Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Одобрена
постановлениемПравительства Пензенской области
от 29 апреля 2002 г. N 181-пП
Областная целевая программа
"Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области на 2002-2005 годы"
1. Паспорт областной целевой программы
"Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области на 2002-2005 годы"
Наименование программы: "Развитие личных подсобных хозяйств
Пензенской области на 2002-2005 годы".
Заказчик: Правительство Пензенской области.
Основные разработчики: Министерство сельского хозяйства и
продовольствия области, Пензенская
государственная сельскохозяйственная
академия, Комитет экономики Правительства
области.
Цель программы: Обеспечение устойчивого функционирования
личных подсобных хозяйств и повышение их
доходности, повышение жизненного уровня
сельского населения в условиях рыночной
экономики и многообразия форм собственности,
защита экономических интересов владельцев
личных подсобных хозяйств.
Задачи программы: Создание и совершенствование
нормативно-правовой базы, экономических и
организационных условий, способствующих
эффективному развитию личных подсобных
хозяйств области. Увеличение самозанятости
экономически активного сельского населения
путем создания благоприятных условий для
развития частных подворий, расширения сферы
приложения труда сельского населения,
повышения его доходов и уровня жизни.
Создание механизма финансово-кредитной
поддержки частных подворий. Формирование на
селе эффективной производственной,
торгово-закупочной, агросервисной и прочей
деятельности - кооперативной и муниципальной
инфраструктуры производственно-технического
обеспечения и технологического обслуживания
частных подворий, закупки, переработки и
реализации сельскохозяйственной продукции,
кредитования и страхования. Развитие системы
научного и информационно-консультационного
обеспечения частных подворий.
Основные исполнители Министерство сельского хозяйства и
мероприятий программы продовольствия области, Министерство финансов
области, отдел развития сферы услуг
Правительства области, Облпотребсоюз.
Сроки реализации 2002-2005 годы.
программы
Объем и источники Общий объем финансирования из бюджета
финансирования области 52,1 млн. рублей.
Ожидаемые результаты: Довести в частных подворьях поголовье КРС до
172,0 тыс. голов, коров - минимум до 93,9
тыс. голов, свиней - до 100,7 тыс. голов,
овец - до 105,2 тыс. голов, птицы - до 2560
тыс. голов; произвести 328,0 тыс. тонн
молока, 60,0 тыс. тонн мяса скота и птицы (в
живом весе).
Увеличить объем валовой сельскохозяйственной
продукции, произведенной в частых подворьях,
в 1,3 раза к уровню 2001 г.
Довести закупки в частном секторе:
молока - до 120,8 тыс. тонн, мяса - до 25,9
тыс. тонн, картофеля - до 90,4 тыс., овощей -
до 55,9 тыс. тонн.
Система контроля Министерство сельского хозяйства и
мероприятий программы продовольствия области, Министерство финансов
области, Облпотребсоюз.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
В современных условиях роль и функции частных подворий в социальном и экономическом развитии села существенно изменились.
В настоящее время частное подворье является одним из главных источников дохода для населения, что способствует значительному росту продукции сельского хозяйства.
Развитию частного подворья способствует и чрезвычайно благоприятный налоговый климат - отсутствие налогов, отмена ограничений на владение сельскохозяйственной техникой и грузовыми автотранспортными средствами, введение тарифов на энергоносители, приравненные к тарифам для населения, наличие многочисленных социальных льгот для старшего поколения - фактических глав личного подсобного хозяйства.
По данным Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве качественные показатели использования земли, надои, привесы скота в частных подворьях остаются высокими. Также возрастает удельный вес потребленной продукции, полученной в частном подворье, в общей стоимости питания. В 2001 г. по Пензенской области эта доля составила 31,7%. Увеличился удельный вес этого показателя в сельской местности с 38,7% до 44,9%.
Таблица 1
Обеспеченность семьи продуктами за счет частного подворья, %
Показатели | полностью | с избытком | не полностью |
Картофель Овощи Молоко Мясо |
78,4 73,8 65,0 53,5 |
16,0 10,3 24,5 22,5 |
5,6 16,0 10,5 24,0 |
Таким образом, от 10 до 24% хозяйств имеют излишки отдельных видов сельскохозяйственной продукции. По результатам обследования 43,4% хозяйств продают картофель; 21,5% - овощи; 65,8% - молоко и 71,9% - мясо. Причем характерной особенностью ведения частного подворья в современных условиях является кардинальное изменение структуры каналов реализации продукции. Сейчас большая часть продукции частных подворий реализуется через частных скупщиков и более 20% - на городских и деревенских рынках:
Таблица 2
Реализация продукции частных подворий
Показатели | в % к опрошенным |
Частные скупщики Городские рынки Деревенские рынки Перерабатывающие предприятия Сельхозпредприятия Потребкооперация Прочие каналы сбыта |
55,6 12,3 9,6 12,6 7,8 0,7 1,4 |
На сегодняшний день использование товарных возможностей сбыта продукции частного подворья далеко не полный. По опросам владельцев частного подворья 33% - испытывают трудности в сбыте картофеля, 33,8% - овощей, 34,0% - молока и 34,3% - мяса (данные Пензенской государственной сельскохозяйственной академии).
В основном людей не устраивают либо низкие закупочные и договорные цены, либо плохая организация предприятиями и потребкооперацией закупок продуктов сельского хозяйства. Лишь 10 процентам частных подворий оказывается помощь в реализации сельхозпродукции со стороны сельхозпредприятий (данные Пензенской государственной сельскохозяйственной академии).
