Концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Заречного"
Текст Решения опубликован в газете "Заречье" N 7 от 13 февраля 2002 г.
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 19 декабря 2006 г. N 299 настоящее Решение признано утратившим силу