Таблица 3
Некоторые показатели развития частных подворий населения области в 2001 году
Показатели | Область (все категории хо- зяйств) |
В том числе хозяйства населения |
||
2001 г. | 2001 г. в % к 2000 |
Удельный вес в объеме всех катего- рий хозяйств |
||
Количество частных подворий, тыс. дворов Посевная площадь, тыс. га, в т. числе: Картофель Овощи |
235,7 1367,1 52,0 11,2 |
233,9 67,7 50,6 10,4 |
100,0 90,0 99,0 100,9 |
99 4,9 97,3 92,9 |
Производство | ||||
Мясо (в жив. весе), тыс.т Молоко, тыс.тонн Яйцо, млн. шт. Картофель, тыс. тонн Овощи, тыс. тонн Плоды, тыс. тонн |
75,5 438,4 258,7 465,1 171,3 35,1 |
44,0 272,5 139,6 455,8 161,0 32,1 |
76,7 103,0 99,0 98,5 110,0 64,5 |
58,3 62,2 54,0 98,0 94,0 91,7 |
Наличие скота на 01.01.2001 г. | ||||
КРС, тыс. голов Коровы Свиньи Овцы и козы |
356,0 179,0 141,8 80,9 |
164,2 90,5 92,8 73,2 |
120,9 105,9 115,2 115,9 |
46,0 51,0 66,0 90,0 |
Продуктивность | ||||
Средний удой молока от 1 ко- ровы, кг |
2400 \ 1804*) | 3060 | 100,3 | X |
Урожайность, центнер с га | ||||
картофель Овощи |
90 \ 79*) 148 \ 54*) |
90 155 |
100,0 109,1 |
X X |
*) сельхозпредприятия
На начало 2002 года в области в сельской местности числится 234,1 домохозяйств. Общая земельная площадь в хозяйствах населения (включая занятые под садами и огородами) составляет около 63,7 тыс.га. Пашня занимает около 80% всех угодий. Практически всю посевную площадь в хозяйствах населения занимают картофель и овощи. Посадка картофеля и овощей за период с 1991 по 2001 годы увеличились с 44,7 до 50,6 тыс. га.
Кроме того, к началу 2002 года садоводством и огородничеством в области занималось 260,4 тыс. семей, имея в своем распоряжении 23,9 тыс. га земельных угодий. В расчете на 1 городского жителя приходится по 1,4 сотки земли в коллективных и индивидуальных садах и 1 сотка в коллективных и индивидуальных огородах. В 2001 году в коллективных садах и огородах собрано 97,6 тыс. тонн картофеля; 38,7 тыс. тонн овощей; 20,8 тыс. тонн плодов и ягод, т.е., располагая менее 1% с\х угодий области, садоводы и огородники производят почти половину плодов и ягод, пятую часть картофеля и овощей.
Рост доли хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства обусловлен значительным сокращением валовых сборов зерновых культур в сельскохозяйственных предприятиях, а также быстрым ростом цен на продукцию животноводства. За последние 5 лет среднегодовой темп роста производства продукции в хозяйствах населения составил, по данным анализа Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, 7%. В распоряжении граждан находится 67,7 тыс. га земли. В среднем на одно хозяйство приходится 0,25 га земли. Земельная площадь личных подсобных хозяйств увеличилась за последние 5 лет на 12%, средний размер участка возрос с 25 до 30 соток. Однако по данным обследования у 62,5% работников сельского хозяйства обеспеченность землей не улучшилась, у 12,5% ухудшилась и только у 11,4% улучшилась. Наряду с увеличением приусадебных площадей в последние годы личное землепользование расширяется и за счет земель, предоставляемых за пределами жилой застройки. Однако государственный учет этих земель ведется не в полном объеме. Обследования показали, что землю за пределами жилой застройки имеют 46% работников сельскохозяйственных предприятий. Эти земли оценочно составляют 40% от общей площади личного землевладения.
Согласно кадастровому учету по состоянию на 01.01.2002 года для расширения личных подсобных хозяйств граждан за счет земельных долей предоставлено 3346 га пахотных земель. Удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства с 1997 по 2001 гг. увеличился с 43,6% до 54,0%. Аналогичная тенденция прослеживается в соседних областях, а также в целом по Российской Федерации.
Таблица 4
Динамика развития частных подворий Пензенской области
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Количество подворий, тыс. ед. Общая земельная площадь без садов Посевные площади, тыс.га В том числе: картофель овощи плоды, ягоды |
233,2 62,3 67,4 52,7 10,3 12,9 |
230,3 61,2 67,8 52,9 10,4 12,6 |
234,5 62,0 67,8 53,1 10,4 12,7 |
233,2 62,8 68,1 51,1 10,3 12,7 |
234,1 95,0 67,0 50,7 10,4 12,7 |
Производство | |||||
мясо (в живом весе, тыс.тонн) молоко, тыс.тонн яйца, млн. шт. картофель, тыс. тонн овощи, тыс. тонн, в т.ч. открытый грунт плоды, ягоды, тыс. тонн |
58,8 273,5 142,3 371,9 117,9 117,9 41,9 |
59,2 275,4 145,5 335,6 139,4 139,4 34,0 |
57,4 276,8 142,5 387,9 146,0 146,0 19,2 |
55,5 264,4 141,0 462,7 146,9 146,9 49,8 |
44,0 272,5 139,6 455,8 161,0 161,0 32,1 |
Наличие скота, тыс. голов | |||||
КРС коровы свиньи овцы и козы птица |
142,9 100,3 101,1 82,6 2309,0 |
134,8 95,0 117,9 71,8 2297,9 |
134,6 88,2 116,9 66,6 2274,9 |
136,3 85,3 81,4 62,3 2249,3 |
164,2 90,5 92,8 73,2 2250,0 |
Продуктивность | |||||
Удои молока от одной коровы, кг хозяйства населения сельхозпредприятия |
2630 1541 |
2724 1915 |
2985 1876 |
3050 1684 |
3060 1804 |
Урожайность, ц/га | |||||
картофель хозяйства населения Сельхозпредприятия Овощи хозяйства населения Сельхозпредприятия |
71 36 114 87 |
63 38 135 72 |
73 18 140 123 |
90 47 142 67 |
90 79 155 54 |
Справочно | |||||
Садоводы, тыс. семей Огородники, тыс. семей Земли садов и огородов, тыс. га |
170,7 94,3 24,0 |
162,2 89,6 23,8 |
171,9 88,1 24,0 |
172,5 71,8 24,0 |
172,5 71,8 24,0 |
Таблица 5
Динамика изменения удельного веса хозяйств населения
Показатели | Удельный вес в объеме всех категорий хозяйств, в % |
||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Общая земельная площадь садов Посевные площади в том числе картофель овощи плоды, ягоды |
1,44 3,8 95,8 86,6 72,1 |
1,41 4,0 96,4 91,2 72,8 |
1,43 4,1 96,7 90,2 73,4 |
1,43 4,6 95,9 88,3 73,4 |
1,44 4,9 97,3 92,9 76,4 |
Производство | |||||
мясо (в живом весе) молоко яйца картофель овощи, в т.ч. открытый грунт плоды, ягоды, |
64,0 59,0 40,2 97,7 86,5 89,4 82,0 |
67,4 57,3 41,0 97,8 92,2 95,1 83,3 |
68,5 58,5 41,9 99,2 87,0 90,2 88,5 |
66,6 60,6 42,7 98,9 91,0 90,6 89,2 |
58,3 62,2 54,0 98,0 94,0 97,5 91,7 |
Наличие скота | |||||
КРС Коровы Свиньи Овцы и козы Птица |
35,5 47,1 50,5 82,4 51,5 |
36,5 47,8 54,4 86,0 51,8 |
36,5 45,8 52,8 88,0 53,5 |
39,5 47,2 63,4 88,9 43,5 |
46,2 50,5 65,9 90,4 38,6 |
Урожайность картофеля в хозяйствах населения составила в 2001 г. 90 ц/га, овощей 155 ц/га. Продуктивность коров в личных подворьях выше, чем в общественных хозяйствах (соответственно 3060 и 1804 кг).
В 2001 г. в частных подворьях области было 164,2 тыс. голов КРС, или 46% от общего поголовья, 90,5 тыс. голов коров или 50,5% от общего поголовья, почти 66% поголовья свиней, 90,4% - овец и коз. За 2001 г. в личных подсобных хозяйствах области произведено 62% молока, 58% мяса, 89% шерсти, 97% картофеля и 93% овощей.
По данным Пензенского областного комитета государственной статистики обеспеченность населения сельской местности области на 100 хозяйств в среднем составляет: КРС - 56 голов, коров - 38, свиней - 40, овец и коз - 31. То есть, практически более половины сельского населения не содержат скота в своих личных подсобных хозяйствах.
Причины, сдерживающие развитие личного подворья, следующие:
- Организация закупки сельскохозяйственной продукции. Так, в 2002 году планируется в личных подворьях закупить 111,8 тонн молока, 25,0 тонн мяса, что составит соответственно 41% и 56% от объема произведенной продукции.
- Другим сдерживающим фактором развития личных подворий является то, что их хозяева практически лишены возможности приобретения средств производства, особенно средств малой механизации.
Существенной причиной, сдерживающей рост численности поголовья скота у населения, является недостаточное обеспечение кормами. Подавляющее большинство сельскохозяйственных коллективных предприятий, находясь в сложнейшей экономической ситуации, сегодня не могут, как ранее, оказывать гражданам помощь в необходимых объемах в заготовке кормов из-за отсутствия достаточного количества ГСМ, свободных единиц кормозаготовительной техники, финансовых ресурсов.
Принятие Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" стимулировало развитие кооперативного сектора. Однако его доля, особенно в части обслуживания личных подсобных хозяйств, переработки и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, остается весьма незначительной.
Исследования, проведенные в хозяйствах Пензенской области, показали, что наличие личного хозяйства значительно дифференцируется по группам населения.
Таблица 6
Дифференциация личных хозяйств по группам населения
Наличие, отсутствие частных подворий |
Работни- ки, всего, 100% |
в том числе, % | |||
руководи- тели и специа- листы высшего звена |
руководи- тели и специа- листы среднего звена |
квалифи- цирован- ные ра- бочие |
Неква- лифици- рованные рабочие |
||
Наличие частных подворий Отсутствие частных под- ворий |
88,1 11,9 |
85,2 14,8 |
85,5 14,5 |
87,2 12,8 |
95,5 4,5 |
Среди причин, по которым работники не имеют частных подворий, были названы следующие:
1. Состояние здоровья - 26,1%
2. Отсутствие времени - 17,4%
3. Нежелание обременять себя - 17,4%
4. Отсутствие свободной земли - 15,2%
5. Достаточные доходы - 6,5%
6. Иные причины - 17,4%
Основные причины, по которым жители не желают заниматься частным подворьем, субъективные. Резервом для расширения частного подворья являются лица, сославшиеся на отсутствие свободной земли.
Развитие личного сектора зависит в большей степени от лиц, планирующих расширение своего существующего подсобного хозяйства. Согласно опросам намереваются расширять частное подворье - 12,7% опрошенных, 33,7% - расширили бы его при определенных условиях, 25,7% - ответили отрицательно и 27,9% - затруднились ответить. В перечне условий расширения частного подворья наибольший удельный вес (к определенным):
потеря работы - 54,8%
предоставление дополнительной земли - 26,8%
обеспечение техническим обслуживанием, семенами, улучшение ветеринарного обслуживания.
3. Основные цели и задачи программы
Современная роль частных подворий и растущий удельный вес их в производстве продовольствия заставляют обратить на них самое серьезное внимание и обеспечить всевозможную поддержку.
В связи с этим главной целью программы является:
- обеспечение устойчивого функционирования частных подворий и повышение их доходности;
- улучшение социальных условий и повышение жизненного уровня сельского населения в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности;
- защита экономических интересов владельцев частных подворий;
- создание организационных, экономических и социальных условий для развития частного семейного сектора землевладельцев;
- совершенствование механизма поддержки частного сектора землевладельцев;
- развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение частных землевладений;
- формирование рыночной, кредитно-финансовой, производственной и вместе с тем социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
- развитие самоуправления частного семейного сектора землевладельцев.
Данная цель должна быть достигнута путем реализации следующих задач:
- создание правовых, экономических и организационных условий для эффективной деятельности частных подворий и их организаций;
- увеличение занятости экономически активного населения на селе путем создания благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств, расширения сферы приложения труда сельского населения, повышения его доходов, уровня жизни и материального состояния;
- создание механизма финансово-кредитной системы частных подворий;
- формирование на селе эффективной производственной, торгово-закупочной, агросервисной и прочей деятельности - кооперативной и муниципальной инфраструктуры производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания частных подворий, закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, кредитования и страхования;
- развитие системы научного и информационно-консультационного обеспечения владельцев частных подворий.
Основные мероприятия, проводимые в рамках программы, направлены:
- на укрепление и развитие взаимовыгодных связей между коллективными хозяйствами и частными подворьями граждан, проживающих и работающих на селе;
- на устранение негативных явлений, мешающих увеличению объемов закупок продукции у населения;
- оказание организационной и правовой помощи в создании хозрасчетных кооперативов или муниципальных унитарных предприятий по закупке и реализации излишков сельскохозяйственной продукции у населения. Без помощи организованных предприятий малочисленные семьи не смогут вскопать, посадить и обрабатывать большие участки земли, перевезти корма и другие грузы, реализовать произведенную продукцию. За счет кормов, заготовляемых без использования техники, невозможно содержать достаточное количество скота и птицы, живого тягла.
Работу с частными подворьями предстоит строить не на регламентации и администрировании, а на основе существующих рыночных отношений, экономических методов, материальном стимулировании и активной поддержке кооперативных форм организации труда и обслуживания.
4. Правовые основы организации и функционирования частного подворья
Правовое регулирование ведения частного подворья осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, административным, уголовным, градостроительным и иным законодательством Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области.
В соответствии с перечисленными правовыми актами частные подворья являются формой ведения сельского хозяйства гражданами РФ на участках земли, предоставленных, приобретенных или полученных ими в собственность с целью удовлетворения собственных потребностей и производства товарной продукции.
Законодательная база Российской Федерации и Пензенской области позволяет развиваться частному подворью по следующим этапам:
1. Частное подворье как вспомогательное хозяйство, имеющее основной целью удовлетворение личных потребностей в продуктах питания.
2. Определение направленности в сельскохозяйственном производстве, поиск оптимального варианта взаимодействия с государственными и коммерческими структурами по развитию хозяйства и реализации излишков продукции.
3. Накопление личного капитала за счет активной продажи собственной сельскохозяйственной продукции, повышение рентабельности ее производства, вложение капитала в первичную переработку продукции, внедрение механизации и передовых приемов производства, активное использование наемного труда.
4. Вступление в члены кооператива, активное использование договорных отношений, разделение труда, тесная кооперация с организованными хозяйствами.
5. Переход в число фермеров - сельских предпринимателей, производителей товарной сельскохозяйственной продукции.
На каждом из этапов реализуются свои цели, каждому этапу оказывается поддержка.
Частное подворье - самостоятельная форма организации сельскохозяйственного производства без образования юридического лица, осуществляемая личным трудом гражданина, членов его семьи, а также иных лиц с использованием находящейся в их собственности или арендованной ими земли, другого движимого и недвижимого имущества как в целях удовлетворения собственных потребностей в произведенной продукции, так и для реализации ее другим потребителям на принципах личной экономической выгоды. Занятие частным подворьем может быть как дополнительным к основному, так и единственным видом деятельности граждан и основным источником их дохода. Ведение частного подворья могут осуществлять гражданин, члены его семьи (супруг, дети, родители, другие совместно проживающие родственники), а также иные граждане, принявшие решение о совместном ведении хозяйства.
Деятельность граждан по ведению частного подворья не относится к предпринимательской деятельности, за исключением случая, когда глава частного хозяйства зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Правовое регулирование ведения частного подворья осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, административным, уголовным, градостроительным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области.
Частное подворье является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, кооперативными и другими предприятиями и организациями различных форм собственности.
Основной целью и задачей частного подворья являются производство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей членов частного подворья. Членами частных подворий могут реализовываться излишки произведенной продукции на рынке, а также торговым, перерабатывающим и другим юридическим или физическим лицам.
Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность частного подворья со стороны государственных, общественных и кооперативных организаций не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Убытки, а также упущенная выгода, причиненные частному подворью в результате действия (бездействия) государственных органов или иных органов, а также предприятий, учреждений, организаций или должностных лиц, подлежат возмещению в установленном законом порядке.
Споры о возмещении убытков решаются судом.
Отношения частного подворья с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также с предприятиями, учреждениями, организациями строятся на основе договоров, соглашений и обязательств.
Земельные участки для ведения личного хозяйства могут находиться у граждан на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или срочного пользования, в том числе аренды.
Права на земельные участки для ведения личного хозяйства возникают на основании:
- решений органов государственной власти области и органов местного самоуправления и договоров с ними;
- договоров купли-продажи, мены, дарения и иных сделок с землей в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством;
- и на иных основаниях, предусмотренных действующим законодательством.
Право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды на земельные участки для ведения личного хозяйства подлежит в установленном порядке государственной регистрации.
Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного хозяйства из земель государственной и муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области. Сложившиеся на данный момент размеры приусадебных участков не подлежат сокращению в случаях превышения предельных норм без согласия собственника. В Пензенской области поощряется всемерное увеличение земельных наделов. С этой целью собственники земельных долей в сельскохозяйственных коммерческих организациях должны иметь возможность на выделение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в натуре.
С целью поощрения развития частного подворья и перерастания его в крестьянского хозяйство, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок должен выделяться дополнительным наделом, без учета земель личного подсобного хозяйства.
Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может состоять из приусадебного земельного участка и земельного участка, предназначенного для мелкотоварного производства (полевой земельный участок).
При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного хозяйства около жилого дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.
Граждане, осуществляющие ведение личного хозяйства, могут получать землю также в коллективное пользование для выпаса скота, сенокошения и для иного использования.
В жилой зоне поселения земельные участки для частного подворья по желанию граждан выделяются в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду, а за пределами жилой зоны поселения - на условиях долгосрочной аренды.
Граждане, получившие земельные участки для ведения частного подворья в пожизненное наследуемое владение или в бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц и земельных участков, выделенных за пределами жилой зоны поселений, должны иметь возможность предоставления и выкупа этих участков в собственность.
Передача земельных участков для ведения частного подворья в собственность граждан производится безвозмездно или на платной основе. Безвозмездно земельные участки предоставляются в собственность: гражданам, получившим их во владение или постоянное пользование до 6 марта 1990 года; сельским жителям в пределах норм, установленных органами местного самоуправления; при передаче гражданам земельных участков по наследству и в порядке дарения.
Частное подворье ведется, как правило, трудом его участников с возможным привлечением труда наемных работников для выполнения отдельных видов работ.
Лица, осуществляющие ведение частного подворья, по своему усмотрению и исходя из экономической выгоды определяют направление, характер и вид своей деятельности, структуру и объем производства, по взаимной договоренности избирают главу хозяйства, являющегося одним из дееспособных участников хозяйства, для совершения сделок и иных юридических действий. Решение об избрании главы хозяйства оформляется протоколом, подписанным всеми дееспособными лицами, ведущими личное хозяйство.
Глава частного подворья представляет интересы лиц, ведущих личное хозяйство, в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами и гражданами.
На имя главы частного подворья по его заявлению выдается документ о регистрации хозяйства в органах местного самоуправления.
Граждане, осуществляющие ведение частного подворья, могут вступать в договорные отношения в области производства, контрактации или поставок сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг с сельскохозяйственными и другими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими гражданами как непосредственно, так и через представляющие их интересы потребительские кооперативы, потребительские общества и иные юридические лица.
Сельскохозяйственные, перерабатывающие организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности могут заключать с лицами, уполномоченными на совершение сделок от имени участников личных хозяйств, взаимовыгодные договоры на откорм скота, производство и реализацию сельскохозяйственной продукции с оказанием услуг по обеспечению личных хозяйств молодняком скота, кормами и т.д.
В целях осуществления совместной деятельности по производству, переработке, хранению сельскохозяйственной продукции и ее реализации, а также по страхованию, кредитованию, материально-техническому и сервисному обслуживанию лица, осуществляющие ведение личных хозяйств, могут объединяться в хозяйственные общества и товарищества, сельскохозяйственные кооперативы, иные юридические лица, создавать ассоциации (союзы) личных хозяйств. При этом за лицами, ведущими личные хозяйства, сохраняются обязательственные права на имущество и иные объекты гражданских прав, внесенные ими в качестве доли (вклада, пая) в имущество указанных юридических лиц.
Собственник или владелец земельного участка, предоставленного для ведения личного хозяйства, вправе прекратить доступ посторонних лиц на земельный участок, огородив его или иным способом обозначив, что вход на указанный участок без его разрешения запрещается, за исключением случая обременения земельного участка сервитутом.
Для ведения личного подсобного хозяйства может быть использован труд наемных работников. Трудовые отношения и порядок оплаты труда наемных работников регулируются законодательством.
Граждане, для которых ведение частного подворья является основным или единственным видом деятельности, имеют право по желанию произвести государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать единый социальный налог, при этом зачет трудового стажа гражданам трудоспособного возраста, для которых ведение личного хозяйства является единственным источником дохода, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Период трудовой деятельности главы частного подворья, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, и наемных работников, привлеченных для выполнения работ по ведению хозяйства, являющихся лицами, на которых распространяется государственное социальное страхование, включается в общий трудовой стаж для назначения пенсии.
Граждане трудоспособного возраста, для которых ведение частного подворья является единственным источником дохода, признаются безработными при условии, что среднедушевой доход семьи, включая доходы от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в частном подворье, не превышает установленного прожиточного минимума для Пензенской области.
Граждане могут свободно, по своему усмотрению, реализовать произведенную сельскохозяйственную продукцию на муниципальных и иных рынках, перерабатывающим и заготовительным предприятиям, организациям через производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы и коллективные хозяйства.
Имущество граждан, ведущих частное подворье, может состоять из земельного участка, предоставленного, полученного или приобретенного ими для этих целей, скота, птицы, пчел, многолетних насаждений (кустарников, деревьев), жилых зданий, хозяйственных и иных строений и сооружений, сельскохозяйственной техники, оборудования, инвентаря, транспортных средств и иных материальных ресурсов, произведенной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Источниками формирования имущества частного подворья могут являться:
- денежные и материальные средства членов частного подворья;
- доходы, полученные от реализации произведенной продукции;
- доходы от деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, работающих в производственных и потребительских кооперативах, в других предприятиях и объединениях;
- доходы от ценных бумаг;
- дотации из бюджета и другие виды государственной поддержки;
- кредиты банков и других финансовых учреждений;
- благотворительные или безвозмездные взносы, пожертвования граждан и юридических лиц, в том числе имущество, полученное в порядке наследования, дарения либо на ином законном основании;
- скот и другие материальные средства, полученные от коллективных сельскохозяйственных предприятий в порядке натуральной оплаты или взятых в аренду;
- иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Совершенствование законодательной базы личных подсобных хозяйств должно быть направлено на формирование правовых условий для эффективной деятельности личных подсобных хозяйств.
5. Земельные отношения, совершенствование механизма землевладения и землепользования
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли.
Для частных подворий согласно ст.33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, будут устанавливаться правовыми актами органов местного самоуправления.
Предусматривается разработать и внедрить механизм залога земель, усовершенствовать порядок купли-продажи земельных участков и предоставления владельцам личных подсобных хозяйств дополнительных земельных участков (сверх установленных размеров) за счет земельных долей и фонда перераспределения земель.
Осуществится комплекс землеустроительных работ, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель.
Усилится контроль за использованием земель по их целевому назначению.
6. Направления развития частных подворий
В предстоящий период производство товарной сельскохозяйственной продукции в частных подворьях будет увеличиваться.
Ожидается прирост в частные подворья граждан из хронически неплатежеспособных коллективных сельскохозяйственных предприятий и увеличение удельного веса поголовья всех видов скота в подворьях.
На базе частных подворий продолжится создание сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, иных организационно-правовых форм, позволяющих защитить интересы сельскохозяйственного производителя. Наряду с установлением горизонтальных кооперационных связей будут возрастать связи интеграционные - в области переработки, реализации и агросервиса.
Основой стартового капитала кооперации станет материально-техническая база производственной инфраструктуры реформируемых экономически несостоятельных сельскохозяйственных организаций. Именно потребительские кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия должны стать основными поставщиками услуг личным подсобным хозяйствам.
Необходимо особое внимание уделить формированию и развитию сельской кредитной и страховой кооперации.
Основными направлениями частных подворий области являются развитие животноводства и овощеводства.
6.1. Развитие животноводства в частных подворьях
Производство продукции животноводства в частных подворьях является резервом увеличения объемов производства и реализации молока, мяса и мясо-молочной продукции в области.
Однако рост производства продуктов животноводства в частных подворьях населения тормозят:
- высокие цены на энергоносители, сельскохозяйственную технику, средства малой механизации, минеральные удобрения, комбикорма;
- низкая покупательская способность населения;
- крайне низкая цена реализации животноводческой продукции;
- несвоевременность расчетов за реализованную продукцию;
- отсутствие разветвленной сети специализированных организаций по закупке сельскохозяйственной продукции у населения;
- отсутствие четкой системы ветеринарного обслуживания скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах.
В целях наращивания производства продуктов животноводства необходимо осуществить ряд мер, которые обеспечат увеличение поголовья сельскохозяйственных животных для выращивания и откорма в личных подсобных хозяйствах граждан.
Эту задачу планируется решить путем:
- увеличения продажи населению молодняка крупного рогатого скота, свиней сельскохозяйственными предприятиями;
- увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через птицеводческие предприятия;
- передачи работникам сельскохозяйственных предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, молодняка телят и поросят на откорм и кормов в счет заработной платы;
- широкого внедрения натуральной формы премирования (телятами, поросятами, кормами) работников за получение и сохранность молодняка крупного рогатого скота и свиней, увеличение за счет этого объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Для повышения племенной ценности молодняка крупного рогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
- обеспечить организацию и работу в населенных пунктах, имеющих достаточно большое поголовье коров, пунктов по искусственному осеменению. А при их наличии в коллективных предприятиях - обеспечить свободный доступ к осеменению коров личных подсобных хозяйств;
- организовать выездное осеменение скота в деревнях и селах, имеющих небольшое поголовье;
- обеспечить ветеринарное обслуживание скота в личных подсобных хозяйствах в соответствии с действующим законодательством.
6.2. Развитие растениеводства
Главным товарным продуктом из растениеводческой продукции у населения является картофель. Удовлетворение потребности населения области в картофеле решается, прежде всего, за счет производства его на приусадебных участках, т.к. в коллективных сельскохозяйственных предприятиях посевные площади, в т.ч. сортовые посевы, резко сократились. Поэтому иссяк источник семян и для населения.
В связи с этим посадка картофеля населением проводится рядовыми семенами, что ведет к снижению урожайности и валовых сборов.
Для улучшения сортового состава семян картофеля предлагается возобновление семеноводства картофеля по следующей схеме, основанной на договорных отношениях:
- на базе опытных станций выращивать семена супер и супер-элиты картофеля для элитных хозяйств;
- элитные хозяйства в свою очередь выращивают семена элиты картофеля для сельскохозяйственных предприятий, населения, фермерских хозяйств.
Обеспечение населения семенами овощных и кормовых культур будет осуществляться через специализированные отделы магазинов г. Пензы и районных центров области.
Оказание практической помощи в приобретении минеральных удобрений, химических мелиорантов, средств защиты растений от сорняков, вредителей и болезней предполагается проводить по заявкам кооперативов и сельских администраций в районные службы защиты растений, областную станцию защиты растений.
7. Организация закупок сельскохозяйственной продукции у населения
Проблему закупок необходимо решать в двух аспектах:
- организация закупок сельскохозяйственной продукции у населения (см. рисунок "Схема реализации сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами");
- изыскание финансовых средств для кредитования и авансирования закупок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах.
Закупки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах планируется осуществлять следующим образом:
- через коллективные сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на территории данной сельской администрации;
- через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные владельцами частных подворий;
- через муниципальные предприятия по обслуживанию частных подворий;
- через индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств;
- непосредственно через предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции;
- через систему потребительской кооперации;
- на основе договора между владельцами личных подворий о совместной деятельности.
В целях увеличения закупок сельскохозяйственной продукции в частных подворьях Министерству сельского хозяйства и продовольствия области при утверждении перечня получателей субсидий необходимо ежегодно предусматривать квоты для личных подсобных хозяйств.
Схема 1
Схема реализации сельскохозяйственной продукции частными подворьями
/------------------\
/--------------| Частные подворья |--------------\
| \------------------/ |
| | | | |
| | | | |
/---------------\ | | | /---------------\
|Заготконторы | | | | | |
|потребительской| | | | | Молокосборщик |-\
|кооперации | | | | | | |
\---------------/ | | | \---------------/ |
/-----------------/ | \-----------------\ |
| /----------------------------\ | |
/---------------\ | Коллективные хозяйства, | /---------------\ |
|Муниципальные | |потребительские кооперативы,| |Молочный завод,| |
|рынки | | муниципальные предприятия, | |Мясокомбинат | |
\---------------/ | государственные унитарные | \---------------/ |
| предприятия | |
\----------------------------/ /---------------\ |
| |Молочный завод |-/
| \---------------/
/------------------\
| Молочный завод, |
| Мясокомбинат, |
| Оптовые рынки |
\------------------/
8. Государственная поддержка частных подворий
Органы государственной власти и органы местного самоуправления Пензенской области рассматривают развитие частных подворий граждан как неотъемлемую составную часть сельскохозяйственного производства, важнейшее направление реализации социальных программ, оказывают им поддержку путем создания и совершенствования правовой основы их деятельности, выделения бюджетных средств на возвратной основе.
Государственная поддержка частных подворий области направлена на создание благоприятных условий для их эффективной деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции в целях самообеспечения, продажи населению и в продовольственный фонд области.
В отношении личных подсобных хозяйств применяются все формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственная поддержка личным подсобным хозяйствам, прежде всего, оказывается на развитие сельскохозяйственного производства, кооперации по агросервисному обслуживанию, переработке и реализации продукции.
В случае выделения дотаций за реализованную в региональный фонд товарную продукцию по номенклатуре и ставкам, утвержденным постановлением Правительства области, дотации выплачиваются лицам, ведущим личные хозяйства, наравне с сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности.
Органы исполнительной власти области для развития частных подворий организуют работу по следующим направлениям:
- расширения услуг, предоставляемых государственными предприятиями и организациями по племенному, ветеринарному, агрозоотехническому, информационно-консультативному обслуживанию, включая продажу молодняка скота и птицы, семенного и посадочного материала сельскохозяйственных культур, кормов, удобрений и средств защиты растений;
- организации обеспечения теплом и электроэнергией, водой и горюче-смазочными материалами;
- субсидирование за счет средств бюджета Пензенской области разницы в процентных ставках по кредитам, привлеченным частными подворьями в коммерческих банках на приобретение сельхозтехники и скота для откорма;
- выделение пастбищных и сенокосных угодий;
- организация завоза органических удобрений в счет будущих поставок плодово-ягодной и овощной продукции;
- оказание зооветеринарных, агрономических, инженерно-технических и информационно-консультационных услуг;
- организация сельскохозяйственных кооперативов и других хозяйствующих субъектов по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, агросервисному обслуживанию хозяйств;
- обеспечение сбыта произведенной продукции;
- внедрение высокоэффективных, экологически безопасных технологий производства продукции;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
- выделение средств из государственного лизингового фонда на приобретение сельскохозяйственной техники, инвентаря, оборудования, а также племенного скота;
- организация системы обучения, повышения квалификации, выпуска учебной, справочной и просветительской литературы для лиц, осуществляющих ведение личного хозяйства;
- а также по другим направлениям, предусмотренным утвержденными программами.
Органы местного самоуправления могут за счет местных бюджетов осуществлять поддержку личных хозяйств, включая обеспечение хозяйств молодняком скота и птицы, кормами и транспортом по их доставке.
Гражданам, ведущим частное подворье, могут выделяться во временное пользование земельные участки для сенокошения и пастьбы скота из земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
Органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут организовать на имеющихся сенокосных и пастбищных угодьях сенокошение, пастьбу скота населения без закрепления их за конкретной семьей (гражданином).
Предприятия, организации и учреждения могут предоставлять в аренду или продавать гражданам имеющиеся пустующие производственные помещения, сельскохозяйственную технику и оборудование.
При недостатке земель для удовлетворения заявлений граждан, изъявивших желание вести личное хозяйство, органы местного самоуправления смогут обращаться в органы государственной власти с обоснованными заявками (ходатайствами) о выделении дополнительных земельных участков.
Земельные участки для указанных целей выделяются из земель запаса. При их отсутствии дополнительные участки могут быть предоставлены из земель сельскохозяйственных предприятий.
Средства государственной поддержки могут предоставляться частным подворьям на возвратной и конкурсной основе из бюджета области.
Дополнительно к бюджетным ресурсам предусматривается привлекать другие средства на развитие частных подворий, изысканные Правительством области, включая средства иностранной технической и гуманитарной помощи.
Одним из путей решения проблемы занятости населения может быть создание государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий и потребительских кооперативов по обслуживанию личных подсобных хозяйств.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством России о государственных и муниципальных предприятиях.
Для создания устойчивой тенденции роста сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах необходима соответствующая инфраструктура.
Одним из самых реальных и эффективных способов обеспечения развития частных подворий является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Образование потребительских кооперативов по обслуживанию сельского населения может происходить по самым разнообразным схемам. Выбор зависит от учредителей. Это могут быть чисто закупочные или многопрофильные кооперативы. Учредителями могут быть:
- только владельцы частных подворий;
- владельцы частных подворий совместно с главами крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственными предприятиями и другими юридическими лицами.
Кооперативы могут быть созданы путем выделения из существующих сельскохозяйственных производственных предприятий инициативных работников. Капитал формируется на основе суммы их имущественных паев.
Допускается большое многообразие форм и методов формирования и функционирования кооперативов.
Важнейшее значение в ходе создания и дальнейшей работы кооператива имеет наличие лидера - руководителя. Ими должны быть люди, адаптированные к современным экономическим условиям работы и требованиям законов рыночной экономики.
9. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
Система финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения частного семейного сектора землевладельцев и кооперативов направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства.
В отношении частного семейного сектора землевладельцев и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным производителям.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
- финансирование государственных мероприятий по ветеринарному обслуживанию;
- предоставление субсидий на приобретение элитных семян с/х растений для размножения и сортосмены;
- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территорий;
- финансовое обеспечение информационно-консультативного обслуживания, прикладных научных разработок, подготовки кадров и издание специальной литературы;
- развитие кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;
- строительство жилых домов для молодых семей, проживающих в сельской местности, либо желающих переехать на постоянное местожительство в сельскую местность;
- организация льготного автомобильного движения по специальным (сезонным) маршрутам на период с 1 мая до 1 сентября;
- предоставление субсидий на возмещение части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым ЛПХ в коммерческих банках;
- предоставление стимулирующих выплат пастухам, оказывающим услуги личным подсобным хозяйствам в летне-пастбищный период.
Возможными источниками финансирования Программы могут являться собственные средства, средства федерального бюджета, бюджета области и бюджетов муниципальных образований.
С целью координации деятельности по финансовому обеспечению государственной поддержки личного подворья будет рассмотрен вопрос о создании областного фонда "Частное подворье".
10. Научное и информационно-консультационное обеспечение владельцев частных подворий
Обеспечение потребности владельцев частных подворий в информационных и консультационных услугах будет осуществляться в рамках создаваемой единой областной информационно-консультационной службы.
Предусматривается ежегодное проведение областной и районных научно-технических конференций, семинаров по вопросам частных подворий, смотров-конкурсов, привлечение лучших достижений владельцев частных подворий к участию в ежегодной областной и районных выставках - ярмарках.
Проблемы частных подворий, их практический опыт и достижения будут регулярно освещаться в средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Для повышения уровня знаний и получения максимальной выгоды от вложенного труда в частном подворье предполагается провести ряд мероприятий, направленных на повышение уровня квалификации владельцев личных подворий.
11. Развитие самоуправления
Развитие частного семейного сектора землевладельцев будет проходить путем их объединения в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.
Органы самоуправления частного семейного сектора землевладельцев привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации федеральной, областной и местных программ социально-экономического развития, совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно-консультативного обслуживания данного сектора.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с частным семейным сектором землевладельцев на основе соглашений и договоров по совместной деятельности в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации и социального развития.
12. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее исполнения
Срок реализации программы рассчитан на 2002-2005 годы.
Программа будет реализовываться в тесной связи с государственной политикой в области реформирования агропромышленного комплекса и основными механизмами развития экономики Пензенской области.
Реализация мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров, интеграции интересов владельцев частных подворий с интересами предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и розничной торговли.
Программой предусматривается создание и соединение имеющихся отдельных элементов инфраструктуры по обслуживанию личных подворий в единую систему, позволяющую решать задачи поддержки личных подсобных хозяйств наиболее оптимальным способом.
Программа развития частных подворий области на 2002-2005 гг. предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:
- принятие законодательных, нормативных и правовых актов областного характера по вопросам создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и унитарных муниципальных предприятий по обслуживанию частных подворий;
- осуществление мер государственной поддержки развития частных подворий;
- оказание содействия в создании кредитных, страховых и других потребительских кооперативов по обслуживанию личных подсобных хозяйств;
- выработку экономического механизма деятельности частных подворий с учетом местных условий;
- привлечение сельскохозяйственных научно-исследовательских институтов, научных организаций и учреждений, высших и средних специальных образовательных учреждений к научному, информационно-консультационному и кадровому обеспечению;
- освещение положительного опыта развития наиболее эффективных и передовых частных подворий потребительских кооперативов и унитарных муниципальных предприятий по обслуживанию частных подворий через средства массовой информации, телевидение и радиовещание;
- разработка и реализация программ развития частных подворий муниципальных образований;
- оказание содействия и поддержка в создании, развитии и деятельности частных подворий, потребительских кооперативов и унитарных муниципальных предприятий по обслуживанию частных подворий;
- анализ итогов работы частных подворий, определение перспективы их развития с учетом местных условий и состояния производства сельскохозяйственной продукции:
- оказание содействия в приобретении техники, минеральных удобрений, оборудования, племенного скота, семян, в т.ч. на лизинговой основе;
- ежегодная паспортизация частных подворий.
Координацию деятельности органов исполнительной власти Пензенской области, других организаций инфраструктуры поддержки развития частных подворий области по выполнению мероприятий программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, которое определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия области контролирует ход выполнения программы.
Контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых и кредитных ресурсов на реализацию программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия области и Министерством финансов области.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия области ежегодно предоставляет Правительству Пензенской области информацию о ходе выполнения программы, состоянии и развитии личных подсобных хозяйств граждан.
13. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы "Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области на 2002-2005 гг." должна повысить роль личных подсобных хозяйств в обеспечении продовольственной безопасности области, в увеличении объемов производства товарной сельскохозяйственной продукции, позволит владельцам частных подворий внести соответствующий вклад в стабилизацию сельскохозяйственного производства на территории Пензенской области.
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и предприятий по обслуживанию частных подворий, организация их эффективной работы, рост объемов и видов оказываемых услуг позволят увеличить и стабилизировать долю личных подсобных хозяйств в производстве, переработке и сбыте сельскохозяйственной продукции. Кроме того, это закладывает основы сельской кооперации, включая кредитную и страховую.
Расширение сельскохозяйственной кооперации позволит:
- защитить и реализовать экономические и социальные интересы сельских товаропроизводителей посредством их самоорганизации и самодеятельности, т.е. за счет их собственных средств;
- осуществить мобилизацию и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы, особенно в первичных хозяйственных звеньях;
- организовать эффективные кооперативные формы инфраструктуры, обслуживающие сельское хозяйство, объединяющие различные стороны деятельности сельских товаропроизводителей, соединяющие интересы всех участников агропромышленного процесса;
- увязать дифференциацию доходов людей с результатами их деятельности, т.е. осуществить меры социальной справедливости, способствующие улучшению социального положения населения и ослаблению возросшей социальной напряженности;
- увеличить обеспеченность занятости сельского населения.
Реализация комплексных и целенаправленных мер позволит, по оценкам специалистов, в частных подворьях области в 2005-м году:
- увеличить посевные площади овощей с 10,3 тыс. га до 10,5 тыс.га; картофеля - до 51,5 тыс. га;
- увеличить валовой сбор овощей до 199,5 тыс. тонн, картофеля до 500,0 тыс. тонн;
- довести поголовье коров - до 93,9 тыс. голов, КРС - до 172,0 тыс. голов, свиней - до 100,7 тыс. голов, овец - до 105,2 тыс. голов; птицы - до 2560 тыс. голов;
- произвести 328,0 тыс. тонн молока, 49,9 тыс. тонн мяса скота и птицы в живом весе, 348,0 тонн шерсти;
- довести закупки в частном секторе в 2005 году: молока - до 120,0 тыс. тонн, мяса - до 25,9 тыс. тонн, картофеля - до 90,4 тыс. тонн, овощей - до 55,9 тыс. тонн;
- увеличить продажу населению посадочного материала плодовых и ягодных культур со 159 тыс. шт. в 2005 г. до 190 тыс. шт. плодовых культур и со 194 тыс. шт. до 205 тыс. шт.;
- увеличить продажу скота населению: КРС с 38,0 тыс. голов в 2001 г. до 40,0 тыс. голов в 2005 г., свиней с 43,7 тыс. голов до 50,0 тыс. голов;
- увеличить производство меда с 4729 ц в 2001 г. до 5140 ц в 2005 г.;
- за счет развития частных подворий достичь прироста товарной сельскохозяйственной продукции области на уровне 2-3% в год.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить развитие производственной деятельности частных подворий и создать условия для нормальной жизнедеятельности сельских жителей области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.